Шамшина Л.М. Киноискусство как творческий источник в рамках дизайн-образования

Образец ссылки на эту статью: Шамшина Л.М. Киноискусство как творческий источник в рамках дизайн-образования // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 2 (18). С. 15. 

УДК 7.05 

КИНОИСКУССТВО КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК В РАМКАХ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ 

Шамшина Любовь Михайловна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза дизайнеров России, доцент кафедры дизайна костюма, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04. 

Аннотация. В статье рассмотрены студенческие работы, отражающий принцип проектирования изделий одежды под влиянием киноискусства. Предложенная проектная методика  с применением источников вдохновения из параллельных областей художественного творчества приближает учебную деятельность учащихся к реальной работе дизайнера. Многие аспекты современного образования дизайнеров соотносятся со всем тем новым, что непосредственно требует от педагогического состава следовать актуальным тенденциям. Приведенные в статье краткие примеры исследовательских работ студентов, позволяют сделать вывод о необходимости установления взаимосвязи учебного творческого процесса с реальной деятельностью профессиональных дизайнеров. Дизайнерам-преподавателям следует учитывать возможность включения в методики проектных дисциплин различных тематических источников творчества, на основе которых учащиеся не только осваивают традиционные принципы и приемы проектирования одежды, но и соотносят свои результаты, успехи с требованиями мира индустрии моды.  В процесс художественного проектирования могут быть включены такие последовательные этапы как: поисково-исследовательский, эскизно-графический, конструктивно-технологический, презентационный. Итоговая презентация семестровых работ в виде проекта позволяет оценить уровень сформированности у студента комплекса знаний, умений и навыков в области методологии проектной графики, эскизирования, проектирования костюма, выполнения проекта в материале с последующей его визуализацией.

Ключевые слова: киноискусство; дизайн-проект; образование; проектно-исследовательская деятельность; проектирование костюма; метод проекта; дизайн костюма; эскизирование; выполнение проекта в материале; фэнтези. 

CINEMA AS A CREATIVE SOURCE WITHIN DESIGN EDUCATION 

Shamshina Lyubov Mikhaylovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky lane, 9), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04. 

Abstract. The article deals with student works that reflect the principle of designing clothing products under the influence of film art. The proposed design method using sources of inspiration from parallel areas of artistic creativity brings students ' learning activities closer to the real work of the designer. Many aspects of modern designer education relate to all that is new, which directly requires the teaching staff to follow current trends. The brief examples of students ' research works given in the article allow us to conclude that it is necessary to establish the relationship between the educational creative process and the actual activities of professional designers. Designers-teachers should consider the possibility of including various thematic sources of creativity in the methods of design disciplines, on the basis of which students not only learn the traditional principles and techniques of designing clothes, but also correlate their results and successes with the requirements of the world of fashion industry.  The process of artistic design can include such sequential stages as: search and research, sketch and graphic, constructive and technological, and presentation. The final presentation of semester papers in the form of a project allows you to assess the level of formation of the student's complex of knowledge, skills and abilities in the field of methodology of project graphics, sketching, costume design, project execution in the material with its subsequent visualization.

Keywords: cinematography; design project; education; design and research activities; costume design; project method; costume design; sketching; project execution in the material; fantasy.

Введение

Методы проектной деятельности, основанные на исследовании и анализе творческого первоисточника, способствуют развитию у студентов креативных видов мышления, творческих способностей, стимулируют желания экспериментировать с различными материалами и техниками при создании костюма. Учитывая важные критерии исследования исторических, художественных и технологических условий проектного задания, учащиеся на практике приобретают способность сравнивать свои идейные разработки с реальными потребностями индустрии моды. Оценивая материальные возможности, будущие модельеры учатся соотносить их со своими фантазиями, делая выбор на наиболее эстетичном, технологичном, экономичном способе изготовления изделия.

Сегодня благодаря проектному методу обучения, практикуемому педагогами нашего института, мы может своевременно ориентировать студентов в их будущей профессиональной деятельности. Им предлагаются в качестве учебных задач темы, по их значению наиболее близкие для дизайнера-модельера, которые позволяют погружать учащихся в реалистичные условия индустрии моды. Соприкасаясь с профессией «в живую», они чувствуют себя вовлеченными в процесс создания одежды по законам жизненного, практического опыта, действуют осознанно и последовательно, устанавливают взаимные связи между своими идеями и реальными требованиями индустрии.

Цель исследования: определить роль и место киноискусства как творческого источника в рамках дизайн-образования. 

Методы исследования

В процессе работы над статьей использовались методы: комплексное проектирование, метод ассоциаций, моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Известно, что немаловажную роль в отправной точке творческого процесса любого дизайнера играет полученное изначальное задание на будущий проект. Оно воспринимается как стартовая позиция, от которой специалисту следует оттолкнуть. И чтобы создать авторский проект и не повторяться, ему необходим источник вдохновения, позволяющий действовать креативно, актуально современному времени, по-новому.

Проблема творческой концепции (выбора творческого источника, основной идеи, смысловой направленности)  занимает центральное место в проблематике современного дизайна. Концептуальность выступает в качестве идейной установки, являясь основой проектной культуры. Концепция определяет смысловое содержание проектной работы. По своему содержанию и характеру творческая идея связана  с индивидуальным мировоззрением ее автора, а так же учитывает важные тенденции развития проектной культуры и тренды индустрии моды. Часто концепция отражает актуальные проблемы, волнующие человека или общество в целом. Особенности различных авторских концепций в дизайне одежды связаны с выбором источника вдохновения, который, как правило, находится в русле значимых проблем своего времени и отражает общие тенденции образа жизни людей [1, с. 144].

Каждый сезон, создавая новые актуальные коллекции одежды, мировые дизайнеры вдохновляются различными творческими источниками [1, с. 217]. Одними из самых распространённых областей вдохновения являются темы киноискусства. Зачастую модельеры заимствуют форму, цветовую гамму, модные элементы и образы из фильмов. Эстетическая составляющая костюма менялась также с развитием искусства. Новые формы киноискусства прямо пропорционально меняли саму конструктивную составляющую одежды. На данном этапе развития костюма, из кинематографа заимствуются не только характер и эстетическая часть костюмов, а так же философия и смысловая концепция фильма.

Кинематограф всегда имел значительное влияния на мир моды. Уже в 20-ых годах ХХ в. начинается его активная жизнь. Появляются голливудские эталоны красоты и стиля, возникает существующий до сегодняшних дней культ кинодивы. Голливуд превратился в настоящую “фабрику грез” – этот термин появился именно тогда. Художники-модельеры, рисуя и создавая наряды для героинь кино, невольно зарождали сценические образы, которые становились образцом подражания для миллионов зрителей и глубоко западали в сердца модниц [2, с. 8].  Можно заметить, что актрисы нередко становились музами для модельеров. Например, Юбер Живанши был так восхищен Одри Хепберн, что создал костюмы к культовым «Сабрине», «Забавной мордашке» и «Завтраку у Тиффани», которые имели яркий резонанс и сильно повлияли на моду 1960-х гг.

В наши дни киноискусство предстает главным поставщиком копируемых ролевых моделей поведения для мужчин и женщин в возрасте до 30 – 35 лет. По ширине охвата аудитории и одновременно глубине воздействия кино превзошло театр, литературу, живопись, фотографию, комиксы, обогнало мировую музыкальную индустрию. Просмотр фильмов является частью современной культуры. Герои популярных фильмов и актёры, их играющие, зачастую становятся знаменитыми, а их образы узнаваемыми.

Сложно выбрать жанр в киноискусстве, имеющий наибольшую популярность среди зрителей, но, несомненно, к самым впечатляющим и эмоциональным мы можем отнести фантастические фильмы. Они всегда полны предвосхищений технологий и приключений мира будущего. Фантастика оказывает большое влияние на современную реальность, в том числе и на моду [5, с. 8]. Начиная с декораций в стиле арт-деко из фильма «Метрополис» 1927 года и заканчивая «Бегущим по лезвию» (время действия – 2049 г.), ленты sci-fi десятилетиями вдохновляют дизайнеров и трендсеттеров.

Можно рассмотреть, как данный источник вдохновения нашел свое воплощение в  учебном процессе на примере художественно-исследовательского проекта «Фантастика». Проектная деятельность имела временные ограничения в один учебный семестр, и ряд последовательных этапов, которые необходимо было выполнить в процессе работы над темой.

  1. Поисково-исследовательский этап

Подразумевает формулирование тематики и проблематики проекта, направлений поиска и анализ исследования, а также сбор, изучение и обработка информации.  Составляется поэтапный план проектной деятельности. С особым вниманием нужно было отнестись к поиску культового фильма «фэнтези» как источника вдохновения. На этом этапе студенты определяются с выбором фильма среди огромного многообразия фантастических киноработ. Они проводят свое исследование образов персонажей, их костюмов, особенностей колористического и художественного решения кинопроизведения, и в итоге составляют коллажи-мудборды (рисунок 1).



  1. Эскизно-графический этап

Данный этап подразумевал зарисовку форэскизов по заданиям семестра; тренировочные экзерсисы, необходимые для поиска соответствующей графической техники. Для успешного проектирования с использованием различных графических средств важно изучить сущностные характеристики костюмографического языка и знать принципы распределения отдельных языковых единиц, их возможности к комбинированию в тех или иных обстоятельствах, а также результаты комбинаций для достижения поставленных целей [4, с. 73]. Студенты выполняли быстрые скетчи, технические зарисовки, и далее с помощью программ графических редакторов разрабатывали итоговые эскизы прототипов костюмов (рисунки 2-9). Результатом этого этапа являются образно-ассоциативные трансформации, возникающие в процессе использования метода ассоциаций. Внедряемый педагогами в дизайн-образование ассоциативный метод творчества является той основой продуктивной проектно-преобразовательской деятельности, которая приводит к открытию новых композиционных отношений в проектируемой модели [3, с. 43].

3.Конструктивно-технологический этап

В течение этого этапа производилась практическая реализация проекта, что подразумевало под собой первичный подбор материалов и апробацию их в заданных конструктивных решениях. Также определялись технологические принципы выполнения изделия на манекен. Поиск формы может осуществляться с помощью макетной ткани традиционными методами моделирования наколки или муляжа [1, с. 148]. Студенты совместно с педагогом, курирующим проект, контролируют соответствие творческого источника с итоговой моделью в реализованном дизайнерском решении.

  1. Презентационный этап

Этап завершает процесс художественного проектирования на основе творческого источника. Группа студентов готовит финальное оформление своих проектов к выставке на итоговом просмотре профиля «Дизайн костюма» (рисунок 10).  Графические работы участников проекта были представлены в форме презентаций, а итоговые изделия оформлены в тематической экспозиции. На презентационном этапе педагогический состав профиля, а также приглашенные специалисты из индустрии моды провели итоговое оценивание качества реализации проекта: выполненных творческих папок с эскизами и изготовленных изделий, включая выставочное оформление и презентацию работ. В завершающей дискуссионной беседе педагогами совместно со студентами изучались возможности использования выполненных художественных объектов проектной деятельности в дизайнерских выставках, профессиональных конкурсах и фестивалях (рисунки 2-9).

Работы участников проекта «Фантастика» были предложены для демонстрации достижений Институт бизнеса и дизайна в образовательном проекте Futurum Education – выставке и презентации fashion-вузов и школ со всего мира. Мероприятие проходило в марте 2019 г. в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia (рисунок 11).



















Исходя из данного учебного опыта можно сделать вывод, что киноискусство как источник творчества в дизайн-образовании был представлен в вузе как:

  • способ организации научно-исследовательской и познавательной деятельности студентов для постановки и решения проблематики, связанной с проектированием и выполнением в материале готового продукта дизайна;
  • процесс рационального сочетания образовательной деятельности, направленный на уникальное комбинирование традиционных знаний с практическим профессиональным опытом, где специалисты индустрии моды выступают как консультанты или тьютеры;
  • метод комплексного проектирования, развивающий в рамках образовательного процесса важные междисциплинарные связи, привносящий знания основ художественно-графической изобразительной грамотности, культуры трудовой профессиональной деятельности, дающий возможность овладения учащимися способами трансформации исследовательского материала в реальные изделия дизайна костюма.

Выводы

Итоги проделанной работы позволяют убедиться в том, что данный подход к организации и выполнению проектной деятельности в дизайн - образовании учитывает индивидуальные интересы и способности студентов, что полностью соответствует современным требования к формированию многогранной базы знаний и умений. Используя в своем творчестве различные источники вдохновения, учащиеся познают нюансы и тонкости профессии, решая параллельно разнообразные художественные, конструктивные и технологические задачи.









Список литературы 

  1. Гусейнов Г.М. Композиция костюма / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 432 с.
  2. Надулман Лэндис, Дебора. Профессия: художник по костюмам / Д. Надулман Лэндис; (перевод с англ. Ю. Змеевой). М.: РИПОЛ классик, 2014. 192 с.
  3. Петушкова Г.И. Трансформативное формообразование в дизайне костюма. Дизайн костюма: Теоретические и экспериментальные основы. М.: Ленанд, 2015. 464 с.
  4. Степучев Р.А. Костюмографика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 288 с.
  5. Nadoolman Landis, Deborah. Hollywood Sketchbook: A Century of Costume Illustration – Harper Collins INC International Concepts (Harper Design). New York: 2012. 448 p. 

References 

  1. Guseynov G.M. Kompozitsiya kostyuma (Costume composition) / G.M. Guseynov, V.V. Ermilova, D.Yu. Ermilova i dr. 2-e izd., ster. M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 2004. 432 p.
  2. Nadulman Lendis, Debora. Professiya: khudozhnik po kostyumam (Profession: Costume Designer) / D. Nadulman Lendis; (perevod s angl. Yu. Zmeevoy). M.: RIPOL klassik, 2014. 192 p.
  3. Petushkova G.I. Transformativnoe formoobrazovanie v dizayne kostyuma. Dizayn kostyuma: Teoreticheskie i eksperimentalnye osnovy (Transformative shaping in costume design. Costume Design: Theoretical and Experimental Foundations). M.: Lenand, 2015. 464 p.
  4. Stepuchev R.A. Kostyumografika (Costume Art). M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 2008. 288 p.
  5. Nadoolman Landis, Deborah. Hollywood Sketchbook: A Century of Costume Illustration – Harper Collins INC International Concepts (Harper Design). New York: 2012. 448 p.

 Рецензент:

Уваров Виктор Дмитриевич, Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Uvarof Victor Dmitrievich, Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Работа поступила в редакцию: 25.12.2019 г.