Смирнов С.Ю. Использование механизма софинансирования из федерального бюджета при обеспечении организации школьного питания
Смирнов С.Ю. Использование механизма софинансирования из федерального бюджета при обеспечении организации школьного питания
Образец ссылки на эту статью: Смирнов С.Ю. Использование механизма софинансирования из федерального бюджета при обеспечении организации школьного питания // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4 (16). С. 4.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Смирнов Сергей Юрьевич
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия (125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, д. 49), аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности, smirnov.sy@mail.ru.
Аннотация. Предметом рассмотрения статьи является использование механизма софинансирования из федерального бюджета при обеспечении организации школьного питания. Реализация указанных мероприятий направленных на создание условий для качественного, безопасного и здорового питания школьников. Отмечая социальную значимость вопроса школьного питания и с целью необходимости скорейшего обеспечения полноценным здоровым питанием обучающихся во всех общеобразовательных организациях страны, в данной статье рассматривается механизм по достижению указанной цели с привлечением средств федерального бюджета.
Ключевые слова: школьное питание; бюджет; финансирование; полномочия органов исполнительной власти.
USE OF THE CO-FINANCING MECHANISM FROM THE FEDERAL BUDGET IN PROVIDING THE SCHOOL FOOD ORGANIZATION
Smirnov Sergey Yurevich
FSBEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow, Russia (125993, Moscow, GSP-3, Leningradsky prospect, 49), graduate student of the Department of Legal Regulation of Economic Activities, smirnov.sy@mail.ru.
Abstract. The subject of this article is the use of the co-financing mechanism from the federal budget while ensuring the organization of school meals. The implementation of these measures aimed at creating conditions for high-quality, safe and healthy nutrition of students. Noting the social significance of the issue of school nutrition and in order to ensure the speediest possible provision of high-grade healthy nutrition to students in all general educational institutions of the country, this article will examine the mechanism for achieving this goal with the involvement of federal budget funds.
Keywords: school meals; budget; financing; powers of executive authorities.
Введение
Создание условий для охраны здоровья ребенка, содействие в реализации и защите его права на качественное, безопасное и здоровое питание в образовательных организациях, а также формирование у ребенка культуры здорового питания является одним из приоритетных направлений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере образования, реализуемом данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Цель исследования – рассмотреть возможность использования средств федерального бюджета при решении вопросов, связанных с реализаций полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в части организации качественного, безопасного и здорового питание в образовательных организациях, включая полноценное горячее питание, а также формирование у ребенка культуры здорового питания.
Методы исследования
Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы социально-экономического анализа, классификации, группировки, системный анализ и синтез, аналогия, структурный и сравнительный методы.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным Министерства просвещения Российской Федерации, на сегодняшний день только в 35 субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы по обеспечению горячим питанием обучающихся, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации системы школьного питания.
Следует отметить, что охват одноразовым горячим питанием составляет 63,8% от общего количества обучающихся, в том числе 64% обучающихся, относящихся к льготной категории от общего количества обучающихся, относящихся к льготной категории. При этом охват двухразовым горячим питанием составляет только 25,7% от общего количества обучающихся, в том числе 33,1% обучающихся, относящихся к льготной категории, от общего количества обучающихся льготной категории, охваченных двухразовым питанием.
Учитывая социальную значимость данного вопроса и принимая во внимание финансовые ограничения в ряде субъектов Российской Федерации при реализации законодательно установленных полномочий по организации предоставления общего образования (включая организацию системы школьного питания), важнейшей задачей федеральных органов государственной Российской Федерации власти должно являться принятие соответствующих мер по его решению.
В этой связи, представляется весьма обоснованным ведение на уровне федерального законодательства понятия «здоровое питание ребенка», под которым понимается ежедневный сбалансированный рацион питания, соответствующий возрастным особенностям и физиологическим потребностям ребенка в энергии, пищевых и биологически активных веществах, состоящий из пищевой продукции, отвечающей требованиям безопасности и характеризующейся оптимальными показателями качества, создающий условия для нормального роста, физического развития и жизнедеятельности ребенка, способствующий укреплению его здоровья и профилактики заболеваний, и основывающийся на принципах здорового питания [6, с. 34].
При этом возникает необходимость в разработке федеральными органами исполнительной власти (Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и т.д.) совместно с ведущими диетологами и нутрициологами единых методических указаний по организации сбалансированного питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, в том числе общих принципов его реализации в организованных детских коллективах, а также по формированию культуры их здорового питания.
Кроме того, одним из важнейших элементов в продвижении концепции по формированию культуры здорового питания детей должна являться организация информационно-просветительской работы с использованием обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии и социальную рекламу.
Также к числу основных задач государственной политики в области содействия обеспечению прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание предлагается отнести создание механизмов стимулирования производителей детского питания к выпуску продукции, отвечающей критериям качества, безопасности и принципам здорового питания. В целях реализации данного предложения потребуется установление соответствующих механизмов, равно как и уточнение критериев качества, безопасности и здорового питания.
При этом необходимо учитывать, что реализация данных положений повлечет дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В этой связи, в соответствии с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) [1] возникает необходимость анализа в разрезе субъектов Российской Федерации стоимости и источников финансирования питания обучающихся, в том числе горячего, включая предоставление подробного расчета объема дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях.
В качестве источника финансового обеспечения указанных мероприятий, помимо предполагаемых дополнительных бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, следует учитывать бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализуемых ими полномочий по организации предоставления школьного питания, а также иных внебюджетных источников, включая и родительскую плату. Помимо указанного, финансово-экономическое обоснование названных мероприятий должно отражать те категории обучающихся (включая льготные), чье финансовое обеспечение по организации бесплатного питания является расходным полномочием бюджетов соответствующих уровней или же осуществляется за счет средств родителей.
По результатам проведенного анализа субъекту законодательной инициативы в установленном порядке надлежит внести соответствующие предложения, согласно которым Правительство Российской Федерации предусматривает в порядке, установленном бюджетным законодательством, средства в федеральном бюджете в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование организации одноразового бесплатного питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, обеспечивающего соблюдение рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания детей, в том числе обеспечения таких обучающихся бесплатным горячим питанием.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 132 БК РФ [1] условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Следует подчеркнуть, что увеличение охвата обучающихся горячим питанием предполагает и увеличение административного и обслуживающего персонала, связанного с дополнительным объемом реализации указанных мероприятий, включая необходимость увеличения фонда оплаты труда и соответствующих начислений.
Кроме того, реализация указанных предложений может включать и ряд мероприятий, подразумевающих выделение дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: на проведение мониторинга качества и безопасности пищевой продукции для детского питания; на обеспечение полноценным питанием детей через специальные пункты питания и организации торговли, которое осуществляется по заключению врачей; на установление в отношении детей, нуждающихся в диетическом питании, детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья дополнительных к установленным действующим законодательством норм обеспечения детским питанием; на государственную регистрацию пищевой продукции для детского питания; на организационно-технического обеспечения деятельности соответствующих мероприятий.
При реализации обозначенных предложений предметом особого их рассмотрения является вопрос компетенции региональных и муниципальных властей разрабатывать и реализовывать программы, содержащие мероприятия, направленные на содействие обеспечению здорового питания детей, а также на улучшение снабжения детей отдельными пищевыми продуктами и увеличение охвата обучающихся и воспитанников горячим питанием.
При этом органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закона № 131-ФЗ) [2], если это участие предусмотрено федеральными законами [5].
В этой связи следует отметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] предусмотрен порядок организации питания обучающихся.
Таким образом, органы местного самоуправления в части осуществления прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание вправе разрабатывать и реализовывать муниципальные программы, содержащие мероприятия направленные, в том числе на улучшение снабжения детей отдельными пищевыми продуктами, по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, а также осуществлять иные полномочия в указанной сфере, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ [2].
В пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственно власти субъектов Российской Федерации» [4] приведен перечень вопросов, решение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), для решения которых органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Данный перечень включает в себя и организацию предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (с организацией предоставления школьного питание, как ее неотъемлемой части).
В случае принятия органами государственной власти Российской Федерации решения о софинансировании из федерального бюджета мероприятий по организации качественного, безопасного и здорового питание в образовательных организациях, включая полноценное горячее питание, а также формирования у ребенка культуры здорового питания, бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета для исполнения ими указанных полномочий возможно предоставление финансовой поддержки в виде субсидий, распределение которых осуществляется в соответствии с едиными и формализованными для всех субъектов Российской Федерации методиками, исходя из равноправия субъектов бюджетных правоотношений.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 БК РФ [1], органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом и обязанностью самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходных обязательств с учетом имеющихся доходных источников.
Выводы
В условиях бюджетных ограничений важной задачей органов государственной власти субъектов Российской Федерации должно являться рациональное и эффективное использование имеющихся средств, активное проведение специальных мер, направленных на консолидацию бюджетных средств и приоритизация расходов бюджета региона.
В этой связи федеральным органам исполнительной власти, отвечающим за реализацию государственной политики в указанной сфере целесообразно совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать перечень мер, включающий минимальный (первостепенный) набор мероприятий по обеспечению организации школьного питания, финансовое обеспечение которых возможно рассматривать с использованием механизма софинансирования из федерального бюджета.
Список литературы
References
Рецензент:
Рудакова Ольга Викторовна - доктор экономических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
Работа поступила в редакцию: 12.09.2019 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Смирнов Сергей Юрьевич
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия (125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, д. 49), аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности, smirnov.sy@mail.ru.
Аннотация. Предметом рассмотрения статьи является использование механизма софинансирования из федерального бюджета при обеспечении организации школьного питания. Реализация указанных мероприятий направленных на создание условий для качественного, безопасного и здорового питания школьников. Отмечая социальную значимость вопроса школьного питания и с целью необходимости скорейшего обеспечения полноценным здоровым питанием обучающихся во всех общеобразовательных организациях страны, в данной статье рассматривается механизм по достижению указанной цели с привлечением средств федерального бюджета.
Ключевые слова: школьное питание; бюджет; финансирование; полномочия органов исполнительной власти.
USE OF THE CO-FINANCING MECHANISM FROM THE FEDERAL BUDGET IN PROVIDING THE SCHOOL FOOD ORGANIZATION
Smirnov Sergey Yurevich
FSBEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow, Russia (125993, Moscow, GSP-3, Leningradsky prospect, 49), graduate student of the Department of Legal Regulation of Economic Activities, smirnov.sy@mail.ru.
Abstract. The subject of this article is the use of the co-financing mechanism from the federal budget while ensuring the organization of school meals. The implementation of these measures aimed at creating conditions for high-quality, safe and healthy nutrition of students. Noting the social significance of the issue of school nutrition and in order to ensure the speediest possible provision of high-grade healthy nutrition to students in all general educational institutions of the country, this article will examine the mechanism for achieving this goal with the involvement of federal budget funds.
Keywords: school meals; budget; financing; powers of executive authorities.
Введение
Создание условий для охраны здоровья ребенка, содействие в реализации и защите его права на качественное, безопасное и здоровое питание в образовательных организациях, а также формирование у ребенка культуры здорового питания является одним из приоритетных направлений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере образования, реализуемом данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Цель исследования – рассмотреть возможность использования средств федерального бюджета при решении вопросов, связанных с реализаций полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в части организации качественного, безопасного и здорового питание в образовательных организациях, включая полноценное горячее питание, а также формирование у ребенка культуры здорового питания.
Методы исследования
Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы социально-экономического анализа, классификации, группировки, системный анализ и синтез, аналогия, структурный и сравнительный методы.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным Министерства просвещения Российской Федерации, на сегодняшний день только в 35 субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы по обеспечению горячим питанием обучающихся, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации системы школьного питания.
Следует отметить, что охват одноразовым горячим питанием составляет 63,8% от общего количества обучающихся, в том числе 64% обучающихся, относящихся к льготной категории от общего количества обучающихся, относящихся к льготной категории. При этом охват двухразовым горячим питанием составляет только 25,7% от общего количества обучающихся, в том числе 33,1% обучающихся, относящихся к льготной категории, от общего количества обучающихся льготной категории, охваченных двухразовым питанием.
Учитывая социальную значимость данного вопроса и принимая во внимание финансовые ограничения в ряде субъектов Российской Федерации при реализации законодательно установленных полномочий по организации предоставления общего образования (включая организацию системы школьного питания), важнейшей задачей федеральных органов государственной Российской Федерации власти должно являться принятие соответствующих мер по его решению.
В этой связи, представляется весьма обоснованным ведение на уровне федерального законодательства понятия «здоровое питание ребенка», под которым понимается ежедневный сбалансированный рацион питания, соответствующий возрастным особенностям и физиологическим потребностям ребенка в энергии, пищевых и биологически активных веществах, состоящий из пищевой продукции, отвечающей требованиям безопасности и характеризующейся оптимальными показателями качества, создающий условия для нормального роста, физического развития и жизнедеятельности ребенка, способствующий укреплению его здоровья и профилактики заболеваний, и основывающийся на принципах здорового питания [6, с. 34].
При этом возникает необходимость в разработке федеральными органами исполнительной власти (Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и т.д.) совместно с ведущими диетологами и нутрициологами единых методических указаний по организации сбалансированного питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, в том числе общих принципов его реализации в организованных детских коллективах, а также по формированию культуры их здорового питания.
Кроме того, одним из важнейших элементов в продвижении концепции по формированию культуры здорового питания детей должна являться организация информационно-просветительской работы с использованием обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии и социальную рекламу.
Также к числу основных задач государственной политики в области содействия обеспечению прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание предлагается отнести создание механизмов стимулирования производителей детского питания к выпуску продукции, отвечающей критериям качества, безопасности и принципам здорового питания. В целях реализации данного предложения потребуется установление соответствующих механизмов, равно как и уточнение критериев качества, безопасности и здорового питания.
При этом необходимо учитывать, что реализация данных положений повлечет дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В этой связи, в соответствии с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) [1] возникает необходимость анализа в разрезе субъектов Российской Федерации стоимости и источников финансирования питания обучающихся, в том числе горячего, включая предоставление подробного расчета объема дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях.
В качестве источника финансового обеспечения указанных мероприятий, помимо предполагаемых дополнительных бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, следует учитывать бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализуемых ими полномочий по организации предоставления школьного питания, а также иных внебюджетных источников, включая и родительскую плату. Помимо указанного, финансово-экономическое обоснование названных мероприятий должно отражать те категории обучающихся (включая льготные), чье финансовое обеспечение по организации бесплатного питания является расходным полномочием бюджетов соответствующих уровней или же осуществляется за счет средств родителей.
По результатам проведенного анализа субъекту законодательной инициативы в установленном порядке надлежит внести соответствующие предложения, согласно которым Правительство Российской Федерации предусматривает в порядке, установленном бюджетным законодательством, средства в федеральном бюджете в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование организации одноразового бесплатного питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, обеспечивающего соблюдение рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания детей, в том числе обеспечения таких обучающихся бесплатным горячим питанием.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 132 БК РФ [1] условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Следует подчеркнуть, что увеличение охвата обучающихся горячим питанием предполагает и увеличение административного и обслуживающего персонала, связанного с дополнительным объемом реализации указанных мероприятий, включая необходимость увеличения фонда оплаты труда и соответствующих начислений.
Кроме того, реализация указанных предложений может включать и ряд мероприятий, подразумевающих выделение дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: на проведение мониторинга качества и безопасности пищевой продукции для детского питания; на обеспечение полноценным питанием детей через специальные пункты питания и организации торговли, которое осуществляется по заключению врачей; на установление в отношении детей, нуждающихся в диетическом питании, детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья дополнительных к установленным действующим законодательством норм обеспечения детским питанием; на государственную регистрацию пищевой продукции для детского питания; на организационно-технического обеспечения деятельности соответствующих мероприятий.
При реализации обозначенных предложений предметом особого их рассмотрения является вопрос компетенции региональных и муниципальных властей разрабатывать и реализовывать программы, содержащие мероприятия, направленные на содействие обеспечению здорового питания детей, а также на улучшение снабжения детей отдельными пищевыми продуктами и увеличение охвата обучающихся и воспитанников горячим питанием.
При этом органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закона № 131-ФЗ) [2], если это участие предусмотрено федеральными законами [5].
В этой связи следует отметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] предусмотрен порядок организации питания обучающихся.
Таким образом, органы местного самоуправления в части осуществления прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание вправе разрабатывать и реализовывать муниципальные программы, содержащие мероприятия направленные, в том числе на улучшение снабжения детей отдельными пищевыми продуктами, по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, а также осуществлять иные полномочия в указанной сфере, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ [2].
В пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственно власти субъектов Российской Федерации» [4] приведен перечень вопросов, решение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), для решения которых органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Данный перечень включает в себя и организацию предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (с организацией предоставления школьного питание, как ее неотъемлемой части).
В случае принятия органами государственной власти Российской Федерации решения о софинансировании из федерального бюджета мероприятий по организации качественного, безопасного и здорового питание в образовательных организациях, включая полноценное горячее питание, а также формирования у ребенка культуры здорового питания, бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета для исполнения ими указанных полномочий возможно предоставление финансовой поддержки в виде субсидий, распределение которых осуществляется в соответствии с едиными и формализованными для всех субъектов Российской Федерации методиками, исходя из равноправия субъектов бюджетных правоотношений.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 БК РФ [1], органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом и обязанностью самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходных обязательств с учетом имеющихся доходных источников.
Выводы
В условиях бюджетных ограничений важной задачей органов государственной власти субъектов Российской Федерации должно являться рациональное и эффективное использование имеющихся средств, активное проведение специальных мер, направленных на консолидацию бюджетных средств и приоритизация расходов бюджета региона.
В этой связи федеральным органам исполнительной власти, отвечающим за реализацию государственной политики в указанной сфере целесообразно совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать перечень мер, включающий минимальный (первостепенный) набор мероприятий по обеспечению организации школьного питания, финансовое обеспечение которых возможно рассматривать с использованием механизма софинансирования из федерального бюджета.
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. 1998. Ст. 31, 83, 132.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 2003. Ст. 19.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2012. Ст. 37.
- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственно власти субъектов Российской Федерации». 1999. Ст. 26.3.
- Нанба С.Б. Правовое регулирование наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Журнал российского права. 2009. № 11. С. 36-42.
- Панюкова В.В. Приоритетное право на питание // Торговое право. 2012. № 10. С. 34-36.
References
- Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. 1998. St. 31, 83, 132.
- Federalnyy zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii». 2003. St. 19.
- Federalnyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». 2012. St. 37.
- Federalnyy zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatelnykh (predstavitelnykh) i ispolnitelnykh organov gosudarstvenno vlasti subektov Rossiyskoy Federatsii». 1999. St. 26.3.
- Nanba S.B. Pravovoe regulirovanie nadeleniya organov mestnogo samoupravleniya otdelnymi gosudarstvennymi polnomochiyami - Zhurnal rossiyskogo prava. 2009. no 11. pp. 36-42.
- Panyukova V.V. Prioritetnoe pravo na pitanie - Torgovoe pravo. 2012. no 10. pp. 34-36.
Рецензент:
Рудакова Ольга Викторовна - доктор экономических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
Работа поступила в редакцию: 12.09.2019 г.