Дубоносова Е.А., Самсонова В.В. Творчество исландской художницы Рури как источник вдохновения для фешн-индустрии

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 

Образец ссылки на эту статью: Дубоносова Е.А., Самсонова В.В. Творчество исландской художницы Рури как источник вдохновения для фешн-индустрии // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 4 (20). С. 4.

УДК 7.036.2

ТВОРЧЕСТВО ИСЛАНДСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ РУРИ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ ДЛЯ ФЕШН-ИНДУСТРИИ 

Дубоносова Елена Александровна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, popadko73@inbox.ru, +7-495-684-25-30.

Самсонова Вера Валерьевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), декан Факультета дизайна и моды, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.

Аннотация. Объект исследования - творчество исландской художницы Рури, сыгравшей важную роль в становлении искусства Исландии. В ее творчестве авторы видят источник вдохновения для современных дизайнеров. Авторы доказывают, что помимо эстетического содержания, в работах Рури есть гуманитарная экзистенциальная составляющая. В статье показано как художница пыталась донести до человечества проблематику социальных аспектов, взаимоотношения человека и природы. Главный научный результат: по мнению авторов, творчество Рури побуждает к осмысленному использованию природных ресурсов, позволяет почувствовать планету как живой организм и переосмыслить общечеловеческие ценности.

Ключевые слова: искусство Исландии; дизайн; перформанс; природные ресурсы; мода.

THE WORK OF ICELANDIC ARTIST RURI AS A SOURCE OF INSPIRATION FOR THE FASHION INDUSTRY 

Dubonosova Elena Aleksandrovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), сandidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Design, popadko73@inbox.ru, +7-495-684-25-30.

Samsonova Vera Valerevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), Dean Of the faculty of design and fashion, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.

Abstract.  The object of the research is the work of the Icelandic artist Ruri, who played an important role in the formation of Icelandic art. In her work, the authors see a source of inspiration for contemporary designers. The authors argue that in addition to the aesthetic content, Ruri's works have a humanitarian existential component. The article shows how the artist tried to convey to humanity the problems of social aspects, the relationship between man and nature. The main scientific result: according to the authors, Ruri's work encourages a meaningful use of natural resources, allows you to feel the planet as a living organism and rethink universal human values.

Key words: art of Iceland; design; performance; Natural resources; fashion.

Введение

Современное состояние моды постоянно ищет что-то новое. Мода исследует себя от начала и до конца, модифицируясь, она все время идет вперед к новым взглядам и трансформациям образов. Модные элементы одежды, как правило, имеют прямые аналоги в прошлом. И таковыми могут являться предметы искусства, в том числе произведения исландской художницы Рури.

Цель исследования – показать творчество исландской художницы Рури как один из источников вдохновения для современных дизайнеров.

Методы исследования

В процессе работы применялись следующие методы исследований -  теоретический сравнительный анализ, классификация, методы натурных исследований - фотофиксация, зарисовки, наблюдения; ретроспективный анализ - исторический анализ объекта проектирования; графоаналитические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

«Исландцы — творческие люди. Самые популярные специальности в этой стране – художник, музыкант и дизайнер. Исландцы уверены, что каждый из них в душе художник, поэтому интерьер квартиры, дизайн платья они предпочитают придумывать самостоятельно», - отмечает в одной из своих последних работ эксперт по межкультурным коммуникациям А.Б. Оришев [2, с. 42]. И, тем не менее, современное исландское искусство – тема относительно мало изученная. В мировой научной периодике последних лет ей посвящено всего несколько статей [7, p. 239-250; 8; 9, p. 544-555; 10, p. 311-323]. Явно недостаточно внимания уделяют ей и отечественные исследователи [4, 5, 6]. Настоящая публикация представляет попытку восполнить этот пробел.

Исландская художница Рури родилась в Рейкьявике в 1951 г. (рисунок 1). Она стала активным художником с 1970-х гг., и ее обширное художественное творчество состоит из произведений, выступлений, инсталляций и т.д. Рури известна своим разнообразием и выражением себя в разных СМИ. У людей могут быть разные побуждения, чтобы выражать себя художественно. И для Рури искусство – это язык. Она выражает себя теми способами, которые не жизнеспособны через письменное или устное слово. Она поднимает вопросы о жизни и существовании, о космической согласованности. Художница бросает вызов относительности объектов и явлений и задает систему координат, которую человек создал для структурирования своего окружения. Искусство Рури не может быть классифицировано и помечено, оно проявляется в самых разных формах: иногда первоклассно по дизайну, а затем непостижимо поэтично, оно поочередно ставит нас в роль обычного зрителя или активного участника. Ее работы концептуальны, в том смысле, что они связаны с точными идеями и основаны на теории или восприятии, но все они имеют осязаемый и сенсорный характер. Большинство ее проектов ориентированы на активное взаимодействие с публикой, на реальную социальную работу, вовлечение зрителя в процесс.

Творчество Рури имеет экологически позитивную направленность [1, с. 214]. Как и у большинства исландских художников, оно формировалось на разнообразных и необычных для Европы ландшафтах, и сагах Исландии, отражая их абстрактно, объемно и безо всякого фольклоризма. Рури является одной из художников, активно интересующихся социальными и политическими проблемами страны и мира в целом. Не удивительно, но даже для родной страны, она является новым явлением. Ее работы часто имеют названия, относящиеся к объектам, находящимся в опасности или под угрозой исчезновения. Некоторые из них представляют собой крупномасштабные видеоустановки с аудио, а некоторые – интерактивные; другие – фотографические установки или видеоэффекты со звуком. К таким относятся и ее масштабные проекты, один из которых художница представляла в 2003 г. на венецианском биеннале в исландском павильоне под общим названием «Endangered Waters». Для реализации этого проекта ей пришлось продать свою землю.

Перформативный проект Rúrí назывался «Vocal», с live-sound и огромной проекцией в обширном пространстве был представлен на биеннале в Венеции, затем в Швеции, а также и в своей стране и собрал при этом огромную публику (рисунок) [3, с. 75].



Это была крупномасштабная мультимедийная установка с несколькими видеопроекциями на больших прозрачных экранах и интерактивным звуком. Тема выставки была сосредоточена вокруг четырех водопадов Dettifoss, Selfoss, Tofrafoss и Urridafoss. Всем им угрожало исчезновение из-за построенной плотины, строительству которой способствовали власти Исландии. Один из этих водопадов, Tofrafoss, все же исчез под растущими водами огромного водохранилища.

«Water Vocal – Endangered III» состояла из шести видеоканалов, спроектированных на многослойных экранах и многоканального интерактивного звука. Пространственная среда вызывает ощущение высокого ограждения, но одновременно есть намек на лабиринт. Размеры установки составляют, примерно, 12 на 12 метров и высотой 4,8 метра.

В течении последующих лет Рури создала серию работ, посвященных изучению феномена воды в ее многообразных аспектах. Эти работы были широко показаны во всем мире и включают в себя ряд «Vocal».

Одна из таких мультимедийных работ была представлена на фестивале в художественном музее Рейкьявика в 2008 г. и называлась «Vocal IV» (рисунок 3). Работа была создана в сотрудничестве с композитором Йоханном Йохансоном и сопровождалась хором исландской звуковой поэзии. Это произведение одно из самых сложных в данной серии работ, которую Rúrí начала еще в 2005 г.



Если придаться воображению, то глубина идей этих инсталляций поражает и, несомненно, вдохновляет. Подобный подход к творчеству весьма необычен, но для Рури это способ выражения своего видения мира. Словно глотком свежего воздуха стали эти работы на этапе создания проектируемой коллекции.        Завершающей из этой серии работ была выставка «Fount – Vocal VII», организованная по заказу Фестиваля искусств Рейкьявика в 2015 г., специально для зала Harpa`s Northern Lights.

Название работы имеет отношение к источнику и основанию жизни на Земле и к событиям текущего времени. Эта работа была также крупномасштабна, как и предыдущие, и объединяет в себе установку, многоканальное видео, оригинальную музыку, движение, текст и голоса.

Творчество Рури не заключается только в инсталляциях выставочного формата. Она работает как строитель искусства, материализуя свою философию в скульптурные объекты. Один из таких можно увидеть, выходя из международного аэропорта Кефлавик в Рейкьявике.  Установлена она была в 1991 г. Высота скульптуры составляет 24 метра, она выполнена в технике витража из нержавеющей стали и цветного стекла. Название ее угадывается не вооруженным глазом, даже не знающему ни чего об этой скульптуре и ее создателе. С первого взгляда любой в ней увидит «Радугу» (рисунок 4).



Сама Рури говорит об этом творении так: «Мне нравится думать о «Радуге» как о незавершенном строительстве, представлять, что, может быть, однажды – через сто или одну тысячу лет или около того – кто-то может решить продолжить мою работу. Строительство будет подниматься все выше и выше в небо, затем оно может прекратиться и снова начаться … пока, наконец, она не станет полной радугой.» И действительно, скульптура выглядит, как бы, не завершенной, но в этом и был замысел художника.

Еще одна инсталляция Рури, вновь связанная с водами Исландии, называется Aqua Silence. Она была представлена на семи светодиодных стелах перед штаб-квартирой OSRAM в Мюнхене. Установлены они были в 2009 г., как бесшумная последовательность изображений воды во всех ее различных формах: океанических волнах, водопадах и ледниках. Изображения выглядят мощно и поэтически. Гораздо менее спокойным является само послание Рури, которая в своей работе рассматривает хрупкие отношения между человеком и природой. Эта работа концептуальна – она говорит о времени и безвременности.



Одну из своих знаковых работ Рури продемонстрировала в необычной форме. Это была инсталляция-перформанс, проведенная в 2014 г., но основывалась она на идеях установки 1983 г. «Радуга». Последняя приобрела порядковый номер, как это любит делать Рури – «Радуга I-IV».

Радуга была выполнена из хлопкового полотна, с нанесенной на нее струйной печатью и крепилась на изогнутое древко высотой 1700 см. Перформанс происходил за пределами Рейкьявика, в пространстве безмолвного очарования природы. Радуга, как бы, материализовалась из синевы неба. Задержавшись на несколько мгновений, она вдруг исчезла в огне так же внезапно, как и появилась. И это был очередной призыв художницы сберечь уникальную природу Исландии. Но на том месте все же вырос город … и там, где стояла «Радуга» теперь стоят жилые дома. Никто не может приблизиться к радуге, никто не может ее потрогать, она не постижима для понимания, но для большинства людей радуга имеет особое значение.

Выводы

В работах Рури чувствуется особая связь с природой, особое ее притяжение. Не вдохновляться ей, не творить ее проявления в различных формах, ни кричать о ней, просто, невозможно. Но, как и любой другой уголок планеты, исландская природа нуждается в защите. На ее оборону встало искусство, которое на мировом уровне, на примере Исландии, призывает человечество к разумности. Рури стоит в рядах таких защитников. Ее выставки с видеоартом, посвященные воде и льдам, показывают другое искусство, не характерное обыденному восприятию. Зачастую, она находит формы выражения своего мировоззрения в инсталляциях и перформансах, которые в Исландии она начала делать первая. Многие ее работы сопровождаются звуковыми сопровождениями, которые осуществлялись при поддержке специалистов. При этом хочется заметить, что в Рейкьявике сложно найти художника, который бы не писал музыку, не играл в группе или хотя бы не экспериментировал со звуком в своих перформансах или видеоработах. Исландские музыканты при этом снимают клипы, напоминающие видеоарт, и показывают их публике в музеях и галереях. Возможно, этим и объясняется не обычный формат искусства Рури.

Творчество Рури обширно, но в этой статье освещаются, лишь, те работы, которые оказали влияние на создание проектируемой коллекции в рамках научно-исследовательской работы «Разработка авторской коллекции под влиянием творчества Ruri».  Подтверждающих источников о том, что ее творчество оказало влияние на моду не было найдено. Маловероятно, что Рури имела когда-либо к моде какое-то отношение, но энергия ее творчества задала вектор для проектируемой коллекции. В связи с этим следует отметить, что вода неизменно присутствует в работах исландской художницы — будь то перформансы со звуками водопадов, инсталляции в виде радуги или многие другие ее работы. Вода во всех ее проявлениях прослеживается на протяжении всего творчества Рури. Для художницы родная природа является источником вдохновения. Изучив и проникнувшись ее творчеством, наше внимание невольно приковывается к тому же объекту – воде, а точнее к рекам Исландии. Однако это уже предмет для нового исследования.

 Список литературы 

  1. Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. 374 с.
  2. Оришев А.Б. Исландцы: социокультурный портрет // Вестник экспериментального образования. № 1 (22). С. 42-53.
  3. Петров В.О. Музыкальный акционизм: перформанс, хепенинг, мультимедийное событие // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские научные чтения», г. Волгоград, 17—19 апреля 2008 г. В 2 кн. Кн. 1: Музыковедение. Волгоград: ООО «Экспо», 2010. С. 37—61.
  4. Скандинавские чтения 2000 года. Сборник статей. СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунтскамера) РАН, 2002. 606 с.
  5. Скандинавские чтения 2008 года. Сборник статей. СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунтскамера) РАН, 2010. 589 с.
  6. Чукуров А.Ю. Состояние мира: одновременность. СПб: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2011. 199 с.
  7. Johannsdottir A. Exile, Correspondence, Rebellion - Tracing the Interactive Relationship between Iceland and Dieter Roth // Cultural History of the Avant-Garde in the Nordic Countries 1950-1975. 2016. Volume 32. p. 239-250.
  8. Sea fairy tales: laanemere maade kunstnike naitus / Juta Kivimae. Tallin, 2011. 106 p.
  9. Porbergsson M.P. Leiksmi partial derivative jan - Collaborating on a New Theatre // 2016. Volume 32. p. 545-555.
  10. Runolfsson H.B. SUM - The Flux in Iceland // Cultural History of the Avant-Garde in the Nordic Countries 1950-1975. 2016. Vol. p. 311-323.

References

  1. Groys B. Utopiya i obmen (Utopia and exchange). M.: Znak, 1993. 374 p.
  2. Orishev A.B. Islandtsy: sotsiokulturnyy portret (Icelanders: a social and cultural portrait of), Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya, 2020, № 1 (22), p. 42-53.
  3. Petrov V.O. Muzykalnyy aktsionizm: performans, khepening, multimediynoe sobytie (Musical actionism: performance, happening, multimedia event), Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «VII Serebryakovskie nauchnye chteniya», g. Volgograd, 17—19 aprelya 2008 g. V 2 kn. Kn. 1: Muzykovedenie. Volgograd: OOO «Ekspo», 2010. p. 37—61.
  4. Skandinavskie chteniya 2000 goda (Scandinavian readings 2000). Sbornik statey. SPb: Muzey antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kuntskamera) RAN, 2002. 606 p.
  5. Skandinavskie chteniya 2008 goda (Scandinavian readings 2008). Sbornik statey. SPb: Muzey antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kuntskamera) RAN, 2010. 589 p.
  6. Chukurov A.Yu. Sostoyanie mira: odnovremennost (State of the world: simultaneity). SPb: Tsentr nauchno-informatsionnykh tekhnologiy «Asterion», 2011. 199 p.
  7. Johannsdottir A. Exile, Correspondence, Rebellion - Tracing the Interactive Relationship between Iceland and Dieter Roth, Cultural History of the Avant-Garde in the Nordic Countries 1950-1975, 2016, Volume 32, p. 239-250.
  8. Meremuinasjutud. Sea fairy tales: laanemere maade kunstnike naitus / Juta Kivimae. Tallin, 2011. 106 p.
  9. Porbergsson M.P. Leiksmi partial derivative jan - Collaborating on a New Theatre, Cultural History of the Avant-Garde in the Nordic Countries 1950-1975, 2016, Volume 32, p. 545-555.
  10. Runolfsson H.B. SUM - The Flux in Iceland, Cultural History of the Avant-Garde in the Nordic Countries 1950-1975, 2016, Vol. 32, p. 311-323. 

Рецензент:

Уваров Виктор Дмитриевич - Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Uvarof Victor Dmitrievich - Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Работа поступила в редакцию: 10.09.2020 г.
наверх