Перова А.А. Пространство, предмет, функция: соотношение понятий
Перова А.А. Пространство, предмет, функция: соотношение понятий
Образец ссылки на эту статью: Перова А.А. Пространство, предмет, функция: соотношение понятий // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 1 (17). С. 10.
УДК 72.06
ПРОСТРАНСТВО, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Перова Алевтина Андреевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский пер., 9), студентка Факультета дизайна и моды, alevtina.perova1997@yandex.ru.
Аннотация: Статья посвящена актуальной теме – проблеме интерпретации, понимания и осознания таких понятий, как пространство, предмет, функция. Рассматривается роль данных явлений в жизни человека, их взаимосвязь и влияние. Вещи и предметы анализируются с точки зрения носителей духовных ценностей и смыслов. Автор обосновывает роль пространств, предметов, вещей и функций в повседневной жизни общества. На примере истории искусства и личных наблюдений формулируется авторский взгляд на данную тему. Затрагивается тема сакрализации, того, как влияет на человека та или иная форма, объем и пространство. Поднимается актуальность данной проблематики для архитектурной науки. Приведены примеры, помогающие в большей степени изучить данную проблему. Автор уделяет особое внимание воздействию данных понятий на человека физически и эмоционально, их влиянию на настроение и состояние, как они воспитывают и формируют мысли и поведение человека. Делается акцент на том, что развитие представлений о пространстве, предмете и функции, и их воплощение в архитектуре напрямую связаны с процессами, проходившими в обществе, его истории и культуре. Человек существует, живет и действует в пространственной среде. Начав свое существование в природном пространстве, человечество на протяжении известного исторического времени своего существования на земле создавало новое, искусственное, жизненное пространство. Это пространство называется архитектурно-пространственной средой. В статье отмечается, что в XXI в. отношение человека к пространству, предмету и функции сильно изменилось по отношению к прошлым векам. Приблизительно с эпохи Возрождения человечество стало противопоставлять себя естественному окружающему его миру и воспринимать пространство, как место, которое требует заполнения предметами и особого поведения в нем.
Ключевые слова: пространство; предмет; функция; вещь; человек; психология; философия; коммуникация.
SPACE, OBJECT, FUNCTION: RELATION OF CONCEPTS
Perova Alevtina Andreevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky per. 9), student of the faculty of design and fashion, alevtina.perova1997@yandex.ru.
Abstract. The article is devoted to an actual topic - the problem of interpretation, understanding and awareness of such concepts as space, object, function. The role of these phenomena in human life, their relationship and influence is considered. Things and objects are analyzed from the point of view of carriers of spiritual values and meanings. The author substantiates the role of spaces, objects, things and functions in the daily life of society. On the example of the history of art and personal observations, the author's view on this topic is formulated. The subject of sacralisation, how this or that form, volume and space affects a person, is touched upon. The relevance of this problem for architectural science is raised. Examples are given that help to study this problem to a greater extent. The author pays special attention to the impact of these concepts on a person physically and emotionally, their influence on mood and state, how they educate and shape the thoughts and behavior of a person. The emphasis is placed on the fact that the development of ideas about space, object and function, and their implementation in architecture are directly related to the processes that took place in society, its history and culture. Man exists, lives and acts in a spatial environment. Having started its existence in the natural space, humanity has been creating a new, artificial, living space for a certain historical time of its existence on earth. This space is called an architectural and spatial environment. The article notes that in the XXI century. human attitude to space, object and function has changed significantly in relation to the past centuries. Approximately from the Renaissance, humanity began to oppose itself to the natural world around it and perceive space as a place that requires filling objects and special behavior in it.
Keywords: space; object; function; thing; person; psychology; philosophy; communication.
Введение
Проводимые исследования по данной теме дали возможность окунуться в историю архитектуры от античности до наших дней, чтобы разобраться в представлении, что же такое пространство, предмет и какова их функция. Чем они связаны и почему они так важны для человека с самого его начала существования. Все аспекты темы рассматриваются с двух точек зрения: архитектуры и психологии.
Начиная повествование, стоит разобраться, что такое пространство, как оно работает? С первым вопросом все довольно просто, если рассматривать пространство как архитектуру, тогда пространство – это искусственно созданная материальная человеком среда, имеющая эстетические качества. А вот как оно работает и для кого оно работает? Изначально в жизни человека не было данного понятия, человек взаимодействовал с природой, окружающей его. Через какое-то время человек начал формировать свой быт, свою жизнь, ему понадобилось укрытие, место для отдыха, ему нужно ощущать себя в безопасности. Пространство создано и работает на человека, оно способно передавать историю, чувства, энергетику тех эпох, которые проходили в нем, но оно не может это делать само по себе, с ним тесно связаны предметы, вещи, наполняющие его [6, с. 141].
Что такое предмет или вещь? Нужны ли они нам так сильно, как мы думаем? Итак, попробуем ответить на первый вопрос с помощью «Нового словаря дизайнера» Александра Ермолаева, который рассказывает о том, что же такое предмет, вещь, объект. «Вещь – часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование, изготовленный или существующий физически целостный объект. Вещь имеет особый ценностный статус для человека, выступает по отношению к нему в различных значениях в зависимости от смыслового контекста. В повседневной реальности вещь является необходимым человеку спутником жизни, питающим, согревающим, утешающим его. Являясь носителем свойств окружающего мира, вещь оказывается его моделью, материально фиксированным символом природы. Для философа она выступает мысленной конструкцией, в которой существует одновременно в форме до конца непознаваемой, независимой от человека «вещи в себе» и приоткрываемой в процессе познания и деятельности «вещи для нас» [3, с. 11]. Для религиозного сознания вещь чаще всего тождественна с духовно-религиозной символикой. В социокультурном контексте вещь может выступать как носитель ценностей культуры, быть в этом качестве объектом вещной фетишизации, выразителем определенного социального статуса личности владельца вещи. Для ребенка вещь выступает одним из основных инструментов познания мира. Для дизайнера сознание этой реальности является основанием возникновения «пропедевтического дизайна», заостряющего до уровня понимания ребенка структуру организации и качества проектируемой вещи.
Сегодня предметами стали пренебрегать, так как появилась возможность приобрести новую вещь, мы начали терять то сакральное, магическое существо вещи. Тогда почему же они нам так нужны? Стоит отметить, что значимость вещи в пространстве человека растет от функций, которыми обладают те или иные предметы. Никуда не уходит мнение, что часто при проектировании предметной среды вещь выступает как элемент ее формирования, а совокупность вещей организует пространство. Помимо этого, особое значение приобретают связи между вещами, которые мы редко замечаем, реакции их друг на друга, их формально-пластические характеристики.
Что такое функция, чем она отличается от функции вещи? Прежде всего, функция – это проявление свойств материального объекта, заключающееся в его действии по изменению состояния других материальных объектов». Вместе с тем функция вещи – это назначение объекта, работа, которую выполняет или предназначено выполнять изделию, это смысловая, знаковая и ценностная роль вещи, она определяет характер и роль предмета. В современном дизайне каждый дизайнер сам определяет для себя, что главнее. Функциональное проектирование нацелено на создание эффективного, полезного и работающего объекта.
Как связаны три этих термина? Пространство, предмет, функция. Почему они столь самостоятельны, но не могут друг без друга? Пустое пространство, не наполненное предметами, предмет, который не несет полезной функции, зачем они? Неужели в каждом пространстве должен быть предмет, каждое пространство имеет только одну функцию? У каждого предмета есть функция, он создан ради нее? Ответ на эти и другие вопросы содержатся в этой статье.
Цель исследования – изучить влияние на человека пространства, предметы и функций, определив соотношение этих понятий.
Методы исследования
Методы, использованные в процессе работы над статьей: структурный, сравнительный, терминологический и психологический анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Для начала стоит рассмотреть влияние на человека геометрии, плоских и объемных форм, линий и количества света в сфере понятия «сакральности» пространства. Все есть энергия, вибрация, гармония и диссонанс частоты; все есть геометрия. Сакральные геометрические формы — важное средство для духовного роста. Человек, не представляющий себе силу, заключенную в геометрических формах, не осознающий, что с их помощью он вступает в контакт с фантастически богатым информационно-энергетическим миром, лишен очень многого. Понимание истин и кодов сакральной геометрии ведет к развитию сознания и открытию сердца, что является следующим шагом в человеческом развитии [1, с. 41]. Сакральная геометрия играла и играет основную роль в искусстве, архитектуре и философии многих культур на протяжении тысяч лет. Многие трёхмерные тела образованы гранями, которые являются плоскими геометрическими фигурами. Поэтому сначала следует рассказать о влиянии плоских фигур. При подробном анализе восприятия геометрических фигур у разных народов, прослеживается некая общность.
Следует отметить, что несмотря на наличие закономерности в восприятии форм и цветов, оно носит во многом субъективный характер. Одна и та же форма у людей разного вероисповедания может вызвать совершенно различные ассоциации, к примеру, крест или свастика. Многое зависит от ассоциативной культурной памяти, ведь мы воспринимаем формы в том виде, в котором чаще с ними встречаемся. Некоторые предметы или графические знаки вызывают у людей одинаковые ассоциации, в то время как другие формы воздействуют на каждого человека совершенно по-разному. Формы не могут жить без цвета (цвет оказывает влияние на силу и качество воздействия той или иной формы, символа), но влияние геометрических форм не стоит недооценивать, ведь форма — это то, что глаз человека воспринимает в первую очередь [4, с. 20-35].
Орнамент также относится к сакральной геометрии, ведь, по сути, орнамент – ритмичное повторение геометрических, растительных и животных элементов, в которых заключено «послание» человеку. Орнаменты могут восприниматься и в привычном для нас смысле как «эстетизация» вещей, образов, а также и в семантическом коде «живой вещи». Орнамент может присутствовать как на предмете обихода, так и в пространстве. Полагаю, что существует функционально устойчивое зрительное восприятие человека, оказывающее воздействие на психику.
Пространство и предмет, они столь тесно связаны между собой, что мы уже не можем представить место без определенных объектов, они сами по себе предназначены для заполнения пространств. Ведь не обязательно заполнять пространство вещами. Тогда зачем мы это делаем? Пространство и предмет отвечают на схожие функции, они повествуют свою историю, историю своего создателя и тех времен, в которых они жили до нас. Так было раньше и все еще есть сейчас, но в какой-то момент данная задача ушла на второй план, теперь вещи нам нужны для совсем других целей. Они показывают наш статус, больше предметов, выше статус человека в социуме, так ли это? Отчасти да, но не всегда. Мы привыкли заполнять свое жилище вещами, они придают нам уют, они даже не всегда несут какую-либо функцию, которая может нам пригодиться [5, с. 54].
Как говорил Жан Бодрийяр в своей книге «Система вещи»: «У каждой вещи, стало быть, две функции: одна — быть используемой, другая — быть обладаемой. Первая функция связана с полем практической тотализации мира субъектом, вторая же — со стремлением к абстрактной самототализации субъекта вне мира. Эти две функции находятся в обратном соотношении. В предельном случае чисто практическая вещь — машина получает социальный статус. Или, наоборот, вещь как таковая, лишенная функции или абстрагированная от своего применения, получает сугубо субъективный статус — становится предметом коллекции. Это уже больше не ковер, стол, компас или статуэтка — это просто вещь» [2, с. 41]. Здесь следует вспомнить о том, что в функционализме главную позицию занимает функция, а не предмет и пространство. Для выдающихся деятелей искусства в этой сфере всегда функция была на первом месте, только благодаря ей они смогли придумать и воплотить в жизнь свои объекты. Сейчас вновь наблюдается возврат к этим ценностям функционализма и рационализма.
История показывает нам как от древности до эпохи Возрождения становление представлений о пространстве связано с мифологией, традициями и определенными закономерностями. Так, в Древней Греции особенности планировки городов и домов были связаны с разными культами, существовавшими в определенной части государства в определенный временной отрезок. Например, под действием культов Деметры и ее дочери Персефоны сооружения становились замкнутыми, мрачными и таинственными. Здания того периода характеризуют четко соблюдаемая, выраженная ориентация и последовательность в чередовании различных пространств и помещений на продольной оси – от просторного к вытянутому замкнутому [5, с. 55-56].
Древний Рим, многими воспринимаемый как последователь Древней Греции, отличался своим подходом к проектированию сооружений. Формообразование зданий направлено на организацию внутреннего пространства, обладающее определенной самоценностью. Пространство становилось формируемой и артикулируемой субстанцией, служащей для закрепления культурных значений, тогда как внешний вид сооружения становился монолитной материальной оболочкой. Поверхности оболочки определяли характер формы. Развитие социальных процессов в римском обществе побуждало к созданию сложных пространственных систем, организующих и фиксирующих социальные программы. Свет, тень и текущая вода, обильно подававшаяся в частные дома и общественные сооружения римлян, определяли не только физические свойства пространства. Они связывались с символическими значениями, входившими в состав метафор архитектурной формы, дополняя их и придавая им особую эмоциональную окраску. Из-за большого количества жителей в Риме было тесно, интенсивность процессов городской жизни побуждала к созданию для жителей особых пространств и специализированных типов зданий. Жизнь диктовала римлянам какие сооружения строить, чтобы людям было комфортно, каждое помещение несло особую функцию.
Эпоха Возрождения развивалась под сильным влиянием античного греческого и римского наследия. Отличие архитектуры стиля Возрождения в том, что она приобретает более светский и жизнеутверждающий нрав. Как раз в эту эпоху возникают сооружения, которые начинают соотноситься с человеком, т.е. их масштабной мерой становится человек. В отличие от устрашающего величия готики ренессанс и его формы в значительной степени развиваются в ширину. Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Основой философского наполнения ренессансной архитектуры и всей эпохи Возрождения стал гуманизм – новая система ценностей и взглядов на человека и его место в мире. Идеалы гуманизма основаны на рационалистическом мышлении, значит архитектура этого периода может именоваться архитектурой рационализма. Эпоха Возрождения кардинально перевернула средневековые взгляды, чисто формальных логических аргументов для теоретических оправданий воззрений на природу вещей, начала развивать новые, гуманистические идеалы. Все это найдет свое выражение в формировании этикета и репертуара бесед, которые подобало вести в определенных местах.
На рубеже ХХ в. и ХХI в. многие деятели начали задаваться этим вопросом, в какой-то период времени само понятие пространство ушло на задний план, тогда как вещь вышла вперед. Она стала столь значимой для человека, что смогла размыть в нашем представлении то место, к которому принадлежит. Безусловно, вещь дает нам понимание того, в какой точке мы находимся, но и пространство, не наполненное вещами, может нам сказать об этом. Как оно это скажет? С помощью своей архитектуры, зайдя в аэропорт мы понимаем, что он предназначен для перемещения колоссального количества людей. Это становится ясно благодаря его габаритам, которые в первую очередь ориентированы на соразмерность с самолетами, поток людей, их передвижение, но не на спокойствие в психологическом плане. Тогда как наш дом показывает совершенно другие свойства, в нем все связано с нами по масштабу, функции и эстетическим параметрам. В нем нам комфортно, сюда мы идем за уютом, защитой, отдыхом. Даже без заполнения вещами этих двух совершенно разных пространств мы понимаем для чего они, но обойтись без вспомогательных объектов не можем. Потому что они помогают нам свыкнуться, обжиться в этих местах, в абсолютно пустом пространстве человеку тяжело находиться долго, сразу теряется понимание того, для чего же пространство создано.
Выводы
Процесс осмысления человеком пространства, предмета и функции тесно связан с процессом формирования и развития человека как субъекта в обществе, так и лично. На протяжении этапов развития мыслей и взглядов человека, его становления в природе, сопоставления себя с пространством и вещами, наполняющими его, изменилось и понимание данной темы. В разные эпохи люди меняли свое мнение, обесценивая то пространство, то вещь, то их функции. И всегда возвращались к тому, что уже было пройдено задолго до нас. Таким образом, вещь, функция служат связующей нитью человека с пространством, а значит – с миром.
Список литературы
References
Научный руководитель
Янькова Ксения Владимировна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры дизайна, k.yankova@arhlam.ru, +7(916)-386-50-12.
Рецензент
Соркин Михаил Михайлович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Московского Союза художников, +7(916)-702-50-03, sorkin-studio@mail.ru.
Работа поступила в редакцию: 29.12.2019 г.
УДК 72.06
ПРОСТРАНСТВО, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Перова Алевтина Андреевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский пер., 9), студентка Факультета дизайна и моды, alevtina.perova1997@yandex.ru.
Аннотация: Статья посвящена актуальной теме – проблеме интерпретации, понимания и осознания таких понятий, как пространство, предмет, функция. Рассматривается роль данных явлений в жизни человека, их взаимосвязь и влияние. Вещи и предметы анализируются с точки зрения носителей духовных ценностей и смыслов. Автор обосновывает роль пространств, предметов, вещей и функций в повседневной жизни общества. На примере истории искусства и личных наблюдений формулируется авторский взгляд на данную тему. Затрагивается тема сакрализации, того, как влияет на человека та или иная форма, объем и пространство. Поднимается актуальность данной проблематики для архитектурной науки. Приведены примеры, помогающие в большей степени изучить данную проблему. Автор уделяет особое внимание воздействию данных понятий на человека физически и эмоционально, их влиянию на настроение и состояние, как они воспитывают и формируют мысли и поведение человека. Делается акцент на том, что развитие представлений о пространстве, предмете и функции, и их воплощение в архитектуре напрямую связаны с процессами, проходившими в обществе, его истории и культуре. Человек существует, живет и действует в пространственной среде. Начав свое существование в природном пространстве, человечество на протяжении известного исторического времени своего существования на земле создавало новое, искусственное, жизненное пространство. Это пространство называется архитектурно-пространственной средой. В статье отмечается, что в XXI в. отношение человека к пространству, предмету и функции сильно изменилось по отношению к прошлым векам. Приблизительно с эпохи Возрождения человечество стало противопоставлять себя естественному окружающему его миру и воспринимать пространство, как место, которое требует заполнения предметами и особого поведения в нем.
Ключевые слова: пространство; предмет; функция; вещь; человек; психология; философия; коммуникация.
SPACE, OBJECT, FUNCTION: RELATION OF CONCEPTS
Perova Alevtina Andreevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky per. 9), student of the faculty of design and fashion, alevtina.perova1997@yandex.ru.
Abstract. The article is devoted to an actual topic - the problem of interpretation, understanding and awareness of such concepts as space, object, function. The role of these phenomena in human life, their relationship and influence is considered. Things and objects are analyzed from the point of view of carriers of spiritual values and meanings. The author substantiates the role of spaces, objects, things and functions in the daily life of society. On the example of the history of art and personal observations, the author's view on this topic is formulated. The subject of sacralisation, how this or that form, volume and space affects a person, is touched upon. The relevance of this problem for architectural science is raised. Examples are given that help to study this problem to a greater extent. The author pays special attention to the impact of these concepts on a person physically and emotionally, their influence on mood and state, how they educate and shape the thoughts and behavior of a person. The emphasis is placed on the fact that the development of ideas about space, object and function, and their implementation in architecture are directly related to the processes that took place in society, its history and culture. Man exists, lives and acts in a spatial environment. Having started its existence in the natural space, humanity has been creating a new, artificial, living space for a certain historical time of its existence on earth. This space is called an architectural and spatial environment. The article notes that in the XXI century. human attitude to space, object and function has changed significantly in relation to the past centuries. Approximately from the Renaissance, humanity began to oppose itself to the natural world around it and perceive space as a place that requires filling objects and special behavior in it.
Keywords: space; object; function; thing; person; psychology; philosophy; communication.
Введение
Проводимые исследования по данной теме дали возможность окунуться в историю архитектуры от античности до наших дней, чтобы разобраться в представлении, что же такое пространство, предмет и какова их функция. Чем они связаны и почему они так важны для человека с самого его начала существования. Все аспекты темы рассматриваются с двух точек зрения: архитектуры и психологии.
Начиная повествование, стоит разобраться, что такое пространство, как оно работает? С первым вопросом все довольно просто, если рассматривать пространство как архитектуру, тогда пространство – это искусственно созданная материальная человеком среда, имеющая эстетические качества. А вот как оно работает и для кого оно работает? Изначально в жизни человека не было данного понятия, человек взаимодействовал с природой, окружающей его. Через какое-то время человек начал формировать свой быт, свою жизнь, ему понадобилось укрытие, место для отдыха, ему нужно ощущать себя в безопасности. Пространство создано и работает на человека, оно способно передавать историю, чувства, энергетику тех эпох, которые проходили в нем, но оно не может это делать само по себе, с ним тесно связаны предметы, вещи, наполняющие его [6, с. 141].
Что такое предмет или вещь? Нужны ли они нам так сильно, как мы думаем? Итак, попробуем ответить на первый вопрос с помощью «Нового словаря дизайнера» Александра Ермолаева, который рассказывает о том, что же такое предмет, вещь, объект. «Вещь – часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование, изготовленный или существующий физически целостный объект. Вещь имеет особый ценностный статус для человека, выступает по отношению к нему в различных значениях в зависимости от смыслового контекста. В повседневной реальности вещь является необходимым человеку спутником жизни, питающим, согревающим, утешающим его. Являясь носителем свойств окружающего мира, вещь оказывается его моделью, материально фиксированным символом природы. Для философа она выступает мысленной конструкцией, в которой существует одновременно в форме до конца непознаваемой, независимой от человека «вещи в себе» и приоткрываемой в процессе познания и деятельности «вещи для нас» [3, с. 11]. Для религиозного сознания вещь чаще всего тождественна с духовно-религиозной символикой. В социокультурном контексте вещь может выступать как носитель ценностей культуры, быть в этом качестве объектом вещной фетишизации, выразителем определенного социального статуса личности владельца вещи. Для ребенка вещь выступает одним из основных инструментов познания мира. Для дизайнера сознание этой реальности является основанием возникновения «пропедевтического дизайна», заостряющего до уровня понимания ребенка структуру организации и качества проектируемой вещи.
Сегодня предметами стали пренебрегать, так как появилась возможность приобрести новую вещь, мы начали терять то сакральное, магическое существо вещи. Тогда почему же они нам так нужны? Стоит отметить, что значимость вещи в пространстве человека растет от функций, которыми обладают те или иные предметы. Никуда не уходит мнение, что часто при проектировании предметной среды вещь выступает как элемент ее формирования, а совокупность вещей организует пространство. Помимо этого, особое значение приобретают связи между вещами, которые мы редко замечаем, реакции их друг на друга, их формально-пластические характеристики.
Что такое функция, чем она отличается от функции вещи? Прежде всего, функция – это проявление свойств материального объекта, заключающееся в его действии по изменению состояния других материальных объектов». Вместе с тем функция вещи – это назначение объекта, работа, которую выполняет или предназначено выполнять изделию, это смысловая, знаковая и ценностная роль вещи, она определяет характер и роль предмета. В современном дизайне каждый дизайнер сам определяет для себя, что главнее. Функциональное проектирование нацелено на создание эффективного, полезного и работающего объекта.
Как связаны три этих термина? Пространство, предмет, функция. Почему они столь самостоятельны, но не могут друг без друга? Пустое пространство, не наполненное предметами, предмет, который не несет полезной функции, зачем они? Неужели в каждом пространстве должен быть предмет, каждое пространство имеет только одну функцию? У каждого предмета есть функция, он создан ради нее? Ответ на эти и другие вопросы содержатся в этой статье.
Цель исследования – изучить влияние на человека пространства, предметы и функций, определив соотношение этих понятий.
Методы исследования
Методы, использованные в процессе работы над статьей: структурный, сравнительный, терминологический и психологический анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Для начала стоит рассмотреть влияние на человека геометрии, плоских и объемных форм, линий и количества света в сфере понятия «сакральности» пространства. Все есть энергия, вибрация, гармония и диссонанс частоты; все есть геометрия. Сакральные геометрические формы — важное средство для духовного роста. Человек, не представляющий себе силу, заключенную в геометрических формах, не осознающий, что с их помощью он вступает в контакт с фантастически богатым информационно-энергетическим миром, лишен очень многого. Понимание истин и кодов сакральной геометрии ведет к развитию сознания и открытию сердца, что является следующим шагом в человеческом развитии [1, с. 41]. Сакральная геометрия играла и играет основную роль в искусстве, архитектуре и философии многих культур на протяжении тысяч лет. Многие трёхмерные тела образованы гранями, которые являются плоскими геометрическими фигурами. Поэтому сначала следует рассказать о влиянии плоских фигур. При подробном анализе восприятия геометрических фигур у разных народов, прослеживается некая общность.
Следует отметить, что несмотря на наличие закономерности в восприятии форм и цветов, оно носит во многом субъективный характер. Одна и та же форма у людей разного вероисповедания может вызвать совершенно различные ассоциации, к примеру, крест или свастика. Многое зависит от ассоциативной культурной памяти, ведь мы воспринимаем формы в том виде, в котором чаще с ними встречаемся. Некоторые предметы или графические знаки вызывают у людей одинаковые ассоциации, в то время как другие формы воздействуют на каждого человека совершенно по-разному. Формы не могут жить без цвета (цвет оказывает влияние на силу и качество воздействия той или иной формы, символа), но влияние геометрических форм не стоит недооценивать, ведь форма — это то, что глаз человека воспринимает в первую очередь [4, с. 20-35].
Орнамент также относится к сакральной геометрии, ведь, по сути, орнамент – ритмичное повторение геометрических, растительных и животных элементов, в которых заключено «послание» человеку. Орнаменты могут восприниматься и в привычном для нас смысле как «эстетизация» вещей, образов, а также и в семантическом коде «живой вещи». Орнамент может присутствовать как на предмете обихода, так и в пространстве. Полагаю, что существует функционально устойчивое зрительное восприятие человека, оказывающее воздействие на психику.
Пространство и предмет, они столь тесно связаны между собой, что мы уже не можем представить место без определенных объектов, они сами по себе предназначены для заполнения пространств. Ведь не обязательно заполнять пространство вещами. Тогда зачем мы это делаем? Пространство и предмет отвечают на схожие функции, они повествуют свою историю, историю своего создателя и тех времен, в которых они жили до нас. Так было раньше и все еще есть сейчас, но в какой-то момент данная задача ушла на второй план, теперь вещи нам нужны для совсем других целей. Они показывают наш статус, больше предметов, выше статус человека в социуме, так ли это? Отчасти да, но не всегда. Мы привыкли заполнять свое жилище вещами, они придают нам уют, они даже не всегда несут какую-либо функцию, которая может нам пригодиться [5, с. 54].
Как говорил Жан Бодрийяр в своей книге «Система вещи»: «У каждой вещи, стало быть, две функции: одна — быть используемой, другая — быть обладаемой. Первая функция связана с полем практической тотализации мира субъектом, вторая же — со стремлением к абстрактной самототализации субъекта вне мира. Эти две функции находятся в обратном соотношении. В предельном случае чисто практическая вещь — машина получает социальный статус. Или, наоборот, вещь как таковая, лишенная функции или абстрагированная от своего применения, получает сугубо субъективный статус — становится предметом коллекции. Это уже больше не ковер, стол, компас или статуэтка — это просто вещь» [2, с. 41]. Здесь следует вспомнить о том, что в функционализме главную позицию занимает функция, а не предмет и пространство. Для выдающихся деятелей искусства в этой сфере всегда функция была на первом месте, только благодаря ей они смогли придумать и воплотить в жизнь свои объекты. Сейчас вновь наблюдается возврат к этим ценностям функционализма и рационализма.
История показывает нам как от древности до эпохи Возрождения становление представлений о пространстве связано с мифологией, традициями и определенными закономерностями. Так, в Древней Греции особенности планировки городов и домов были связаны с разными культами, существовавшими в определенной части государства в определенный временной отрезок. Например, под действием культов Деметры и ее дочери Персефоны сооружения становились замкнутыми, мрачными и таинственными. Здания того периода характеризуют четко соблюдаемая, выраженная ориентация и последовательность в чередовании различных пространств и помещений на продольной оси – от просторного к вытянутому замкнутому [5, с. 55-56].
Древний Рим, многими воспринимаемый как последователь Древней Греции, отличался своим подходом к проектированию сооружений. Формообразование зданий направлено на организацию внутреннего пространства, обладающее определенной самоценностью. Пространство становилось формируемой и артикулируемой субстанцией, служащей для закрепления культурных значений, тогда как внешний вид сооружения становился монолитной материальной оболочкой. Поверхности оболочки определяли характер формы. Развитие социальных процессов в римском обществе побуждало к созданию сложных пространственных систем, организующих и фиксирующих социальные программы. Свет, тень и текущая вода, обильно подававшаяся в частные дома и общественные сооружения римлян, определяли не только физические свойства пространства. Они связывались с символическими значениями, входившими в состав метафор архитектурной формы, дополняя их и придавая им особую эмоциональную окраску. Из-за большого количества жителей в Риме было тесно, интенсивность процессов городской жизни побуждала к созданию для жителей особых пространств и специализированных типов зданий. Жизнь диктовала римлянам какие сооружения строить, чтобы людям было комфортно, каждое помещение несло особую функцию.
Эпоха Возрождения развивалась под сильным влиянием античного греческого и римского наследия. Отличие архитектуры стиля Возрождения в том, что она приобретает более светский и жизнеутверждающий нрав. Как раз в эту эпоху возникают сооружения, которые начинают соотноситься с человеком, т.е. их масштабной мерой становится человек. В отличие от устрашающего величия готики ренессанс и его формы в значительной степени развиваются в ширину. Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Основой философского наполнения ренессансной архитектуры и всей эпохи Возрождения стал гуманизм – новая система ценностей и взглядов на человека и его место в мире. Идеалы гуманизма основаны на рационалистическом мышлении, значит архитектура этого периода может именоваться архитектурой рационализма. Эпоха Возрождения кардинально перевернула средневековые взгляды, чисто формальных логических аргументов для теоретических оправданий воззрений на природу вещей, начала развивать новые, гуманистические идеалы. Все это найдет свое выражение в формировании этикета и репертуара бесед, которые подобало вести в определенных местах.
На рубеже ХХ в. и ХХI в. многие деятели начали задаваться этим вопросом, в какой-то период времени само понятие пространство ушло на задний план, тогда как вещь вышла вперед. Она стала столь значимой для человека, что смогла размыть в нашем представлении то место, к которому принадлежит. Безусловно, вещь дает нам понимание того, в какой точке мы находимся, но и пространство, не наполненное вещами, может нам сказать об этом. Как оно это скажет? С помощью своей архитектуры, зайдя в аэропорт мы понимаем, что он предназначен для перемещения колоссального количества людей. Это становится ясно благодаря его габаритам, которые в первую очередь ориентированы на соразмерность с самолетами, поток людей, их передвижение, но не на спокойствие в психологическом плане. Тогда как наш дом показывает совершенно другие свойства, в нем все связано с нами по масштабу, функции и эстетическим параметрам. В нем нам комфортно, сюда мы идем за уютом, защитой, отдыхом. Даже без заполнения вещами этих двух совершенно разных пространств мы понимаем для чего они, но обойтись без вспомогательных объектов не можем. Потому что они помогают нам свыкнуться, обжиться в этих местах, в абсолютно пустом пространстве человеку тяжело находиться долго, сразу теряется понимание того, для чего же пространство создано.
Выводы
Процесс осмысления человеком пространства, предмета и функции тесно связан с процессом формирования и развития человека как субъекта в обществе, так и лично. На протяжении этапов развития мыслей и взглядов человека, его становления в природе, сопоставления себя с пространством и вещами, наполняющими его, изменилось и понимание данной темы. В разные эпохи люди меняли свое мнение, обесценивая то пространство, то вещь, то их функции. И всегда возвращались к тому, что уже было пройдено задолго до нас. Таким образом, вещь, функция служат связующей нитью человека с пространством, а значит – с миром.
Список литературы
- Березин М.П. Пространство — восприятие — поведение // Строительство и архитектура Ленинграда. 1975. № 7. С. 39-42.
- Бодрийяр Жан. Система вещей. М.: РУДОМИНО, 2001. 168 с.
- Ермолаев А.П. Новый словарь дизайнера. М.: LiniaGrafic, 2014. 216 с.
- Забельшанский Г.Б., Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Архитектура и эмоциональный мир человека. М.: Стройиздат, 1985. 208 с.
- Чапля Т.В. Пространство архитектуры: от пространства места к пространству отношений // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 51-57.
- Шилин В.В. Архитектура и психология. Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2011. 66 с.
References
- Berezin M.P. Prostranstvo — vospriyatie — povedenie (Space-perception-behaviour), Stroitelstvo i arkhitektura Leningrada, 1975, No 7, pp. 39-42.
- Bodriyyar Zhan. Sistema veschey (System of things). M.: RUDOMINO, 2001,168 p.
- Ermolaev A.P. Novyy slovar dizaynera (New designer dictionary). M.: LiniaGrafic, 2014, 216 p.
- Zabelshanskiy G.B., Rappaport A.G., Somov G.Yu. Arkhitektura i emotsionalnyy mir cheloveka (Architecture and the emotional world of man). M.: Stroizdat, 1985. 208 p.
- Chaplya T.V. Prostranstvo arkhitektury: ot prostranstva mesta k prostranstvu otnosheniy (Architecture space: from the space of space to the space of relationships), Vestnik slavyanskikh kultur, 2018, T. 49, pp. 51-57.
- Shilin V.V. Arkhitektura i psikhologiya (Architecture and psychology). N. Novgorod: Izd-vo NNGASU, 2011, 66 p.
Научный руководитель
Янькова Ксения Владимировна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры дизайна, k.yankova@arhlam.ru, +7(916)-386-50-12.
Рецензент
Соркин Михаил Михайлович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Московского Союза художников, +7(916)-702-50-03, sorkin-studio@mail.ru.
Работа поступила в редакцию: 29.12.2019 г.