Кукенков В.И. Развитие объемно-пространственного мышления студентов в системе информационных технологий
Кукенков В.И. Развитие объемно-пространственного мышления студентов в системе информационных технологий
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Образец ссылки на эту статью: Кукенков В.И. Развитие объемно-пространственного мышления студентов в системе информационных технологий // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4 (16). С. 14.
УДК 74.01.09
РАЗВИТИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кукенков Валерий Игнатьевич
ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, Россия (620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11), кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна интерьера, e-mail: kvi-dpi@yandex.ru, +7-950-209-77-66.
Аннотация. Вопрос обучения студентов компьютерным технологиям тесно связан с качеством довузовской подготовки в области композиционного и пространственного моделирования объектов различной сложности, как геометрические, формы растений, насекомых, также животных и человека. Автор приходит к выводу, что организация (изображение) пространства объекта связана с индивидуальными качествами в изобразительной деятельности студентов, при изучении базовых принципов построения на плоскости листа бумаги не только плоской формы, но также объемно-пространственных объектов, опираясь на законы композиции, как типологической основы дизайнерской разработки.
Ключевые слова: объемно-пространственное мышление; типизация; индивидуальный подход; знаковость в изображении объекта.
DEVELOPMENT OF VOLUMETRIC-SPATIAL THINKING OF STUDENTS IN INFORMATION TECHNOLOGY SYSTEM
Kukenkov Valeriy Ignatevich
Russian state professional pedagogical University, Ekaterinburg, Russia (620012, Ekaterinburg, street Mashinostroiteley, 11), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of interior design, e-mail: kvi-dpi@yandex.ru, +7-950-209-77-66.
Abstract. The issue of teaching students computer technology is closely related to the quality of pre-University training in the field of compositional and spatial modeling of objects of varying complexity, such as geometric shapes of plants, insects, animals and humans. The author comes to the conclusion that the organization (image) object-space is associated with individual qualities in the visual activities of students in the study of the basic principles on the plane of the sheet of paper is not only flat, but also three-dimensional objects, based on the laws of composition, as typological framework design.
Keywords: spatial thinking; typification; individual approach; sign in the image of the object.
Введение
Обучение студентов компьютерным технологиям тесно связано с качеством подготовки в области композиционного и пространственного моделирования объектов различной сложности, как геометрические, формы растений, насекомых, также животных и человека. «Потребность человечества познать окружающую действительность и понять природу творчества возникла как следствие необходимости воздействия личности на художественно-творческую деятельность с целью достижения высоких результатов творчества, что возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом» [4, с. 19].
Цель исследования: учитывая специфичность визуализации изображаемых объектов, целью исследования явилась необходимость раскрыть методологические подходы, для освоения и применения в информационных технологиях принципов изображения плоских и объемно-пространственных форм, опираясь на бионику и зооморфизм, влияющих на развитие объемно-пространственного мышления студентов.
Методы исследования
Опираясь на поставленную цель, в статье рассмотрены следующие методы исследования:
1) теоретические аспекты: овладение и применение научных понятий и познаний в самостоятельном творчестве, как типичное и индивидуальное, семиотика пространства; 2) эмпирические аспекты: наблюдение, сравнение, абстрагирование, обобщение формы для последующего моделирования объекта, творческий эксперимент как временная и технологическая связь в поиске новых информационных технологий; 3) системный подход в развитии творческого воображения студентов на основе семиотики как системы знаков в изображении.
Результаты исследования и их обсуждение
Формирование и развитие объемно-пространственного мышления студентов, обучающихся по направлению подготовки 09.03.02 – информационные системы и технологии, профиль подготовки – информационные технологии в медиа индустрии, во многом зависит от аспектов типизации и индивидуализации в проектной работе, существующих методов преподавания и необходимых для гармоничного развития студентов в данной области. Необходимо обозначить, что типизация и индивидуализация имеют разобщенные характеристики, так как их возникновение и развитие в большей степени не имеют общих характерных признаков, связывающих их в единую систематизированную структуру, развивают мыслительную деятельность, используя простые графические средства в виде линии, точки, пятна, являясь системным применением, получают задуманный результат.
«Тип (греч. typos – отпечаток, форма, образец: 1) форма, вид чего-либо, обладающий существенными качественными признаками; 2) единица расчленения изучаемой реальности в типологии; 3) человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (сословия, нации и т.п.)» [9, с. 436]. Далее следует рассмотреть типизацию, как своеобразный способ копирования, представления действительности, в результате которого автор, применяя художественные приемы передачи сути и конструктивных особенностей форм и явлений, обозначает раскрытие индивидуального взгляда, конкретно-чувственных особенностей и творческих предпочтений. «Достаточно выразить концепцию, пусть в быстрых, или даже небрежных набросках, ведь это, далеко не окончательное решение» [1, с. 15].
Следует учесть то, что типизация тесно связана с индивидуальностью творческой личности, воплощающей самобытные изобразительные решения в реальной творческой деятельности и в различных обстоятельствах, например, связь с разработкой формы и пространства объекта. Поиск связей и определение содержания системы, объединяющей черты и особенности типичного, имеющего аналоговое, общую структуру в различных формах разработки, и индивидуального, имеющего неповторимый «почерк» изображенного объекта студентом, применяя различные подходы и методы в разработке пространства, например, интерьера, имеющего кардинальные отличия от других интерьеров. Типичное и индивидуальное способствуют объединению и структурированию в одну группу, обладая профессиональными и творческими качествами, применяемыми в формировании и разработке пространства объекта.
Рассматривая индивидуальное, как отражение частного восприятия, влияющего на формирование и развитие новой формы и пространства, и типичное, как проявление общепринятых требований и подходов при реализации разработанного стилевого решения объема и пространства объекта, они объединены в творческой деятельности и развитии изображения как символа или знака, имеющие влияние на проявления семиотики. «Этому определению противостоит традиция истолкования символа как некоторого знакового выражения высшей и абсолютной незнаковой сущности» [6, c. 211].
Трактовка семиотической функции элементов зрительного восприятия пространства интерьера может быть связана с функцией плоской или объемной поверхности в интерьере, имеющей длительный процесс развития культуры пространственного восприятия. Существенную роль на решение этого вопроса оказывает глубинное влияние семиотики на пространство интерьера. Проведение данного исследования направлено на использование плоского изображения пространства, пластично переходящее в объемы интерьера, определяя влияние объемно-пространственных поверхностей на идейное содержание пространства интерьера. Так, сравнивая пространство интерьера с пространством декорации, или интерьера, изображенного в кинематографе, возникают различные ощущения от увиденного интерьера реального и интерьера на сцене театра, экране кинотеатра или телевизора. Это совершенно различные восприятия пространства и содержания образного решения пространств, имеющих типологическое или индивидуальное основание для дальнейшего развития.
При рассмотрении вопроса объемно-пространственного мышления студентов, обнаружена проблема, выраженная в повсеместном низком уровне изучения и освоения основ изобразительной грамоты абитуриентов и студентов первого курса обучения. Так, изучая дисциплину «Рисунок и композиционное моделирование» по направлению информационные системы и технологии, следует отметить, что из общего количества студентов в учебной группе, основами изобразительной грамоты владеют не более 40%. «Изобразительная деятельность становится обязательной областью в педагогике как методический инструмент формирования культурной и гармоничной личности» [11, с. 252].
Уровень общей изобразительной грамоты зависит от дошкольной, школьной и довузовской подготовки, так как в обучении используется метод «натаскивания», без опоры на системную подготовку. Современный уровень обучения в дошкольном и школьном обучении основам изобразительной грамоты имеют фрагментарный и клиповый характер, что приводит к неграмотному созданию или изображению, как реальных, так и воображаемых объектов и форм. «Линия, форма, пространство, свет и материал – это лишь некоторые из важнейших элементов, имеющих центральное значение для широко популярной эстетики дизайна» [10, с. 60] и применения информационных технологий в медиа индустрии.
Важную роль в формировании пространства играет фотографическое изображение в различных жанрах. Например, сравнивая пространство интерьера с пространством фотографии, следует отметить, что в фотографии нет прошлого и будущего, в ней зафиксировано настоящее время. Время, переданное талантом дизайнера в интерьере, динамично, находится в развитии, переходя от настоящего времени в будущее или прошлое. «Искусство – это самая сложная машина, которую когда-нибудь создавал человек. Хотите – называйте его машиной, хотите – организмом, жизнью, но все равно это нечто саморазвивающееся…Минимальной единицей для появления новых смыслов являются три проявления: Я, другой человек и семиотическая среда вокруг нас (нечто вроде Троицы!)» [6, с. 271].
Педагог, используя индивидуальный подход к каждому студенту, при положительной активности и его природным способностям, получает достаточно высокий результат. «Существует мнение, что хорошее обучение имеет не меньшее значение, чем талант» [2, с. 18].
Включенная динамичность в пространство интерьера, находится в противостоянии со статикой, которая позволяет остановить движение человека на определенное время, а затем опять «закрутить» в обширное или зажатое пространство интерьера, применяя существующие типичности в литературе, поэзии, музыке, танце, и наблюдаемые природные явления света, воздуха, воды, преобразованные индивидуальностью дизайнера в новые стилевые разработки интерьера. Эти посылы на связь с окружающей средой, более всего направлены на связь с настоящим, прошлым или будущим временами.
Изображения как фиксация данных времен, может иметь условную, упрощенную и стилизованную формы, возможно, близкие к семиотике, обостряя восприятие созданного пространства интерьера, как знака, имеющие:
1) условно-«плоское» пространство, близкое к искусству древних цивилизаций;
2) глубокое горизонтально-вертикальное пространство (XX в.);
3) сферическое пространство космоса и планет (XXI в.).
Для создания объемно-пространственного решения объекта разрабатываются графическое и цветовое решение формы и пространства объекта, применяя прямую, обратную и параллельную перспективы, а также применяя перцептивный метод для оформления интерьера или разработки проекта, с учетом взгляда на интерьер с позиции развернутого пространства [8].
Рассматривая потенциальные возможности творческой индивидуальности, опирающейся на экологически чистые технологии, раскрываются широкие возможности использования биоматериалов, в т.ч. их утилизацию, и вторичное использование древесины, камня, мха, растений, глины и изделий из керамики. Дэвид Бенджамин, проводя исследование, объединил биологию, архитектуру и материаловедение, используя микроорганизмы, получил экспериментальные образцы строительных материалов, имеющих уникальные свойства.
В системе подготовки специалистов в области компьютерных технологий, важную роль имеют дисциплины по изобразительному искусству, изучение основ художественной подготовки, отечественной и мировой художественной культуры, музыки и литературы, ведь «применение на практике этих знаний говорит о профессиональном подходе...» [3, с. 125].
Выводы
Активное внедрение компьютерных технологий уже с детства в определенной степени снижает уровень творческого развития людей, не занимающихся ручным трудом и творческими дисциплинами (музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, танцы).
Вывод очевиден: в современном урбанизированном обществе повышается значимость развития тактильных ощущений, развивающихся в ручном труде. «Деятельность педагогического работника по развитию творческих способностей обеспечивается определенными педагогическими условиями, которым уделяется особое внимание в современном образовании» [7, с. 107]. Работа руками при создании объемного или плоского изображения имеет, несомненно, важное значение в формировании творческой личности будущих специалистов. И, возможно, будет изобретен «новый вид художественного языка» [5, с. 99], помогающий трансформировать плоские объекты в трехмерное пространство.
Список литературы
References
Рецензент:
Мелехов И.С. – преподаватель дисциплины «Программирование», АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Работа поступила в редакцию: 10.09.2019 г.
Образец ссылки на эту статью: Кукенков В.И. Развитие объемно-пространственного мышления студентов в системе информационных технологий // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4 (16). С. 14.
УДК 74.01.09
РАЗВИТИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кукенков Валерий Игнатьевич
ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, Россия (620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11), кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна интерьера, e-mail: kvi-dpi@yandex.ru, +7-950-209-77-66.
Аннотация. Вопрос обучения студентов компьютерным технологиям тесно связан с качеством довузовской подготовки в области композиционного и пространственного моделирования объектов различной сложности, как геометрические, формы растений, насекомых, также животных и человека. Автор приходит к выводу, что организация (изображение) пространства объекта связана с индивидуальными качествами в изобразительной деятельности студентов, при изучении базовых принципов построения на плоскости листа бумаги не только плоской формы, но также объемно-пространственных объектов, опираясь на законы композиции, как типологической основы дизайнерской разработки.
Ключевые слова: объемно-пространственное мышление; типизация; индивидуальный подход; знаковость в изображении объекта.
DEVELOPMENT OF VOLUMETRIC-SPATIAL THINKING OF STUDENTS IN INFORMATION TECHNOLOGY SYSTEM
Kukenkov Valeriy Ignatevich
Russian state professional pedagogical University, Ekaterinburg, Russia (620012, Ekaterinburg, street Mashinostroiteley, 11), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of interior design, e-mail: kvi-dpi@yandex.ru, +7-950-209-77-66.
Abstract. The issue of teaching students computer technology is closely related to the quality of pre-University training in the field of compositional and spatial modeling of objects of varying complexity, such as geometric shapes of plants, insects, animals and humans. The author comes to the conclusion that the organization (image) object-space is associated with individual qualities in the visual activities of students in the study of the basic principles on the plane of the sheet of paper is not only flat, but also three-dimensional objects, based on the laws of composition, as typological framework design.
Keywords: spatial thinking; typification; individual approach; sign in the image of the object.
Введение
Обучение студентов компьютерным технологиям тесно связано с качеством подготовки в области композиционного и пространственного моделирования объектов различной сложности, как геометрические, формы растений, насекомых, также животных и человека. «Потребность человечества познать окружающую действительность и понять природу творчества возникла как следствие необходимости воздействия личности на художественно-творческую деятельность с целью достижения высоких результатов творчества, что возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом» [4, с. 19].
Цель исследования: учитывая специфичность визуализации изображаемых объектов, целью исследования явилась необходимость раскрыть методологические подходы, для освоения и применения в информационных технологиях принципов изображения плоских и объемно-пространственных форм, опираясь на бионику и зооморфизм, влияющих на развитие объемно-пространственного мышления студентов.
Методы исследования
Опираясь на поставленную цель, в статье рассмотрены следующие методы исследования:
1) теоретические аспекты: овладение и применение научных понятий и познаний в самостоятельном творчестве, как типичное и индивидуальное, семиотика пространства; 2) эмпирические аспекты: наблюдение, сравнение, абстрагирование, обобщение формы для последующего моделирования объекта, творческий эксперимент как временная и технологическая связь в поиске новых информационных технологий; 3) системный подход в развитии творческого воображения студентов на основе семиотики как системы знаков в изображении.
Результаты исследования и их обсуждение
Формирование и развитие объемно-пространственного мышления студентов, обучающихся по направлению подготовки 09.03.02 – информационные системы и технологии, профиль подготовки – информационные технологии в медиа индустрии, во многом зависит от аспектов типизации и индивидуализации в проектной работе, существующих методов преподавания и необходимых для гармоничного развития студентов в данной области. Необходимо обозначить, что типизация и индивидуализация имеют разобщенные характеристики, так как их возникновение и развитие в большей степени не имеют общих характерных признаков, связывающих их в единую систематизированную структуру, развивают мыслительную деятельность, используя простые графические средства в виде линии, точки, пятна, являясь системным применением, получают задуманный результат.
«Тип (греч. typos – отпечаток, форма, образец: 1) форма, вид чего-либо, обладающий существенными качественными признаками; 2) единица расчленения изучаемой реальности в типологии; 3) человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (сословия, нации и т.п.)» [9, с. 436]. Далее следует рассмотреть типизацию, как своеобразный способ копирования, представления действительности, в результате которого автор, применяя художественные приемы передачи сути и конструктивных особенностей форм и явлений, обозначает раскрытие индивидуального взгляда, конкретно-чувственных особенностей и творческих предпочтений. «Достаточно выразить концепцию, пусть в быстрых, или даже небрежных набросках, ведь это, далеко не окончательное решение» [1, с. 15].
Следует учесть то, что типизация тесно связана с индивидуальностью творческой личности, воплощающей самобытные изобразительные решения в реальной творческой деятельности и в различных обстоятельствах, например, связь с разработкой формы и пространства объекта. Поиск связей и определение содержания системы, объединяющей черты и особенности типичного, имеющего аналоговое, общую структуру в различных формах разработки, и индивидуального, имеющего неповторимый «почерк» изображенного объекта студентом, применяя различные подходы и методы в разработке пространства, например, интерьера, имеющего кардинальные отличия от других интерьеров. Типичное и индивидуальное способствуют объединению и структурированию в одну группу, обладая профессиональными и творческими качествами, применяемыми в формировании и разработке пространства объекта.
Рассматривая индивидуальное, как отражение частного восприятия, влияющего на формирование и развитие новой формы и пространства, и типичное, как проявление общепринятых требований и подходов при реализации разработанного стилевого решения объема и пространства объекта, они объединены в творческой деятельности и развитии изображения как символа или знака, имеющие влияние на проявления семиотики. «Этому определению противостоит традиция истолкования символа как некоторого знакового выражения высшей и абсолютной незнаковой сущности» [6, c. 211].
Трактовка семиотической функции элементов зрительного восприятия пространства интерьера может быть связана с функцией плоской или объемной поверхности в интерьере, имеющей длительный процесс развития культуры пространственного восприятия. Существенную роль на решение этого вопроса оказывает глубинное влияние семиотики на пространство интерьера. Проведение данного исследования направлено на использование плоского изображения пространства, пластично переходящее в объемы интерьера, определяя влияние объемно-пространственных поверхностей на идейное содержание пространства интерьера. Так, сравнивая пространство интерьера с пространством декорации, или интерьера, изображенного в кинематографе, возникают различные ощущения от увиденного интерьера реального и интерьера на сцене театра, экране кинотеатра или телевизора. Это совершенно различные восприятия пространства и содержания образного решения пространств, имеющих типологическое или индивидуальное основание для дальнейшего развития.
При рассмотрении вопроса объемно-пространственного мышления студентов, обнаружена проблема, выраженная в повсеместном низком уровне изучения и освоения основ изобразительной грамоты абитуриентов и студентов первого курса обучения. Так, изучая дисциплину «Рисунок и композиционное моделирование» по направлению информационные системы и технологии, следует отметить, что из общего количества студентов в учебной группе, основами изобразительной грамоты владеют не более 40%. «Изобразительная деятельность становится обязательной областью в педагогике как методический инструмент формирования культурной и гармоничной личности» [11, с. 252].
Уровень общей изобразительной грамоты зависит от дошкольной, школьной и довузовской подготовки, так как в обучении используется метод «натаскивания», без опоры на системную подготовку. Современный уровень обучения в дошкольном и школьном обучении основам изобразительной грамоты имеют фрагментарный и клиповый характер, что приводит к неграмотному созданию или изображению, как реальных, так и воображаемых объектов и форм. «Линия, форма, пространство, свет и материал – это лишь некоторые из важнейших элементов, имеющих центральное значение для широко популярной эстетики дизайна» [10, с. 60] и применения информационных технологий в медиа индустрии.
Важную роль в формировании пространства играет фотографическое изображение в различных жанрах. Например, сравнивая пространство интерьера с пространством фотографии, следует отметить, что в фотографии нет прошлого и будущего, в ней зафиксировано настоящее время. Время, переданное талантом дизайнера в интерьере, динамично, находится в развитии, переходя от настоящего времени в будущее или прошлое. «Искусство – это самая сложная машина, которую когда-нибудь создавал человек. Хотите – называйте его машиной, хотите – организмом, жизнью, но все равно это нечто саморазвивающееся…Минимальной единицей для появления новых смыслов являются три проявления: Я, другой человек и семиотическая среда вокруг нас (нечто вроде Троицы!)» [6, с. 271].
Педагог, используя индивидуальный подход к каждому студенту, при положительной активности и его природным способностям, получает достаточно высокий результат. «Существует мнение, что хорошее обучение имеет не меньшее значение, чем талант» [2, с. 18].
Включенная динамичность в пространство интерьера, находится в противостоянии со статикой, которая позволяет остановить движение человека на определенное время, а затем опять «закрутить» в обширное или зажатое пространство интерьера, применяя существующие типичности в литературе, поэзии, музыке, танце, и наблюдаемые природные явления света, воздуха, воды, преобразованные индивидуальностью дизайнера в новые стилевые разработки интерьера. Эти посылы на связь с окружающей средой, более всего направлены на связь с настоящим, прошлым или будущим временами.
Изображения как фиксация данных времен, может иметь условную, упрощенную и стилизованную формы, возможно, близкие к семиотике, обостряя восприятие созданного пространства интерьера, как знака, имеющие:
1) условно-«плоское» пространство, близкое к искусству древних цивилизаций;
2) глубокое горизонтально-вертикальное пространство (XX в.);
3) сферическое пространство космоса и планет (XXI в.).
Для создания объемно-пространственного решения объекта разрабатываются графическое и цветовое решение формы и пространства объекта, применяя прямую, обратную и параллельную перспективы, а также применяя перцептивный метод для оформления интерьера или разработки проекта, с учетом взгляда на интерьер с позиции развернутого пространства [8].
Рассматривая потенциальные возможности творческой индивидуальности, опирающейся на экологически чистые технологии, раскрываются широкие возможности использования биоматериалов, в т.ч. их утилизацию, и вторичное использование древесины, камня, мха, растений, глины и изделий из керамики. Дэвид Бенджамин, проводя исследование, объединил биологию, архитектуру и материаловедение, используя микроорганизмы, получил экспериментальные образцы строительных материалов, имеющих уникальные свойства.
В системе подготовки специалистов в области компьютерных технологий, важную роль имеют дисциплины по изобразительному искусству, изучение основ художественной подготовки, отечественной и мировой художественной культуры, музыки и литературы, ведь «применение на практике этих знаний говорит о профессиональном подходе...» [3, с. 125].
Выводы
Активное внедрение компьютерных технологий уже с детства в определенной степени снижает уровень творческого развития людей, не занимающихся ручным трудом и творческими дисциплинами (музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, танцы).
Вывод очевиден: в современном урбанизированном обществе повышается значимость развития тактильных ощущений, развивающихся в ручном труде. «Деятельность педагогического работника по развитию творческих способностей обеспечивается определенными педагогическими условиями, которым уделяется особое внимание в современном образовании» [7, с. 107]. Работа руками при создании объемного или плоского изображения имеет, несомненно, важное значение в формировании творческой личности будущих специалистов. И, возможно, будет изобретен «новый вид художественного языка» [5, с. 99], помогающий трансформировать плоские объекты в трехмерное пространство.
Список литературы
- Вартанова Л.К. Методы развития творческой концепции в процессе создания проекта в графическом дизайне // Modern Science. 2019. № 8-1. С. 12-16.
- Вартанова Л.К. О способности творить // Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн: коллективная монография. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 16-22.
- Василенко П.Г., Василенко Е.В. Декоративное панно как центр концептуального оформления дизайна интерьера // Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума. Гжель: ГГУ, 2018. С. 125-127.
- Демкина Е.В., Лопасова Е.В. Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования: состояние, проблемы и перспективы. Майкоп, 2016. С. 116.
- Котышов А.В. Художественный стиль в декоративно-прикладном искусстве Хоана Миро // Пространство диалогов: декоративно-прикладное искусство и дизайн: коллективная монография. Уфа: Аэтерна, 2018. С. 93-100.
- Лотман Ю.М. Статьи по семиотике, культуре и искусстве/Предисл. С.М. Даниэля, сост. Р.Г. Григорьева, СПб.: Академический проект, 2002. С. 543.
- Лопасова Е.В., Василенко П.Г. Основные направления деятельности педагогического работника по развитию творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. Краснодар: КГИК, 2014. С. 104-110.
- Московская Г.П. Влияние традиционной художественной школы на дипломное проектирование // Образование. Наука. Культура. ГГУ, Электроизолятор. 2013. С. 93-96.
- Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
- Смирнова М.А., Мурадова В.В. Национальная культура в дизайне Японии // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. № 1 (22). С. 59-65.
- Смирнова М.А. Формообразование в изобразительном искусстве и дизайне//Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. М.: Ваш формат, 2017. С. 252-253.
References
- Vartanova L.K. Metody razvitiya tvorcheskoy kontseptsii v protsesse sozdaniya proekta v graficheskom dizayne - Modern Science. 2019. no 8-1. pp. 12-16.
- Vartanova L.K. O sposobnosti tvorit - Prostranstvo dialogov: izobrazitelnoe iskusstvo i dizayn: kollektivnaya monografiya. Sterlitamak: AMI, 2017. pp. 16-22.
- Vasilenko P.G., Vasilenko E.V. Dekorativnoe panno kak tsentr kontseptualnogo oformleniya dizayna interera - Obrazovanie. Nauka. Kultura. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Gzhel: GGU, 2018. pp. 125-127.
- Demkina E.V., Lopasova E.V. Formirovanie kompozitsionnogo myshleniya u obuchayushchihsya izobrazitelnomu iskusstvu v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy. Maykop, 2016. p. 116.
- Kotyshov A.V. Hudozhestvennyy stil v dekorativno-prikladnom iskusstve Hoana Miro - V knige: Prostranstvo dialogov: dekorativno-prikladnoe iskusstvo i dizayn: kollektivnaya monografiya. Ufa: Aeterna, 2018. pp. 93-100.
- Lotman Yu.M. Stati po semiotike, kulture i iskusstve / Predisl. S.M. Danielya, sost. R.G. Grigor'eva, SPb.: Akademicheskiy proekt, 2002. p. 543.
- Lopasova E.V., Vasilenko P.G. Osnovnye napravleniya deyatelnosti pedagogicheskogo rabotnika po razvitiyu tvorcheskikh sposobnostey obuchayushchihsya izobrazitelnomu iskusstvu v sisteme dopolnitelnogo predprofessionalnogo obrazovaniya - Modernizatsiya gumanitarnogo i hudozhestvennogo obrazovaniya: innovatsionnye strategii razvitiya. Krasnodar: KGIK, 2014. pp. 104-110.
- Moskovskaya G.P. Vliyanie traditsionnoy hudozhestvennoy shkoly na diplomnoe proektirovanie - Obrazovanie. Nauka. Kultura. GGU, Elektroizolyator. 2013. pp. 93-96.
- Mizherikov V.A. Psihologo-pedagogicheskiy slovar dlya uchiteley i rukovoditeley obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy. Rostov n/D.: Feniks,1998. 544 p.
- Smirnova M.A., Muradova V.V. Natsionalnaya kultura v dizayne Yaponii - Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsiy. 2019. T. 10. no 1 (22). pp. 59-65.
- Smirnova M.A. Formoobrazovanie v izobrazitelnom iskusstve i dizayne - Pedagogicheskoe obrazovanie na styke epokh: innovatsii i traditsii v sfere obrazovatelnykh tekhnologiy. M.: Vash format, 2017. pp. 252-253.
Рецензент:
Мелехов И.С. – преподаватель дисциплины «Программирование», АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Работа поступила в редакцию: 10.09.2019 г.