Дубатовкин В.И., Мусаев И.С-Х. Психологическая подготовка студентов-борцов в высшем учебном заведении

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Образец ссылки на эту статью: Дубатовкин В.И., Мусаев И.С-Х. Психологическая подготовка студентов-борцов в высшем учебном заведении // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 2 (18). С. 14. 

УДК 796.8:378.663(470-25)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-БОРЦОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 

Дубатовкин Владислав Иванович

ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязвская, 49), старший преподаватель кафедры физической культуры, vladislav180570@rambler.ru. +7-977- 839-80-30.

Мусаев Исмаил Саид-Хасанович

ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязвская, 49), старший преподаватель кафедры физической культуры, ismail69-69@mail.ru, +7-926-165-71-01. 

Аннотация: психологическое состояние любого спортсмена важно не только во время соревновательного процесса, оказывающего большое влияние на стрессовое состояние, но и во время тренировочного процесса. Необходима серьезная выдержка для повторения упражнений, для выполнения того, что получается не сразу. Главный научный результат: авторы показали, как для улучшения психологического состояния студентов-борцов используются различные методики и технологии, применяемые по окончанию подготовительного этапа в соревновательной практике.

Ключевые слова: борьба; психологическая подготовка; процесс; регуляция; релаксация.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS-WRESTLERS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

 Dubatovkin Vladislav Ivanovich Russian state agrarian University — Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya street 49), senior lecturer of the Department of physical culture, vladislav180570@rambler.ru. +7-977- 839-80-30. 

Musaev Ismail Said-Khasanovich

 Russian state agrarian University — Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya street 49), senior lecturer of the Department of physical culture, ismail69-69@mail.ru, +7-926-165-71-01. 

Abstract: The psychological state of any athlete is important not only during the competitive process, which has a great influence on the stress state, but also during the training process. Serious endurance is required to repeat the exercises, to complete what does not work right away. The main scientific result: the authors showed how to improve the psychological state of wrestling students, various methods and technologies are used that are applied at the end of the preparatory stage in competitive practice.

Key words: struggle; psychological preparation; process; regulation; relaxation. 

Введение

Несмотря на то, что актуальность темы психологической подготовки спортсмена не вызывает сомнений, ей до сих пор не уделяется достойного внимания как в России, так и за рубежом [9]. «Психологическая подготовка является существенным фундаментальным фактором любой программы спортивной подготовки» [8, p. 13].

Можно проиграть в условиях лучшей физической подготовки тому, кто лучше подготовлен психологически. Если спортсмен не умеет управлять своим психологическим состоянием, то возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает результат спортивной эффективности и  приводит к ее дестабилизации, а в итоге к поражению в схватке, что приводит к депрессии и потере уверенности в себе. Чтобы избежать таких последствий, необходимо наряду с тренировками тактико-технического и физического характера, применять тренировки, направленные на укрепление психического состояния спортсмена - борца. 

Цель исследования: изучить и понять процессы психологической подготовки борцов-студентов и психологического воздействия тренера на борцов во время соревнований и учебно-тренировочных занятий. 

Методы исследования 

Методологической основой достижения поставленной цели послужили диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, прогнозирование. 

Результаты исследования и их обсуждение

Подготовительный, учебно-тренировочный и соревновательный периоды требуют досконально продуманной и систематической подготовки спортсмена, важнейшей составляющей этого процесса является обучение спортсменов методам психорегуляции и самоконтроля. Участие спортсмена в соревнованиях является лучшей школой закаливания духа, воспитания и тренировки психики спортсмена. Соревновательный опыт в спорте -важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое состязание это и выброс накопленного нервнопсихического разряда и часто причина больших духовных и физических травм [1, с. 3-4]. Решение задач психологической подготовки борцов осуществляется с помощью различных средств и методов во время предсоревновательной деятельности. Во время тренировок и в процессе предсоревновательной деятельности студенты в учебных схватках со многими противниками, в различных весовых категориях тренируют стойкость и морально-волевые качества. Спортсменам-студентам, которым приходится долго и упорно тренироваться, известно о моральной усталости, которая рано или поздно проявится как результат недовосстановления. Факторы, наиболее часто возникающие  и отрицательно влияющие результат соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена и его психоэмоциональное состояние:

  1. Продолжительный психологический подъём. Возникает при приближении борца к победе. Возникает риск потери бдительности и чрезмерной самоуверенности, что увеличивает процент возможности поражения. Череда взлётов и падений неизбежна, но величину амплитуды этих колебаний можно регулировать психологической подготовкой к каждой конкретной схватке.
  2. Усталость, вызванная нервным напряжением. Преодолевается самовнушением и аутогенной тренировкой, позволяющей изменить эмоциональное состояние спортсмена и задействовать скрытые резервы.
  3. Неустойчивость внимания - характерна отказом от поиска скрытых возможностей организма, часто сочетается с излишней самоуверенностью и легковесностью. Преодолевается воспитанием выдержки и решительности во время учебно-тренировочных занятий.

Справиться с этими состояниями без мотивации и психологической подготовки  невозможно.

Главными средствами психологической подготовки борцов являются: физические упражнения, направленные на улучшение техники и тактики в борьбе, а так же средства психологической подготовки:

- специальные психологические упражнения, влияния, воздействия;

- организация психологического климата в спортивной команде;

- психологическое образование тренеров и спортсменов;

-психологические средства регуляции и саморегуляции психического состояния;

- повышенная мотивация учебно-тренировочных занятий;

- занятия по аутогенной тренировке [3, с. 3-5].

Контроль и самоконтроль, внушение, самовнушение, физиотерапевтические средства (сауна, массаж, бассейн), психофармакологические (транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы), аутогенная тренировка - являются немаловажными пунктами в процессе психологической подготовки борца [4, с. 48; 6]. Конечным итогом работы в данном направлении являются:

- повышение психической устойчивости в условиях специфической спортивной деятельности в условиях соревновательного процесса;

-совершенствование психических функций и качеств, обеспечивающих выполнение борцами основных действий во время схватки;

- формирование, совершенствование и коррекция индивидуального стиля ведения схватки.

Для повышения психической устойчивости борцов применяются следующие  средства и методы:

-   определение цели и подцели соревнования - необходимо с самого начала знать для чего спортсмен участвует в турнире? Его подцель появляется во время прохождения определённого круга турнира - либо завоевать конкретное место, либо отобрать очки у соперника, таким образом, продвинув вперёд члена своей команды, выступающего в одной весовой категории вместе с ним.

- увеличение эмоциональной напряженности учебно-тренировочного процесса с целью ускорить адаптацию борцов к условиям крупнейших турниров. Для этого используется моделирование турнира в контрольных встречах, присутствие «ответственных лиц» имитация киносъемки и телерепортажа, искусственное занижение судейских оценок и оценок качества тренировочной деятельности;

- получение наиболее полной информации об условиях предстоящего турнира и основных соперниках: просмотр видеозаписей и киноматериалов, детальный анализ мастерства и индивидуальных особенностей основных противников и разработка программ наиболее эффективной борьбы с ними, моделирование соперников и опробование разных вариантов действий в учебно-тренировочных занятиях, разыгрывание сюжетных ситуаций (мысленное продумывание), являющихся психологически трудными для того или иного борца;

- регуляция психической напряженности путем изменения соотношения между мотивацией, уровнем притязаний борца и его возможностям в данный период времени. Это делается путем регуляции уровня сложности задач в предстоящем турнире и ответственности борца за результат выступления;

- отношение к соревновательному процессу, как приятному, во время которого автоматически исчезают факторы страха, волнения, нервозности: опираясь на правило - «приятное не может быть страшным».

Помимо этих стандартных методов в настоящее время появляются технологии, влияющие на психологию спортсмена. Важной составляющей успешных тренировок и выступлений является сон. Когда спортсмен не высыпается, он становится нервным, агрессивным, физически слабым, все это влияет на его результат [2]. Если у студента-борца недостаточно сна, то он старается компенсировать усталость организма, дополнительным приёмом пищи, что в свою очередь ведёт к увеличению веса, превышающим нужную норму в соревновательном процессе. Сгонка веса перед соревнованиями - дополнительный негативный фактор, влияющий на подготовленность борца к соревнованиям, т.к. подрывает моральную и физическую составляющую учебно-тренировочного процесса. Известно, что перед важными соревнованиями уснуть довольно сложно, спортсмен напряжённо думает о предстоящем состязании. Поэтому, благодаря методике Бада Уинстера, профессионального психолога и спортивного тренера, разработавшего инновационную технологию засыпания за две минуты и как результат - полное ментальное расслабление физически, настолько, что можно преодолеть стрессовое состояние и быстро заснуть.

Для этого нужно следовать данному плану:

  1. Нужно лечь на спину и выпрямить ноги и руки, положить вдоль тела.
  2. Расслабить все мышцы лица.
  3. Расслабить мышцы нижней челюсти, позволив ей провиснуть. Максимально при этом расслабить губы и язык.
  4. Расслабить мышцы глаз и как можно ниже опустите плечи вниз.
  5. Несколько глубоких вдохов и выдохов, позволят, груди опустится на максимальную глубину. С каждым повторным выдохом ослабляем напряжение мышц груди.
  6. Мышцы рук расслаблены. Если не получается сразу их расслабить, то нужно их несколько раз напрячь, путём сжимания и разжимания кистей рук.
  7. Таким же образом нужно расслабить мышцы ног сверху вниз, до самых пальцев.
  8. Следующий этап - ментальное расслабление. На него отводится 10 секунд. Поочередно расслабляя каждую мышцу тела, нужно успокаивать свои мысли, направляя их в позитивном направлении. Нужно думать о чем-то приятном и спокойном. Этот метод позволит спортсмену расслабиться перед схваткой, быстро уснуть и хорошо отдохнуть, чтобы иметь много сил [7, с. 511].

Аутогенная тренировка, во многом сходная с предыдущим методом,   насыщенная релаксационными техниками восстановления психического и физического состояния спортсмена - важная психологическая методика, наряду с самовнушением, позволяет задействовать скрытые резервы организма и подготовить его к соревновательному процессу. Аутогенной тренировкой можно заниматься, как индивидуально, так и с группой. При групповом занятии количество занимающихся не должно превышать 10-12 человек. При большем количестве в группе будет труднее контролировать качество выполняемых упражнений и управление группой будет затруднено. Занятие проводится в помещении, в которое не проникает шум и отсутствует яркий свет, где достаточно тепло и комфортно. Занятие желательно проводить не ранее,  чем  через 1-1,5 часа после приёма пищи, так как переполненный желудок и процесс пищеварения будут мешать концентрации внимания на выполняемых упражнениях. Аутогенную тренировку можно проводить в нескольких положениях: лёжа, полулёжа и сидя.

Важным фактором подготовки борцов является воспитание волевых качеств - силы воли, путём настойчивости, терпения, трудолюбия и мотивации в тренировочных занятиях.

Благодаря компьютерным технологиям можно просматривать схватки и соревнования разных уровней в Интернете, изучая техники ведущих спортсменов мира. Помимо этого используются 3 D технологии, позволяющие при помощи компьютерного моделирования отследить ошибки в выполнении приёмов, контрприёмов, борьбы в партере и исправить технические огрехи студентов-борцов. На изучении техники борьбы профессионалов ресурсы не заканчиваются. Изучая схватки своих противников, можно найти их слабые места, коронные приёмы и борец будет чувствовать себя более уверенно, соответственно и психологических зажимов у него будет меньше, а уверенности больше [5].

Для улучшения психологического состояния спортсмена вовремя соревнований важно создать возможность для кратковременного отдыха, для успокоения нервной системы, ведь длительное напряжение истощает её. Можно послушать музыку, прогуляться по коридору, отвлечься от схваток на короткое время. В незнакомой обстановке психологическое состояние ухудшается, поэтому нужно до начала соревнований побывать в месте их проведения. Если есть возможность прогулки перед началом соревнований, можно погулять, чтобы успокоиться и настроиться на будущие схватки. 

Выводы

Таким образом, психологическая подготовка борца и любого спортсмена в целом не менее важна, чем физическая. Нужно уделять внимание каждому спортсмену, подготавливая его к соревнованиям или к активному тренировочному процессу.  Важно, чтобы спортсмен умел сосредоточиться и собраться перед схваткой, а тренер, правильно обозначив мотивацию, расставил акценты на предстоящей схватке поминутно. Тренировка психических функций борца должна быть такой же естественной частью учебно-тренировочного процесса, как и физическая и техническая подготовка. 

Список литературы 

  1. Волков Н.К. Динамика предстартового эмоционального состояния борцов и методика его регуляции: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2016.
  2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2000. 288 с.
  3. Бобровский А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 2005. 24 с.
  4. Кичко Е.В. Мотивация, её влияние на студентов // Актуальные проблемы физической культуры студентов медицинских вузов. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Минздрав РФ ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова». Санкт-Петербург: Издательство СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. С. 48-50.
  5. Мусаев И.С.-Х., Дубатовкин В.И. Практика преподавания вольной борьбы в высшем учебном заведении. М.: Изд-во МЭСХ, 2018. 104 с.
  6. Никитченко С.Ю., Мусаев И.С.-Х., Дубатовкин В.И. Практика преподавания Греко-римской борьбы в высшем учебном заведении. М.: Изд-во МЭСХ, 2020. 122 с.
  7. Дубатовкин В.И., Олейник Е.Н., Олейник С.С. Мониторинг готовности студентов к занятиям физической культурой с помощью пробы Руфье // Доклады ТСХА. Сборник статей, 2015. С. 511-513.
  8. Blumenstein B., Orbach I. Periodization of psychological preparation within the training process // International Journal of Sport and Exercise Psychology. January. 2020. Vol. 18.  pp. 13-23.
  9. Graham S.M. The examination of mental toughness, sleep, mood and injury rates in an Arctic ultra-marathon / M. Graham, R.J. Martinade, M. McKinley, C. Connaboy, G. Andronikos, A. Susmarski  // European Journal of Sport Science. 2020. Marh.

References

  1.  Volkov N.K. Dinamika predstartovogo emotsionalnogo sostoyaniya bortsov i metodika ego regulyatsii (The dynamics of the prelaunch emotional state of wrestlers and the method of its regulation): avtoref. dis. kand. ped. nauk.  M., 2016.
  2. Gogunov E.N., Martyanov B.I. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta (Psychology of physical education and sport). M.: Akademiya, 2000. 288 p.
  3. Bobrovskiy A.V. Upravlenie sportivnoy motivatsiey bortsov vysokoy kvalifikatsii na etape neposredstvennoy podgotovki k sorevnovaniyam (Management of sports motivation of highly qualified wrestlers at the stage of direct preparation for competitions): avtoref. dis. kand. ped. nauk. Omsk, 2005. 24 p.
  4. Kichko E.V. Motivatsiya, eyo vliyanie na studentov (Motivation, its impact on students), Aktualnye problemy fizicheskoy kultury studentov meditsinskikh vuzov. Sbornik materialov V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Minzdrav RF GBOU VPO «Severo-Zapadnyy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet imeni I.I. Mechnikova». Sankt-Peterburg: Izdatelstvo SZGMU im. I.I. Mechnikova, 2019. p. 48-50.
  5. Musaev I.S.-Kh., Dubatovkin V.I. Praktika prepodavaniya volnoy borby v vysshem uchebnom zavedenii (The practice of teaching free-style wrestling in a higher educational institution). M.: Izd-vo MESKH, 2018. 104 p.
  6. Nikitchenko S.Yu., Musaev I.S.-Kh., Dubatovkin V.I. Praktika prepodavaniya Greko-rimskoy borby v vysshem uchebnom zavedenii (The practice of teaching Greco-Roman wrestling in a higher educational institution.). M.: Izd-vo MESKH, 2020. 122 p.
  7. Dubatovkin V.I., Oleynik E.N., Oleynik S.S. Monitoring gotovnosti studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy s pomoschyu proby Rufe (Monitoring the readiness of students for physical education using the Rufier test), Doklady TSKHA. Sbornik statey, 2015. p. 511-513.
  8. Blumenstein B., Orbach I. Periodization of psychological preparation within the training process, International Journal of Sport and Exercise Psychology.   2020. January. Vol. 18.  p. 13-23.
  9. Graham S.M. The examination of mental toughness, sleep, mood and injury rates in an Arctic ultra-marathon / S.M. Graham, R.J. Martinade, M. McKinley, C. Connaboy, G. Andronikos, A. Susmarski, European Journal of Sport Science. 2020. Marh.

Рецензент:

Мальцев Сергей Леонидович

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), мастер спорта СССР по лыжным гонкам, Преподаватель дисциплин: «Физическая культура и спорт», «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)», inobe@obe.ru

Maltsev Sergey Leonidovich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), USSR master of sports in cross-country skiing, Lecturer in disciplines: «Physical education and sport», «Physical education and sport (elective discipline)», inobe@obe.ru

Работа поступила в редакцию: 10.02.2020 г.