Савинкин В.В., Аникеева М.А. Кумиры и поклонники: творчество мастеров современной проектной культуры в обучении студентов-дизайнеров

Образец ссылки на эту статью: Савинкин В.В., Аникеева М.А. Кумиры и поклонники: творчество мастеров современной проектной культуры в обучении студентов-дизайнеров // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 3 (19). С. 13. 

УДК 7.067 

КУМИРЫ И ПОКЛОННИКИ: ТВОРЧЕСТВО МАСТЕРОВ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ 

Савинкин Владислав Владимирович 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов и дизайнеров России, профессор МААМ и советник РАЕН, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93. 

Аникеева Мария Алексеевна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, aniksha1999@mail.ru, + 7-905-895-67-88. 

Аннотация. Статья раскрывает особенности студенческого предпроектного анализа, опирающегося на знакомство с творчеством лидеров современной проектной культуры. Тема способов обучения студентов в творческих вузах долгое время остается актуальной в образовательной среде: несмотря на уже существующее изобилие методик, сегодня генерируются новые мысли, практикуются нестандартные форматы. Это разнообразие легло в основу описанного в статье метода аналитического проектирования, развивающего принципы различных методик школы дизайна. Последовательное изучение пластических искусств через жизненный и профессиональный опыт представителей дизайна позволяет студентам накапливать и структурировать собственные знания, следуя примеру именитых личностей: художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов, производственных компаний, режиссёров, теоретиков и философов. Подобная система обучения направлена на выявление новых архитектурно-дизайнерских приёмов, становление персонального взгляда на проектирование в целом и формирование студента как грамотного специалиста.

Ключевые слова: предпроектный анализ; мастер; образовательная среда; учитель; художник; дизайнер; архитектор. 

IDOLS AND ADMIRERS. ANALYSIS OF MODERN MASTERS’ CREATIVITY IN TEACHING STUDENTS-DESIGNERS 

Savinkin Vladislav Vladimirovich 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of artvvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93

Anikeeva Mariya Alekseevna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of design and fashion, aniksha1999@mail.ru, +7-905-895-67-88 

Abstract. The article is devoted to features of students’ project analysis based on meeting with masters’ art practice. The topic of teaching students in universities of design and architecture has long been relevant in the educational environment: despite the existing abundance of methods, new thoughts are being generated today, non-standard formats are being practiced. This diversity formed the basis for the method of analytical design described in the article, which develops the principles of various design school techniques. A coherent plastic arts studying lets students accumulate and structure their knowledge via facts about life and professional experience of artists, sculptors, designers, architects, companies, producers, theorists and philosophers. This education system aims to revealing new architectural and design methods, formation own opinion about art generally and becoming a student as a competent specialist.

Keywords: analysis; master; educational environment; teacher; artist; designer; architecture.

Введение

Ещё в детстве родители объясняют детям разницу между героями и негодяями, добром и злом. Не умаляя определяющей роли рассказчика в становлении молодого человека, нельзя не заметить в настоящее время стремления юного поколения следовать сиюминутным ориентирам и некомпетентным персонам, особенно через социальные сети. Быстрая смена модных течений и калейдоскоп фотособытий не даёт возможности завтрашнему студенту фундаментально сформировать свою человеческую позицию. Изменить ситуацию и дать будущему специалисту творческие ориентиры в области искусства, дизайна, архитектуры призвана дисциплина «Пластическое моделирование», где соединяется глубокий анализ исследуемого мастера с попыткой работать «в его духе» истово и ответственно, создавая творческие произведения от живописного пейзажа до реального стеллажа или стула. В идеале, четырехлетняя эстафета личностей из разных сфер проектной культуры в сознании студента формирует жизненные принципы, с которыми он после обучения в институте войдёт в профессию и станет проектировщиком среды. 

Цель исследования: последовательное выстраивание методики дисциплины «Пластическое моделирование» в структуре образования архитектора-дизайнера, базирующееся на анализе и систематизации экспериментальных методов работы современных мастеров проектной культуры: от художников и архитекторов до режиссеров и профессиональных критиков. Статья призвана описать методы проектной деятельности знаменитых личностей для формирования у студентов ясной принципиальной позиции, способных реагировать на быстро меняющиеся ситуации, но обладающих зафиксированными вечными ценностями как в профессии, так и в жизни. 

Методы исследования 

При работе над статьей авторы использовали следующие методы:

  • сравнение, позволившее сопоставить жизненный и профессиональный опыт мастеров и учеников;
  • материальное моделирование – изложение изученного материала через практический подход: макетирование, художественные техники, создание экспериментальных моделей и предметов мебели;
  • синтез полученных знаний как формирование идеологической и эмпирической ценности описываемой методики обучения студента-дизайнера.

Результаты исследования и их обсуждение

«В жизни ежедневно и ежечасно, сами того не замечая, мы ставим и решаем различные проектные задачи. Проектирование, таким образом, становится естественной чертой нашего сознания, распространяясь почти на все сферы человеческого существования» [4, с. 157]. Но, несмотря на безыскусственность будничных проектных действий, каждое из них осуществляется только после оценки ситуации и возможных исходов события. В теории дизайна такой процесс называется предпроектным анализом. Целью такого приёма является преобразование условия поставленной перед профессионалом задачи в принципы ее решения.

На сегодняшний день известно два типа проектного исследования: «безаналоговый» принцип и принцип проектирования «по прототипам». Первый нацелен на создание объектов принципиально новых, где синтезируются не встречавшиеся ранее технические, пространственные и образные параметры; другой предполагает внесение новых качеств в облик или техническое решение уже существующих объектов или систем.

Дизайн, основанный на ранее реализованных идеях, получил широкое распространение задолго до возникновения понятия современного проектирования и продолжает развиваться в рамках новой культуры. Лучшие проекты признанных лидеров искусства ХХ в. были реализованы, во многом как реакция на колоссальный опыт и сформировавшуюся систему работы авторитетных мастеров в сфере пластической культуры.

Традиционно освоение принципов аналитического проектирования активно входит и в студенческую среду на начальных курсах. В настоящее время в сфере обучения архитектурно-дизайнерских вузов сформировалось внушительное количество методологий проектирования, многие из которых основываются на внедрении предпроектного анализа в учебный процесс. В настоящей статье рассматривается и обосновывается внедрение в структуру курса «Пластическое моделирование» комбинированной схемы предпроектного анализа, где каждый семестр всего периода обучения студента ориентирован на исследование творчества мастеров определенной области проектной культуры (искусства, дизайна, архитектуры) (таблица 1).

Таблица 1

Структура аналитической работы по освоению творчества мастеров в процессе обучения дизайнера среды (бакалавриат)

Выбранные для изучения портреты, «...являющиеся многообразнее индивидуальных позиций, предпочтений, вкусов, темпераментов и способностей, убедительно показывают, сколь ценен и многогранен вклад незаурядной личности в развитие культуры» [1, с. 2]. Особенно в настоящее время, когда роль личности теряет свою уникальность из-за тотального внедрения передовых технологий и поверхностных знаний о сфере дизайна в нашу жизнь. Каждый этап аналитической работы нацелен на создание итогового проекта «в духе» изученного мэтра. Представленная многоуровневая система дает возможность стать проектировщиком через освоение принципов творческой активности лидеров современных творческих профессий. Стоит отметить, что продуктивность этого метода отчетливо прослеживается в масштабе учебной группы. Каждый студент одновременно осваивает приёмы, свойственные выбранному им авторитету, и получает добытую коллегами информацию о не менее значимых персонах области искусства во время презентаций и докладов в аудитории. Итак, обучающийся формирует многогранный образ мирового проектного фонда и синтезирует модель существования в профессии.

Первый семестр обучения, как и первый шаг в профессию, посвящен знакомству студентов с азами архитектурно-дизайнерского мастерства: основными художественно-выразительными средствами, способами проектной подачи, информационно-технической базой, обилием материалов. Именно на этой стадии в учебный процесс внедряется система аналитического проектирования, где в качестве объектов исследования выступают художники как прошлого столетия, так и современности. Педагоги предлагают ознакомиться с такими живописцами и графиками, как, например, Поль Сезанн, постигший суть формы предмета в бесчисленных сериях натюрмортов и пейзажей; Рой Лихтенштейн, чьи произведения схожи с изображениями журналов и комиксов; Роберт Раушенберг, известный работами в технике коллажа и рэдимейда; Джаспер Джонс, представляющий образы и символы массовой культуры в маске персонального цвето-колористического решения; Эд Рушей, смело вводящий шрифт в композицию живописных работ. Мировой опыт в области изобразительной культуры становится своего рода учебником для начинающих специалистов: студенты перенимают навыки рисования, методы непосредственной работы с материалами, познают особенности проектного видения. В ходе анализа творчества живописца студент знакомится с его произведениями, их смысловым и идейным наполнением, техникой письма. Дополнительная проектная задача курса - научиться рассматривать не только отдельные картины, но и серии работ художника, проследить закономерности, характерные для каждого цикла, изучить различные способы композиционной организации графической плоскости, после чего систематизировать материал исследования, который впоследствии ляжет в основу итоговой аналитической работы – «картины-натюрморта» (рисунок 1). Практическая часть работы – «проектный выход» – предполагает создание обучающимся собственного произведения, собирательного образа творчества изучаемого мастера. Через воспроизведение авторской цветовой палитры, способов нанесения мазка, характера линий удаётся сохранить связь с самобытным наследием художника, но в то же время путём привнесения собственных впечатлений и значений – создать новое, уникальное, персональное.



В процессе анализа особое внимание уделяется не только практическим умениям мастеров, но и теоретическим знаниям, фактам их биографии и творческого пути. Изучение авторов не только как профессионалов, но и как личностей, позволяет студенту спроецировать стиль жизни мастера на личную историю, сформировать собственный взгляд на искусство, а может, и найти признанного кумира, «в духе» которого он будет проектировать в течение жизни. Именитые авторы также открывали для себя новые истины, познавая тонкости как мастерства коллег, так и их судеб. Например, американский художник-минималист Эльсуорт Келли, посетив в 1952 г. дом Клода Моне в Живерни, вдохновился знаменитыми «Кувшинками» импрессиониста, всё ещё воссоздававшими в пространстве мастерской атмосферу творческой гармонии и ощущение присутствия гения. «Хотя эти страстно нарисованные образы природы были противоположны искусству Келли - матовым монохроматическим картинам, имеющим реальные, но умело скрытые прототипы - он находил в них что-то родственное» [10, с. 24]. Впоследствии художник написал картину “Tableau Vert”, сине-зелёные мазки которой напоминали водные сады с полотен Моне.

Несмотря на то, что живопись – искусство плоскостное, архитекторы также находили в ней впечатляющие образы. Как заметил в одном из интервью португальский модернист Алваро Сиза, «в годы учёбы на него сильно повлияла живопись Брака и Пикассо ˂…˃ Кубизм жив для Сизы, это действующая и плодотворная идея в его архитектуре, порождающая подвижность и фрагментарность форм, множественность одновременно предъявленных ракурсов» [7, с. 44].

Второй семестр знакомит студентов с мастерами-скульпторами, определившими черты современного художественно-пластического языка. Следует отметить, что регулярно традиционный учебный список лидеров проектной культуры ХХ в. пополняется именами современников. Поэтому наряду с такими авторами, как Марсель Дюшан, Луиза Невельсон, Дэвид Смит, Клас Олденбург, оказываются, например, имена Изы Генцкен, через провокационные инсталляции переосмысливающей материальную культуру сегодняшнего дня, и Олафура Элиассона, взаимодействующего со зрителем через плод интеграции искусства и технологий.

В отличие от живописцев, мастерство которых заключается в работе с плоскостью, скульпторы властны над объёмом, и именно этим навыком студенты стремятся овладеть на данном этапе обучения. Главной целью курса становится усвоение знаний об особенностях пластического моделирования, ознакомление с разнообразием и свойствами материалов, а также приобретение опыта в установлении взаимосвязи между созданным объектом и средой, в которую он помещён. Важной частью анализа творчества мэтров проектной культуры становится исследование опыта скульпторов в том числе как организаторов выставочных пространств. Экспозиционная среда требует особого внимания тогда, когда попадает под влияние внедрённого в неё объекта или инсталляции: под руководством автора свет, цвет, конструкции, форма приобретают новые свойства для того, чтобы выгодно выделить скульптуру. Так, на заключительной стадии работы над проектом обучающиеся, опираясь на опыт признанных мастеров, пробуют свои силы в качестве экспонентов. Их задачей становится организация студенческой выставки в пространстве института, своего рода эксперимент, переход от проектирования автономных предметов к средовому дизайну. В качестве финальной работы второго семестра студенты представляют проект с образным названием «Шахматы», целью которого становится конструирование шахматной фигуры – костюма, наделенного одновременно качествами скульптурности и эргономичности (рисунок 2). В роли основы для изготовления объекта традиционно используются различные строительные материалы, с реальными свойствами которых обучающиеся знакомятся в процессе интерактивного творчества. Несмотря на сложность обозначенной миссии, одними из важных условий выполнения задания является соблюдение ахроматической цветовой гаммы и ранжировки шахматных фигур: идентификация отдельных игровых чинов за счет свойственных для них вариаций формы. Презентацией готовых проектов ежегодно считается перформанс «Шахматный турнир», где студенты в рамках подготовки к выступлению получают навыки сценического искусства, затрагивая, таким образом, еще одну разновидность артистического творчества.

Если возвращаться к вопросу о кумирах, стоит вспомнить румынского профессионала Константина Бранкузи, одного из главных основателей абстрактной скульптуры. В юношестве, переехав в Париж и поступив в Школу изящных искусств, он в течение некоторого времени был ассистентом в мастерской Огюста Родена. Этот факт во многом повлиял и на будущее его личной жизни, и на творческие перспективы. В 1907 г., когда он приобрел статус опытного подмастерья, в мире искусства произвела фурор одна из его первых работ, массивная известняковая скульптура «Поцелуй». Упрощенные прото-кубические формы из необработанного материала образуют очертания влюблённых, сливающихся в единое целое. Тематика роднит «Поцелуй» Бранкузи с одноимённой работой его учителя, отличие которой заключается в реалистичной стилистике и общем замысле. Но несмотря на то, что названные произведения противоположны по характеру, на их примере можно обнаружить непостижимую связь между учеником и мастером.





История американца Александра Колдера подчеркивает возможность взаимопроникновения областей пластических искусств и отсутствие между ними четких границ. «При посещении в 1930 году мастерской Пита Мондриана Колдер открыл для себя потенциал обобщенного моделирования структур реального мира. Отказавшись от принципиальной статичности мондриановского неопластицизма, он поставил перед собой задачу создания динамических систем, отражающих непрерывную изменчивость природы» [9]. Так появились известные авторские «мобили» - подвижные абстрактные проволочные конструкции, напоминающие цирковые модули и приводимые в движение с помощью электричества или ветра. Таким образом, в произведениях скульптора сопрягаются «денатурализованная» живопись, расчет конструктивного баланса и объемная композиция подвесных элементов.

Третий семестр для студентов начинается с прикосновения к ремеслу мастеров-дизайнеров. В отличие от предыдущего этапа – погружения в свободу скульптурности – эта ступень подразумевает параллельную работу над художественным имиджем объекта и его техническими параметрами. Определенные границы, устанавливаемые узкопрофильной инженерией, помещают юных проектировщиков в условия реального мира и знакомят с образующими единое целое константами дизайна – функциональностью и новизной, серийностью изготовления, коммерческой составляющей, выраженной в стоимости создаваемого объекта. Помимо биографии, рецептов профессионального мастерства и принципов работы над проектами, студентов начинают интересовать персональные мысли, взгляды, идеология авторов. Задача семестра - привить студенту особое человеческое состояние увлеченности. Разобраться с тем, каким образом люди увлекаются практическим делом, производят полезные и красивые вещи, помогает глубокий анализ жизни и творчества исследуемых дизайнеров, каждого из которых «можно назвать мастером, потому что все они преданы своей работе и стремятся делать её хорошо ради неё самой» [6, с. 27]. Для того, чтобы сформировать собственное представление о дизайне, его задачах и значимости, обучающиеся обращаются к цитатам мастеров, суммируют мнения о том, что такое проектирование и дизайн для каждого из них. Зачастую в автобиографиях и интервью творцы упоминают о первом контакте с искусством, об учителях и личностях, побудивших их стать преданными определенному направлению или расширить привычные стилевые границы, претендовать на роль медийного дизайнера или быть создателем камерного «репертуара», следовать инновациям или мыслить консервативно, возвращая прошлое в настоящее.

Так, Чарльз Имз после основания собственного архитектурного бюро в 1938 г. получил приглашение на обучение в академии Элиэля Сааринена, известного финского архитектора. После трёх лет совместной работы учитель и ученик в конечном счете спроектировали стул, напоминающий морскую раковину. Минимализм, эргономичность, обтекаемость форм и функциональность конструкции, свойственные созданному объекту, впоследствии стали частью узнаваемого почерка дизайнера.

Кроме тех случаев, когда воспитанникам передавался опыт старших наставников, существуют примеры сотрудничества творцов-современников. В частности, на стремление Вернера Пантона использовать в работе различные неформальные материалы повлиял его соотечественник, дизайне Арне Якобсен.  В 1950-1952 гг. Пантон работал в его мастерской и принимал участие в создании стула «Ant», получившего мировую известность. Спинка и сиденье изделия были выполнены из единого листа формованной многослойной фанеры. После окончания сотрудничества с Якобсеном Вернер Пантон продолжил экспериментировать с формой и материалами, сконцентрировав свое внимание на проектировании предметов мебели.

Итоговым продуктом проведенного студентами анализа на 2 курсе в 3 семестре становится информационно-графический планшет с важным текстовым и визуальным материалом о дизайнере: основными датами, фактами из жизни автора, изображениями созданных им объектов, фотографиями экспозиционных стендов, а также именами его учителей и учеников. В дополнение обучающимися создается серия предметов мебели, синтезирующая в себе принципы лиц мирового дизайна (рисунок 3). Кроме того, студент выводит формулу творчества каждого автора, символами которой становятся слова-определения, наиболее точно характеризующие особенности проектного видения мастера. Например, имя нидерландского дизайнера Геррита Ритвельда прочно ассоциируется с такими понятиями, как упрощение формы, эксперимент, лаконичность, абстракция и упорядоченность. В ходе работы студенты составляют подобные «словари» для таких профессионалов, как Этторе Соттсасс, чья игра будоражит и вызывает неподдельные детские эмоции, Инго Маурер, трансформирующий в свет любой материал и потрясающий публику вневременными инсталляциями, Филипп Старк, многопрофильный профессионал, опережающий время, Микеле де Лукки, культовая фигура итальянского радикального дизайна, Фабио Новембре, создатель эпатажных провокационных проектов.

Четвертый семестр определяется анализом творчества архитекторов и ознакомлением с принципами их работы. На этом этапе отчетливо прослеживается поступательное движение в обучении студента: от камерных, автономных предметов к отдельным средовым ситуациям, от проектирования для себя к проектированию для общества. Каждая последующая ученическая ступень включает в себя итоги и материальный результат предыдущих шагов. Если вновь обратиться к сравнению, архитектура, в отличие от живописи, скульптуры и дизайна – это не только цвет, эстетика форм и функция, но и конструктив. Прочность постройки – качество, чаще всего превосходящее красоту по значимости, поэтому архитектуру нужно воспринимать и как искусство, и как науку, требующую дополнительных знаний. Характеристики материалов, структура конструкций, статистические данные, нормы и правила требуют особого внимания студентов, так как становятся каркасом для выразительности образов и художественности.



Получив определенные знания о дизайне извне и сформировав личную точку зрения, студенты переносят внимание на сферу проектирования зданий, которая служит оболочкой для уже изученных областей искусства. Здесь посредниками между учениками и архитектурой становятся, например, Фрэнк Ллойд Райт, признанный создателем органической архитектуры, Ле Корбюзье, создавший прототип современной застройки городов путем введения новых канонов в теорию архитектуры, Алвар Аалто, разбавивший скандинавский стиль новаторскими идеями о гармонии материалов и пространства, Луис Кан, чье творчество отличается стремлением к преобладанию образного содержания, Фрэнк Гери, деконструирующей иллюзорную целостность построек, Петер Цумтор, символист и автор сохраняющих непостижимую тайну проектов. Перечень имён ежегодно меняется в связи с его актуальностью: студенты могут выбирать архитектора, опираясь на личные предпочтения, прислушиваясь к советам педагогов, исследуя историю Притцкеровской премии или интересуясь темой кураторства в рамках Венецианского биеннале. В результате полугодового теоретического и практического знакомства с азами мастерства архитектора студенты представляют проект индивидуального жилого дома (рисунок 4), сконструированного с опорой на особенности реализованных мастером идей, личностные качества профессионала и используемые им опытные приёмы. Так, помимо качественных чертежей и элементов проектной документации, важной частью работы становится визуальный имидж, передающий определенную чувственную тональность. Несмотря на преемственность образов и форм кумира, здание проектируется для заказчика (в данном случае для самого автора), что выявляет связь между учеником и знаменитой фигурой, порождает заинтересованность, подражание и духовное единение личностей.



Архитектурная среда особенно богата историями об основоположниках и их последователях, об учителях и учениках. Например, значительную роль в становлении швейцарского архитектора Петера Цумтора сыграл итальянский архитектор-классицист Андреа Палладио. Цумтор часто упоминал о том, что он стремится подражать проектам Палладио «невероятной формой материалов и чудесной игрой пространства, света и тени». Дом должен давать силу, а не угнетать и подавлять. Этому учил его кумир. Всем этим требованиям ответила вилла «Secular retreat», созданная швейцарским проектировщиком для серии домов «Living architecture» в Великобритании. Именно она стала уникальным прототипом традиционной палладианской виллы в условиях современности.

Часто случается, что учитель появляется в жизни проектировщика неожиданно, но после уже на долгое время остается неизменным кумиром. Так произошло с Фрэнком Гери, когда он посетил лекцию финского архитектора Алвара Аалто в 1946 г., будучи его студентом. «С годами Фрэнк проникся глубоким восхищением к Аалто, чья работа была современной, но отличалась теплым гуманизмом и воображением, которые отделяли ее от жесткого модернизма Баухауза. Аалто также прославился как дизайнер мебели,
Существенное влияние творческой активности своего учителя и кумира Миса ван дер Роэ испытал на собственной карьере и американский архитектор Филип Джонсон. Оглядываясь на проектные принципы мастера и выявляя общие приемы, Джонсон пошёл по его стопам и начал трудиться с учителем в тандеме. Через некоторое время Филип уже смело мог противопоставлять индивидуальные проекты работам мэтра архитектуры, сохраняя «дух Мастера, но привнося в его “манифест” новые аспекты. «Мис ван дер Роэ построил Дом Франсуорт: белый, стеклянный, раскрывающийся на все стороны света. Его дом – космический аппарат, идеально приспособленный для того, чтобы сидеть в нем и смотреть на пейзаж. Дом Филипа Джонсона идеально приспособлен для того, чтобы гулять в пейзаже и смотреть, кто там сидит внутри» [8].

В пятом семестре особое внимание уделяется поиску и анализу, как отдельных личностей в области промышленного и предметного дизайна, так и опытных фирм по производству мебели, световых приборов, техники и прочего оборудования. Студенты погружаются в предметно-пространственную среду архитектуры и изучают то, что её наполняет. В исследовательское поле попадают такие компании, как Dedon, специализирующийся на производстве уличной мебели, Kartell, известный разнообразием мебели и аксессуаров для интерьерных решений, Artemide, один из мировых лидеров в сфере освещения жилых помещений, Duravit, предвидящий перемены завтрашнего дня бренд по созданию ванных комнат, Porro, итальянский разработчик нетривиальных систем хранения, Bulthaup, визитная карточка которого – качественное и современное кухонное оборудование. Нельзя забывать, что в образовании, определении политики и вектора работы компании главную роль играет персона руководителя, как например, Рольф Фельбаум в швейцарской фирме Vitra или Игорь Сафронов в российской компании Биоинъектор. Именно ими в начале 1990-х гг. была сделана ставка на дизайн. Их находка состоит в понимании четкой зависимости процветания их дела от взаимодействия с современными специалистами области искусства. В программу предпроектного анализа включаются и российские компании, изучение работы которых также лежит в плоскости теоретических знаний, но, в отличие от зарубежных компаний, включает в себя и практический аспект – посещение производства в рамках учебных занятий. Подобные экскурсии знакомят студента с новым масштабом, дают представление о многозадачном процессе изготовления продукции и предоставляют возможность испытать себя в роли специалиста за лазерным станком, 3D-принтером или другими видами узкопрофильной техники. Основная задача студента на данном этапе – войти в образ участника, одного из дизайнеров фирмы, и сконструировать опытный образец изделия, некий прототип реализованного объекта. Проектирование в рамках компании отличается от индивидуальной работы жесткой конкуренцией на рынке, четким соблюдением параметров, бюджета и правил, обозначенных самим брендом. Этот факт готовит дизайнера к возможным ограничивающим факторам, командному труду и большей ответственности перед заказчиком, а также рождает дух соперничества внутри студенческого коллектива. Говоря о проектном выходе текущего семестра, стоит отметить, что студенты создают промышленный продукт в соответствии с аналитическим материалом (рисунок 5).



Например, после знакомства с фирмой по производству мебели учащиеся проектируют стул или кресло, с компанией по разработке световых изделий – светильник, с сантехническим предприятием – комплект аксессуаров, с кухонным брендом – систему по раздельному сбору мусора. В результате учебная группа представляет единую линейку прототипов с отличием в стилевом исполнении, но при этом со схожим функционалом.

Довольно сложно назвать определенные имена, чьим творчеством могла бы вдохновляться целая компания, но абсолютно точно её ориентиром становится окружающий мир в целом: природа, элементы бытовой жизни, у большинства из которых тоже есть именитые авторы. В коллаборациях с разными профессионалами области дизайна фирма выявляет новые векторы движения, но всё так же остается поклонницей естественных явлений и предметов, которые и сближают пользователя с природным миром. Ярким примером является голландский бренд Moooi, в коллекциях которого нередко можно встретить анималистические мотивы: Rabbit lamp, Horse lamp, Perch light, Pig table. На Isaloni 2019 дизайнеры также представили долгожданную новинку – серию ковров, настенных покрытий и тканей с изображением вымерших животных, воссоздав на выставочном стенде атмосферу необъятных древних джунглей. Возвращаясь к итогам пройденного учебного пути, можно отметить, что, в отличие от предыдущих ступеней, где задачей студента был поиск проектной идеи в творчестве какого-либо автора, этап изучения компании напоминает о первостепенности природного разнообразия, которое в определенное время и натолкнуло многих дизайнеров на создание известных элементов искусства.

В век развития технологий и преобладания цифровизации дизайнеры вынуждены искать нетривиальные способы заинтересовать заказчика, вывести личные проектные навыки на новый уровень и идти в ногу со временем, обучаясь современным компьютерным программам, имея блоги в социальных сетях и отслеживая новинки быстро развивающегося мира. Еще более важно настраиваться на подобный режим и темп в студенчестве, поэтому в программу обучения шестого семестра вводится анализ творчества выдающихся режиссеров, за которым следует создание персонального проектного фильма, анимационной версии архитектурно-дизайнерского проекта. Сегодня это приобретает статус неотъемлемой части учебного проектирования. Цель автора – с помощью небольшого видеоролика рассказать о жизни человека в создаваемой им среде, будь то экспозиционный зал, трехкомнатная квартира или масштабное общественное пространство (парк или фитнес-центр). Образ жизни героев становится конкретным киносценарием, раскрывающим суть студенческого фильма. Так как последующий – завершающий - учебный год проходит в рамках дипломной работы, концептуальное кино может стать её частью, художественно демонстрируя материал и используя при этом приемы киноиндустрии (рисунок 6). Прототипом для студентов становится фильмография таких режиссеров, как Вуди Аллен, сочетающий в картинах юмор и трагикомизм, лёгкость и фундаментальность; Мартин Скорсезе, для которого важны достоверность фактуры и реализм; Стивен Спилберг, мастерски работающий с планами и отстаивающий эстетику длинного кадра; Джеймс Кэмерон, создающий сильных женских персонажей; Квентин Тарантино, возвращающий моду на жанровое кино; Гай Ричи, составляющий многослойную мозаику из сюжетных линий.



Говоря о взаимосвязи областей искусства, в частности кинопромышленности и дизайна, стоит упомянуть фильм «Интерьеры», демонстрирующий внушительную перемену в режиссуре Вуди Аллена, воздающего дань уважения одному из своих признанных учителей, Ингмару Бергману. Он использует всем известные технические приемы маэстро: главные герои в кадре появляются на фоне пустых стен и говорят прямо в объектив камеры. Именно под влиянием творчества кумира Аллен создал новый жанр – интеллектуальную комедию – синтез остроумного абсурда и психологической драмы.

Погружаясь в свободную, интригующую и провокационную сферу кино, можно найти бесчисленное множество примеров о «вдохновителях» и «вдохновленных», но не всегда поклонник находит своего кумира из числа коллег. Ученый, фотограф, дизайнер, музыкант, спортсмен – человек самой непредсказуемой профессии может стать музой режиссера. Например, американец Квентин Тарантино с детства восхищается российским кинематографом, но главным своим учителем он считает русского поэта Бориса Пастернака, произведения которого знает наизусть и признает их двигателем собственного творчества. В 2004 г., когда режиссер приехал в столицу на 26-ой Московский кинофестиваль, одним из наиболее значимых пунктов путешествия стало посещение могилы поэта. Духовное единение и эмоциональный контакт – вот миссия долгожданной встречи.

Овладев прикладными навыками, и руками ощутив специфичность деталей профессии, студент в седьмом семестре примеряет маску теоретика, художника слова, осваивает профессиональную критику архитектуры и дизайна, которые он изучал ранее. В этой роли он пробует описать сложносоставные процессы, структурность проектных элементов, облечь в термин эмоциональную составляющую дизайна или высказать личную позицию, используя профессиональную лексику. В целом, ученик на этой ступени трансформируется в специалиста, отвечающего не только за оригинальность самого проекта, но и за способность раскрыть его суть, заинтересовать публику и чётко сформулировать обнаруженную авторскую мысль. Первостепенными маяками в сфере теории архитектуры становятся известные российские публицисты, искусствоведы и историки архитектуры – Андрей Владимирович Иконников, Ирина Александровна Добрицына, Вячеслав Леонидович Глазычев, Олег Игоревич Генисаретский, Дмитрий Евгеньевич Фесенко, Григорий Исаакович Ревзин. Благодаря лекциям, статьям, книгам – информационному наследию идеологов в целом – молодое поколение находит близкую для себя манеру выражения мысли, погружается в академическую среду, развивает личное видение, разделяя или отрицая существующие суждения. Все эти умения приводят студента к написанию собственного эссе в конце семестра. Темы, связанные с текущими учебными проектами, становятся общим звеном между чертежом и текстом, между привычным материальным и новым идейным.

Для большинства представителей проектной культуры кумир – это собирательный образ, в котором сходятся близкие автору качества сразу нескольких личностей. Например, Вячеслав Леонидович Глазычев говорил: «К счастью, у меня было три учителя. Один был восхитительный интуитивист Евгений Абрамович Розенблюм — художник, дизайнер, архитектор, человек, не умевший писать, но в диалоге прекрасно умевший излагать мысли. Второй был Карл Моисеевич Кантор, тогда зам. главного редактора журнала «Декоративное искусство СССР», который меня и познакомил с Георгием Петровичем Щедровицким. И третий уже Георгий Петрович. В этом треугольнике я мог сохранить баланс» [3].

Помимо знакомства с литературой, студенты натурно или через информационные сети исследуют актуальные выставки: Зодчество, АРХМосква, Международный Миланский мебельный салон, Венецианская биеннале. Концентрация мнений, голосов, проектных идей позволяют студенту в одном месте обрести разноплановые знания, завести знакомства и резюмировать личное впечатление от увиденного, прочитанного, прочувствованного (рисунок 7).



Восьмой семестр, продолжая предшествующий этап, ознаменовывается началом формирования себя как востребованного многопрофильного специалиста: свободного художника, вдохновленного скульптора, прогрессивного дизайнера, пунктуального архитектора, рассудительного теоретика и утонченного режиссера. Развитие мировоззрения, поиск близких идеологий, познание окружающего ментального и материального разнообразия – вот цель студента, приближающегося к финальной черте первой стадии высшего образования. Для достижения намеченных ориентиров педагоги советуют обратиться к помощи философов, их знаменитых трудов и жизненного опыта, отражающего личные убеждения авторов [2, с. 36]. Так, список профессионалов пополняется именами Артура Шопенгауэра, иррационалиста, изучавшего взаимосвязь между волей и разумом личности, Георга Зиммеля, социолога, исследовавшего общество внутри урбанистической единицы, Вальтера Беньямина, создавшего замкнутую авторскую вселенную с уникальными механизмами, Жан-Поля Сартра, представителя французского экзистенциализма, Мишеля Фуко, структуралиста области современной философии и теории культуры, Жана Бодрийяра, рассматривавшего вопросы соотношения реальности и её символического отображения.

Результатом проведенного анализа становится написание индивидуальной научной статьи, отличающейся актуальностью освещаемой в ней проблемы, раскрывающей авторскую позицию по определенному вопросу (рисунок 8). Эта работа может послужить стартовой точкой для углубления в научно-исследовательскую деятельность или стать дополнением в процессе раскрытия темы дипломного проекта. Помимо приобретенных знаний, опубликованные статьи предоставляют студенту возможность зарекомендовать себя в среде практикующих архитекторов-дизайнеров, вступить в научную деятельность или продолжить обучение в магистратуре.





Можно предположить, что мастера-философы чаще других обращаются к опыту своих учителей, создают себе кумиров и находят личные ориентиры: наука убеждает их в необходимости выбора места отсчета, теории, которую можно взять за основу будущих предположений, заявлений и полноценных публицистических изданий. Например, несколько концепций, присутствующих во всех периодах творчества Мишеля Фуко, было позаимствовано у его учителя Альтюссера. Согласно М. Фуко, история характерна не эволюционностью и поступательностью развития мысли, а кумулятивностью и скачкообразностьюю. М. Фуко подчёркивает, что в каждом временном периоде и в каждой географической точке мысль человека уникальна и неповторима.

Ориентир – важная составляющая жизни «человека искусства», но в момент, когда он крепнет, начинает убедительно мыслить, а публику охватывает доверие, уже он сам становится вдохновителем толпы. Франция, 1940-е. Идеи Жан-Поля Сартра так популярны, что философ приобретает статус парижского кумира, а фанаты его учения, юные экзистенциалисты, устраивают собрания в парижском «Кафе де Флер». Популярность экзистенциализма у молодого поколения французов объясняется популярным в те годы духом свободолюбия, девизом которого становится Сартровское «человек обречен быть свободным». Так, путем последовательного развития персональных теорий, длительных исследований и стремления к целям молодой философ смог обрести популярность и повлиять на будущее мировой социологии.

Пройдя четырехгодичный путь поклонника, поиска, следования за ориентирами, формирования себя, знакомства с ныне неизвестным, студент выходит на следующий уровень, где перед ним открываются новые горизонты, появляются еще более серьезные задачи, возникает осознанное чувство ответственности за личное будущее в роли дизайнера-архитектора (рисунок 9). Мораль преодоленного маршрута – воспринимать весь мир, как учебник: наблюдать, анализировать, иллюстрировать, систематизировать. «Для провокации художественной активности студенту полезно на этапе предпроектного анализа, подбирая прототипы и аналоги, найти опору в творчестве одного из мастеров – живописца, скульптора, архитектора, дизайнера, открыть для себя творческие методы мастера. Активизация собственной творческой работы студента – живописной, скульптурной, графической, позволит ему продвинуться в решении проектных проблем на интуитивно-художественном уровне» [5, с. 208]. Работа по сложившемуся алгоритму в студенчестве гарантирует интуитивное следование этому порядку в постучебной профессиональной жизни. Подражая кумирам и неотступно добиваясь поставленных целей, в определенный момент сам проектировщик может стать лидером и чьим-то примером, передавая накопленные личные знания своим последователям.



Выводы

В завершение подчеркнем, что особое место в жизни студента занимает педагог. Он становится одним из первых профессионалов в ряду бесчисленных имён вдохновителей. Он не только обладает ценным опытом, но и транслирует уже отобранные, наиболее значимые мысли: знакомит со своими кумирами, подсказывает стоящие внимания информационные источники, советует обязательные к посещению выставки и ведет в избранном им верном направлении. Педагог корректирует устоявшиеся аналитические задания, определяет спектр и масштаб исследовательской работы, актуальность тех или иных имен в контексте быстро изменяющейся реальности. Глобально, педагог учит студента «...быть включённым в жизнь, пропуская ее через себя, наполняться ею, не пасовать, не бояться трудностей, осознавая, что нет неразрешимых ситуаций и что все проблемы внутри нас. Другими словами, быть в свободных отношениях с жизнью». Именно так и существовали мастера, с которыми знакомятся студенты в процессе обучения, осваивая принципы сложной и синтезирующей профессии дизайнера среды. 

Список литературы 

  1. Аронов В. и др. 100 дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994. 216 с.
  2. Ермолаев А.П. Главная книга средового существования. М.: ОАО «Щербинская типография», 2004. 384 с.
  3. Лученко К. Вячеслав Глазычев о времени без надежды // Арзамас. Несоветская философия в СССР. Курс № 9. URL: https://arzamas.academy/materials/219 (дата обращения: 23.01.2020)
  4. Минервин Г.Б., Шимко В.Т., Ефимов А.В. и др. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М.: «Архитектура-С», 2004. 288 с.
  5. Панова Н.Г. Освоение цвето-пластических принципов мастеров XX века. М.: БуксМарт, 2016. 240 с.
  6. Сеннет Р. Мастер. М.: Strelka Press, 2018. 326 с.
  7. Соколова М.А. Взгляд изнутри. Проектирование архитектурного пространства. Интерьер. М.: БуксМарт, 2016. 176 с.
  8. Тарханов А. Портрет архитектора: Филип Джонсон // AD Magazine. 2016. 25 января. URL: https://www.admagazine.ru/architecture/portret-arhitektor-filip-dzhonson (дата обращения: 05.10.2019).
  9. Alexander Calder. URL: https://www.peoples.ru/art/sculpture/alexander_calder/ (дата обращения: 12.09.2019)
  10. Cotter Holland. When an Abstract Artist Falls in Love With Monet // The New York Times, February 2015.
  11. Goldberger Paul. Building Art: The Life and Work of Frank Gehry. Knopf, 2015. 528 p.

References 

  1. Aronov V. i dr. 100 dizaynerov Zapada (100 designers of the West). M.: VNIITE, 1994. 216 p.
  2. Ermolaev A.P. Glavnaya kniga sredovogo suschestvovaniya (The main book of environmental existence). M.: OAO «Scherbinskaya tipografiya», 2004. 384 p.
  3. Luchenko K. Vyacheslav Glazychev o vremeni bez nadezhdy (Vyacheslav Glazychev about time without hope), Arzamas. Nesovetskaya filosofiya v SSSR. Kurs № 9. URL: https://arzamas.academy/materials/219 (data obrascheniya: 23.01.2020)
  4. Minervin G.B., Shimko V.T., Efimov A.V. i dr. Dizayn. Illyustrirovannyy slovar-spravochnik (Design. Illustrated dictionary-reference). M.: «Arkhitektura-S», 2004. 288 p.
  5. Panova N.G. Osvoenie tsveto-plasticheskikh printsipov masterov XX veka (Mastering the color-plastic principles of masters of the XX century). M.: BuksMart, 2016. 240 p.
  6. Sennet R. Master (Master). M.: Strelka Press, 2018. 326 p.
  7. Sokolova M.A. Vzglyad iznutri. Proektirovanie arkhitekturnogo prostranstva. Interer (The view from the inside. Design of architectural space. Interior). M.: BuksMart, 2016. 176 p.
  8. Tarkhanov A. Portret arkhitektora: Filip Dzhonson (Portrait of the architect: Philip Johnson), AD Magazine. 2016. 25 yanvarya. URL: https://www.admagazine.ru/architecture/portret-arhitektor-filip-dzhonson (data obrascheniya: 05.10.2019).
  9. Alexander Calder. URL: https://www.peoples.ru/art/sculpture/alexander_calder/ (data obrascheniya: 12.09.2019)
  10. Cotter Holland. When an Abstract Artist Falls in Love With Monet, The New York Times, February 2015.
  11. Goldberger Paul. Building Art: The Life and Work of Frank Gehry. Knopf, 2015. 528 p.

Рецензент:

Уваров Виктор Дмитриевич, Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Uvarof Victor Dmitrievich, Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Работа поступила в редакцию: 05.04.2020 г.