Ламовская О.Г., Моисеева А.А. Внутренний контроль нефинансовых активов в бюджетных организациях

Образец ссылки на эту статью: Ламовская О.Г., Моисеева А.А. Внутренний контроль нефинансовых активов в бюджетных организациях // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4 (16). С. 9.

УДК 657.22

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ламовская Ольга Григорьевна

Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, Москва, Россия (347740, Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 21), к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, olga.lamovskaya@yandex.ru, +7-928-138-42-23. 

Моисеева Анастасия Александровна

Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, Москва, Россия, (347740, Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 21), магистр второго года обучения факультета экономики и управления территориями, asyamoiseeva161@gmail.com, +7-904-500-24-28.       

Аннотация. Авторы анализируют систему внутреннего финансового контроля, своевременное проведение которого способствует сохранности и повышению эффективности использования нефинансовых активов в бюджетных учреждениях.  Дано описание процедур, проводимых в ходе осуществления проверки учета нефинансовых активов, а также их сохранности. Сделан вывод о проведении комплекса мероприятий внутреннего финансового контроля нефинансовых активов с целью повышения эффективности деятельности бюджетного учреждения. Среди этих мероприятий: проверка полноты и своевременности оприходования нефинансовых активов, правильность оформления операций по списанию нефинансовых активов, анализ правильности начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, проверка договоров о материальной ответственности, проведение инвентаризации нефинансовых активов и т.д.

Ключевые слова: нефинансовые активы; бюджетное учреждение; внутренний финансовый контроль; инвентаризация.

INTERNAL CONTROL OF NON-FINANCIAL ASSETS IN BUDGETARY INSTITUTIONS

Lamovskaya Olga Grigorevna 

Azov-black sea engineering Institute FGBOU in Donskoy GAU, Moscow, Russia (347740 Rostov region, Zernograd, Lenin str., 21), associate Professor of accounting, analysis and audit, olga.lamovskaya@yandex.ru, +7-928-138-42-23. 

Moiseeva Anastasiya Alexandrovna 

Azov-black sea engineering Institute FGBOU in Donskoy GAU, Moscow, Russia (347740 Rostov region, Zernograd, Lenin str., 21), master 2 years of study of the faculty of Economics and management of territories, asyamoiseeva161@gmail.com, +7-904-500-24-28. 

Abstract. The authors analyze the system of internal financial control, timely implementation of which contributes to the safety and efficiency of non-financial assets in public institutions.  The article describes the procedures carried out during the audit of accounting of non-financial assets, as well as their safety. It is concluded that the complex of measures of internal financial control of non-financial assets in order to improve the efficiency of the budget institution. Among these activities: verification of completeness and timeliness of posting of non-financial assets, correct execution of transactions on write-off of non-financial assets, analysis of the correctness of depreciation of fixed assets and intangible assets, verification of contracts on liability, inventory of non-financial assets, etc.

Keywords: non-financial assets; budgetary institution; internal financial control; inventory. 

Введение

Бюджетные учреждения являются одной из составляющих всей бюджетной системы России. Именно они призваны выполнить государственные функции по обеспечению жизнедеятельности населения страны. Система бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях призвана не только выявить финансовые нарушения, но и прежде всего обеспечить законность проводимых операций и сохранность всех активов [6, 9].

Цель исследования: предложить мероприятия по осуществлению финансового контроля нефинансовых активов бюджетных учреждений.

Методы исследования

В основу исследования положены методы: анализ и синтез, сбор фактов, системный подход.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно федеральному закону № 402-ФЗ от 6.12.2011 г. «О бухгалтерском учете» все предприятия и организации, в т.ч. государственные, обязаны осуществлять контроль своей финансово-хозяйственной жизни. Вместе с тем данная норма для учреждений бюджетной сферы была введена еще с 2011 г. приказом Минфина России   № 157н от 01.12.2010 г.

Внутренний контроль – это система мероприятий, направленных на достижение наиболее эффективных результатов деятельности учреждения [4, с. 40]. Задачи, которые должны быть выполнены благодаря этой системе следующие:

- рациональное использование всех имеющихся ресурсов учреждения;

- дальнейшее совершенствование деятельности учреждения;

- выполнение государственного задания;

- выявление противозаконных действий;

- составление достоверной отчетности.




Именно при достижении этих целей возможно повышение стабильности работы бюджетного учреждения.

На рисунке 1 представлены виды внутреннего финансового контроля, проводимого собственными силами в государственных учреждениях.

Главной целью внутреннего финансового контроля является эффективное использование выделенных бюджетных и собственных внебюджетных средств [10, с. 728-740].

Предварительный контроль предназначен для того, чтобы предупредить финансовые нарушения, связанные с финансово-хозяйственной жизнью учреждения. Он осуществляется финансовой и юридической службой учреждения на стадии подписания документов с учетом законодательных норм, нормативно-правовых актов, стандартов и правил.

Контроль, осуществляемый в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, называется текущим. Он проводится с целью недопущения финансовых нарушений и соблюдения финансовой дисциплины путем проверки поступивших документов.

По итогам проведенных финансовых операций ведется последующий контроль в виде анализа и контроля финансовых документов и отчетности. В процессе этого контроля могут осуществляться плановые и внеплановые ревизии и инвентаризации.

С целью осуществления внутреннего контроля в учреждении приказом руководителя создается комиссия, членами которой являются представители финансовой службы, юридического отдела, кадровой службы, заместители руководителя и другие работники учреждения. Итогом проведенных мероприятий финансового контроля является акт, подписанный всеми членами комиссии.

Особое место в процессе проведения различных видов контроля уделяется проверки правильного учета, наличия, сохранности и эффективного использования нефинансовых активов.

Нефинансовые активы – это объекты, которые находятся в собственности бюджетных учреждений и призваны обеспечить выполнение ими государственного задания. К ним относятся: основные средства, нематериальные и непроизведенные активы и материальные запасы. По отношению к ним проводятся следующие операции:

- получение или создание;

- выбытие.

Все операции осуществляются на основании первичных документов и отражаются на счетах бухгалтерского учета. При проведении внешней финансовой проверки ревизоры особое внимание уделяют первичным документам, отражающим движение нефинансовых активов. Поэтому внутренние финансовые проверки должны включать в себя мероприятия по контролю за правильностью и своевременностью оформления бухгалтерских документов, на основании которых отражается на счетах бухгалтерского учета поступление и списание нефинансовых активов. Так основными первичными документами при приемке основных средств, нематериальных и непроизведенных активов являются Акты о приеме-передаче, которые составляются постоянно действующей комиссией. Основанием для их составления является накладная поставщика (подрядчика). Материальные запасы, поступившие по договору купли-продажи, приходуются также на основании накладной. Для подтверждения расходов, связанных с изготовлением нефинансовых активов силами сотрудников учреждения, можно применять Акт выполненных работ произвольной формы.

Сохранность нефинансовых активов во многом зависит от обеспечения условий для этого и законности списания нефинансовых активов с баланса учреждения. Как известно, именно хищения являются результатом плохой организации сохранности активов учреждения [3, с. 56-65; 5, с. 209-211]. Поэтому анализ наличия договоров о материальной ответственности с лицами, которым переданы ценности, должен быть необходимой процедурой при проведении проверки нефинансовых активов в бюджетном учреждении.

Учитывая условия списания основных средств и нематериальных активов при начислении 100 процентной амортизации, членами комиссии также тщательно проверяется правильность ее начисления в соответствии с установленными нормами и целесообразность списания объекта.

Основными документами, на основании которых в учреждении отражается списание нефинансовых активов, являются Акты на списание. Поэтому в ходе контроля устанавливается законность их оформления и целесообразность списания активов.

Кроме того, членами комиссии по внутреннему контролю должна проводиться инвентаризация нефинансовых активов, которая заключается в сверке фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета [1, c. 30; 2, c. 21]. Именно эта процедура позволяет сделать выводы о выполнении условий сохранности нефинансовых активов в бюджетном учреждении. В ходе инвентаризации также подвергаются проверке складские помещения и другие места хранения нефинансовых активов с точки зрения организации складского учета в соответствии с установленными требованиями.

В целом проводимая работа членами комиссии внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения в вопросе учета и обеспечения сохранности нефинансовых активов должна включать следующие мероприятия:

  1. Проверка полноты и своевременности оприходования нефинансовых активов.
  2. Законность и правильность оформления операций по списанию нефинансовых активов.
  3. Анализ правильности начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
  4. Проверка договоров о материальной ответственности.
  5. Проведение инвентаризации нефинансовых активов.
  6. Составление Акта проверки с выводами и предложениями.

Кроме того, необходимо отметить, что достижение положительного результата проводимой работы возможно только при наличии разработанного и утвержденного в учреждении Положения о внутреннем финансовом контроле.

Выводы

Выполнение перечисленных процедур позволит повысить качество проводимого внутреннего финансового контроля нефинансовых активов, а значит, в целом это будет способствовать решению задач, поставленных перед бюджетными учреждениями.

Список литературы 

  1. Антаненкова Е. Внутренний контроль в организации // Консультант. 2014. № 9. С. 34.
  2. Бурцев В. Внутренний контроль в бюджетной организации // Аудит и налогообложение. 2005. № 11. С. 21.
  3. Голощапова Л.В., Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Оценка нормативно-правовой базы и основные способы выявления внутрикорпоративных хищений и мошенничества в результате финансово-хозяйственной деятельности // Бухучет в строительных организациях. 2019. № 3. С. 56-65.
  4. Габуева А.Т., Проданова Н.А. Внутренний аудит т контроль в системе управления организацией/ А.Т. Габуева, Н.А. Проданова // Внутренний контроль и аудит в системе эффективного управления организацией Москва, 2017. С. 40-44.
  5. Зацаринная Е.И. Финансовые мошенничества и злоупотребления в бюджетной сфере // Преобразования, риски, безопасность: социально-экономические, правовые, международные аспекты развития предпринимательства. М.: Московский институт предпринимательства и права, 2015. С.  209-211.
  6. Маслов Т.С. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях: учебное пособие. М.: Магистр, 2018. 544 с.
  7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. Электрон. дан. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.08.2019).
  8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. Электрон. дан.  URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.08.2019).
  9. Опарина С.И. Бюджетный учет и отчетность: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Ч. 1 / С.И. Опарина, Т.И. Кришталева, А.И. Гурко: под ред. С.И. Опариной. М.: Юрайт, 2016. 347 с.
  10. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Mironov D.S., Zatsarinnaya Е.I., Romanova M.V., Yumashev A.V. Internal Control System in Enterprise Management: Analysis and Interaction Matrices // European Research Studies Journal. Т. 21. № 2. С. 728-740.

 References 

  1. Antanenkova E. Vnutrenniy kontrol v organizatsii - Konsultant. 2014. no 9. p. 34.
  2. Burtsev V. Vnutrenniy kontrol v byudzhetnoy organizatsii - Audit i nalogooblozhenie. 2005. no 11. p. 21.
  3. Goloschapova L.V., Prodanova N.A., Zatsarinnaya E.I. Otsenka normativno-pravovoy bazy i osnovnye sposoby vyyavleniya vnutrikorporativnykh khischeniy i moshennichestva v rezultate finansovo-khozyaystvennoy deyatelnosti - Bukhuchet v stroitelnykh organizatsiyakh. 2019. no 3. pp. 56-65.
  4. Gabueva A.T., Prodanova N.A. Vnutrenniy audit t kontrol v sisteme upravleniya organizatsiey/ A.T. Gabueva, N.A. Prodanova - Vnutrenniy kontrol i audit v sisteme effektivnogo upravleniya organizatsiey Moskva, 2017. S. 40-44.
  5. Zatsarinnaya E.I. Finansovye moshennichestva i zloupotrebleniya v byudzhetnoy sfere - Preobrazovaniya, riski, bezopasnost: sotsialno-ekonomicheskie, pravovye, mezhdunarodnye aspekty razvitiya predprinimatelstva. M.: Moskovskiy institut predprinimatelstva i prava, 2015. S.  209-211.
  6. Maslov T.S. Bukhgalterskiy uchet v gosudarstvennykh (munitsipalnykh) uchrezhdeniyakh: uchebnoe posobie. M.: Magistr, 2018. 544 p.
  7. O bukhgalterskom uchete: Federalnyy zakon ot 06.12.2011 №402-FZ [Elektronnyy resurs] / Konsultant-plyus. Elektron. dan. URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya 11.08.2019).
  8. Ob utverzhdenii Edinogo plana schetov bukhgalterskogo ucheta dlya organov gosudarstvennoy vlasti (gosudarstvennykh organov), organov mestnogo samoupravleniya, organov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami, gosudarstvennykh akademiy nauk, gosudarstvennykh (munitsipalnykh) uchrezhdeniy i Instruktsii po ego primeneniyu: prikaz Minfina Rossii ot 01.12.2010 № 157n. [Elektronnyy resurs] / Konsultant-plyus. Elektron. dan.  URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya 11.08.2019).
  9. Oparina S.I. Byudzhetnyy uchet i otchetnost: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury. Ch. 1 / S.I. Oparina, T.I. Krishtaleva, A.I. Gurko: pod red. S.I. Oparinoy. M.: YUrayt, 2016. 347 p.
  10. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Mironov D.S., Zatsarinnaya E.I., Romanova M.V., Yumashev A.V. Internal Control System in Enterprise Management: Analysis and Interaction Matrices - European Research Studies Journal. 2018. T. 21. no 2. pp. 728-740. 

Рецензент:

Мальцева Е.С. – кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 19.09.2019 г.