Кудрявцева Н.М. Психологический климат в студенческих группах, обучающихся в автономных некоммерческих организациях высшего образования
Кудрявцева Н.М. Психологический климат в студенческих группах, обучающихся в автономных некоммерческих организациях высшего образования
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Образец ссылки на эту статью: Кудрявцева Н.М. Психологический климат в студенческих группах, обучающихся в автономных некоммерческих организациях высшего образования // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 1 (17). С. 15.
УДК 378.178
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В АВТОНОМНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кудрявцева Наталия Михайловна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, Natalisa545@mail.ru.
Аннотация. В статье поднимается важная тема создания благоприятного для учебного процесса психологического климата в автономной некоммерческой организации высшего образования и проводится исследование на примере Института бизнеса и дизайна. Выявлено, что психологический климат, который влияет на продуктивную совместную деятельность в данном коллективе зависит от ряда факторов: сплочённость коллектива, стиль руководства, организованность самих студентов, удовлетворённость учебой и др. Также показано, как возникновение конфликтов в коллективе отражается на психологическом климате всей организации и какие факторы на это влияют. Главный научный результат: автор полагает, что с целью улучшения социально-психологического климата преподавателям и сотрудникам деканата следует не только придерживаться демократического стиля управления, но и опираться в своей деятельности на активных, сознательных и авторитетных студентов.
Ключевые слова: психологический климат; организация; стили руководства; коллектив; конфликт.
PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN STUDENT GROUPS STUDYING IN AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION
Kudryavtseva Nataliya Mikhaylovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of business management. Natalisa545@mail.ru.
Abstract. The article raises an important topic of creating a favorable psychological climate for the educational process in an Autonomous non-profit organization of higher education and conducts research on the example of the Institute of business and design. It is revealed that the psychological climate that affects the productive joint activity in this team depends on a number of factors: team cohesion, leadership style, organization of the students themselves, academic satisfaction, etc. It is also shown how the emergence of conflicts in the team affects the psychological climate of the entire organization and what factors affect it. The main scientific result: the author believes that in order to improve the socio-psychological climate, teachers and staff of the Dean's office should not only adhere to a democratic style of management, but also rely on active, conscious and authoritative students in their activities.
Key words: psychological climate; organization; leadership styles; collective; conflict.
Введение
Всю свою жизнь современный человек проводит в обществе, где среди большого количества потребностей, важное место занимают духовные потребности. Начиная с первых лет жизни, мы ежедневно находимся в коллективе. Это может быть рабочий коллектив, коллектив внутри семьи, дружеский и другие, где нам просто необходимо чувствовать себя комфортно. Большую часть жизни молодого человека он занят учебой и по этой причине очень важно, чтобы она была комфортной и приносила удовольствие, а не раздражительность и неготовность что-либо делать. Благоприятная среда может помочь эффективнее осваивать компетенции, а также выполнять необходимые обязанности, но как же достичь максимально положительного эмоционального состояния в таком коллективе как образовательная организация?
Цель исследования: определить степень влияния психологического климата в организации на работоспособность студенческой группы, рассмотреть, как возникают и отражаются конфликты на коллективе.
Методы исследования
В процессе исследования применялись такие методы, как: проведение анонимного анкетирования и последующее изучение социально-психологического климата в коллективе, выявление процентного соотношения и составление диаграмм на их основе.
Результаты исследования и их обсуждение
Для понимания данной темы следует начать с определения понятия «Психологический климат» - это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.
Впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. В.М. Шепель, в свою очередь, считал, что психологический климат можно рассматривать как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающую на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [7].
Благоприятный социально-психологический климат в организации считается главным фактором удовлетворённости учебой. Речь идёт о положительном эмоциональном состоянии между студентами, хорошие взаимоотношения с преподавателем, наличие поддержки и комфортного учебного места, а также уровень активности, результативности и удовлетворённости членов коллектива учебным процессом. Социально-психологический климат основывается на межличностных отношениях группы людей и поэтому является показателем их состояния [2].
Поддержание климата студенческого коллектива и формирование настроения его членов существенно оказывает воздействие на качество учебы. Причём это влияет на совершенно разные коллективы, к примеру, это могут быть студенты-первокурсники или же те, кто заканчивает учебу и уже находится в поисках предстоящей трудовой деятельности.
Если анализировать основные факторы, оказывающие большее влияние на психологический климат, то среди них: сплоченность коллектива (группы), стиль руководства, организованность самих студентов, удовлетворенность учебой.
Сплочённость коллектива (группы).
Этот фактор больше всего проявляется в эмоциональном плане и зависит от самого характера членов коллектива, демонстрирует их симпатию или же антипатию к группе. Члены студенческого коллектива являются представителями различных темпераментов, половозрастных групп, обладают различными привычками, мнениями, увлечениями, поэтому преподавателю так важно объединить совершенно разных людей в один коллектив для учебной деятельности и дальнейшей профессиональной работы.
Стиль руководства. Среди стилей руководства выделяют:
Демократический стиль, который характеризуется предоставлением большой свободы подчиненным. Преподаватель, использующий такой стиль, чаще всего поощряет своих сотрудников за инициативу и участие членов коллектива в управлении, а также советуется с подчинёнными для принятия важных решений. Такой стиль способствует оптимизации психологического климата.
Либеральный стиль подразумевает полную, почти независимую работу сотрудников или учебную деятельность студентов. От руководства факультета и преподавателей требуется лишь поставить определённую выполнимую задачу, её конечную цель, сроки и предоставить благоприятные условия для выполнения этих обязанностей. Такой стиль имеет не самую лучшую продуктивность и качество учебы, чаще всего такой стиль ведёт к неблагоприятному психологическому климату в коллективе. Исключением считаются творческие профессии, такие как дизайн.
Авторитарный стиль заключается в доминировании начальства. Декан факультета или преподаватель желает быть в курсе всех событий и требует, чтобы ему докладывали абсолютно всё, принимает решения в одиночку или отменяет их, не советуясь с другими участниками команды, даже если их вклад в общее дело действительно велик. Такой стиль обычно порождает страх перед начальством и недоверие [1].
Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами учебного процесса.
Организованность самих студентов. Этот фактор обусловлен особенностями процессов управления и самоуправления, а также спецификой структурно - функционального взаимодействия членов группы. Организованность является важным фактом эффективности совместной деятельности.
Такие свойства как: общительность, ответственность, соблюдение этикета, порядочность, вежливость и дисциплинированность ведут к положительному влиянию на формирование социально-психологической обстановки между обучающимися.
Удовлетворенность учебой показывает то, насколько самому человеку нравится учебный процесс, позволяет ли он ему реализовать свои профессиональные и творческие способности, насколько он разнообразен и интересен. Это имеет большое значение для формирования благоприятного климата в коллективе [1].
Также социально-психологический климат оказывает влияние на принятие и решение совместных задач, на достижение эффективности совместной деятельности. Он проявляется в рабочей мотивации, общении студентов, их межличностных и групповых отношениях [4].
Возникновение конфликтов тоже считается значимой составляющей психологического климата. Из-за конфликтов или же конфликтных ситуаций возникают стрессовые ситуации в процессе коллективной трудовой деятельности. Их появлению способствуют такие факторы как: личные неприязни, расхождение взглядов, усталость в учебе и другие. В связи с этим на преподавателе лежит ответственная задача, это поддержание и постоянное улучшение психологической обстановки внутри коллектива. Такая задача состоит в том, чтобы раскрыть социально-психологический потенциал, как отдельно каждого студента, так и в целом всей группы. Очень важно качество условий, в которых находится действующий коллектив. От этого зависит успех совместной деятельности, наслаждение как самим процессом, так и результатом труда. Обстановка внутри коллектива делится на два вида. Первый проявляется в том, что студентам максимально не комфортно, и они пытаются как можно скорее покинуть коллектив, находятся в нем как можно реже. Второй же вид проявляется в эффективном функционировании образовательной организации и возможностью личностного развития членов коллектива [2].
В рамках исследовательской работы было проведено анонимное анкетирование и последующее изучение социально психологического климата среди студентов АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». В опросе приняли участие 90% студентов 1 и 2 курсов, обучающиеся на дневной форме по направлению подготовки «менеджмент».
В основу анкеты были положены вопросы:
Были получены следующие результаты: 97,3% комфортно работать внутри сложившихся на данный момент коллективах, и они не хотели бы что-то менять, однако не всем студентам совместная деятельность кажется полезной. 44,7% опрошенных считают, что стиль преподавательского состава в данном университете является демократическим, 26,3% определяют его как либеральный, также некоторые отметили, что преподаватели являются для них напарниками и советчиками.
Если говорить о конфликтах, то мнения поделились, 44,7% утверждают, что в их коллективах не возникает конфликтов, а 42,1% отмечают что конфликты возникают, но их удаётся моментально решить внутри коллектива. 63,2% из них решают конфликты методом компромисса, 47,4% методом сотрудничества, остальные же решили для себя, что лучший способ решения конфликтных ситуаций — это избегание и приспособление.
Большая часть опрошенных считает, что пользуется уважением и доверием у своих коллег.
Выводы
Проведя исследование, можно сделать следующие выводы:
В ходе исследования мы выяснили и подтвердили, что характер психологического климата студенческого коллектива в целом зависит от комфортного окружения и слаженности коллектива. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Также удалось выяснить, что социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по улучшению социально-психологического климата среди студентов данного института преподавателям следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных студентов, которые находясь внутри коллектива, могли бы сплотить весь коллектив и положительно повлиять на эмоциональное состояние всех его участников.
Список литературы
References
Научный руководитель:
Оришев Александр Борисович, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Orishev71@mail.ru.
Рецензент:
Ильченко Светлана Владимировна, НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru.
Работа поступила в редакцию: 12.12.2019 г.
Образец ссылки на эту статью: Кудрявцева Н.М. Психологический климат в студенческих группах, обучающихся в автономных некоммерческих организациях высшего образования // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 1 (17). С. 15.
УДК 378.178
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В АВТОНОМНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кудрявцева Наталия Михайловна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, Natalisa545@mail.ru.
Аннотация. В статье поднимается важная тема создания благоприятного для учебного процесса психологического климата в автономной некоммерческой организации высшего образования и проводится исследование на примере Института бизнеса и дизайна. Выявлено, что психологический климат, который влияет на продуктивную совместную деятельность в данном коллективе зависит от ряда факторов: сплочённость коллектива, стиль руководства, организованность самих студентов, удовлетворённость учебой и др. Также показано, как возникновение конфликтов в коллективе отражается на психологическом климате всей организации и какие факторы на это влияют. Главный научный результат: автор полагает, что с целью улучшения социально-психологического климата преподавателям и сотрудникам деканата следует не только придерживаться демократического стиля управления, но и опираться в своей деятельности на активных, сознательных и авторитетных студентов.
Ключевые слова: психологический климат; организация; стили руководства; коллектив; конфликт.
PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN STUDENT GROUPS STUDYING IN AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION
Kudryavtseva Nataliya Mikhaylovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of business management. Natalisa545@mail.ru.
Abstract. The article raises an important topic of creating a favorable psychological climate for the educational process in an Autonomous non-profit organization of higher education and conducts research on the example of the Institute of business and design. It is revealed that the psychological climate that affects the productive joint activity in this team depends on a number of factors: team cohesion, leadership style, organization of the students themselves, academic satisfaction, etc. It is also shown how the emergence of conflicts in the team affects the psychological climate of the entire organization and what factors affect it. The main scientific result: the author believes that in order to improve the socio-psychological climate, teachers and staff of the Dean's office should not only adhere to a democratic style of management, but also rely on active, conscious and authoritative students in their activities.
Key words: psychological climate; organization; leadership styles; collective; conflict.
Введение
Всю свою жизнь современный человек проводит в обществе, где среди большого количества потребностей, важное место занимают духовные потребности. Начиная с первых лет жизни, мы ежедневно находимся в коллективе. Это может быть рабочий коллектив, коллектив внутри семьи, дружеский и другие, где нам просто необходимо чувствовать себя комфортно. Большую часть жизни молодого человека он занят учебой и по этой причине очень важно, чтобы она была комфортной и приносила удовольствие, а не раздражительность и неготовность что-либо делать. Благоприятная среда может помочь эффективнее осваивать компетенции, а также выполнять необходимые обязанности, но как же достичь максимально положительного эмоционального состояния в таком коллективе как образовательная организация?
Цель исследования: определить степень влияния психологического климата в организации на работоспособность студенческой группы, рассмотреть, как возникают и отражаются конфликты на коллективе.
Методы исследования
В процессе исследования применялись такие методы, как: проведение анонимного анкетирования и последующее изучение социально-психологического климата в коллективе, выявление процентного соотношения и составление диаграмм на их основе.
Результаты исследования и их обсуждение
Для понимания данной темы следует начать с определения понятия «Психологический климат» - это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.
Впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. В.М. Шепель, в свою очередь, считал, что психологический климат можно рассматривать как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающую на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [7].
Благоприятный социально-психологический климат в организации считается главным фактором удовлетворённости учебой. Речь идёт о положительном эмоциональном состоянии между студентами, хорошие взаимоотношения с преподавателем, наличие поддержки и комфортного учебного места, а также уровень активности, результативности и удовлетворённости членов коллектива учебным процессом. Социально-психологический климат основывается на межличностных отношениях группы людей и поэтому является показателем их состояния [2].
Поддержание климата студенческого коллектива и формирование настроения его членов существенно оказывает воздействие на качество учебы. Причём это влияет на совершенно разные коллективы, к примеру, это могут быть студенты-первокурсники или же те, кто заканчивает учебу и уже находится в поисках предстоящей трудовой деятельности.
Если анализировать основные факторы, оказывающие большее влияние на психологический климат, то среди них: сплоченность коллектива (группы), стиль руководства, организованность самих студентов, удовлетворенность учебой.
Сплочённость коллектива (группы).
Этот фактор больше всего проявляется в эмоциональном плане и зависит от самого характера членов коллектива, демонстрирует их симпатию или же антипатию к группе. Члены студенческого коллектива являются представителями различных темпераментов, половозрастных групп, обладают различными привычками, мнениями, увлечениями, поэтому преподавателю так важно объединить совершенно разных людей в один коллектив для учебной деятельности и дальнейшей профессиональной работы.
Стиль руководства. Среди стилей руководства выделяют:
Демократический стиль, который характеризуется предоставлением большой свободы подчиненным. Преподаватель, использующий такой стиль, чаще всего поощряет своих сотрудников за инициативу и участие членов коллектива в управлении, а также советуется с подчинёнными для принятия важных решений. Такой стиль способствует оптимизации психологического климата.
Либеральный стиль подразумевает полную, почти независимую работу сотрудников или учебную деятельность студентов. От руководства факультета и преподавателей требуется лишь поставить определённую выполнимую задачу, её конечную цель, сроки и предоставить благоприятные условия для выполнения этих обязанностей. Такой стиль имеет не самую лучшую продуктивность и качество учебы, чаще всего такой стиль ведёт к неблагоприятному психологическому климату в коллективе. Исключением считаются творческие профессии, такие как дизайн.
Авторитарный стиль заключается в доминировании начальства. Декан факультета или преподаватель желает быть в курсе всех событий и требует, чтобы ему докладывали абсолютно всё, принимает решения в одиночку или отменяет их, не советуясь с другими участниками команды, даже если их вклад в общее дело действительно велик. Такой стиль обычно порождает страх перед начальством и недоверие [1].
Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами учебного процесса.
Организованность самих студентов. Этот фактор обусловлен особенностями процессов управления и самоуправления, а также спецификой структурно - функционального взаимодействия членов группы. Организованность является важным фактом эффективности совместной деятельности.
Такие свойства как: общительность, ответственность, соблюдение этикета, порядочность, вежливость и дисциплинированность ведут к положительному влиянию на формирование социально-психологической обстановки между обучающимися.
Удовлетворенность учебой показывает то, насколько самому человеку нравится учебный процесс, позволяет ли он ему реализовать свои профессиональные и творческие способности, насколько он разнообразен и интересен. Это имеет большое значение для формирования благоприятного климата в коллективе [1].
Также социально-психологический климат оказывает влияние на принятие и решение совместных задач, на достижение эффективности совместной деятельности. Он проявляется в рабочей мотивации, общении студентов, их межличностных и групповых отношениях [4].
Возникновение конфликтов тоже считается значимой составляющей психологического климата. Из-за конфликтов или же конфликтных ситуаций возникают стрессовые ситуации в процессе коллективной трудовой деятельности. Их появлению способствуют такие факторы как: личные неприязни, расхождение взглядов, усталость в учебе и другие. В связи с этим на преподавателе лежит ответственная задача, это поддержание и постоянное улучшение психологической обстановки внутри коллектива. Такая задача состоит в том, чтобы раскрыть социально-психологический потенциал, как отдельно каждого студента, так и в целом всей группы. Очень важно качество условий, в которых находится действующий коллектив. От этого зависит успех совместной деятельности, наслаждение как самим процессом, так и результатом труда. Обстановка внутри коллектива делится на два вида. Первый проявляется в том, что студентам максимально не комфортно, и они пытаются как можно скорее покинуть коллектив, находятся в нем как можно реже. Второй же вид проявляется в эффективном функционировании образовательной организации и возможностью личностного развития членов коллектива [2].
В рамках исследовательской работы было проведено анонимное анкетирование и последующее изучение социально психологического климата среди студентов АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». В опросе приняли участие 90% студентов 1 и 2 курсов, обучающиеся на дневной форме по направлению подготовки «менеджмент».
В основу анкеты были положены вопросы:
- Нравится ли вам обучение в данном институте?
- Как часто вы работаете группами (внутри учебного коллектива)?
- Чувствуете ли вы себя комфортно внутри коллектива вашей группы?
- Что в организации совместной деятельности вы предложили бы изменить?
- К какому стилю руководства вы могли бы отнести преподавательский состав университета?
- Часто ли возникают конфликты в вашем коллективе?
- Каким методом решения конфликтов вы чаще всего пользуетесь?
- По вашему мнению, пользуетесь ли вы доверием и уважением у ваших коллег?
Были получены следующие результаты: 97,3% комфортно работать внутри сложившихся на данный момент коллективах, и они не хотели бы что-то менять, однако не всем студентам совместная деятельность кажется полезной. 44,7% опрошенных считают, что стиль преподавательского состава в данном университете является демократическим, 26,3% определяют его как либеральный, также некоторые отметили, что преподаватели являются для них напарниками и советчиками.
Если говорить о конфликтах, то мнения поделились, 44,7% утверждают, что в их коллективах не возникает конфликтов, а 42,1% отмечают что конфликты возникают, но их удаётся моментально решить внутри коллектива. 63,2% из них решают конфликты методом компромисса, 47,4% методом сотрудничества, остальные же решили для себя, что лучший способ решения конфликтных ситуаций — это избегание и приспособление.
Большая часть опрошенных считает, что пользуется уважением и доверием у своих коллег.
Выводы
Проведя исследование, можно сделать следующие выводы:
- в целом, психологический климат среди опрошенных студентов можно считать благоприятным;
- возникающие конфликты среди студентов быстро решаются с помощью компромиссов и сотрудничества, что помогает сохранить положительное эмоциональное состояние в коллективе;
- руководство и удовлетворённость институтом стимулирует студентов на совместную работу в благоприятной для них среде.
В ходе исследования мы выяснили и подтвердили, что характер психологического климата студенческого коллектива в целом зависит от комфортного окружения и слаженности коллектива. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Также удалось выяснить, что социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по улучшению социально-психологического климата среди студентов данного института преподавателям следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных студентов, которые находясь внутри коллектива, могли бы сплотить весь коллектив и положительно повлиять на эмоциональное состояние всех его участников.
Список литературы
- Букачёва С. URL: https://www.b17.ru/article/17685/ (дата обращения: 23.11.2019).
- Бусоедов И. А., Гребенюк Т. А., Семенова Н. К. Социально-психологический климат в организации // Молодой учёный. 2016. № 10. С. 634‑636.
- Менеджмент и трудовые отношения. URL: https://revolution.allbest.ru/management/00742369_0.html (дата обращения: 24.11.2019).
- Попова Л.Г., Захаревич Н.А. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации // Век качества. 2017. № 1. С. 110-121.
- Психология отношений. URL: https://spaces-school.ru/psihologicheskij-klimat-v-kollektive/ (дата обращения: 20.11.2019).
- Удовлетворенность трудом и психологический климат в коллективе. URL:https://studopedia.net/8_77377_udovletvorennost-trudom-i-psihologicheskiy-klimat-v-kollektive.html (дата обращения: 24.11.2019).
- Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1986. 248 с.
References
- Bukachyova S. URL: https://www.b17.ru/article/17685/ (data obrascheniya: 23.11.2019).
- Busoedov I. A., Grebenyuk T. A., Semenova N. K. Sotsialno-psikhologicheskiy klimat v organizatsii (Socio-psychological climate in the organization), Molodoy uchyonyy, 2016, No 10, pp. 634 636.
- Menedzhment i trudovye otnosheniya. URL: https://revolution.allbest.ru/management/00742369_0.html (data obrascheniya: 24.11.2019).
- Popova L.G., Zakharevich N.A. Vliyanie sotsialno-psikhologicheskogo klimata na deyatelnost organizatsii (Influence of the socio-psychological climate on the organization's activities), Vek kachestva, 2017, No 1, pp. 110-121.
- Psikhologiya otnosheniy. URL: https://spaces-school.ru/psihologicheskij-klimat-v-kollektive/ (data obrascheniya: 20.11.2019).
- Udovletvorennost trudom i psikhologicheskiy klimat v kollektive. URL:https://studopedia.net/8_77377_udovletvorennost-trudom-i-psihologicheskiy-klimat-v-kollektive.html (data obrascheniya: 24.11.2019).
- Shepel V.M. Upravlencheskaya psikhologiya (Management psychology). M.: Ekonomika, 1986, 248 p.
Научный руководитель:
Оришев Александр Борисович, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Orishev71@mail.ru.
Рецензент:
Ильченко Светлана Владимировна, НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru.
Работа поступила в редакцию: 12.12.2019 г.