Уваров В.Д., Айвазян К.А. Использование таписсерии в современном интерьере

Образец ссылки на эту статью: Уваров В.Д., Айвазян К.А. Использование таписсерии в современном интерьере // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 3 (19). С. 9.

УДК 745.52 + 746.1 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАПИССЕРИИ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ 

Уваров Виктор Дмитриевич 

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», (117997, ​ Российская Федерация, Москва, Стремянный пер., 36), доктор искусствоведения, профессор, artuwaroff@yandex.ru, +7-909-155-63-25. 

Айвазян Кристина Арменовна 

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», (117997, ​ Российская Федерация, Москва, Стремянный пер., 36), студент, vandervaude11@gmail.com, +7-968-979-22-79.

Аннотация. Появление новых современных дизайнерских тенденций не уменьшает актуальности использования ковров (по принятой международной терминологии — таписсериям). История таписсерии насчитывает тысячелетия, и в данной статье рассматриваются «Ковер королевы Матильды» из Байо и серия «Дама с Единорогом», которые и по сей день во всем мире неизменно остаются актуальными домашними аксессуарами. Таписсерия позволяет легко дополнить, разнообразить и подчеркнуть уникальную стилистику помещения, подчеркнуть имидж компании. Лидеры креативного формообразования стремятся использовать универсальные художественные приемы для создания полноценного продукта дизайна. В статье показана роль шрифта в таписсерии, раскрыто значение фотостилистики, которая применяется в таписсерии как средство документализации образа.

Ключевые слова: таписсерия; гобелен; шпалера; ковер; дизайн; имидж компании; интерьер. 

THE USE OF TAPESTRY IN A MODERN INTERIOR 

Uvarov Viktor Dmitrievich 

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of arts, Professor, artuwaroff@yandex.ru, +7-909-155-63-25.  

Ayvazyan Kristina Armenovna

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), student, vandervaude11@gmail.com, +7-968-979-22-79. 

Abstract. The emergence of new modern design trends does not reduce the relevance of using carpets (according to the accepted international terminology — tapisseries). The history of tapisseria goes back thousands of years, and this article discusses the "Queen Matilda carpet" from BAIO and the "Lady with a Unicorn" series, which to this day around the world have always remained relevant home accessories. Tapisseria allows you to easily complement, diversify and emphasize the unique style of the room, emphasize the image of the company. Leaders of creative shaping strive to use universal artistic techniques to create a full-fledged design product. The article shows the role of the font in Tapisserie, the value of photostylist, which is used in Tapisserie as a means of documentary image.

Key words: Tapisserie; tapestry; tapestry; carpet; design; image of the company; interior.

Введение

Предметом настоящего исследования служит творчество мастеров ковроделия (по принятой международной терминологии — таписсьеров). Статья представляет собой попытку дать комплексный анализ деятельности художников, занимающихся созданием ковров, и определить место ковра в современном мире.

Цель исследования

В качестве цели исследования авторы выдвигают анализ путей становления и принципов формирования современной таписсерии, стилистический анализ объектов пластики. Статья демонстрирует широту живописно пластических поисков в области искусства ковра, обладающего огромным прикладным потенциалом. 

Методы исследования 

В процессе исследования были использованы следующие методы: литературно-аналитический метод, необходимый для изучения биографий авторов, уточнения отдельных фактов и обобщения информации из литературных источников, предметно-аналитический метод, метод диахронного и синхронного рассмотрения материала, методы дедуктивного и индуктивного анализа и описательно-аналитический метод, которые использовались для структурного разбора визуальных материалов, выявления композиционных и цветовых особенностей произведений.

Результаты исследования и их обсуждение 

Статья является продолжением общего цикла работ, посвященных искусству таписсерии [5, 6, 7, 8]. Мода проникает во все сферы нашей жизни — в каких-то аспектах они неумолима и строга, в других же терпима и благосклонна. Модные влияния в сфере оформления жилых пространств не так жестоки, как мода на подиуме. Интерьер, созданный в соответствии с последними тенденциями, будет актуален несколько лет — в особенности, если создавался он в соответствии с личными пристрастиями хозяев и был ориентирован на максимальный индивидуальный комфорт. При планировании ремонта в собственной квартире сложнее всего найти «золотую середину» между дизайнерскими идеями, которые находятся на пике популярности и собственным представлением о практичности, эстетичности и комфортабельности интерьера.

Большими возможностями для формирования пространства интерьера в гуманистических целях обладает искусство настенного ковра – таписсерия. Её отличает повышенная экспрессия фактуры, красота и достоинства материала, разнообразие структур и пластических решений. В конце ХХ в. в связи с изменениями, которые произошли в результате научно-технического прогресса, развития и усложнения социокультурных образований, подавляющее число жителей нашей планеты стало проводить большую часть времени в помещении, вследствие чего задача создания в интерьере среды, благотворно влияющей на психическое и эмоциональное состояние человека, становится очень актуальной.

Бывают предметы декоративно-прикладного искусства, стоимость которых трудно определить, так велико их историческое значение и культурная ценность. Среди таковых знаменитая таписсерия из Байо (франц. Tapisserie de Bayeux). Это маленькие части огромного полотна длинною почти 70 метров при высоте всего лишь 50 см. Таписсерия была создана в 1070 г. и воспевает историю Вильгельма Завоевателя, захватившего Англию в 1066 г. [10]. На таписсерии последовательно изображены 59 разных сцен, по всей видимости их было на одну больше, т.к. конец полотна утерян, начиная с подготовки к вторжению и заканчивая сценами празднования победы. Во Франции эту таписсерию называют чаще всего «Ковер королевы Матильды». Матильда — жена Вильгельма, которая приказала изготовить ковер, воспевающий доблесть норманнов. Контуры самого рисунка сделаны техникой стебельчатого шва, прочие же части выполнены гладью. В цветовой гамме наблюдается нестандартный подход: можно увидеть на полотне синего коня и воина с волосами цвета травы. В целом на полотне показано 626 человек, 202 лошади, а также 55 собак и 49 деревьев. Кроме этого, на полотне вышито 37 домов и более 40 кораблей. Эндрю Бриджфорд, историк из Англии отмечает, что полотно — месть побеждённых, но непокорённых французами саксов. Благодаря полотну до потомков дошла реальная картина завоевания Британских земель, а совсем не та, которую пытались внести в историю завоеватели [12].

Таписсерия долгое время хранилась в соборах Франции, но в XVII в. во время очередного выставления на публике в городе Байо его заметили государственные чиновники и с тех пор этому ковру стали уделять пристальное внимание [11]. Наполеон использовал эту таписсерию с целью пропаганды вторжения в Англию. В 2007 г. ЮНЕСКО включила эту таписсерия в реестр «Память мира» [4].

Сегодня в музее Клюни представлено огромное количество раритетов и один из них – серия таписсерий «Дама с единорогом». Вопрос авторства которой до сих пор остается нераскрытым. Для обычного созерцателя этого творения столь давних времен гораздо важнее сама встреча с красотой и поэзией. Неслучайно таписсерии вдохновили множество поэтов, писателей, художников, тем самым приумножив свою славу и укрепив мифологию.

Толкование аллегорий неизбежно подводит нас к многозначности символов, с ними связанных. Единорог известен по мифам и легендам еще с библейских времен. Универсальность этого фантастического существа поистине удивительна. Он мог символизировать храбрость, мудрость, благородство и вместе с тем — силу, ярость, гордыню. Как видим, качества достаточно универсальные, но особо приложимые к Средним векам, к рыцарской эпохе. Не случайно Единорог в паре с Дамой может символизировать мужское начало. Образ Единорога имеет и христианское толкование: Единорог символизирует Христа, его рог воплощает силу и божественное единство. Эпизод укрощения единорога, когда он засыпает, возложив голову на колени Дамы, символизирует непорочное зачатие Девой Марией Христа во плоти. Очищающая сила рога — также весьма распространенная католическая аллегория слова Божия.

Серия таписсерий «Дама с единорогом» рассказывает нам о свадьбе души с духом, о небесной иерогамии и наводит на мысль о том, что такое объединение возможно и между людьми, возможно в обществе, и может быть сбудется старый александрийский сон об общности мысли между Востоком и Западом. Проходят века, но Дама и единорог на старинных таписсериях продолжают хранить свою тайну [1].

О широте живописно-пластических исканий в области современной таписсерии, о тесном взаимодействии и взаимообогащении отдельных жанров и видов декоративного творчества свидетельствует прочно укоренившаяся практика создания таписсерий по эскизам не только художников текстиля, но и живописцев. Одной из наиболее значительных творческих личностей, постоянно обращающейся к таписсерии, является венгерский живописец Эрне Фот. Его творчество вобрало в себя черты многих направлений современного искусства. Он стремится связать воедино реалистические тенденции с символизмом, конструктивизмом и сюрреализмом. Его цель — добиться вместо разобщенных, частных результатов подлинного единства как в области содержания, так и в области формы. Художник заботится о чистоте стиля, бережно относится к традициям национальной венгерской школы живописи, но не слепо следует им, а старается на их основе развивать свое мастерство дальше [6].

На протяжении столетий в искусстве таписсерии используется шрифт. И это не случайно. Слова «текст» и «текстиль» имеют общую этимологию: от латинского «текстум» — связь, соединение. В ткачестве переплетения нитей создают изображение, а в тексте буквы, переплетаясь с фоном, образуют графический узор. Принцип превращения каллиграфического шрифта путем ритмической организации отдельных букв и всего текста в целом в декоративную орнаментацию ковра плодотворно применяют в своем творчестве многие современные таписсьеры. Например, таписсьер из Австрии Христиана Вустингер создает интересные шрифтовые таписсерии. Ее композиция «Фигуральная каллиграфия» (1997) представляет собой ряд диагональных полос из иероглифов. Внешне подобные китайским или японским графические знаки таят в себе изображения фигурок людей, что наделяет их каким-то загадочным тайным смыслом [7].

Техника классического гладкого ткачества позволяет воссоздать на ткацком станке и напоминающие фотографии изображения. Таписсьеры используют фото-приемы, потому что фотография способна соединить множество действий и процессов. Происходящее в разные периоды времени сюжеты, создают тем самым вневременное тканое изображение. Фото-стилистика применяется в таписсерии как средство документализации образа. [8].

Следует отметить, что появление в интерьере новых современных дизайнерских тенденций не уменьшает актуальности использования ковров. Производитель ковров предлагает классические решения, отличающиеся как расцветкой, так и оформлением. А потому отыскать оптимальный вариант не составит труда. Ковер — беспроигрышное решение на любой случай. Он не только оживит интерьер, но и придаст ему особенный шарм и роскошь. Примечательно, что ковры одинаково хорошо будут сочетаться как со старинной, так и с ультрамодной мебелью. Оформление ковров — многообразно. В наше время в интерьере представлены как роскошные изделия в восточной тематике, так и изысканные решения с причудливыми абстрактно-геометрическими декорами. Ковер — важная часть любого дома. [2, с. 163-204].

Именно он является завершающим штрихом и изюминкой вашего интерьера. Правильно подобранный ковёр дополнит и украсит любой интерьер, сделает его уютным и комфортным и будет вам служить долгие годы. Что неудивительно: ковры, эти плотно сотканные полотна, за время своего существования перепробовали на себе дюжину разных ролей. Они побывали всем — от инструмента звукоизоляции или утепления жилища до обязательного религиозного атрибута. Ковёр — неотъемлемый и всегда актуальный элемент комфорта. Прикосновение к нему дарит удовольствие чувственное, а созерцание — эстетическое. И он по-прежнему остается одной из тех немногих вещей, которые остаются в доме навсегда, поскольку и попадают в него не случайно [3, с. 422].

Помимо экспозиции ковров в больших музеях существуют также и современные шоу-румы, в которых представлены ковры как на продажу, так и для всеобщего обозрения. Например, современные шоу-румы России уже успели зарекомендовать себя на мировом рынке, как одни из наиболее качественных экспозиционных центров ковров. Одну из лучших площадок в сегменте текстиля по праву занимает шоу-рум компании «Кадо» [9]. Огромные залы компании с выставочными образцами коллекций со всего мира у «Кадо» есть во многих городах по всей России. Компания предлагает действительно огромный выбор лучших в мире тканей от передовых производителей Европы и Америки. Ко всему прочему в шоу-руме «Кадо» представлены десятки тысяч наименований портьерных и обивочных тканей, а также аксессуаров для оформления окон, таких как карнизы и другие крепежные системы.

В «Кадо» большое разнообразие тканей и портьер.
Богатый выбор образцов от лучших мировых производителей. Наряду с многотысячным разнообразием тканей, в шоу-руме «Кадо» можно также подобрать обои и другую продукцию для декора интерьера. Бесчисленные каталоги с образцами, обстановка творчества и квалифицированные менеджеры-помощники способствуют плодотворной работе мастеров по интерьеру. В «Кадо» часто проводят ознакомительные семинары.

В шоу-руме «Кадо» проводятся различные обучающие мероприятия и мастер-классы, презентации и лекции по дизайну интерьера с целью детально познакомить профессиональное сообщество с новинками и тенденциями, продуктами и творческими решениями в сфере мирового дизайна. В шоу-руме практикуется индивидуальный подход

Индивидуальный подход применяется к каждому клиенту, и любые дизайнерские решения становятся возможными – вплоть до создания ковров по эскизу клиента, выбора каймы и сервисному обслуживанию. Шоу-рум – это настоящий источник вдохновения для творческих людей. В его огромном современно оборудованном зале можно ознакомиться с тысячами образцов и в комфортной обстановке посвятить время оформлению интерьерных проектов.

Выводы

Исследование значимости ковров в интерьере всегда будет актуально. Это доказывается на примере как музеев, имеющих историю, так и современных шоу-румов. Если проводить параллель между этими двумя видами экспозиции, то можно найти абсолютную схожесть. Таким образом, многообразие видов современной таписсерии, которая не ограничивается лишь традиционными приемами ткачества, а позволяет художникам и дизайнерам смело экспериментировать с материалами, техниками и технологиями, позволяет ей оставаться одним из наиболее востребованных видов текстильного наполнения пространства интерьера.

Исследование искусства таписсерии обладает огромным прикладным потенциалом – данное направление позволит не только обобщить и систематизировать знания и представления о данном виде декоративно-прикладного искусства, но и разработать методические рекомендации для художников и дизайнеров, которые работают над таписсерией и проектами интерьеров, включающими ее как важный организующий пространство и образ элемент.

Список литературы 

  1. Дама с Единорогом — сокровище Музея Клюни. URL: https://www.livemaster.ru/topic/97343-dama-s-edinorogom-sokrovische-muzeya-klyuni (дата обращения: 29.11.2019).
  2. Иконников А.В. Поэтика архитектурного пространства // Искусство ансамбля: Художественный предмет. Интерьер. Архитектурная среда: сб. статей / сост. М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 163–204.
  3. Оборина М.А. Декорирование текстилем как средство повышения выразительности в интерьере // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С. 422-426.
  4. Таписсерия из Байо. URL: https://www.livemaster.ru/topic/69171-ischu-informatsiyu-po-gobelenu-iz-bajo (дата обращения: 29.11.2019).
  5. Уваров В.Д. Искусство таписсерии // Вестник культурологии. 2001. № 2. С. 118-126.
  6. Уваров В.Д. Проблема эстетической организации предметно-пространственной среды интерьера «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» /Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. М.: МГХПА, 2016. № 2. Часть 1–4. С. 16.
  7. Уваров В.Д. Использование шрифта в изобразительных композициях. Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности (Текстиль-2011)». М.: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2011. С. 294-295.
  8. Уваров В.Д. Таписсерия как «модель» общих закономерностей развития мирового искусства // Дизайн и технологии. 2017. № 59 (101). С. 22-29.
  9. Шоу-рум компании «Кадо». URL: http://www.kover-zefir.ru/review/reviewhtml (дата обращения: 29.11.2019).
  10. Musset L. The Bayeux tapestry Lucien Musset ; transl. by Richard Rex. Woodbridge, 2005.
  11. Beech G. Was the Bayeux tapestry made in France?
    the case for St. Florent of Saumur / George Beech. New York; 2005.
  12. Gameson R. Review: the Bayeux tapestry: embroidering the facts of history // The English Historical Review. 2005. Т. 120. № 487. P. 764.

 References 

  1. Dama s Edinorogom — sokrovische Muzeya Klyuni (The Lady with the Unicorn is a treasure of the Cluny Museum). URL: https://www.livemaster.ru/topic/97343-dama-s-edinorogom-sokrovische-muzeya-klyuni (data obrascheniya: 29.11.2019).
  2. Ikonnikov A.V. Poetika arkhitekturnogo prostranstva (Poetics of Architectural Space), Iskusstvo ansamblya: Khudozhestvennyy predmet. Interer. Arkhitekturnaya sreda: sb. statey / sost. M. A. Nekrasova. M.: Izobrazitelnoe iskusstvo, 1988. p. 163–204.
  3. Oborina M.A. Dekorirovanie tekstilem kak sredstvo povysheniya vyrazitelnosti v interere, Vestnik IrGTU, 2015, No 4 (99), p. 422-426.
  4. Tapisseriya iz Bayo (Tapisseria from Bajo). URL: https://www.livemaster.ru/topic/69171-ischu-informatsiyu-po-gobelenu-iz-bajo (data obrascheniya: 29.11.2019).
  5. Uvarov V.D. Iskusstvo tapisserii (The art of tapisserie), Vestnik kulturologii, 2001, No 2, p. 118-126.
  6. Uvarov V.D. Problema esteticheskoy organizatsii predmetno-prostranstvennoy sredy interera «Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKHPA» (The problem of the aesthetic organization of the object-spatial environment of the interior «Decorative art and the object-spatial environment. Vestnik MGHPA) /Moskovskaya gosudarstvennaya khudozhestvenno-promyshlennaya akademiya imeni S.G. Stroganova. M.: MGKHPA, 2016, No 2, Chast 1–4. p. 16.
  7. Uvarov V.D. Ispolzovanie shrifta v izobrazitelnykh kompozitsiyakh. Tezisy dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii «Sovremennye tekhnologii i oborudovanie tekstilnoy promyshlennosti (Tekstil-2011)» (The use of font in pictorial compositions. Abstracts of the International Scientific and Technical Conference "Modern technologies and equipment of the textile industry (Textile-2011)"). M.: FGBOU VPO «MGTU im. A.N. Kosygina», 2011. p. 294-295.
  8. Uvarov V.D. Tapisseriya kak «model» obschikh zakonomernostey razvitiya mirovogo iskusstva (Tapisseria as a «model» of general patterns of development of world art), Dizayn i tekhnologii, 2017, No 59 (101), p. 22-29.
  9. Shou-rum kompanii «Kado» (Showroom of the company «Kado»). URL: http://www.kover-zefir.ru/review/review_83.html (data obrascheniya: 29.11.2019).
  10. Musset L. The Bayeux tapestry Lucien Musset; transl. by Richard Rex. Woodbridge, 2005.
  11. Beech G. Was the Bayeux tapestry made in France? The case for St. Florent of Saumur / George Beech. New York; 2005.


  1. Gameson R. Review: the Bayeux tapestry: embroidering the facts of history, The English Historical Review, 2005, T. 120, No 487, p. 764.

Рецензент:

Савинкин Владислав Владимирович, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.

Работа поступила в редакцию: 20.04.2020 г.