Новоруссова М.В. Эмоциональный интеллект менеджера

Образец ссылки на эту статью: Новоруссова М.В. Эмоциональный интеллект менеджера // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 2 (18). С. 7. 

УДК: 005.32      

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МЕНЕДЖЕРА        

Новоруссова Мария Валерьевна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, MariaNovorussova@mail.ru, +7-916-163-40-55. 

Аннотация. В статье рассматривается понятие эмоциональный интеллект, обозначена его важность в современном бизнесе и его влияние на деятельность менеджера. Приведены примеры, в которых выражается: последствия неверного восприятия данного термина, важность использования эмоций, отличия от рационального мышления. Обозначены актуальные проблемы с управлением эмоциями в сфере менеджмента. В работе определяется взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с эффективностью принятых решений и даются рекомендации по управлению своими эмоциональными навыками.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; менеджер; эмоции; самопознание; эффективный менеджмент. 

EMOTIONAL INTELLIGENCE OF MANAGER  

Novorussova Mariya Valerevna       

Institute of business and design, Moscow, Russia (9 Protopopovsky pereulok, Moscow, 129090), 2nd year student of the faculty of business management, MariaNovorussova@mail.ru, +7-916-163-40-55. 

Abstract. The article deals with the concept of emotional intelligence, its importance in modern business and its impact on the Manager's activities. Examples are given in which it is expressed: the consequences of incorrect perception of this term, the importance of using emotions, differences from rational thinking. Actual problems with emotion management in the field of management are identified. The paper defines the relationship between the level of emotional intelligence and the effectiveness of decisions made and recommendations for managing your emotional skills.

Keywords: emotional intelligence; manager; emotions; self-knowledge; effective management. 

Введение

Зачем нужен эмоциональный интеллект и возможно ли его развивать? Как он влияет на эффективность менеджмента? На эту тему спорило множество ученых, ведь эмоции невозможно поместить в жесткие рамки теории [4, 5, 7, 9, p. 256]. Рассмотрение данного понятия позволяет посмотреть на любую ситуацию с другой стороны.

Цель исследования: выявить влияние эмоционального интеллекта на эффективность работы менеджера. 

Методы исследования

В процессе исследования применялись следующие методы: эксперимент, анализ и синтез информации, статистический. 

Результаты исследования и их обсуждение

В современном мире с ускорением изменений в бизнесе и в обществе человек должен постоянно усовершенствовать свои навыки. Использование эмоционального интеллекта в таких условиях обеспечивает эффективность в принятии различных решений, в том числе и кадровых, экономит множество ресурсов, самым ценным из которых является время [2, с. 194; 3, с. 108]. Эмоциональный интеллект (EI) - это описание человеческих способностей, как понимание своих собственных чувств и чувств других людей, умение контролировать эмоции. Данный термин ввел Дэниел Голман, который в ходе исследований обнаружил, что различия между хорошими и лучшими сотрудниками отличались в уровне эмоционального интеллекта, а не интеллектуального [1].

Дэвид Карузо и Питер Сэловей называют пять характеристик, определяющих уровень развития EI:

  • понимание себя;
  • понимание других;
  • взаимодействие;
  • умение принимать решения на основе четырех выше перечисленных пунктов [1].

Другие зарубежные исследователи в эмоциональном интеллекте выделяют пять аспектов: «управление эмоциями, самосознание, мотивацию, эмпатию, социальные навыки» [10].

Каждый менеджер когда-либо задумывался, как наиболее эффективно взаимодействовать с людьми. И неверно полагать, что только насильственное влияние, манипулирование, использование власти способно добиться результатов. Эффективный менеджер способен слышать и понимать в первую очередь свои собственные чувства, мысли, мотивы, таким образом он формирует свои цели. Целеполагание - это не только логический процесс, люди ставят ориентир, не только опираясь на факты, они также опираются на свои ценности, мировоззрение, душевное состояние. Только после осмысления своих мотивов менеджер с наибольшей вероятностью может ответить на вопросы о своем сотруднике, с которым необходимо взаимодействовать:

- Кто этот человек?

- Что он говорит?

- Зачем он это говорит? [2, с. 194].

Каждый человек сталкивался с таким родом рассуждений, это и есть эмоциональный интеллект. Но привыкли ли сотрудники использовать этот инструмент на полную мощность? Сложность состоит в том, что каждый человек уникален и соответственно каждый имеет определенный набор навыков и определенный порог развития этих навыков. На протяжении многих лет ученые спорили: можно ли развить эмоциональный интеллект? На сегодняшний день психологи Питер Сэловей и Дэвид Карузо пришли к тому, что в эмоциональном поведении можно развить те способности, которые в нас есть, которые в нас заложены, но так как мы можем их не использовать и вообще не знаем, как этим пользоваться или вообще не задумывались об этом, возникает ошибочное мнение, что эмоциональный интеллект невозможно развивать [1].

По проведённому нами опросу из 134 опрошенных 83% считают, что идентифицировать и использовать эмоции - это врожденная способность и ее никак нельзя развить, т.е. либо ты опираешься в основном на логику, либо на эмоции, а 16% предпочитают использовать логику (таблица 1).



В ходе исследования был проведен эксперимент: студентам, обучающемся на факультете управления и бизнеса, были заданы следующие вопросы:

1) Опишите от 1 до 10 баллов Вашу эффективность на последней неделе;

2) Как Вы считаете, повлияли ли на Вашу эффективность определенные испытываемые эмоции в тот период времени?

Средняя оценка участников – 7 баллов, на вопрос о влиянии эмоций на их балл, студенты задумывались и говорили о том, что действительно эмоции в какой-то степени влияли на их решения. Далее менеджерам необходимо было на протяжении семи дней вести «дневник эмоций». В дневнике утром, днем, вечером студенты записывали: 1) определенную испытываемую эмоцию в определенный отрезок времени; 2) факторы, благодаря которым участник идентифицировал эмоцию; 3) последствия идентификации и влияние на принятие решения.

После подведения итогов эксперимента было выявлено, что участники, определявшие свои эмоции, наиболее осознанно анализировали ситуацию, в которой они находились: «Ведение дневника навело на мысль что, когда у меня «негативные» эмоции -  предпочитаю не работать, моя эффективность снижается, осознание данной проблемы позволило заранее перепланировать дни и минимизировать нагрузку, чтобы избежать негативных последствий». Данный эксперимент позволил студентам избавиться от иллюзии полного контроля над ситуацией: «Дневник помог увидеть мои недостатки, которые раньше не были выявлены, так как мой мозг был сосредоточен исключительно на скорейшем поиске решения, а не анализ причин возникшей ситуации.»

Мы рождаемся без рационального интеллекта, его мы развиваем в течение всей жизни, поэтому можно сказать, что у каждого есть эмоциональный интеллект. Просто кто-то в течение жизни легче его развивает и использует: личности, которые приспособлены больше опираться на интуицию и чувства, другие же могут отдавать больше рациональному подходу, опираясь на логику и факты, но рационалисты также имеют эмоциональный интеллект, они просто могут его не использовать в полную силу, которую могли бы.

Можно сказать, что маленькая часть EQ есть у каждого человека с рождения, дальше он развивает его и возможно приобретает новые навыки (использование развитого врожденного и приобретенного). Важность развития эмоционального интеллекта отлично описывает цитата Джека Уэлча: «Конечно, людей, обладающих высоким эмоциональным интеллектом гораздо меньше, чем просто людей образованных, однако, судя по опыту, знание принципов EQ для лидера гораздо важнее. Вы просто не сможете им пренебречь» [1].

Стереотип неприменимости эмоций на рабочем месте.
Как часто мы вообще задумываемся об эмоциях в образовательных учреждениях или на работе? Даже если человек по своей природе с высоким EI, он может считать, что его использование неприемлемо в организации. В России данный стереотип все еще имеет свое значение. К сожалению, большинство организаций придерживаются правил неиспользования эмоций на работе. И это правило может быть, как прописано в регламенте, так и заложено на подсознательном уровне у большинства работников. По результатам нашего опроса 70,10% опрошенных считают, что эмоциям нет места на рабочем месте (диаграмма 2).

Но к чему может привести подавление эмоций? К профессиональному выгоранию. Не стоит забывать, что сотрудники - это все-таки люди, а не роботы.

Менеджмент – это не только логический подход, это целый спектр эмоций. Давайте рассмотрим одну из функций менеджмента – стимулирование. Менеджер должен понимать мотивы поведения своего сотрудника, чтобы применить соответствующие стимулы. Многие ошибочно считают, что логика и факты – лучший способ для определения мотивации сотрудника. Но что если выбранный Вами логически метод стимулирования не работает? Скорее всего сотрудник «потерял» мотивацию из-за определенного эмоционального состояния, которое Вы не учли. Эмоции - это наш ресурс, они несут информацию [6].



Если мы улыбаемся, партнер воспринимает этот сигнал как подходящий момент для коммуникации, если же угрюмы, хотя внутренне совершенно спокойны – собеседник может воспринять это как отдаляющий фактор во время коммуникации [8].

Успешный руководитель имеет баланс между разумом и чувствами. Не нужно постоянно сдерживать все эмоции, но в тоже время некоторая сдержанность требуется в определенных ситуациях – нужен баланс.

Эмоции помогают нам выжить, в древности человек испытывал страх, когда ощущал опасность, и его следующими действиями были: либо убежать, либо проверить действительно есть ли чего бояться сейчас.  Перед важной презентацией каждый хоть раз испытывал настоящий страх: одни сразу поддаются этой эмоции, не проанализировав ее, сразу «сбегают» с выступления, другие пытаются разобраться: «Почему я испытываю страх? Что могло вызвать эту эмоцию?» Анализируя, второй тип начинает проверять презентацию, чтобы успокоиться, еще раз просмотреть орфографию и в итоге действительно находит ошибки, которые могли бы сыграть роль на презентации. Всего 31,9% готовы анализировать свое состояние, а 7,4% полностью отказываются разбираться в причинах появления эмоций (диаграмма 3). Таким образом, страх может помочь нам, если разобраться в причинах его появления.

Нет плохих или хороших эмоций. Нужно только уметь распознавать свои эмоции, распознавать чужие и принимать наиболее эффективное решение, чем если бы полагались только на логику. Зачем игнорировать эмоции, если можно их использовать?

С точки зрения деловых коммуникаций, эмоциональный интеллект один из важнейших инструментов. EI позволяет за короткое время «считать» собеседника, увидеть то, что не лежит «на поверхности». Джон Хэнкок утверждал: «Главный бизнес-навык — умение общаться с людьми и влиять на их действия» [6].

В условиях стресса руководители с высоким эмоциональным интеллектом способны быстро выбирать стратегию поведения, что является важным в участии в некоторых формах коммуникации, например, в переговорах, публичном выступлении [1].



Актеры, чтобы максимально вжиться в роль буквально проживают эмоции своего персонажа, запоминают каково чувствовать ту или иную эмоцию, чтобы в дальнейшем ее повторить. Согласитесь, каждый менеджер должен уметь вживаться в роль, с одним партнером он должен быть серьезным, с другим веселым, и переключаться далеко не так просто, как кажется.  Нам возможно кажется, что мы хорошо притворяемся, но как в актерской деятельности можем услышать «не верю!», не буквально конечно, например, отсутствие доверия может говорить о том, что партнер почувствовал, что мы не те, за кого себя выдаем.  Прежде всего нужно научиться распознавать свои эмоции, понимать свое эмоциональное состояние в данный момент, дальше мы определяем, что чувствует наш собеседник и только потом мы выбираем стратегию поведения, вызывая нужные нам эмоции. Только после овладения всего перечисленного, можно с минимальными потерями (стресс) переключить свои эмоции, если этого требует ситуация. Также для менеджера важно уметь «считывать» людей, уметь определять настоящие и поддельные эмоции, причем не важно в какой именно форме коммуникации он участвует, эти навыки важны как в переговорах, на собеседовании, так и просто на собрании с командой [8].

Не стоит забывать также о манипуляциях, самая легкая манипуляция происходит за счет эмоций. Например, манипулятор использует метод «похвалы»: «Вы отказываетесь? Но мы же без Вас не справимся!» Человек с низким эмоциональным интеллектом испытывает стыд и сразу же поддается этой эмоции, считает, что его поведение и поступок не соответствуют друг другу. Человек с высоким эмоциональным интеллектом также может испытать стыд в этой ситуации, но начнет анализировать причину, ему покажется странным, что эта эмоция проявилась сейчас, и он сможет распознать манипуляцию [8]. 

Выводы:

Таким образом, эмоциональный интеллект, как инструмент эффективного менеджмента используется во всех областях руководства и требует развития, так как эти навыки помогают осознать не только свои истинные потребности, но и потребности сотрудников, клиентов, руководства. Это позволяет более осознанно принимать управленческие решения и нести за них соответствующую ответственность. Менеджер с высоким уровнем EI располагает к себе и стимулирует своих сотрудников. При определённых обстоятельствах использование эмоций будет давать более надежный результат, чем логический подход. Управление своим ментальным состоянием влияет на здоровье и качество жизни сотрудника, что в свою очередь повышает работоспособность.

Список литературы 

  1. Карузо Дэвид, Сэловей Питер. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. СПБ.: Питер, 2017. 320 с.
  2. Личная эффективность: пер. с англ.: научно-популярное издание. М.: Альпина Паблишер, 2016. 217 с.
  3. Лукаш Ю.А. Эффективная кадровая политика как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса. 2-е изд., стер. М: Флинта, 2011. 496 с.
  4. Прайс К. Больше, чем эффективность: как самые успешные компании сохраняют лидерство на рынке / К. Прайс, С. Келлер. М: Альпина Паблишер, 2016. 409 с.
  5. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. 2-е изд., перераб. и доп. М: Юнити, 2015. 312 с.
  6. Тая Арянова. «56 цитат о том, как эмоциональный интеллект приводит к успеху» [Электронный ресурс]. URL:https://ru.ihodl.com/lifestyle/2017-02-10/56-citat-o-tom-kak-emocionalnyj-intellekt-privodit-k-uspehu/ (дата обращения:20.11.19)
  7. Тинякова Е.А. Язык в системе культуры как предмет междисциплинарных исследований. 2-е изд., испр. и доп. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 179 с.
  8. Фокс Кабейн О. Харизма: Как влиять, убеждать и вдохновлять. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 340 с.
  9. Anari, Nahid Naderi. Teachers: emotional intelligence, job satisfaction, and organizational commitment // Journal of Workplace Learning. 2012. 24   Issue: 4.   p. 256-269.
  10. Hourani Rida Blaik, Litz David, Parkman Scott. Emotional intelligence and school leaders: Evidence from Abu Dhabi // Education Management administration & leadership. March 2020. DOI: 10.1177/1741143220913552. 

References 

  1. Devid Karuzo, Piter Selovey. Emotsionalnyy intellekt rukovoditelya: kak razvivat i primenyat (Manager's emotional intelligence: how to develop and apply it). SPB.: Piter, 2017. 320 p.
  2. Lichnaya effektivnost: per. s angl.: nauchno-populyarnoe izdanie (Personal effectiveness). M.: Alpina Pablisher, 2016. 217 p.
  3. Lukash Yu.A. Effektivnaya kadrovaya politika kak sostavlyayuschaya obespecheniya bezopasnosti i razvitiya biznesa (Effective HR policy as a component of business security and development). 2-e izd., ster. M: Flinta, 2011. 496 p.
  4. Prays K. Bolshe, chem effektivnost: kak samye uspeshnye kompanii sohranyayut liderstvo na rynke (More than efficiency: how the most successful companies maintain market leadership) / K. Prays, S. Keller. M: Alpina Pablisher, 2016. 409 p.
  5. Solomanidina T.O. Motivatsiya trudovoy deyatelnosti personala (Employee motivation) / T.O. Solomanidina, V.G. Solomanidin. 2-e izd., pererab. i dop. M: YUniti, 2015. 312 p.
  6. Taya Aryanova «56 tsitat o tom, kak emotsionalnyy intellekt privodit k uspekhu» [Elektronnyy resurs]. URL:https://ru.ihodl.com/lifestyle/2017-02-10/56-citat-o-tom-kak-emocionalnyj-intellekt-privodit-k-uspehu/ (data obrascheniya:20.11.19)
  7. Tinyakova E.A. Yazyk v sisteme kultury kak predmet mezhdistsiplinarnyh issledovaniy (Language in the cultural system as a subject of interdisciplinary research). 2-e izd., ispr. i dop. Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2015. 179 p.
  8. Foks Kabeyn O. Harizma: Kak vliyat, ubezhdat i vdohnovlyat (Charisma: How to influence, persuade, and inspire). Per. s angl. M.: Alpina Pablisher, 2019. 340 p.
  9. Anari, Nahid Naderi. Teachers: emotional intelligence, job satisfaction, and organizational commitment, Journal of Workplace Learning, 2012, Vol. 24, Issue: 4, p. 256-269.
  10. Hourani Rida Blaik, Litz David, Parkman Scott. Emotional intelligence and school leaders: Evidence from Abu Dhabi, Education Management administration & leadership. March 2020. DOI: 10.1177/1741143220913552.

Рецензент:

Ильченко Светлана Владимировна, НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru.

Ilchenko Svetlana Vladimirovna, NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of pedagogical sciences, associate Professor, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37.

Работа поступила в редакцию: 18.12.2019 г.