Вартанова Л.К., Осокина Д.Р. Национальная культура в современном скандинавском дизайне

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Вартанова Л.К., Осокина Д.Р. Национальная культура в современном скандинавском дизайне // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4 (16). С. 10.

УДК 7.033/.038

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ СКАНДИНАВСКОМ ДИЗАЙНЕ

Вартанова Людмила Карловна

ФБГОУ ВО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва, Россия (109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 73), доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство», luda_vartanova@mail.ru, +7-967-150-27-23.

Осокина Дарья Романовна

ФБГОУ ВО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва, Россия (109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 73), студент 2 курса магистратуры, направление подготовки «Дизайн социокультурной среды», кафедра «Дизайн и прикладное искусство», thefirefly@mail.ru, +7-915-058-92-44.

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности национальной культуры скандинавских стран, их роль в развитии современного скандинавского дизайна, а также отмечены стили, оказавшие на него наиболее сильное влияние. Исследованы характерные черты скандинавского интерьера. Ввиду своего географического положения скандинавский дизайн долгое время развивался обособленно, в так называемых карантинных условиях, что и определило его дальнейшее самобытное развитие. Многие скандинавские традиции исторически так и остались неизменными. Произведения североевропейских мастеров, будь то ювелирное украшение, архитектурное сооружение, роспись или книжная иллюстрация, в любой период времени отличались простотой и естественностью форм. Вышедший из самобытного крестьянского искусства, скандинавский стиль в дизайне стремится быть понятным, простым не только в формах, но и в конкретных деталях. Скандинавский стиль всегда остается самобытным и уникальным в своём роде.

Ключевые слова: дизайн; интерьер; Скандинавия; Северная Европа; национальная культура; функционализм; природа.

NATIONAL CULTURE IN MODERN SCANDINAVIAN DESIGN

Vartanova Lyudmila Karlovna

 Moscow state University of technology and management. K. G. Razumovsky (PKU), Moscow, Russia (109004, Moscow, Zemlyanoy Val, 73), associate Professor of the Department «Design and decorative arts», luda_vartanova@mail.ru, +7-967-150-27-23.

Osokina Daria Romanovna

Moscow state University of technology and management. K. G. Razumovsky (PKU), Moscow, Russia (109004, Moscow, Zemlyanoy Val, 73), 2nd year student of magistracy, specialty «Design of the socio-cultural environment», Department «Design and decorative arts», thefirefly@mail.ru, +7-915-058-92-44.

Abstract. This article discusses the features of the national culture of the Scandinavian countries, their role in the development of modern Scandinavian design, as well as the styles that have had the strongest influence on it. The characteristic features of the Scandinavian interior are investigated. Due to its geographical location, Scandinavian design has long developed separately, in the so-called quarantine conditions, which determined its further original development. Many Scandinavian traditions have historically remained unchanged. Works of Northern European masters, whether jewelry, architectural construction, painting or book illustration, at any time differed simplicity and naturalness of forms. Scandinavian style in design, which emerged from the original peasant art, strives to be clear, simple not only in forms, but also in specific details. Scandinavian style always remains original and unique in its kind.

Keywords: design; interior; Scandinavia; Northern Europe; national culture; functionalism; nature.

Введение

Одной из основных задач отображения национальной культуры в дизайне можно назвать активизацию функции этнокультуры, которая заключается в сохранении культурного наследия как уникального явления, окружающего нас духовного и предметного мира. Особый интерес проявляется к произведениям дизайна, когда он выявляет сопричастность к национально-культурным традициям. Без включения этих особенностей в современный дизайн визуальный образ художественного произведения может быть серым и безликим. Поэтому, в противовес этой безликости, является важным включать в дизайн характерные элементы особенностей той или иной страны для сохранения его культурного наследия. «Линия, форма, пространство, свет и материал – это лишь некоторые из важнейших элементов, имеющих центральное значение для широко популярной эстетики дизайна» [6; 7, с. 59]. В данном случае именно дизайн, со всеми его проявлениями, является феноменом современной национально-художественной культуры. Национальная особенность в дизайне может проявиться в различных элементах, знаках и символах.

Целью исследования является подробное рассмотрение художественно-эстетических возможностей использования традиционной атрибутики национальной культуры в скандинавском дизайне. Её роль и влияние, оказывающие на развитие и совершенствование современного скандинавского дизайна, сохраняя самобытность и уникальность национальной культуры.

Методы исследования

Методы исследования – визуализация конкретных фрагментов изделий ремесленного изготовления и природных материалов, используемых в классическом скандинавском интерьере. А также проведён анализ и метод научного исследования, познающий явления исторической и общественной жизни скандинавских стран.

Результаты исследования и их обсуждение

Скандинавские страны являются довольно ярким примером реализации вышеописанной функции дизайна. Ввиду своего географического положения они долгое время развивались обособленно, в так называемых карантинных условиях, что и определило их дальнейшее самобытное развитие. Особенности и общая специфика скандинавского искусства и ремесла задаются уже в эпоху викингов (IX – XI вв.). Наиболее популярным был – и оставался впоследствии – такой вид декоративно-прикладного искусства, как резьба по дереву. Из древесины выполнялись как элементы домашней утвари и мебель, так и украшения вплоть до носов для кораблей (драккаров) в виде голов животных с незамысловатыми узорами. Звериная символика использовалась также в орнаменте, который использовался буквально везде и характеризовался плавностью и множеством изгибов; один из подстилей, именуемый III/E, изобиловал вариациями трёх орнаментально-животных мотивов: «ленточные животные», «хватающие животные» и «мотив великого зверя» (рисунок 1).





Помимо дерева, широко использовались металл и камень. О ремесле и культуре времён викингов известно по большей части именно из найденных на археологических раскопках орудий, выполненных из этих материалов (рисунок 2).

В эпоху Средневековья в культуре Скандинавии выделились два основных течения: крестьянское и дворянское. Если последнее было подвержено иностранному влиянию и активно перенимало черты чужой культуры, то первое продолжало оставаться самобытным и хранить народные традиции. Остаются в ходу и материалы, использующиеся людьми. Нужно также отметить, что в этот период господствующим видом искусства стран Северной Европы стала архитектура. Особое место занимало церковное зодчество с сооружениями, не подверженными влияниям соседствующих народов.



Многие скандинавские традиции тех времён так и остались неизменными. Произведения североевропейских мастеров, будь то ювелирное украшение, архитектурное сооружение, роспись или книжная иллюстрация, в любой период времени отличались простотой и естественностью форм. Именно это и сыграло решающую роль в становлении скандинавского дизайна как явления. Начало этому было положено в 80-х гг. XIX в., когда современное искусство обратилось к прошлому, но не подчиняя его себе, а дополняясь им. Так родился «северный модерн», который характеризовался грамотным сочетанием естественных и искусственных материалов, кое-где не подвергшихся тщательной обработке для большей аутентичности, отсутствием пышного декора и строгостью отделки. Здания, выполненные в этом стиле, отсылают своим видом к холодным сдержанным пейзажам Дании и Норвегии, а также их средневековым сооружениям. При этом веяния модерна прослеживались не только в архитектуре, но и в типографике, в интерьере, но именно в монументальных постройках были заметны особенно хорошо.

Международная Стокгольмская выставка 1930 г. окончательно определила для скандинавского дизайна вектор развития. Значительное влияние здесь оказал функционализм и последовавший за ним модернизм [4]. Их основные черты – минимализм, аскетизм, где структура мышления, общая культура, включает гуманитарную, информационную и технологическую компоненты [8, 9], подчинение не эстетике, а функции – стали для дизайна северных стран основополагающими. «Дизайн всегда должен оказываться целенаправленным стремлением с чётким пониманием проблемы и ясным результатом» [2, с. 12].

Сильнее всего этнодизайн проявился в среде малых архитектурных форм, интерьерах, декоративно-прикладном искусстве, где «явление ассоциативного мышления закономерно пронизывает создание и восприятие художественных произведений» [10, с. 409]. Развитие высоких технологий лишь помогло в поиске новых форм и осовременивании традиций: наиболее активно по-прежнему используются природные материалы – дерево и камень, которые теперь имеют массу способов обработки; реже, но всё же используются стекло, хромированный металл, ткани и мех. Скандинавский стиль выражен не только в подчёркнутой натуральности и экологичности материалов, простоте форм и линий, он также отражает основные черты характера, присущие североевропейским народам с давних времён: сдержанность, неторопливость, любовь к природе. Интерьер и архитектура северных стран воплощают идею уютного, тёплого, родного дома, сочетающего в себе практическую и эстетическую стороны дизайна. «Искусство учит пониманию и принятию другого человека, способствует становлению толерантного сознания, гуманистической направленности личности» [5, с. 154]. От декора не отказываются совсем, но он подчёркнуто лаконичен и не нагружен мелочами. Так, стены в помещении в скандинавском стиле часто декорируются грубым по своей фактуре кирпичом или необработанной древесиной.



Важной отличительной чертой скандинавского стиля, отсылающей к многовековым традициям северных народов, является его колорит. Он, как и всё остальное, тяготеет к природной естественности, лёгкости и свежести. В связи с этим преобладают природные цвета, ассоциирующиеся с натуральными материалами и привычными ландшафтами, преимущественно бледные, пастельные: белый, оттенки серого, бежевого, жёлтого, синего и зелёного. Здесь отмечается полный отказ от неестественных, кислотных цветов. Наиболее часто помещение светлое, с акцентами в холодных тонах: это визуально увеличивает пространство, добавляет воздуха и вызывает ассоциации с просторными норвежскими степями и фьордами.

Самым главным для скандинавского стиля является комфорт и доступность. Вышедший из самобытного крестьянского искусства, он стремится быть понятным, простым не только в формах, но и в конкретных деталях.  Керамические кашпо могут быть с лёгкостью заменены простыми деревянными ящиками, пустые светлые стены украшаются картинами или постерами в простых однотипных рамках, используемые орнаменты сдержанны, элементы мебели предельно мобильны, в их создании широко используется модульная система. Большое внимание уделяется свету, предпочтительно естественному, но ввиду климатических и географических особенностей помещения традиционно наполнены светильниками в тех же лаконичных формах.

Современная архитектура Северной Европы точно так же отвечает основным принципам скандинавского функционализма: она геометрична, проста и накрепко связана с окружающей её природой, согласована с ней. При упоминании таких стран, как Норвегия или Дания, в первую очередь вспоминаются аккуратные ряды ярких миниатюрных домов, контрастирующих с заснеженными хвойными лесами (рисунок 3).

Можно сказать, что скандинавский дизайн и стиль в целом – это «дизайн для всех» [1]. Он прост, комфортабелен, отрицает вычурность и приветствует упорядоченность. В то же время национально-культурные тенденции в нём особо ярко проявляются в стремлении к подчёркиванию национальных, идеологических и географических особенностей. Дизайн и природные материалы – как синоним, они неуклонно сосуществуют, дополняя друг друга.

Выводы

«Грамотный подход к композиции интерьера играет важнейшую роль, позволяет создать законченное пространство, приведя к гармонии и общей̆ целостности все компоненты интерьера» [3, с. 127]. Все эти особенности гармонично складываются в единое культурное явление, которое и делает скандинавский стиль таким самобытным и уникальным в своём роде. 

Список литературы 

  1. Asensio Paco. Новый скандинавский дизайн / New Scandinavian design: Издательство TeNeues, 2009. 400 с.
  2. Вартанова Л.К. Методы развития творческой концепции в процессе создания проекта в графическом дизайне // Modern Science. 2019. № 8-1. С. 12-16.
  3. Василенко П.Г., Василенко Е.В. Декоративное панно как центр концептуального оформления дизайна интерьера // Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума. Гжель: ГГУ, 2018. С. 125-127.
  4. Культура Скандинавских стран. URL: https: // spravochnick.ru / istoriya/severnaya_evropa_v_xvi_pervoy_polovine_xvii_v/kultura_skandinavskih_stran/ (дата обращения 15.07.2019).
  5. Лопасова Е.В. Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования (актуальность проблемы исследования) //Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 152-155.
  6. Маслов М.М. Моделирование светом // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2017». М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017. С. 60-65.
  7. Мурадова В.В., Смирнова М.А. Национальная культура в дизайне Японии//Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. № 1 (22). С. 59-65.
  8. Савельева Е.В. Проблемы и перспективы образовательной области «технология». Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы. Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2017. С. 157-160.
  9. Севостьянова О.Н., Смирнова М.А. Развитие творческого мышления студентов в рисунке архитектурного пространства // Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. УрГАХУ, 2017. С. 410-413.
  10. Смирнова М.А. Ассоциативная композиция // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. Москва, 2018. С. 407-412.

References 

  1. Asensio Paco. Novyy skandinavskiy dizayn / New Scandinavian design: Izdatelstvo TeNeues, 2009. 400
  2. Vartanova L.K. Metody razvitiya tvorcheskoy kontseptsii v protsesse sozdaniya proekta v graficheskom dizayne - Modern Science. 2019. no 8-1. pp. 12-16.
  3. Vasilenko P.G., Vasilenko E.V. Dekorativnoe panno kak tsentr kontseptualnogo oformleniya dizayna interera - Obrazovanie. Nauka. Kultura. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Gzhel: GGU, 2018. pp. 125-127.
  4. Kultura Skandinavskikh stran. URL: https: // spravochnick.ru / istoriya/severnaya_evropa_v_xvi_pervoy_polovine_xvii_v/kultura_skandinavskih_stran/ (data obrashcheniya 15.07.2019).
  5. Lopasova E.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kompozitsionnogo myshleniya uchashchihsya v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya (aktualnost problemy issledovaniya) - Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. no 8. pp. 152-155.
  6. Maslov M.M. Modelirovanie svetom - Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «DISK-2017». M., FGBOU VO «RGU im. A.N. Kosygina», pp. 60-65.
  7. Muradova V.V., Smirnova M.A. Natsionalnaya kultura v dizayne Yaponii - Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsiy. 2019. T. 10. no 1 (22). pp. 59-65.
  8. Saveleva E.V. Problemy i perspektivy obrazovatelnoy oblasti «tekhnologiya». Tekhnologo-ekonomicheskoe obrazovanie: dostizheniya, innovacii, perspektivy. Tula, TGPU im. L.N. Tolstogo, 2017. pp. 157-160.
  9. Sevostyanova O.N., Smirnova M.A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v risunke arhitekturnogo prostranstva - Prostranstva gorodskoy tsivilitsacii: idei, problemy, kontseptsii. UrGAHU, 2017. pp. 410-413.
  10. Smirnova M.A. Assotsiativnaya kompozitsiya - Metodologo-teoreticheskijy i tekhnologicheskiy resurs razvitiya informatsionno-obrazovatelnoy sredy. Moskva, 2018. pp. 407-412.

Рецензент:

Рымшина Т.А. – кандидат искусствоведения, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 18.09.2019 г.