Коваль М.В. Архитектура, реагирующая на человека

Образец ссылки на эту статью: Коваль М.В. Архитектура, реагирующая на человека // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 2 (18). С. 11. 

УДК 72.017 

АРХИТЕКТУРА, РЕАГИРУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕКА 

Коваль Марина Вячеславовна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский пер., 9), студентка Факультета дизайна и моды, marina_koval_1998@mail.ru. 

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме реагирования архитектуры на человеческие эмоции, его потребности, страхи, чувства, присущие ему с рождения. Эти качества нельзя изменить, но под них необходимо подстраиваться, так чтобы обществу было комфортно существовать в архитектурной среде. Цель исследования – изучение психологии человека, его эмоций, которые влияют на создание новой архитектуры. Архитектура на протяжении веков размышляла над тем, как обеспечить жизнь человека через пространство. Автор показывает, как архитектура реагировала на человека еще с древних времен, когда в момент опасности людям были необходимы укрытия, ставшие впоследствии домом человека. Автор демонстрирует, что в XXI в. существуют разработки создания адаптивной архитектуры. Они несут в себе статические и постоянные элементы: комфортное существование человека зависит от учета его потребностей. Архитектура является статической, но большинство зданий включает в себя оборудование, которое позволяет в большей степени адаптироваться под изменяющиеся обстоятельства. Самым показательным воплощением реагирующих компонентов в современной архитектуре является применение адаптивных кинетических фасадов.

Ключевые слова: пространство; архитектура; здание; искусство; человек; эмоции; реакция; психология. 

ARCHITECTURE RESPONSIVE TO HUMAN 

Koval Marina Vyacheslavovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129010, Moscow, Protopopovsky per. 9), student of the faculty of design and fashion, marina_koval_1998@mail.ru. 

Abstract: The article is devoted to the actual topic of architecture's response to human emotions, its needs, fears, and feelings inherent in it from birth. These qualities cannot be changed, but they must be adjusted so that society was comfortable to exist in an architectural environment. The purpose of the research is to study the psychology of a person, his emotions, which influence the creation of a new architecture. Architecture has for centuries pondered how to provide human life through space. The author shows how architecture reacted to man since ancient times, when at the moment of danger people needed shelter, which later became the home of man. The author demonstrates that in the XXI century there are developments for creating adaptive architecture. They carry static and permanent elements: the comfortable existence of a person depends on taking into account his needs. The architecture is static, but most buildings include equipment that allows you to adapt more to changing circumstances. The most significant embodiment of reacting components in modern architecture is the use of adaptive kinetic facades.

Keywords: space; architecture; building; art; person; emotions; reaction; psychology. 

Введение

Для понимания темы в первую очередь необходимо поразмышлять над терминами инстинкт и эмоции. Инстинкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. Чувства страха, удивления, любопытство, все это присуще нам с рождения. Уместен вопрос, как поведение человека смогло повлиять на окружающую среду? Почему нам так важно затрагивать тему психологии для создания архитектурных форм?

Архитектура еще с древних времен задает определенный сценарий для человека, из-за чего уже в современном мире мы понимаем, что необходимо для создания комфортной среды. Природа была образом архитектуры, как пещеры, впадины, глубина и т.д. Все начиналось с укрытий, которые со временем эволюционировали, чтобы стать комнатами, отдельными помещениями с углублениями. Исторически сложилось, что укрытия были привязаны к источникам воды, поскольку они обеспечивают гидрацию, безопасность, и потенциал для привлечения животных, на которых потом можно охотиться. Хоть сказанное и похоже на простой принцип, но этот тип пространственной последовательности, которая создается чередованием открытых мест и укрытий.

Все взаимодействия с архитектурой начинались от простых эмоциональных состояний человека. А вот каким образом эмоции влияют на наше окружение и пространство? Слово «эмоция» охватывает широкий спектр чувств, поведения и изменений в теле и уме. Известный профессор и психолог Роберт Плутчик перечислил основные типы эмоций следующим образом: радость, доверие, страх, сюрприз, печаль, отвращение, гнев, ожидание. Они, по его словам, могут быть классифицированы как первичные, вторичные и третичные эмоции. Наряду с первичными эмоциями мы также испытываем вторичные эмоции, которые являются прямой реакцией первичных эмоций. Например, человек может чувствовать стыд или вину после того, как испытал первичную эмоцию страха. Так подобные эмоции человека важно учитывать к примеру, при создании разных общественных учреждений. Использование цвета и материала зависит от предпочтений, функций, которыми будет пользоваться человек. Адаптивная архитектура и пространство могут меняться в зависимости от   эмоционального фактора.

В задачи архитектуры, кроме обеспечения прочности и функциональности построек, входит также задача формирования, заданного проектом эмоционального (эстетического) отношения к своим объектам. Именно эта миссия позволяет связать архитектуру со сферой искусства. Но понятие красоты в зодчестве неотделимо от специфики восприятия зданий или пространств, которое зависит в том числе и от зрительных иллюзий, возникающих из-за действия объективных законов восприятия. Интересен тот факт, что человек по-разному воспринимает равновеликие формы, находящиеся в разном контексте, имеющие разные членения, цвет и пр. Известно, что светлые предметы выглядят крупнее таких же темных, а вертикальные линии кажутся длиннее равновеликих горизонтальных, вследствие чего правильный квадрат производит впечатление вытянутого. Широкое здание кажется значительнее узкого.

Из всего выше сказанного необходимо ответить на следующие вопросы. Как архитектура должна реагировать на человека? Как правильно определить соотношение человека и масштаба? Каким образом психология поможет в создании кинетических фасадов? Как цвет, фактура, материал будут меняться при взаимодействии с человеком?

Цель исследования: изучение психологии человека, его эмоций, которые помогут в создании новой архитектуры, изучить все компоненты в системе «обитатель-архитектура жилища».

Методы исследования

Методы, использованные в процессе работы над статьей: структурный, сравнительный, психологический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Для начала стоит рассмотреть такую тему как «масштаб и человек». Масштаб является одним из важных композиционных положений архитектуры. Некоторое указатели масштабности ближайшей от поверхности земли зоны объекта: входные проемы, ступени, скамьи и другие мелкие элементы дизайна могут включиться в систему мерного соответствия с человеком. Масштаб – это физический размер сооружения. Крупномасштабная форма (объект, здание, пространственное образование), средняя или малая.

Л. Павлов заметил, что «архитектура – амасштабна (внемасштабна)» [2, с. 50]. В пределе она стремится нарушить масштабную соотносительность с человеком. Пожалуй, он первым уловил нынешнюю ситуацию, когда деконструктивисты и другие постмодернисты сделали внемасштабность своим композиционным принципом и наглядно демонстрируют нам этот авангардный, провокационный вызов. В их архитектурном объекте зачастую вообще отсутствует внутренняя масштабная шкала, нет внятных масштабных указателей и кажется, что архитектура служит не реальному человеку и создаётся не в действительной среде, а каким-то внеземным существам, находящимся в мнимом виртуальном мире. В таких условиях ощущение масштаба становится утраченным. Человеку сложно воспринимать крупные формы без членений, детализаций, равно масштабных форм.

Раньше масштаб в координации с тектоникой воспринимался через отчётливое и понятное ощущение материала: блоков, метрических элементов конструкций, проёмов, пластических членений. Этот материал задавал пределы величинных габаритов, в которых содержалась определённая инженерная логика. Сейчас эти многие базовые конструктивные элементы оказываются скрытыми за ширмами, занавесами, навесными или приставными фасадными экранами из сплошного стекла, обезличенной облицовки, современных электронных интерфейсов наподобие экранов мониторов и т.д. Создаётся иллюзорная картина, не имеющая непосредственной связи с тектоникой. Никто и не стремится её отображать как прежде. Отсюда и потеря ощущения масштабности. Человеку свойственно зрительно упорядочивать окружение. Сложные формы он зрительно упрощает, ищет иерархию, так как одновременно воспринимается лишь 5—9 предметов. Любое множество человек делит на воспринимаемые группы, поэтому в пространстве важны объекты, помогающие ориентации. При этом нужно учитывать условия оптимального восприятия — горизонтальный угол 54°, а вертикальный — 37° (27°над линией зрения).

Архитектура должна реагировать на психологическое восприятие человека. Материал, фактура – важные аспекты в создании фасадов зданий, то, что придаст более приземленные ощущения и людям проще будет считывать соотношения зданий к самим себе. Отсутствие деталей, малых форм чреваты снижением ощущения комфортности, в том числе в смысле эстетичности среды обитания.

Можно также отметить, что существует разнообразные способы оформления фасадов, такие как орнамент и плоскость. Орнамент – это ритмичное повторение геометрических, растительных и животных элементов, который может использоваться в архитектуре и пространстве. Этот способ помогает в оформлении фасадов разных общественных зданий. Это также культурный код, по которому будет считываться для чего предназначена архитектура, что больше будет располагать к себе общество. Также наличие навигационной системы будет помогать в ориентировании, ведь помимо формирования среды необходимо обеспечить функцию. Из этого следует, что одним из важнейших шагов к формированию доступной среды является необходимость проектирования визуальных коммуникаций.  Это важный момент, ведь среди крупномасштабных объемов сложно считывать также и само местонахождение, отсутствие навигационной системы приводит к дезориентации человека.

Для исследования данной темы также необходимо обратится к работе Колина Элларда «Среда обитания», где проводится анализ ощущения пространства. Книга делится на несколько частей, одна из которых интересная статья о жизни в городе. Психолог приводит в пример критику Рема Колхаса и Брюса Мау с их «концепцией обезличенного города» и «дизайна пустых коробок» [5, с. 150]. По их мнению, урбанистическое пространство не комфортны для человека, возникают сложности в перемещении среди огромных «коробок», отсутствуют связи передвижения и т.д.

Следующим этапом исследования является определение архитектурной среды в других пространствах, как, например, в гейм – дизайне, который также придерживается психологического анализа. Дизайн уровней проектирует пространства, разнообразные игровые локации, чтобы заманивать игрока, интриговать, привлекать к сюжету игры. В зависимости от поставленной задачи, от эмоциональной нагрузки пространство и архитектура, окружающая среда меняется из-за подстраивания под восприятие человеком его чувств и ощущений: страха, азарта, интриги и т.д. К примеру дизайнеры изучают эмоции и инстинкты, в основном основываясь на страхе, любопытстве, интриге. Небольшие закрытые помещения, туннели, маленькие пространства, укрытия и т.д. Все это изменяется в зависимости от сюжета и эмоционального состояния игрока. Человеку свойственно любопытство, дизайнер создает процесс реакции архитектуры на эмоции. Если человеку страшно из-за отсутствия света, пространство также будет подыгрывать ему, чтобы усложнить уровень.

Таким образом гейм-дизайн также внедряет в себя все те условия, аспекты архитектуры, необходимые для создания общей атмосферы игры, архитектурной среды мира. Здесь используются маломасштабные и крупномасштабные формы, кинетическая архитектура, меняющаяся под разные обстоятельства, игра света и тени, материала и фактуры.

Адаптивная архитектура – это способность архитектурной среды изменяться и приспосабливаться к различным потребностям человека. Это понятие пришло в архитектуру одновременно с появление первых персональных компьютеров в 60-х гг. прошлого века, когда появились первые попытки связать архитектуру и кибернетику. Тема взаимодействия человека и компонентов стала очень популярна и без ее изучения невозможно дальнейшее развитие интерактивной архитектуры.

Основам динамического формообразования в архитектуре посвящены две книги доктора архитектуры профессора МАРХИ Н.А. Сапрыкиной. В своих работах автор проводит анализ взаимодействия компонентов в системе «обитатель – архитектурный житель», где отмечает, что под влиянием различных жизненных процессов человека здания меняются в связи с сезонными суточными изменениями, и из-за социально-экономических, психологических факторов. В зависимости от определенных факторов, таких как: стабильные (природно-климатические, культурные и т.д.), изменчивые (социально-демографические и психологические) происходит изменение архитектуры, она реагирует на потребности человека [3; 4, с. 40].

Из всего выше сказанного можно выделить следующие критерии архитектурной адаптивности: форма, материал, цвет, масштаб, степень, процесс, пространство, функция, деталь. Все эти факторы могут по-разному интерпретироваться: изменение планировки, изменение инженерных сетей, размеров и площади жилища, деление фасада на определенные ячейки, изменение цвета и фактуры.

Кинетическая архитектура – это направление архитектуры, в котором здания сконструированы так, что их части могут двигаться относительно друг друга, не нарушая общую целостность структуры. Например, кинетические панели фасада кампуса Университета Дании в Кольдинге, где специальные датчики контролируют уровень тепла и света в здании, и, основываясь на эти показателях, панели частично приоткрываются и открываются полностью в форме «бабочки». Архитектура реагирует на климатические условия, но при этом учитывает потребность человека в создании комфортных условий работы.

Выводы

Принято считать, что архитектура влияет на человека и это действительно так. Она воспитывала, изменяла, создавала новый сценарий для жизни общества. В современном городе пространство строится за счет статичных границ, застывших форм и неподвижных стен. И люди должны приспосабливаться к этому, заранее определенному архитектором плану. Тем не менее есть и обратная сторона - архитектура, реагирующая на человека, на его эмоции, врожденные чувства, ощущения страха, любопытства, гнева, радости и т.д. Понимание масштаба, соотношения форм необходимы для создания благоприятной среды, ведь человек есть мера всех вещей. Материал, функция, цвет, форма - все это важные аспекты в создании архитектуры, которая будет меняться, подстраиваться под уже устоявшиеся эмоциональные ощущения общества. Следовательно, основная задача адаптивной архитектуры – комплексный подход к проектированию зданий, сооружений и любых архитектурных объектов, с учетом изменений, определенных факторов.

Список литературы 

  1. Научная электронная библиотека МАРХИ. URL: https://www.marhi.ru/biblio/ (дата обращения 11.10.2019).
  2. Павлов Н.Л. Архитектура. Введение в профессию. М.: Архитектура-С, 2018. 472 с.
  3. Сапрыкина Н.А. Архитектурная форма: статика и динамика. М.: Стройиздат, 1995. 407 с.
  4. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре. М. Архитектура-С, 2005. 312 с.
  5. Эллард Колин. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Альпина Паблишер, 2019. 288 с.

References 

  1. Nauchnaya elektronnaya biblioteka MARKHI. URL: https://www.marhi.ru/biblio/ (data obrascheniya 11.10.2019).
  2. Pavlov N.L. Arkhitektura. Vvedenie v professiyu (Architecture. Introduction to the profession). M.: Arkhitektura-S, 2018, 472 p.
  3. Saprykina N.A. Arkhitekturnaya forma: statika i dinamika (Architectural form: statics and dynamics). M.: Stroyizdat, 1995, 407 p.
  4. Saprykina N.A. Osnovy dinamicheskogo formoobrazovaniya v arkhitekture (Basics of dynamic shaping in architecture). M. Arkhitektura-S, 2005, 312 p.
  5. Ellard Kolin. Sreda obitaniya. Kak arkhitektura vliyaet na nashe povedenie i samochuvstvie (Inhabitancy. How architecture affects our behavior and well-being). M.: Alpina Pablisher, 2019, 288 p. 

Научный руководитель: 

Янькова Ксения Владимировна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры дизайна, k.yankova@arhlam.ru, +79163865012

Рецензент:

Соркин Михаил Михайлович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Московского Союза художников, +7(916)-702-50-03, sorkin-studio@mail.ru.

Sorkin Mikhail Mikhaylovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, мember of Moscow Union of artists, +7-985-233-27-93, sorkin-studio@mail.ru.

Работа поступила в редакцию: 10.12.2019 г.