Зацаринная Е.И., Гирин Ю.С. Закупки малого объема: что проверять?

Образец ссылки на эту статью: Зацаринная Е.И., Гирин Ю.С. Закупки малого объема: что проверять? // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4 (16). С. 2.

УДК 631.162:657.22:637

Закупки малого объема: что проверять?

Зацаринная Елена Ивановна

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия, (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36), к.э.н, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления г. Москвы, e29175z@yandex.ru, +7-903-660-61-21. 

Гирин Юрий Сергеевич

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36), магистрант 2 курса факультета экономики торговли и товароведения,  mironov17198@mail.ru.com, +7-916-988-41-40.     

Аннотация. Авторы анализируют изменения, произошедшие в нормативном регулировании с 31.07.2019 г. в системе осуществления закупочных процедур с единственным поставщиком. Также рассмотрены основные направления контрольных мероприятий, которые обычно осуществляют контролеры при проверках закупок малого объема. Авторы сделали вывод, что в связи с произошедшими изменениями в законодательстве, контролеры будут проверять закупки у единственного поставщика с повышенным вниманием.

Ключевые слова: госзакупки; единственный поставщик; закупки малого объема; контракт; контроль. 

SMALL VOLUME PURCHASES: WHAT TO CHECK?

Zatsarinnaya Elena Ivanovna 

FGBOU VO «REU them. G. V. Plekhanov», Moscow, Russia (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny Lane, 36), kand. econ. sciences, associate professor of the base Department financial control, analysis and audit Main Control Department of the city of Moscow, e29175z@yandex.ru, +7-903-660-61-21.

Girin Yuriy Sergeevich 

FGBOU VO «REU them. G. V. Plekhanov»,  Moscow, Russia (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny Lane, 36), 1st year master's student of the faculty of Economics of trade and commodity science,  mironov17198@mail.ru.com, +7-916-988-41-40. 

Abstract. The authors analyze the changes that have occurred in the regulatory framework since 31.07.2019 in the system of procurement procedures with a single supplier.  Also, the main directions of control measures, which are usually carried out by inspectors during inspections of small volume purchases, are considered. The authors concluded that due to the changes in the legislation, inspectors will check purchases from a single supplier with increased attention.

Keywords: public procurement; single supplier; small volume purchases; contract; control.

Введение

Особенности проведения госзакупок в России регламентируются ФЗ-44, который устанавливает необходимость организации торгов, позволяющую государственным, муниципальным заказчикам, поставщикам или подрядчикам по контракту при закупке товаров, работ или услуг за средства государственного бюджета. Каждый из них отличается своими особенностями и правилами проведения.

Цель исследования: рассмотрев основные контрольные мероприятия, связанные с государственными закупками сделать прогноз в отношении закупок в обозримом будущем. 

Методы исследования

В основу исследования положены методы: дедукция, индукция, метод аналогий, наблюдений и группировки.

Результаты исследования и их обсуждение

Большая часть государственных закупок осуществляется путем проведения торгов. Конкурентные процедуры (конкурсы, аукционы) подразумевают, что заказчик не может самостоятельно выбрать понравившегося исполнителя, он лишь предъявляет требования, которым будущий подрядчик должен соответствовать. Такой подход позволяет заручиться условиями для создания максимально честной конкуренции. Тем не менее, закупки у конкретного поставщика возможны – законодательство содержит такое понятие, как «закупки у единственного поставщика» [1, с. 4].

В 2018 г., согласно данным ЕИС, заказчиками было размещено 752 тыс. извещений (788 тыс. в 2017 г.) о проведении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на общую сумму 1,12 трлн. рублей (1,34 трлн рублей в 2017 г.) В 2018 г. наибольший объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлялся в: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Нижегородской области, Республике Крым, Свердловской области, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Краснодарский край.

Закупка у единственного поставщика по 44 Федеральному закону относится к форме неконкурентных тендеров. В законе строго регламентированы все случаи, когда заказчик может использовать данный вид государственных закупок (рисунок 1).



Заказчики закупают товары, работы, услуги у единственного поставщика в случаях из части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ [5]. Для каждого случая установлен порядок заключения и исполнения контракта. Такие закупки пользуются большим спросом во многом благодаря тому, что сама процедура крайне проста.

Федеральным законом № 44-ФЗ в ч. 1 статьи 93 предусмотрена возможность проводить малые закупки у единственного поставщика, так как с финансовой точки зрения нет смысла проводить полноценный конкурс для небольших контрактов. Возможность использования механизма госзакупок малого объема позволяет региональным и местным властям приобретать нужные товары и услуги, в том объеме, который им действительно нужен для решения определенных задач.

В российском законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере государственных закупок, нет такого понятия, как «малая закупка», но существуют монопольные закупки у единственного поставщика на сумму не более 300 тыс. рублей, в соответствии со ст.93 ч1. пунктом 4 (Закона № 44-ФЗ) и не более 100 рублей в соответствии с частью 15 статьи 4 (Закона №223-ФЗ).

Закупки малого объема по 44-ФЗ на сумму до 300 тысяч рублей стали возможны с 1 июля 2019 г., ранее это были закупки до 100 тысяч рублей. При этом годовой лимит остался прежним – не более 2 млн. рублей или не более 5% от годового объема закупок и 50 млн. рублей. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 01.05.2019 №71-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2019 года.

Изменения в 44-ФЗ по малым закупкам коснулись и п. 5, по которому производить закупку у единственного поставщика могут:

  • зоопарки,
  • театры,
  • музеи,
  • дворцы культуры и т.д.

Предельная сумма таких закупок с 31.07.2019 г. увеличена с 400 до 600 тысяч рублей. Кроме того, в список организаций, на которых распространяется этот пункт включены дома (центры) народного творчества и ремесел. Увеличен и максимальный объем таких закупок с 20 до 30 млн рублей.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения проводят малые закупки через Единый агрегатор торговли для госзакупок Березка. Закупаться через агрегатор малых закупок по 44-ФЗ обязали свои подконтрольные предприятия и многие региональные и муниципальные власти. Заказчики города Москвы проводят закупки малого объема посредством мини-аукциона, или котировочной сессии [3, 6].

Система государственных и муниципальных закупок аккумулирует значительные ресурсы и играет важную роль в экономике Российской Федерации, влияя на развитие государства и общества в целом. Её основная цель заключается в обеспечении прозрачности и экономном расходовании бюджетных средств.

Вот только постоянное изменение законодательства о контрактной системе приводит к трудностям в его правоприменении, создает дополнительную нагрузку на всех участников контрактной системы, не ведет к росту открытости и прозрачности системы государственных закупок. Несмотря на внесенные поправки в части установления заказчиками в своих положениях о закупке исчерпывающего перечня случаев осуществления закупок у единственного поставщика, корпоративные заказчики по-прежнему устанавливают неограниченное количество случаев осуществления таких закупок, что позволяет им избегать проведения конкурентных процедур и генерирует определенные коррупционные риски. Поэтому государственные органы следят за долей закупок с единственным поставщиком в общем количестве закупок, а также осуществляют контроль обоснованности использования данного неконкурентного способа закупки.

Основным механизмом осуществления контроля является проверка. Правительство Российской Федерации определяет основания, предмет, форму, сроки, периодичность проверок, порядок их проведения и оформления. Контролем процедуры закупок занимаются органы, представленные на рисунке 2.

С 01.07.2019 г. нельзя возлагать на органы исполнительной власти в регионах и органы местного самоуправления обязанности в рамках централизованных закупок. Если такие обязанности возложены, одно и то же лицо не должно заниматься планированием и осуществлением, а также контролем по одной и той же процедуре.



ФАС, органы исполнительной власти и местного самоуправления проводят плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки в сфере закупок проводятся не чаще чем раз в полгода.

Основаниями для внеплановой проверки могут быть:

- обращение или жалоба участника закупки;

- информация о нарушении законодательства;

- истечение периода исполнения предписания, выданного ранее.

Кроме ФАС, Счетной палаты и прокуратуры, с проверкой приходят ревизоры ведомственного контроля. Все контролеры в закупках применяют риск-ориентированный подход, и работают по принципу, где больше закупок — там больше нарушений, а ведомственные опираются на уже опубликованные результаты проверок финансового контроля. Например, если в прошлом году Счетная палата выявила нарушение лимитов закупок у единственного поставщика, ведомственный контроль в первую очередь проверит именно их, а также проверит, как они организованы [7].

Регламенты работы контролера регулярно меняются. И каждый раз инспекторы и аудиторы приходят с проверками по дополнительным пунктам [4, с. 275]. Многое зависит от региональной специфики. Общий перечень объектов проверки един для всех, но кто-то больше внимания уделяет нормированию, кто-то обоснованию закупки. В свете произошедших изменений контролеры станут проверять основания для заключения контракта с единственным поставщиков и исполнение таких контрактов.

А в связи с тем, что в 2019 г. произошло повышение стоимости контрактов в малых закупках, проверять такие закупки необходимо тщательнее, чтобы у заказчиков не было возможности злоупотреблять изменением в законодательстве.

В первую очередь при проверках малых закупок нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • У любого контрактного управляющего должно быть образование в сфере госзаказа. Профессиональное образование сотрудников контрактной службы, если его нет, значит, заказчик не соблюдает принцип профессионализма закупок (ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Проверяющие в этом случае внесут нарушение в акт.
  • Правомерность применения закупки с единственным поставщиком, так как может оказаться, что у заказчика цена контракта выше предельной или уже исчерпан лимит закупок у единственного поставщика.

На этапе планирования контролеры проверяют:

  • законность - цена закупки не должна превышать предельного размера цены контракта и общего лимита закупок у единственного поставщика;
  • целесообразность - закупка должна достигнуть конкретную цель, в соответствии с целевой программой или для выполнения уставных функций;
  • обоснованность расходов - закупка выполнена по правилам нормирования;
  • эффективность расходов - заказчику целесообразно обосновывать цену, даже если конкретная закупка не требует обоснования;
  • своевременность закупки - закупка прошла в надлежащее время и с минимальными издержками.
  • Наличие признаков дробления закупки, то есть несколько контрактов по одноименным или идентичным товарам, работам, услугам, и заключенных в короткий срок.

У заказчика не должно быть контрактов, близких по датам заключения, или контрактов на комплексные ремонтные работы по одному адресу. Подозрение вызовут контракты на один объект с разбивкой по разным договорам услуг на демонтаж, электромонтаж, сантехнические работы.

Контрольные органы ищут контракты, заключенные с одним и тем же поставщиком на одноименный/идентичный товар, работы, услуги в течение одного квартала. Реже — проверяется период один месяц. Аргумент заказчика о нехватке времени на проведение конкурентной процедуры, контролеры расценят как неэффективное планирование.

В рамках КоАП России действует ответственность заказчика за неправильный выбор способа закупок — 50 тыс. руб., а в рамках УК РФ - уголовная за превышение полномочий (ч. 1 ст. 286 УК).

  • Соответствие текста контракта требованиям Закона о контрактной системе – например: наличие идентификационного кода закупки, условия «цена контракта является твердой» (если для такого контракта это условие обязательно), сведения об ответственности сторон.

Если объект закупки включен в каталог товаров, работ, услуг, информация об объекте в контракте должна соответствовать описанию по каталогу [2]. Размер аванса должен соответствовать требования нормативных актов. Например, для федеральных заказчиков — требованиям постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Перечень обязательных условий в тексте контракта контролеры проверяют на этапе его заключения.

  • Соответствие порядка оплаты по контракту фактически проведенной оплате, правильность установления величины аванса и временной отрезок его выплаты.

На оплату по контракту заказчикам дается 30 дней с даты подписания документа о приемке.

  • Соблюдение заказчиком условий исполнения контракта, сроков начисления штрафов и пеней, порядка приемки и оплаты по контракту.

Порядок и сроки приемки и оплаты по контракту со стороны заказчика контролеры проверяют на этапе исполнения контракта. Нарушение сроков оплаты контракта, может привести к наложению штрафных санкций в размере от 30 тыс. руб. Поэтому заказчики должны быть заинтересованы в установлении реальных сроков приемки и оплаты (лучше с запасом).

Если поставщик исполнял контракт с просрочкой, контролеры проверят, выставлял ли заказчик пени и штрафы за нарушение условий контракта.

Например: Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами в рамках проверки выяснил, что заказчик не применил меры ответственности к поставщику, который поставил товар с технической характеристикой, хуже предусмотренной приложением к госконтракту. По контракту закупали компьютеры, и вместо предусмотренной частоты работы оперативной памяти 2133 МГц по факту был получен товар с частотой 1600 МГц).

Если заказчик не применяет санкции, то отвечает штрафом, который может наложить финконтроль (департамент финансов городской администрации, финансовый отдел администрации городского округа, администрация сельского поселения), если выявит нарушение.

В соответствии со ст. 34, п. 5 № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

По результатам исполнения контракта у заказчика должен быть весь пакет документов, который передает поставщик по условиям контракта. Необходимо будет также доказать проверяющим, что закупленный товар используется по назначению, а не лежит на складе в запечатанных коробках или не законсервирован. Дело в том, что неиспользование купленного товара в течение длительного времени расценивается как нарушение — расходование средств без достижения заявленного результата.

  • Изменения в контракте — в частности, не изменяли ли стороны контракта существенные условия.

В контрольных мероприятиях в сфере закупок должны в первую очередь заинтересованы сами заказчики, а не только госорганы. Им проще контролировать, как поставщик исполняет условия контракта, соблюдает ли их и т.д. Экономия бюджетных средств и эффективность их использования обязана быть в приоритете у тех, кто эти средства получает. Ведь на единственного поставщика заказчики тратят пятую часть всего финансирования на закупки. В прошлом году, по данным Минфина, на единственного поставщика ушло 1,6 трлн руб. Это более 20% всего объема финансового обеспечения, выделенного на государственные закупки.

 Список литературы 

  1. Георгадзе Н.Д., Проданова Н.А. Закупки для государственных и муниципальных нужд: основные направления и тенденции / Н.Д. Георгадзе, Н.А. Проданова // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019. № 6. С. 4-10.
  2. Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html#statAnchor. URL: http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (дата обращения 22.09.2019).
  3. Контур. Закупки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/. URL: http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (дата обращения 19.09.2019).
  4. Оганесян С.Г., Голощапова Л.В. Аудит достоверности, устойчивости и эффективности / С.Г. Оганесян, Л.В. Голощапова // Учетно-аналитическое обеспечение -информационная основа экономической безопасности хозяйствующих субъектов-Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов: в 2-х частях. Москва, 2017. С. 275-281.
  5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. Электрон. дан. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 11.05.2019).
  6. Организация и контроль в системе государственных закупок: отечественный и зарубежный опыт/ В.В. Панков, Л.А. Чайковская, Н.А. Проданова, В.Б. Малицкая, Е.А. Гаврилова, Т.В. Морозова, В.Л. Кожухов // Монография / Под редакцией В.В. Панкова, Л.А. Чайковской, В.Л. Кожухова. Москва, 2015. 247 с.
  7. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации за 2018 год https://storage.strategy24.ru/files/news/201904/88a560d1510ae860233053ba98f05384.pdf. (дата обращения 11.05.2019). 

References 

  1. Georgadze N.D., Prodanova N.A. Zakupki dlya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd: osnovnye napravleniya i tendentsii / N.D. Georgadze, N.A. Prodanova // Bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie v byudzhetnykh organizatsiyakh. 2019. no 6. pp. 4-10.
  2. Edinaya informatsionnaya sistema v sfere zakupok [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html#statAnchor. URL: http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (data obrascheniya 22.09.2019).
  3. Zakupki. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/. URL: http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (data obrascheniya 19.09.2019).
  4. Oganesyan S.G., Goloschapova L.V. Audit dostovernosti, ustoychivosti i effektivnosti/ S.G. Oganesyan, L.V. Goloschapova - Uchetno-analiticheskoe obespechenie -informatsionnaya osnova ekonomicheskoy bezopasnosti khozyaystvuyuschikh subektov-Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov i rezultatov sovmestnykh nauchno-issledovatelskikh proektov: v 2-kh chastyakh. Moskva, 2017. pp. 275-281.
  5. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd: Federalnyy zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 44-FZ. [Elektronnyy resurs] / Konsultant-plyus. dan. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (data obrascheniya 11.05.2019).
  6. Organizatsiya i kontrol v sisteme gosudarstvennykh zakupok: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt/ V.V. Pankov, L.A. CHaykovskaya, N.A. Prodanova, V.B.Malitskaya, E.A. Gavrilova, T.V. Morozova, V.L. Kozhukhov - Monografiya - Pod redaktsiey V.V. Pankova, L.A. CHaykovskoy, V.L. Kozhukhova. Moskva, 2015. 247 p.
  7. Otchet o rabote Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii za 2018 god https://storage.strategy24.ru/files/news/201904/88a560d1510ae860233053ba98f05384.pdf. (data obrascheniya 11.05.2019).

Рецензент:

Мальцева Е.С. – кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 12.09.2019 г.