Уваров В.Д. Экспериментальные поиски в современном искусстве таписсерии

Образец ссылки на эту статью: Уваров В.Д. Экспериментальные поиски в современном искусстве таписсерии // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 1 (17). С. 13. 

УДК 745.52+746.1

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОИСКИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ ТАПИССЕРИИ 

Уваров Виктор Дмитриевич 

Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25. 

Аннотация: Статья посвящена экспериментальным поискам в современном искусстве настенного ковра, по принятой международной терминологии — таписсерии. Таписсерия подается в качестве определенной, спрессованной модели развития искусства. В наше время искусство таписсерии приобретает новый облик, структуру и формы. Экспериментальные поиски демонстрируются на примере творчества крупных художников-таписсьеров из разных стран мира, таких как каталонский художник Хосеп Грау-Гаррига, австралийский автор Лиза Келльнер и хорватская художница-визуалист Ягода Буич.

Ключевые слова: таписсерия; гобелен; шпалера; цветовая гармония; искусство ткачества; архитектура интерьера; художественный текстиль; композиционное решение. 

EXPERIMENTAL SEARCHES IN THE MODERN THE ART OF TAPESTRY 

Uvarof Victor Dmitrievich

Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25. 

Abstract: The Article is devoted to the experimental searches in contemporary art wall hanging, according to the accepted international terminology of tapestry. Tapestry is presented as a specific, compressed model of the development of art. In our time, the art of tapestry takes on a new appearance, structure, and form. Experimental searches are demonstrated by the example of the work of major artists from around the world, such as Catalan artist Josep Grau-Garriga, Australian author Lisa Kellner and Croatian visual artist, Jagoda Buic.

Key words: tapestry; color harmony; art of weaving; architecture of interior; artistic textiles; compositional solution.

Введение

Искусство таписсерии насчитывает многовековую историю. С течением времени взгляды на этот вид искусства менялись, научные разработки и прогресс диктуют новые правила для вдохновения и творчества. В XX в. происходит прорыв в настоящее. Современные архитектурные формы создают новые условия для создания и изобретения дизайнерских и художественных объектов. В это время искусство таписсерии приобретает новый облик, структуру и формы. «Таписсерия — это настоящее солнце, не заходящее никогда» писал французский художник Жан Люрса. «Сегодня таписсерия призвана украсить жизнь и привнести тепло уже не столько в помещение, как в средние века, сколько в наши души радостными яркими красками и образами» [1].

Цель исследования: показать таписсерию в качестве определенной, спрессованной модели развития искусства. 

Методы исследования 

В процессе исследования применялись такие методы как структурный анализ, системный анализ, наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде всего, рассмотрим экспериментальные поиски в искусстве таписсерии Испании. В 1956 г. предприниматель Микель Самаранч предлагает каталонскому художнику Хосепу Грау-Гаррига оживить старый Каса Аймат (Casa Aymat) в Сант-Кугате, мастерскую по производству ковров и таписсерии. М. Самаранч передает ему художественное руководство компании, в которой организована экспериментальная мастерская таписсерии.

Год спустя (1957 г.) компания финансирует первую учебную поездку Хосепа Грау-Гаррига во Францию, где он близко знакомится с техникой средневековой и современной таписсерии, сферой искусства, в которой он совершит революцию и обретет международную значимость. Он лично знакомится с художником и французским поэтом Жаном Люрса, который считается мастером современной таписсерии и одним из лидеров этого направления в искусстве, который в следующем (1958 г.) приезжает работать к Грау-Гарриге в Сент-Сере, в Олте (Франция).

В современном искусстве текстиль претерпел многие изменения, таписсерия стала многогранна по своей стилистике, разнообразна и неоднозначна. Применяя к местному контексту технические и концептуальные знания, полученные во Франции, Грау-Гаррига, как художественный руководитель работает с учениками на Каса Аймат (Casa Aymat). Он становится теоретиком созданного там движения, в котором в течение почти двух десятилетий участвовали некоторые из самых известных художников того времени, такие как Хуан Миро, Хосеп Мария Субирахс и Антони Тапиес. Новые возникающие концепции произвели революцию в текстильном искусстве как на национальном, так и на международном уровнях.

В 1964 г. он представляет первую персональную выставку таписсерии в Испании в галерее «Комната Гаспара» (Sala Gaspar) в Барселоне. В следующем году его первая выставка за рубежом, во II Международной биеннале современного искусства таписсерии в Лозанне (Швейцария) дает ему особое общественное признание. В 1969 г. Институт международного образования в Нью-Йорке предоставляет ему стипендию, которая позволяет ему переехать в Нью-Йорк на год и путешествовать по США, Мексике и Канаде.

С 2007 г. одна из таписсерий Грау-Гаррига украшает вход в новое здание ратуши Сант-Кугата. Она состоит из четырех красных и желтых частей, изготовленных из разных материалов, в том числе из медной проволоки различной толщины, что придает работе прозрачный вид. Можно привести мнение выдающего историка, социолога и этнографа Клода Леви-Строса по вопросу сочетания таписсерии и архитектуры, который наделял таписсерию «терапевтическими» функциями. Клод Леви-Строс говорил о том, что она лучше других видов искусства может служить одновременно и украшением, и противоядием функциональной и утилитарной архитектуры, которая царствует в нашей сегодняшней жизни. Именно таписсерия, являясь, самым древним из всех искусств, предлагаемых нашей цивилизацией, способна оживить архитектуру, внедряя в нее плотное и спокойное творение человеческих рук и очарование изобретательного творческого духа, который непрерывно возрождается при помощи новых материалов и старых технических приемов ткачества [4].

Странный факт, лежащий в основе живописи, заключается в том, что она сохраняет столь широко несомненный статус над многими другими формами визуального искусства, несмотря на свой долг, а иногда и стремление к определенным качествам этих других средств массовой информации. Таписсерии в силу своей относительной плоскостности и диапазона доступных ей изобразительных возможностей, возможно, более склонна, чем многие другие виды искусства, к прямому сравнению с живописью [7]. Хотя сегодня нет ничего странного в том, что таписсерия занимает стену галереи, как отдельная форма искусства в Европе, она не всегда рассматривается как среда, независимая от живописи и равная ей. Каталонский художник Хосеп Грау-Гаррига предположил, что таписсерия практична, поскольку она относительно легка и удобна для транспортировки. Независимо от того, был ли этот переход в живописи таким же прямым по происхождению, как описывает художник, живопись продолжала испытывать многие другие преобразования на протяжении веков, в то время как искусство таписсерии   в значительной степени оставалось в компетенции ремесленников вплоть до начала XX в. — фактор, который служил для её изоляции от резких, преобразующих творческих сил.

В то время как такие художники, как Хуан Миро и Антони Тапиес - кстати, также каталонские, - с большой изобретательностью использовали ткань и веревки, Грау-Гаррига не пошел тем же путем. В его работе ткань обычно оставалась либо опорой для краски, либо просто другим компонентом в некой сборке, включающей два отдельных элемента. Грау-Гаррига совершил переход от живописи к таписсерии в конце 1950-х гг., во время которого в Париже он встречается с художником Жаном Люрса — ключевой фигурой в возрождении интереса к искусству таписсерии в Европе среди художников. Ко времени их встречи в 1957 г. Грау-Гаррига уже начал сотрудничать с мастерской Каса Аймат (Casa Aymat) — бывшим крупным производителем ковров в Каталонии. Во Франции художник улучшил свои навыки и познакомился с многими дизайнерами.

Вернувшись в Сан-Кугат, Грау-Гарриг привозит с собой выдающихся дизайнеров. В дальнейшем они будут работать с проектами Хосепу Грау-Гаррига. Дизайнер довольно быстро отказывается от традиционной техники Обюссона. Он с командой дизайнеров преображает таписсерию, добавляя новые материи, изобретая новые способы их сборки. Хосеп Грау-Гаррига смешивает текстуры, привносит новшества, основанные на цветовых контрастах, так рождается его стиль. Он становится одним из лидеров каталонской школы таписсерии.

Одной из выдающихся работ Хосепа Грау-Гаррига является Красный и черный Хенекен. Произведение было выполнено в 1980-1981 гг., из шерсти и хлопка, размер работы 550 х 1300 см. Таписсерия находится в музее Тамайо в Мехико. Работа представляет собой большую железную раму, в которой располагаются роскошные ковровые детали преимущественно коричневых оттенков, по центру которых расположены ярко красные пятна. Грау-Гаррига часто использует в своих работах красный цвет. Композицию дополняют коричневые и желтые веревки и канаты пересекающиеся друг с другом и пронизывающие тканые изображения. В то время Грау-Гаррига сказал: «Таписсерия является логическим дополнением архитектуры. Меня не удовлетворял только язык форм и цветов. Я хочу наводить на мысль о чувственности рельефов или, наоборот, о возвышенных строгих ритмах ткани» [4].

Дизайнеры, которые приходят в новую творческую сферу с устоявшимися правилами, склонны рассматривать ее как средство для расширения своих возможностей. Заявленная Хосепом Грау-Гаррига цель состояла в том, чтобы обратить подход к созданию таписсерии так, чтобы оно стало областью высокого искусства. Хосеп Грау-Гаррига способствовал важной и постоянной перестройке многих форм искусства, традиционно считавшихся обычным ремеслом, работой в которую человек, не вкладывающий своей творческой инициативы, действовал по сложившемуся шаблону. Умер Грау-Гарриг 29 августа 2011 г. в Анже (Франция), где он жил с 1989 г. В марте 2019 г. в его родном городе Сант-Кугат-дель-Вальес (Барселона) был открыт отреставрированный дом Каса Аймат под названием «Центр Грау-Гаррига д'Арт Текстиль Современности», который стал первым центром современного искусства, посвященным таписсерии.

Австралийский автор Лиза Келльнер является неординарным художником нашего времени. В 2006 г. она выставила свои картины, рисунки и инсталляции из шелковой ткани на всей территории США. Лиза Келльнер работала со множеством галерей и получила отзывы и упоминания в местных и центральных газетах, включая Нью-Йорк Таймс (New York Times).

Лиза Келльнер считает, что «идея должна определять творческий процесс. Она склонна работать по спирали вокруг определенного понятия, исследуя различные материалы и методы создания, которые еще больше подтверждают её замысел. В природе противоречия и сотрудничество соседствуют друг с другом потому, что оба жизненно важны» [3].

Ежедневные экскурсии в нетронутый мир природы дают художнице острое понимание факторов, которые там работают. Опираясь на опыт, свет, тень, органические формы, Лиза Келльнер создает свои произведения. Картины и инсталляции Л. Келльнер — это пространственные абстракции, которые объединяют контрастные формы и материалы.

Инсталляции размером с комнату используют потолок, стены и пол в качестве холста. Элементы помещения включены в произведение. Большая часть подготовительной работы выполняется заранее, включая предварительные наброски, ручную роспись, изготовление форм и некоторую сборку. Таписсьер перемещается по пространству, добавляя и вычитая элементы, формируя, сшивая, отменяя прежние решения и переделывая снова, пока все детали произведения не объединятся. Заключительная работа немного отличается от первоначальных эскизов.

Рассмотрим творческие эксперименты Ягод Буич – хорватской художницы-визуалиста, широко известной своими работами в области текстиля, которые она начала создавать в середине 1960-х гг., но ее творческая практика распространяется на сценографию, дизайн костюмов, работу с бумагой и коллаж. Ее междисциплинарный подход опирается на ее глубокую связь с театром и античностью. Она создает тактильные произведения, часто в большом масштабе, наполненные стилем и уверенностью в себе. Отказавшись от традиционного ткацкого станка, Я. Буич придает своим материалам новую и мощную телесность, смело погружаясь в трехмерное пространство и создавая «текстильные среды».

В основе таписсерий, созданных в период «пластического взрыва», заложены принципы, прямо противоположные «декоративным». Вопросы цвета, качества материала, плотности основы решаются теперь автором самостоятельно в соответствии с творческим замыслом и без каких-либо ограничений. В связи с отменой основных принципов таписсерийного ткачества в работах этого направления исчезла изобразительность. Появление трёхмерных арт-объектов перевело текстиль из категории живописных плоскостных произведений в категорию объемных скульптур. В новых формах таписсерий часто отсутствует изобразительное начало, работа выражает идею художника иными способами – масштабом, материалами, цветом, расположением в пространстве и т.д. [3].

В 1965 г. на Лозаннской биеннале текстильного искусства Я. Буич поразила критиков современного искусства своей первой текстильной инсталляцией, которую сразу же приобрел Амстердамский музей Стеделийк. Она продолжала выставлять свои монументальные таписсерии на художественных выставках и в музеях современного искусства по всему миру, прославившись обширными инсталляциями из текстильных шнуров, пеньки и шерсти, а также экспериментами с необычными текстурами на плоскости и в пространстве. С 1970-х гг. Я. Буич вместе с польской художницей Магдаленой Абаканович, считается пионером текстильных форм в современном искусстве. В 1980-х гг. она начала использовать металл в своих скульптурах и инсталляциях, а в 2000-х гг. - коллажи из различных материалов, включая бумагу, картон, шерсть и т.п.

Ягода Буич, начиная с 1950-х гг., также осуществила несколько проектов — декораций и костюмов для театра, оперы, балета и кино. Ее различные сценографические творения, для которых она предприняла чрезвычайно современные пространственные исследования, частично привели ее к «новой таписсерии». С этими таписсериями Я. Буич обновила традиционное пространство этой формы искусства и ввел третье измерение, что позволило установить более тесную взаимосвязь между работой и ее окружением [2].

Материалы и техника ткачества, используемые Ягодой Буич, отражают ее чувствительность к текстильным традициям ее страны. Для создания своих работ она применяет традиционные методы ручного ткачества в мастерской с участием женщин, приезжающих из разных регионов страны. Она отдает явное предпочтение натуральным волокнам, которые обеспечивают большую гибкость и точность, чем промышленные.  Среди более используемых материалов можно найти шерсть, как в случае с инсталляцией «Раненый голубь II», а также сизаль, которому она надеется «вернуть» свою автономию, используя их не только как средство создания таписсерии. Ягода Буич придает большое значение не только визуальной реальности своей работы, но и тактильному аспекту восприятия. Выбор нитей на основе их естественных текстильных характеристик имеет важное значение для ее работы.

Таписсерия, подаренная Юнеско, четко отражает художественные предпочтения Ягоды Буич, такие как преобладающее использование черных, коричневых или землистых тонов, с редким оттенком белого или красного, символизирующего кровь. Мало того, что ее палитра чрезвычайно ограничена, использование цвета минимально. Преимущественно темный «Раненый голубь II» подчеркивает вертикальный красный след, идущий по центру композиции, тем самым акцентируя тему произведения. Таписсерии привлекают к себе внимание благодаря своей композиции и размерам, а также выбору натурального, грубо-текстурного и выразительного текстиля [6, с. 169].

Сценографическое видение мира отличает пластический язык художницы. Её конструкциям из текстильного волокна присущи свойства театральных декораций. Инвайронменты Ягоды Буич не только глубоко продуманы по конструкции, выверены по пропорциям, но и великолепно сотканы. Например, такие монументальные работы, как величественно-лапидарная ротонда «Памяти Пьера Поли» (первого директора лозаннских биеннале) и ярко-красные «Движущиеся над водой формы», отличаются смелыми пространственно-средовыми решениями и высокопрофессиональным исполнением. Ягода Буич, считая, что скульптура является отрицанием художником стены, поэтично называет свои произведения термином «складываемый мир».

Ягода Буич стремится максимально четко сформулировать отношение современного таписсьера к возможностям текстильного искусства и тем самым определить предел этих возможностей. Для текстиля характерны текстура поверхности, сохраняющая тепло человеческих рук, гибкость и податливость самих волокон, а также бесконечные варианты комбинаторики ткацких переплетений.

Современная таписсерия, развиваясь в контексте мирового художественного процесса, и являясь частью современной проектной культуры, очевидным образом транслирует те тенденции, которые формируются в мире искусства. Соединение в одной работе разных техник и материалов становится нормой и расширяет для автора границы творчества. На современных биеннале, выставках и фестивалях мы можем видеть работы в смешанных техниках, в которых использовано множество материалов, кроме традиционной хлопковой или шерстяной нити. Кроме того, трансформация современной таписсерии происходит и на уровне ее формы — привычная плоскостная, т.е. расположенная строго по стене форма уже не является обязательным условием [5, с. 266]. Такая трехмерная, объемная таписсерия в интерьере, выполненном в стиле «неофункционализм», может с успехом стать центром пространства. 

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что таписсерия вносит яркий акцент в любой жилой интерьер, а также придает неповторимое своеобразие офисным и другим общественным помещениям. Гармоничная интеграция искусства настенного ковра со средой любого назначения позволяет создавать уникальную и благоприятную атмосферу для человеческого существования. 

Список литературы 

  1. Арутюнова А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента. М.: Дом Высшей школы экономики, 2015. 232 с.
  2. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: В. Шевчук, 2009. 344 с.
  3. Келльнер Лиза. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL:https://www.lisakellner.com/contactme (дата обращения 23.10.2019).
  4. Музей Тамайо. Museo Tamayo: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://museotamayo.org/artwork/henequ%C3%A9n-rojo-y-negro, свободный (дата обращения 23.10.2019).
  5. Соскин Мишель. Michel Soskine Inc: Официальный сайт [Электронный ресурс].  URL: http://www.soskine.com/artists/josep-grau-garriga (дата обращения 23.10.2019).
  6. Уваров В.Д. Творчество польских художников-таписсьеров как часть славянской культуры // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 266-273.
  7. Цветкова Н.Н. Искусство текстиля XXI в.: направления развития // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 4. С. 169.
  8. Monoly Nagy Laszlo: As Absztraktmuveszetvedelmeben /A Bauhaus. Valogatas a mozgalomdokumentumaibol, Gondolat, Budapest, 1975. 327-332 p. 

References

  1. Arutyunova A. Art-rynok v XXI veke: prostranstvo khudozhestvennogo eksperimenta (Art market in the XXI century: the space of artistic experiment). M.: Dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2015, 232 p.
  2. Vyolflin G. Osnovnye ponyatiya istorii iskusstv. Problema evolyutsii stilya v novom iskusstve (Basic concepts of art history. The problem of the evolution of style in the new art). M.: V. Shevchuk, 2009, 344 p.
  3. Kellner Liza. Ofitsialnyy sayt [Elektronnyy resurs]. URL:https://www.lisakellner.com/contactme (data obrascheniya 23.10.2019).
  4. Muzey Tamayo. Museo Tamayo: Ofitsialnyy sayt [Elektronnyy resurs]. URL: http://museotamayo.org/artwork/henequ%C3%A9n-rojo-y-negro, svobodnyy (data obrascheniya 23.10.2019).
  5. Soskin Mishel. Michel Soskine Inc: Ofitsialnyy sayt [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.soskine.com/artists/josep-grau-garriga (data obrascheniya 23.10.2019).
  6. Uvarov V.D. Tvorchestvo polskikh khudozhnikov-tapisserov kak chast slavyan-skoy kultury (Creativity of Polish tapissier artists as part of Slavic culture), Vestnik slavyanskikh kultur. 2018, T. 50, pp. 266-273.
  7. Tsvetkova N.N. Iskusstvo tekstilya XXI v.: napravleniya razvitiya (Textile art of the XXI century: directions of development), Sreda. Razvitie, 2011, No 4, p. 169.
  8. Monoly Nagy Laszlo: As Absztraktmuveszetvedelmeben /A Bauhaus. Valogatas a mozgalomdokumentumaibol, Gondolat, Budapest, 1975. pp. 327-332. 

Рецензент:

Савинкин Владислав Владимирович 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93. 

Работа поступила в редакцию: 02.12.2019 г.



наверх