Ряполов В.В. Светские школы и становление предпринимательства в Средневековой Европе

Образец ссылки на эту статью: Ряполов В.В. Светские школы и становление предпринимательства в Средневековой Европе // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 3 (15). С. 14.

УДК 378.4

СВЕТСКИЕ ШКОЛЫ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

Ряполов Владимир Васильевич

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия (399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28.1), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и историко-культурного наследия, ryapol_77.ist@mail.ru, +7-905-681-01-04.

Аннотация. Данная статья является очередной из цикла работ, посвящённых истории образования в Европе. Культурное наследие средних веков в истории человечества чрезвычайно богато и обращение к нему не теряет своей актуальности. В статье автор рассматривает проблемы организации и деятельности светских школ. Он раскрывает роль светских школ в процессе формирования кадров для купеческих слоев Западной Европы. Автор отмечает, что практические знания, которые получали в светских школах, были крайне важны для ведения предпринимательской деятельности. Автор делает вывод о том, что светское школьное образование и его методика не только заложили основы средневековой педагогики, но и содействовали формированию нового слоя просвещенных европейцев – купцов, эволюционировавших в последующие столетия в предпринимателей.

Ключевые слова: средние века; светские школы; обучение; купечество; предпринимательство.

SECULAR SCHOOLS AND THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN MEDIEVAL EUROPE

Ryapolov Vladimir Vasilevich 

 State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Yelets State Bunin University” , Yelets,  Russia, (399770 Yelets, Lipetsk Region, Kommunarov str. 28), candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of General history and the historical and cultural heritage, ryapol_77.ist@mail.ru, +7-905-681-01-04.

Abstract. This article is another of a series of works devoted to the history of education in Europe. The cultural heritage of the Middle ages in the history of mankind is extremely rich and the appeal to it does not lose its relevance. In the article the author considers the problems of organization and activity of secular schools. He reveals the role of secular schools in the formation of personnel for the merchant strata of Western Europe. The author notes that the practical knowledge that was given in secular schools was extremely important for doing business. The author concludes that secular school education and its methods not only laid the foundations of medieval pedagogy, but also contributed to the formation of a new layer of enlightened European merchants, evolving into entrepreneurs in the following centuries.

Keywords: Middle ages; secular schools; education; merchants; entrepreneurship.

 Европейское средневековье – это эпоха, известная, прежде всего, великолепными образцами иконописи, появлением романского и готического стилей в архитектуре, непревзойденными шедеврами живописи Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело и других художников, оригинальной поэзией Данте и Петрарки. С этим уникальным временем связано также складывание новой системы образования западноевропейского общества, ставшей кузницей кадров для зарождавшегося слоя предпринимателей. Начало этому процессу было положено именно в ранней средневековой школе.

Политическая стабильность, достигнутая в Европе в правление Карла Великого и его преемников (VIII-IX вв.), способствовала подъему культурного уровня, в первую очередь, гуманитарной образованности. Это оживление в культуре (в исторической литературе его называют Каролингским ренессансом) связано, с одной стороны, с возрождением интереса к латинской классике, а с другой, с развитием новой, уже средневековой латинской словесности: иная латынь, грамматический строй которой диктовался нормами языка Библии, иная стилистика, иные жанры.

Однако последние правители из династии Каролингов практически перестали уделять внимание школьному делу, и оно постепенно пришло в упадок. Раннесредневековая школа, вобравшая в себя античные традиции, полностью изменила направление своего развития в XI-XIII вв. [См. подробнее: 4, с. 1256-1262]. Причина в том, что развитое средневековье было отмечено ростом политической централизации в странах Западной Европы, концентрацией власти в руках монархов. Это вызвало яростное сопротивление духовенства, не желавшего уступать своих позиций в борьбе со светской властью и опасавшегося уменьшения влияния церкви на систему образования. В условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества господствующее положение стал занимать новый вид религиозной философии – схоластика [5, с. 23-24]. Она способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая роль в утверждении этой ориентации принадлежала философу и теологу Фоме Аквинскому (1225/1226-1274). В своем основном трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпретировал церковную традицию. Мыслитель пытался подчинить светское знание вере, опираясь при этом на Аристотелеву этику, логику, психологию. Вся его деятельность была направлена на придание вероучению формы научного знания [6, с. 104-105].

В течение нескольких столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником при изучении богословия в европейских школах повышенного типа – коллегиях и университетах. Развитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением философской логики и нового латинского языка. Следует заметить, что в последующем учение Фомы Аквинского (томизм) приобрело статус официальной доктрины католической церкви.

Между тем, средневековый город стал колыбелью новой школы для будущих предпринимателей, для тех, кто связывал свое будущее не с церковными делами, а с повседневными заботами городской жизни. Вполне логично, что первые школы в городе были именно такими – латинскими школами, и цель, которую они ставили перед собой, заключалась, прежде всего, в овладении элементарными знаниями – умением читать и писать по латыни будущих клириков. Потребность в новых кадрах в ранних городских центрах, часто являвшихся епископскими резиденциями, была весьма актуальна и постепенно возрастала. Так, например, в городе Майнц, архиепископской резиденции, в Каролингскую эпоху под охраной римских стен располагалось девять церквей и капелл. А в другом городе Люттих, который был одним из важнейших центров школьного обучения в X в. и духовным очагом Нижней Лотарингии, насчитывалось свыше тысячи духовных лиц [2, с. 313-314].

Особо следует сказать о купечестве набиравших силу и экономическую мощь европейских городов. Одним из первых это сословие осознало важность и перспективность практического образования: знания счета, умения читать и писать. Купцы, как наиболее активные в своей мирской деятельности, стали энергично овладевать грамотностью, привлекать в качестве помощников для сопровождения своих грузов обученных клириков из числа низшего и бедного духовенства. Из фландрских источников следует, что местные купеческие гильдии уже в конце XI в. обращались к услугам своих нотариусов, которые составляли различные документы, вели переписку с клиентами и прочие деловые записи [7, с. 310]. Стремясь дать образование своим детям, зажиточные купцы Фландрии отправляли их к простым священникам для обучения грамоте и счету. Характерно, что они стремились избегать церковных школ, несмотря на их наличие во всех городах. Такая тенденция была порождена глубоким разрывом в ценностных представлениях купечества и церковных моралистов, осуждением церковью торговой и кредитной практики как источника прибыли.

В XII в. во Фландрии происходила ожесточенная борьба за школьное обучение, которое соответствовало потребностям патрициата и городской общины и ею контролировалось.  В Генте это привело во второй половине XII в. к так называемой «школьной войне», когда после разрушения монастырской школы святого Фарельдиса горожане попытались учредить собственную светскую школу [1, с. 14-15]. Их право было оспорено местным духовенством: в борьбу вмешались папа, архиепископ Реймский, граф Фландрский. В результате городские школы остались под надзором каноника из церкви святого Фарельдиса, который одновременно был и графским нотариусом. Правившие в 1191 г. Матильда Португальская и Балдуин III пожаловали Генту привилегию и право открывать свои школы, ориентированные «на общественные дела», прежде всего, на купеческие, а не церковные.

Знаменитый бельгийский ученый А. Пиренн, посвятивший одно из своих исследований ранней истории городских школ, следующим образом сформулировал исторический смысл этого культурного феномена. «Начиная с середины XII в., городские советы были озабочены основанием школ для бюргерских детей. Это были первые светские школы в Европе со времени античности. Благодаря им, образование перестало служить исключительным благодеянием для монастырских новициев и будущих приходских священников. Умение читать и писать, став обязательным в коммерческой практике, перестало быть достоянием исключительно духовенства. И тут «буржуа» (горожанин) превзошел знатного. И все дело в том, что для нобиля было лишь интеллектуальной роскошью, стало для него потребностью его повседневной жизни. Не было никакой иной причины, кроме желания городов сохранить свое верховенство над школами, ими же порожденными и управление которыми они имели в виду удержать» [Цит. по: 1, с. 15-16].

В XIII в. постепенно основывались городские школы и в немецких землях. В 1262 г. совет города Любек в противовес школе соборного капитула учредил собственную при церкви Святого Якоба (Сан-Якоби). Над последней лишь формально сохранялся церковный контроль, а фактически это было светское учебное заведение. Городской совет брал на себя заботы о поддержании в порядке ее здания, обеспечении персоналом учителей, организации учебного процесса. Известно, что уже в 1370 г. ученики школы Якоби (Jakobi - Schule) отличались хорошей практической подготовкой и изучали то, чем тогда занимались любекские купцы в своих конторах и что было востребовано окружающей реальностью. При создании своих школ высший слой купечества Любека преследовал очевидную и прагматичную цель – рационализировать с помощью владевших письменностью и конкретным практическим знанием молодых людей торговое дело и предпринимательские операции. Более того, разбогатевшее купечество не ограничивалось лишь торговой деятельностью, поэтому такие школы поставляли также и кадры для управления городской общиной – ратманов. В связи с этим учеников одновременно обучали умению вести политическую и официальную переписку, делопроизводство.

Безусловно, в основной своей массе школа того времени по-прежнему находилась под влиянием церкви, но и религиозные школы, тесно взаимодействуя с городом, фундаментально обновлялись. Они вводили в свои учебные планы, наряду с латынью, церковными песнопениями, обучение практическим наукам, прежде всего, счету, арифметике, как это было, например, в школе Иоханнеум немецкого Люнебурга. Необходимо заметить, что латинские школы подчинялись непосредственно городскому совету, им финансировались и были перед ним ответственны, но при этом в XIII-XIV вв. они существовали не только в больших торговых городах, но и во многих менее значительных.

Особый интерес представляет история становления бюргерской школы в Ганновере. Она сложилась на базе школы, которая ранее принадлежала сеньорам бурга Лауэнроде, передавшим в 1282 г. городу право представлять своего ректора. Город на свои средства построил новое здание, и с 1348 г. стал полноправным владельцем этого школьного предприятия. Ученики набирались как из числа горожан, так и из представителей знатных семейств округи. В 1521 г. совет счел необходимым ограничить число обучавшихся ста учениками. В школе обучали латыни, церковной истории, пению. Городской совет назначал ректора, который должен был нанимать учителей, оплачивать их труд, а также взимать плату с учеников и ежегодно вносить в казну города семь фунтов своеобразной арендной платы, которая фактически компенсировала эксплуатацию «городского предприятия».

Французские исследования констатируют к началу XIV в. наличие относительно большого числа школьных учителей и учительниц в городских, в том числе и в крупных церковных центрах, например, в Реймсе [7, с. 313]. Данный факт позволяет предположить уже довольно широкое распространение грамотности среди горожан, в том числе и купцов. В Реймсе данный процесс затронул детей не только патрициата, но и купцов, ремесленников средней руки – владельцев мастерских, хозяев торговых лавок. Вместе с тем, он не коснулся малообеспеченных горожан, у которых зачастую не было средств для того, чтобы отдать детей даже в профессиональное обучение.

Конечно, уровень образования в большинстве общественных школ, был весьма скромным – «начальным», но уже то, что умением читать, писать и считать овладела весьма значительная часть городского населения, было само по себе огромным завоеванием. Как пишет в этой связи известный французский историк-медиевист Ж. Ле Гофф, обычно подчеркивают важность распространения грамотности для экономического развития, игнорируя значение ее для городской жизни в целом, но «эта культурная база городского общества суть основа его социального возвышения и его политического влияния». По своей значимости распространение с XII в. светских школ и образованности сопоставимо, в частности, конкретно во Франции, считает Ж. Ле Гофф, лишь с подъемом грамотности и школьного образования в XIX в., связанном с индустриальной революцией и складыванием буржуазного государства [3, с. 115-116].

В целом, можно сказать, что одновременно с развитием средневековых городов возникла потребность в грамотных людях, которые могли бы оформлять различные сделки и работать в органах городского самоуправления. А главным образом, стала отчетливо осознаваться необходимость в появлении новых школ, независящих от церкви. Просвещение вышло за стены церкви, став важным инструментом для формирования купечества, для которого практические знания были крайне важны и необходимы для ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, средневековое образование передало тягу к гуманистической культуре и убеждение в том, что просвещение – одна из основных обязанностей государства. Школьное образование и его методика не только заложили основы средневековой педагогики, но и содействовали формированию нового слоя просвещенных европейцев – купцов, эволюционировавших в последующие столетия в предпринимателей.

Список литературы 

  1. Арест С. Английские францисканцы и средневековая наука (к. XIII в.) // ПС. История. 1998. № 8. С. 14-15.
  2. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. 359 с.
  3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. (Великие цивилизации). Екатеринбург: У – Фактория, 2005. 560 с.
  4. Таривердиева М.А. Средневековая педагогика: античная и христианская традиции // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2017. № 22-2. С. 1256-1262.
  5. Уколова В. Человек, связующий времена. (Боэций, VI столетие) // ПС. История. 1999. № 18. С. 23-24.
  6. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII вв. М.: Искусство, 1978. 176 с.
  7. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: Интерпракс, 1995. 416 с.

References

  1. Arest S. Angliyskie frantsiskantsy i srednevekovaya nauka (k. XIIIv.) - PS. Istoriya. 1998. no 8. pp. 14-15.
  2. Gurevich A.Ya. Problemy srednevekovoy narodnoy kultury. M.: Iskusstvo, 1981. 359 p.
  3. Le Goff Zh. Tsivilizatsiya srednevekovogo Zapada. (Velikie tsivilizatsii). Ekaterinburg: U – Faktoriya, 2005. 560 p.
  4. Tariverdieva M.A. Srednevekovaya pedagogika: antichnaya i khristianskaya traditsii - Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya. 2017. № 22-2. pp. 1256-1262.
  5. Ukolova V. Chelovek, svyazuyuschiy vremena. (Boetsiy, VI stoletie) - PS. Istoriya. 1999. № 18. S. 23-24.
  6. Yastrebitskaya A.L. Zapadnaya Evropa XI-XIII vv. M.: Iskusstvo, 1978. 176 p.
  7. Yastrebitskaya A.L. Srednevekovaya kultura i gorod v novoy istoricheskoy nauke. M.: Interpraks, 1995. 416 p.

Рецензент:

Грачев А.Б. – кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА» имени К.А. Тимирязева.

Работа поступила в редакцию: 20.04.2019 г.





наверх