Юров С.С. Частный университет как модель предпринимательского университета

Образец ссылки на эту статью: Юров С.С. Частный университет как модель предпринимательского университета // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 3 (19). С. 15.

УДК 378.111
ЧАСТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Юров Сергей Серафимович

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), ректор, главный редактор журнала «Бизнес и дизайн ревю», +7 (495) 684 2526, inobe@obe.ru.  

Аннотация. В статье приводится определение предпринимательского университета и рассматривается модель функционирования предпринимательского университета на примере АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». Приводится краткое описание истории создания института. Анализируется современная модель деятельности института, включая финансовые и академические аспекты. Рассматриваются принципы построения учебного процесса по реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования и влияние на учебный процесс государственных образовательных стандартов. Показывается значение общественно-профессиональной аккредитации университета. Рассматривается отличие ментальности российских и западных студентов и их влияние на образовательные модели отечественных и зарубежных университетов. Формулируются основные образовательные цели современного профессионального образования. Показывается необходимость введения новых практических дисциплин. Описываются методы мотивации студентов. Анализируется влияние особенностей квалификации профессорско-преподавательского состава на качество подготовки выпускников.

Ключевые слова: миссия университета; финансовая и академическая модель; образовательные стандарты; аккредитация; специалитет; бакалавриат; ментальность. 

PRIVATE UNIVERSITY AS A MODEL OF AN ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY 

Yurov Sergey Serafimovich 

 Institute of Business and Design (B&D), MoscowRussia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), rector, Chief Editor of the magazine «Business and design review», +7 (495) 684 2526, inobe@obe.ru. 

Annotation. The article provides a definition of an entrepreneurial University and considers the model of functioning of an entrepreneurial University on the example of the Institute of Business and Design. A brief description of the history of the Institute is provided. The modern model of the Institute's activity, including financial and academic aspects, is analyzed. The article considers the principles of building the educational process for implementing the main educational programs of higher professional education and the impact of state educational standards on the educational process. The value of social and professional accreditation of the University is shown. The article considers the difference between the mentality of Russian and Western students and its influence on the educational models of domestic and foreign universities. The main educational goals of modern professional education are formulated. The necessity of introducing new practical disciplines is shown. Methods of motivating students are described. The article analyzes the influence of the characteristics of the qualification of the teaching staff on the quality of training of graduates.

Key words: mission of the university; financial and academic model; educational standards; accreditation; specialty; bachelor's degree; mentality.

Введение

«Согласно Адаму Смиту, университеты производят частное благо в виде капитализируемого знания, которое можно продать. Наполеон Бонапарт добавил, что университеты еще должны производить и социально значимое благо в виде некоторых функций, которые нужны не только конкретному человеку для его зарплаты и работы, но и государству. Великая хартия университетов добавляет к миссии университетов еще одно общественное благо, которое они производят — создание и распространение культуры или системы ценностей и поведенческих установок, которые оказывают влияние на экономику, политику, торговлю и т.д.» [Цит. по: 2].

Цель исследования – дать анализ современной модели деятельности АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», включая финансовые и академические аспекты, показать значение общественно-профессиональной аккредитации университета и необходимость введения новых практических дисциплин, сформулировать основные образовательные цели современного профессионального образования.

Методы исследования

В холе работы над статьей были использованы следующие методы: структурный, функциональный анализ, моделирование и экстраполирование.

Результаты исследования и их обсуждение 

Миссия университетов. Предпринимательский университет

В частном университете совмещается предпринимательство с указанной ранее миссией университета. Предприниматель – физическое или юридическое лицо создает и развивает своими усилиями и на свои средства университет, который должен выполнять указанную выше миссию. Созданный таким образом университет, самостоятельно обеспечивающий финансами выполнение своей миссии, является предпринимательским университетом. Необходимо подчеркнуть важность двух положений, характеризующих предпринимательский университет. Во-первых, университет «должен выполнять миссию университета», потому, что в противном случае, цель деятельности созданного университета не будет достигнута. Во-вторых, университет должен самостоятельно управлять своими финансами, которых должно быть достаточно для обеспечения выполнения миссии университета.

Поэтому основная цель предпринимательского университета – дать возможность получить всем желающим высшее профессиональное образование для успешного трудоустройства и внесения определенного прогрессивного вклада в развитие бизнеса, науки, экономики и культуры достигается на основе принципов самоуправления и самоокупаемости. Далее обсуждаются некоторые идеи, присущие образовательной модели предпринимательского университета на примере АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», работающего в течение 25 лет в сфере высшего профессионального образования [5, с. 3-5].

Немного истории. Региональный центр

В середине 90-х прошлого века в России открылось окно для создания негосударственных образовательных учреждений, в том числе частных университетов. Образовалось множество институтов, выдающих диплом о высшем образовании со сроком обучения от двух до шести лет. Вскоре в научной литературе появились и статьи, в которых поднимались самые разные вопросы, связанные с их существованием [3, с. 140-146; 4, с. 46-63; 6, с. 16-21; 7, с. 22-26].

В эту эпоху перемен при переходе от «социализма» к «капитализму» менялись и образовательные концепции. В созданном прародителе современного Института бизнеса и дизайна (далее – Институт), на начальном этапе, в условиях отсутствия возможности выдачи признаваемого диплома о высшем образовании, была выбрана следующая образовательная стратегия:  Институт стал готовить студентов в области бизнес-образования (менеджмент, маркетинг, финансы) по традиционным российским программам высшего образования Московского экономико-статистического института (МЭСИ) и по зарубежным программам бакалавриата Британского открытого университета (ОУ). В правовом аспекте Институт стал Московским региональным центром МЭСИ и ЛИНК (образовательного учреждения в г. Жуковский - эксклюзивного, в то время, распространителя образовательных программ ОУ в России). Институт самостоятельно набирал студентов, подбирал преподавателей, организовывал и проводил процесс обучения. Защита дипломов осуществлялась в экзаменационных комиссиях, состав которых формировали упомянутые головные образовательные организации. Они же выдавали выпускникам дипломы об образовании. Таким образом, в течение шести лет Институт приобретал бесценный опыт по организации и проведению учебных процессов, как по отечественным, так и по зарубежным программам высшего профессионального бизнес-образования и сформировал образовательную модель своей деятельности. Это позволило Институту уверенно перейти к самостоятельной образовательной деятельности в сферах управления бизнесом и дизайном. 

Финансово-академическая модель Института. Некоторые замечания о государственной и общественной аккредитации

Реализация качественного высшего профессионального образования требует от университета существенных финансовых затрат, которые должны быть кем-то оплачены [8, с. 57-60].

Финансово-академическая модель Института, имеющего правовой статус автономной (самостоятельно управляемой) некоммерческой (не распределяющей прибыль среди акционеров) организации характеризуется следующими основными параметрами.

  1. Финансовые.

Оплата образования студентов должна обеспечивать покрытие всех операционных расходов института. Поступления финансовых средств от научной и проектной деятельности, государственных заказов, доходы от инвестиций в стартапы, помощь спонсоров и т.п. являются важными доходами, дополняющими бюджет института. Выручка факультета распределяется в пропорции: не более 40% -  фонд оплаты труда всех работников факультета, не менее 60% - фонд института.
Фонд оплаты труда преподавателей  Института, как правило, должен соответствовать фонду оплаты труда административно-управленческого персонала.

  1. Академические.

Направление профессиональной подготовки разделяется на профили обучения. Содержательную часть основной образовательной программы профиля («мейджор»), т.е. перечень дисциплин и формируемые ими компетенции и навыки определяют руководители профилей, исходя из требований рынка. При этом у студента есть возможность взять по своему желанию дополнительные дисциплины из других образовательных программ («майнор»).

Кафедра, объединяет профили в рамках одного профессионального направления и обеспечивает формальное соответствие образовательной деятельности требованиям государственных образовательных стандартов [9, 10] и других нормативных документов (требования к квалификации преподавателей, наличия у них ученых степеней и званий, количество публикаций, цитирования, проведенных научных мероприятий и т.п.).
Деканаты осуществляют административное управление преподавателями и студентами.

Качество подготовки выпускников объективно оценивается приглашёнными экспертами и представителями реального бизнеса на открытых просмотрах итоговых работ студентов за семестр, а также на открытых защитах выпускных дипломных работ перед аттестационной комиссией, состав которой формируется из внешних экспертов, не работающих в институте.

В этой модели академическая и воспитательная работа со студентами осуществляется на двух уровнях: на профессиональном - в профилях и на организационном – в деканатах.

В профилях, помимо проведения учебных занятий осуществляется профессиональное развитие студентов: выполнение творческих проектов, проведение мастер-классов, подготовка к участию в профессиональных конкурсах, конференциях и т.п. В каждый профиль вводится должность менеджера-куратора, который является помощником руководителя профиля по организации профессиональной работы со студентами.
В деканатах контролируется выполнение студентами договорных обязательств и стимулируется их участие в общеинститутских общественных мероприятиях.

Таким образом, с точки зрения содержания образования, «профили» отвечают за актуальность и качество полученных выпускниками профессиональных компетенций и навыков, за связь с реальным бизнесом (общественно-профессиональную аккредитацию), кафедры и деканаты - за соответствие образовательных программ и преподавателей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и связь с госорганами управления образованием (государственную аккредитацию).
На основании этой модели институт формирует план набора студентов, зарплаты преподавателей и администрации, затраты на техническое оснащение инфраструктуры и, в конечном счете, определяются затраты и стоимость обучения одного студента.

Работа Института в соответствии с описанной моделью выявила два существенных момента. Во-первых, так называемые «бюджетные места» не полностью покрывают затраты на обучение студента, поскольку за каждое бюджетное место вузам сегодня выделяется 50 тыс. руб. в год, а реальные затраты на обучение одного студента в Институте составляют 250 - 300 тыс. руб. в год.

Во-вторых, выполнение институтом требований государственных образовательных стандартов не интересует реальный бизнес, особенно в креативных областях деятельности, для которых институт готовит специалистов. Поэтому институт вынужден нести дополнительные затраты, связанные с выполнением всех требований государственных образовательных стандартов, исключительно для получения студентами и преподавателями льгот, которые дает статус вуза, имеющего государственную аккредитацию.

В качестве иллюстрации последнего утверждения можно привести следующий пример из жизни института. После 16 лет успешной работы и прохождения трех государственных аккредитаций, при проверке в 2017 г., за незначительные недочеты в документации институт лишили государственной аккредитации. В то время у вузов отсутствовала возможность апелляции подобных решений [1]. Институт потерял 30% студентов и около 40% потенциальных абитуриентов, отвернулись от института из-за отсутствия льгот, получаемых аккредитованным вузом от государства. Естественно, это сильно ударило по экономике Института, затормозило его развитие. Но благодаря репутации вуза с качественным, практико-ориентированным образованием институт сохранил основной контингент своих студентов. В 2019 г. институт не только вернул государственную аккредитацию, но и получил общественно-профессиональную от Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР). 

Студенты – главный потенциал вуза. Отличие ментальности студентов влияет на образовательные модели отечественных и зарубежных университетов. Нулевой курс - профориентация и адаптация к учебе в институте. Основные задачи воспитания - формирование самостоятельного мышления, креативности и умения работать в команде. Гранты. Бизнес-практика. Встречи с выпускниками.

Испанец Ортега-и-Гассета высказал следующие суждения, связанные с миссией университетов. Во-первых, он сказал, что университеты нужны не потому, что студенты разумны, а потому, что они недостаточно разумны: иначе бы они обучились сами. Во-вторых, он сказал, что университет среднему человеку пытается дать высшее образование и сделать из него классного специалиста. При этом университет неотделим от науки, но у среднего человека нет никаких причин становиться ученым. Наука в университете нужна, но для чего-то другого, потому что очень малая доля заканчивающих университеты становятся учеными» [2].

Первое утверждение Ортеги-и-Гассета можно дополнить тем, что даже очень разумные студенты, чтобы обучаться самостоятельно должны иметь сильную мотивацию к учебе, и при этом, у них так и останется не решенной проблема социализации. Студенты, учащиеся в университете получают сильную мотивацию учиться не только благодаря общению с преподавателями и итоговым оценкам в зачетной книжке и в академических ведомостях, но также - от внеакадемического общения в стенах университета, во время учебных и факультативных мероприятий, как профессиональных, так и развлекательных. Подобная социальная мотивация, как правило, отсутствует при онлайн обучении, поэтому полностью обучаться онлайн даже «разумным» студентам трудно.

В сферах менеджмента, маркетинга, рекламы, связей с общественностью, управления финансами предприятий и т.п., наука является эмпирической, т.е. ее выводы о закономерностях формулируются исходя из практического опыта бизнес-деятельности и могут меняться со временем при изменении бизнесов. В творческих университетах, о науке, как правило, не говорят. Таким образом, университет нужен всем «разумным» и «недостаточно разумным», но желающим и способным получить высшее профессиональное образование студентам, а для тех, кто хочет стать ученым, требуется особая образовательная траектория, которая может быть не в каждом предпринимательском университете.

Является аксиомой утверждение, что чем больше «разумных» студентов обучается в университете, тем выше статус университета. Отсюда важность набора способных абитуриентов в университет и удержания их для обеспечения конкурентоспособности вуза на отечественном и мировом уровнях.

Российские абитуриенты, как правило, на два года моложе западных. Кроме этого, в России школьная и социальная среды, в которых школьники готовятся к статусу абитуриента, отличаются от зарубежных, что приводит к очевидным ментальным различиям, поступающих в университеты абитуриентов. Наши абитуриенты, как правило, еще социально незрелы, привыкли слушаться учителей и родителей, западные – более самостоятельны и социально зрелы в своих целях и действиях. Западные университеты предлагают своим студентам самостоятельно выбрать персональную образовательную траекторию, т.е. дисциплины, которые они хотят изучать. Не редки случаи, когда студенты, обучающиеся по одному профессиональному направлению, ни разу не встречаются в аудиториях университета из-за выбора разных дисциплин. В результате бакалавры западных университетов получают выбранный по своему желанию набор профессиональных компетенций и навыков для дальнейшего углубления их в магистратуре или в практическом бизнесе. Такая образовательная модель, базирующаяся на понятиях «мейджор» и «майнор», не подразумевает выполнение университетами никаких обязательных государственных образовательных стандартов, «спускаемых» университету из органов управления образованием.

Учитывая психологию отечественных абитуриентов и традиции специалитета - образовательной модели, существующей в России до введения Болонской системы, большинство российских университетов, как правило, предлагают абитуриентам выбрать образовательную программу, составленную университетом на основе квалификационных требований государственных образовательных стандартов по соответствующему направлению профессиональной подготовки с определенной вариативностью учебных дисциплин. Поэтому, введение Болонской системы принципиально не изменило подход к формированию образовательных программ в отечественных университетах. Проблема заключается в том, что государственные стандарты высшего профессионального образования разрабатываются и утверждаются в течение нескольких лет, а квалификационные требования рынков труда к выпускникам могут существенно меняться, даже в течение одного года.

Современный мир – это мир быстро меняющихся индустрий и технологий. Сегодня актуальными являются образовательные программы, сформированные на стыке отраслей знаний. Для работы в креативных индустриях институт создает и актуализирует современные образовательные программы: «Менеджмент в дизайн-бизнесе», «Бренд-менеджмент», «Коммуникационные технологии в рекламе», «Цифровой дизайн» и др.
При реализации своих образовательных программ институт уделяет большое внимание социализации студентов, развитию у них самостоятельного мышления и инициативы. Более того, для школьников выпускных классов институт ввел, так называемый, нулевой курс, на котором будущие абитуриенты получают не только необходимые для продолжения обучения на первом курсе института знания и проверяют обоснованность выбора своей будущей деятельности, но и учатся ориентироваться в вузовской атмосфере.

Максимально развить способности студентов можно только в условиях, приближенных к индивидуальному обучению и при наличии нескольких наставников для получения студентом многообразия подходов к решению творческих задач. Большие студенческие потоки не сложно обучать каким-то теоретическим знаниям, читая им лекции и раздавая списки учебных пособий. Такое обучение, даже с большей эффективностью, может быть заменено онлайн курсами. Но подготовить студента к реальной практической деятельности, научить его видеть прорывные бизнес - идеи, уметь их капитализировать, работая в команде, возможно лишь в среде, максимально приближенной к атмосфере рабочего творческого коллектива.
Для создания такой среды институт разработал и успешно применяет инновационную образовательную технологию - «Бизнес - практика». На занятиях по бизнес-практике студенты, начиная с 1-го курса, учатся работать в командах, решая практические задачи, которые им ставят руководители или топ-менеджеры бизнес-компаний, владельцы агентств и дизайн-бюро. Они же оценивают результат на защитах студенческих проектов.
Решение практических задач реального бизнеса на основе полученных теоретических знаний в атмосфере бизнес - инкубатора позволяет развить у студентов, наряду с профессиональными навыками, креативность, воображение, инициативу и лидерство. В этой образовательной технологии бизнес не просто принимает участие, он в ней – главный оценщик качества подготовки.

Дополнительной мотивацией студентов к развитию инициативы и своего творческого потенциала является введённая в институте система грантов на бесплатное обучение. Институт выделяет около 10% от своего дохода на финансирование образования тех студентов, которые учатся на «отлично» и, главное, активно участвуют в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях и т.п. Таким образом, институт выращивает талантливых студентов не зависимо от их материальных возможностей оплачивать обучение. Дополнительным преимуществом такого подхода является здоровая конкуренция студентов за гранты на всем протяжении их учебы, что помогает им психологически адаптироваться к конкурентной профессиональной среде, в которую они попадают, окончив университет. Успешность выпускников университета также существенно влияет на его статус и место в различных университетских рейтингах. В институтской образовательной модели важной частью является взаимодействие выпускников и студентов. Институт ежегодно проводит конференции выпускников, на которых студенты получают честную информацию о том, как учеба в вузе подготовила выпускников к профессиональной деятельности, на какие зарплаты могут рассчитывать студенты после его окончания и какие перспективы профессионального роста их ожидают. Имея доверие к качеству обучения в институте, выпускники способствуют прохождению производственной практики студентов на тех предприятиях, где они работают, вовлекают студентов в выполнение совместных исследовательских и творческих проектов. Это приводит к установлению прочных связей института и углублению понимания студентами профессиональных целей своего образования, а значит и важности развития своего потенциала.

  1. Преподаватели – еще один главный потенциал вуза. Практики и наставники. Партнерство студент-преподаватель

Современное высшее профессиональное образование – это, прежде всего, практико-ориентированное образование. Университет обязан дать студенту такие знания и навыки, которые он может капитализировать впоследствии в практической деятельности. Но для успешности выпускников задача ставиться еще шире. За время обучения в университете студент должен развить в себе такие качества, как креативность, воображение, инициативность, лидерство и умение работать в команде. Главную роль в обучении играет профессорско-преподавательский состав, который должен быть способен осуществить такую подготовку студентов. В современном мире, с быстро меняющимися технологиями, возникает противоречие между требованием государственных образовательных стандартов иметь в вузе обязательное количество преподавателей с ученой степенью и необходимостью подбирать преподавателей, способных дать студентам актуальные компетенции и навыки, знания технологий, которые нужны работодателям. Удовлетворение требованиям государственных образовательных стандартов приводит к тому, что образовательный процесс, ведут, как правило, вузовские преподаватели с большим опытом работы в сфере образования, а практики у них трудятся на полставки из расчета 1 практик на 10 теоретиков.

Преподаватель должен быть компетентен в современных технологиях практического бизнеса, которые постоянно развиваются. Ученая степень, полученная преподавателем, защитившим диссертацию по прикладной научной теме, свидетельствует только о его способности выполнить законченное научное исследование и слабо помогает ему обучить студентов тем технологиям, компетенциям и навыкам, которые ежегодно меняются в практическом бизнесе, если он не является участником или консультантом этого бизнеса. Для выполнения требуемых образовательными стандартами нормативов по числу преподавателей с ученой степенью, публикациям и др., предпринимательский вуз часто вынужден содержать «остепененных» преподавателей-теоретиков и создавать коллектив научных сотрудников, что приводит к увеличению расходов образовательного учреждения. В творческих профессиональных направлениях подобрать преподавателей-практиков и удовлетворить требованиям государственных образовательных стандартов проще: там стандарт приравнивает к ученой степени членство в профессиональном союзе.

Идеальный преподаватель-наставник тот, кто сам достиг значимых позиций в реальных секторах бизнеса, науки или искусства, имеет признание в профессиональном сообществе и продолжает свою практическую деятельность, совмещая ее с педагогической. Именно таких руководителей профильных образовательных программ подбирает Институт бизнеса и дизайна. Руководитель профиля не только формирует профессиональную концепцию программы обучения, но и подбирает в свою команду преподавателей профессиональных дисциплин, которые являются участниками или консультантами реального бизнеса, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины. От них студенты получают уникальные практические знания и навыки. Только таким образом может быть обеспечена успешная подготовка студентов к реальным компетенциям и навыкам, которые требуют потенциальные работодатели.

Список литературы 

  1. Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный приказом Минобрнауки России от 16 сентября 2014 г. № 1227 (зарегистрирован Минюстом России 11 ноября 2014 г., регистрационный № 34654).
  2. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. 2013. № 3.
  3. Герасимова О.А. Негосударственные вузы России: проблемы и перспективы // Сборник научных трудов ИГУМО и ИТ. 2012. № 15 (23). С. 140-146.
  4. Ключарев Г.А. Негосударственные вузы: на пути к предпринимательскому университету // Социология образования. 2011. № 10. С. 46-63.
  5. Оришев А.Б. B&D: Бизнес-образование в негосударственных вузах России. [Б.м.]: Издательские решения, 2017. 198 с.
  6. Романова И.Н., Климова О.В., Шендерей П.Э., Шендерей Е.Э. Негосударственные вузы как особая сфера российской системы образования // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2009. № 3. С. 16-21.
  7. Сулейманова О.Л. Негосударственные вузы в условиях меняющейся экономики // Экономика образования. 2007. № 2 (39). С. 22-26.
  8. Сурков И.А. Негосударственные вузы России и условия для их предпринимательской деятельности // Труд и социальные отношения. 2008. № 4. С. 57-60.
  9. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (FGOS VO po napravleniyu podgotovki03.02 Menedzhment). URL: http://fgosvo.ru/news/21/1784.
  10. ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (FGOS VO po napravleniyu podgotovki03.01 Dizayn). URL: http:// fgosvo.ru/news/6/1911.

References

  1. Administrativnyy reglament predostavleniya Federalnoy sluzhboy po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki gosudarstvennoy uslugi po gosudarstvennoy akkreditatsii obrazovatelnoy deyatelnosti, utverzhdennyy prikazom Minobrnauki Rossii ot 16 sentyabrya 2014 g. № 1227 (zaregistrirovan Minyustom Rossii 11 noyabrya 2014 g., registratsionnyy № 34654). (Administrative regulations for the provision by the Federal Service for Supervision in Education and Science of the state service for state accreditation of educational activities, approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated September 16, 2014 No. 1227 ().
  2. Auzan A.A. Missiya universiteta: vzglyad ekonomista (University mission: an economist's view), Voprosy obrazovaniya, 2013, No 3.
  3. Gerasimova O.A. Negosudarstvennye vuzy Rossii: problemy i perspektivy (Non-state universities of Russia: problems and prospects), Sbornik nauchnykh trudov IGUMO i IT, 2012, No 15 (23), p. 140-146.
  4. Klyucharev G.A. Negosudarstvennye vuzy: na puti k predprinimatelskomu universitetu (Non-state universities: on the way to an entrepreneurial university), Sotsiologiya obrazovaniya, 2011, № 10, p. 46-63.
  5. Orishev A.B. B&D: Biznes-obrazovanie v negosudarstvennykh vuzakh Rossii (B&D: Business education in non-state universities in Russia). [B.m.]: Izdatelskie resheniya, 2017. 198 s.
  6. Romanova I.N., Klimova O.V., Shenderey P.E., Shenderey E.E. Negosudarstvennye vuzy kak osobaya sfera rossiyskoy sistemy obrazovaniya (Non-state universities as a special sphere of the Russian education system), Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO, 2009, No 3, p. 16-21.
  7. Suleymanova O.L. Negosudarstvennye vuzy v usloviyakh menyayuscheysya ekonomiki (Non-state universities in the changing economy), Ekonomika obrazovaniya, 2007, No 2 (39), p. 22-26.
  8. Surkov I.A. Negosudarstvennye vuzy Rossii i usloviya dlya ikh predprinimatelskoy deyatelnosti (Non-state universities of Russia and conditions for their entrepreneurial activity //), Trud i sotsialnye otnosheniya, 2008, No 4, p. 57-60.
  9. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 38.03.02 Menedzhment. URL: http://fgosvo.ru/news/21/1784.
  10. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 54.03.01 Dizayn. URL: http:// fgosvo.ru/news/6/1911.

Рецензент:

Ильченко Светлана Владимировна - НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37.

Ilchenko Svetlana Vladimirovna - NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of pedagogical sciences, associate Professor, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37.

Работа поступила в редакцию: 10.06.2020 г.