Дроздова Ю.И. Дизайн и влияние архитектурных форм на эмоциональное состояние человека

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Дроздова Ю.И. Дизайн и влияние архитектурных форм на эмоциональное состояние человека // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 2 (18). С. 9. 

УДК 72.06 

ДИЗАЙН И ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА 

Дроздова Юлия Игоревна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский пер., 9), студентка Факультета дизайна и моды, yulia.d1998@mail.ru, +7-909-907-67-88. 

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние таких характеристик архитектурного пространства, как размер, форма, уровень освещенности, цвет, фактура, на психоэмоциональное состояние человека. Анализ поддержан примерами из истории архитектуры, к которым приводится описание эмоционального воздействия известных архитектурных объектов. Главный научный результат: разработанная автором методология создания эмоционального дизайна.

Ключевые слова: эмоциональный дизайн; архитектурная форма; сакральная геометрия; открытость пространства; габариты пространства; цвет; уровень освещенности; фактура. 

DESIGN AND INFLUENCE OF ARCHITECTURAL FORMS ON THE EMOTIONAL STATE OF A PERSON 

Drozdova Juliya Igorevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky per. 9), student of the faculty of design and fashion, yulia.d1998@mail.ru, +7-909-907-67-88. 

Abstract. This article discusses the influence of such characteristics of the architectural space as size, shape, light level, color, texture, on the psycho-emotional state of a person. The analysis is supported by examples from the history of architecture, which describes the emotional impact. The result of the article is the developed methodology for creating emotional design.

Keywords: emotional design; architectural form; sacred geometry; openness of space; space dimensions; color; light level; texture.

Введение

При изучении научных трудов по теории и истории архитектуры в глаза бросается отсутствие внимания к эмоциональному воздействию архитектурных форм на человека. Кажется, что чем важнее объект, тем меньше описание чувств и настроений волнует авторов. Тем не менее, эмоциональное влияние – это очень важный аспект в профессии дизайнера и архитектора, ведь основная задача сегодня – уметь создавать определенное психологическое воздействие среды на человека. Конечно, при проектировании проще всего было бы опираться на собственные чувства и ощущения и забыть об их ограниченности. Однако, при воздействии на массы людей, необходимо учитывать, что субъективное впечатление не может разделяться всем обществом сразу. Для изучения вопроса влияния различных архитектурных форм и пространств на эмоциональное состояние наибольшего процента людей, необходимо выявить закономерности, основанные на исторических и физиологических факторах.

Умышленное создание определенных эмоций – необходимый навык в современном мире. Если дизайн архитектурной среды – это сценарий поведения людей, то должен прописываться и сценарий их ощущений. Наиболее важно точно задавать эмоциональный тон в дизайне выставочных экспозиций, мемориальных комплексов, социальных учреждений, где людям нужна особая поддержка и защита (центры реабилитации, больницы, детские сады, школы, дома престарелых, детские дома и др.), игровых пространств и квест-комнат, мест для театрализованных представлений.

Цель исследования: выявить основные факторы влияния архитектурной среды на эмоциональное состояние человека и описать необходимые качества пространства для вызова определенных эмоций.

Методы исследования

Методы исследования – сравнительный анализ исторических источников, архитектурных объектов, материалов, используемых при построении пространства.

Результаты исследования и их обсуждение

Чтобы выявить закономерности в формировании эмоционального дизайна пространства, необходимо исследовать его отдельные характеристики: размер, форму, уровень освещенности, цвет, фактуру.

Размер пространства и его габариты характеризуются сомасштабностью человеку. Пространство может быть открытым и безграничным, камерным и доступным, замкнутым и тесным. В пустом и открытом пространстве человек чувствует себя уязвимым и незащищенным. Для создания комфортной атмосферы необходимо наличие своеобразных «укрытий», небольших навесов, углублений, ограждений, изолирующих от людских глаз.  Это связано с нашим историческим прошлым, когда люди искали убежище в виде пещер, деревьев, шалашей, чтобы спрятаться от хищников. Камерное пространство, сомасштабное человеку, является самым комфортным – можно без лишних физических затрат дотянуться до всего необходимого, всё пространство находится в поле зрения, можно легко и быстро продумать план дальнейших действий. Человек чувствует полный контроль за ситуацией и уверенность в своих действиях. Замкнутое узкое пространство вызывает напряжение, чувство беззащитности. Подсознательно человек ощущает невозможность отступления в случае опасности, скованность своих действий.

Любая объемная форма структурирует вокруг себя пространство, влияя тем самым на другие формы, в том числе, на биологические объекты. Отношение к разным формам может отличаться в разных странах. Это обосновано культурой народов, зародившейся в древности. Различные геометрические фигуры и орнаменты несли свой сакральный смысл, их наносили на свое жильё, одежду, культовые сооружения, а некоторые и на собственные тела. Так, круг обозначал вечность, бесконечность, треугольник – восхождение, благополучие, квадрат – истину, мудрость, равенство [3, с. 2]. Спустя века эти ассоциации ослабли, но всё же некоторые формы вызывают схожие чувства и желания у разных людей. Опираясь на результаты опросов, были выявлены закономерности влияния пространственных архитектурных форм на психику человека. Помещения с кругом в плане вызывают желание танцевать, красиво двигаться, побыть наедине с собой, чувство гармонии мира. Купольные и арочные формы создают состояние расслабленности, творческий подъем, желание общаться с близкими людьми, высшие духовные переживания. Пирамида, конус, тетраэдр стимулируют к сосредоточению внутренних сил для рывка, умственной работе. Туннельные формы с круглым разрезом вызывают ощущение гармонии мира, спокойные положительные эмоции, а с прямыми гранями – сосредоточенность, напряженность, умственную деятельность.

Уровень освещенности и разное распределение света может визуально изменять и искажать пространство. Так, помещение с наиболее освещенным потолком и темными стенами вызывает ощущение открытости и глубины, но если освещение сильнее на полу, пространство становится визуально закрытым. Самым открытым и прозрачным кажется помещение с освещенными стенами и темным полом, а самым закрытым и замкнутым – с темным потолком и светлым полом. Тень в труднодоступных местах вызывает чувство тревожности перед неизвестным. Ритмичная светотень, различный уровень освещенности вызывает любопытство, желание исследовать. А полная темнота в сочетании с знакомыми образами ужасов вызывает панический животный страх, усиливаемый собственным воображением и фобиями.

Каждый цвет может вызвать у человека определённые эмоции, ассоциации и чувства. Они формировались в течение тысячелетий и хранятся в подсознании людей разных народов. Восприятие цвета может зависеть от разных факторов: от окружающей среды, народных обычаев, устоев общества и индивидуальных особенностей организма [4, c. 17]. Традиционные ассоциации сформировались в результате взаимодействия человека с природой, когда жизнь древних людей зависела от времени суток, солнечный светлый день и присущие ему цвета (желтый, оранжевый, голубой) подразумевали активность и поиск пищи, а ночь и ее оттенки (синий, черный) ассоциировались с временем отдыха, сна. Красный цвет ассоциировался с огнём, кровью, битвой, которые требовали большого количества жизненных сил. Не меньшую роль в восприятии цветов играет физиологическая составляющая. Цвет – это излучение с разными длинами волн и разной степенью отражения и поглощения.

Фактура – одно из свойств предметного мира, помогающее ориентироваться в пространстве. Прикоснувшись к какой-либо фактуре однажды, мы надолго запоминаем ощущение от ее поверхности. Ассоциации, вызванные этой фактурой, могут оставаться в памяти на всю жизнь. Фактура имеет физические характеристики и обладает эстетической выразительностью. Можно выделить агрессивные фактуры – блестящие, колючие, холодные, как металл, бетон; спокойные и тихие – мягкие, шероховатые ткани, шерсть; тёплые – дерево, натуральная ткань, различные плетения (шерстяное, берестяное, рогожное, льняное), кожа, мех, глина, керамика, кость, кованный и чеканный металл, камень, стекло – всё то, что издавна украшало человеческое жилище.

Если обратиться к истории архитектуры, можно выявить характеристики объектов разных эпох, соотнести с их назначением и понять принципы, которыми руководствовались авторы.

Возьмём в качестве примера образец самой древней культовой архитектуры – дольмен. Это рукотворные сооружения из массивных каменных плит, распространенные по всему миру. Точное назначение неизвестно, большинство ученых сходятся во мнении, что это гробницы или места для медитации и путешествия в потусторонние миры. Чаще всего, по форме дольмен представляет собой куб или трапецию с низким массивным потолком, что вызывает состояние сосредоточенности. На передней плите имеется узкое круглое отверстие – символ вечности, бесконечности. Оно, возможно, характеризует переход в иной или загробный мир [1, c. 11]. Материал – камень, цвет серый, фактура внутри гладкая, шлифованная. Эти свойства связывают объект с символами интеллекта, мудрости, зрелости. Возникает общее ощущение глубокой сосредоточенности и изолированности от мира.

Египетские пирамиды – один из мощнейших древних символов сакральной геометрии. Считается, что в форме и расположении пирамид закодирована информация о строении Вселенной, Солнечной системы и человека. Как известно, пирамиды служили гробницами фараонов. Пирамидальные формы в сакральном смысле символизируют сосредоточение внутренних сил для рывка. Треугольник обозначает гармонию, благополучие, власть, божественную милость. Внутри пирамиды выкрашивались в синий цвет – символ бесконечности, мира, гармонии, чистоты и порядка [1, c. 11]. Из этого становится очевидным, что такие гробницы возводились с целью благополучно отправить душу фараона в загробный мир и ниспослать на землю благо.

Ярким примером античной архитектуры является храм богини Афины – Парфенон архитектора Иктина. Несмотря на масштабы сооружения, храм отличается стройностью и изяществом пропорций [1, c. 25].  Парфенон имеет прямоугольный план – символ рациональности и правильности, по всему периметру окружен колоннами, что создает ощущение прозрачности, проницаемости. Ритмичность и игра светотени, создаваемая колоннами, подсознательно вызывает у человека любопытство и желание исследовать. Храм целиком построен из мрамора – гладкая поверхность, светлые оттенки. Это вызывает ощущение правильности, чистоты и величия.

Известным примером средневековой архитектуры является архитектура Андреа Палладио, в частности, вилла Ротонда. Вилла построена в форме античного храма – идеально симметричная, увенчана куполом, имеет четыре фасада с лестницами [5, p. 275]. В плане можно выявить четыре основные формы: квадрат – символ простоты, правильности, справедливости; вписанный в него круг – символ вечности и совершенства, вызывает чувство красоты и гармонии; внешний крест – стремление к Богу и вечности, единство жизни и смерти, высшие духовные ценности. Купольная форма, венчающая конструкцию, символизирует гармонию с природой и космосом, связь с Богом. Таким образом, вся конструкция здания направлена на духовное равновесие, получение жителями виллы ощущения гармонии, совершенства и душевного спокойствия.

Примером современной выразительной архитектуры может послужить творчество Тадао Андо. Музей современного искусства в Форт-Уэрте представляет собой взаимодействие пяти прямоугольных блоков, создающих эффект ритмичности. Андо пропустил свет через оболочку из стекла и проемы в бетоне. Кроме того, свет отражается в огромном бассейне воды, порождая красивую игру реальных образов и их отражений. Стеклянные стены музея в Форт-Уэрте создают холодный эффект. Когда бетонная конструкция скрывается за стеклянной оболочкой, она мгновенно становится неподвижной, как будто скованной льдом. Стены из стекла словно замораживают пространство и время, т.е., останавливая время, они превращают мгновение в вечность. Такое сооружение создает ощущение легкости, прямоугольные формы являются интуитивно понятными и близкими человеку, но их взаимодействие предает сложности пространству. Игра ритма, света и отражений в воде возбуждают интерес, а прозрачные стеклянные объекты задают ощущение понятности, открытости и доступности.

Совокупность значений характеристик пространства можно разделить на шесть основных эмоций: страх, неприязнь, грусть, умиротворение, удивление, радость. Таким образом, составляется описание пространств, вызывающих определённые ощущения у большинства людей:

  1. Страх – открытое незащищенное панорамное либо узкое замкнутое пространство туннельной формы с прямыми гранями или в форме куба. Слабо освещено или не имеет освещения вообще. Преимущественные цвета – насыщенный красный, черный или обильный коричневый. Фактура блестящая, колючая, холодная (металл, бетон, битый кирпич, рваный камень).
  2. Неприязнь – открытое панорамное пустое пространство, глухое тесное пространство, многоплановое и бессистемное пространство. Форма куба или туннеля, сумеречное освещение. Преимущественные цвета – насыщенный красный, обильный желтый, болотно-зеленый, обильный коричневый, серый. Фактура колючая, холодная, рельефная, вязкая, скользкая (рваный камень, штукатурка, бетон, скользкая плитка, глина, резина).
  3. Грусть – тесное, глухое, замкнутое пространство, низкие потолки. Форма куба, цилиндра, туннеля, тетраэдра. Слабая освещенность. Преимущественные цвета – синий, тёмно-коричневый, серый, черный, белый. Фактура: блестящая, холодная, твердая, монотонная (металл, камень, бетон, тёмное дерево).
  4. Умиротворение – достигаемое пространство, широкий обзор, углубление в рельефе. Купольные и арочные формы, обильный мягкий свет, спокойные, не кричащие цвета: зелёный, синий, бирюзовый, фиолетовый, светло-коричневый, белый. Мягкие, шероховатые фактуры: шерсть, рельефное дерево, плетение, ткани, глина, керамика, кость, кованный металл, кирпич.
  5. Удивление – высокое помещение с панорамными видами и четкой ритмикой форм, купольные формы. Неравномерное затемнение, ритмично падающие тени. Преимущественно синий, фиолетовые, розовые, белые оттенки, блестящие и неестественные фактуры: металл. пластик, стекло, зеркало.
  6. Радость – достигаемое пространство, панорамный обзор, высота, ритмика, динамичность, купольные формы, высокие колонны, арки. Яркий солнечный свет, четкие контрастные тени либо множество маленьких огней в полумраке. Цвета: красный, оранжевый, желтый, бирюзовый, розовый. Наличие блестящих, пушистых, переливающихся и матовых фактур (металлы, в т.ч. благородные, мех, шерсть, зеркала, цветное стекло, цветная керамика).

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: практически все факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние человека, берут свои корни еще в Древнем мире. Это говорит о том, что, несмотря на прогресс, мы воспринимаем действительность через инстинкты. Поэтому особенно важно уметь создавать эмоционально-комфортную среду для поддержания психологического здоровья человека в условиях быстрого темпа жизни и высокого уровня стресса [2, c. 109].

Каждая характеристика архитектурного сооружения, пространства является субъектом эмоционального воздействия. Значит, архитектор проектирует не просто здание – он проектирует эмоцию. 

Список литературы

  1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983. 384 с.
  2. Гропиус В. Круг тотальной архитектуры. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 208 с.
  3. Прокопенко И. Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии. М.: АСТ, 2014. 447 с.
  4. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. М.: Колибри, 2018. 255 с.
  5. Architectural Guide - Collector's Edition Guiding Architects. DOM Publishers, 2017. 320 p.

References 

  1. Bartenev I.A., Batazhkova V.N. Ocherki istorii arkhitekturnykh stiley (Essays on the history of architectural styles). M.: Izobrazitelnoe iskusstvo, 1983, 384 p.
  2. Gropius V. Krug totalnoy arkhitektury (The circle of total architecture). M.: Ad Marginem Press, 2017, 208 p.
  3. Prokopenko I. Sakralnaya geometriya. Energeticheskie kody garmonii (Sacred geometry. Energy codes of harmony). M.: AST, 2014, 447 p.
  4. Starmer A. Tsvet. Entsiklopediya (Color. Encyclopedia). M.: Kolibri, 2018, 255 p.
  5. Architectural Guide - Collector's Edition Guiding Architects. DOM Publishers, 2017, 320 p. 

Научный руководитель: 

Янькова Ксения Владимировна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры дизайна, k.yankova@arhlam.ru, +79163865012.

Рецензент:

Соркин Михаил Михайлович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Московского Союза художников, +7(916)-702-50-03, sorkin-studio@mail.ru.

Sorkin Mikhail Mikhaylovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, мember of Moscow Union of artists, +7-985-233-27-93, sorkin-studio@mail.ru.

Работа поступила в редакцию: 11.12.2019 г.