Мина А.П., Есина В.Ф. Пешеходное пространство в городской среде

Образец ссылки на эту статью: Мина А.П., Есина В.Ф. Пешеходное пространство в городской среде // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 3 (19). С. 6.

УДК 72.012.75 

ПЕШЕХОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ 

Мина Анастасия Павловна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), старший преподаватель кафедры дизайна, minaanastasiia@mail.ru, +7-985-976-03-51. 

Есина Варвара Филипповна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка факультета Дизайна и моды, barbara.yesina@mail.ru, +7-985-444-24-11. 

Аннотация. Функция пешеходных переходов складывалась исторически. Она формировалась как система открытых и закрытых пространств, подземных и надземных переходов, став результатом развития городского автотранспорта. Авторы стремятся исследовать причины и следствия этой тенденции, идущей из древности в современность. Инструментарий авторов заключается в том, чтобы осознать и понять изменение городской энергетики и в целом городской социальной среды вчера, сегодня и завтра. Авторы утверждают, что городские пешеходные пространства и переходы следует рассматривать как своеобразную многосложную, композитную городскую систему, состоящую из элементов «пешеходного социума», совмещенного с экономикой города, культурой, психологией горожан, политикой мэрии. Здесь многое зависит от уровня профессионализма архитекторов и дизайнеров, ответственных как за учет исторических корней, так и современного мышления. Большое значение также имеет понимание будущего и перспектив развития цивилизации, человека, технологий и страны в целом. Все это несомненно должно привести к формированию «новых» городских пешеходных пространств и переходов, их нетрадиционного конструктивного решения и дизайна, обогащающих общую городскую среде.

Ключевые слова: переходы; пешеход; городская среда; общественные пространства. 

PEDESTRIAN SPACE INTO URBAN ENVIRONMENT 

Mina Anastasiya Pavlovna 

ANO VO «Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane, 9), Senior Lecturer, Department of Design, minaanastasiia@mail.ru, + 7-985-976 -03-51. 

Esina Varvara Filippovna 

ANO VO "Institute of Business and Design", Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane, 9), 1st year student of the department "Architectural Environment and Design", barbara.yesina@mail.ru, + 7-985 -444-24-11. 

Annotation. The function of pedestrian crossings has evolved historically. It was formed as a system of open and closed spaces, underground and overhead passages, resulting from the development of urban transport. The authors seek to explore the causes and consequences of this trend, going from antiquity to modern times. The authors' toolkit is to understand and understand the change in urban energy and the urban social environment in general yesterday, today and tomorrow. The authors argue that urban pedestrian spaces and crossings should be regarded as a kind of polysyllabic, composite urban system, consisting of elements of a “pedestrian society” combined with the city's economy, culture, psychology of citizens, and the policy of the mayor's office. Much here depends on the level of professionalism of architects and designers, who are responsible for taking into account both historical roots and modern thinking. It is also of great importance to understand the future and development prospects of civilization, man, technology and the country as a whole. All this should undoubtedly lead to the formation of "new" urban pedestrian spaces and crossings, their unconventional constructive solutions and design, enriching the overall urban environment.

Keywords: crossings; pedestrian; urban environment; public spaces.

Введение 

Пешеходное пространство в городской среде – это не только архитектурно-дизайнерская тема, но и тема междисциплинарная и многофункциональная, охватывающая целый спектр различных смежных проблем, образующих сложную композитную систему. Город — это концентрация внутренней энергетики настоящего, прошедшего и будущего пространства, это пространство возможностей, культуры, познания, выбора целей, реализуемых или не осуществляемых, а также поиск своего места и роли в городской среде. Город — это пространство, где наступила твоя история, твоя очередь и среда. Город— это когда появляется что-то новое, когда что-то увидел, узнал, придумал, создал и спроектировал. В конечном итоге являешься участником этого социального водоворота, который его волнует и вдохновляет [6, c. 52].

Цель исследования 

Целью данной работы является анализ развития пешеходных переходов в Москве и в мире, осознание их многофакторного влияния на развитие не только общественных пространств, но и городской планировки в целом. 

Методы исследования 

Методологической основой решения поставленных задач стал системный подход. В процессе исследования были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, моделирования и прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Наряду с благоустройством комфорта и безопасности в городе, улучшением экологии и условий жизни, содействием туристической и инвестиционной привлекательности городской среды, идея пешеходных переходов и пространств стала своего рода инструментом взаимосвязи различных элементов пространственного комплекса как архитектурного наследия, так и настоящего развития культуры. Эта взаимосвязь настоящего и будущего, интеллекта и психологии нации, памятников и ансамблей на обширных градостроительных пространствах, проникающих в структуру всей градостроительной ткани настоящего и прошлого, а также посредством приспособления сложившихся структур к современным функциям [1, c. 32].

Особое место в этих структурах начинают занимать пешеходные системы и пешеходные переходы, как наземные, так и подземные и надземные. Пешеходные системы концентрируют не только архитектурные достопримечательности, но и традиционные и новые типы сред и ландшафтов. Организация пешеходных пространств становится сейчас одной из приоритетных сфер архитектурно-дизайнерской деятельности. Эта сложная проблема связана с развитием общественного транспорта, появлением большого количества служб такси, каршеринговых сервисов и метро. Они ускоряют и упрощают передвижение людей по городу, из-за чего пешие прогулки становятся реже и проблематичней.

В этом контексте, планомерно проектируя пешеходные зоны, системы и переходы в городской ткани с использованием методов современного дизайна, жители во все большей степени начинают использовать такие зоны для прогулок, активного отдыха и для передвижения на различные дистанции. Это прямо связано со здоровьем человека, со снижением рисков заболеваемости. Широко известно, что сокращение физических движений в связи с развитием технологий и, в частности, транспортных, привело к возникновению целого ряда заболеваний. Возникает парадокс: транспорт формирует коммуникации, без которых жизнь становится пресной и однообразной, а с другой стороны вызывает негативные последствия. Необходимо при архитектурном и инженерном проектировании сохранять внутренний энергетический баланс между технологиями, городским пространством и здоровьем человека.

Создание комфортной пешеходно-городской среды, удобной для жизни, объявлено главной целью московской программы «Мой район», анонсированной мэром Москвы С. Собяниным. Программа формируется исключительно с учётом пожеланий москвичей [5]. На сайте можно давать оценку разным архитектурным проектам, участвовать в их обсуждениях. Например, можно проголосовать за продление ветки метро или высказать свое мнение о проекте новой школы, больницы и других общественных постройках. Так, на перегоне между Белорусским и Савеловским вокзалами появится надземный пешеходный переход. Проект планировки территории, где расположится новый мост, разработал Научно-исследовательский и проектный институт градостроительного планирования Москвы.



Надо сказать, что сегодня к современным пешеходным переходам предъявляются повышенные требования. Они должны максимально облегчать жизнь пешеходам, быть удобными и комфортными. К примеру, Даниловский переход начинается от станции метро «Технопарк», стал частью транспортно-пересадочного узла. В нём установили две ленты траволаторов и лифты для маломобильных граждан. Его длина составляет почти 215 метров. Цель перехода – связь пешеходных потоков от метро «Технопарк» к бизнес-парку Nagatino Iland и через проспект Андропова к парку развлечений «Остров мечты».

Понятие «пешеходное пространство» неоднозначно и может быть связано не только с бестранспортным пространством, но и с территориями, имеющими различный режим транспортного обслуживания и пешеходных коммуникаций. Определенный интерес в этом контексте может представлять зарубежный опыт. Например, в городах Франции пешеходные территории разделяются на три класса: класс ТА - исключительно пешеходные пространства, класс ТВ - преимущественно пешеходные, однако допускаюшие движение обслуживающего транспорта, ТС - пешеходные, с возможностью движения обслуживающего и общественного пассажирского транспорта.

В Германии архитектор К. Андрес в понятие «пешеходная зона» включает те «устройства, которые находятся внутри часто посещаемого и интенсивно используемого городского района, из пределов которого частично или полностью исключено движение транспорта, или оно ограничено в интересах пешеходов» [3, с. 89]. Этот термин означает, как пешеходные зоны, так и отдельные пешеходные улицы.

В Болгарии широко используется понятие «торгово-жилая улица», отражающее функциональную специфику. В англоговорящих странах площади и улицы в деловых районах, используемые преимущественно для движения пешеходов, обозначают словом «молл». В США принята следующая классификация пешеходных зон: полный молл, полумолл и транзитный молл. Полный молл - пешеходная улица, созданная на основе старой улицы, но с движением транспорта. Полумолл - это пешеходная улица с ограниченным транспортным движением и паркованием. Транзитный молл рассчитан на движение общественного транспорта [4, с. 2].

Идеи формирования городских пешеходных пространств различных типов получили в последнее время распространение в проектировании городов многих стран. В последние годы все чаще в мировой практике осуществляются радикальные градостроительные решения, основная цель которых - отделить пешеходов от транспортных потоков [8, p. 29]. Популярность и признание важности пешеходных зон подтверждаются многочисленными социальными опросами населения, проводившимися в городах Германии, США, Польши, России и других странах [1, с. 58].

В последнее время особенно активно проявляется тенденция ревитализации – перепланировки бывших заводских и промышленных пространств в парковые зоны. Яркий пример этой тенденции – парк «Цольферайн» в Германии. На его месте ещё в 1980-х годах была угольная шахта. Сейчас она включена в список «ЮНЕСКО», являясь огромным индустриальным парком и культурным центром с музеями, концертными и выставочными залами, дизайн-центром и бассейном.



Другой пример - Парижский парк «Ла-Виллет», созданный на месте бывшей скотобойни. В итоге на этом месте построили гигантский по площади и объему парк. Открытие парка «Ла-Виллет» произошло в 1986 г. Создатель парка швейцарский архитектор Бернар Чуми первоначально задумал этот комплекс как футуристически «активный» парк, чтобы развеять устойчивое в XVIII-XIX веках представление о парках и садах, как о месте спокойного отдыха. Еще одним интересным зарубежным проектом является парк Кресент в Новом Орлеане, спроектированный на месте бывшей портовой зоны. Она была превращена в огромный двухкилометровый парк, идущий вдоль реки и оснащенный дорожками для бега и велосипедистов, лужайками для отдыха и парком для собак. Две верфи превратились в площадки для фестивалей, арт-выставок и личных встреч. Архитекторы решили не перестраивать территорию, а надстроить её сверху уже существующих исторических конструктивных решений.



Из российских проектов, созданных на территории промышленных зон, можно отметить проект «Тюфелева роща». Данный проект считается самым масштабным во всей Европе по регенерации бывшей промышленной зоны. Этот парк некоторые архитекторы сравнивают с вышеупомянутым парижским парком Ла-Вилллет. Парк располагается на территории бывшего завода ЗИЛ. Главная достопримечательность проекта – создание пешеходного променада длиной в 1,3 километра, сделанного из стали и обшитого деревом. Он соединяет в себе функции прогулочной зоны и различных торговых павильонов и ведет к музейному центру «Эрмитаж-Москва».



Анализ российского и зарубежного опыта показывает, что проблема формирования городской среды и пешеходного пространства, как ее важнейшей составляющей, особенно с точки зрения человеческой личности, осуществляется по двум направлениям. Первое идет от человека и от объектов, а второе – от идеи квартала разной модификации. Вместе с тем, имеются и различия. Так, в Европе идет поиск новых путей для современной архитектуры, которые связаны с пешеходной средой, новыми энергосберегающими технологиями, экологическим балансом естественного природного и искусственного окружения, созданного человеком. В России пытаются уйти от архитектурного наследия советского прошлого и найти новую универсальную архитектурную формулу, которая разрешила бы все градостроительные, социальные и другие «глобальные» проблемы российской действительности, включая социум, экономику, экологию и пр.

Обобщая зарубежный и российский опыт, можно сказать, что в современной практике проектирования выделяют два основных типа проектирования пешеходных пространств: частичная или полная реконструкция существующих городских пространств с запрещением на них автомобильного движения и организация пешеходных пространств в процессе строительства новых жилых районов.

Одновременно следует подчеркнуть, что все типы пешеходных переходов и общественных пространств имеют свою специфику, как конструктивную, так и архитектурно-дизайнерскую, а также социальную, экономическую, связанную со здоровьем человека и безопасностью его передвижения, культурой и психологическими настроениями человека, историческими и современными взглядами на городское пешеходное пространство [2, c.  91].

В гонке за презентабельностью и туристическим имиджем, главное не забыть создать комфорт и безопасность для людей. Ведущий мировой специалист в вопросах пешеходных пространств Ян Гейл пропагандирует во всем мире: «Город должен быть комфортен для пешеходов и велосипедистов. Любой город - это город для людей, а не для машин, и в городе важны не здания, а пространство между ними» [7, p. 33]. И приступая к любой работе по возвращению приоритета человеку-пешеходу, архитекторам необходимо придерживаться этого принципа.

Выводы     

Проведенное исследование теории и реалий развития пешеходного пространства в городской среде как в России, так и за рубежом, привело к осознанию содержания современных тенденций и формулировке следующих выводов.

  1. Пешеходное пространство и переходы в городской среде начинают занимать самостоятельное местоположение в архитектурно-дизайнерской практике и строительстве;
  2. Происходит историческая трансформация структуры городской среды. Осуществляется переход от чисто городских структур к частично природным, пешеходным, которые существовали в начальный период развития городских поселений. Вместе с тем современный переход осуществляется с использованием новейших, инновационных научно-технологических методов и архитектурно-дизайнерских методов и структур. Исторические преобразования города прошлого и настоящего – объективный процесс, нюансы которого должны учитываться в современном проектировании пешеходной городской зоны.
  3. Фундаментальные основы пешеходных городских структур должны опираться на социальные, социально-экономические, психологические, медицинские, культурные, цивилизационные, политико-стратегические, научно-технологические и другие аспекты, оказывающие прямое или косвенное воздействие на архитектурно-дизайнерское содержание различных типов пешеходного городского пространства.
  4. Пешеходные прогулочные пространства – это городские общественные пространства, преимущественно открытого типа, играющие роль коммуникационной и безопасной системы, предназначенной для общения и отдыха горожан. Их система включает в себя пешеходные зоны, пешеходные и пешеходно-транспортные маршруты.
  5. Считаем, что цифровая экономика и Интернет, несущие свою инновационную составляющую во все сферы социально-экономической жизни человека, могут оказать и соответствующее воздействие на коммуникационную культуру и эстетику пешеходного пространства города [9, p. 201 –205]. Имеется в виду использование этого типа коммуникаций при архитектурно-дизайнерском проектировании пешеходных городских пространств. 

Список литературы

  1. Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008.  219 с.
  2. Ефимов А.В., Цвет + Форма. Искусство 20-21 веков. Живопись. Скульптура. Инсталляция. Лэнд-арт. Дигитал-арт. М.: БуксМАрт, 2014. 616 с.
  3. Кипар A. Зеленые лучи Милана, Вертикальный лес // ПРОЕКТ INTERNATIONAL. 2014. № 38. С. 89.
  4. Курсевич И.В. Опыт формирования городских пешеходных пространств // Архитектура и строительные науки // 2013. № 3,4 (16, 17). С. 2.
  5. Мой район». URL: https://www.mos.ru/moi-raion/] (дата обращения: 30.03.2020).
  6. Ревзин Г. Как устроен город. М.: Strelka Press, 2019. 270 с.
  7. Gehl Jan New Sity Spaces, 2012. 33 p.
  8. Lefebvre Henri. La production de l'espace, 2000. 29 p
  9. McQuire Scott Media City. Media, architecture and urban space, 2017. 205 p. 

References 

  1. Glazychev V.L. Urbanistika (Urbanism). M.: Evropa, 2008.  219 p.
  2. Efimov A.V., Cvet + Forma. Iskusstvo 20-21 vekov. Zhivopis. Skulptura. Installyaciya. Lend-art. Digital-art (Color + Shape. Art of the 20-21 centuries. Painting. Sculpture. Installation. Land art. Digital art.). M.: BuksMArt, 2014. 616 p.
  3. Kipar A. Zelenye luchi Milana, Vertikalnyy les (Green beams of Milan, Vertical forest), PROEKT INTERNATIONA, 2014, № 38. p. 89.
  4. Kursevich I.V. Opyt formirovaniya gorodskikh peshekhodnykh prostranstv (Experience in the formation of urban pedestrian spaces), Arkhitektura i stroitelnye nauki, 2013, № 3,4 (16, 17). p. 2.
  5. Moy rayon». URL: https://www.mos.ru/moi-raion/] (data obrascheniya: 30.03.2020).
  6. Revzin G. Kak ustroen gorod. M.: Strelka Press, 2019. 270 p.
  7. Gehl Jan New Sity Spaces, 2012. 33 p.
  8. Lefebvre Henri. La production de l'espace, 2000. 29 p.
  9. McQuire Scott Media City. Media, architecture and urban space, 2017. 205 p. 

Рецензент:

Савинкин Владислав Владимирович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.

Savinkin Vladislav Vladimirovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.

Работа поступила в редакцию: 15.04.2020 г.