Воеводина П.И., Суханова В.Д., Малиновская А.М., Новоруссова М.В., Максимова М.В. Методика подготовки студентов к сдаче дистанционной сессии на оценку «отлично»

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Образец ссылки на эту статью: Воеводина П.И., Суханова В.Д., Малиновская А.М., Новоруссова М.В., Максимова М.В. Методика подготовки студентов к сдаче дистанционной сессии на оценку «отлично» // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 3 (19). С. 11.

УДК 378.146 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ ДИСТАНЦИОННОЙ СЕССИИ НА ОЦЕНКУ «ОТЛИЧНО» 

Воеводина Полина Игоревна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, e-mail: vpi.021013@gmail.com. 

Суханова Варвара Даниловна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, e-mail: sirsukhanova@gmail.com. 

Малиновская Александра Максимовна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, e-mail:00malina@list.ru.

Новоруссова Мария Валерьевна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, e-mailMariaNovorussova@mail.ru.

Максимова Марина Владимировна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090,  Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, e-mailkardana99@mail.ru.

Аннотация. Работа представлена студентами профиля «Менеджмент» Института бизнеса и дизайна г. Москвы. В данной статье авторы разработали универсальный алгоритм действий, помогающий студентам подготовиться к дистанционной сессии с учётом влияния внешних и внутренних факторов. При разработке данного алгоритма авторы опирались на метод системного анализа, а также был проведен социологический опрос студентов, планирующих сдать экзамен на оценку «отлично». На основе данного алгоритма авторами создана модель подготовки к экзаменам в условиях дистанционного обучения. Данная статья будет интересна студентам, цель которых сдать экзамен на оценку «отлично».

Ключевые слова: студент; сессия; дистанционный экзамен; обучение; Интернет; ресурс.

METHODS OF PREPARING STUDENTS TO PASS THE REMOTE SESSION FOR THE ASSESSMENT «EXCELLENT»

Voevodina Polina Igorevna       

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of business management, e-mail: vpi.021013@gmail.com. 

Sukhanova Varvara Danilovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of business management., e-mail: sirsukhanova@gmail.com. 

Malinovskaya Alexandra Maximovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of business management., e-mail: 00malina@list.ru. 

Novorussova Maria Valeryevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of business management., e-mail: MariaNovorussova@mail.ru. 

Maksimova Marina Vladimirovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of business management., e-mail: kardana99@mail.ru. 

Abstract. The work is presented by students of the "Management" profile of the Institute of business and design in Moscow. In this article, the authors have developed a universal algorithm of actions that helps students prepare for a remote session, taking into account the influence of external and internal factors. When developing this algorithm, the authors relied on the method of system analysis, as well as conducted a sociological survey of students who plan to pass the exam with an "excellent"rating. Based on this algorithm, the authors created a model for preparing for exams in distance learning. This article will be of interest to students whose goal is to pass the exam with an "excellent" rating.

Keywords: student; session; remote exam; training; Internet; resource. 

Введение

Министерство науки и высшего образования РФ 15 марта порекомендовало вузам перевести студентов на дистанционное обучение в целях профилактики COVID-19, начиная с 16 марта.  Многие это восприняли как каникулы, но Институт бизнеса и дизайна не только приложил все усилия по сохранению качества обучения, но и привнёс новые нестандартные интерактивные методы обучения в жизнь студентов, поэтому даже в таких условиях обучающиеся могли приобрести новые знания и навыки коммуникации не хуже, чем в обычное студенческое время.

В процессе работы над статьей была изучена доступная для исследователей литература. С одной стороны, в научной прессе авторами были обнаружены публикации, посвященные дистанционным формам обучения, которые были использованы как методологическая основа работы [1, с. 24-25; 5, с. 228-231]. С их помощью удалось, например, разобраться в терминологии вопроса [7, с. 87-88]. Сразу же заметим, что большинство авторов говорят о безусловных преимуществах дистанционного обучения [4, с. 84-88; 6, с. 613-618.]. Однако по вполне понятным причинам в их работах не могла быть отражена ситуация, сложившаяся в российском образовании в ходе принятия мер по переходу на дистанционное обучение в результате эпидемии COVID-19.

Нашей командой был составлен и проведён опрос в Институте бизнеса и дизайна, по результатам которого стало известно, что восприятие дистанционного обучения не зависит от факультета или направления, все находятся в равных условиях и состоянии.

Прежде всего, на основе 68,4% опрошенных можно судить, что дистанционное обучение никогда не заменит очное. Одним из показателей стало, что при переходе на дистанционное обучение 47,4% студентов частично испытывали стресс, а карантинные меры в целом повлияли на эмоциональное состояние 84,2% обучающихся.  Также дистанционные занятия отразились на эффективности студентов:

  • 28,9% отметили, что стали успевать больше;
  • 34,2% наоборот наблюдают снижение своей продуктивности;
  • 26,3% стали трудно воспринимать информацию на занятиях.

Очевидным стало и то, что летнюю сессию тоже придётся провести дистанционно, что привело многих студентов в напряженное состояние, т.к. это новый способ сдачи экзаменов и 31,6% обучающихся переживают из-за неопределенности.

На основе выявленных данных видно, что дистанционная летняя сессия вводит большую часть студентов в неприятное положение, и нужно с этим что-то делать. Поэтому нашей командой была разработана «Модель для эффективной сдачи дистанционной сессии», которая поможет студентам, желающим сдать сессию на оценку «5», успешно пройти этот жизненный этап.

Цель исследования заключается в разработке универсального алгоритма подготовки к дистанционной летней сессии для студентов с учётом влияния внешних и внутренних факторов. 

Методы исследования

В исследовании были использованы такие методики, как системный анализ и социологический опрос.





Как влияют внешние и внутренние факторы на студентов?

В модели были учтены факторы - внешние и внутренние, которые могут повлиять на сдачу дистанционной летней сессии. Внешние факторы - это условия, на которые студенты не могут повлиять, зато эти факторы оказывают существенное влияние на них. Внутренние факторы - это возможности, способности, интересы, страхи и всё, что только касается внутреннего состояния самого студента. Все эти факторы могут испортить желаемый результат. И чтобы такого не случилось, стоит заранее подготовить себя и изучить их.

Начнём с внешних факторов, к ним относятся:

  • Технические неполадки, т.е. проблемы с Интернетом, техникой, связью;
  • Окружение, которое может отвлекать, например, неожиданный ремонт у соседей или громко лающая собака;
  • Неустойчивое эмоциональное состояние преподавателей из-за непривычной формы сдачи сессии;
  • Критерии для сдачи экзамена, т.е. новые требования от преподавателей, например, сдавать экзамен только с включенной камерой и звуком;
  • COVID-19, возможность заболеть и не появиться на сессии совсем.

К внутренним факторам можно отнести:

  • отсутствие данного опыта, т.к. это и для студентов новая форма сдачи, нет определенности и чёткого представления процесса;
  • нет желания выходить в прямой эфир, это может быть, как недоверие студента к преподавателю, так и просто стеснение;
  • непривычное эмоциональное состояние, то есть отсутствие прямого контакта с преподавателем, волнение, неуверенность в своих силах;
  • нехватка информации, например, нет ни конспектов, ни «шпор», ни понимания использования Zoom.

Для подтверждения влияния внешних и внутренних факторов посмотрим мнение опрошенных, которые выделили следующие трудности при подготовке к дистанционной летней сессии:

  • 21,1% подводит техническое оборудование;
  • 23,7% имеют нестабильный интернет;
  • 47,4% с трудом воспринимают информацию на парах;
  • 18,4% в целом переживают из-за ситуации в мире, и это влияет на все их сферы жизни;
  • 39,5% не могут быть продуктивными дома.

Каждый студент может добавить от себя несколько, как внешних, так и внутренних факторов и продолжать этот список до бесконечности. Это подтверждает, что множество переменных влияет на процесс достижения цели. На ожидаемый вопрос о дальнейших действиях предполагается разработка определённых этапов. Следующие шаги являются частью инструкции, следуя которой подготовка плана к сдаче дистанционной летней сессии не вызовет сложностей. 

Шаг 1. Проверь свои ресурсы

Все, что относится к личному обладанию, использованию, приобретению может относиться к ресурсам. Время, информация, техника (ноутбук, телефон или планшет) являются основными. Однако не стоит забывать о людях, финансах, учебном материале, средствах защиты от вируса, энергии и даже о косметике. Люди (одногруппники) не только станут важной частью данной модели, помогут снять стресс или смогут поделиться с вами их ресурсами, в том числе учебными материалами. Под финансами подразумевается оплата роутера или модема, и покупка продуктов. Сбалансированное питание станет «топливом» для активности мозга. Соблюдение основных мер предосторожности для защиты от вируса станет залогом явки за зачет или экзамен. Энергия – гарант продуктивности. Пренебрегать «неочевидными» ресурсами нежелательно. Косметика, к примеру, может повысить уверенность в себе или поднять настроение (даже, если всего лишь уходовая косметика для утреннего ритуала). 

Шаг 2. Дополни ресурсы

Когда вы обозначили имеющиеся у вас ресурсы, необходимо их дополнить. Так вы приблизите себя к успешному достижению цели. Например, когда уже известна дата экзамена и вопросы билетов, стоит объединиться с одногруппниками, которые тоже хотят сдать на пять. Вы сможете обмениваться недостающей информацией, поддерживать друг друга, вместе готовиться. Таким образом, вы дополняете свои человеческие и информационные ресурсы. Вам может показаться, что это – детали, и они не помогут вам сдать экзамен на пять. Однако, это кусочки общей картины. Вы собирайте ее, тем самым не только повышая общую подготовленность, но и сохраняя свои эмоциональные ресурсы. Добирая недостающие ресурсы, вы повышаете уверенность в себе и своей победе.

Что делать если:

  • у вас низкий уровень мотивации – спросите себя, зачем вам нужна оценка «5», что вам это даст, распишите, какие шаги вам нужно сделать для получения желаемой оценки, общайтесь с одногруппниками;
  • вам не хватает средств, которые защитят от вируса – идите в аптеку и закупайтесь санитайзерами и масками;
  • у вас плохой Интернет – обязательно разберитесь с этой проблемой: обратитесь в службу поддержки или смените провайдера;
  • вы не разбирайтесь, как работает Zoom – попросите одногруппника созвониться и вместе научиться работать с платформой, попрактикуйтесь работать с горячими клавишами, также вы сможете проверить связь (качество звука, видео);



  • вы очень нервничаете из-за предстоящего экзамена – созванивайтесь с командой, репетируйте, обменивайтесь своими переживаниями, ведите личный дневник, анализируйте свое эмоционально состояние: почему вы нервничайте, что нужно сделать, чтобы проблема решилась и т.д. Задавайте себе наводящие вопросы, и вы обязательно найдете на них ответы.

Ищите пути, которые помогут вам дополнить свои ресурсы. И это только часть проблем с ресурсами и пути их решения.

Шаг 3. Проверь себя по критериям готовности

На данном этапе нужно сконцентрироваться на критериях, которые помогут проанализировать уровень подготовленности.

Оцените себя по каждому критерию из списка по шкале от 1-10. Не забудьте записать результат, он вам потом пригодиться.

  1. Уровень стресса
  2. Уровень мотивации
  3. Уровень подготовленности
  4. Уровень технического оборудования
  5. Уровень осуществляемых мер предосторожности
  6. Уровень освоения материала из конспектов
  7. Уровень готовности ответов на вопросы
  8. Уровень ознакомления с необходимой дополнительной информацией
  9. Уровень подготовки в коллективной работе
  10. Уровень знаний для использования платформы Zoom
  11. Уровень эмоциональной подготовки
  12. Уровень качества работы Интернета
  13. Наличие необходимого опыта
  14. Внешний вид, соответствующий деловому стилю

Разберём некоторые из них, например, пункт 4 - оцениваем состояние техники и ваши знания использования платформы Zoom или Webinar. 15,8 % опрошенных испытывали трудности с данными платформами, т.к. приходилось тщательно изучать их, привыкать к онлайн общению, 42,1% не довольны сбоями в приложениях. Поэтому обязательно протестируйте эти платформы, чтобы приобрести необходимый опыт работы в данных программах.

Пункт 5 - в связи с пандемией повышается риск заболеваний, поэтому необходимо оценить насколько соблюдаются вами эти меры.

Пункт 6 ,7 и 8 – т.е. необходимо оценить уровень готовности ответов на вопросы, записей и конспектов, освоения всего материала, есть ли возможность использования дополнительной информацией.

Пункт 9 -  при подготовке к экзамену коллективом, оцените свой уровень готовности к коллективной работе.

Пункт 11 -  проанализируйте своё эмоциональное состояние на данный момент.

Пункт 14 -  немаловажный критерий, предпочтительно деловой стиль, но главное, чтобы ваша уверенность в выбранном образе была на высшем уровне.

Оценив себя по всем 14 критериям, удастся минимизировать риски и увеличить шансы успешной сдачи! 

Шаг 4. Внутренние процессы подготовки

Внутреннее командное ядро позволит противостоять раздражителям и трудностям внешней среды. Прежде чем преступать к «сути», нужно обсудить условия работы. Определите цель, обсудите и закрепите правила (решение вопросов, хранения информации, условия оказания помощи).

Если команде будет сложно решать вопросы коллективно, то выделите лидера. Уделите тайм-менеджменту особое внимание, выбрав ответственного человека по дедлайнам. Этот студент или студентка будет подгонять вас, проверять на какой вы стадии. В качестве вспомогательного процесса можно каждому члену команды придумать особое занятие. Например, оказание эмоциональной поддержки или решение конфликтов.

Студенческий симбиоз при таких условиях должен быть мобилен, взаимозаменяем и взаимоопыляем. Ваши роли могут менять в зависимости от ситуации или нужд. Взаимовыручка способствует сплоченности. Деятельность направлена на поддержание и усиление сил. 

Шаг 5. Три варианта развития событий

Нашей командой было составлено три ранжированных списка, на основании 19 критериев. В список вошли различного характера ситуации, которые могли произойти со студентами. Ниже представлена таблица, которая поможет ознакомиться с 19 критериями рассмотренных с трех позиций.

- Реализм. Нет уверенности 100%, всё оценивается с учетом рисков и наших возможностей, студент старается приложить усилия для положительного результата. Реалистами себя считают 73,7% опрошенных.

- Оптимизм. Уверенность в лучшем исходе, не просчитываются риски, есть какая-то база знаний и на ней есть возможность выехать и сориентироваться по ходу сессии. Внешняя среда благоприятная, внутренняя среда продуктивная, все ресурсы задействованы. Оптимистами себя считают 21,1% опрошенных.

- Пессимизм. Нет уверенности ни в себе, ни в результате, не прилагаются дополнительные усилия, ведь итак всё будет плохо, студень готовится к худшему. Внешняя среда агрессивна, внутренняя не плодотворна, личных ресурсов не хватает. Пессимистами себя считают 5,3%   опрошенных.

Для того чтобы минимизировать риски нужно помнить о влиянии внешней среды, которая может измениться. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций стоит всегда иметь основной и резервный вариант. В данном случае основным вариантом может быть коллективная подготовка к экзамену, тогда резервным вариантом будет самостоятельная подготовка. Имея запасные варианты, увеличиваются шансы на успешную сдачу экзамена.



  1. Организационное и техническое обеспечение

Помимо того, что мы имеем какие-либо ресурсы, надо понимать, как наилучшим способом их использовать. Например, у студента есть ноутбук, приложение Zoom, для эффективной сдачи экзамена необходимо организовать работу с этими ресурсами:

  • ноутбук должен быть не ниже Windows 7 или IOS;
  • подключенный к сети 220 В, с обновленной версией;
  • работающая камера и микрофон;
  • подключение к Интернету (скорость – не ниже 20 Мб/с, Wi-Fi роутер – не ниже 5 ГГц);
  • уровень – уверенный пользователь в данном приложении знает, как войти и выйти из конференции, понять, как работают видео и микрофон, как пользоваться чатом, скачивать файлы из чата, как загрузить и провести презентацию, следить за обновлениями, научиться пользоваться горячими клавишами.

Если же есть сомнения в стабильной работе компьютера или ноутбука, стоит предусмотреть запасной вариант: полностью заряженный смартфон или планшет с установленным приложением, в котором будет происходить сдача экзамена.

Также куратор, преподаватель или администрация является ресурсом: уточнить отсутствует ли академическая и иная задолженность, узнать требования к сдаче экзамена или защите проекта, дедлайны, какие учебные материалы можно использовать, список экзаменационных вопросов/практических заданий.

Также стоит понять, какие дополнительные условия нужно организовать, чтобы процесс был наиболее комфортным, например, подключить наушники, приготовить стакан воды, выбрать наиболее тихое место с правильно падающим светом, подготовить деловой внешний вид. 

Шаг 7. Повторно проверь себя по критериям готовности к экзамену

Последним этапом перед экзаменом является оценка своей готовности и ее сравнение до использования модели и после. Сделав это, можно понять, точно ли вы готовы к экзамену. Для этого нужно проверить себя по шкале от 1-10 по каждому критерию из списка, которые были указаны в шаге 3.

Повторная проверка поможет вам скорректировать свое эмоциональное состояние, если вы следовали модели и ответственно подошли к подготовке к экзамену. Вы сможете сказать себе: «Да, я точно готов», повысить свою уверенность в себе. 

Выводы

Учитывая результаты повторной проверки студентов по критериям, можно будет судить об их готовности к дистанционной летней сессии. Какие же выгоды тогда получат студенты, которые эффективно подготовятся к сдаче? Они получат желаемый результат.

Для каждого студента это будет что-то своё, то ради чего они тратят своё время, силы, энергию и нервы. Это может быть как

  • сохранение репутации;
  • приобретение нового опыта;
  • эмоциональное удовлетворение от сдачи;
  • чувство завершенности;
  • отсутствие долгов.

В сложившейся ситуации стоит объединиться, научиться помогать, поддерживать друг друга, обмениваться необходимой информацией для достижения положительных результатов, в том числе это оценка «5», к которой так стремятся студенты. Потому наша команда предлагает воспользоваться созданной нами моделью для более эффективной подготовки и сдачи дистанционной летней сессии.

Список литературы

  1. Воскресенский А.А., Певцова С.Г. Дистанционное обучение как педагогическая модель высшего образования // Вопросы педагогики. 2017. № 10. С. 24-25.
  2. Дайнеко Н.А. Дистанционное обучение – обучение будущего // Профессиональное образование. 2015. № 4 (22). С. 17-22.
  3. Козак О.О., Шуклин Д.А. Обучение 21 века: дистанционное обучение в высших учебных заведениях // Наука и образование в современном обществе: вектор развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО «Ар-Консалт», 2014. С. 94-95.
  4. Леонтьева И.А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 84-88.
  5. Мухсинов М.А. Дистанционное обучение и его эффективность в процессе обучения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2017. № 2 (51). С. 228-231.
  6. Попков С.А. Дистанционное обучение как инновационная образовательная технология // Современные инновационные технологии подготовки инженерных кадров для горной промышленности и транспорта. 2017. № 4. С. 613-618.
  7. Электронное обучение, онлайновое обучение, Web-обучение или дистанционное обучение: двусмысленность терминологии // Телекоммуникации и информатизация образования. 2003. № 4. С. 87-88.

References

  1. Voskresenskiy A.A., Pevtsova S.G. Distantsionnoe obuchenie kak pedagogicheskaya model vysshego obrazovaniya (Distance learning as a pedagogical model of higher education), Voprosy pedagogiki, 2017, No 10, p. 24-25.
  2. Dayneko N.A. Distantsionnoe obuchenie – obuchenie buduschego (Distance learning – learning of the future), Professionalnoe obrazovanie, 2015, No 4 (22), p. 17-22.
  3. Kozak O.O., Shuklin D.A. Obuchenie 21 veka: distantsionnoe obuchenie v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh (21st century education: distance learning in higher education institutions), Nauka i obrazovanie v sovremennom obschestve: vektor razvitiya. Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: V 7 chastyakh. OOO «Ar-Konsalt», 2014, p. 94-95.
  4. Leonteva I.A. Distantsionnoe obuchenie kak odno iz sredstv povysheniya kachestva obrazovaniya studentov v vuze (Distance learning as one of the means of improving the quality of students ' education at the University), Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, No 6, p. 84-88.
  5. Mukhsinov M.A. Distantsionnoe obuchenie i ego effektivnost v protsesse obucheniya (Distance learning and its effectiveness in the learning process), Uchenye zapiski Khudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Seriya gumanitarno-obschestvennykh nauk, 2017, No 2 (51), p. 228-231.
  6. Popkov S.A. Distantsionnoe obuchenie kak innovatsionnaya obrazovatelnaya tekhnologiya (Distance learning as an innovative educational technology), Sovremennye innovatsionnye tekhnologii podgotovki inzhenernykh kadrov dlya gornoy promyshlennosti i transporta, 2017, No 4, p. 613-618.
  7. Elektronnoe obuchenie, onlaynovoe obuchenie, Web-obuchenie ili distantsionnoe obuchenie: dvusmyslennost terminologii (E-learning, online learning, Web-based learning or distance learning: ambiguity of terminology), Telekommunikatsii i informatizatsiya obrazovaniya, 2003, No 4, p. 87-88.

Рецензент:

Козырева Надежда Евгеньевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.

Kozyreva Nadezhda Evgenevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Dean, Faculty of Business Management, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.

Работа поступила в редакцию: 20.05.2020 г.