Толкачев А.Н. Новый формат образовательных ивентов для вовлечения молодежи к активному участию в возрождении культурного наследия России

Образец ссылки на эту статью: Толкачев А.Н. Новый формат образовательных ивентов для вовлечения молодежи к активному участию в возрождении культурного наследия России // Бизнес и дизайн ревю. 2019.  № 4 (16). С. 15.

УДК 659.19

НОВЫЙ ФОРМАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИВЕНТОВ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В ВОЗРОЖДЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

Толкачев Андрей Николаевич

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протоповский переулок, 9), кандидат юридических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, 9757417@gmail.com, +7-915-123-07-63.

Аннотация. Актуальность темы заключается в том, что музей-заповедник И.С. Тургенева «Бежин луг», имеющий всероссийское значение, испытывает серьезный дефицит в туристах. Это ставит на повестку дня поиск новых нестандартных путей его продвижения и привлечения внимания к этому объекту.  В статье представлен уникальный опыт, участниками которого стали студенты Института бизнеса и дизайна, разработавшие квест – программу привлечения туристов в музей-заповедник. Она представляет собой уникальную разработку по проведению  активных культурных мероприятий, популярных  у молодежи.

Ключевые слова: музей-заповедник; историко-культурное наследие; квест; фестиваль; литературные чтения; туризм; маркетинговая коммуникация; модель вовлечения.

 NEW FORMAT OF EDUCATIONAL EVENTS FOR ATTRACTING YOUTH TO ACTIVE PARTICIPATION IN THE REVIVAL OF CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA

Tolkachev Andrey Nikolaevich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Legal Sciences, head of the Department of Marketing and Advertising, 9757417@gmail.сom, +7-915-123-07-63.

Abstract. The relevance of the topic is that the I.S. Turgenev's "Bezhin Meadow", which has all-Russian significance, is experiencing a serious shortage of tourists. This puts on the agenda the search for new non-standard ways of promoting it and drawing attention to this object. The article presents a unique experience, the participants of which were students of the Institute of Business and Design, who developed the quest - a program for attracting tourists to the museum-reserve. It is a unique development for active cultural events popular with young people.

Keywords: Museum-reserve; historical and cultural heritage; quest; festival; literary readings; tourism; marketing communication; involvement model.

Введение

Как известно, историко-культурный и природный музей-заповедник великого русского писателя И.С. Тургенева «Бежин луг» находится по адресу: Тульская область, Чернский район, село Тургенево. Но сегодня этот известнейший музей, находящийся в области, не столь далекой от Москвы, имеет серьезный дефицит в посещении туристов, да и в целом, во внимании российского общества.

Цель исследования: разработать новый формат образовательных ивентов для вовлечения молодежи к активному участию в возрождении культурного наследия России на примере историко-культурного и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Бежин луг».

Методы исследования

В основу исследования положены следующие методы: наблюдение, контент-анализ, эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение

Очевидно, что тургеневские места известны каждому россиянину, каждому школьнику. Иван Сергеевич весьма точно описал это место в рассказе «Бежин луг», к чему можно прибавить описания природы, быта и традиций края в других рассказах. Как заметил краевед А.Ф. Поляков, именно «сочетание воды, леса, луга и холмов создавали славу Бежина луга» [1].

Но современные тенденции охраны и использования памятников истории и культуры свидетельствуют о том, что необходимо формирование историко-культурных территорий, которыми могут стать музеи, усадебные и монастырские комплексы, поля исторических сражений, исторические пути и дороги, производственные участки и пр.

Такие территории уже создаются в форме либо музеев-заповедников, либо других пространственных образований, включая даже специфические административно-территориальные единицы. В ряде случаев их деятельность способна определить будущую хозяйственную специализацию региона, перспективы его социально-экономического развития. Историко-культурное наследие постепенно осознается в качестве специфического ресурса территории, выступает как новое активное явление экономической жизни [7, с. 115].

Традиционные мероприятия, организуемые администрацией района и работниками музейного комплекса

Был проведен контент-анализ мероприятий, на которые ссылаются средства массовой информации. Назовем их.

  1. На территории музея регулярно проходят экскурсии, Тургеневские чтения, вечера поэзии, художественные выставки, выставки народных промыслов, музыкальные вечера, «Ночи искусств».
  2. Для туристов разработаны пешие и велосипедные маршруты «Бежин луг — Тургенево — Покровское». Все объекты маршрута расположены достаточно близко — в 3-5 км друг от друга.
  3. Каждую последнюю субботу июня на Бежином лугу проходит литературно-песенный праздник «Песни Бежина луга», где зрителям рассказываются сюжеты из «Записок охотника», все это сопровождается песнями и выступлениями фольклорных коллективов.
  4. Легкоатлетические пробеги, соревнования лыжников и шахматные турниры.
  5. Пленэры художников.

Если сравнить с культурно-просветительской работой музея «Ясная поляна» (тоже находящегося в Тульской области), то мы ощутим не просто огромную разницу в размахе мероприятий, но и несомненно, более высокий уровень мероприятий в «Ясной поляне».

Музей Л.Н. Толстого может гордиться широчайшим диапазоном мероприятий от всевозможных фестивалей (типа Фестиваля Крапивы) до циклов концертов и постановок пьес немецким режиссером Фолькером Шлендорффом; от сотрудничества с крупными спонсорами до престижной Международной литературной премии «Ясная поляна».

Чтобы достичь такого масштаба необходима амбициозная программа культурных мероприятий, более серьезная поддержка государства и, главное, годы напряженной работы.

Главным выводом контент-анализа мероприятий Тургеневского музея можно признать обнаружение преобладания официоза в освещении мероприятий, низкой активности в создании мероприятий самими участниками и устаревшими форматами проведения мероприятий.

Совершенно понятно, что Тургеневский музей должен идти своим путем. Но каким? Активность администрации Чернского района и работников музейного комплекса по привлечению туристов в тургеневские места заслуживает самых высоких оценок, но очевидно другое.

Туристическая отрасль тоже испытывает дефицит в новых уникальных турпродуктах, которые были бы ценны своей новизной, высокой степенью мотивации для молодежи. Хотя ситуация такова, что сегодня молодежь в своей массе безусловно ориентирована на внутренний туризм, в силу доступности и более низкой цены за услуги по сравнению с зарубежными предложениями.

Из всего вышесказанного следует, что нужна маркетинговая программа, в которой будет построена система уникальных коммуникаций с молодежной целевой аудиторией.

Рассмотрим одну из экспериментальных разработок, созданных преподавателями и студентами в Институте бизнеса и дизайна города Москвы. В данной разработке представлены все элементы программы маркетинговых коммуникаций.

Новый формат образовательного ивента

Квест как самый популярный формат мероприятий среди молодежи не вызывал сомнений у разработчиков, и был выбран сразу всеми участниками проекта маркетинга. Основная причина в том, что он объединяет такие факторы воздействия как вовлечение в тему, поиск решения, и стимулирует на дальнейшее участие в подобных проектах. Квест так или иначе предлагает решение головоломки, раскрытие тайны искомого объекта.

Квест в формате «open air» (англ. open «открытый» + air «воздух») означает комплексное мероприятие «на открытом воздухе», соединяющее познавательную часть, охватывающее историю и культурные традиции населения местности, и несущее дух азарта и приключений.

Как отмечают М.Н. Кичерова и Г.З. Ефимова «Понятием “квест” (от английского «quest» - поиск, игра-загадка) обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном пространстве. Это специфическая форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач. В современных условиях квест становится новой практикой социальной коммуникации, новым видом активного отдыха для продвинутой интеллектуальной молодежи» [2, с. 1-7].

Характеристики квеста

  • Режим проведения – реальный.
  • Формат – линейный (каждое последующее действие зависит от предыдущего).
  • Срок реализации – краткосрочный (1-2 дня).
  • Форма участия – групповой.
  • Предметное содержание - межпредметный квест, объединяющий знания географии, истории и литературы.)

Функции квеста

  1. Аттрактивная – квест привлекает внимание к тем объектам, которые при обычном рассмотрении не вызывают большого интереса.
  2. Образовательная – участники квеста познают литературный текст по-другому и намного глубже.
  3. Коммуникативная – общение внутри команды на квесте необходимо и плодотворно.
  4. Ценностно-ориентирующая – участники квеста включают свою систему оценок окружающих объектов и объектов в литературном произведении [5, с. 134].

Итак, выбор квеста как регулярного мероприятия связан и с отсутствием в данной местности конкурентов с подобными программами образовательных игр на свежем воздухе.

Цель квеста

Популяризация историко-культурного и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Бежин луг». Квест поможет проникнуться участникам тематикой и культурным наследием русского классика.

Задачи квеста

  1. Исследование культурных объектов местности, указанных в сочинениях И.С. Тургенева.
  2. Анализ целевой аудитории и портрет потребителя.
  3. Создание плана и сценария мероприятия.
  4. Создание программы продвижения мероприятия.
  5. Получение эмоционально – позитивного отношения клиента к проектам «Бежин луг».

Ожидаемые выгоды для клиента 

  • «Функциональные выгоды» (качество квеста и его конкурентные преимущества).
  • «Процессуальные выгоды» (простота и удобство участия);
  • «Сервисные выгоды» (бонусная программа).

Выбор темы квеста

Тема квеста возникла из необходимости привлечь целевую аудиторию к культурно-историческому наследию этого края. Известный ученый К. Хоруженко рассматривает понятие «культурно-историческое наследие» в русле исторического подхода, и указывает, что культурно-историческое наследие есть одна из форм закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. В качестве его компонентов К. Хорунженко выделяет:

  • язык, идеалы, традиции, обряды, обычаи, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла;
  • произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, рукописи, письма, личные архивы;
  • памятники архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие значимые свидетельства исторического прошлого. Отсюда следует, что наследие представляет собой духовный «запасник» и одновременно «источник, благодаря которому развивается современная культура» [6]. Как указано в одном из словарей по культурологии, обязательным элементом культурно-исторического наследия является его почитание живущими на этой земле поколениями [3].

Чтобы оценить культурно-историческое наследие творчества И.С. Тургенева достаточно обратиться к оценке значения творчества писателя известным литературным критиком Д.И. Писаревым: «И.С. Тургенев… — истинный художник, и художник преимущественно русский… Действующие лица повестей и рассказов Тургенева живут одною жизнью с своим автором… В понимании вещей, в складе ума представляемых личностей есть такие оригинальные черты, такие неуловимые, но характеристичные частности, которые вырабатывает только русская жизнь, которые может оценить и подметить только человек, сжившийся с этою жизнью, одаренный тем же национальным складом ума, перечувствовавший на себе интересы и стремления, волновавшие русское общество, и притом перечувствовавший их так, как чувствует и воспринимает их русский человек. Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева» [4].

Как показывает контент-анализ, из этой оценки можно извлечь умение писателя показать через особенности характера человека, «знание русской жизни», особенности легенд, создаваемых жителями этих мест, что создает дополнительный стимул для современного жителя России исследовать и край, где жил писатель и его творчество.

Выводы

Разработка и продвижение программы продвижения квестов - сложная работа, где нужна скоординированная работа команды. В статье достаточно убедительно показано, почему целевая аудитория будет приезжать, группироваться, самоопределяться и настраиваться на последующие мероприятия программы, если будут именно современные форматы таковых.

Налицо возможность воплотить проект в жизнь с минимальными отклонениями от плана, а самое главное выполнить цель проекта по массовому привлечению молодежи к культурно-историческому наследию «Бежина луга». Нужна энергия созидания, творческий подход, нахождение своей роли в проекте, и необходимость удивляться, радоваться, и вдохновляться. Таким образом, начиная от квестов, целевая аудитория будет вполне заинтересованно приходить и на другие программы культурно-исторического комплекса «Бежин луг», вовлекаясь в глобальный процесс возрождения русской провинциальной культуры.

Список литературы

  1. Зайцев В. Бежин луг: прошлое и настоящее // Газета Заря 16.12.2017. URL http://zarya-chern.ru/news/bezhin-lug-proshloe-i-nastoyashch (дата обращения 11.07.2019).
  2. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки. 2016. Том 4. N. 5. С. 1-7.
  3. Кравченко А.И. Культурология: словарь. М: Академический Проект, 2000. 671 с.
  4. Писарев Д.И. Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. 1568 с.
  5. Толкачев А.Н. Деловая игра для менеджеров как инструмент обретения навыков управления продажами // Управление продажами. 2018. № 2. С. 134-149.
  6. Хорунженко K.M. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 640 с.
  7. Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 2004. N С. 115-132.

References

  1. Zaytsev V. Bezhin lug: proshloe i nastoyaschee - Gazeta Zarya 16.12.2017. URL http://zarya-chern.ru/news/bezhin-lug-proshloe-i-nastoyashch (data obrascheniya 11.07.2019).
  2. Kicherova M.N. i Efimova G.Z. Obrazovatelnye kvesty kak kreativnaya pedagogicheskaya tekhnologiya dlya studentov novogo pokoleniya - Mir nauki. 2016. Tom 4. N. 5. pp. 1-7.
  3. Kravchenko A.I. Kulturologiya: slovar. M: Akademicheskiy Proekt, 2000. 671 p.
  4. Pisarev D.I. Sochineniya v chetyrekh tomakh. Tom 1. Stati i retsenzii 1859-1862. M.: Gosudarstvennoe izdatelstvo khudozhestvennoy literatury, 1955. 1568 p.
  5. Tolkachev A.N. Delovaya igra dlya menedzherov kak instrument obreteniya navykov upravleniya prodazhami - Upravlenie prodazhami. 2018. no 2. pp. 134-149.
  6. Khorunzhenko K.M. Kulturologiya: entsiklopedicheskiy slovar. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997. 640 p.
  7. Shulgin P.M. Istoriko-kulturnoe nasledie kak osobyy resurs regiona i faktor ego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya - Mir Rossii. 2004. no 2. pp. 115-132.

Рецензент:

Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 25.06.2019 г.

наверх