Смирнова М.А., Помазан Д.А. Особенности применения мягкого материала в учебном и творческом рисунке

Образец ссылки на эту статью: Смирнова М.А., Помазан Д.А. Особенности применения мягкого материала в учебном и творческом рисунке // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 3 (19). С. 8. 

УДК 741.021.4 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЯГКОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНОМ И ТВОРЧЕСКОМ РИСУНКЕ 

Смирнова Маргарита Александровна 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра изобразительного искусства и народной художественной культуры», strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06. 

Помазан Дарья Александровна 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор,  67), студент бакалавриата, направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», holsurection@mail.ru, +7-911-347-76-52.

Аннотация. Объект исследования авторов - графика как вид изобразительного искусства. Предмет изучения – история возникновения, виды, способы и особенности применения мягкого материала в рисунке. В статье изучаются методы овладения основами академического рисунка, осуществляется поиск новых техник и совершенствование различных технических возможностей использования мягкого материала и практического применения в рисунке на бумаге. В статье раскрываются особенности применения различных графических техник и материалов при выполнении длительных работ и быстрых набросков в рамках учебной дисциплины «Рисунок», а также в творческих работах. Авторы рассматривают виды рисунка, жанры, способы и техники его выполнения в мягком материале.

Ключевые слова: изобразительное искусство; графика; учебный и творческий рисунок; линия; пятно; графические материалы. 

FEATURES OF USING SOFT MATERIAL IN EDUCATIONAL AND CREATIVE DRAWING 

Smirnova Margarita Aleksandrovna

Gzhel State University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of fine arts and folk art culture, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06.

Pomazan Darya Alexandrovna 

Gzhel state University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), student, specialty «Decorative and applied arts and crafts», holsurection@mail.ru, +7-911-347-76-52. 

Abstract. The object of the authors' research is graphics as a form of fine art. The subject of study is the history of origin, types, methods and features of the use of soft material in a drawing. The article studies methods of mastering the basics of academic drawing, searches for new techniques and improves various technical possibilities of using soft material and practical application in drawing on paper. The article reveals the features of the use of various graphic techniques and materials when performing long-term work and quick sketches within the framework of the discipline "Drawing", as well as in creative work. The authors consider the types of drawing, genres, methods and techniques for its implementation in soft material.

Keywords: visual art; graphics; educational and creative drawing; line; spot, graphic materials. 

Введение

Культура – неотъемлемая часть развития общества. Источником происхождения культуры является человеческая деятельность, познание и творчество, а искусство – это одна из форм деятельности человека в художественной сфере и часть духовной культуры. В искусстве представлено и отражено образное восприятие действительности, будь то книга, балет, фильм, спектакль или выставка картин. Творчество – процесс создания прекрасного. Искусство, движимое невидимой силой вдохновения, выражает внутренний или внешний мир в художественном образе. Изобразительное искусство – запечатление образов, вид художественной деятельности. Изобразительное искусство объединяет в себе виды живописи, графики и скульптуры. Рисунок – один из важных аспектов в творчестве. Рисунок подразделяется на учебный и творческий. Учебный рисунок дает профессиональные навыки в овладении академическим рисунком, рисунок с натуры развивает пространственное мышление, улучшает глазомер. В творческом рисунке нет четких границ и правил, творческий рисунок отличается от учебного – свободным выбором темы, манеры и комбинированием различных материалов исполнения.

Со времен палеолита до Возрождения художники применяют в работах мягкий материал, а именно сангину [8]. Первым применил сангину в своих рисунках Леонардо да Винчи. Красный мел использовали в своих работах такие художники как: Андреа дель Сарто, Корреджо, Микеланджело, Рубенс, Рафаэль и другие мастера эпохи Возрождения.

Художники Ренессанса создавали предварительные рисунки, эскизы с помощью красного мела. Из-за теплого мягкого цвета в работах, возможности растирать линию, штрихи в пятно различной тональности, передавалась структура обнаженного человеческого тела. Поэтому этот материал использовался художниками чаще всего для быстрых набросков с натуры. Применение мягкого материала распространилось вплоть до нашего времени. Мелок начал широко применяться в эскизных портретах, фигурных композициях. Постепенно возможности расширялись, в работах стал применяться уголь, пастель, соус. Мягкий материал четко подчеркивал различные детали в фигуре, предмете. 

Цель исследования: развитие эстетического, художественного вкуса и творческого воображения; эмоционально-ценностного видения окружающего мира; изучение особенностей применения мягкого материала в учебном и творческом рисунке. 

Методы исследования 

Методы исследования, которые нашли применения в данной статье – функциональный анализ, проектирование, моделирование. 

Результаты исследования и их обсуждение

С древних времен человек пытался рассказать историю своей жизни, наблюдения, впечатления, радость, горе и удивление первоначально в наскальных рисунках, затем на камне, папирусе, и наконец – на бумаге. Найденные артефакты и рисунки дали возможность исследователям, историкам, ученым представить и изучить их сюжеты, окружающий мир, природу, быт, жизнь, историю и культуру народа на протяжении веков и до наших дней [3]. Мир искусства чрезвычайно разнообразен, богат и сложен. Изобразительное искусство появилось и эволюционировало в своем развитии благодаря интеллектуальному развитию человека. «Организация развивающей художественно-творческой среды и творческой деятельности, которая способна вызвать творческую активность учащихся, сформировать их художественно-творческие потребности и обеспечить рост художественно-творческих способностей» [4, с. 154], как пишет в своей статье Е.В. Лопасова влияет на профессионализм будущих художников и дизайнеров.

Результаты исследования и их обсуждение 

В процессе выполнения учебной или творческой работы, будь то натюрморт или пейзаж, обучающийся, студент, художник или дизайнер демонстрирует свои творческие способности, уровень композиционного мастерства, образного мышления и навыки владения графическими материалами. Работа в данном направлении носит экспериментальный характер и постоянно корректируется в повседневной методике и практике художника. Все эти задачи являются учебными и одновременно творческими. «Процесс рисования – это процесс познания, это путешествие, в котором узнаешь новое о характерах и жизни изображаемых героев. Человек, рисуя, непроизвольно вникает в события, происходящие в то время. Он начинает лучше понимать характеры и жизнь изображаемых героев. А как иначе? Художник должен понимать, что он пытается изобразить, нарисовать, а в дальнейшем творческом пути – придумать» [5, с. 417]. Наличие или отсутствие в человеке творческого мышления и отношения к своему труду, как к уникальному произведению изобразительного искусства, и становится той гранью между ремесленником и творцом [9].

В данном исследовании мы рассмотрим приемы и техники применения различных графических материалов в рисунке на бумаге. Традиционная техника рисования – это рисование на бумаге графитным карандашом, способы и приемы изображения, навыки, с помощью которых отображается реальная действительность: предметы, действия, объекты, с передачей объема, светотени, освещения. Классические инструменты для рисования: карандаши, уголь, кисти, цветные карандаши, фломастеры, мелки.

Виды рисунков различаются по темам и жанрам.

     Пейзаж – это изображение природы, передача атмосферы, цвета. В пейзаже важно передать состояние, светопередачу, изменения погодных условий.

Натюрморт – это изображение неодушевленных предметов. Состоит из объединенных между собой предметов, но разной формы, размеру и фактуры. Натюрморт может состоять как из двух различных предметов, так и из нескольких определенной тематической группы. В натюрморте могут присутствовать и одушевленные предметы: растения, рыба, животные, птицы. Они используются в редких случаях и в основном как дополнение или случайное совпадение. В таких случаях натюрморт рисуется в этюдном варианте, когда улавливаются определенные предметы, фрагменты, части. Очень большое внимание уделяется фактуре, проработке деталей.

Портрет – рисунок натурщика, где важна передача характерных черт модели. В создании портрета художник передает настроение натуры, характер, визуальные качества. Работа может быть выполнена с максимальной схожестью или быть нарисованной далеко от действительности, по воображению.

Анималистика – изображение животных отдельно или в определенном сюжете, на фоне природы или охотничьих сцен. Данный жанр зародился еще с первобытных времен, когда образами животных расписывали пещеры, предметы быта, храмы, гробницы. На сегодняшний день анималистику применяют в иллюстрациях книг, плакатов, журналов, декоративным элементом на изделиях декоративно-прикладного искусства, предметах быта.

Рисунки могут отличаться по использованию изобразительных средств и техникой исполнения. Изображение на бумаге можно передать с помощью линий, точек и пятен. Линии бывают прямыми, волнистыми, и изогнутыми. Важным приемом академического учебного рисунка является штриховка. С помощью простых, коротких линий, штрихов наносится тон. Так передаются светотеневые отношения. Есть еще один прием – тушевка. Тон наносится с помощью слитных штрихов, более растертых.

Работа с мягким материалом в процессе рисования натюрморта, пейзажа или портрета придает эффект воздушности, легкости, плавности, и в то же время проявляется четкость и строгость композиции. В процессе рисования появляется уверенность в линии, пятне, применении штриха, практические занятия дают решительность в свободном смешивании цветов, даже в ограниченной палитре. Техника работы с мягким материалом помогает раскрепоститься, проявить свои навыки, научиться более точно определять пропорции и светотеневые соотношения предметов или фигуры, подчеркивает изящность каждой линии, которые в академическом рисунке не так заметны.

Мягким материалом называют спрессованный в виде палочек пигмент разного цвета и происхождения, замешанный со слабым клеем. К мягкому графическому материалу относятся: сангина, сепия, соус различных цветов и оттенков, уголь, сухая пастель. Многие из этих материалов доступны также в виде карандашей. Рисовать можно как на плотном листе бумаги, затонированным собственноручно, так и на обычном белом или цветном картоне. Существует несколько видов техник работы в мягком материале.

Основной и самый известный способ – рисование непосредственно палочкой мягкого материала. В данном варианте нам доступна линия разной толщины. Ее можно прокладывать как привычным нам методом, углом палочки или мелка ­– линия получается тонкая, так и торцом – линия оставляет след толще, или же широкой стороной, положив палочку материала плашмя, вдоль направления линии, так линия получается очень живая и разнообразная (рисунок 1).

Пятно создается широкой частью материала, с использованием разного нажима. При наложении пятна, фактура становится более резкой, контрастной. В растирании пятна пальцем или кистью, фактура получается гораздо слабее по тону, так можно создавать более ровную растушевку (рисунки 2-3).

С помощью кисти или пальца можно прокладывать растяжку, придавать объем, смешивать цвета, делать их более сложными прямо на самой работе. В учебном рисунке «…раскрытие творческого потенциала, созидательного начала, основанного на мыслительно-познавательном процессе необходимо также считать важной задачей в становлении будущих архитекторов, дизайнеров и художников разных направлений и специализаций» [6, с. 411].

В данном способе рисования с помощью линии и пятна мы можем выделить в рисунке главное и передать пространство. Чаще всего данная техника используется в быстрых набросках, зарисовках. Мягкий материал способствует расставлению акцентов в деталях, тем самым ускоряя процесс рисования. В учебном рисунке данная техника используется в набросках, натюрмортных постановках, портретах, краткосрочных рисунках фигуры в полный рост. «От того, каким способом художник трактует натуру, как и с какой силой проведет ту или иную линию, может зависеть результат всей работы» [1, с. 20], пишут в статье С.Н. Бегидова С.Н. и П.Г. Василенко.





Второй способ – рисование на тонированной бумаге. Рассмотрим рисование на вручную затонированной бумаге. Тонировать бумагу лучше всего предварительно натянутой на планшет, чтобы лист при покрытии и намокании не деформировался. При тонировании лучше всего брать соус, можно использовать как один цвет, так и смешивая несколько в отдельной емкости, разбавляя немного водой, что позволяет сделать более глубокое, сложное цветосочетание. Для самого покрытия лучше всего брать широкую кисть, подойдет флейц или губка. Во время покрытия листа главное не перетемнить, чтобы в самом процессе выполнения работы не возникали трудности со стиранием слоя. Основная особенность данной техники в том, что можно использовать ластик как инструмент и рисовать им на тонированной бумаге также, как и мягким материалом. Высветлив нужные предметы, фигуру или части лица силуэтно, мы можем приступить к подробной проработке деталей, уже применяя мягкий материал. Одна из особенностей этой техники заключается в том, что на любом этапе работа будет выглядеть законченной из-за ее цельности и органичности (рисунки 4-5).





Третий способ - рисование колерами (мокрый соус). Кроме покрытия тоном бумаги, порошок от соуса можно использовать, как колер для рисования кистью. Особенность этой техники в том, что вы рисуете натуральными пигментами, где получаются интересные сложные цвета, и можно задавать плотность и фактуру. После высыхания работы, то, что нарисовано кистью, и получилось темнее необходимого, можно смело стереть или ослабить тон [7]. Также можно в любой момент дополнять работу мягким материалом, карандашами и соединять несколько техник в одну. Во влажном виде соус похож на акварель по своей консистенции: можно, как и в акварели, создавать растяжки. Как и в акварели наносить материал на бумагу необходимо так, чтобы бумага немного просвечивала, таким образом свойство соуса не потеряется и сохранится эффект воздушности. Данная техника очень проста и эффективна. Можно в любой момент что-то стереть или перекрыть, не боясь испортить работу.

Важно помнить, что после каждой выполненной работы в мягком материале нужно зафиксировать рисунок самым простым лаком для волос, чтобы материал: сангина, пастель, соус не осыпался и не «измазался». После покрытия лаком пигмент темнеет на два тона, учитывая это, нужно стараться не перетемнить работу в процессе рисования. Техника рисования колерами – (мокрый соус) не нуждается в покрытии лаком. 

Выводы

Выполнение рисунка в мягком материале получается очень быстро, изящно и легко. Работа с мягкими материалами повышает настроение и помогает расслабиться, быстро увидеть, уловить и максимально точно зафиксировать силуэт натуры, предмета или живого существа, передать настроение, действие, позволяет отвлечься от привычной техники исполнения рисунка. Возможно в этом и состоит вдохновение творчеством. «Творческий рисунок создаётся рисовальщиком на основе уже приобретённых знаний и навыков, которые он приобрел при рисовании на академическом рисунке» [2, с. 15].

Проведенный анализ показал, что, используя технические особенности и возможности мягкого материала можно легко и с вдохновением создавать реалистичные и декоративные произведения, экспериментировать с разными техниками, соединяя все техники в одну. Важно учитывать качество материалов, применяемых в работе, а от этого будет зависеть результат.   

Список литературы 

  1. Бегидова С.Н., Василенко П.Г. Стилизованное рисование как особый вид художественного творчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183). С. 15-21.
  2. Василенко Е.В., Василенко П.Г., Фурсов А.И. Академический рисунок - основа образования в сфере дизайна и изобразительного искусства // Modern Science. 2019. № 9-2. С. 14-16.
  3. Культура. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Электронный ресурс (дата обращения 7.03.2020).
  4. Лопасова Е.В. Модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9. С. 154-156.
  5. Савельева Е.В., Смирнова М.А. Опыт реализации задач патриотического воспитания в рамках дисциплин гуманитарного и художественного циклов // ЦИТИСЭ. 2019. № 4 (21). С. 408-422.
  6. Севостьянова О.Н., Смирнова М.А. Развитие творческого мышления студентов в рисунке архитектурного пространства // Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. УрГАХУ, 2017. С. 410-413.
  7. «Техника «Мокрый соус»: проба материала», презентация. Преподаватель Николо-Павловской ДШИ Орлова Людмила Николаевна. URL: https://www.art-teachers.ru/file/membership/2591.pdf/Электронный ресурс (дата обращения: 10.03.2020).
  8. Узнаем что такое сангина. URL: https://zhukdk.ru/prochee/uznaem-to-chto-takoe-sangina.html/Электронный ресурс (дата обращения: 10.03.2020).
  9. Sergeeva M.G., Poliakova I.V., Goltseva O.S., Kolosova G.M., Shafazhinskaya N.E., Polozhentseva I.V., Smirnova M.A. Development of teachers' cross-cultural literacy in the system of further vocational education. Religación. Revista de Ciencias Sociales y Humanidades. 2019. V. 4. № 13. P. 249-254.

References 

  1. Begidova S.N., Vasilenko P.G. Stilizovannoe risovanie kak osobyy vid khudozhestvennogo tvorchestva (Stylized drawing as a special kind of artistic creation), Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, 2016, No 3 (183), p. 15-21.
  2. Vasilenko E.V., Vasilenko P.G., Fursov A.I. Akademicheskiy risunok - osnova obrazovaniya v sfere dizayna i izobrazitelnogo iskusstva (Academic drawing is the basis of education in the field of design and fine arts), Modern Science, 2019, No 9-2, p. 14-16.
  3. Kultura (Culture). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Elektronnyy resurs (data obrascheniya 7.03.2020).
  4. Lopasova E.V. Model pedagogicheskikh usloviy razvitiya kompozitsionnogo myshleniya uchaschikhsya sistemy dopolnitelnogo obrazovaniya (Model of pedagogical conditions for the development of compositional thinking of students of the system of additional education), Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2012, No 9, p. 154-156.
  5. Saveleva E.V., Smirnova M.A. Opyt realizatsii zadach patrioticheskogo vospitaniya v ramkakh distsiplin gumanitarnogo i khudozhestvennogo tsiklov (Experience in the implementation of the tasks of patriotic education within the disciplines of humanitarian and artistic cycles), TSITISE, 2019, No 4 (21), p. 408-422.
  6. Sevostyanova O.N., Smirnova M.A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v risunke arkhitekturnogo prostranstva (Development of students' creative thinking in drawing architectural space), Prostranstva gorodskoy tsivilizatsii: idei, problemy, kontseptsii. UrGAKHU, 2017, p. 410-413.
  7. «Tekhnika «Mokryy sous»: proba materiala», presentatsiya. Prepodavatel Nikolo-Pavlovskoy DSHI Orlova Lyudmila Nikolaevna ("Technique "Wet sauce": sample material", presentation. Teacher of the Nikolo-Pavlovsk Children's Art School Orlova Lyudmila Nikolaevna). URL: https://www.art-teachers.ru/file/membership/2591.pdf/Elektronnyy resurs (data obrascheniya: 10.03.2020).
  8. Uznaem chto takoe sangina (Let's find out what sanguine is). URL: https://zhukdk.ru/prochee/uznaem-to-chto-takoe-sangina.html/Elektronnyy resurs (data obrascheniya: 10.03.2020).
  9. Sergeeva M.G., Poliakova I.V., Goltseva O.S., Kolosova G.M., Shafazhinskaya N.E., Polozhentseva I.V., Smirnova M.A. Development of teachers' cross-cultural literacy in the system of further vocational education. Religación. Revista de Ciencias Sociales y Humanidades, 2019, V. 4, No 13, p. 249-254.

Рецензент:

Соркин Михаил Михайлович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), член Московского Союза художников, +7(916)-702-50-03, sorkin-studio@mail.ru. 

Sorkin Mikhail Mikhaylovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, мember of Moscow Union of artists, +7-985-233-27-93, sorkin-studio@mail.ru.

Работа поступила в редакцию: 22.04.2020 г.