Смирнова М.А., Бобырева Н.А. Фирменный стиль как рекламный продукт на рынке шоколада

Образец ссылки на эту статью: Смирнова М.А., Бобырева Н.А. Фирменный стиль как рекламный продукт на рынке шоколада // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 1 (17). С. 12. 

УДК 74.01/.09 

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ КАК РЕКЛАМНЫЙ ПРОДУКТ НА РЫНКЕ ШОКОЛАДА 

Смирнова Маргарита Александровна 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра изобразительного искусства и народной художественной культуры», strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06. 

Бобырева Наталья Алексеевна 

ФБГОУ ВО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва, Россия (109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 73), магистрант, направление подготовки «Дизайн социокультурной среды», кафедра «Дизайн и прикладное искусство», japansun75@mail.ru, +7-926-629-17-18. 

Аннотация. Фирменный или корпоративный стиль – это совокупность визуальных и текстовых элементов, служащих отличительной особенностью фирмы среди конкурентов и подчеркивающих ее уникальные качества. Элементы фирменного стиля  позволяют визуально объединять товары и услуги фирмы, ее внешний вид. В данной статье рассмотрены фирменные стили нескольких компаний по производству шоколада – как российских – «Бабаевский» и «Вдохновение», так и зарубежных – «Lindt» и «Lindor», «Excellence». В процессе анализа были проведены исследования и сделаны теоретические обобщения и практические выводы о сходстве и отличии фирменных стилей производителей шоколадной продукции. Авторы пришли к выводу, что необходимо учитывать основные особенности оформления бренда, так как фирменный стиль компании является рекламным продуктом на рынке шоколада.

Ключевые слова: шоколад; концерн Бабаевский»; концерн «Вдохновение»; «Lindt»; «Lindor»; «Excellence»; фирменный стиль.

CORPORATE IDENTITY AS AN ADVERTISING PRODUCT IN THE CHOCOLATE MARKET 

Smirnova Margarita Alexandrovna 

Gzhel State University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of fine arts and folk art culture, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06. 

Bobyreva Nataliya Alekseevna 

Moscow state University of technology and management. K. G. Razumovsky (PKU), Moscow, Russia (109004, Moscow, Zemlyanoy Val, 73), undergraduate, specialty «Design of the socio-cultural environment», Department «Design and decorative arts», japansun75@mail.ru, +7-926-629-17-18.   

Abstract. Corporate identity is a set of visual and textual elements that serve as a distinctive feature of the company among competitors and emphasize its unique qualities. Elements of corporate identity allow you to visually combine the goods and services of the company, its appearance. This article discusses the corporate styles of several companies producing chocolate - both Russian – «Babaevsky» and «Inspiration», and foreign – «Lindt» and «Lindor», «Excellence». In the process of analysis, studies were conducted and theoretical generalizations and practical conclusions were made about the similarity and difference of corporate styles of chocolate products manufacturers. The authors conclude that it is necessary to take into account the main features of the design of the brand, as the corporate identity of the company is an advertising product in the chocolate market.

Keywords: chocolate; concern «Babaevsky»; concern «Inspiration»; «Lindt»; «Lindor»; «Excellence»; corporate identity. 

Введение 

«Появлению в нашем рационе шоколада, мы должны быть благодарны американским индейцам, жившим в первом веке до нашей эры. Индейцы употребляли шоколад в виде напитка, состав которого был крайне необычен для современного человека: молотые какао-бобы, вода и красный перец – чили» [7]. Изготовление шоколада в том виде, в котором оно существует сейчас, берет свои истоки в начале XIX в., и на сегодняшний день занимает весьма значительную нишу на рынке пищевой промышленности. Первый плиточный (твердый) шоколад был произведен французским кондитером Жан Пьетре в 1841 г.

В Россию шоколадный рынок пришел в эпоху правления Екатерины II. Первой российской маркой шоколада стал «Эйнемъ», названный в честь Теодора Фердинанда Эйнема, построившего одну из первых московских шоколадных фабрик. Какое-то время шоколад считался продуктом для обеспеченных людей, однако в наши дни изготовители шоколада из разных стран, в том числе и России, нацелены на доступность этого продукта для среднестатистического покупателя, и теперь шоколад уже не кажется нам какой-нибудь роскошью. «С шоколадом у каждого связан широкий спектр воспоминаний, эмоций и ритуалов потребления. Люди покупают шоколад, потому что это полезно и приятно. Считается, что шоколад – отличный антидепрессант» [4].

Целью исследования является анализ производителей шоколадной продукции, как конкурентов на рынке, в основе которого лежит изучение и сравнение их фирменных стилей.

Методы исследования

Методы исследования, которые использовали авторы:

  • анализ концепции фирменного стиля нескольких предприятий – производителей шоколада;
  • аналогия, синтез и сравнение, как поиск сходства и отличия тех или иных элементов фирменного стиля компаний-конкурентов;
  • обобщение – перечисление нескольких признаков для составления общего вывода;
  • художественно-графические приемы – в использовании художественных средств для создания визуальной части исследования.

Результаты исследования и их обсуждение 

Современный российский рынок шоколада можно разделить на две категории. Первая – производители-гиганты, такие как «Бабаевский», «Коркунов», «Красный Октябрь», «Россия», «Аленка». Помимо них существуют и независимые крафтовые производители: «ShokoBox», «La Princesse Choco», «Шоколад На Меду», «Гольцов» и многие другие. Крафтовый шоколад отличается более неординарным подходом к изготовлению продукта и новыми способами оформления, порой – нетрадиционными дизайнерскими решениями. Среди множества кондитерских производителей наблюдаются определенные тенденции и условные правила в разработке дизайна шоколадной плитки и других шоколадных продуктов, ее упаковки и логотипа бренда, а также фирменного стиля в целом.

ОАО «Lindt» – швейцарская компания, производитель шоколада и других кондитерских изделий, существующая с 1845 г. Фабрика славится своим «тающим во рту» шоколадом, изготовленным по секретной семейной рецептуре Линдтов, и является одним из символов знаменитого швейцарского шоколада. Бренды производителя: «Lindor», «Excellence», «Creation», «Swiss Premium». Продукция «Линдт» продается более чем в 100 государствах, в том числе в России, США, Франции, Китае, Японии, Канаде, ЮАР. В ассортимент входят шоколадные плитки с 99%, 85% и 70% содержанием какао, с начинкой: апельсин, чили, мята, морская соль, васаби и прочими, и конфеты: трюфель, пралине, «линдор», «napolitains».



Фирменный логотип компании представлен в виде наименования и эмблемы дракона с правой стороны от него, с ярким золотистым оттенком (см. рисунок 1). Шрифт – удобочитаемый, незагруженный, с засечками, написанный курсивом. Под надписью и знаком расположена линия средней толщины для поддержания общей композиции логотипа. Под линией располагается текст «Matre Chocolatier Suisse Depuis 1845», написанный римским капитальным шрифтом. Фирменные цвета компании: золотой, кобальт, темно-коричневый, красный. Фирменные цвета используются в вариациях логотипа, к примеру, добавляется синий кобальтовый фон за надписью, в продукции и в интерьере. Упаковка фирменного товара выполнена с использованием нескольких дополнительных цветов, в зависимости от типа шоколада и добавки.





Шоколадные конфеты «Lindor» продаются в двух видах картонной упаковки: шестигранной и в форме вытянутой пирамиды (см. рисунок 2). Узор на упаковке нарисован в белом цвете, ассоциативно напоминающим снежный вихрь, и состоит из растительных элементов омелы, поскольку данный бренд традиционно ориентирован на рождественский сезон. Сами конфеты имеют шарообразную форму, их обертка соответствует основному цвету упаковки и имеет такой же узор. Сочетание красного и белого на упаковке классического вкуса конфет служат отсылкой к флагу Швейцарии.

В линейке «Excellence» представлена шоколадная плитка с разнообразным ассортиментом начинок и добавок, а также различным процентным содержанием какао, в основном это горький шоколад. Дизайн упаковки черно-белый: белый – основной, черный – дополнительный, с цветовыми акцентами, аналогичными цвету начинки. Логотип золотистого цвета располагается в верхней части над описанием начинки. На самой плитке есть гравировка с наименованием компании и три горизонтальные полосы для визуальной поддержки надписи.

В продукцию марки входит и фигурный шоколад. Классически – фигурки шоколадного кролика и мишки (см. рисунок 3). Фигурки либо полые, либо с мягкой маслянистой начинкой внутри. Материал обертки – золотистая фольга, декоративным элементом выступает красный бантик с колокольчиком, собранный гармошкой.



Интерьер фирменных магазинов фабрики представлен в темно-коричневой, ассоциирующейся с цветом шоколада гамме, преобладающей на стенах и стойках. Логотип располагается над кассовой стойкой. В дизайне присутствуют однотонные полосы в качестве дополнительного паттерна. Задняя стенка стоек имеет кобальтовый синий цвет. Украшающей деталью служат подвесные снежинки.

Для сравнения рассмотрим российского производителя.

Российский производитель ОАО «Бабаевский» входит в холдинг «Объединенные кондитеры» и является одной из старейших кондитерских фабрик. Фабрика была основана в 1804 г., и начинала свой путь развития как мастерская семьи кондитеров Абрикосовых.

На успех семейного дела сильно повлияло распространение рекламы: объявления в газетах и журналах, плакаты на стенах домов, вывески на витринах. Упаковкой служили красивые коробки самых различных конфигураций – жестяные, картонные, обтянутые бархатом, стеклянные, с накладками из мельхиора. Такие коробки подолгу хранили и использовали как шкатулки, и, таким образом, они являлись носителем рекламы продукции еще и в доме покупателей.

В 1922 г. фабрику переименовали в честь московского большевика Петра Бабаева. На сегодняшний день «Бабаевский» имеет огромную маркетинговую поддержку и большое влияние на шоколадном рынке на территории России. Известные торговые марки предприятия: «Белочка», «Вдохновение», «Люкс». Компания славится своим одноименным горьким шоколадом «Бабаевский», изготавливаемым из отборных какао-бобов. В ассортимент продукции входят шоколадные конфеты, шоколадная плитка – темный шоколад с содержанием 75% какао с добавками и разнообразными начинками: помадка, фундук, цельный миндаль, пралине, чернослив, трюфель и карамель.



Логотип фабрики выполнен в двух цветах: кремово-желтом и желто-коричневом, аналогичным оттенкам сливочной начинки, орехов и шоколада. Здание, изображенное на логотипе – жилой дом Абрикосовых (см. рисунок 4).

Здесь же находится сама фабрика. Ниже написан год основания фабрики – 1804, а под ним расположена главная часть композиции – наименование «Бабаевский», размещенное на полосе в виде ленты. Шрифт названия оригинальный, он перенимает фактуру жидкого шоколада, давая потребителю дополнительные ассоциации с продуктом. Во втором варианте логотип выступает в красно-белом исполнении: белый используется для фона, красный – дополнительный [1].

Фирменные цвета фабрики: кремовый желтый и коричневый – основные, золотой, красный и темно-синий используются для оформления упаковки. Дизайн упаковки выполнен в темных насыщенных цветах, с позолотой. Сама шоколадная плитка украшена оттиском миниатюры особняка-фабрики Абрикосовых. Упаковка сделана из бумаги и фольги.





В линейке «Вдохновение» представлены шоколадные конфеты, наборы шоколадок с начинкой – «картонный пенал» (см. рисунок 5), шоколадные плитки, конфеты-батончики. На логотипе бренда изображена танцующая балет пара, и применены «выразительные свойства силуэта» [6], а именно: белый силуэт женщины и черный силуэт мужчины. Фигуры находятся внутри эмблемы с контуром Большого Академического театра, размещенного вверху композиции. Надпись «Вдохновение» под эмблемой выполнена легким каллиграфическим шрифтом. Цвета логотипа: золотой и темно-синий. Присутствуют вариации с серебряным цветом. Для эффекта прожекторов на знаке используются блики голубого света.

Для упаковки шоколадной продукции «Вдохновение» используются разные виды коробок: стандартная прямоугольная для набора конфет и шоколадного «пенала», прямоугольная со сглаженными углами, шестиугольная в форме «шатра» для круглых шоколадных конфет. Цветовое оформление остается неизменным для всех типов упаковки, что позволяет быстро распознать продукцию среди других брендов.

«Вдохновение» – пример удачного брендинга, так как сочетает в себе лаконичный подход к дизайну упаковки и логотипа по отдельности, при этом сохраняя интересные детали, привлекающие взгляд к продукту. Вдохновение – это «желание проникнуть в творческую тайну» [2, с. 104]. Важную роль играют и удачно подобранные фирменные цвета, как для бренда в общем, так и для линеек товаров внутри него. Цвета бренда остаются неизменными, и, в зависимости от содержимого внутри упаковки, к ним только подключаются логично дополняющие образ цвета, которые не разрушают общее визуальное впечатление, производимое на потребителя.

Актуальность анализа перечисленных выше производителей заключается в необходимости изучения рынка продукта и конкуренции на нем для наиболее выгодного ведения собственного проекта [5].

Выводы

Проведенный анализ показывает, что в настоящее время рынок шоколадной продукции – это огромная торговая площадка с большим спросом со стороны потребителей. Проектирование стиля для бренда, действующего на этой площадке, требует оригинального подхода. Важно учитывать каждый элемент фирменного стиля, грамотно разрабатывать, подбирать и  комбинировать их друг с другом, учитывая композиционное решение. Как утверждает в своей статье Е.В. Лопасова: «Композиция как дисциплина обладает богатейшим, с уверенностью можно сказать, исторически сложившимся арсеналом принципов, методов и средств визуальной организации, художественно-образной выразительности и творческого формообразования» [3, с. 138]. Помимо прочего, необходимо учитывать и основные особенности оформления бренда на шоколадном рынке, чтобы представленный продукт не отталкивал внимание потребителя и вызывал положительные ассоциации.

Список литературы

  1. Василенко П.Г., Лопасова Е.В. Основные направления деятельности педагогического работника по развитию творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования // Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития», 16-17 апреля 2014 г. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2014. С. 104-110.
  2. Котышов А.В. Творческий процесс как основа духовного начала в искусстве // Образование. Наука. Культура. Материалы VI Международной научно-практической конференции «Образование, наука, культура». 21 ноября 2014 г. Гжель: Гжельский государственный художественно-промышленный институт, 2015. С. 104-105.
  3. Лопасова Е.В. Дидактические принципы целостной методической системы развития композиционного мышления учащихся // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. С. 137-139.
  4. Морозова О. Сладкие сказки. Особенности рекламы шоколада в России. URL: https://www.sostav.ru/columns/opinion/2004/stat17 (дата обращения: 14.08.2019).
  5. Савельева Е.В. Проблемы и перспективы образовательной области «технология» // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы. Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. С. 157-160.
  6. Smirnova M.A., Vasilenko E.V. Features of transformation and synthesis of national art of India in contemporary design // The International Scientific and Practical Conference «Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences» (CILDIAH-2019) SHS Web of Conferences 69, 00111 (2019).
  7. 98 примеров креативной рекламы шоколада [Электронный ресурс. Дата обращения: 15.08.2019 г.] https://www.1000ideas.ru/article/reklama/reklamnye-kollektsii/98-primerov-kreativnoy-reklamy-shokolada/ (дата обращения: 14.08.2019).

References 

  1. Vasilenko P.G., Lopasova E.V. Osnovnye napravleniya deyatelnosti pedagogicheskogo rabotnika po razvitiyu tvorcheskikh sposobnostey obuchayuschikhsya izobrazitelnomu iskusstvu v sisteme dopolnitelnogo predprofessionalnogo obrazovaniya (The main directions of activity of the pedagogical worker for the development of creative abilities of students of fine arts in the system of additional pre professional education), Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Modernizatsiya gumanitarnogo i khudozhestvennogo obrazovaniya: innovatsionnye strategii razvitiya», 16-17 aprelya 2014 g. Krasnodar: Krasnodarskiy gosudarstvennyy institut kultury, 2014, pp. 104-110.
  2. Kotyshov A.V. Tvorcheskiy protsess kak osnova dukhovnogo nachala v iskusstve (The creative process as the basis of the spiritual principle in art), Obrazovanie. Nauka. Kultura. Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Obrazovanie, nauka, kultura». 21 noyabrya 2014 g. Gzhel: Gzhelskiy gosudarstvennyy khudozhestvenno-promyshlennyy institut, 2015, pp. 104-105.
  3. Lopasova E.V. Didakticheskie printsipy tselostnoy metodicheskoy sistemy razvitiya kompozitsionnogo myshleniya uchaschikhsya (Didactic principles of a holistic methodological system for the development of students' compositional thinking), Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2012, No 10, pp. 137-139.
  4. Morozova O. Sladkie skazki. Osobennosti reklamy shokolada v Rossii. URL: https://www.sostav.ru/columns/opinion/2004/stat17 (data obrascheniya: 14.08.2019).
  5. Saveleva E.V. Problemy i perspektivy obrazovatelnoy oblasti «tekhnologiya» (Problems and prospects of the educational field «technology»), Tekhnologo-ekonomicheskoe obrazovanie: dostizheniya, innovatsii, perspektivy. Tula, TGPU im. L. N. Tolstogo, 2017. pp. 157-160.
  6. Smirnova M.A., Vasilenko E.V. Features of transformation and synthesis of national art of India in contemporary design // The International Scientific and Practical Conference «Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences» (CILDIAH-2019) SHS Web of Conferences 69, 00111 (2019).
  7. 98 primerov kreativnoy reklamy shokolada [Elektronnyy resurs. Data obrascheniya: 15.08.2019 g.] https://www.1000ideas.ru/article/reklama/reklamnye-kollektsii/98-primerov-kreativnoy-reklamy-shokolada/ (data obrascheniya: 14.08.2019). 

Рецензент:

Толкачев Андрей Николаевич, к.ю.н., АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», 9757417@gmail.com.

Работа поступила в редакцию: 12.09.2019 г.