Кузина С.К. «Парижская школа» начала XX в: художественный Интернационал

Образец ссылки на эту статью: Кузина С.К. «Парижская школа» начала XX в: художественный Интернационал // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 3 (19). С. 5. 

УДК 7.036.7 

«ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА» НАЧАЛА XX В.: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ «ИНТЕРНАЦИОНАЛ» 

Кузина Софья Константиновна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, sofikuzina@gmail.com, +7-8-909-969-43-49.

Аннотация. Данная статья посвящена интернациональному сообществу художников «Парижская школа». Представители этого объединения сформировали важнейшие художественные процессы Европы начала XX в. Парижская школа стала центром притяжения ярчайших талантов со всего мира, а также вдохновила их на создание принципиально новых видов изобразительного искусства. Представители Парижской школы не оставили и не опубликовали деклараций о своих намерениях, как делали многие объединения художников. Но это направление положило начало всему современному искусству, открыло новые направления и пути развития художественного творчества.

Ключевые слова: Парижская школа; живопись; кубизм; авангардизм; модернизм; изобразительное искусство.

«PARIS SCHOOL» OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: ARTISTIC «INTERNATIONAL» 

Kuzina Sofya Konstantinovna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of design and fashion, sofikuzina@gmail.com, +7-909-969-43-49.

Annotation. This article is dedicated to the Paris School, an international community of artists. Representatives of this association formed the most important artistic processes in Europe at the beginning of the 20th century. The Paris School became the center of attraction of the brightest talents from around the world and also inspired them to create fundamentally new types of fine art. Representatives of the Paris School did not leave and did not publish any declarations of their intentions, as many associations of artists did. But this trend laid the foundation for all modern art, opened up new directions and paths for the development of artistic creativity.

Keywords: Paris school; painting; cubism; avant-garde; modernism; art. 

Введение 

«Парижская школа» – общее название для нескольких поколений интернационального сообщества художников, обосновавшихся в Париже с 1900 г. до 1960-х гг.

Художники Парижской школы – обозначение условное. У представителей данной школы не было единой программы и художественных целей. Манера их письма очень разнилась. Они никогда не составляли единую группу. Но их связывало стремление к свободному поиску и профессиональному общению. Да и сам Париж и тот район, где они жили, в начале XX в. был так называемой «столицей искусств». 

Целью исследования: выявление особенностей творчества художников, в частности русских эмигрантов, живших в этот период в районе Монпарнас в Париже. 

Методы исследования

Методы, которые были использованы в статье: структурный, сравнительный и терминологический анализ. 

Результаты исследования и их обсуждение

В разные периоды истории человечества существовали разные «столицы искусств». Центрами древнего искусства принято считать Египет, Грецию и Рим. Средневековье - это Византия и королевство Карла Великого. Флоренция, Нидерланды, Испания -  процветали в эпоху Возрождения. Париж в качестве центра искусств был знаменит уже с XVII в., а в XIX в. мода на все парижское достигла небывалого размаха. Париж стал фабрикой грез, городом, пробуждающим фантазии, местом, которому всегда удается вдохновить на творчество.  Иностранцы устремились в Париж: учиться, совершенствоваться в профессиях. Этот город буквально разрывался от обилия новых идей и направлений. В его маленьких улочках можно было обнаружить множество молодых художников, поэтов, философов, актеров и других талантов, неизвестных широкой публике, но жаждущих завоевать мир. Каждому, кто был готов сойти с проторенных путей, Париж предоставлял неограниченную возможность изучить замечательные течения новой мысли в самом их первоисточнике.

К началу XX в. в одном из удаленных районов Парижа на Монмартре образовалась целая община художников - иностранцев, вошедших в историю как «Парижская школа».

Сам термин – «Парижская школа» (фр. École de Paris) внёс критик Андре Варно в 1925 г. Этим словосочетанием он обозначил группу художников, которые приезжали в Париж в начале XX в., из разных стран мира. Точное число мастеров, включённых в это понятие не определено. Называют разные имена, от ста до тысячи художников, работавших в Париже в это время.

Художественный «интернационал» подразделяют на представителей трёх периодов:

  • период 1900 - 1920-е гг. (обитатели квартала Монпарнас: Пикассо, Модильяни, Паскин, Сутин, Шагал и другие);
  • межвоенное двадцатилетие (Поляков, Ланской, представители абстрактного искусства);
  • война и послевоенные годы (начиная с направленной против фашистского режима выставки «Двадцать молодых художников французской традиции», организованной в 1941 г. Базеном, Фужерони Манесье, Эстев и другими) до 1960-х гг.

Мастеров двух последних периодов часто называют «Новой Парижской школой».

История Парижской школы напрямую связана с Монпарнасом. Этот район расположенный в южной части Парижа в начале XX в. только застраивался и был существенно дешевле артистического Монмартра. На южной окраине Монпарнаса скульптором Альфредом Буше было построено здание круглой формы под названием «Вилла Медичи», но сразу же переименованное в «Улей». Основное пространство внутри здания было разделено на 140 мастерских. На первом этаже арендная плата составляла 50 франков в год с человека, а выше, где был выход на террасы – 150. Сумма эта была достаточно символическая, но и ее Буше часто «забывал» собирать с талантливых, но финансово несостоятельных постояльцев. На первом этаже был устроен зал для занятий, где в определенные часы позировали натурщицы.



Любое жилье на Монпарнасе означало доступ к дешевым художественным материалам, бирже моделей, художественным академиям, выставкам, и главное к богемному обществу, которое формировалось вокруг перекрестка Вавен, вокруг местных кафе. Здесь знакомились и спорили об искусстве писатели, художники и музыканты. Молодые люди были завсегдатаями кафе «Клозери де Лила», «Ротонда» и «Дом». Они часто посещали танцевальные залы «Бал Бюлье» и «Бал Табарэн». Художники и их близкие друзья устраивали там костюмированные балы и весело проводили время. Сцены этих вечеринок передал на своих ярких экспрессивных полотнах русский художник Давид Штеренберг, проживавший в том районе (рисунок 1).

Молодые представители художественной жизни очень любили всякого рода розыгрыши. При кафе «Проворный кролик» жила ослица Лоло, она очень любила выпрашивать у посетителей еду и не гнушалась спиртным. Однажды художники, подпоив ослицу, привязали к её хвосту кисть и ведёрко с красками. Махая хвостом, задевая разные краски, Лоло взмахами хвоста нарисовала на холсте рисунок. Мазню назвали «Заход солнца за Адриатическое море» и продали за 400 франков.

Художники Монпарнаса тесно общались со ставшими позднее известными писателями, поэтами, критиками – Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Жан Кокто, Гертруда Стайн, Андре Сальмон, Анри Варно. В этот круг входили «музы» мастеров – жёны, натурщицы и подруги: Мари Лорансен, Юкки, Деснос Фужита и легендарная Кики. Без них атмосфера того времени была бы далеко не полной (рисунок 2).



Представители Парижской школы интересовали многих коллекционеров. В 1910-е гг. можно выделить Леопольда Зборовского, польского поэта, приехавшего в Сорбонну писать диссертацию. Но около 1914 г. он увлекся искусством, начал дружить с А. Модильяни, Х. Сутиным, М. Кислингом и стал, несколько неожиданно для себя, их арт-дилером, хотя изначально просто хотел помочь художникам. В 1923 г. американский коллекционер Альберт Барнс купил несколько десятков полотен Х. Сутина. Другой знаменитый дилер - Поль Гийом, француз, который на волне моды переключается на фовистов и кубистов, а потом начинает продавать А. Модильяни, М. Кислинга, Х. Сутина и в конце концов перехватывает инициативу у альтруиста Зборовского [2, c. 26].

В 1920-е гг. уже идет настоящая охота на новые имена, в Париже издается более 40 журналов по искусству, существуют сотни галерей — именно эта эпоха питает феномен Парижской школы.

Монпарнас был центром художественной и поэтической жизни Парижа двадцатых и оставался им до сороковых и даже 60-х годов XX в. Пребывание здесь в артистической и богемной среде поспособствовало развитию и росту творчества многих художников того времени.

Иностранные художники вовлекались в парижскую артистическую среду и в середине, и в конце XIX столетия. И часто именно парижский период жизни и творчества подтверждал их талант и значимость в национальных художественных кругах. В Париже устраивались международные выставки и знаменитые Салоны. Здесь была хорошо развита рыночная инфраструктура и производство собственно предметов художественного ремесла — красок, кистей, холстов. После окончания Первой мировой, в город потекли зарубежные коллекционеры. В начале XX в. артистический Монпарнас становится художественным центром Парижа.

Если говорить о принятой периодизации, то самое интересное время — это промежуток между окончанием Первой мировой и Великой депрессией. Иными словами, 1900-е — эпоха провозвестников, 1910-е — героическая эпоха, 1920-е — расцвет. Существует и так называемая вторая Парижская школа, которая относится к периоду после Второй мировой. Но Париж того времени уже не художественный центр мира.

В 1910-е годы художники-эмигранты в Париже — это скорее вольное артистическое сообщество. Огромную роль в жизни этого сообщества играет салон баронессы Эттинген. Она и ее кузен Серж Фера (Сергей Ястребцов) фактически не только художники, но и меценаты, поддерживавшие развитие всей артистической среды и лично Гийома Аполлинера, которому они подарили журнал «Парижские вечера». Журнал стал во многом законодателем вкусов для тех, кто вскоре окажется главными действующими лицами Парижской школы.

И вот в эту среду приезжает в 1900 г. каталонец Пабло Пикассо, а уже в 1901 г. в Париже проходит его первая выставка. Сначала Пикассо поселился на Монмартре, а затем он перебрался на Монпарнас. Он знаменосец Парижской школы, его любимые кафе на Монпарнасе становятся местами паломничества молодых художников.

С переездом в Париж начинается новый этап его творчества - «розовый», иногда его называют «цирковым», и это точнее передает его содержание. На полотнах мир комедиантов, цирковых актеров. Причины нового поворота Пикассо в художественных концепциях в особенностях его неугомонного таланта, и во влияниях среды.

Парижские друзья знакомят его с литературными клубами Парижа, вводят в богемный быт художников и поэтов Монмартра с его романтикой творчества, атмосферой жизненной неустроенности, но постоянной готовности к взаимопомощи и поддержке. Сальмону и Аполлинеру он в первую очередь обязан увлечением цирком. В начале 1905 г. вместе с ним он становится завсегдатаем известного парижского цирка Медрано. В 1904 г. Пикассо встретил модель Фернанду Оливье, которая вдохновила его на создание многих значительных работ этого периода.

Однако напрасно искать на полотнах Пикассо цирк, цирковое зрелище. Его интересует сам актер, творческая личность. Это классические персонажи бродячего цирка - клоуны, арлекины. Они показаны во время репетиции, в будничной жизни, в своей семье.

Написанная на рубеже 1905 г. «Девочка на шаре» стоит у истоков так называемого первого классического периода в творчестве художника. Движение художника к образам ясным, гармонически цельным, деятельным питалось его верой в доброе и разумное начало в человеке. Отсюда в работах Пикассо 1906 г. образы физически совершенных девушек и юношей. Это был мир мечты художника, идеальный мир свободных и гордых людей. Начав создавать его, Пикассо вдруг останавливается и все бросает.



В 1907 г. появилась знаменитые «Авиньонские девицы» (рисунок 3). Над ними художник работал больше года. Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу. «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином», - говорил художник Жорж Брак, друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают ее отправной точкой современного искусства. Интересно, что Анри Руссо не входивший в понятие Парижская школа, однажды сказал Пикассо, что тот работает в египетском стиле, а он Анри Руссо – в современном. Пикассо очень обиделся на это замечание.

Несмотря на неприятие кубизма большинством, картины Пикассо все же очень хорошо покупаются. Осенью 1911 г. Пикассо расстался с Фернандой. Его новой музой стала Ева (Марсель Умбер), с которой он жил и создавал свои кубические работы на Монпарнасе и в Авиньоне. Одна из работ, посвященных Еве - «Обнажённая, я люблю Еву» (1912 г.). Затем наступили печальные годы Первой мировой войны.

В числе первых представителей Парижской школы можно назвать и болгарина Жюля Паскина. Он приезжает в 1905 г. из Мюнхена, и тоже не на пустое место — он присоединяется к молодым поклонникам нового искусства из Германии, которые собираются в кафе «Le Dôme» на Монпарнасе.

В Париже Паскин много работает – копирует картины старых мастеров в Лувре, посещает класс рисунка в Академии Коларосси, делает зарисовки за столиками кафе, часто на салфетках, добавляя цвета кофейной гущей. Блестящий рисовальщик-карикатурист, Паскин остался в истории искусства автором выразительных и точных портретов «Турецкая семья», 1907 г., смелых и, вместе с тем поэтичных акварелей и пастелей ню («Спящая Венера», 1927г.), моделями которых чаще всего служили проститутки.

С 1908 г. по 1914 г. Паскин участвует во всех выставках Осеннего Салона в Париже, также активно выставляется в известной галерее Берты Вейль. Первая мировая война застала Паскина в Бельгии, куда он уехал весной 1914 г. и где работал над альбомом набросков под названием «Лето». Паскин решил не возвращаться в Париж. Он отправился в Лондон, а оттуда в Соединенные Штаты.

Одними из самых знаменитых мастеров «Парижской школы» стал итальянец Амедео Модильяни. Он прибыл в Париж в 1906 году. Его живопись и графика отличаются своей отточенностью. Фигуры людей на его полотнах стройны, вытянуты. Образы женщин поражают утончённой чувственностью.

В 1907 г. А. Модильяни поселился в доме, который сдавал молодым художникам врач Поль Александр. Он стал первым покровителем Модильяни, покупая его картины и эскизы, организовывал для него заказы на портреты. Он же настоял на участии Модильяни в Осеннем салоне 1907 г. Но успеха выставка не принесла. В моде был «кубизм» Пикассо [8, c. 27].

А. Модильяни оставляет живопись и занимается скульптурой. А денег нет. Материалом для работы служили каменные блоки, которые он крал со стройплощадок. В Париже в это время возводили метро.

В 1910 г. А. Модильяни познакомился с Анной Ахматовой, отправившейся в свадебное путешествие вместе с мужем Николаем Гумилевым. Она чрезвычайно поразила художника, и он целый год писал ей письма. Через года Ахматова вернулась в Париж, и Модильяни рисовал ее, обнаженную.  16 рисунков были подарены Анне Андреевне, но сохранился только один из них. Это был период увлечения Модильяни Египтом.

В этот период Модильяни пишет портреты своих близких друзей – Пикассо, Сутина, Липшица и становится одной из центральных фигур Парижской богемы. У него находятся покровители, польский поэт Леопольд Зборовский и его жена. Они поселили его у себя в квартире, помогали деньгами, покупали расходные материалы. Именно по заказу Л. Зборовского в 1916-1917 гг. были написаны 30 полотен в стиле «ню» (рисунок 4).



Художник Натан Альтман был одним из первых обосновавшихся в «Улье» представителей Российской империи. Н. Альтман приехал в Париж после окончания Одесского художественного училища и продолжил образование в парижской «Свободной русской Академии» М. Васильевой. В этот период он испытал влияние модернизма, в частности кубизма.

Славянский колорит в космополитическую атмосферу «Улья» привнес приехавший из Украины Александр Архипенко. Сочным баритоном он исполнял русские и украинские песни, и ему часто аккомпанировал на арфе Фернан Леже. Они даже пытались таким образом зарабатывать на еду на парижских улицах.

«Первая волна» художников с территории Российской империи прибыла в Париж в самом начале XX в. Среди них наибольшую известность впоследствии получили Сутин, Кикоин, Кремень, Шагал, Маревна, Баранов-Россине, Сюрваж, Штеренберг, а также скульптора – Архипенко, Цадкин, Липшиц и Булаковский. Это не полный список художников-иностранцев, поселившихся в Улье в эти годы. Общение друг с другом оказало большое влияние на развитие их творчества.

В 1911–1914 гг. во Францию прибыла еще одна волна художников из России: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Георгий Якулов, Сергей Шаршун, Владимир Татлин, Любовь Попова, Надежда Удальцова и Александра Экстер.  А после Октябрьского переворота и гражданской войны во Франции оказались и многие другие художники из России: Павел Челищев, Константин Терешкович, Илья Зданевич и ряд других.

На бытование русских художников в Париже, разумеется, очень сильно повлияла революция. И не только в творческом плане. Свободное перемещение между Советской Россией и Западом стало невозможным, все связи — в том числе финансовые, а очень многие эмигранты получали доход с родины — оборвались. Многих художников эти обстоятельства заставили более тесно контактировать с местной артистической средой.

Заметной представительницей Парижской школы была Наталья Гончарова - амазонка русского авангарда и правнучатая племянницы Н. Н. Гончаровой, супруги великого русского поэта. Она училась живописи у выдающегося художника и педагога Константина Коровина. Вместе с мужем М. Ларионовым, одним из основателей русского авангарда, организовала объединение «Ослиный хвост». В 1915 г. Гончарова и Ларионов уехали из России, приняв предложение Дягилева о совместной работе. Художница трудилась над оформлением спектаклей «Русские сказки». Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к «Свадебке» и «Жар-птице» И. Стравинского. После смерти Дягилева в 1929 г. эта работа прервалась, однако в дальнейшем Гончарова часто сотрудничала с театрами Европы и Америки; не оставляла она и занятий живописью и графикой, участвовала в выставках,  украшала своими панно ежегодные благотворительные «Балы художников» в известном танцзале «Бал Бюлье».

Михаил Ларионов, приехав в Париж, достаточно быстро обрастает многочисленными связями и знакомствами. Это литераторы, театральные деятели, художники. Он вливается в эту международную группу Парижской школы. Ларионов восстанавливает связи со многими приехавшими из России, эмигрировавшими русскими художниками и входит в круг художественной богемы в качестве одного из лидеров и организаторов. В 1919 г. во французском издательстве Поволоцкого выходят несколько литературных книг и поэтических сборников с иллюстрациями Ларионова и Гончаровой. А в 1920 г. выходит поэма Блока «Двенадцать» вместе со стихотворением «Скифы» и иллюстрациями. В 1920-е гг. организуется целая серия так называемых художнических благотворительных балов, которые пользуются большой популярностью у французской публики. Ларионов вместе с Гончаровой отвечает не только за оформление и костюмы — он ставит хореографические номера; занимается всем, вплоть до сочинения рецептов коктейлей, химические формулы которых он также публикует на страницах этих программ.

В начале 1914 г. молодой художник Владимир Татлин отправился в Берлин, где играл в ансамбле бандуристов на выставке русского народного искусства. После этого В. Татлин приехал в Париж. Он мечтал познакомиться здесь с Пикассо и изучить его работы. О том, как Татлин попал в дом знаменитого мастера, доподлинно неизвестно. Существует предположение, что встречу помог организовать Марк Шагал. По другой версии, В. Татлин незаконно проник в дом Пикассо одним из поздних вечеров. Молодой художник застал Пикассо за работой и был настолько потрясен его техникой, что до конца дней считал его своим учителем. После заграничной поездки В. Татлин понял, что в изобразительном искусстве уже произошла революция. Теперь в его основе — материал, объем и конструкция. Эти три понятия объединялись в одно художественное направление — конструктивизм. В. Татлин начал работать над собственным произведением в новом стиле — контррельефом. Он представлял собой абстрактную объемно-пространственную композицию из меди, железа и дерева (рисунок 5).



Уже в 1915 г. во время Первой мировой войны «Улей» пришел в глубокий упадок. Беженцы из прифронтовой Шампани, заселившие его в это время, порубили деревья на дрова, развели огороды на газонах. У «папаши Буше» не хватало ни здоровья, ни денег, чтобы привести городок в порядок.

А с началом мирового кризиса закончились и золотые годы Монпарнаса. После начала мировой депрессии в октябре 1929 г. почти вся колония американцев-коллекционеров отправилась на родину. И Монпарнас превратился в обычный парижский район, правда со своей легендой. В которой, несмотря на созвездие звучных имен, связанных с «Ульем», все-таки большинство его обитателей теперь позабыты.

Выводы

Представители Парижской школы не оставили и не опубликовали деклараций о своих намерениях, как делали многие объединения художников. Нет общего положения, объединяющего искусство Утрилло и Модильяни, Риверы и Сутина. Даже воспоминаний об их встречах, несомненно имевших место, не сохранилось. Никаких приёмов мастерства, какие можно позаимствовать у «Парижской школы», нет. Сохранились рассказы об «Улье», доме, где находились общие мастерские. В разное время там жили разные художники, даже останавливался однажды Ленин, но программы «Улей» не имел, не стал Баухаузом. Однако внутри школы складывалось творчество молодых талантов, которым предстояло созреть в середине столетия, – Андре Ланского, Николя де Сталя, Сержа Полякова, Павла Челищева и других. Во многом явлению Парижской школы мы обязаны возникновению первого русского авангарда, представители которого жили в те годы на Монмартре.

Список литературы 

  1. Автономова Н., Луканова А., Толстой А. Парижская школа. М.: Скан Рус, 2011, 304 с.
  2. Вакар Л. Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и Марк Шагал: диалог идей и образов. Минск: Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 5-6.
  3. Интеллектуальный путеводитель для интеллигентных людей, Парижская школа. URL: https://kraeved1147.ru/paris-school/ (дата обращения: 03.04.2019).
  4. Прокофьев В.Н. Пикассо. Годы формирования. Из истории классического искусства Запада. М., 1980. 220 с.
  5. Сайт Надин Нишавер, специалиста по парижской школе. URL: https://ecoledeparis.org/ (дата обращения: 16.04.2019).
  6. Сарабьянов Д.В. Энциклопедия русского авангарда «Парижская школа». URL: http://rusavangard.ru/online/history/parizhskaya-shkola/ (дата обращения: 12.04.2019).
  7. Счастный В.Г. Художники Парижской школы из Беларуси: эссе, биографии, путеводитель. Минск: Четыре четверти, 2012. 175 с.

References 

  1. Avtonomova N., Lukanova A., Tolstoy A. Parizhskaya shkola (Paris school). M.: Skan Rus, 2011, 304 p.
  2. Vakar L. Mikhail Larionov, Natalya Goncharova i Mark Shagal: dialog idey i obrazov (Mikhail Larionov, Natalia Goncharova and Marc Chagall: a dialogue of ideas and images). Minsk: Byulleten Muzeya Marka Shagala. 2006. No 14. p. 5-6.
  3. Intellektualnyy putevoditel dlya intelligentnykh lyudey, Parizhskaya shkola (Intelligent Guide for Intelligent People, Paris School). URL: https://kraeved1147.ru/paris-school/ (data obrascheniya: 03.04.2019).
  4. Prokofev V.N. Pikasso. Gody formirovaniya. Iz istorii klassicheskogo iskusstva Zapada (Picasso. Formation years. From the history of classical art in the West). M., 1980. 220 p.
  5. Sayt Nadin Nishaver, spetsialista po parizhskoy shkole (Site of Nadine Nishaver, specialist in the Parisian school). URL: https://ecoledeparis.org/ (data obrascheniya: 16.04.2019).
  6. Sarabyanov D.V. Entsiklopediya russkogo avangarda «Parizhskaya shkola» (Encyclopedia of the Russian avant-garde «Paris School»). URL: http://rusavangard.ru/online/history/parizhskaya-shkola/ (data obrascheniya: 12.04.2019).
  7. Schastnyy V.G. Khudozhniki Parizhskoy shkoly iz Belarusi: esse, biografii, putevoditel (Artists of the Paris School from Belarus: essays, biographies, guide). Minsk: Chetyre chetverti, 2012. 175 p. 

Рецензент: 

Рымшина Татьяна Алексеевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9),  кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой изобразительных искусств, член ВТО ОО «Союз художников России», trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Rymshina Tatyana Alekseevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), candidate of study of art, associate professor, manager of department of fine arts, member of WTO OO «Union of artists of Russia» of trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Работа поступила в редакцию: 22.02.2020 г.