Максимова М.В. Гендерные стереотипы в управленческой деятельности

Образец ссылки на эту статью: Максимова М.В. Гендерные стереотипы в управленческой деятельности // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 2 (18). С. 6. 

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

УДК 005.32

Максимова Марина Владимировна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, e-mail: vpi.021013@gmail.com,+7-916-053-18-30. 

Аннотация. В статье рассматриваются гендерные характеристики. Выполнен сравнительный анализ гендерной модели взаимоотношений в системе стереотипов, конструируемых современными мужчинами и женщинами в организации. Обобщены группы гендерных стереотипов, раскрыты характерные особенности для каждой из представленных групп.

Ключевые слова: гендер; гендерная компетентность; гендерная модель; гендерная подготовка; гендерный курс; стереотип; управление; менеджер.

GENDER STEREOTYPES IN THE MANAGEMENT ACTIVITY 

Maximova Marina Vladimirovna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Student of the Faculty of Business Management,  vpi.021013@gmail.com,+7-916-053-18-30. 

Abstract. The article discusses Gender characteristics & Gender stereotypes in the Management. A comparative analysis of the Gender model of relationships in the system of stereotypes in the which are built by modern men & women in the Management. Some groups of Gender stereotypes are summarized & considered the characteristic features of stereotypes for each of the presented groups.

Keywords: gender; gender competence; gender model; gender training; gender course; stereotype; management; manager. 

 «Самое значительное, что может делать менеджер, — это нанимать пригодных для дела новых работников»

Ли Якокка

Введение 

Социальные изменения российского общества влекут за собой трансформацию гендерной идентичности человека. Перестройка внутреннего самоощущения индивида происходит из-за преобразования ценностных установок личности, пересмотра привычных представлений и истин, условий формирования когнитивно-эмоциональных и поведенческих моделей. Новая гендерная модель взаимоотношений, выстраиваемая современными мужчинами и женщинами в управленческой деятельности, обусловила необходимость в исследовании гендерных характеристик личности и анализ основных подходов к их изучению. 

Цель статьи: исследовать гендерные аспекты в управленческой деятельности, сгруппировать стереотипы и оценить их воздействие на общество, провести анализ женской и мужской манеры управления с позиции понятия «стеклянный потолок».

Результаты исследования и их обсуждение

Промежуточный этап развития российского общества обеспечивает двойственное отношение к системе гендерных ролей, противостояние старого, двухполюсного разделения современным эгалитарным вызовам. Типичные черты полов выражаются в первую очередь как ролевые стереотипы и упрощенные понятия о мужском и женском.

Гендерные стереотипы – это система общепринятых идентификаций, упрощенных доводов о роли женщины и мужчины в социуме, их мотивов, норм поведения и потребностей, которые становятся преградой к изменениям равноправных отношений полов.

Ученые определяют следующие группы существующих гендерных стереотипов: о маскулинности и феминности, личностные, сексуальные, стереотипов социальной роли, внешности, возраста, этничности и др. [6, с. 251]. Резюмирование групп стереотипов дало возможность систематизировать и выделить главные из них (рисунок 1).



Рассмотрим характерные особенности стереотипов каждой группы, представленных выше.

  1. Стереотипы маскулинности – феминности.

Такие стереотипы выражают устойчивое суждение об особенностях поведения, характерных для мужчин и женщин. В стереотипах XXI в. мужчины с рождения обладают задатками лидера. Они знающие, доминантные, агрессивные, независимые, апеллируют к логике и обладают сильным самоконтролем. Женщины более инертные, «хрупкие», склонные к подчинению, эмоционально нестабильные, заботливые. Исследования И. Клециной показывают, что в стереотипном понимании мужественности проявляются «активно-творческие» свойства, инструментальные черты личности (доминантность, уверенность в себе, настойчивость, агрессивность, логическое мышление, склонность к лидерству).

Женственность наоборот характеризуется, как «пассивно-воссоздающее начало, которое проявляется в экспрессивных личностных характеристиках» (зависимость, забота, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность) [4, с. 336]. Маскулинные свойства чаще всего противопоставляются феминным.

  1. Стереотипы профессиональной деятельности мужчин и женщин.

Традиционной для женщин считается работа обслуживающая, в качестве подчиненного; для мужчин свойственна работа творческая, организаторская, руководящая и лидерская. Данная группа стереотипов претерпела значительные изменения за последние десятилетия. На сегодняшний день женщины осваивают множество руководящих должностей. Таким образом, разница в количестве представленных женщин- и мужчин-менеджеров уменьшается.
Однако несмотря на профессиональное переназначение, сегодня большинство статусных профессий занимают мужчины. Женщины слабо представлены в правительственных органах, на руководящих постах и крупных организациях [5, с. 3].

Продвижения женщин на управленческие должности сдерживают искусственно созданные барьеры, социальные установки и правила, которые обозначаются понятием «стеклянный потолок». Термин был впервые использован в американском менеджменте около сорока лет назад. Его предложила Линн Мартин для определения искусственно созданных препятствий, построенных на стереотипах, которые не позволяют продвигаться по карьерной лестнице профессиональным работникам (Министерство труда США, 1991 b, p 1).  Эти препятствия не связаны с показателями результативности и вклада работника в дело, они основаны на угнетении социальных меньшинств (национальных, сексуальных и т.д.), так как вышестоящая «элита» отказывается принимать таких людей в свой круг.

Исходя из проведенных исследований и анализа возможных причин разницы зарплаты мужчин и женщин можно предположить, что гендерные стереотипы являются основной проблемой: женщины зарабатывают меньше мужчин, потому что заняты на традиционно «женских» профессиях с меньшей зарплатой. Таким образом, они воспринимаются как менее ценные работники [1, с. 320; 2, с. 318].

  1. Стереотипы и сочетания семейных и профессиональных ролей в соответствии с половой принадлежностью.

Основная суть стереотипов этой группы, отображает представление о распределении ролей согласно половой принадлежности: для мужчин главенствующие роли – профессиональные, а для женщин – семейные. «Нормальный» мужчина стремится к продвижению по карьерной лестнице и профессиональному уважению; «нормальная» женщина стремится к удачному замужеству и мечтает о здоровых детях, ей важно быть примерной хранительницей домашнего очага. Из-за этого кроме профессиональных навыков при приеме женщины на работу также учитывается ее семейное положение, наличие детей.

Получается, что чем больше у женщины детей, тем меньше у нее шансов выстроить достойную профессиональную карьеру с рациональной попыткой совмещать семейные и профессиональные обязанности. Существующие обязательства по отношению к семье зачастую являются преградой для продвижения женщин по служебной лестнице, поскольку через семью женщина не всегда в состоянии позволить себе работать больше, сочетая домашний труд с профессиональными командировками. Домашний труд – это неоплачиваемая «вторая смена», на которую необходимо тратить значительно больше времени. Домашняя «смена», редко заслуживает благодарности, а укоренившиеся поощрения в обществе относительно женской роли, предусматривают выполнение большей части домашних обязанностей, именно женщиной.

  1. Гендерные стереотипы внешности характеризуют нормативные указания к внешним признакам пола, показателям привлекательности.

Образование стереотипов внешнего облика обусловлено различными факторами: этническими и культурными (стереотипы внешности Запада и Востока отличаются); эталонными факторами: (диктуются Интернетом, социальными сетями и группами, модной индустрией и СМИ); личными предпочтениями.

Зачастую такие суждения - негативное явление. Они усложняют общение, формируют ошибочные представления о людях и явлениях окружающего мира. Сами по себе гендерные стереотипы с точки зрения психологии в состоянии нести и позитивную роль: они способствуют созданию и сохранению позитивного «Я - образа», защите групповых ценностей, объяснению социальных отношений, сохранению и трансляции культурно-исторического опыта.

Общество вынуждает мужчин быть мужественными, а женщин женственными в случае, когда это не отвечает половому символизму, их истинным стремлениям и желаниям; гендерные стереотипы усложняют как профессиональную самореализацию женщин, так и возможность большей самореализации в семье [1; 3, с. 3; 7]. 

Выводы 

Подводя итоги, следует отметить, что формально российское законодательство гарантирует полное равенство граждан независимо от их пола. Однако на практике большая часть женщин сталкиваются с притеснениями их прав и неравноправным отношением к себе, некоторые из них отчетливо прослеживаются в гендерной асимметрии на рынке труда. Это выражается в низкой заработной плате, дискриминации при приеме на работу, меньших шансах обрести руководящую должность. Стереотипное понимание роли женщины в сфере управления указывает на ситуативные, а не на внутренне-личностные причины. Другими словами, не существует объективных доказательств того, что гендерные особенности снижают эффективность женщины в роли руководителя. Причинами неэффективного карьерного продвижения женщин в образовании, науке, социуме, как правило, является гендерно-стереотипная политика общества, субъективные жизненные ситуации и обстоятельства, выраженные в гендерных предубеждениях, противодействующих независимой оценке лидерского и профессионального потенциала женщин, планомерно пребывающих в исторически сложившейся гендерной парадигме управления. Последовательное имплементирование гендерного просвещения в национальное образование – необходимо. Однако нужно понимать, что субъективное отношение общественности к гендерным преобразованиям в системе управления и образовании представляется весьма сомнительным, но объективно – это реальная альтернатива эффективной трансформации политического процесса в современной России.

Список литературы 

  1. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Рос. полит. энцикл. 2004. 336 с.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. Секреты психологии мужчины и женщины. Формирование мнений и поведения, предрассудков доминирования дискриминации, механизмов влияния. СПб.: Прайм – Еврознак. 2001. 320 с.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм – Еврознак. 2007. 318
  4. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.
  5. Лаврушева А. Проблемы гендерной асимметрии в государственном управлении: пути регуляции // Научный журнал КубГАУ. № 127(03). С. 3.
  6. Штрикова Д.Б. Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. №1 (56). С. 250-252.
  7. Bradley H. Gender (Key concepts). Cambridge: Polity. 2007. 240. 

Referenses 

  1. Bem S. Linzy gendera: transformaciya vzglyadov na problemu neravenstva polov. M.: Ros. polit. encikl. 2004. 336 p.
  2. Bern Sh. Gendernaya psihologiya. Sekrety psihologii muzhchiny i zhenshchiny. Formirovanie mnenij i povedeniya, predrassudkov dominirovaniya diskriminacii, mekhanizmov vliyaniya (Gender psychology. Secrets of the psychology of men and women. Formation of opinions and behavior, prejudices of dominance of discrimination, mechanisms of influence). SPb.: Prajm – Evroznak. 2001. 320 p.
  3. Bern Sh. Gendernaya psihologiya. Zakony muzhskogo i zhenskogo povedeniya (Gender psychology. Laws of male and female behavior). SPb.: Prajm – Evroznak. 2007. 318 p.
  4. Klecina I.S. Psihologiya gendernyh otnoshenij: teoriya i praktika (Psychology of Gender Relations: Theory and Practice). SPb.: Aletejya, 2004. 408 p.
  5. Lavrusheva A. Problemy gendernoj asimmetrii v gosudarstvennom upravlenii: puti regulyacii (Problems of gender asymmetry in public administration: ways of regulation), Nauchnyj zhurnal KubGAU, 2017, No 127(03), p. 3.
  6. Shtrikova D.B. Gendernye stereotipy v professionalnoj deyatelnosti (Gender stereotypes in professional activities), Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2016, No 1 (56), p. 251.
  7. Bradley H. Gender (Key concepts). Cambridge: Polity. 2007. 240 p.

Научный руководитель:

Оришев Александр Борисович, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Orishev71@mail.ru.

Orishev Alexandr Borisovich,  Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), doctor of historical Sciences, associate Professor, head of the Department of humanitarian and natural Sciences disciplines,Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50.

Рецензент:

Ильченко Светлана Владимировна, НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корпус 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru



Ilchenko Svetlana Vladimirovna, NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of pedagogical sciences, associate Professor, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37.



Работа поступила в редакцию: 14.12.2019 г.