Ефимова И.С. Казимир Малевич как один из лидеров и теоретиков авангарда
Ефимова И.С. Казимир Малевич как один из лидеров и теоретиков авангарда
Образец ссылки на эту статью: Ефимова И.С. Казимир Малевич как один из лидеров и теоретиков авангарда // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 2 (18). С. 10.
УДК 75.03
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ КАК ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ И ТЕОРЕТИКОВ АВАНГАРДА
Ефимова Ирина Станиславовна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, efimovais1998@gmail.com, +7-968-606-90-89.
Аннотация. Данная статья посвящена творчеству художника – абстракциониста Казимира Малевича, его вкладу в искусство и современную визуальную культуру. В статье говорится о создании нового направления в искусстве и нового графического языка. Кроме огромного наследия в виде живописных полотен, Малевич также оставил после себя огромное количество философских трудов. Художник затронул практически каждую сферу прикладного искусства и был одним из первых создателей дизайна. Главный научный результат: автор развенчивает стереотипы вокруг Малевича, показывает его не только как художника, но и теоретика, философа, преподавателя и создателя нового направления в искусстве.
Ключевые слова: Малевич; авангард; живопись; абстракционизм; супрематизм; модернизм; искусство.
KAZIMIR MALEVICH AS ONE OF THE LEADERS AND THEORETICIANS OF THE VANGUARD
Efimova Irina Stanislavovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), 2nd-year student of the department of illustration and animation, faculty of design and fashion, efimovais1998@gmail.com, + 7-968-606-90-89.
Annotation. This article is devoted to the work of the artist - abstractionist Kazimir Malevich, his contribution to art and modern visual culture. The article talks about creating a new direction in art and a new graphic language. In addition to the huge heritage in the form of paintings, Malevich also left behind a huge number of philosophical works. The artist touched on almost every field of applied art and was one of the first creators of design. The main scientific result: the author debunks stereotypes around Malevich, shows him not only as an artist, but also as a theorist, philosopher, teacher and creator of a new direction in art.
Keywords: Malevich; avant-garde; painting; abstractionism; suprematism; modernism; art.
Введение
«Черный квадрат» К. Малевича по сей день остается одним из самых обсуждаемых и чуть ли не мистифицируемых произведений в мире. Однако Казимир Северинович Малевич – это не далеко не только «Черный квадрат». Он художник, теоретик, философ, преподаватель и создатель нового направления в искусстве. Спектр его творчества был настолько огромен, что К. Малевич не только сделал внушительный вклад практически в каждой сфере прикладного искусства, но и оставил большое наследие в виде теоретических трудов. Он заговорил на новом графическом языке.
Цель исследования: изучить и проанализировать некоторые аспекты творчества художника – авангардиста К.С. Малевича рассмотреть идеи его философских трудов, сформировать представление о вкладе в мировую культуру.
Методы исследования
В процессе работы был проведены сравнительно-исторический и  образный анализ произведений К.С. Малевича.
Результаты исследования и их обсуждение
«... Если приблизиться, дрожа всем телом, к немногочисленному высокому собранию — среди других великих кормчих — Малевич. Спокоен. Выдержан. Полностью готов к огромной ответственности, выпавшей на его долю. Рекомендует двигаться дальше, прямо на небо. Считает край обрыва у ног концом прошлой жизни...», - писал И. Кабаков [3].
Казимир Северинович Малевич – художник и философ, педагог и теоретик искусства, человек, разработавший собственное новое направление живописи, идеи и принципы которого легли в основу современного дизайна, архитектуры, кинематографа и эргономики цвета в современном мире. Кроме того, результаты его трудов до сих пор являются предметом бурных обсуждений чуть ли не наравне с «Джокондой» Леонардо да Винчи и являются ярким примером того как важен контекст в понимании искусства.
Одним из самых значимых этапов художественно-философского пути Казимира Севериновича было изучение цветоформы. И пусть в начале его исследовательского пути многие его выводы звучали скорее как эпатажные манифесты, в конце концов, в процессе его методичного изучения понятий цвета и формы, психологии их восприятия и влияния на человеческую физиологию, он пришел к тому, что стало основой современной цветовой эргономики нашей повседневности. Именно благодаря его экспериментам мы можем сейчас говорить о влиянии того или иного цвета на психофизиологию людей. И именно на основе его выводов и рассуждений в той или иной сфере нашей деятельности существуют определенные системы выбора цветов. Так, например, униформа дворников и дорожных рабочих – ярко-оранжевые жилеты, необходимые для их видимости; а вот стены больничных палат, напротив, красят спокойными цветами (но только не белым). И, конечно, нельзя не отметить, что результаты проделанной им работы и проведенных исследований положили начало развитию современного дизайна. В том числе большое количество своих теоретических трудов он посвятил архитектуре. А его новый вдумчивый взгляд на композицию и организацию пространства со временем повлиял на законы кинематографа.
Одной из самых важных идей его философской деятельности являлся уход от формы, как признак внутреннего развития. Художник считал, что отсечение всего лишнего от изображения и уход от изобразительности к абстракции способствует пониманию или познанию того, что он называл космическим возбуждением, то есть некоего импульса, являющегося началом всего. К. Малевич полагал, что только абстракция способна передать те внутренние состояния, которые описать невозможно. И, наоборот, предметность в изображении отдаляет нас от самой сути.
«Венера Милосская - наглядный образец упадка. Давид Микеланджело - уродство. Искусство натурализма есть идея дикаря - стремление к передаче видимого, но не создание новой формы. Искусство как умение передать видимое на холсте считалось за творчество. Неужели поставить на стол самовар тоже творчество?
Я думаю совсем иначе. Передача реальных вещей на холсте — есть искусство умелого воспроизведения, и только. И между искусством творить и искусством повторить — большая разница. Творить значит жить, вечно создавать новое и новое.
Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой. Воспроизводить природу есть воровство, и повторяющий ее есть ворующий; ничтожество, которое не может дать, а любит взять и выдать за свое (Фальсификаты)» - говорил сам К.С. Малевич в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму» [4, с. 43].
Художник концентрировался на способах организации пространства и изучении и применении законов композиции. И благодаря этим законам его картины приобретали свой смысл и даже эмоциональный окрас.
Казимир Северинович Малевич был одним из первых и самых значимых художников-абстракционистов. Абстракциони́зм — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — изображение определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у созерцателя чувство полноты и завершённости композиции.
В своих революционных идеях К. Малевич и его единомышленники зашли настолько далеко, разрушая общепринятые нормы в искусстве, что Александр Бенуа, известный русский художник и критик, рецензируя описанную выше выставку Союза молодых художников, назвал группу молодых москвичей авангардом. Причем использовал это слово как метафору в его милитаристском значении. Но тем не менее, он оказался прав и термин окончательно закрепился.
Основной целью авангарда, как направления в искусстве, было внедрение всего нового: идей, взглядов, техник. И, конечно, авангардисты всегда шли по пути наибольшего сопротивления, неустанно ломая стереотипы, бросая вызов обществу и отрицая все привычное и общепринятое. Так и Казимир Северинович, не отходя от главной идеи авангарда, внедрил в искусство абсолютно новое направление – супрематизм.
Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший) — направление в искусстве, метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
Творческий путь Казимира Севериновича Малевича был весьма насыщенный и разнообразный. Начинался он с работ, созданных в реализме, прошел через импрессионизм, затронув в том числе символизм и примитивизм. Подойдя к авангарду, художник перешел к созданию работ в таких направлениях, как кубизм и футуризм, смешав их в так называемый кубофутуризм. Безусловно, главным и самым значимым в истории искусства этапом его творчества стал супрематизм.
В самом начале своего творчества К. Малевич очень любил писать с натуры. Однако никогда он не копировал бездумно все, что видел. Сам он говорил: «Скопировать природу – вот, взять и так написать, как она есть - а вот она как хороша! А напишешь - будет неинтересно. Нужно что-то внести». Позже в своих теоретических трудах он описывал необходимый «прибавочный элемент» в искусстве. И, следуя за этим прибавочным элементом, он как бы эволюционировал из одного направления в другое. Импрессионизм в качестве прибавочного элемента привнёс идею цвета, кубизм поведал о контрастах, а прибавочным элементом супрематизма стала острая сосредоточенность на организации пространства [1, с. 29].
Если взять, к примеру, по одной картине из каждого наиболее явного периода его творчества и расположить их в хронологическом порядке (для удобства возьмём картины с относительно схожим сюжетом), то можно проследить ту самую закономерность прибавочного элемента.
Рассмотреть можно на примере следующих картин: «Три женщины на дороге» 1900 г., импрессионизм (рисунок 1), «Женщины собирающие цветы» 1908 г., символизм (рисунок 2), «Жница» 1912 г., кубизм (рисунок 3), «Дама на остановке трамвая» 1913 г., кубофутуризм (рисунок 4), «Черный квадрат» 1915 г. (рисунок 5).
Можно проследить, как форма упрощается, цвет становится более чистым, а организация пространства более продуманной. Так же выявить особую закономерность можно и в сюжетах его работ. По мере «очищения» формы сюжет становится все более индустриальным, движется в сторону города.
До тех пор, пока не «случается» супрематизм. И нет уже никакого сюжета, есть только чистый цвет и чистая форма. А затем все поворачивается вспять. Уже на новом языке супрематизма сюжеты его картин вновь рассказывают о сельских мотивах.
Стоит сказать, что в конце своей жизни К. Малевич создавал довольно реалистичные работы. Однако, глядя на них, нельзя не заметить влияние всего того, что художник пережил и осознал в момент его творческой эволюции.
На становление творческого пути художника безусловно повлияло и его окружение. А точнее – различные художественные группировки, в которых он состоял. Началась его художественная карьера среди объединения художников-примитивистов под названием «Бубновый валет». В этот период был выпущен манифест «Пощечина общественному вкусу», а в последствии и одноименный сборник.
Чуть позже в «Бубновом валете» произошел раскол, от группировки отделились художники, тяготевшие к абстракционизму, в числе которых был сам К. Малевич. Позднее они создали новое объединение под названием «Ослиный хвост».
Уже позднее Казимир Северинович Малевич создал свое собственное авангардное художественное объединение, которое назвал УНОВИС («утвердители нового искусства»). В период существования УНОВИС и были созданы основные и наиболее значимые супрематические шедевры К.С. Малевича.
В своей записной книжке К. Малевич однажды написал, что разного рода вожди, стараясь подчинить искусство своим целям, учат, что искусство можно разделить на классовые различия, что существует искусство буржуазное, религиозное, крестьянское, пролетарское... В действительности происходит борьба двух классов: и у той, и у другой стороны есть то искусство, которое отражает и помогает тому и другому... Ну, а новое беспредметное искусство ни тем, ни другим не служит, оно им и не потребно.
Основной мыслью супрематизма был не столько отказ от предметности, сколько переход к доминантам живописи. То есть смыслом супрематизма было выявление приоритетов цвета и формы.
Кроме того, его главным стремлением было отвязать искусство от какой бы то ни было идеологии и сюжетности. То есть это был на самом деле глубоко социальный мотив, который шагал в одном направлении с борьбой против классового неравенства. Таким образом, супрематизм должен был объединить все взгляды и сделать восприятие искусства массовым, перечеркнуть все споры об идеологиях и заставить только чувствовать некую высшую энергетику.
Помимо понятий сюжета в супрематизме также стираются границы понимания «верха» и «низа», нет разницы между «правым» и «левым». Существует только пространство и некий графический язык. Смысл искусства становится метафизическим.
Стоит отметить, что авангард в то время развивался далеко не только в среде изобразительного искусства, а захватывал все возможные слои творчества. Так авангард затронул сферу поэзии и писательства и прошелся по музыкальным фронтам. Самые знаковые лица русского футуризма среди всех возможных сфер объединились и положили начало зарождению нового самобытного направления - русского кубофутуризма, который не перенял в полной мере положения Филиппо Маринетти, идеолога европейского футуристического движения. Так появились будетляне.
Будетля́не — группа писателей, художников и композиторов, первая русская футуристическая группа, позднее превратившаяся в движение кубофутуристов. Речь шла о том, чтобы открыть будущее искусству, новому миру, будущему, а не оставаться обращенным к прошлому. Сам термин предложил поэт Велимир Хлебников, образовав его от словоформы будет, для обозначения деятелей искусства кубофутуристического толка.
К группе будетлян относились художники Казимир Малевич и Николай Кульбин, поэты Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк; а также композиторы Михаил Матюшин и Артур Люрье.
Василий Каменский описывал будетлянство как явление совершенно независимое: «зарождение нашего русского футуризма, наша «революция в искусстве», наша борьба за новое искусство и наши работы — явления исключительной самостоятельности, продиктованные временем и кризисом, отсталостью, мертвечиной, пессимизмом, мещанством, пошлостью старого искусства».
Сами будетляне описывали свое творчество в совместной декларации «Слово как таковое» так: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы — разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык или заумь)» [7].
Такое творческое объединение породило большое количество шедевров, имеющих огромное значение в истории искусства. Именно так появилась футуристическая опера «Победа над Солнцем».
«Победа над Солнцем» является результатом совместного творчества поэта Алексея Елисеевича Крученых, композитора Михаила Алексеевича Матюшина и художника Казимира Севериновича Малевича. Она стала примером и символом синтеза искусств: литературного, музыкального и изобразительного, и целиком построена на их алогичности.
Сюжет оперы повествует о силачах будетлянах, которые отправились покорять Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой. Но также это своего рода метафора, которая говорит о победах новаторских идей авангардистов над привычным пониманием вещей, т.е. это такая победа футуристов над Пушкиным, «солнцем русской поэзии», которого они усердно пытались сбросить с «корабля современности».
Сам Михаил Матюшин так описывал идею постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и пустословием вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте» [6].
Постановка состоит из двух действий (дейм, как назвал их Кручёных). Спектакль сломал и изменил все возможные законы времени и пространства, причем не только по своему сюжету. Авторы «Победы над Солнцем» воспевали и манифестировали идею строительства нового будущего, считая, что оно может быть построено только после разрушения старого. И каждый из творцов достигал этого собственными средствами: Малевич — супрематическими построениями, Кручёных — заумью, а Матюшин — диссонантностью музыкальной ткани.
Впервые постановка состоялась в 1913 г. в Санкт-Петербурге. Второй раз — в Витебске в 1920 г., и до 1980-х гг. опера не возобновлялась. Однако опера ставится и по сей день, несмотря на то, что сохранились лишь отдельные фрагменты оригинальной музыки Михаила Матюшина. Интерес к ней не угасает, она по-прежнему остается актуальной.
Вклад К. Малевича как художника-оформителя в спектакль до сих пор является самым главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошёл в историю культуры. Работа над постановкой послужила толчком К. Малевичу для создания супрематизма. Впервые «Чёрный квадрат» К. Малевича появился в декорациях к «Победе над солнцем» (1-е действие, 5-я сцена). Он был выражением победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Как и при оглядке на все творчество К. Малевича, публика в своей реакции во время спектакля разделилась на два лагеря — бурно возмущавшихся и приветствовавших оперу. Последних было меньшинство.
Как уже было сказано выше, впервые черный квадрат явился зрителю как часть декораций в опере «Победа над Солнцем». На заднем плане были нарисованы разные фигуры, в том числе большой черный квадрат. Что-то очень тронуло и потрясло художника в момент, когда он увидел его, свое творение. Когда он снял задник, то закрасил то, что было нарисовано, белым. Так получился большой черный квадрат на фоне огромного белого полотнища. К. Малевич настолько был потрясен собственной работой, что от возбуждения и осознания на несколько дней слег с лихорадкой. И это он назвал супрематизмом. Он вывел доминанту цвета и формы в одном полотне.
Стоит отметить, что, на самом деле, это не совсем квадрат и он не совсем черный. Сам художник пытался еще порядка четырех раз сделать копию собственного произведения. Но сам он признался, что ни разу ему больше не удалось передать этой энергетики, будто смотришь в бездну. Это было излучение формы, это был новый художественный алфавит.
Очень важно уделить внимание тому факту, что у этого алфавита был прецедент. Этим прецедентом является древняя китайская художественная конституция, которая носит название Багуа. Она проповедует философию энергетики и знаковости. Она основана на символике и строгом графическом алфавите, который исключает все лишнее, оставляя только знак, форму. К этому и стремился К. Малевич. Следует обратить внимание на то, что в этой философии присутствовала фигура - квадрат, которая являлась знаком земли. Как квадрат имеет четыре стороны, так и Земля имеет по четыре грани (четыре стороны света, четыре времени года). И был белый цвет, который, исходя из этой философии, представлял собой начало всего. Вероятно, эта китайская философия была близка К. Малевичу. Вероятно, и свой язык он создал с оглядкой на эту философию. Ну, и конечно, нельзя пройти мимо того факта, что в своих поздних теоретических трудах он достаточно часто обращался к древней китайской философии. [2]
Примечательно, что на первой выставке «Черный квадрат» висел высоко под потолком в углу, как принято традиционно размещать иконы в русских домах.
Хоть роль «Черного квадрата», безусловно, сложно переоценить, до сих пор он является одной из самых обсуждаемых картин в мире. Кто-то считает его гениальным произведением искусства, кто-то – шарлатанством. До сих пор незнающие люди строят самые невероятные теории и мистифицируют его как явление. Кто-то говорит, что это неудавшаяся перекрашенная картина, кто-то считает это просто удачным пиар ходом, кто-то уверен, что это лишь кризис идеи.
Однако стоит разобраться, какой же на самом деле след оставил «Черный квадрат» в искусстве и культуре.
Во-первых, благодаря «Черному квадрату» зародился новый графический язык, который не только наглядно показал уход от частного к общему, глобальному, но и предсказал, что в ХХ в. произошел уход от индивидуального восприятия к веку массовой культуры. И все, что после было создано авангардистами, предназначалось именно для массового восприятия. Это было обобщение всего.
Во-вторых, К.С. Малевич при помощи своего «Черного квадрата» вышел в ноль формы и ноль цвета. Он начал все сначала. И, глядя на цветоформу заново и по-новому, он и его единомышленники вышли в совершенно новую эстетику. Они создали совершенно новое пространство, которое и стало современным дизайном, т.е. «Черный квадрат», ни больше ни меньше, ввел всю культуру в будущее.
Как и все творчество Казимира Севериновича, значимость его теоретических трудов, которых не мало, до сих пор ставится под сомнение. Это неудивительно, потому что его многочисленные теоретические работы, в числе которых есть манифесты, декларации, статьи, заметки и многое другое, не имеют какой-либо определённой структуры или строгого оформления, а потому очень сложны и неудобны для восприятия. Все дело в том, что в теории, как и в живописи, художник действовал под воздействием некоего космического возбуждения. Он не исследовал и не изучал. Он это переживал. Именно поэтому он никогда не употреблял слово философия по отношению к своим трудам и не считал их философскими. Хотя сейчас, безусловно, их можно назвать философскими, хотя бы потому что в них довольно чётко прослеживаются проблемы и объекты размышлений. Все свои размышления К. Малевич излагал в трудах и сразу же эти идеи проверял в педагогике, там же зачастую рождались новые.
Следует отметить, что теоретические работы художника были не только комментарием к его искусству, они сами по себе были искусством, образные и эмоциональные.
Главным трудом К. Малевича, с которым соотносились в последствии все его теоретические и философские работы, стал его собственный труд «Мир как беспредметность, или Вечный покой». Интересно, что при жизни художника издан был лишь один его трактат «Бог не скинут». Он состоит из первых 33 параграфов второй части основного философского сочинения. Именно в нем он описывал свою главную идею тройственности направления на пути к совершенству.
Поскольку Малевич считал, что отказ от предметного и осязаемого есть движение в сторону совершенства, он выделял три пути, которые, собственно, и ведут к этому совершенству. Искусство, церковь и «фабрика» (наука) ведут человека в одном направлении с одной лишь только разницей: «вместо единства построив три спорящих между собой истины». Но цель и конечный пункт у этих путей один: через труд человек освобождает себя от труда (делая машины), а Церковь должна, через молитву, в Царстве небесном освободить душу от молитвы — ведь душа, по К. Малевичу, есть часть Бога. Искусство уже достигло совершенства, освободившись и сливаясь с Богом в беспредметности. Другие дороги также могут прийти к беспредметности и слиться. Тогда, в этом предельном достигнутом состоянии, исчезнет работа мысли и наступит немыслящее состояние, покой. Бог будет освобождён от всего творения. Наступит иное агрегатное состояние. Супрематизм — это иное агрегатное состояние.
К. Малевич очень много размышлял о том, как устроена эта самая беспредметная Вселенная. Основным импульсом и сутью её является возбуждение — состояние покоя и одновременно кипения, горения. То есть это скорее можно назвать процессом покоя. Для вселенной это перманентное состояние, для человека — желанное, это экстаз, в котором он равен Вселенной, творческое горение. Результатом возбуждения является мысль, в то время как сама мысль стремится к «выявлению возбуждения в форму» — так и рождается несовершенство, ведь у возбуждения никакого «стремления» нет. Мысль же может выявляться в формах как беспредметных, так и предметных — и вот откуда могут проистекать различия веса и прочее, что характеризует предметный мир [5, с. 6-9].
Кроме того, К. Малевич полагал, что человек находится в ядре вселенского возбуждения, а человеческий череп сравним с этой самой вселенной. Однако из-за того, что человек, находясь в этом самом ядре, ощущает себя перед раскрытием тайны, он пребывает в страхе перед бездной неизвестности. Пытаясь побороть страх и стремясь к совершенству, человек начинает изучать и «ремонтировать». Этим он объективирует и тем самым разрушает тайну, отдаляясь от нее.
Выводы
Подводя итоги, стоит еще раз отметить, что Казимир Северинович Малевич внес действительно колоссальный вклад в искусство, культуру и жизнь в целом. Сложно переоценить результаты его философских трудов и живописи. Помимо того, что этот человек изобрел совершенно новый графический язык, он вывел все общественное сознание на абсолютно новый уровень. Он разработал все известные нам системы и эргономики, которыми мы активно пользуемся и по сей день. К. Малевич создал то пространство, которое сейчас мы зовем дизайном. Он оставил за собой неоценимое наследие и огромное количество последователей. Это человек, художник и философ, который повел за собой в будущее все искусство и массовое сознание. Его работы до сих пор остаются одними из самых обсуждаемых в мире. По сей день ведутся оживленные споры о смыслах его трудов и вклада в искусство. Кто-то считает его гением, кто-то шарлатаном, кто-то строит целые теории заговоров. Все это говорит о том, что Казимир Северинович был действительно яркой личностью в истории искусства.
Список литературы
References
Рецензент:
Соркин Михаил Михайлович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Московского Союза художников, +7(916)-702-50-03, sorkin-studio@mail.ru.
Sorkin Mikhail Mikhaylovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, мember of Moscow Union of artists, +7-985-233-27-93, sorkin-studio@mail.ru.
Работа поступила в редакцию: 10.02.2020 г.
УДК 75.03
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ КАК ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ И ТЕОРЕТИКОВ АВАНГАРДА
Ефимова Ирина Станиславовна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, efimovais1998@gmail.com, +7-968-606-90-89.
Аннотация. Данная статья посвящена творчеству художника – абстракциониста Казимира Малевича, его вкладу в искусство и современную визуальную культуру. В статье говорится о создании нового направления в искусстве и нового графического языка. Кроме огромного наследия в виде живописных полотен, Малевич также оставил после себя огромное количество философских трудов. Художник затронул практически каждую сферу прикладного искусства и был одним из первых создателей дизайна. Главный научный результат: автор развенчивает стереотипы вокруг Малевича, показывает его не только как художника, но и теоретика, философа, преподавателя и создателя нового направления в искусстве.
Ключевые слова: Малевич; авангард; живопись; абстракционизм; супрематизм; модернизм; искусство.
KAZIMIR MALEVICH AS ONE OF THE LEADERS AND THEORETICIANS OF THE VANGUARD
Efimova Irina Stanislavovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), 2nd-year student of the department of illustration and animation, faculty of design and fashion, efimovais1998@gmail.com, + 7-968-606-90-89.
Annotation. This article is devoted to the work of the artist - abstractionist Kazimir Malevich, his contribution to art and modern visual culture. The article talks about creating a new direction in art and a new graphic language. In addition to the huge heritage in the form of paintings, Malevich also left behind a huge number of philosophical works. The artist touched on almost every field of applied art and was one of the first creators of design. The main scientific result: the author debunks stereotypes around Malevich, shows him not only as an artist, but also as a theorist, philosopher, teacher and creator of a new direction in art.
Keywords: Malevich; avant-garde; painting; abstractionism; suprematism; modernism; art.
Введение
«Черный квадрат» К. Малевича по сей день остается одним из самых обсуждаемых и чуть ли не мистифицируемых произведений в мире. Однако Казимир Северинович Малевич – это не далеко не только «Черный квадрат». Он художник, теоретик, философ, преподаватель и создатель нового направления в искусстве. Спектр его творчества был настолько огромен, что К. Малевич не только сделал внушительный вклад практически в каждой сфере прикладного искусства, но и оставил большое наследие в виде теоретических трудов. Он заговорил на новом графическом языке.
Цель исследования: изучить и проанализировать некоторые аспекты творчества художника – авангардиста К.С. Малевича рассмотреть идеи его философских трудов, сформировать представление о вкладе в мировую культуру.
Методы исследования
В процессе работы был проведены сравнительно-исторический и  образный анализ произведений К.С. Малевича.
Результаты исследования и их обсуждение
«... Если приблизиться, дрожа всем телом, к немногочисленному высокому собранию — среди других великих кормчих — Малевич. Спокоен. Выдержан. Полностью готов к огромной ответственности, выпавшей на его долю. Рекомендует двигаться дальше, прямо на небо. Считает край обрыва у ног концом прошлой жизни...», - писал И. Кабаков [3].
Казимир Северинович Малевич – художник и философ, педагог и теоретик искусства, человек, разработавший собственное новое направление живописи, идеи и принципы которого легли в основу современного дизайна, архитектуры, кинематографа и эргономики цвета в современном мире. Кроме того, результаты его трудов до сих пор являются предметом бурных обсуждений чуть ли не наравне с «Джокондой» Леонардо да Винчи и являются ярким примером того как важен контекст в понимании искусства.
Одним из самых значимых этапов художественно-философского пути Казимира Севериновича было изучение цветоформы. И пусть в начале его исследовательского пути многие его выводы звучали скорее как эпатажные манифесты, в конце концов, в процессе его методичного изучения понятий цвета и формы, психологии их восприятия и влияния на человеческую физиологию, он пришел к тому, что стало основой современной цветовой эргономики нашей повседневности. Именно благодаря его экспериментам мы можем сейчас говорить о влиянии того или иного цвета на психофизиологию людей. И именно на основе его выводов и рассуждений в той или иной сфере нашей деятельности существуют определенные системы выбора цветов. Так, например, униформа дворников и дорожных рабочих – ярко-оранжевые жилеты, необходимые для их видимости; а вот стены больничных палат, напротив, красят спокойными цветами (но только не белым). И, конечно, нельзя не отметить, что результаты проделанной им работы и проведенных исследований положили начало развитию современного дизайна. В том числе большое количество своих теоретических трудов он посвятил архитектуре. А его новый вдумчивый взгляд на композицию и организацию пространства со временем повлиял на законы кинематографа.
Одной из самых важных идей его философской деятельности являлся уход от формы, как признак внутреннего развития. Художник считал, что отсечение всего лишнего от изображения и уход от изобразительности к абстракции способствует пониманию или познанию того, что он называл космическим возбуждением, то есть некоего импульса, являющегося началом всего. К. Малевич полагал, что только абстракция способна передать те внутренние состояния, которые описать невозможно. И, наоборот, предметность в изображении отдаляет нас от самой сути.
«Венера Милосская - наглядный образец упадка. Давид Микеланджело - уродство. Искусство натурализма есть идея дикаря - стремление к передаче видимого, но не создание новой формы. Искусство как умение передать видимое на холсте считалось за творчество. Неужели поставить на стол самовар тоже творчество?
Я думаю совсем иначе. Передача реальных вещей на холсте — есть искусство умелого воспроизведения, и только. И между искусством творить и искусством повторить — большая разница. Творить значит жить, вечно создавать новое и новое.
Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой. Воспроизводить природу есть воровство, и повторяющий ее есть ворующий; ничтожество, которое не может дать, а любит взять и выдать за свое (Фальсификаты)» - говорил сам К.С. Малевич в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму» [4, с. 43].
Художник концентрировался на способах организации пространства и изучении и применении законов композиции. И благодаря этим законам его картины приобретали свой смысл и даже эмоциональный окрас.
Казимир Северинович Малевич был одним из первых и самых значимых художников-абстракционистов. Абстракциони́зм — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — изображение определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у созерцателя чувство полноты и завершённости композиции.
В своих революционных идеях К. Малевич и его единомышленники зашли настолько далеко, разрушая общепринятые нормы в искусстве, что Александр Бенуа, известный русский художник и критик, рецензируя описанную выше выставку Союза молодых художников, назвал группу молодых москвичей авангардом. Причем использовал это слово как метафору в его милитаристском значении. Но тем не менее, он оказался прав и термин окончательно закрепился.
Основной целью авангарда, как направления в искусстве, было внедрение всего нового: идей, взглядов, техник. И, конечно, авангардисты всегда шли по пути наибольшего сопротивления, неустанно ломая стереотипы, бросая вызов обществу и отрицая все привычное и общепринятое. Так и Казимир Северинович, не отходя от главной идеи авангарда, внедрил в искусство абсолютно новое направление – супрематизм.
Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший) — направление в искусстве, метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
Творческий путь Казимира Севериновича Малевича был весьма насыщенный и разнообразный. Начинался он с работ, созданных в реализме, прошел через импрессионизм, затронув в том числе символизм и примитивизм. Подойдя к авангарду, художник перешел к созданию работ в таких направлениях, как кубизм и футуризм, смешав их в так называемый кубофутуризм. Безусловно, главным и самым значимым в истории искусства этапом его творчества стал супрематизм.
В самом начале своего творчества К. Малевич очень любил писать с натуры. Однако никогда он не копировал бездумно все, что видел. Сам он говорил: «Скопировать природу – вот, взять и так написать, как она есть - а вот она как хороша! А напишешь - будет неинтересно. Нужно что-то внести». Позже в своих теоретических трудах он описывал необходимый «прибавочный элемент» в искусстве. И, следуя за этим прибавочным элементом, он как бы эволюционировал из одного направления в другое. Импрессионизм в качестве прибавочного элемента привнёс идею цвета, кубизм поведал о контрастах, а прибавочным элементом супрематизма стала острая сосредоточенность на организации пространства [1, с. 29].
Если взять, к примеру, по одной картине из каждого наиболее явного периода его творчества и расположить их в хронологическом порядке (для удобства возьмём картины с относительно схожим сюжетом), то можно проследить ту самую закономерность прибавочного элемента.
Рассмотреть можно на примере следующих картин: «Три женщины на дороге» 1900 г., импрессионизм (рисунок 1), «Женщины собирающие цветы» 1908 г., символизм (рисунок 2), «Жница» 1912 г., кубизм (рисунок 3), «Дама на остановке трамвая» 1913 г., кубофутуризм (рисунок 4), «Черный квадрат» 1915 г. (рисунок 5).
Можно проследить, как форма упрощается, цвет становится более чистым, а организация пространства более продуманной. Так же выявить особую закономерность можно и в сюжетах его работ. По мере «очищения» формы сюжет становится все более индустриальным, движется в сторону города.
До тех пор, пока не «случается» супрематизм. И нет уже никакого сюжета, есть только чистый цвет и чистая форма. А затем все поворачивается вспять. Уже на новом языке супрематизма сюжеты его картин вновь рассказывают о сельских мотивах.
Стоит сказать, что в конце своей жизни К. Малевич создавал довольно реалистичные работы. Однако, глядя на них, нельзя не заметить влияние всего того, что художник пережил и осознал в момент его творческой эволюции.
На становление творческого пути художника безусловно повлияло и его окружение. А точнее – различные художественные группировки, в которых он состоял. Началась его художественная карьера среди объединения художников-примитивистов под названием «Бубновый валет». В этот период был выпущен манифест «Пощечина общественному вкусу», а в последствии и одноименный сборник.
Чуть позже в «Бубновом валете» произошел раскол, от группировки отделились художники, тяготевшие к абстракционизму, в числе которых был сам К. Малевич. Позднее они создали новое объединение под названием «Ослиный хвост».
Уже позднее Казимир Северинович Малевич создал свое собственное авангардное художественное объединение, которое назвал УНОВИС («утвердители нового искусства»). В период существования УНОВИС и были созданы основные и наиболее значимые супрематические шедевры К.С. Малевича.
В своей записной книжке К. Малевич однажды написал, что разного рода вожди, стараясь подчинить искусство своим целям, учат, что искусство можно разделить на классовые различия, что существует искусство буржуазное, религиозное, крестьянское, пролетарское... В действительности происходит борьба двух классов: и у той, и у другой стороны есть то искусство, которое отражает и помогает тому и другому... Ну, а новое беспредметное искусство ни тем, ни другим не служит, оно им и не потребно.
Основной мыслью супрематизма был не столько отказ от предметности, сколько переход к доминантам живописи. То есть смыслом супрематизма было выявление приоритетов цвета и формы.
Кроме того, его главным стремлением было отвязать искусство от какой бы то ни было идеологии и сюжетности. То есть это был на самом деле глубоко социальный мотив, который шагал в одном направлении с борьбой против классового неравенства. Таким образом, супрематизм должен был объединить все взгляды и сделать восприятие искусства массовым, перечеркнуть все споры об идеологиях и заставить только чувствовать некую высшую энергетику.
Помимо понятий сюжета в супрематизме также стираются границы понимания «верха» и «низа», нет разницы между «правым» и «левым». Существует только пространство и некий графический язык. Смысл искусства становится метафизическим.
Стоит отметить, что авангард в то время развивался далеко не только в среде изобразительного искусства, а захватывал все возможные слои творчества. Так авангард затронул сферу поэзии и писательства и прошелся по музыкальным фронтам. Самые знаковые лица русского футуризма среди всех возможных сфер объединились и положили начало зарождению нового самобытного направления - русского кубофутуризма, который не перенял в полной мере положения Филиппо Маринетти, идеолога европейского футуристического движения. Так появились будетляне.
Будетля́не — группа писателей, художников и композиторов, первая русская футуристическая группа, позднее превратившаяся в движение кубофутуристов. Речь шла о том, чтобы открыть будущее искусству, новому миру, будущему, а не оставаться обращенным к прошлому. Сам термин предложил поэт Велимир Хлебников, образовав его от словоформы будет, для обозначения деятелей искусства кубофутуристического толка.
К группе будетлян относились художники Казимир Малевич и Николай Кульбин, поэты Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк; а также композиторы Михаил Матюшин и Артур Люрье.
Василий Каменский описывал будетлянство как явление совершенно независимое: «зарождение нашего русского футуризма, наша «революция в искусстве», наша борьба за новое искусство и наши работы — явления исключительной самостоятельности, продиктованные временем и кризисом, отсталостью, мертвечиной, пессимизмом, мещанством, пошлостью старого искусства».
Сами будетляне описывали свое творчество в совместной декларации «Слово как таковое» так: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы — разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык или заумь)» [7].
Такое творческое объединение породило большое количество шедевров, имеющих огромное значение в истории искусства. Именно так появилась футуристическая опера «Победа над Солнцем».
«Победа над Солнцем» является результатом совместного творчества поэта Алексея Елисеевича Крученых, композитора Михаила Алексеевича Матюшина и художника Казимира Севериновича Малевича. Она стала примером и символом синтеза искусств: литературного, музыкального и изобразительного, и целиком построена на их алогичности.
Сюжет оперы повествует о силачах будетлянах, которые отправились покорять Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой. Но также это своего рода метафора, которая говорит о победах новаторских идей авангардистов над привычным пониманием вещей, т.е. это такая победа футуристов над Пушкиным, «солнцем русской поэзии», которого они усердно пытались сбросить с «корабля современности».
Сам Михаил Матюшин так описывал идею постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и пустословием вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте» [6].
Постановка состоит из двух действий (дейм, как назвал их Кручёных). Спектакль сломал и изменил все возможные законы времени и пространства, причем не только по своему сюжету. Авторы «Победы над Солнцем» воспевали и манифестировали идею строительства нового будущего, считая, что оно может быть построено только после разрушения старого. И каждый из творцов достигал этого собственными средствами: Малевич — супрематическими построениями, Кручёных — заумью, а Матюшин — диссонантностью музыкальной ткани.
Впервые постановка состоялась в 1913 г. в Санкт-Петербурге. Второй раз — в Витебске в 1920 г., и до 1980-х гг. опера не возобновлялась. Однако опера ставится и по сей день, несмотря на то, что сохранились лишь отдельные фрагменты оригинальной музыки Михаила Матюшина. Интерес к ней не угасает, она по-прежнему остается актуальной.
Вклад К. Малевича как художника-оформителя в спектакль до сих пор является самым главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошёл в историю культуры. Работа над постановкой послужила толчком К. Малевичу для создания супрематизма. Впервые «Чёрный квадрат» К. Малевича появился в декорациях к «Победе над солнцем» (1-е действие, 5-я сцена). Он был выражением победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Как и при оглядке на все творчество К. Малевича, публика в своей реакции во время спектакля разделилась на два лагеря — бурно возмущавшихся и приветствовавших оперу. Последних было меньшинство.
Как уже было сказано выше, впервые черный квадрат явился зрителю как часть декораций в опере «Победа над Солнцем». На заднем плане были нарисованы разные фигуры, в том числе большой черный квадрат. Что-то очень тронуло и потрясло художника в момент, когда он увидел его, свое творение. Когда он снял задник, то закрасил то, что было нарисовано, белым. Так получился большой черный квадрат на фоне огромного белого полотнища. К. Малевич настолько был потрясен собственной работой, что от возбуждения и осознания на несколько дней слег с лихорадкой. И это он назвал супрематизмом. Он вывел доминанту цвета и формы в одном полотне.
Стоит отметить, что, на самом деле, это не совсем квадрат и он не совсем черный. Сам художник пытался еще порядка четырех раз сделать копию собственного произведения. Но сам он признался, что ни разу ему больше не удалось передать этой энергетики, будто смотришь в бездну. Это было излучение формы, это был новый художественный алфавит.
Очень важно уделить внимание тому факту, что у этого алфавита был прецедент. Этим прецедентом является древняя китайская художественная конституция, которая носит название Багуа. Она проповедует философию энергетики и знаковости. Она основана на символике и строгом графическом алфавите, который исключает все лишнее, оставляя только знак, форму. К этому и стремился К. Малевич. Следует обратить внимание на то, что в этой философии присутствовала фигура - квадрат, которая являлась знаком земли. Как квадрат имеет четыре стороны, так и Земля имеет по четыре грани (четыре стороны света, четыре времени года). И был белый цвет, который, исходя из этой философии, представлял собой начало всего. Вероятно, эта китайская философия была близка К. Малевичу. Вероятно, и свой язык он создал с оглядкой на эту философию. Ну, и конечно, нельзя пройти мимо того факта, что в своих поздних теоретических трудах он достаточно часто обращался к древней китайской философии. [2]
Примечательно, что на первой выставке «Черный квадрат» висел высоко под потолком в углу, как принято традиционно размещать иконы в русских домах.
Хоть роль «Черного квадрата», безусловно, сложно переоценить, до сих пор он является одной из самых обсуждаемых картин в мире. Кто-то считает его гениальным произведением искусства, кто-то – шарлатанством. До сих пор незнающие люди строят самые невероятные теории и мистифицируют его как явление. Кто-то говорит, что это неудавшаяся перекрашенная картина, кто-то считает это просто удачным пиар ходом, кто-то уверен, что это лишь кризис идеи.
Однако стоит разобраться, какой же на самом деле след оставил «Черный квадрат» в искусстве и культуре.
Во-первых, благодаря «Черному квадрату» зародился новый графический язык, который не только наглядно показал уход от частного к общему, глобальному, но и предсказал, что в ХХ в. произошел уход от индивидуального восприятия к веку массовой культуры. И все, что после было создано авангардистами, предназначалось именно для массового восприятия. Это было обобщение всего.
Во-вторых, К.С. Малевич при помощи своего «Черного квадрата» вышел в ноль формы и ноль цвета. Он начал все сначала. И, глядя на цветоформу заново и по-новому, он и его единомышленники вышли в совершенно новую эстетику. Они создали совершенно новое пространство, которое и стало современным дизайном, т.е. «Черный квадрат», ни больше ни меньше, ввел всю культуру в будущее.
Как и все творчество Казимира Севериновича, значимость его теоретических трудов, которых не мало, до сих пор ставится под сомнение. Это неудивительно, потому что его многочисленные теоретические работы, в числе которых есть манифесты, декларации, статьи, заметки и многое другое, не имеют какой-либо определённой структуры или строгого оформления, а потому очень сложны и неудобны для восприятия. Все дело в том, что в теории, как и в живописи, художник действовал под воздействием некоего космического возбуждения. Он не исследовал и не изучал. Он это переживал. Именно поэтому он никогда не употреблял слово философия по отношению к своим трудам и не считал их философскими. Хотя сейчас, безусловно, их можно назвать философскими, хотя бы потому что в них довольно чётко прослеживаются проблемы и объекты размышлений. Все свои размышления К. Малевич излагал в трудах и сразу же эти идеи проверял в педагогике, там же зачастую рождались новые.
Следует отметить, что теоретические работы художника были не только комментарием к его искусству, они сами по себе были искусством, образные и эмоциональные.
Главным трудом К. Малевича, с которым соотносились в последствии все его теоретические и философские работы, стал его собственный труд «Мир как беспредметность, или Вечный покой». Интересно, что при жизни художника издан был лишь один его трактат «Бог не скинут». Он состоит из первых 33 параграфов второй части основного философского сочинения. Именно в нем он описывал свою главную идею тройственности направления на пути к совершенству.
Поскольку Малевич считал, что отказ от предметного и осязаемого есть движение в сторону совершенства, он выделял три пути, которые, собственно, и ведут к этому совершенству. Искусство, церковь и «фабрика» (наука) ведут человека в одном направлении с одной лишь только разницей: «вместо единства построив три спорящих между собой истины». Но цель и конечный пункт у этих путей один: через труд человек освобождает себя от труда (делая машины), а Церковь должна, через молитву, в Царстве небесном освободить душу от молитвы — ведь душа, по К. Малевичу, есть часть Бога. Искусство уже достигло совершенства, освободившись и сливаясь с Богом в беспредметности. Другие дороги также могут прийти к беспредметности и слиться. Тогда, в этом предельном достигнутом состоянии, исчезнет работа мысли и наступит немыслящее состояние, покой. Бог будет освобождён от всего творения. Наступит иное агрегатное состояние. Супрематизм — это иное агрегатное состояние.
К. Малевич очень много размышлял о том, как устроена эта самая беспредметная Вселенная. Основным импульсом и сутью её является возбуждение — состояние покоя и одновременно кипения, горения. То есть это скорее можно назвать процессом покоя. Для вселенной это перманентное состояние, для человека — желанное, это экстаз, в котором он равен Вселенной, творческое горение. Результатом возбуждения является мысль, в то время как сама мысль стремится к «выявлению возбуждения в форму» — так и рождается несовершенство, ведь у возбуждения никакого «стремления» нет. Мысль же может выявляться в формах как беспредметных, так и предметных — и вот откуда могут проистекать различия веса и прочее, что характеризует предметный мир [5, с. 6-9].
Кроме того, К. Малевич полагал, что человек находится в ядре вселенского возбуждения, а человеческий череп сравним с этой самой вселенной. Однако из-за того, что человек, находясь в этом самом ядре, ощущает себя перед раскрытием тайны, он пребывает в страхе перед бездной неизвестности. Пытаясь побороть страх и стремясь к совершенству, человек начинает изучать и «ремонтировать». Этим он объективирует и тем самым разрушает тайну, отдаляясь от нее.
Выводы
Подводя итоги, стоит еще раз отметить, что Казимир Северинович Малевич внес действительно колоссальный вклад в искусство, культуру и жизнь в целом. Сложно переоценить результаты его философских трудов и живописи. Помимо того, что этот человек изобрел совершенно новый графический язык, он вывел все общественное сознание на абсолютно новый уровень. Он разработал все известные нам системы и эргономики, которыми мы активно пользуемся и по сей день. К. Малевич создал то пространство, которое сейчас мы зовем дизайном. Он оставил за собой неоценимое наследие и огромное количество последователей. Это человек, художник и философ, который повел за собой в будущее все искусство и массовое сознание. Его работы до сих пор остаются одними из самых обсуждаемых в мире. По сей день ведутся оживленные споры о смыслах его трудов и вклада в искусство. Кто-то считает его гением, кто-то шарлатаном, кто-то строит целые теории заговоров. Все это говорит о том, что Казимир Северинович был действительно яркой личностью в истории искусства.
Список литературы
- Букша К.С. Малевич. Бог и другие фигуры. М.: Молодая гвардия, 2017. 320 с.
- Волкова П.Д. Лекция о К. Малевиче из цикла «Мост над бездной». URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32766/episode_id/175393/ (дата обращения 11.09.2019).
- Искусство. URL: https://iskusstvo-info.ru/v-budushhee-vozmut-ne-vseh/ (дата обращения 11.09.2019).
- Малевич К.С. Черный квадрат. Мир как беспредметность. М.: АСТ, 2019. 512 с.
- Малевич К.С. Бог не скинут. М.: Уновис, 1922. 40 с.
- Ракитин В.И., Сарабьянов А.Д. Энциклопедия русского авангарда. URL: http://rusavangard.ru/online/history/pobeda-nad-solntsem/ (дата обращения 08.10.2019).
- Розановский центр. Ольга Розанова и первый авангард. Слово как таковое. URL: https://rozanova.net/second_page.pl?id=391&catid=14 (дата обращения 14.10.2019).
References
- Buksha K.S. Malevich. Bog i drugie figury (Malevich. God and other figures). M.: Molodaya gvardiya, 2017. 320 p.
- Volkova P.D. Lektsiya o K. Maleviche iz tsikla «Most nad bezdnoy» (Lecture about K. Malevich from the series «Bridge over the Abyss»). URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32766/episode_id/175393/ (data obrascheniya 11.09.2019).
- Iskusstvo. URL: https://iskusstvo-info.ru/v-budushhee-vozmut-ne-vseh/ (data obrascheniya 11.09.2019).
- Malevich K.S. Chernyy kvadrat. Mir kak bespredmetnost (Black square. The world as pointlessness). M.: AST, 2019. 512 p.
- Malevich K.S. Bog ne skinut (God will not take off). M.: Unovis, 1922. 40 p.
- Rakitin V.I., Sarabyanov A.D. Entsiklopediya russkogo avangarda (Encyclopedia of Russian avant-garde). URL: http://rusavangard.ru/online/history/pobeda-nad-solntsem/ (data obrascheniya 08.10.2019).
- Rozanovskiy tsentr. Olga Rozanova i pervyj avangard. Slovo kak takovoe (Olga Rozanova and the first avant-garde. The word as such). URL: https://rozanova.net/second_page.pl?id=391&catid=14 (data obrascheniya 14.10.2019).
Рецензент:
Соркин Михаил Михайлович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Московского Союза художников, +7(916)-702-50-03, sorkin-studio@mail.ru.
Sorkin Mikhail Mikhaylovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, мember of Moscow Union of artists, +7-985-233-27-93, sorkin-studio@mail.ru.
Работа поступила в редакцию: 10.02.2020 г.