Михалина Т.Н., Федоров А.В. Моушен дизайн в современном мире

Образец ссылки на эту статью: Михалина Т.Н., Федоров А.В. Моушен дизайн в современном мире // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 1 (17). С. 9. 

УДК 7.05

МОУШЕН ДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Михалина Татьяна Николаевна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протоповский переулок, 9), преподаватель кафедры дизайна, mikhalina@gmail.com. 

Федоров Александр Викторович 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протоповский переулок, 9), преподаватель кафедры управления, orgman@mail.ru., т.: +7-985—992-01-77. 

Аннотация. Обращение к заявленной в статье темпе вызвано популярностью моушен дизайне в продвижении различного вида товаров и услуг. Автор говорит о том, что в наше время BTL-маркетинг, брендинг пространств и помещений и моушен технологии сейчас практически неразделимы. Автор пришел к выводу, что моушен дизайн — отличная возможность для брендов представлять свои ключевые идеи и ценности. В связи с развитием технического и программного обеспечения он  перестаёт быть статичным искусством.

Ключевые слова: моушен дизайн; графика; искусство; бизнес; брендинг; анимация.

MOSHEN DESIGN IN THE MODERN WORLD 

Michalina Tatyana Nikolaevna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), mikhalina@gmail.com. 

Fedorov Aleksandr Viktorovich 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), teacher of department of management, orgman@mail.ru; +7-985—992-01-77. 

Abstract. The appeal to the pace stated in the article is caused by the popularity of motion design in the promotion of various types of goods and services. The author says that in our time BTL-marketing, branding of spaces and premises and motion technologies are now almost inseparable. The author came to the conclusion that motion design is a great opportunity for brands to present their key ideas and values. In connection with the development of technical and software, it ceases to be a static art.

Keywords: motion design; graphics; art; business; branding; animation. 

Введение

В условиях высокой конкуренции на рынке технологического предпринимательства очень важно правильно выбирать инструменты продвижения. «Эффективная технология привлечения новых проектов и доходов - результат удачно выбранной маркетинговой стратегии» [2, с. 183]. Сегодня много говорят о необходимости визуализации культуры, характеризуя молодое поколение, как пользователей «клипового мышления». Подобный подход предполагает активное использование коммуникативных возможностей графики, в том числе и моушен графики (Motion Design). Сразу же заметим, что существуют границы между понятиями «анимационный фильм» и «моушен дизайн» [3, с. 152]. Моушен дизайн – графика движения, визуальное оформление видео, художественная среда, которая охватывает множество дисциплин, таких как фотография, иллюстрация, графика, анимация и многие другие. Моушен видеоролики  сейчас получили большое распространение в сфере поясняющих роликов для различного вида товаров и услуг.

Цель исследования – определить роль и место моушен графики в системе продвижения товаров и услуг, выявить его основные направления.

Методы исследования

В процессе работы применялись такие методы, как включенное и невключенное наблюдение, контент-анализ сайтов, функциональный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Моушен дизайн или анимационный ролик  предполагает создание  движения графическим объектам, которые меняются во времени. Он может использоваться в различный заставках,  титрах, рекламе.  Преимуществом  моушен дизайна  является возможность придать динамику любой инфографике или сложным схемам. Поэтому неслучайно, что моушен видеоролики  в наше время получили большое распространение в сфере поясняющих роликов для различного вида товаров и услуг. В качестве примера приведем моушен ролик, созданный в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» в рамках научно-исследовательской работы «Разработка дизайн-проекта имиджевой рекламы к 20-летию компании Para Type».

Применение анимированной графики и трехмерной (3D) анимации

Многие годы анимационная и киноиндустрия манили взоры людей и люди словно мотыльки собирались на зарево кинопроектора. Именно киноиндустрия и бренд-технологии стали той локацией, где нашли свое развитие компьютерная анимация и моушен графика. Границы между анимацией и моушен дизайном относительно размыты. Анимация в чистом виде существовала и была крайне востребована на заре киноиндустрии вплоть до развития современного вида телевидения, бизнеса и 3D-технологий. На сегодняшний день нет практически не одного современного кино или вида телевизионного контента, где бы не использовался моушен дизайн и трехмерные технологии. И как утверждает отдельные авторы «Для всех без исключения видов дизайна цифровая среда стала средством проектирования любого конечного продукта» [4].

Моушен дизайн также активно применяется в самом актуальном направлении ивент-индустрии сегодняшнего дня — видео маппинге (3D video mapping) или, в простонародии, — световом шоу. В маппинг шоу контент, производимый моушен дизайнерами, с помощью различных видеопроекторов проецируется на различные поверхности или даже на воздух.

Моушен дизайн также широко применим в интерьерном маппинг дизайне, т.е. когда интерьеры декорируются посредством видеопроекторов. Это позволяет создавать совершенно новые пространства, текстуры и предметы декора, т.к. проекторы могут осветить поверхность любой формы, изменив ее тем самым любую до неузнаваемости, и даже создать абсолютную иллюзию физического изменения пространства.

Моушен дизайн   относительно новое направление для нашей страны. Специалистов сейчас не так много, а профессия востребована: без них не обойдется любой телеканал, киностудия или видеопроизводство. Моушен дизайнер сочетает в себе огромное количество навыков: от графического дизайна и анимации до основ драматургии, режиссуры и сторителлинга. И, конечно же, пользуется современными графическими, 3D- и видеоредакторами.

Заметим, что «дизайн анимационной графики по своим утилитарным и функциональным свойствам ― это, в первую очередь, коммуникативный процесс, это не мультфильм, его задача и функции ― иллюстрировать данные, формулировать и конкретизировать идеи и информацию в краткой форме и доносить их до конечного потребителя, а не создавать произведение с полным раскрытием сюжета, как например, в традиционном киноискусстве» [5, с. 36].

BTL-маркетинг, брендинг пространств и помещений и моушен технологии сейчас практически неразделимы. Реклама, презентации, видео-инфографика, макеты, логотипы, брендирование — во всех этих сферах бизнеса активно применяется и является трендом моушен дизайн. Современные эпизоды таких кинофраншиз, как Джеймс Бонд и Гарри Поттер, суперпопулярные сериалы, как «Игра Престолов», — их локации, спецэффекты, оформление – все это «рисуется» графиками и аниматорами на компьютере.

Благодаря активному развитию программного и аппаратного обеспечения для 3D-графики моушен дизайн получает активное развитие в кино, а также являет собой один из самых тресковых изысканных видов современного искусства. В 1960 г. Джон Уитни был одним из первых, кто признал моушен графику искусством и ввел этот термин в профессиональный жанр. Его компания Motion Graphics Inc. получила говорящее название и стала пионером моушен графики и дизайна в кино индустрии. В течении нескольких лет компания Джона Уитни активно работает над такими картинами, как Psycho, Advise & Consent, Man With The Golden Arm, Vertigo. Задачей компании было создание относительно простой, но атмосферной моушен графики для усиления настроения фильма.

В дальнейшем моушен графика получает активное развитие, создаются визуально привлекательные графические композиции в движении, которые также заимствуют элементы из фотографии, видео и иллюстрации. Благодаря этому объекты, персонажи и фоны изменяются, двигаются, взаимодействуют и трансформируются.

Такой вид моушен искусства в синергии с бизнес-задачами получил активное применение в 3D-маппинге для презентаций тех или иных крупных мировых брендов. Очевидное преимущество моушен графики как искусства перед другими изобразительными средствами самовыражения художника — это абсолютное отсутствие каких-либо границ реализации идей худождика. С помощью комьютера и современного программного обеспечения и аксессуаров можно претворить в жизнь любую фантазию или идею.

Например, анимационная графика появляется в титрах к фильмам и видео, а музыкальная индустрия активно применяет ее в создании видеоклипов. Заставки в фильмах и телепередачах создают настроение настраивают на нужный лад, чтобы правильно воспринимать информацию. Они вызывают эмоции и интригуют. 

Моушен дизайн в бизнесе

На Facebook 85% видеоконтента просматривается без звука и, тем не менее, благодаря графическим технологиям бизнесу удается донести до целевой аудитории необходимый месседж даже без звукового сопровождения. Посредством моушен графики создаются самые лучшие презентации. Информационный моушен дизайн как нельзя лучше способен продемонстрировать в графическом виде процессы, алгоритмы, раскрыть суть документов, технические параметры устройств, факты и цифры.

На сегодняшний день моушен дизайн сопровождает вас везде: в телефоне, рекламе, кино, на спектаклях и шоу-постановках, выставках, презентациях и, конечно, на телевидении.

Моушен дизайн — это крайне перспективная форма создания визуально привлекательного контента с рекламной или имиджевой целью. Сегодня анимационная графика — один из самых быстрорастущих каналов контент-маркетинга. С ее помощью легко одновременно и привлекать, и информировать зрителя, а считываемость сообщений в разы выше, чем у привычных каналов.

Моушен дизайн — отличная возможность для брендов представлять свои ключевые идеи и ценности. Реклама использует моушен графику, чтобы выделиться из общего потока и донести рекламное сообщение аудитории в считанные секунды. Анимация — прекрасный способ распространения идей и вовлечения в контент. Зритель следует за рассказом, а звук и ожившая графика буквально рисуют в его мозгу картину, которую легко воспринимать и запоминать.

Основные направления в моушен дизайне

«Особенности профессиональной деятельности моушен-дизайнера требуют уникальных компетенций: владения пространственно-временной композицией, знания основ сценарного мастерства, умения работать с анимационным и видеорядом, а также владения различными приемами работы с аудиовизуальным контентом» [1, с. 123]. Современная анимация полна творческих возможностей, и постоянно возникает соблазн что-нибудь приукрасить. After Effects содержит множество визуальных эффектов. Однако эффекты, добавляемые не из нужды, а по прихоти, отвлекают от сути ролика. Ненужные элементы засоряют сообщение, а оно должно оставаться простым и понятным. Кроме того, избыток ненужных эффектов нарушает вид ролика, которые должен быть плавным, цельным и привлекательным.

Анимационная графика — это захватывающая возможность разъяснять концепции, передавать сообщения и распространять идеи.

Основные сферы применения моушен дизайна:

  1. Телевидение. Заставки, титры, субтитры, оформление программ.
  2. Киноиндустрия. Опенинги, титры, заставки, производство трейлеров и тизеров.
  3. Маркетинг. Реклама на телевидении и в Интернете, промоматериалы, внутренняя реклама в виде анимационной инфографики.
  4. Медиа. Новостные, развлекательные, обучающие порталы часто используют моушен дизайн для создания коротких и привлекательных видеороликов.
  5. Бизнес. Презентационные ролики и инфографика для сайтов, конференций, представления продуктов, презентации перед бизнес-партнерами.
  6. Образование. С помощью моушен графики можно легко и доступно разъяснять сложные идеи, представлять информацию. Один из примеров качественного образовательного проекта, полностью построенного на моушен дизайне, — ютуб-канал Kurzgesagt – In a Nutshell, который в коротких роликах разъясняет самые популярные научные вопросы.
  7. Индустрия развлечений. Игры, развлекательные видеопроекты, стриминговые сервисы.

 Выводы

В связи с развитием технического и программного обеспечения дизайн, как вид творческой деятельности, перестаёт быть статичным искусством.  Компьютерная графика, прочно вошедшая в середине XX в. в массовую культуру, привнесла коррективы, изменившие само отношение к дизайну. Под массовой культурой в данном случае подразумевается кино, телевидение и другие виды визуально-технологического творчества. Таким образом, в погоне за удержанием внимания зрителя, используются анимированные изображения, сформировавшие собственный вид дизайнерской деятельности — motion design (в дальнейшем – моушен дизайн).

См. видеоролик - проект М.А. Зеленской (приложение к статье )

Список литературы

  1. Елингер И.Г. Специфика обучения специальности моушен-дизайнер // Материалы II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования» / Ответственный редактор О.А. Воробьёва. Минск: БГУ, 2018. С. 152-156.
  2. Коновалова А.С. Теоретическое обоснование к исследованию технологии моушен-дизайна в медиапланировании технологического предпринимательства // Молодой исследователь Дона. 2017. № 4 (7). С. 183-186.
  3. Мозговая А.В. Еще раз о моушен дизайне // Материалы II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования» / Ответственный редактор О.А. Воробьёва. Минск: БГУ, 2018. С. 152-156.
  4. Полеухин А.А. Развитие коммуникативного дизайна // URL.: https://lib.herzen.spb.ru/text/poleukhinpdf (дата обращения 11.08.2019).
  5. Сергин Р.П., Ткач Д.Г. Анализ коммуникативных свойств анимационной графики в различных областях применения // Материалы 46-й Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов с международным участием в 2-х томах. ответственный редактор: В.Ш. Мухаметшин. Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2019. С. 31-37. 

References 

  1. Elinger I.G. Spetsifika obucheniya spetsialnosti moushen-dizayner (Specifics of training in the specialty motion designer), Materialy II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktualnye problemy dizayna i dizayn-obrazovaniya», Otvetstvennyy redaktor O.A. Vorobyova. Minsk: BGU, 2018, pp. 152-156.
  2. Konovalova A.S. Teoreticheskoe obosnovanie k issledovaniyu tekhnologii moushen-dizayna v mediaplanirovanii tekhnologicheskogo predprinimatelstva (Theoretical justification for the study of motion design technology in media planning of technological entrepreneurship), Molodoy issledovatel Dona, 2017, No 4 (7), pp. 183-186.
  3. Mozgovaya A.V. Esche raz o moushen dizayne (Once again about motion design), Materialy II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktualnye problemy dizayna i dizayn-obrazovaniya» / Otvetstvennyy redaktor O.A. Vorobyova. Minsk: BGU, 2018, pp. 152-156.
  4. Poleukhin A.A. Razvitie kommunikativnogo dizayna (Development of communicative design), URL.: https://lib.herzen.spb.ru/text/poleukhin_115_289_299.pdf (data obrascheniya 11.08.2019)/.
  5. Sergin R.P., Tkach D.G. Analiz kommunikativnykh svoystv animatsionnoy grafiki v razlichnykh oblastyakh primeneniya - Materialy 46-y Vserossiyskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov s mezhdunarodnym uchastiem v 2-kh tomakh. otvetstvennyy redaktor: V.Sh. Mukhametshin. Ufa: Ufimskiy gosudarstvennyy neftyanoy tekhnicheskiy universitet, 2019, pp. 31-37. 

Рецензент: 

Шичков Игорь Викторович - член Союза дизайнеров России, руководитель профиля «графический дизайн» АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», ishichkov@gmail.com.

Работа поступила в редакцию: 20.09.2019 г.