Проданова Н.А., Филатова Е.И. Контроль исполнения контрактов для государственных и муниципальных нужд

Образец ссылки на эту статью: Проданова Н.А., Филатова Е.И. Контроль исполнения контрактов для государственных и муниципальных нужд // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 3 (15). С. 3.

УДК 631.162:657.22:637

КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Проданова Наталья Алексеевна

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия (117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36), доктор экономических наук, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы. prodanova-00@mail.ru.

Филатова Екатерина Игоревна

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия (117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36), студентка 1 курса магистратуры РЭУ им. Г.В. Плеханова, базовая кафедра финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, профиль подготовки: «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок», filatovakatysha@gmail.com.

Аннотация. В статье представлены способы контроля исполнения контрактов государственными органами, а также заказчиками в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Приведена структура плановых и внеплановых проверок ФАС России, а также структура проверок, проведенных ФАС России, в зависимости от категории закупки. Авторы сделали вывод о том, что требования по усилению контроля над исполнением контрактов постоянно усиливаются. Это связано с растущим общественным интересом к сфере государственных закупок, с увеличением числа электронных площадок, с развитием предпринимательского потенциала страны в данной сфере.

Ключевые слова: закупка товаров; закупка работ; закупка услуг; контракт; государственные и муниципальные нужды.

CONTROL OVER THE EXECUTION OF CONTRACTS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Prodanova Natalia Alekseevna

FGBOU VO «REU them. G. V. Plekhanov», Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, d. 36), doctr. ekon. sciences, professor of the base Department financial control, analysis and audit Main control Department of the city of Moscow, prodanova-00@mail.ru.

Filatova Ekaterina Igorevna

FGBOU VO «REU them. G. V. Plekhanov», Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, d. 36),  Master degree student of  Plekhanov Russian University of Economics Basic chair of the Main Control Department of Moscow,
filatovakatysha@gmail.com.


Abstract. The article presents the ways of controlling the execution of contracts by government agency, as well as customers in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. The structure of planned and unscheduled inspections by Federal antitrust service is presented in this article. The authors concluded that the requirements for increased control over the execution of contracts are constantly increasing. This is due to the growing public interest in the field of public procurement, with an increase in the number of electronic platforms, with the development of the country's entrepreneurial potential in this area.

Keywords: purchase of goods; purchase of works; purchase of services; contract; state and municipal needs.

Система государственных закупок регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный нормативно-правовой акт помогает добиться максимальной прозрачности и легитимности закупок в сфере государственных и муниципальных нужд. Одной из ключевых причин перехода на контрактную систему является отслеживание и контроль за расходами государственного и муниципальных бюджетов [9]. В данной статье будет описана система контроля государственных закупок для государственных и муниципальных нужд.

Основными задачами контрольных органов являются выявление фактов хищения государственного бюджета, неоптимального расходования средств бюджета, выявление недобросовестных заказчиков и поставщиков, а также принятие мер по предупреждению таких фактов.

В соответствии с Федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органами внутреннего государственного финансового контроля осуществляется ведомственный контроль: «контроль применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки» [5].

Большинство вопросов по организации государственного контроля над государственными закупками изложено в статье 99 Федерального закона № 44. Однако в статье отсутствует четкая систематизация контролирующих органов по их функциям и полномочиям, видам контроля, от которых зависит процессуальный порядок (правила) его осуществления. Объекты контроля теряются в общей массе нормативного материала, что создает трудности для правоприменительной деятельности [1]. Законодательство о контрактной системе закупок требует существенной доработки.

Проверка исполнения контрактов и использования закупленных товаров, работ, услуг включает в себя проверку на соответствие поставленного товара (выполненной работы или услуги) условиям контракта. Контрольными органами проверяется своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги, соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки, а также в случае нарушения поставщиком условий контракта применяются меры ответственности [2, с. 8; 4]. В зависимости от категории заказчиков законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены ответственные контрольные органы.  Соответствие контрольных органов категориям заказчиков представлено на Рисунке 1.

Основным контрольным органом в области государственных закупок является Федеральная антимонопольная служба. Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть, как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще одного раза в полгода. Но в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. В определенных случаях частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру. Для незапланированных проверок периодичность не устанавливается, однако для проведения внеплановой проверки должно быть обозначено основание процедуры, например, поступившая информация о нарушении контракта [3, 6].



Согласно статистическим данным и проведенному анализу большую долю проверок занимают внеплановые проверки (рисунок 2) [8]. Казалось бы, неужели ФАС отзывается на каждую жалобу и тут же принимает меры. Однако это не так, по статистике за I-III квартал 2018 г. из 61 772 поступивших жалоб 9 983 (6,2%) не соответствовали требованиям, часть жалоб отозваны заявителями, и лишь 33% признаны обоснованными, требующими принятия дополнительных мер контрольного органа РФ. Оставшиеся жалобы были признаны необоснованными [7].

Ниже представлена диаграмма, характеризующая структуру внеплановых проверок, из которой следует вывод о том, что Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации уделяет равные силы контролю за разными категориями закупок и государственных заказчиков.

Также одним из инструментов обеспечения эффективного расходования бюджетных средств и пресечения нарушений в контрактной системе является постоянный мониторинг, проводимый на официальном сайте государственных закупок в сети Интернет, который осуществляется на всех стадиях контрольной деятельности. Платформы электронных площадок позволяют государству проводить постоянный мониторинг всех стадий осуществления закупки.





Этап исполнения контракта является одним из заключительных этапов в закупочной деятельности. Согласно Федеральному закону № 44 основной объем контрольных полномочий лежит на заказчике. Он заинтересован в выполнении контракта, его правильном документальном оформлении и правильной оформлении на сайте электронной площадки. Заказчик отслеживает своевременность исполнения обязательств, а также соответствие поставляемых товаров, работ, услуг тому, что указано в контракте. Процесс организации внутреннего контроля у заказчика является довольно обширным.

Работники, участвующие во внутреннем контроле, должны досконально знать нюансы контракта, уделять внимание таким моментам, как соблюдению сроков и порядка приемки товаров/работ/услуг, соблюдению сроков оплаты, должны своевременно инициировать односторонний отказ от исполнения контракта в связи с его неисполнением/ ненадлежащим исполнением, должны также начислять и удерживать неустойки (штрафы, пенни) из обеспечения исполнения контракта. Заключительным этапом любой закупки является внесение отчета об исполнении контракта на сайт электронной площадки. Этапы контроля заказчиком осуществления закупки представлены в таблице 1.

Следует отметить, что заказчик имеет право переложить обязанности отслеживания исполнения контракта на внешнюю экспертную организацию или же на внешнего эксперта. (статья 41 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ).





Таким образом, контроль в сфере государственного и муниципального заказа в первую очередь направлен на повышение эффективности осуществления закупок, обеспечение конкуренции и пресечение коррупции в данном сегменте экономики. Требования по усилению контроля над исполнением контрактов постоянно усиливаются. Это связано с растущим общественным интересом к сфере государственных закупок, с увеличением числа электронных площадок, с развитием предпринимательского потенциала страны в данной сфере. Разработка законодательства в сфере закупок является приоритетным направлением развития страны.

Список литературы 

  1. Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7. С. 79-81.
  2. Вайпан В.А. Состояние и тенденции развития контрактной системы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 3. С. 8–9.
  3. Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html#statAnchor. http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (дата обращения 11.05.2019).
  4. Контур. Закупки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/. http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (дата обращения 19.04.2019).
  5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. // Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Лисовенко О.К. Внутренний контроль закупок в организации при работе по Закону № 44-ФЗ. URL: http://xn--80aahqcqybgko.xn--p1ai/141/13/16302/15814/15817/39247/14717.html (дата обращения 11.05.2019).
  7. Федеральная антимонопольная служба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/ (дата обращения 08.05.2019).
  8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (дата обращения 08.05.2019).
  9. Юдина О. Порядок проведения общественного обсуждения закупок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (дата обращения 11.05.2019).

References 

  1. Alekseev V.M., Khalyapin A.A. Upravlenie zakupkami dlya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd kak tochnaya normativnaya distsiplina - Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy. 2016. no 7. pp. 79-81.
  2. Vaypan V.A. Sostoyanie i tendentsii razvitiya kontraktnoy sistemy - Zhurnal predprinimatelskogo i korporativnogo prava. 2016. no 3. pp. 8–9.
  3. Edinaya informatsionnaya sistema v sfere zakupok [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html#statAnchor. http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (data obrascheniya 11.05.2019).
  4. Kontur. Zakupki. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/. http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (data obrascheniya 19.04.2019).
  5. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd. // Federalnyy zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 44-FZ. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy «KonsultantPlyus».
  6. Lisovenko O.K. Vnutrenniy kontrol zakupok v organizatsii pri rabote po Zakonu № 44-FZ. URL: http://xn--80aahqcqybgko.xn--p1ai/141/13/16302/15814/15817/39247/14717.html (data obrascheniya 11.05.2019).
  7. Federalnaya antimonopolnaya sluzhba. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://fas.gov.ru/documents/ (data obrascheniya 08.05.2019).
  8. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (data obrascheniya 08.05.2019).
  9. Yudina O. Poryadok provedeniya obschestvennogo obsuzhdeniya zakupok. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie (data obrascheniya 11.05.2019).

Рецензент:

Мальцева Е.С. – кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 28.05.2019 г.

наверх