Стрелецкий А.М. Студенческие строительные отряды как форма трудового воспитания студентов

Образец ссылки на эту статью: Стрелецкий А.М. Студенческие строительные отряды как форма трудового воспитания студентов // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 3 (15). С. 15.

УДК 378.4

СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ КАК ФОРМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Стрелецкий Александр Михайлович

ФГУП «НАМИ», Москва, Россия, (125438, г. Москва, ул. Автомоторная, д. 2), кандидат исторических наук, профессор, советник по связям с общественностью, Alexandr.Streletskiy@nami.ru.                                                                            

Аннотация. Подготовка высококвалифицированного специалиста аграрного производства, способного отвечать всем требованиям современной экономики, возможна лишь при активном гражданско–трудовом воспитании студента. Автор показывает, что в наше время в России используются далеко не все формы трудового воспитания, ранее доказавшие свою эффективность. Одной из таких форм являются Студенческие строительные отряды. Главный научный результат: автор доказывает необходимость возрождения Студенческих строительных отрядов, способных привязать теоретические знания к практике студентов и освоить профессиональные компетенции.

Ключевые слова: трудовое воспитание; студенты; студенческие строительные отряды; компетенции.

STUDENT CONSTRUCTION TEAMS AS A FORM OF LABOR EDUCATION OF STUDENTS

Streletskiy Alexandr Mikhaylovich

FSUE, «NAMI», Moscow, Russia, (125438, Moscow, ul engine., 2), candidate of historical Sciences, Professor, Advisor for public relations, Alexandr.Streletskiy@nami.ru.

Abstract. Training of highly qualified specialist of agricultural production, able to meet all the requirements of the modern economy, is possible only with the active civil and labor education of the student. The author shows that in our time in Russia are used not all forms of labor education, previously proven to be effective. One of these forms are Student construction teams. The main scientific result: the author proves the need for the revival of Student construction teams that can bind theoretical knowledge to the practice of students and master professional competence.

Key words: labor education; students; student construction teams; competence.

Актуальная проблема современного образования - профессиональное образование молодёжи, ее востребованность на рынке труда, обладание соответствующих компетенций, делающих выпускников привлекательными для работодателей. Реалии сегодняшнего дня таковы, что более 50% выпускников российских школ поступают в высшие учебные заведения. И это несмотря на то, что количество вузов в последние годы неуклонно сокращается.

В то же время прямое использование в экономике России полученных в вузе знаний и компетенций по базовому направлению подготовки или специальности – достаточно невелико. Отчасти это можно объяснить отсутствием у выпускников вузов ясно сформированной гражданской позиции и недостатками практической подготовки молодёжи в системе современной Высшей школы. И если выпускники гуманитарных направленностей, используя профессиональность образования в сфере прямого его приложения, обладают неплохим социокультурным потенциалом, то выпускники технических направленностей – инженеры, бакалавры, да и магистры, имеют явно недостаточный потенциал практических навыков. Следовательно, они входят в группу обозначенного риска и именно им непросто адаптироваться на рынке труда.

Немаловажная составляющая воспитания студента как специалиста и гражданина высокой культуры – его трудовое воспитание. И оно представляет собой не только «психологический аспект профессионального становления личности» [2, с. 103-107]. Априори, оно основано на трудовой деятельности. С одной стороны, учёба и представляет собой непосредственный труд, однако прежде всего – это труд с карандашом, ручкой, ноутбуком или книгой. Производственная практика – гармоничная составляющая учебного процесса. И в стандартах 3++ ей в часовом плане уделяется повышенное внимание. Однако она по-прежнему не ориентирует студентов на самостоятельность, поиск и эксперимент. Вместе с тем зародившееся в середине 1950-х гг. «Целинное движение», создало фундамент для «Студенческих строительных отрядов» (ССО) и третий трудовой семестр большинства советских вузов, стал эффективным дополнением традиционной производственной практики.

Деятельность «Студенческих строительных отрядов» можно проследить на примере Тимирязевской академии. Если на заре целинного движения студенческие отряды тимирязевцев помогали на уборке урожая, работали трактористами, комбайнерами, то в 1960-е гг. молодежный студенческий труд стал активно использоваться в строительстве. При этом «романтика дальних дорог» - работа в сельской местности, незнакомая урбанизированному студенчеству столичных вузов для студентов-тимирязевцев не была «романтической новацией». Сельскохозяйственный труд был им хорошо знаком с детства. Однако попасть в стройотряд было непросто. Конкурсный отбор начинался задолго до начала летнего семестра. Главными критериями были успеваемость и активная общественная работа [3, с. 155].

Всесоюзный отряд студентов, насчитывавший в 1970 – 1980-е гг. более 1 млн человек, в летний период – время практики и студенческих каникул, решал важнейшие народнохозяйственные задачи советской экономики, и в то же самое время был органической структурой Высшей школы СССР, решавшей задачи становления «молодого специалиста», будущего руководителя производства. При этом параллельно осуществлялась экстраполяция социокультурной линии на периферию молодёжного творчества и пропаганды высокой значимости высшего образования.

«Скорей бы утро, и снова на работу!» - можно было увидеть на плакатах, которые развешивались активистами движения в палатках и бытовках – местах короткого сна студентов. Энтузиазм, кипучая энергия молодёжи, соотнесённые к конкретным задачам – строительству и сельскохозяйственным работам, находясь в русле грамотного технологического подхода за счёт опытных специалистов, позволяли получать высокие результаты. За небольшой летний период в голой степи вырастали жилые дома, сельскохозяйственные постройки: коровники, телятники, конюшни, склады и амбары, сотни километров шоссе железных дорог, линии электропередач и многое другое. Это было весомым подспорьем экономике страны, вхождением студента в реальную трудовую жизнь. Более того, деньги, заработанные в ССО существенно пополняли студенческий бюджет. Достаточно сказать, что они могли на порядок превышать советскую студенческую стипендию, потребительские способности которой значительно превышали современную стипендию.

«Целина студенческая» Тимирязевской академии (ТСХА) имела свою яркую историю и многогранные особенности. Будучи органической составляющей всего «Студенческого строительного отряда – ССО» страны, студенческий отряд академии был не только в своём становлении у истоков ярчайшего студенческого движения, но и придавал всему движению доминантную привязку к «Земле – кормилице российской».

Тимирязевское движение ССО имеет свои особенности. Наиболее рельефно они проявились в 1970 – 1980-е гг. Если на заре целинного движения – в середине 1950-х гг., студенческие бригады тимирязевцев помогали на уборке урожая (зерновые, бахчевые, хлопок и другие культуры), студенты работали трактористами, комбайнёрами, то в последующие десятилетия молодёжный студенческий труд стал активно использоваться в строительстве. Как ранее говорилось, студенческое движение получило ярко выраженную созидательно - строительную направленность. Обратим внимание, что большинство отрядов ТСХА вели свои работы на стройках объектов своего родного вуза.

Работа студенческого строительного отряда ТСХА оставила не просто след, а во многом способствовала досрочному вводу в эксплуатацию таких значимых для академии объектов, как новая библиотека, спорткомплекс с прекрасными залами и бассейном, уникальный конноспортивный манеж, новая столовая, студенческие общежития, и даже книжный магазин. Они не просто органично вошли в академический комплекс, а стали неотъемлемой частью структур, давших возможность студентам не только более успешно учиться, но и заниматься спортом, физкультурой и активно отдыхать. Студенческое строительное движение Тимирязевcкой академии вышло далеко за пределы СССР. Доброй традицией стала работа отрядов ТСХА на объектах социалистического зарубежья – в ГДР, Венгрии, Чехословакии. Работа за границей развивала и укрепляла интернациональную дружбу, формировала фундамент активного международного сотрудничества. Весьма яркими и запоминающимися событиями было проведение Слётов международных отрядов, наполненных не только праздничными мероприятиями, но и трудовыми состязаниями. Например, на слёте в пригороде Мизербурга (ГДР), когда в трудовом состязании встретились студенческие стройотряды ГДР, Польши, Чехословакии и СССР, победили советские студенты-тимирязевцы, награждённые за победу медалями ГДР «За высокие показатели в труде». Победителей чествовало всё студенчество и интеллигенция СССР.

Следует признать, что отсутствие государственной поддержки, меркантильный настрой молодёжи, нежелание чиновников высшей школы использовать добрый опыт советского времени практически погасил это патриотическое движение в 1990-е гг.

Возрождаться студенческое строительное движение стало только в нулевые годы. В качестве примера можно привести деятельность ССО в одном из сибирских вузов [1, с. 173-175]. Серьезное внимание к трудовому воспитанию традиционно уделяется в аграрных вузах, т. к. сельское хозяйство в общественном сознании и ассоциируется прежде всего с трудом [4, с. 67-69]. Это понятно и во многом справедливо. Отрадно, что эта тема начинает подниматься и в московских вузах. И свою роль, как в 1950-1970-е гг. вновь должна сказать Тимирязевская академия. На этом пути есть уже первые успехи. Достаточно сказать, что в РГАУ-МСХА не только сформирован и работает на регулярной основе Штаб ССО, но и этой теме серьезное внимание уделят его администрация, в том числе и ректор академии.

Список литературы

  1. Батраков С.А. Участие в ССО – трудовое воспитание студентов ОМГУПСА // Первый электромеханический вуз ТРАНССИБа. От тяги тепловой – к тепловозной и электрической. Сборник статей. Омск: ОМГУПС, 2000. С. 173-175.
  2. Емелева М.Д., Миниярова Л.В. Профессионально-трудовое воспитание студентов как психологический аспект профессионального становления личности // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Ростов: РГМУ, 2015. С. 103-107.
  3. Оришев А.Б. Тайны российской аграрной науки: тимирязевский прорыв. Б.м: Издательские решения, 2016. 398 с.
  4. Сергеева Н.А. Трудовое воспитание студента аграрного вуза // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России (к 170-летию чувашского просветителя И.Я. Яковлева). Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием). Чебоксары: ООО Издательский дом «Среда», 2018. С. 67-69.

References

  1. Batrakov S.A. Uchastie v SSO – trudovoe vospitanie studentov OMGUPSA - Pervyy elektromekhanicheskiy vuz TRANSSIBa. Ot tyagi teplovoy – k teplovoznoy i elektricheskoy. Sbornik statey. Omsk: OMGUPS, 2000. pp. 173-175.
  2. Emeleva M.D., Miniyarova L.V. Professionalno-trudovoe vospitanie studentov kak psikhologicheskiy aspekt professionalnogo stanovleniya lichnosti - Problemy nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya v Rossii: sostoyanie i perspektivy. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Rostov: RGMU, 2015. pp. 103-107.
  3. Orishev A.B. Tayny rossiyskoy agrarnoy nauki: timiryazevskiy proryv. B.m: Izdatelskie resheniya, 2016. 398 p.
  4. Sergeeva N.A. Trudovoe vospitanie studenta agrarnogo vuza - Problemy prosvescheniya, istorii i kultury skvoz prizmu etnicheskogo mnogoobraziya Rossii (k 170-letiyu chuvashskogo prosvetitelya I.Ya. Yakovleva). Sbornik trudov Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem). CHeboksary: OOO Izdatelskiy dom «Sreda», 2018. pp. 67-69.

Работа поступила в редакцию: 10.10.2018 г.

Рецензент: Козырева Надежда Евгеньевна, кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом АНО ВО «Институт бизнеса дизайна».