Рымшина Т.А. Деятельность И.С. Остроухова в Совете Третьяковской галереи
Рымшина Т.А. Деятельность И.С. Остроухова в Совете Третьяковской галереи
Образец ссылки на эту статью: Рымшина Т.А. Деятельность И.С. Остроухова в Совете Третьяковской галереи // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 1 (17). С. 11.
УДК 74.01/09
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.С. ОСТРОУХОВА В СОВЕТЕ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ (1898-1903)
Рымшина Татьяна Алексеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой изобразительных искусств, член ВТО ОО «Союз художников России», trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.
Аннотация. Цель настоящей статьи – дать анализ попечительской деятельности И.С. Остроухова, систематизировать и обобщить разрозненные сведения, свидетельства современников, газетные статьи, касающиеся деятельности этого талантливого художника в Третьяковской галерее в период с 1898 г. по 1903 г. В процессе работы применялись такие методы исследований, как сравнение, классификация, анализ и синтез, фотофиксация, описание. Главный вывод: в статье доказано, что И.С. Остроухов заботился о галерее не менее самого П.М. Третьякова. И.С. Остроухов придерживался главных требований духовного завещания основателя галереи. При этом он не мог преодолеть определенных противоречий, не рискнул объединить в единую экспозицию старую и новую коллекции картин.
Ключевые слова: Третьяковская галерея; искусство; попечитель; хранитель; музей.
OSTROUKHOV's ACTIVITY IN THE COUCIL OF THE TRETYAKOV GALLERY (1898-1903)
Rymshina Tatyana Alekseevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), candidate of study of art, associate professor, manager of department of fine arts, member of WTO OO «Union of artists of Russia» of trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.
Abstract. The purpose of this article is to give an analysis of the trustee activities of I.S. Ostroukhov, to systematize and summarize scattered information, contemporary evidence, newspaper articles relating to the activities of this talented artist in the Tretyakov Gallery from 1898 to 1903. In the process, such research methods as comparison, classification, analysis and synthesis, photofixation were used , description. The main conclusion: in the article it is proved that I.S. Ostroukhov took care of the gallery no less than P.M. Tretyakova. I.S. Ostroukhov adhered to the main requirements of the spiritual testament of the founder of the gallery. Moreover, he could not overcome certain contradictions, did not dare to combine the old and new collections of paintings into a single exposition.
Keywords: Tretyakov Gallery; art; trustee; the keeper; a museum.
Введение
Илья Семенович Остроухов (1858-1929) является замечательным русским пейзажистом и коллекционером. Как художник и коллекционер И.С. Остроухов сформировался под влиянием абрамцевско-мамонтовского кружка. Он брал уроки живописи у А.А. Киселева, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, посещал занятия частной мастерской П.П. Чистякова.
За годы попечительской деятельности И.С. Остроухова и Совета Третьяковской галереи было приобретено большое количество произведений молодых талантливых русских художников, отражающих характер развития и основные тенденции отечественного искусства. При И.С. Остроухове началась научно-исследовательская работа по изучению русского искусства, продолжилось собирательство древнерусской живописи, закладывались основы музееведения, внедрялись новые художественные принципы экспозиции.
Цель исследования: дать анализ попечительской деятельности И.С. Остроухова, систематизировать и обобщить разрозненные сведения, свидетельства современников, газетных статей, касающихся деятельности этого талантливого художника в Совете Третьяковской галереи.
Методы исследования
Методы исследования: сравнение, классификация, анализ и синтез, фотофиксация, описание.
Результаты исследования и их обсуждение
В Петербурге 25 июля 1891 г. скоропостижно скончался Сергей Михайлович Третьяков. В этой ситуации его брат Павел Михайлович Третьяков принял решение завещать свою галерею вместе с собранием умершего брата Москве. Таким образом он переставал быть ее собственником и становился пожизненным попечителем. Павел Михайлович также обратился к И.С. Остроухову с предложением произвести осмотр всего собрания с правом исключения отдельных работ. Как вспоминал Н.А. Мудрогель: «Вдвоем они осмотрели зал за залом, и Остроухов указал около пятнадцати картин, по его мнению, слабых. Несколько дней после этого Третьяков присматривался к этим картинам и, в конце концов, с экспозиции их снял» [4, с. 94]. И.С. Остроухов советует сделать изменения и в экспозиции. П.М. Третьяков прислушивается к его рекомендациям, в нем он видит будущего попечителя галереи. 9 октября 1892 г. И.С. Остроухов подписывает в числе других членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) письмо-приветствие П.М. Третьякову о пожертвовании им Москве своего собрания. В апреле 1893 г. состоялась передача Галереи братьев Третьяковых городу, а в конце апреля 1893 г. вышел первый каталог собрания П.М. Третьякова, приуроченный к Первому съезду художников и любителей.
В 1896 г. ушел из жизни племянник П.М. Третьякова Николай Сергеевич Третьяков (1857-1896). В этот же год П.М. Третьяков называет в качестве своего преемника на должности попечителя Илью Семеновича Остроухова. Через два года, 6 декабря 1898 г. в Москве скончался и сам П.М. Третьяков.
В духовном завещании от 9 мая 1898 г. П.М. Третьяков указал, что во главе галереи должен был стоять попечитель, избираемый городской думой, он подчеркивал, что его собрание, подаренное городу должно было оставаться неизменным. Этот пункт стал камнем преткновения в решении дальнейшей судьбы собрания русского искусства. Если соблюдать последнее, то собранию грозила консервация и со временем она теряла бы свое значение как передовой галереи, отражающей самые актуальные процессы художественной жизни России. Ведь это собрание одно из первых из всех коллекций, существовавших на то время, отличалось не только живой связью с современностью, но последовательной систематичностью отобранного материала, что придавало особую общественную значимость Третьяковской галереи как основного музея национального искусства.
Московская городская дума, стояла перед дилеммой: как соблюсти требование духовного завещания и в тоже время комплектовать собрание новыми произведения, тем самым обеспечивая общественный статус галереи как ведущей и передовой. Эту проблему очень хорошо понимал И.С. Остроухов, известный к тому времени коллекционер. В 1899 г. он писал: «Галерея должна сохраняться и пополняться. Иначе, без пополнения (и более или менее энергичного, внимательного) в какие-нибудь десятки лет несомненно изменится точка зрения на нее: она явится археологическим музеем, «кладбищем» [2, с. 188].
На совещании у Московского городского головы 28 марта 1899 г. душеприказчики П.М. Третьякова К.В. Рукавишников и В.Г. Сапожников предложили дипломатическое решение возникшей проблемы, суть которого заключалось в том, чтобы коллекцию братьев Третьяковых оставить в том виде, в каком она была при их жизни и в тех же залах, при этом пополнять собрание новыми произведениями, но экспонировать их в новых залах, обособлено от основной коллекции. Это предложение было приняты как членами городской думы, так и приглашенными на совещание художниками, коллекционерами, общественными деятелями. На основе этого предложения было разработано и утверждено 4 июня 1899 г. «Положение об управлении Третьяковской галереей». Согласно ему дума постановила приобретать в галерею исключительно произведения русских художников. Работы иностранных мастеров могли поступать в галерею только в качестве дара как дополнение к уже имевшемуся собранию С.М. Третьякова и при условии соответствия ему своими художественными достоинствами.
Для дальнейшего пополнения коллекции Московская городская дума выделила пять тысяч рублей в 1893 г. и в декабре 1899 г. «для увековечения памяти почетного гражданина города Москвы Павла Михайловича Третьякова» из городских средств было выделено еще десять тысяч рублей. Эти средства существенно дополнили имевшиеся доходы с капитала в размере пяти-шести тысяч рублей, завещанного С.М. Третьяковым на приобретение новых произведений. Это составляло в целом двадцать - двадцать одну тысячу рублей в год – по тогдашним временам сумму, не слишком крупную, достаточно значительная сумма, чтобы обеспечить систематическое приобретение в галерею произведений нового и старого искусства.
На этом же совещании Московская городская дума разработала и новую систему управления галереей, согласно которой в соответствии с волей П. М. Третьякова, что «во главе городской художественной галереи, составляющей гордость Москвы, должен стоить первый гражданин города — городской голова» [2, с. 189]. Таким образом, в 1899 г. попечителем галереи становится городской голова князь В.М. Голицын. Кроме того, был организован 4 июня 1899 г. коллегиальный орган – Совет из пяти человек, в котором должны были быть попечитель, он же и его председатель, а также представитель семьи П.М. Третьякова, один художник и два коллекционера. Каждая кандидатура тщательно отбиралась и обосновывалась. Со стороны семьи Третьяковых была избрана Александра Павловна Боткина, которая всегда интересовалась собирательской деятельностью отца. Она вошла в Совет галереи 4 июля 1899 г. Из художников был избран В.А. Серов. Он был принципиальным человеком, талантливым живописцем, обладал безупречным художественным вкусом, его по праву считали заслуженным авторитетом в искусстве и обществе. Заметим, что и в наше время интерес к его творчеству как никогда высок, что и показала организованная в октябре 2015 г. Третьяковской галереей выставка, посвященная 150-летию со дня рождения художника [7, p. 95].
В Совет вошли также два известных коллекционера: И.С. Остроухов и И.Е. Цветков. Они близко были знакомы с П.М. Третьяковым и высоко его чтили. Все члены Совета были утверждены 8 июня 1899 г. сроком на три года с поочередным выбытием, определяемым жребием.
В июне 1899 г. все члены совета Третьяковской галереи были приведены к присяге и приступили к исполнению добровольно возложенных на себя общественных обязанностей, которые не оплачивались.
Совет должен был решать следующие задачи:
- пополнение галереи новыми произведениями;
- следить за сохранность экспонатов;
- контролировать состояние и условия хранения произведений;
- разрабатывать принципы представления новых работ;
- пропагандировать национальную сокровищницу русского искусства.
В этой связи думой утверждается в марте 1899 г. должность хранителя. Первым хранителем Третьяковской галереи назначается художник Е.М. Хруслов, позже, в феврале 1902 г. учреждается новая должность помощника хранителя галереи. Ее занял московский библиофил и коллекционер автографов Н.Н. Черногубов.
В июле 1899 г. И.С. Остроухов избирается в Комиссию по устройству выставки, посвященной 100-летию со дня рождения К.П. Брюллова. В 1899 г. И.С. Остроухов знакомится с собирателем древнерусской иконописи Н.П. Лихачевым, который помогает систематизировать и описать собрание икон П. М. Третьякова.
В свете новых задач, стоящих перед Советом, главной проблемой было расширение экспозиционной площади, так как уже при П.М. Третьякове практически не было свободного места для картин, что подтверждают фотография выставочного зала, где картины размещены очень тесно от пола до потолка (рисунок 1).
Совет искал пути решения этой проблемы. К зданию галереи примыкал жилой дом П.М. Третьякова, который после смерти жены Павла Михайловича Веры Николаевны 26 марта 1899 г., пустовал.
После некоторых дискуссий в думе, было решено приспособить дом под экспозицию и сделать продолжением галереи, тем самым значительно расширить выставочное пространство.
Совету пришлось решать много технических задач: соединить дом со зданием галереи, для чего потребовалось поднять стены пристройки до уровня стен галереи, сменить старое отопление на паровую, более приемлемое для сохранности произведений, вместо старой деревянной лестницы поставить парадную мраморную, продумать единую внутреннюю планировку помещений, установить световой фонарь в соответствии со световым освещением залов второго этажа.
В этом перепланированном доме предполагалось разместить: в нижнем этаже библиотеку П.М. Третьякова, комнату для продажи каталогов и фотографий с картин галереи, гардероб, контору и прочие службы; в верхнем этаже - комнату памяти Павла Михайловича, экспозицию икон, завещанных им галерее, и два больших зала для размещения новых приобретений, сделанных советом. В этой связи Совет принимает решение об устройстве нового фасада, объединяющий перестраиваемый дом и здание галереи.
На одно из заседаний Совета, состоявшимся 15 мая 1900 г. были приглашены художники В.М. Васнецов, В.Д. Поленов и ряд московских архитекторов, на котором было предложено сделать фасад в «русском характере». Решение этой проблемы было поручено В.М. Васнецову, который безвозмездно, «в память высокочтимого П.М. Третьякова» делает эскиз нового фасада Галереи, соединяющий оба здания в единое целое. На заседании Совета, состоявшемся 10 августа того же года, проект В.М. Васнецова был принят и рекомендован Московской городской думе.
В июле 1900 г. по просьбе С. Дягилева пишет для журнала «Мир искусства» (1900. № 21-22) заметку о переустройстве Третьяковской галереи и предоставляет для воспроизведения проект Васнецова для нового фасада.
Перестройка жилого дома и возведение нового фасада начались летом 1900 г. и закончились в 1904 г. под непосредственным руководством И.С. Остроухова. При этом галерея оставалась открытой для публики.
В 1901 г. И.С. Остроухов избирается гласным Московской городской Думы, что помогает ему в думе отстаивать бюджет галереи перед гласными, добивается ее ассигнования.
И.С. Остроухов заботился о галерее не менее самого П.М. Третьякова. Он почти ежедневно навещал музей, занимался вплотную ее эффективным функционированием, налаживает систему хранения, квалифицированную реставрацию произведений, под его наблюдением периодически производится очистка картин от пыли и копоти. Помимо Третьяковской галереи он активно участвует в общественной и культурно-художественной жизни.
В 1902 г. И. С. Остроухов был выбран устроителем Русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Благодаря знакомствам и связям среди любителей ему удается получить первоклассные художественные произведения. По окончании выставки французское правительство награждает И.С. Остроухова 13 февраля 1902 г. Орденом Почетного легиона. В том же году, 14 апреля его награждают Орденом св. Анны третьей степени за продолжительную художественную деятельность.
В феврале И.С. Остроухов входит в Комитет по организации выставки конкурсных проектов на памятник Н.В. Гоголю (44 проекта), приуроченной к 50–летию со дня смерти писателя. Ни один из проектов не устраивает Комитет по постановке памятника. И.С. Остроухов предлагает отказаться от конкурсов и поручить работу над проектом скульптору Николаю Андрееву и на протяжении всей работы над памятником, помогает художнику.
В эти годы растет популярность галереи. Ведется книга почетных посетителей, среди которых были Л.Н. Толстой в сопровождении художественного критика В.В. Стасова, М. Горький и многие другие видные деятели русской культуры. В одном из писем к А. П. Чехову, датированном сентябрем 1900 года, М. Горький писал: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве» [1, С. 131]. И.С. Остроухов с гордостью отмечает, что в 1903 г. знаменитую коллекцию посетило 130 548 человек.
Самой острой проблемой в работе было проблема пополнения собрания, вызывавшая бурные дискуссии как внутри Совета, так и в обществе.
Следует заметить, что Московская городская дума, принимая решение о необходимости пополнения галереи новыми произведениями, выражала надежду на то, «что галерея будет пополняться лишь теми произведениями, которые соответствуют [...] идее, которой руководствовался П.М. Третьяков, [...] что совет галереи […] будет далек от случайных увлечений мимолетными и скоропреходящими направлениями в искусстве, а останется верен тем высоким традициям и началам, которые красноречиво запечатлены в художественном собрании братьев Третьяковых» [2, с. 193].
История так называемого «остроуховского» совета Третьяковской галереи, длившаяся без малого четырнадцать лет, а с ним и история всей Третьяковской галереи этого времени, делится на три неравных периода, границы которых каждый раз определялись очередной вспышкой споров в совете, а затем и в Московской городской думе о характере покупок в галерею.
Первый период начинается с июня 1899 г. (выборы совета) и заканчивается июлем 1903 г., моментом выхода из состава совета, забаллотированного на перевыборах в думе И.С. Остроухова. Он был фактическим руководителем совета, и большая часть выпадов против работы его членов направлялась именно на него.
Этот период в собирательской деятельности совета можно назвать периодом пробы сил, периодом первоначального определения тех принципов, которыми надлежало, по мнению совета, по крайней мере его большинства (А.П. Боткина, В.А. Серов, И.С. Остроухов), руководствоваться в деле пополнения галереи.
В этот именно период в Совете чуть ли не с первых дней его существования четко обозначились две противостоящие друг другу группировки. С одной стороны - И.Е. Цветков и сочувствовавший ему попечитель галереи князь В.М. Голицын, которые считали себя хранителями старых традиций и принципов. Именно Цветков обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.
С другой стороны - А.П. Боткина, В.А. Серов, И.С. Остроухов стремились не консервировать сложившееся собрание, а творчески осмысливать и развивать заветы П.М. Третьякова, чутко улавливать перемены, происходившие в русском искусстве на рубеже двух столетий. Это несходство позиций взглядов отдельных членов Совета особенно касалось новых закупок в Городскую художественную галерею П. и С. Третьяковых.
С самого начала свое деятельности Совет стремился следовать заветам П.М. Третьякова, то есть собирать лучшие произведения мастеров прошлого и современных художников. И.С. Остроухов вместе с В.А. Серовым и А.П. Боткиной стараются на всех текущих выставках отслеживать лучшие работы художников, посещают их мастерские. Так, 1 мая встречаются с В.П. Верещагиным на предмет приобретения для галереи произведений художника, изображавшего «войну без прикрас, показывая весь ужас гибели человека и лицемерие современной цивилизации». Остается лишь сожалеть, что известное полотно В.П. Верщагина «Казнь из пушек в Британской Индии. 1884» так и не была приобретена Третьяковской галерей, а в последствии была уничтожена или по версии историка А.Б. Оришева осела в США в одной из частных коллекций [5, с. 59].
За три с лишним года было приобретено 67 работ. Это были картины: А.М. Васнецова «Москва середины XVII столетия: Москворецкий мост и Водяные ворота» и «Москва конца XVII столетия: на рассвете у Воскресенских ворот», И.И. Левитана «Летний вечер. Околица» и «Серый день» (гуашь), С.Ю. Жуковского «Лунная ночь», Н.Н. Дубовского «Ноябрьский вечер», Ф.А. Малявина «Крестьянская девушка. Портрет сестры художника», скульптурный бюст Л.Н. Толстого работы П.П. Трубецкого, М.С. Пырина «В гости», Е.И. Столицы «Талый снег», В.М. Васнецова «Аленушка». Эти покупки были единогласно одобрены членами Совета.
Совет особое внимание обращал на отбор произведений современного искусства непосредственно с современных выставок. Из шестидесяти семи работ — пятьдесят семь, то есть подавляющее большинство, принадлежало живущим художникам.
Именно И.С. Остроухов, В.А. Серов, А.П. Боткина в силу единства взглядов способствовали поступлению новых работ в галерею. При этом совет действовал очень осмотрительно. Принцип художественного качества произведений был определяющим при его выборе. Этого требовал и наказ Городской управы, и личные убеждения каждого из членов большинства совета В.А. Серова, А.П. Боткиной, И.С. Остроухова. В результате из общего количества работ за первый период «случайных» работ было не много.
Подавляющее же большинство вещей представляет собой первоклассные произведения русского искусства начала 1900-х гг. Достаточно назвать «Прачек» А.Е. Архипова, «Зимой» К.А. Коровина, «Московских женщин XVII столетия в церкви» А.П. Рябушкина, «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» С.В. Иванова, «Город строят» Н.К. Рериха, «Даму в голубом» К.А. Сомова, работы А.Н. Бенуа, Ф.А. Малявина, А.М. Васнецова, Е.Д. Поленовой, С.А. Виноградова, С.Ю. Жуковского, С.В. Малютина и многих других выдающихся художников той эпохи. С определенностью можно сказать, что почти все наиболее значительные произведения, появлявшиеся на этих выставках в 1900—1902 гг., были замечены советом и многие приобретены в галерею.
Однако из общего числа приобретенных работ только восемь относятся к работам художников XVIII в. и первой половины XIX в., среди них были такие шедевры, как «Портрет Анны Давиа» и портреты мужа и жены Бакуниных работы Д.Г. Левицкого или «Портрет Е.А. Нарышкиной» В.Л. Боровиковского и других мастеров прошлого. При этом так формулирует свою позицию в начале 1902 г. И. С. Остроухов: «Всех Левицких нам покупать не следовало бы. Лучше заплатить дороже, но иметь действительные chef-d'oeuvre» [2, с. 195].
Совет опасался, что в собрание могут попасть второстепенные работы, так, например, в феврале 1900 г. И.С. Остроухов подчеркивал: «Левитан представлен в галерее двадцатью четырьмя работами. Мы приобрели у Дягилева двадцать пятую. Потому, чтобы приобрести двадцать шестую, следует к ней предъявлять требования, чтобы она была абсолютно выдающимся творением мастера» [2, с. 195].
Тактика осторожности совета была сознательна, так как новые приобретения работ современных художников вызывало споры и критику. Они сами понимали сложившуюся ситуацию. Так А.П. Боткина писала И. С. Остроухову: «По-моему, все-таки нельзя покупать только самые превосходные вещи. Папа покупал шире» [2, с. 196]. В ответ И. С. Остроухов объясняет эту осторожность: «Мне кажется, следует первое время быть поспокойнее и поразборчивее. За Павла Михайловича была многолетняя репутация, авторитет и собственные средства [... ] Мы облечены лишь доверием и надеждами Городского самоуправления [... ] Мы не имеем права увлекаться, не имея самостоятельности Павла Михайловича» [2, с. 196].
Со стороны И.Е. Цветкова и В.М. Голицына постоянно проявлялось противодействие, они считали, что приобретение работ новых течений нарушали заветы П.М. Третьякова и наказы думы.
В январе 1902 г. разногласия в Совете сильно обострились. Повод к открытому столкновению — приобретение «Портрета девушки» Федора Боткина (родственника жены И.С. Остроухова) и карикатуры П.Г. Щербова.
И.С. Остроухов вместе с А.П. Боткиной отбирает 25 февраля 1902 г. новые работы для галереи на выставке Петербургских художников в Пассаже и на Весенней — в Академии художеств, что также вызвало резкую критику.
Разногласия в совете очень скоро стали достоянием прессы и широкой публики, что способствовало лишь еще большему расколу внутри совета на две непримиримые партии, в которых наиболее противостоящими друг другу фигурами были И.Е. Цветков и И.С. Остроухов.
На стороне И.Е. Цветкова оказалась наиболее консервативная
часть русского художественного мира и думское большинство, состоявшее по преимуществу из традиционно настроенного московского купечества.
В мае 1902 г. Серов, Остроухов и Поленов, выразив свое отрицательное отношение к деятельности И.Е. Цветкова, складывают с себя звание членов Совета Третьяковской галереи.
В защиту Остроухова и возглавляемого им большинства Совета
выступил журнал «Мир искусства» [3, с. 38, 39]. О солидарности с И.С. Остроуховым заявили самые авторитетные из старых передвижников - И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, известный московский коллекционер
С.И. Щукин. Большой поддержкой для И.С. Остроухова стало единогласное переизбрание в Совет галереи 20 августа 1902 г. В.А. Серова.
В начале января 1903 г. в Петербурге открылась выставка Константина Сомова. Остроухов, В.А. Серов и А.П. Боткина приобретают с этой выставки для галереи «Даму в голубом» (рисунок 2). Князь В.М. Голицын называет это приобретение излишним, а И.Е. Цветков считает цену картины чрезмерно высокой, равно как и цену картины Николая Рериха «Город строят», купленной Советом.
Эти приобретения вызвали новую волну ожесточенной критики. И.С. Остроухов, В.А. Серов и А.П. Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Мало того, И.Е. Цветков и В.М. Голицын ставят вопрос о пересмотре положения об управлении галереей.
Несмотря на внешние противоречия, И.С. Остроухов, не покладая рук, занимался организацией на научной основе музейного дела. Он стремится значительно расширить возможности коллекции не только за счет приобретения новых работ, но и организовать древнерусский отдел. По этой причине 21 апреля 1903 г. собирается совещание членов совета галереи, на котором Остроухов предложил иконы из личного домашнего собрания П.М. Третьякова, переданные его наследниками еще в 1899 г., включить в экспозицию древнерусской иконописи, представляя их как произведения древнерусской истории и культуры.
Предварительно, задолго до совещания, И.С. Остроухов привлекает византолога и специалиста по древнерусскому Н.П. Лихачева, историка Н.П. Кондакова для исследования, атрибуции и консервации произведений древнерусского искусства, находящихся в коллекции. Н.П. Лихачев провел научное обследование этой коллекции и составил ее каталог с описанием иконографии, техники, размеров каждой иконы, а также примерным определением времени и места ее создания, равно как и общей художественной значимости.
К тому времени подошел срок перевыборов И.С. Остроухова, которого больше всех критиковали в прессе. Главным аргументом обвинений в адрес И.С. Остроухова - слишком большие траты на новые приобретения. В результате на выборах в думе в июне 1903 г. при небольшом перевесе голосов его кандидатура была забаллотирована.
В Совет был избран сторонник И.Е. Цветкова гласный думы, юрист Н.П. Вишняков, интересовавшийся искусством и собирательством. И.С. Остроухов вынужден был покинуть совет, но это не привело к желаемому единству.
Появление Н.П. Вишнякова в совете усугубило внутренние противоречия. Большинство предложений по закупке новых произведений А.П. Боткиной и В.А. Серова, который, так или иначе, советовавшиеся с И.С. Остроуховым, встречали противодействие со стороны И.Е. Цветкова и Н.П. Вишнякова. В свою очередь, их рекомендации не находили поддержки в совете. Это имело свои последствия, за два года было приобретено из бывшего собрания С.Н. Голяшкина всего три картины: В.Е. Маковского «Друзья-приятели», В.М. Васнецова «Книжная лавочка», Ю.Я. Немана «За рукоделием», еще была принята в дар из того же собрания картина немецкого художника второй половины XIX в. К. Беккера «Император Максимилиан принимает венецианских послов».
А.П. Боткина и В.А. Серов обнаружили ряд неточностей и умолчаний в протоколах совета в пунктах обсуждения приобретения новых работ неточное толкование. Это привело к тому, что ряд хороших работ мастеров прошлого и современных художников не попали в галерею.
Кризисная ситуация в Третьяковской галерее бурно обсуждалась в московской и петербургской прессе. Особенно остро волновал вопрос о закупках, то есть приобретать произведения сложившихся мастеров передвижнической традиции или работы молодых художников, заявивших о себе на современных выставках, что по существу дискуссировалась проблема дальнейшего развития современного русского искусства.
По поручению Московской городской думой, созданная в начале 1903 г., оргкомиссия по пересмотру «Положения об управлении Третьяковской галереей», предложила проект нового «Положения», который был утвержден в  октябре того же года. Прежде всего, оргкомиссия дала новую формулировку коллекции, определявшая «значение городской художественной галереи как хранилища, возможно полно отражающего поступательное развитие русского искусства» [2, с. 200]. Это открывало широкие возможности для приобретения в галерею произведений нового искусства, которые с точки зрения хотя бы большинства совета могли соответствовать его «поступательному развитию».
Согласно новому «Положению» должность попечителя становилась выборной, что значительно повышало роль и степень участия попечителя в делах галереи. Новым было и удлинение срока членства в совете: вместо трех лет по старому положению — четыре года, что делало работу совета более стабильной. Эта мера придавала совету большую стабильность.
Дума постановила учредить внутри совета специальную, состоящую из трех человек «покупную комиссию», которая получала решающие права в делах покупок.
В процессе дискуссий о судьбе галереи и нововведений, инициируемых оргкомиссией, постепенно меняется отношение представителей думы к деятельности совета. Если раньше большинство гласных в думе не поддерживало остроуховскую группу в совете, то со временем стала проявлять большую лояльность решениям совета. Во многом перемена взглядов думцев была обусловлена изменениями в самой художественной жизни на рубеже 1890-х и 1900-х гг., насыщенной многими новыми явлениями и событиями в разных сферах искусства, что заставляло значительную часть русского общества пересматривать традиционные представления об искусстве.
Когда наступило время выборов попечителя, то в первом туре, прошедшем 28 января 1905 г. кандидатура И.С. Остроухова в Московской городской думе была забаллотирована, за него было подано 52 белых шара и 71 черных.
В феврале 1905 г. по инициативе В.А. Серова составляется петиция московских и петербургских художников, в которой выражено пожелание назначить попечителем Третьяковской галереи И.С. Остроухова. В Москве подписи собирает В.А. Серов, в Петербурге - В.В. Матэ. Свои подписи поставили петербургские художники: П.П. Чистяков, И.Э. Грабарь, В.В. Матэ, В.А. Беклемишев, М.А. Врубель, К.А. Сомов, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, Н.А. Клодт, Ф.А. Малявин, Н.В. Досекин, К.А. Коровин, из московских художников: В.В. Переплетчиков, А.С. Степанов, В.А. Серов, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, С.В. Иванов, А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, A.M. Васнецов, Л.О. Пастернак, Н.А. Касаткин.
Петиция художников в защиту И.С. Остроухова была зачитана 4 марта 1905 г. на заседании Думы гласных. Такая поддержка И.С. Остроухова ведущими московскими и петербургскими художниками существенно повлияла на решение Московской городской думы. В результате 10 марта 1905 г. И.С. Остроухов избирается на пост председателя Совета и попечителя Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Дягилев и Серов отправляют ему телеграмму: «Сердечно поздравляем. Радуемся и надеемся» [6, с. 393].
Эти настроения сказались и на деятельности Московской городской думы, которая объявила 9 марта 1905 года выборы нового попечителя. Большинство думцев также отдало свой голос за И.С. Остроуховым. Таким образом, И.С. Остроухов вновь вернулся в галерею, но теперь уже как признанный глава ее — выбранный (а не назначенный) попечитель и, по тому же «Положению», председатель совета.
В знак протеста И.Е. Цветков и Н.П. Вишняков вышли из состава совета Третьяковской галереи до истечения срока их полномочий. На их место были избраны предложенные И.С. Остроуховым гласные думы В. А. Абрикосов в А.А. Карзинкин. В совете воцарилось, наконец, давно желаемое единство. И.С. Остроухов, В.А. Серов, А.П. Боткина, как и прежде, составляли в нем большинство.
Выводы
Совет галереи в период руководства и попечительства И.С. Остроухова явился подлинным восприемником и продолжателем традиции П.М. Третьякова. Но, придерживаясь главных требований духовного завещания П.М. Третьякова, из-за этого он не мог преодолеть определенных противоречий, не рискнул объединить в экспозицию старую и новую коллекции в единое целое, чтобы показать последовательную картину развития русского искусства. В развеске новых работ остроуховский совет был более свободен и руководствовался новыми эстетическими и художественными принципами, отвечавшие духу времени и преобразованиям в русской культуре на рубеже ХIХ-ХХ вв., которые и в дальнейшем будут влиять на решение музейного пространства. Эту задачу окончательно решит И.Э. Грабарь и тем самым откроет новые перспективы развития национальной галереи. Однако смелые реформы И.Э. Грабаря, по сути, базировались на прочном фундаменте, выстроенным советом галереи под непосредственным руководством И.С. Остроухова.
Список литературы
References
Рецензент:
Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», artuwaroff@yandex.ru.
Работа поступила в редакцию: 29.12.2019 г.
УДК 74.01/09
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.С. ОСТРОУХОВА В СОВЕТЕ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ (1898-1903)
Рымшина Татьяна Алексеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой изобразительных искусств, член ВТО ОО «Союз художников России», trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.
Аннотация. Цель настоящей статьи – дать анализ попечительской деятельности И.С. Остроухова, систематизировать и обобщить разрозненные сведения, свидетельства современников, газетные статьи, касающиеся деятельности этого талантливого художника в Третьяковской галерее в период с 1898 г. по 1903 г. В процессе работы применялись такие методы исследований, как сравнение, классификация, анализ и синтез, фотофиксация, описание. Главный вывод: в статье доказано, что И.С. Остроухов заботился о галерее не менее самого П.М. Третьякова. И.С. Остроухов придерживался главных требований духовного завещания основателя галереи. При этом он не мог преодолеть определенных противоречий, не рискнул объединить в единую экспозицию старую и новую коллекции картин.
Ключевые слова: Третьяковская галерея; искусство; попечитель; хранитель; музей.
OSTROUKHOV's ACTIVITY IN THE COUCIL OF THE TRETYAKOV GALLERY (1898-1903)
Rymshina Tatyana Alekseevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), candidate of study of art, associate professor, manager of department of fine arts, member of WTO OO «Union of artists of Russia» of trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.
Abstract. The purpose of this article is to give an analysis of the trustee activities of I.S. Ostroukhov, to systematize and summarize scattered information, contemporary evidence, newspaper articles relating to the activities of this talented artist in the Tretyakov Gallery from 1898 to 1903. In the process, such research methods as comparison, classification, analysis and synthesis, photofixation were used , description. The main conclusion: in the article it is proved that I.S. Ostroukhov took care of the gallery no less than P.M. Tretyakova. I.S. Ostroukhov adhered to the main requirements of the spiritual testament of the founder of the gallery. Moreover, he could not overcome certain contradictions, did not dare to combine the old and new collections of paintings into a single exposition.
Keywords: Tretyakov Gallery; art; trustee; the keeper; a museum.
Введение
Илья Семенович Остроухов (1858-1929) является замечательным русским пейзажистом и коллекционером. Как художник и коллекционер И.С. Остроухов сформировался под влиянием абрамцевско-мамонтовского кружка. Он брал уроки живописи у А.А. Киселева, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, посещал занятия частной мастерской П.П. Чистякова.
За годы попечительской деятельности И.С. Остроухова и Совета Третьяковской галереи было приобретено большое количество произведений молодых талантливых русских художников, отражающих характер развития и основные тенденции отечественного искусства. При И.С. Остроухове началась научно-исследовательская работа по изучению русского искусства, продолжилось собирательство древнерусской живописи, закладывались основы музееведения, внедрялись новые художественные принципы экспозиции.
Цель исследования: дать анализ попечительской деятельности И.С. Остроухова, систематизировать и обобщить разрозненные сведения, свидетельства современников, газетных статей, касающихся деятельности этого талантливого художника в Совете Третьяковской галереи.
Методы исследования
Методы исследования: сравнение, классификация, анализ и синтез, фотофиксация, описание.
Результаты исследования и их обсуждение
В Петербурге 25 июля 1891 г. скоропостижно скончался Сергей Михайлович Третьяков. В этой ситуации его брат Павел Михайлович Третьяков принял решение завещать свою галерею вместе с собранием умершего брата Москве. Таким образом он переставал быть ее собственником и становился пожизненным попечителем. Павел Михайлович также обратился к И.С. Остроухову с предложением произвести осмотр всего собрания с правом исключения отдельных работ. Как вспоминал Н.А. Мудрогель: «Вдвоем они осмотрели зал за залом, и Остроухов указал около пятнадцати картин, по его мнению, слабых. Несколько дней после этого Третьяков присматривался к этим картинам и, в конце концов, с экспозиции их снял» [4, с. 94]. И.С. Остроухов советует сделать изменения и в экспозиции. П.М. Третьяков прислушивается к его рекомендациям, в нем он видит будущего попечителя галереи. 9 октября 1892 г. И.С. Остроухов подписывает в числе других членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) письмо-приветствие П.М. Третьякову о пожертвовании им Москве своего собрания. В апреле 1893 г. состоялась передача Галереи братьев Третьяковых городу, а в конце апреля 1893 г. вышел первый каталог собрания П.М. Третьякова, приуроченный к Первому съезду художников и любителей.
В 1896 г. ушел из жизни племянник П.М. Третьякова Николай Сергеевич Третьяков (1857-1896). В этот же год П.М. Третьяков называет в качестве своего преемника на должности попечителя Илью Семеновича Остроухова. Через два года, 6 декабря 1898 г. в Москве скончался и сам П.М. Третьяков.
В духовном завещании от 9 мая 1898 г. П.М. Третьяков указал, что во главе галереи должен был стоять попечитель, избираемый городской думой, он подчеркивал, что его собрание, подаренное городу должно было оставаться неизменным. Этот пункт стал камнем преткновения в решении дальнейшей судьбы собрания русского искусства. Если соблюдать последнее, то собранию грозила консервация и со временем она теряла бы свое значение как передовой галереи, отражающей самые актуальные процессы художественной жизни России. Ведь это собрание одно из первых из всех коллекций, существовавших на то время, отличалось не только живой связью с современностью, но последовательной систематичностью отобранного материала, что придавало особую общественную значимость Третьяковской галереи как основного музея национального искусства.
Московская городская дума, стояла перед дилеммой: как соблюсти требование духовного завещания и в тоже время комплектовать собрание новыми произведения, тем самым обеспечивая общественный статус галереи как ведущей и передовой. Эту проблему очень хорошо понимал И.С. Остроухов, известный к тому времени коллекционер. В 1899 г. он писал: «Галерея должна сохраняться и пополняться. Иначе, без пополнения (и более или менее энергичного, внимательного) в какие-нибудь десятки лет несомненно изменится точка зрения на нее: она явится археологическим музеем, «кладбищем» [2, с. 188].
На совещании у Московского городского головы 28 марта 1899 г. душеприказчики П.М. Третьякова К.В. Рукавишников и В.Г. Сапожников предложили дипломатическое решение возникшей проблемы, суть которого заключалось в том, чтобы коллекцию братьев Третьяковых оставить в том виде, в каком она была при их жизни и в тех же залах, при этом пополнять собрание новыми произведениями, но экспонировать их в новых залах, обособлено от основной коллекции. Это предложение было приняты как членами городской думы, так и приглашенными на совещание художниками, коллекционерами, общественными деятелями. На основе этого предложения было разработано и утверждено 4 июня 1899 г. «Положение об управлении Третьяковской галереей». Согласно ему дума постановила приобретать в галерею исключительно произведения русских художников. Работы иностранных мастеров могли поступать в галерею только в качестве дара как дополнение к уже имевшемуся собранию С.М. Третьякова и при условии соответствия ему своими художественными достоинствами.
Для дальнейшего пополнения коллекции Московская городская дума выделила пять тысяч рублей в 1893 г. и в декабре 1899 г. «для увековечения памяти почетного гражданина города Москвы Павла Михайловича Третьякова» из городских средств было выделено еще десять тысяч рублей. Эти средства существенно дополнили имевшиеся доходы с капитала в размере пяти-шести тысяч рублей, завещанного С.М. Третьяковым на приобретение новых произведений. Это составляло в целом двадцать - двадцать одну тысячу рублей в год – по тогдашним временам сумму, не слишком крупную, достаточно значительная сумма, чтобы обеспечить систематическое приобретение в галерею произведений нового и старого искусства.
На этом же совещании Московская городская дума разработала и новую систему управления галереей, согласно которой в соответствии с волей П. М. Третьякова, что «во главе городской художественной галереи, составляющей гордость Москвы, должен стоить первый гражданин города — городской голова» [2, с. 189]. Таким образом, в 1899 г. попечителем галереи становится городской голова князь В.М. Голицын. Кроме того, был организован 4 июня 1899 г. коллегиальный орган – Совет из пяти человек, в котором должны были быть попечитель, он же и его председатель, а также представитель семьи П.М. Третьякова, один художник и два коллекционера. Каждая кандидатура тщательно отбиралась и обосновывалась. Со стороны семьи Третьяковых была избрана Александра Павловна Боткина, которая всегда интересовалась собирательской деятельностью отца. Она вошла в Совет галереи 4 июля 1899 г. Из художников был избран В.А. Серов. Он был принципиальным человеком, талантливым живописцем, обладал безупречным художественным вкусом, его по праву считали заслуженным авторитетом в искусстве и обществе. Заметим, что и в наше время интерес к его творчеству как никогда высок, что и показала организованная в октябре 2015 г. Третьяковской галереей выставка, посвященная 150-летию со дня рождения художника [7, p. 95].
В Совет вошли также два известных коллекционера: И.С. Остроухов и И.Е. Цветков. Они близко были знакомы с П.М. Третьяковым и высоко его чтили. Все члены Совета были утверждены 8 июня 1899 г. сроком на три года с поочередным выбытием, определяемым жребием.
В июне 1899 г. все члены совета Третьяковской галереи были приведены к присяге и приступили к исполнению добровольно возложенных на себя общественных обязанностей, которые не оплачивались.
Совет должен был решать следующие задачи:
- пополнение галереи новыми произведениями;
- следить за сохранность экспонатов;
- контролировать состояние и условия хранения произведений;
- разрабатывать принципы представления новых работ;
- пропагандировать национальную сокровищницу русского искусства.
В этой связи думой утверждается в марте 1899 г. должность хранителя. Первым хранителем Третьяковской галереи назначается художник Е.М. Хруслов, позже, в феврале 1902 г. учреждается новая должность помощника хранителя галереи. Ее занял московский библиофил и коллекционер автографов Н.Н. Черногубов.
В июле 1899 г. И.С. Остроухов избирается в Комиссию по устройству выставки, посвященной 100-летию со дня рождения К.П. Брюллова. В 1899 г. И.С. Остроухов знакомится с собирателем древнерусской иконописи Н.П. Лихачевым, который помогает систематизировать и описать собрание икон П. М. Третьякова.
В свете новых задач, стоящих перед Советом, главной проблемой было расширение экспозиционной площади, так как уже при П.М. Третьякове практически не было свободного места для картин, что подтверждают фотография выставочного зала, где картины размещены очень тесно от пола до потолка (рисунок 1).
Совет искал пути решения этой проблемы. К зданию галереи примыкал жилой дом П.М. Третьякова, который после смерти жены Павла Михайловича Веры Николаевны 26 марта 1899 г., пустовал.
После некоторых дискуссий в думе, было решено приспособить дом под экспозицию и сделать продолжением галереи, тем самым значительно расширить выставочное пространство.
Совету пришлось решать много технических задач: соединить дом со зданием галереи, для чего потребовалось поднять стены пристройки до уровня стен галереи, сменить старое отопление на паровую, более приемлемое для сохранности произведений, вместо старой деревянной лестницы поставить парадную мраморную, продумать единую внутреннюю планировку помещений, установить световой фонарь в соответствии со световым освещением залов второго этажа.
В этом перепланированном доме предполагалось разместить: в нижнем этаже библиотеку П.М. Третьякова, комнату для продажи каталогов и фотографий с картин галереи, гардероб, контору и прочие службы; в верхнем этаже - комнату памяти Павла Михайловича, экспозицию икон, завещанных им галерее, и два больших зала для размещения новых приобретений, сделанных советом. В этой связи Совет принимает решение об устройстве нового фасада, объединяющий перестраиваемый дом и здание галереи.
На одно из заседаний Совета, состоявшимся 15 мая 1900 г. были приглашены художники В.М. Васнецов, В.Д. Поленов и ряд московских архитекторов, на котором было предложено сделать фасад в «русском характере». Решение этой проблемы было поручено В.М. Васнецову, который безвозмездно, «в память высокочтимого П.М. Третьякова» делает эскиз нового фасада Галереи, соединяющий оба здания в единое целое. На заседании Совета, состоявшемся 10 августа того же года, проект В.М. Васнецова был принят и рекомендован Московской городской думе.
В июле 1900 г. по просьбе С. Дягилева пишет для журнала «Мир искусства» (1900. № 21-22) заметку о переустройстве Третьяковской галереи и предоставляет для воспроизведения проект Васнецова для нового фасада.
Перестройка жилого дома и возведение нового фасада начались летом 1900 г. и закончились в 1904 г. под непосредственным руководством И.С. Остроухова. При этом галерея оставалась открытой для публики.
В 1901 г. И.С. Остроухов избирается гласным Московской городской Думы, что помогает ему в думе отстаивать бюджет галереи перед гласными, добивается ее ассигнования.
И.С. Остроухов заботился о галерее не менее самого П.М. Третьякова. Он почти ежедневно навещал музей, занимался вплотную ее эффективным функционированием, налаживает систему хранения, квалифицированную реставрацию произведений, под его наблюдением периодически производится очистка картин от пыли и копоти. Помимо Третьяковской галереи он активно участвует в общественной и культурно-художественной жизни.
В 1902 г. И. С. Остроухов был выбран устроителем Русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Благодаря знакомствам и связям среди любителей ему удается получить первоклассные художественные произведения. По окончании выставки французское правительство награждает И.С. Остроухова 13 февраля 1902 г. Орденом Почетного легиона. В том же году, 14 апреля его награждают Орденом св. Анны третьей степени за продолжительную художественную деятельность.
В феврале И.С. Остроухов входит в Комитет по организации выставки конкурсных проектов на памятник Н.В. Гоголю (44 проекта), приуроченной к 50–летию со дня смерти писателя. Ни один из проектов не устраивает Комитет по постановке памятника. И.С. Остроухов предлагает отказаться от конкурсов и поручить работу над проектом скульптору Николаю Андрееву и на протяжении всей работы над памятником, помогает художнику.
В эти годы растет популярность галереи. Ведется книга почетных посетителей, среди которых были Л.Н. Толстой в сопровождении художественного критика В.В. Стасова, М. Горький и многие другие видные деятели русской культуры. В одном из писем к А. П. Чехову, датированном сентябрем 1900 года, М. Горький писал: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве» [1, С. 131]. И.С. Остроухов с гордостью отмечает, что в 1903 г. знаменитую коллекцию посетило 130 548 человек.
Самой острой проблемой в работе было проблема пополнения собрания, вызывавшая бурные дискуссии как внутри Совета, так и в обществе.
Следует заметить, что Московская городская дума, принимая решение о необходимости пополнения галереи новыми произведениями, выражала надежду на то, «что галерея будет пополняться лишь теми произведениями, которые соответствуют [...] идее, которой руководствовался П.М. Третьяков, [...] что совет галереи […] будет далек от случайных увлечений мимолетными и скоропреходящими направлениями в искусстве, а останется верен тем высоким традициям и началам, которые красноречиво запечатлены в художественном собрании братьев Третьяковых» [2, с. 193].
История так называемого «остроуховского» совета Третьяковской галереи, длившаяся без малого четырнадцать лет, а с ним и история всей Третьяковской галереи этого времени, делится на три неравных периода, границы которых каждый раз определялись очередной вспышкой споров в совете, а затем и в Московской городской думе о характере покупок в галерею.
Первый период начинается с июня 1899 г. (выборы совета) и заканчивается июлем 1903 г., моментом выхода из состава совета, забаллотированного на перевыборах в думе И.С. Остроухова. Он был фактическим руководителем совета, и большая часть выпадов против работы его членов направлялась именно на него.
Этот период в собирательской деятельности совета можно назвать периодом пробы сил, периодом первоначального определения тех принципов, которыми надлежало, по мнению совета, по крайней мере его большинства (А.П. Боткина, В.А. Серов, И.С. Остроухов), руководствоваться в деле пополнения галереи.
В этот именно период в Совете чуть ли не с первых дней его существования четко обозначились две противостоящие друг другу группировки. С одной стороны - И.Е. Цветков и сочувствовавший ему попечитель галереи князь В.М. Голицын, которые считали себя хранителями старых традиций и принципов. Именно Цветков обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.
С другой стороны - А.П. Боткина, В.А. Серов, И.С. Остроухов стремились не консервировать сложившееся собрание, а творчески осмысливать и развивать заветы П.М. Третьякова, чутко улавливать перемены, происходившие в русском искусстве на рубеже двух столетий. Это несходство позиций взглядов отдельных членов Совета особенно касалось новых закупок в Городскую художественную галерею П. и С. Третьяковых.
С самого начала свое деятельности Совет стремился следовать заветам П.М. Третьякова, то есть собирать лучшие произведения мастеров прошлого и современных художников. И.С. Остроухов вместе с В.А. Серовым и А.П. Боткиной стараются на всех текущих выставках отслеживать лучшие работы художников, посещают их мастерские. Так, 1 мая встречаются с В.П. Верещагиным на предмет приобретения для галереи произведений художника, изображавшего «войну без прикрас, показывая весь ужас гибели человека и лицемерие современной цивилизации». Остается лишь сожалеть, что известное полотно В.П. Верщагина «Казнь из пушек в Британской Индии. 1884» так и не была приобретена Третьяковской галерей, а в последствии была уничтожена или по версии историка А.Б. Оришева осела в США в одной из частных коллекций [5, с. 59].
За три с лишним года было приобретено 67 работ. Это были картины: А.М. Васнецова «Москва середины XVII столетия: Москворецкий мост и Водяные ворота» и «Москва конца XVII столетия: на рассвете у Воскресенских ворот», И.И. Левитана «Летний вечер. Околица» и «Серый день» (гуашь), С.Ю. Жуковского «Лунная ночь», Н.Н. Дубовского «Ноябрьский вечер», Ф.А. Малявина «Крестьянская девушка. Портрет сестры художника», скульптурный бюст Л.Н. Толстого работы П.П. Трубецкого, М.С. Пырина «В гости», Е.И. Столицы «Талый снег», В.М. Васнецова «Аленушка». Эти покупки были единогласно одобрены членами Совета.
Совет особое внимание обращал на отбор произведений современного искусства непосредственно с современных выставок. Из шестидесяти семи работ — пятьдесят семь, то есть подавляющее большинство, принадлежало живущим художникам.
Именно И.С. Остроухов, В.А. Серов, А.П. Боткина в силу единства взглядов способствовали поступлению новых работ в галерею. При этом совет действовал очень осмотрительно. Принцип художественного качества произведений был определяющим при его выборе. Этого требовал и наказ Городской управы, и личные убеждения каждого из членов большинства совета В.А. Серова, А.П. Боткиной, И.С. Остроухова. В результате из общего количества работ за первый период «случайных» работ было не много.
Подавляющее же большинство вещей представляет собой первоклассные произведения русского искусства начала 1900-х гг. Достаточно назвать «Прачек» А.Е. Архипова, «Зимой» К.А. Коровина, «Московских женщин XVII столетия в церкви» А.П. Рябушкина, «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» С.В. Иванова, «Город строят» Н.К. Рериха, «Даму в голубом» К.А. Сомова, работы А.Н. Бенуа, Ф.А. Малявина, А.М. Васнецова, Е.Д. Поленовой, С.А. Виноградова, С.Ю. Жуковского, С.В. Малютина и многих других выдающихся художников той эпохи. С определенностью можно сказать, что почти все наиболее значительные произведения, появлявшиеся на этих выставках в 1900—1902 гг., были замечены советом и многие приобретены в галерею.
Однако из общего числа приобретенных работ только восемь относятся к работам художников XVIII в. и первой половины XIX в., среди них были такие шедевры, как «Портрет Анны Давиа» и портреты мужа и жены Бакуниных работы Д.Г. Левицкого или «Портрет Е.А. Нарышкиной» В.Л. Боровиковского и других мастеров прошлого. При этом так формулирует свою позицию в начале 1902 г. И. С. Остроухов: «Всех Левицких нам покупать не следовало бы. Лучше заплатить дороже, но иметь действительные chef-d'oeuvre» [2, с. 195].
Совет опасался, что в собрание могут попасть второстепенные работы, так, например, в феврале 1900 г. И.С. Остроухов подчеркивал: «Левитан представлен в галерее двадцатью четырьмя работами. Мы приобрели у Дягилева двадцать пятую. Потому, чтобы приобрести двадцать шестую, следует к ней предъявлять требования, чтобы она была абсолютно выдающимся творением мастера» [2, с. 195].
Тактика осторожности совета была сознательна, так как новые приобретения работ современных художников вызывало споры и критику. Они сами понимали сложившуюся ситуацию. Так А.П. Боткина писала И. С. Остроухову: «По-моему, все-таки нельзя покупать только самые превосходные вещи. Папа покупал шире» [2, с. 196]. В ответ И. С. Остроухов объясняет эту осторожность: «Мне кажется, следует первое время быть поспокойнее и поразборчивее. За Павла Михайловича была многолетняя репутация, авторитет и собственные средства [... ] Мы облечены лишь доверием и надеждами Городского самоуправления [... ] Мы не имеем права увлекаться, не имея самостоятельности Павла Михайловича» [2, с. 196].
Со стороны И.Е. Цветкова и В.М. Голицына постоянно проявлялось противодействие, они считали, что приобретение работ новых течений нарушали заветы П.М. Третьякова и наказы думы.
В январе 1902 г. разногласия в Совете сильно обострились. Повод к открытому столкновению — приобретение «Портрета девушки» Федора Боткина (родственника жены И.С. Остроухова) и карикатуры П.Г. Щербова.
И.С. Остроухов вместе с А.П. Боткиной отбирает 25 февраля 1902 г. новые работы для галереи на выставке Петербургских художников в Пассаже и на Весенней — в Академии художеств, что также вызвало резкую критику.
Разногласия в совете очень скоро стали достоянием прессы и широкой публики, что способствовало лишь еще большему расколу внутри совета на две непримиримые партии, в которых наиболее противостоящими друг другу фигурами были И.Е. Цветков и И.С. Остроухов.
На стороне И.Е. Цветкова оказалась наиболее консервативная
часть русского художественного мира и думское большинство, состоявшее по преимуществу из традиционно настроенного московского купечества.
В мае 1902 г. Серов, Остроухов и Поленов, выразив свое отрицательное отношение к деятельности И.Е. Цветкова, складывают с себя звание членов Совета Третьяковской галереи.
В защиту Остроухова и возглавляемого им большинства Совета
выступил журнал «Мир искусства» [3, с. 38, 39]. О солидарности с И.С. Остроуховым заявили самые авторитетные из старых передвижников - И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, известный московский коллекционер
С.И. Щукин. Большой поддержкой для И.С. Остроухова стало единогласное переизбрание в Совет галереи 20 августа 1902 г. В.А. Серова.
В начале января 1903 г. в Петербурге открылась выставка Константина Сомова. Остроухов, В.А. Серов и А.П. Боткина приобретают с этой выставки для галереи «Даму в голубом» (рисунок 2). Князь В.М. Голицын называет это приобретение излишним, а И.Е. Цветков считает цену картины чрезмерно высокой, равно как и цену картины Николая Рериха «Город строят», купленной Советом.
Эти приобретения вызвали новую волну ожесточенной критики. И.С. Остроухов, В.А. Серов и А.П. Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Мало того, И.Е. Цветков и В.М. Голицын ставят вопрос о пересмотре положения об управлении галереей.
Несмотря на внешние противоречия, И.С. Остроухов, не покладая рук, занимался организацией на научной основе музейного дела. Он стремится значительно расширить возможности коллекции не только за счет приобретения новых работ, но и организовать древнерусский отдел. По этой причине 21 апреля 1903 г. собирается совещание членов совета галереи, на котором Остроухов предложил иконы из личного домашнего собрания П.М. Третьякова, переданные его наследниками еще в 1899 г., включить в экспозицию древнерусской иконописи, представляя их как произведения древнерусской истории и культуры.
Предварительно, задолго до совещания, И.С. Остроухов привлекает византолога и специалиста по древнерусскому Н.П. Лихачева, историка Н.П. Кондакова для исследования, атрибуции и консервации произведений древнерусского искусства, находящихся в коллекции. Н.П. Лихачев провел научное обследование этой коллекции и составил ее каталог с описанием иконографии, техники, размеров каждой иконы, а также примерным определением времени и места ее создания, равно как и общей художественной значимости.
К тому времени подошел срок перевыборов И.С. Остроухова, которого больше всех критиковали в прессе. Главным аргументом обвинений в адрес И.С. Остроухова - слишком большие траты на новые приобретения. В результате на выборах в думе в июне 1903 г. при небольшом перевесе голосов его кандидатура была забаллотирована.
В Совет был избран сторонник И.Е. Цветкова гласный думы, юрист Н.П. Вишняков, интересовавшийся искусством и собирательством. И.С. Остроухов вынужден был покинуть совет, но это не привело к желаемому единству.
Появление Н.П. Вишнякова в совете усугубило внутренние противоречия. Большинство предложений по закупке новых произведений А.П. Боткиной и В.А. Серова, который, так или иначе, советовавшиеся с И.С. Остроуховым, встречали противодействие со стороны И.Е. Цветкова и Н.П. Вишнякова. В свою очередь, их рекомендации не находили поддержки в совете. Это имело свои последствия, за два года было приобретено из бывшего собрания С.Н. Голяшкина всего три картины: В.Е. Маковского «Друзья-приятели», В.М. Васнецова «Книжная лавочка», Ю.Я. Немана «За рукоделием», еще была принята в дар из того же собрания картина немецкого художника второй половины XIX в. К. Беккера «Император Максимилиан принимает венецианских послов».
А.П. Боткина и В.А. Серов обнаружили ряд неточностей и умолчаний в протоколах совета в пунктах обсуждения приобретения новых работ неточное толкование. Это привело к тому, что ряд хороших работ мастеров прошлого и современных художников не попали в галерею.
Кризисная ситуация в Третьяковской галерее бурно обсуждалась в московской и петербургской прессе. Особенно остро волновал вопрос о закупках, то есть приобретать произведения сложившихся мастеров передвижнической традиции или работы молодых художников, заявивших о себе на современных выставках, что по существу дискуссировалась проблема дальнейшего развития современного русского искусства.
По поручению Московской городской думой, созданная в начале 1903 г., оргкомиссия по пересмотру «Положения об управлении Третьяковской галереей», предложила проект нового «Положения», который был утвержден в  октябре того же года. Прежде всего, оргкомиссия дала новую формулировку коллекции, определявшая «значение городской художественной галереи как хранилища, возможно полно отражающего поступательное развитие русского искусства» [2, с. 200]. Это открывало широкие возможности для приобретения в галерею произведений нового искусства, которые с точки зрения хотя бы большинства совета могли соответствовать его «поступательному развитию».
Согласно новому «Положению» должность попечителя становилась выборной, что значительно повышало роль и степень участия попечителя в делах галереи. Новым было и удлинение срока членства в совете: вместо трех лет по старому положению — четыре года, что делало работу совета более стабильной. Эта мера придавала совету большую стабильность.
Дума постановила учредить внутри совета специальную, состоящую из трех человек «покупную комиссию», которая получала решающие права в делах покупок.
В процессе дискуссий о судьбе галереи и нововведений, инициируемых оргкомиссией, постепенно меняется отношение представителей думы к деятельности совета. Если раньше большинство гласных в думе не поддерживало остроуховскую группу в совете, то со временем стала проявлять большую лояльность решениям совета. Во многом перемена взглядов думцев была обусловлена изменениями в самой художественной жизни на рубеже 1890-х и 1900-х гг., насыщенной многими новыми явлениями и событиями в разных сферах искусства, что заставляло значительную часть русского общества пересматривать традиционные представления об искусстве.
Когда наступило время выборов попечителя, то в первом туре, прошедшем 28 января 1905 г. кандидатура И.С. Остроухова в Московской городской думе была забаллотирована, за него было подано 52 белых шара и 71 черных.
В феврале 1905 г. по инициативе В.А. Серова составляется петиция московских и петербургских художников, в которой выражено пожелание назначить попечителем Третьяковской галереи И.С. Остроухова. В Москве подписи собирает В.А. Серов, в Петербурге - В.В. Матэ. Свои подписи поставили петербургские художники: П.П. Чистяков, И.Э. Грабарь, В.В. Матэ, В.А. Беклемишев, М.А. Врубель, К.А. Сомов, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, Н.А. Клодт, Ф.А. Малявин, Н.В. Досекин, К.А. Коровин, из московских художников: В.В. Переплетчиков, А.С. Степанов, В.А. Серов, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, С.В. Иванов, А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, A.M. Васнецов, Л.О. Пастернак, Н.А. Касаткин.
Петиция художников в защиту И.С. Остроухова была зачитана 4 марта 1905 г. на заседании Думы гласных. Такая поддержка И.С. Остроухова ведущими московскими и петербургскими художниками существенно повлияла на решение Московской городской думы. В результате 10 марта 1905 г. И.С. Остроухов избирается на пост председателя Совета и попечителя Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Дягилев и Серов отправляют ему телеграмму: «Сердечно поздравляем. Радуемся и надеемся» [6, с. 393].
Эти настроения сказались и на деятельности Московской городской думы, которая объявила 9 марта 1905 года выборы нового попечителя. Большинство думцев также отдало свой голос за И.С. Остроуховым. Таким образом, И.С. Остроухов вновь вернулся в галерею, но теперь уже как признанный глава ее — выбранный (а не назначенный) попечитель и, по тому же «Положению», председатель совета.
В знак протеста И.Е. Цветков и Н.П. Вишняков вышли из состава совета Третьяковской галереи до истечения срока их полномочий. На их место были избраны предложенные И.С. Остроуховым гласные думы В. А. Абрикосов в А.А. Карзинкин. В совете воцарилось, наконец, давно желаемое единство. И.С. Остроухов, В.А. Серов, А.П. Боткина, как и прежде, составляли в нем большинство.
Выводы
Совет галереи в период руководства и попечительства И.С. Остроухова явился подлинным восприемником и продолжателем традиции П.М. Третьякова. Но, придерживаясь главных требований духовного завещания П.М. Третьякова, из-за этого он не мог преодолеть определенных противоречий, не рискнул объединить в экспозицию старую и новую коллекции в единое целое, чтобы показать последовательную картину развития русского искусства. В развеске новых работ остроуховский совет был более свободен и руководствовался новыми эстетическими и художественными принципами, отвечавшие духу времени и преобразованиям в русской культуре на рубеже ХIХ-ХХ вв., которые и в дальнейшем будут влиять на решение музейного пространства. Эту задачу окончательно решит И.Э. Грабарь и тем самым откроет новые перспективы развития национальной галереи. Однако смелые реформы И.Э. Грабаря, по сути, базировались на прочном фундаменте, выстроенным советом галереи под непосредственным руководством И.С. Остроухова.
Список литературы
- Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 28. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1949-1955.
- Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. 1856-1917. К 125-летию основания Третьяковской галереи. Л.: Художник РСФСР, 1981. 350 c.
- Мир искусства. 1902. № 2. С. 38 - 39.
- Мудрогель Н.А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1962. 194 c.
- Оришев А.Б. «Казнь из пушек в Британской Индии»: тайны исчезнувшей картины художника-баталиста В.В. Верещагина // История. Историки. Источники: электронный научный журнал. 2019. № 3. С. 52-60.
- Семенова Н.Ю. Московские коллекционеры: С.И. Щукин, И.А. Морозов, И.С. Остроухов: Три судьбы, три истории увлечений. М.: Молодая гвардия, 2010. 404 c.
- Vepreva I., Kupina N. The Queue for Serov: The Phenomenon of Russianness // Quastio Rossica. Vol. 4. Is. 2. pp. 95-108.
References
- Gorkiy M. Sobr. soch. v 30-ti t. T. 28. M.: Gos. izd-vo khudozhestvennoy literatury, 1949-1955.
- Gosudarstvennaya Tretyakovskaya galereya. Ocherki istorii. 1856-1917. K 125-letiyu osnovaniya Tretyakovskoy galerei. L.: Khudozhnik RSFSR, 1981, 350 c.
- Mir iskusstva,1902, No 2, pp. 38 - 39.
- Mudrogel N.A. Pyatdesyat vosem let v Tretyakovskoy galeree. Vospominaniya (Fifty-eight years in the Tretyakov gallery. Memories). L.: Khudozhnik RSFSR, 1962, 194 c.
- Orishev A.B. «Kazn iz pushek v Britanskoy Indii»: tayny ischeznuvshey kartiny khudozhnika-batalista V.V. Vereshchagina («Execution from guns in British India»: secrets of the disappeared painting by the battle artist V. V. Vereshchagin), Istoriya. Istoriki. Istochniki: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2019, No 3, pp. 52-60.
- Semenova N.Yu. Moskovskie kollektsionery: S.I. Shchukin, I.A. Morozov, I.S. Ostroukhov: Tri sudby, tri istorii uvlecheniy (Moscow collectors: S. I. Shchukin, I. A. Morozov, I. S. Ostroukhov: Three destinies, three stories of Hobbies). M.: Molodaya gvardiya, 2010, 404 p.
- Vepreva I., Kupina N. The Queue for Serov: The Phenomenon of Russianness, Quastio Rossica, 2016, Vol. 4, Is. 2, pp. 95-108.
Рецензент:
Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», artuwaroff@yandex.ru.
Работа поступила в редакцию: 29.12.2019 г.