Медведева А.Р. Лэнд-арт как вид графического дизайна: перспективы
Медведева А.Р. Лэнд-арт как вид графического дизайна: перспективы
Образец ссылки на эту статью: Медведева А.Р. Лэнд-арт как вид графического дизайна: перспективы // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 3 (15). С. 11.
УДК 74
ЛЭНД-АРТ КАК ВИД ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА: ПЕРСПЕКТИВЫ
Медведева Александра Романовна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка 1 курса магистратуры кафедры визуального дизайна факультета дизайна и моды, aglayamera@gmail.com, +7-926-963-20-08.
Аннотация. Данная статья посвящена теме перспектив лэнд-арта как отдельного вида графического дизайна. Цель - определить успешность этих перспектив. В статье рассматривается само понятие лэнд-арта, его история. Становится ясно, почему лэнд-арт может быть востребован в современном мире, в котором человек и искусство скованы узами цивилизации и большого города. Приведено краткое определение графического дизайна. В качестве эмпирической части исследования и практического примера приведено описание автором статьи своего участия в создании лэнд-арт проекта. Это был способ запечатлеть на спутниковой съемке логотип студии ООО «ИМПАРСУЛА Дизайн». Логотип изобразили песком и углублениями на снегу. Он исчез через несколько дней после создания, что добавило философской глубины данному арт-проекту. Как итог, автором сделаны выводы о перспективах лэнд-арта в графическом дизайне, которые оценены как удачные, особенно в рамках перспектив искусства в нашей стране.
Ключевые слова: лэнд-арт; графический дизайн; дизайн; визуальный дизайн; искусство.
LAND ART AS A TYPE OF GRAPHIC DESIGN: PERSPECTIVES
Medvedeva Aleksandra Romanovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), Master student of the department of visual design of the Faculty of Design and Fashion, aglayamera@gmail.com, +7-926-963-20-08.
Abstract. Current article is devoted to the topic of perspectives of land-art as a particular type of graphic design. Key objective was to determine the success of these perspectives. As tasks for reaching this aim article examines the concept of land-art itself, its definition, its history, that makes it understandable why land-art can be demanded exactly nowadays, in the modern world, where a human and an art are tied by bounds of civilization and big city. Brief definition of graphic design is given for understanding this term. As method for solving these tasks bibliographic review of chosen topics was given. As an empirical part of the research and practical example, author of the article gives description of her participation in creation of land-art project as a way of imprinting at satellite photo the logo of “IMPARSULA Design” Studio, which was pictured by sand and deepens on snow, and disappeared in a few days after creation, which added philosophical depth to this art-project. As a result are given authors conclusion about perspectives of land-art in graphic design, which she rates as successful, especially considering perspectives of art in our country.
Key words: land-art; graphic design; design; visual design; art.
Введение
Данная статья посвящена теме перспектив лэнд-арта как вида графического дизайна. Цель данной статьи — рассмотреть возможные перспективы для ленд-арта как искусства, исходя из понимания того, что такое лэнд-арт вообще, каково его состояние на нынешний момент, как он соотносится с графическим дизайном, как соответствует современности, какой концептуальный замысел имеет, показать на примере эмпирической части исследования — опыта конкретного участия в создании лэнд-арт объекта — какие интересные грани для графического дизайна открывает это направление современного искусства. Все перечисленные аспекты являются задачами, решение которых позволит достичь цели исследования. Гипотезой здесь является то, что лэнд-арт имеет успешные перспективы как вид графического дизайна. Он отвечает запросам современного человека и тем социальным и политическим тенденциям, которые мы можем сегодня наблюдать.
Результаты исследования и их обсуждение
Лэнд-арт
Так как темой данной статьи является лэнд-арт, то необходимо для начала разобраться с самим этим понятием, его историей и примерами воплощения. Обратимся к литературным и Интернет-источникам, чтобы получить представление об этой теме. Лэнд-арт также именуется как  Earthworks или Earth Art. Существует несколько разных концепций того, ответвлением какого направления в дизайне является лэнд-арт. Одни говорят, что это часть минимал-арта, при котором художник выносит свою деятельность на природу, а материалами его творчества становятся природные материалы: песок, камень, растения, почва, вода и т. п. Искусственные, неприродные элементы включаются по-минимуму. Другие говорят, что лэнд-арт это одно из течений экологического искусства. По другим данным, лэнд-арт - это часть концептуального искусства. Принципами является использование в качестве основных элементов естественных ландшафтов Земли, с гармонично-вплетенными в композицию авторскими вставками. Также существуют термины eco-art, public-art и site-specific. Однако все указанные описания подразумевают одно и то же и не противоречат друг другу. Вдохновителями для такого искусства являются, конечно, доисторические композиции, например, Стоунхэндж или постройки древних Майя.
История лэнд-арта такова: он возник и был особенно популярен в 1960-е — 1980-е гг., преимущественно в Америке. Работы первых авторов лэнд-арта специально создавались в тех местах, куда человеку было трудно попасть: в горах, на дне высохших озер, в пустынях. Часто проекты заключались в том, что авторы вырывали в ландшафте большие котлованы и рвы, рыли траншеи, или же из кусков скал выстраивали различной формы нагромождения и фигуры, рисовали на каких-то площадках, например, лугах, рисунки. С помощью других природных материалов — извести, песка, в местах, где практически не живут люди создавали монументальные объекты. Одни проекты требовали использования мощной тяжелой техники, другие же не требовали практически ничего, кроме, например, ног автора.
В 1968 г. выходит эссе Роберта Смитсена под названием «Выпадение разума в осадок: Земляные проекты». Оно послужило мощным источником вдохновения для прочих художников в этом течении. Р. Смитсен был одним из пионеров движения, сейчас его работы со спиралями известны по всему миру. Он вдохновился, наблюдая за бульдозерами и экскаваторами, работа которых напомнила ему памятники древности. Известным проектом Р. Смитсена становится Spiral Jetty — спиральная пристань. Она была расположена в Великом Соленом озере в США [4].
Примером лэнд-арта может послужить проект Вальтера де Марии, который соорудил на равнине в Нью-Мексико свое «Светящееся поле» или «Поле молний»: он вбил 40 стальных стержней диаметром по 2 дюйма в равнину так, чтобы концы этих штырей были в идеальной горизонтальной плоскости, вне зависимости от плоскости рельефа, на котором они находились. Так возникала горизонтальная сетка. Во время грозы, молнии естественным образом притягиваются к этим стержням-громоотводам, и возникает неописуемая игра природы, созданная, тем не менее, человеком (рисунок 1). Таким образом он хотел показать мощь природы, ее потенциал.
Рисунок 1. «Светящееся поле» Вальтера Де Марии
Другой пример - проект Христо 1983 г., носящий название «Окруженные острова». 11 маленьких островов в Бискайском заливе были окружены Христо специальными очертаниями из плавающей розовой ткани, которая по общей своей площади была равна 6 миллионам квадратных футов. Проект предполагал наблюдение сверху, откуда открывался причудливый вид на 11 островов, напоминающих цветы в обрамлении розовых лепестков. Этот проект - дань художнику Клоду Моне. При этом композиция, абсолютно безопасна для окружающей среды и никак ей не вредит.
Еще один пример - Джеймс Тарелл, очень интересовавшийся лэнд-артом, и устраивавший световые инсталляции. Он работал с кратером вулкана Роден таким образом, чтобы сделать из него обсерваторию для всех желающих, где можно наблюдать за льющимся светом и прочими небесными явлениями.
Еще один автор - Ричард Лонг. Он предпочитал использовать в своих работах геометрические фигуры: эллипсы, линии, квадраты. В 1967 г. он продемонстрировал свою первую работу «Протоптанная линия», заключавшуюся в том, что Р. Лонг долго ходил по травяному полю, вытаптывая на нем прямую линию. Скульптура — хотел сказать этим Р. Лонг — это не только форма и материал, но и место. Также он хотел показать ходьбу как искусство [5].
Рисунок 2. Лэнд-арт композиция с фестиваля «Архстояние»
Концепция лэнд-арта заключается в том, что автор переорганизует окружающую среду таким образом, что природа становится не просто фоном, а активным участником созидательного процесса в произведении искусства. Тем самым происходит сотворчество художника и природы в малоосвоенных человеком пространствах, благодаря чему происходит творческое соединение с природой [2]. Художник пытается гармонично вписать свой объект в окружающий пейзаж, не разрушая его естественной красоты. Это и протест против эстетики большого города, состоящего из бетона, металла и пластика, против засилья городской цивилизации, общества потребления и его искусства, которое можно продать (в отличие от лэнд-арта, который в силу своей недвижимости не может быть продан как сувенир или элемент интерьера), против конфликта между цивилизацией города и окружающей его изначальной средой. Лэнд-арт — это возможность вырваться из удушающих оков города, его ограничений. Даже выставочные залы являют собой стесненные пространства, сковывающие творца, а природа является бесконечной огромной мастерской, где можно отдаться свободе полета мысли и вдохновения. Логично, что, как и многие течения, лэнд-арт возник как ответ на существующие в обществе тех времен тенденции, такие как консюмеризм, зависимость от рынка. И консервативность галерей и музеев, при котором все устали от того, что искусство надо выставлять в закрытом душном пространстве.
Не стоит забывать и о недолговечности таких творений. Конечно, нагромождения обломков скал или глубокие рвы могут просуществовать долго, но открытые внешнему миру, они сразу же начинают претерпевать изменения извне: дождь, ветер, некоторые композиции неспособны просуществовать и дня. Поэтому понятие времени также имеет особое значение в рамках лэнд-арта, как и понятие пространства. Особенность направления и в том, что представить арт-объекты публике не просто, так как объекты труднодоступны. Поэтому выставки лэнд-арта часто состоят из фото, карт, макетов и видео об удаленных объектах. Но существуют и выставки в самих галереях с инсталляциями из различных «земельных» материалов.
В России не существует всемирно-известных лэнд-арт художников, однако само искусство имеет место быть. Ежегодно, в Никола-Ленивце, на берегу реки Угра проходит масштабный фестиваль «Архстояние», собирающий тысячи людей, которые могут посмотреть впечатляющие лэнд-арт композиции современных русских авторов (рисунок 2). Создатель фестиваля — Николай Полисский, в 1989 г. уехал из большого города в Калужскую область для обретения покоя. Он создал свою студию, и нанял несколько местных жителей для работы в ней по созданию арт-инсталляций из подножного материала: веток, снега, сена. В 2006 г. был осуществлен первый фестиваль Архстояние [1].
Графический дизайн
Следующей поставленной в данной статье задачей было изучение графического дизайна, как явления. Необходимо понять, что это за вид искусства, какова его история и цель. Одни определения гласят, что это «художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды» [9]. Цель графического дизайна — привносить культурные инновации в жизнь социума, формировать визуальный ландшафт современности. Это вид художественной и профессиональной дисциплин, чье внимание сконцентрировано на визуальной коммуникации и представлении.
О графическом дизайне можно говорить, обращаясь уже к тем временам, когда ремесленники ставили клеймо на свои товары, чтобы обозначить, кто автор изделия. Они стали первыми зачатками фирменного стиля. Уже тогда были в обиходе определенные знаки-индексы, обозначающие вид услуги, которую предоставляет данное заведение. Вазопись, украшение орнаментами помещений — все это примеры древнего графического дизайна. Он естественен и функционален, несмотря на свою наивность. В Средние века обозначаются два основных направления графического дизайна: в Западной Европе - книжная миниатюра и средневековая геральдика, на Средневековом востоке — азиатская живопись, азиатская и мусульманская каллиграфия. Также не надо забывать о рекламных вывесках лавок.
Рисунок 3. Графический дизайн эпохи модерна от Альфонса Мухи
В XIX в. развивается техника, и типография. Набор больше не является ручной процедурой. Благодаря новым методам возникает новый тип изданий – иллюстрированные журналы. Многие историки графического дизайна упоминают Уильма Морриса — прерафаэлита, чей дизайн изданий, возвращающий нас словно в Возрождение, намеревался оказать противостояние эпохе индустриализма, ее механицизму. Конец XIX в. — это эпоха модерна, когда возникает стремление эстетизировать окружающую предметную среду. Декорируются предметы быта, повседневности. Это искусство нельзя назвать высоким, оно является лишь декорированием, но это - зарождение дизайна, каким мы его понимаем в современном мире. В рекламе возникают локальность и выразительность цветовых пятен, частое использование образа женщины, присутствие знаков-символов. Классический пример — реклама авторства Альфонса Мухи (рисунок 3).
В начале XX в. Люсьен Бернхард придумывает свои крайне простые по цвету и композиции постеры без какого-либо иллюзионизма. Питер Беренс привносит однородность в дизайн объектов одной фирмы, то есть своего рода разрабатывает фирменный стиль — он выполняет все элементы компании в одной стилистике [3, с. 45].
В это же время в России происходит революция и возникает конструктивизм. Эль Лисицкий и Александр Родченко отказываются от изящной эстетики, и выбирают яркие контрасты, драматичные и неудобные перспективы, предпочитают небольшую палитру цветов — особенно красного и черного (рисунок 4).
Рисунок 4. Работа Эля Лисицкого как пример конструктивизма в графическом дизайне
Рассматривая историю графического дизайна, мы не можем обойти стороной такое важное для дизайна течение как Баухаус. Данный стиль возник как попытка соединить искусство и промышленность. Существуя в период с 1919 г. по 1933 г. — эта школа обращала свое внимание, прежде всего, на функционализм. В графическом дизайне это течение отразилось в применении таких элементов как простота линий, большое количество пустого, белого пространства, гротескной типографии, флагового набора, фотографию предпочитали иллюстрации, превалировала асимметричная планировка.
Во время войны в графическом дизайне происходит период эмоциональной пропаганды. Период после войны — это время, когда по всему миру становится популярной и известной швейцарская типографика, которая ввела понятие сетки и разработала культовый шрифт Helvetica.
Сейчас мы живем в эпоху, которую принято называть постмодерн, и дизайн переживает тот же период. Началось это приблизительно в 1970-х гг., когда дизайнеры решили вновь вернуться к тому, еще недавно отвергали: истории. Для дизайна этого периода, как и всего феномена постмодернизма, характерны скептицизм и критицизм. Возникает этот жанр в качестве реакции на модернизм. Как реакция на сухую, сдержанную швейцарскую типографику возникает яркий, эмоциональный дизайн. Так как развиваются технологии, начинает свое существование и digital design, и огромная часть графического дизайна теперь создается при помощи возможностей техники и специальных программ. Постепенно развивается деконструктивизм — опять же как реакция. Для него характерны такие черты, как искаженность форм, противоречивость, путаница. То, что происходит в современном дизайне, его вариативность - отражает социальные тенденции: в мире происходят глобализация, взаимовлияние культур, воздействие гипертекста на то, как мы обрабатываем информацию. Происходит возрождение простоты и функционализма как ответ на плохую навигацию многих Интернет-сайтов и их забитость неструктурированным контентом. Также можно предположит, что это ответ на страх современного человека перед неупорядоченностью и неустойчивостью современности.
В дизайне в наши дни нельзя говорить доминировании какого-то конкретного стиля. Книга о графическом дизайне Элис Туэмлоу сообщает нам, что графический дизайн — это особый вид языка, используемый для общения [3]. Здесь мы опять наблюдаем понятие коммуникации, накрепко связанное с графическим дизайном. Автор книги также пишет о пользе и смысле существования графического дизайна. Она упоминает как очевидные и малозначительные такие причины как зарабатывание денег и достижение политических целей, но более существенно выделяет возможность спасти чью-то жизнь, освещение вещей более ясно, украшение и обогащение повседневной жизни, добавление в нее больше тонких и сложных деталей, также она упоминает помощь в усвоении людьми какой-то информации, но также обращает внимание и на способность современного графического дизайна запутывать людей во множестве новой информации. Элис Туэмлоу пишет, что графический дизайн прочно связан со всеми сферами жизни общества, это выражается на каждом шагу: дорожные знаки для водителя, этикетки на еде для потребителя, титры фильма для зрителя — графический дизайн сопровождает нас в любом действии.
Во времена оформления существования дизайна (начало ХХ в.), дизайнеры видели в своей работе конкретную общественную пользу для  прогресса социума. Дизайнеры прошлого столетия создавали шрифты для того, чтобы способствовать международным связям, межличностным коммуникациям, делая их более понятными и читаемыми, а дизайнеры столетия нынешнего заняты уже совершенно другим. Во время и после войны дизайн также имел четкую цель — пропаганда, улучшение общественной жизни, восстановление (плакаты Т. Эккерсли, А. Геймса). Прежде дизайнер был своеобразным рупором, передававшим идеи правительства, которые публика должна была молча воспринимать, но сегодня все гораздо сложнее, и социальная ответственность лежит на разных группах. Современный дизайн сам обращен к разным группам и существует в обществе глобально-ориентированной экономики. Дизайнеры вынуждены как можно оперативнее адаптировать свои бренды к новым культурам, в то же время те, кто имеют влияние на дизайн, живут в совершенно разных точках планеты, и могут никогда не встречаться друг с другом. В этих непростых условиях и приходиться работать современному дизайнеру.
Практическое исследование
Рассмотрев понятия графического дизайна и лэнд-арта, мы приступаем к эмпирической части исследования — описанию практики применения лэнд-арта в графическом дизайне для рекламы дизайн-студии.
Студия ООО «ИМПАРСУЛА Дизайн» заказала рекламу своего логотипа с использованием возможностей спутниковой съемки. Автор данной статьи принимала участие в реализации данного проекта как опыта получения первичных профессиональных навыков.
Работа проводилась с использованием современной системы спутниковой съемки поверхности земли со сверхвысоким разрешением при непосредственном участии ГУП НИИР, которые предоставили информацию, благодаря которой стало возможным рассчитать время и направление пролета спутника. Полученные данные легли в основу выбора места проведения основной работы. Работа состояла в создании графической композиции, включающей в себя логотип компании «ИМПАРСУЛА Дизайн» и геометрические объекты, составляющие метроритмические ряды. Задача была показать графическую композицию, включающую логотип компании на новейшей отечественной спутниковой карте мира сверхвысокого разрешения, составляемую научно-исследовательским институтом. В первой стадии работы «Э» был составлен эскизный вариант проекта. Для этого из предоставленных ГУП НИИР данных был выбран участок для проведения работы — пять сельскохозяйственных полей, расположенных вдоль реки Истра, напротив деревни Аносино, протяженностью 4 км. 200 метров и шириной от 350 до 500 метров.
По задумке арт-директора необходимо было удачно использовать текущее время года, то есть зиму и воспользоваться снежной погодой. Композицию на полосе белого снега можно было показать наиболее выразительно. На готовой топографической карте местности была составлена графическая композиция с надписью логотипа компании. Затем на стадии «П» был составлен подробный проект построения композиции. На стадии «Р» основной задачей было составление плана, согласно которому люди и техника (квадроциклы) должны были осуществить выполнение рисунка спроектированной композиции прямыми линиями (до 300 метров), окружностями, эллипсами и буквами названия компании максимально точно — с использованием колышков, веревок, лазерных дальномеров. Для тонирования некоторых элементов композиции было разрешено использовать только песок, чтобы не нанести вред полям, задействованным в процессе. Сроки реализации проекта были максимально сжатыми — надо было успеть сделать композицию максимально быстро, непосредственно перед пролетом спутника, чтобы её не могло занести внезапно пошедшим снегопадом — то есть на выполнение было выделено 6 часов - с 8 часов утра до 14:00. Спутник пролетал над этим районом в 14:19.
Композиция была успешно выполнена при помощи 28 человек и двух единиц техники (два квадроцикла). В настоящее время данные со спутников обрабатываются и склеиваются в НИИ группой специалистов, полностью работа (прецизионная отечественная карта мира, снятая с российских спутников) будет закончена в ближайшее время. Также композиция была снята на видео с помощью квадрокоптеров для создания рекламных роликов компании, а основную часть — спутниковую съёмку планируется использовать как часть крупномасштабной вирусной маркетинговой кампании. Таким образом, мы можем видеть практическое применение лэнд-арта в графическом дизайне и в рекламе, в частности.
Заключение
Во время теоретического анализа исследования, то есть библиографического обзора — было выяснено, чем является лэнд-арт, каковы его характеристики и концептуальный замысел, была рассмотрена его история и положение на данный момент в России. Далее была рассмотрена вкратце история графического дизайна, которая позволила наглядно понять, что графический — как и любой другой дизайн зависит от социальных и политических внешних факторов и отвечает запросам своего времени.
Лэнд-арт — как показало изучение информации, предоставленной в Интернете — это сотворчество с природой, зачастую создание больших объектов в среде, нередко, далекой от цивилизации или даже в труднодоступной местности. Пользуясь тем, что предоставляет ему природа, художник лэнд-арта, добавляя лишь небольшое количество искусственных элементов, создает некий арт-объект, который имеет возможность полностью раскрыться только на лоне природы или благодаря ей, как, например, группа громоотводов Вальтера де Марии, которые демонстрируют свою мощь и красоту полностью лишь во время грозы, когда молнии притягиваются к ним и осуществляют этим красивую световую игру.
Было также выяснено, что лэнд-арт — очень современное по своей сути направление, так как оно отвечает насущным требованиям. Некоторые лэнд-арт композиции можно увидеть только на внушительном расстоянии, например, из космоса. Возможность увидеть какую-то композицию лишь со спутниковой съемки — очень вдохновляет современного человека, так как обращается к его любви к высоким технологиям.
Лэнд-арт также затрагивает важную тему — человек как жертва большого города. Он позволяет запутавшемуся в границах мегаполиса человеку выйти за барьеры большого города, сковывающие его, соприкоснуться с природой, слиться с ней в едином процессе творчества. Будучи экологичным, это искусство также отвечает запросам современности. Также данная практика часто связана с глобальными проектами, масштабными в своих размерах — это очень близко современному человеку в глобализирующемся мире. Помимо этого, работы лэнд-арта нередко бывают недолговечны. Экспонированные на природе, они подвергаются ее воздействию и легко деформируются. В этом есть особенная философская игра художника со своим творчеством. Помимо того, что это интересно как глубокая тема, так это еще и отвечает быстротечности и стремительности современного мира, где происходит быстрая смена одного другим.
Изучив историю графического дизайна, мы увидели, что он возник давно и развивался соответственно эпохе как ответ на происходящие социальные и политические события. Сейчас мы живем в эпоху постмодерна, что отражается также и в дизайне, однако при этом нельзя говорить о доминировании какого-либо отдельного стиля.
Лэнд-арт, в свою очередь, очень актуален: он затрагивает глобальные вопросы, высвобождает человека от уз цивилизации, идет вразрез с капиталистической рыночной системой, соотносится с эко-тематикой, примиряет человека и природу — в общем, отвечает на запросы современного человека.
Во второй, эмпирической части исследования автор описал выполняемое индивидуальное задание, которое было дано в рамках прохождения профессиональной практики. Данное задание было напрямую связано с лэнд-артом и графическим дизайном, и тем самым позволило на практике понять, что это за искусство, как оно создается, как воспринимается.
Процесс был непростым, но так как осуществлялся в составе команды из 28 человек, то стал увлекательным и запоминающимся занятием. Создание объекта потребовало усилий пары недель работы, результат был эфемерным — так как было ясно, что возможно уже через несколько часов работу занесет снегом, но в этом и заключалась прелесть этого творческого процесса, затрагивающего тему мимолетности всего сущего. В этой работе на природе была своя магия, и можно с уверенностью сказать, что в случае с лэнд-артом — сам процесс создания стоит того, чтобы его пережить. В этом смысле можно предположить, что в будущем для создания лэнд-арт объектов можно будет привлекать просто желающих, необязательно художников, художник будет лишь руководить процессом создания объекта, в то время как для создающих сам процесс создания будет познанием арт-объекта изнутри, сотворчеством с другими и природой. В этом есть многое от практик древних цивилизаций и имеет смысл возродить это вновь.
Совмещение графического дизайна и лэнд-арта имеет крайне удачные перспективы. Графические композиции, выполненные с помощью естественных материалов — примиряют нас с природой, соединяют настоящее, прошлое и будущее, возвращают нас к древности, но в то же время демонстрируют возможности современности, отражают ту глобальность и тот масштаб, который свойственен современности, помогают человеку почувствовать себя свободным от четырех стен своего жилища, а художнику дают возможность ощутить, что вся планета и есть его мастерская, где он может творить совместно с природой. Именно такая подача графического проекта — это особенное и интересное решение. Всем известны загадочные круги на полях, авторство которых приписывается инопланетянам или каким-то высшим силам. Такие композиции являются масштабным посланием и всегда привлекают общественное внимание, а современному человеку нравится все масштабное и значительное. Поэтому такой ход имеет большие перспективы в дизайне. Кроме того, подобные проекты очень близки по духу нашему стремительному времени, где одно сменяет другое в одночасье. В современном мире искусство долго не задерживается, и такой «временный» проект отражает эту тенденцию.
В качестве рекомендации автор данной статьи хочет предположить, что особенно данное направление было бы интересно воплотить в России, так богатой природными ресурсами и имеющей такие огромные масштабы. На огромных полях, в широких лесах, на заснеженных и поросших травою равнинах могли бы возникнуть гигантские художественные композиции, поражающие своим масштабом и красотою. Наша страна вмещает в себя и разные климатические зоны и природные полосы — отчего вариативность композиций могла бы быть очень богатой. В России уже проходит ежегодный фестиваль лэнд-арта, можно было бы развивать и дальше этот проект, перенося место проведения фестиваля в другие области страны.
Список литературы
References
Рецензенты:
Соркин М. М. - член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Работа поступила в редакцию: 10.09.2018 г.
УДК 74
ЛЭНД-АРТ КАК ВИД ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА: ПЕРСПЕКТИВЫ
Медведева Александра Романовна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка 1 курса магистратуры кафедры визуального дизайна факультета дизайна и моды, aglayamera@gmail.com, +7-926-963-20-08.
Аннотация. Данная статья посвящена теме перспектив лэнд-арта как отдельного вида графического дизайна. Цель - определить успешность этих перспектив. В статье рассматривается само понятие лэнд-арта, его история. Становится ясно, почему лэнд-арт может быть востребован в современном мире, в котором человек и искусство скованы узами цивилизации и большого города. Приведено краткое определение графического дизайна. В качестве эмпирической части исследования и практического примера приведено описание автором статьи своего участия в создании лэнд-арт проекта. Это был способ запечатлеть на спутниковой съемке логотип студии ООО «ИМПАРСУЛА Дизайн». Логотип изобразили песком и углублениями на снегу. Он исчез через несколько дней после создания, что добавило философской глубины данному арт-проекту. Как итог, автором сделаны выводы о перспективах лэнд-арта в графическом дизайне, которые оценены как удачные, особенно в рамках перспектив искусства в нашей стране.
Ключевые слова: лэнд-арт; графический дизайн; дизайн; визуальный дизайн; искусство.
LAND ART AS A TYPE OF GRAPHIC DESIGN: PERSPECTIVES
Medvedeva Aleksandra Romanovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), Master student of the department of visual design of the Faculty of Design and Fashion, aglayamera@gmail.com, +7-926-963-20-08.
Abstract. Current article is devoted to the topic of perspectives of land-art as a particular type of graphic design. Key objective was to determine the success of these perspectives. As tasks for reaching this aim article examines the concept of land-art itself, its definition, its history, that makes it understandable why land-art can be demanded exactly nowadays, in the modern world, where a human and an art are tied by bounds of civilization and big city. Brief definition of graphic design is given for understanding this term. As method for solving these tasks bibliographic review of chosen topics was given. As an empirical part of the research and practical example, author of the article gives description of her participation in creation of land-art project as a way of imprinting at satellite photo the logo of “IMPARSULA Design” Studio, which was pictured by sand and deepens on snow, and disappeared in a few days after creation, which added philosophical depth to this art-project. As a result are given authors conclusion about perspectives of land-art in graphic design, which she rates as successful, especially considering perspectives of art in our country.
Key words: land-art; graphic design; design; visual design; art.
Введение
Данная статья посвящена теме перспектив лэнд-арта как вида графического дизайна. Цель данной статьи — рассмотреть возможные перспективы для ленд-арта как искусства, исходя из понимания того, что такое лэнд-арт вообще, каково его состояние на нынешний момент, как он соотносится с графическим дизайном, как соответствует современности, какой концептуальный замысел имеет, показать на примере эмпирической части исследования — опыта конкретного участия в создании лэнд-арт объекта — какие интересные грани для графического дизайна открывает это направление современного искусства. Все перечисленные аспекты являются задачами, решение которых позволит достичь цели исследования. Гипотезой здесь является то, что лэнд-арт имеет успешные перспективы как вид графического дизайна. Он отвечает запросам современного человека и тем социальным и политическим тенденциям, которые мы можем сегодня наблюдать.
Результаты исследования и их обсуждение
Лэнд-арт
Так как темой данной статьи является лэнд-арт, то необходимо для начала разобраться с самим этим понятием, его историей и примерами воплощения. Обратимся к литературным и Интернет-источникам, чтобы получить представление об этой теме. Лэнд-арт также именуется как  Earthworks или Earth Art. Существует несколько разных концепций того, ответвлением какого направления в дизайне является лэнд-арт. Одни говорят, что это часть минимал-арта, при котором художник выносит свою деятельность на природу, а материалами его творчества становятся природные материалы: песок, камень, растения, почва, вода и т. п. Искусственные, неприродные элементы включаются по-минимуму. Другие говорят, что лэнд-арт это одно из течений экологического искусства. По другим данным, лэнд-арт - это часть концептуального искусства. Принципами является использование в качестве основных элементов естественных ландшафтов Земли, с гармонично-вплетенными в композицию авторскими вставками. Также существуют термины eco-art, public-art и site-specific. Однако все указанные описания подразумевают одно и то же и не противоречат друг другу. Вдохновителями для такого искусства являются, конечно, доисторические композиции, например, Стоунхэндж или постройки древних Майя.
История лэнд-арта такова: он возник и был особенно популярен в 1960-е — 1980-е гг., преимущественно в Америке. Работы первых авторов лэнд-арта специально создавались в тех местах, куда человеку было трудно попасть: в горах, на дне высохших озер, в пустынях. Часто проекты заключались в том, что авторы вырывали в ландшафте большие котлованы и рвы, рыли траншеи, или же из кусков скал выстраивали различной формы нагромождения и фигуры, рисовали на каких-то площадках, например, лугах, рисунки. С помощью других природных материалов — извести, песка, в местах, где практически не живут люди создавали монументальные объекты. Одни проекты требовали использования мощной тяжелой техники, другие же не требовали практически ничего, кроме, например, ног автора.
В 1968 г. выходит эссе Роберта Смитсена под названием «Выпадение разума в осадок: Земляные проекты». Оно послужило мощным источником вдохновения для прочих художников в этом течении. Р. Смитсен был одним из пионеров движения, сейчас его работы со спиралями известны по всему миру. Он вдохновился, наблюдая за бульдозерами и экскаваторами, работа которых напомнила ему памятники древности. Известным проектом Р. Смитсена становится Spiral Jetty — спиральная пристань. Она была расположена в Великом Соленом озере в США [4].
Примером лэнд-арта может послужить проект Вальтера де Марии, который соорудил на равнине в Нью-Мексико свое «Светящееся поле» или «Поле молний»: он вбил 40 стальных стержней диаметром по 2 дюйма в равнину так, чтобы концы этих штырей были в идеальной горизонтальной плоскости, вне зависимости от плоскости рельефа, на котором они находились. Так возникала горизонтальная сетка. Во время грозы, молнии естественным образом притягиваются к этим стержням-громоотводам, и возникает неописуемая игра природы, созданная, тем не менее, человеком (рисунок 1). Таким образом он хотел показать мощь природы, ее потенциал.
Рисунок 1. «Светящееся поле» Вальтера Де Марии
Другой пример - проект Христо 1983 г., носящий название «Окруженные острова». 11 маленьких островов в Бискайском заливе были окружены Христо специальными очертаниями из плавающей розовой ткани, которая по общей своей площади была равна 6 миллионам квадратных футов. Проект предполагал наблюдение сверху, откуда открывался причудливый вид на 11 островов, напоминающих цветы в обрамлении розовых лепестков. Этот проект - дань художнику Клоду Моне. При этом композиция, абсолютно безопасна для окружающей среды и никак ей не вредит.
Еще один пример - Джеймс Тарелл, очень интересовавшийся лэнд-артом, и устраивавший световые инсталляции. Он работал с кратером вулкана Роден таким образом, чтобы сделать из него обсерваторию для всех желающих, где можно наблюдать за льющимся светом и прочими небесными явлениями.
Еще один автор - Ричард Лонг. Он предпочитал использовать в своих работах геометрические фигуры: эллипсы, линии, квадраты. В 1967 г. он продемонстрировал свою первую работу «Протоптанная линия», заключавшуюся в том, что Р. Лонг долго ходил по травяному полю, вытаптывая на нем прямую линию. Скульптура — хотел сказать этим Р. Лонг — это не только форма и материал, но и место. Также он хотел показать ходьбу как искусство [5].
Рисунок 2. Лэнд-арт композиция с фестиваля «Архстояние»
Концепция лэнд-арта заключается в том, что автор переорганизует окружающую среду таким образом, что природа становится не просто фоном, а активным участником созидательного процесса в произведении искусства. Тем самым происходит сотворчество художника и природы в малоосвоенных человеком пространствах, благодаря чему происходит творческое соединение с природой [2]. Художник пытается гармонично вписать свой объект в окружающий пейзаж, не разрушая его естественной красоты. Это и протест против эстетики большого города, состоящего из бетона, металла и пластика, против засилья городской цивилизации, общества потребления и его искусства, которое можно продать (в отличие от лэнд-арта, который в силу своей недвижимости не может быть продан как сувенир или элемент интерьера), против конфликта между цивилизацией города и окружающей его изначальной средой. Лэнд-арт — это возможность вырваться из удушающих оков города, его ограничений. Даже выставочные залы являют собой стесненные пространства, сковывающие творца, а природа является бесконечной огромной мастерской, где можно отдаться свободе полета мысли и вдохновения. Логично, что, как и многие течения, лэнд-арт возник как ответ на существующие в обществе тех времен тенденции, такие как консюмеризм, зависимость от рынка. И консервативность галерей и музеев, при котором все устали от того, что искусство надо выставлять в закрытом душном пространстве.
Не стоит забывать и о недолговечности таких творений. Конечно, нагромождения обломков скал или глубокие рвы могут просуществовать долго, но открытые внешнему миру, они сразу же начинают претерпевать изменения извне: дождь, ветер, некоторые композиции неспособны просуществовать и дня. Поэтому понятие времени также имеет особое значение в рамках лэнд-арта, как и понятие пространства. Особенность направления и в том, что представить арт-объекты публике не просто, так как объекты труднодоступны. Поэтому выставки лэнд-арта часто состоят из фото, карт, макетов и видео об удаленных объектах. Но существуют и выставки в самих галереях с инсталляциями из различных «земельных» материалов.
В России не существует всемирно-известных лэнд-арт художников, однако само искусство имеет место быть. Ежегодно, в Никола-Ленивце, на берегу реки Угра проходит масштабный фестиваль «Архстояние», собирающий тысячи людей, которые могут посмотреть впечатляющие лэнд-арт композиции современных русских авторов (рисунок 2). Создатель фестиваля — Николай Полисский, в 1989 г. уехал из большого города в Калужскую область для обретения покоя. Он создал свою студию, и нанял несколько местных жителей для работы в ней по созданию арт-инсталляций из подножного материала: веток, снега, сена. В 2006 г. был осуществлен первый фестиваль Архстояние [1].
Графический дизайн
Следующей поставленной в данной статье задачей было изучение графического дизайна, как явления. Необходимо понять, что это за вид искусства, какова его история и цель. Одни определения гласят, что это «художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды» [9]. Цель графического дизайна — привносить культурные инновации в жизнь социума, формировать визуальный ландшафт современности. Это вид художественной и профессиональной дисциплин, чье внимание сконцентрировано на визуальной коммуникации и представлении.
О графическом дизайне можно говорить, обращаясь уже к тем временам, когда ремесленники ставили клеймо на свои товары, чтобы обозначить, кто автор изделия. Они стали первыми зачатками фирменного стиля. Уже тогда были в обиходе определенные знаки-индексы, обозначающие вид услуги, которую предоставляет данное заведение. Вазопись, украшение орнаментами помещений — все это примеры древнего графического дизайна. Он естественен и функционален, несмотря на свою наивность. В Средние века обозначаются два основных направления графического дизайна: в Западной Европе - книжная миниатюра и средневековая геральдика, на Средневековом востоке — азиатская живопись, азиатская и мусульманская каллиграфия. Также не надо забывать о рекламных вывесках лавок.
Рисунок 3. Графический дизайн эпохи модерна от Альфонса Мухи
В XIX в. развивается техника, и типография. Набор больше не является ручной процедурой. Благодаря новым методам возникает новый тип изданий – иллюстрированные журналы. Многие историки графического дизайна упоминают Уильма Морриса — прерафаэлита, чей дизайн изданий, возвращающий нас словно в Возрождение, намеревался оказать противостояние эпохе индустриализма, ее механицизму. Конец XIX в. — это эпоха модерна, когда возникает стремление эстетизировать окружающую предметную среду. Декорируются предметы быта, повседневности. Это искусство нельзя назвать высоким, оно является лишь декорированием, но это - зарождение дизайна, каким мы его понимаем в современном мире. В рекламе возникают локальность и выразительность цветовых пятен, частое использование образа женщины, присутствие знаков-символов. Классический пример — реклама авторства Альфонса Мухи (рисунок 3).
В начале XX в. Люсьен Бернхард придумывает свои крайне простые по цвету и композиции постеры без какого-либо иллюзионизма. Питер Беренс привносит однородность в дизайн объектов одной фирмы, то есть своего рода разрабатывает фирменный стиль — он выполняет все элементы компании в одной стилистике [3, с. 45].
В это же время в России происходит революция и возникает конструктивизм. Эль Лисицкий и Александр Родченко отказываются от изящной эстетики, и выбирают яркие контрасты, драматичные и неудобные перспективы, предпочитают небольшую палитру цветов — особенно красного и черного (рисунок 4).
Рисунок 4. Работа Эля Лисицкого как пример конструктивизма в графическом дизайне
Рассматривая историю графического дизайна, мы не можем обойти стороной такое важное для дизайна течение как Баухаус. Данный стиль возник как попытка соединить искусство и промышленность. Существуя в период с 1919 г. по 1933 г. — эта школа обращала свое внимание, прежде всего, на функционализм. В графическом дизайне это течение отразилось в применении таких элементов как простота линий, большое количество пустого, белого пространства, гротескной типографии, флагового набора, фотографию предпочитали иллюстрации, превалировала асимметричная планировка.
Во время войны в графическом дизайне происходит период эмоциональной пропаганды. Период после войны — это время, когда по всему миру становится популярной и известной швейцарская типографика, которая ввела понятие сетки и разработала культовый шрифт Helvetica.
Сейчас мы живем в эпоху, которую принято называть постмодерн, и дизайн переживает тот же период. Началось это приблизительно в 1970-х гг., когда дизайнеры решили вновь вернуться к тому, еще недавно отвергали: истории. Для дизайна этого периода, как и всего феномена постмодернизма, характерны скептицизм и критицизм. Возникает этот жанр в качестве реакции на модернизм. Как реакция на сухую, сдержанную швейцарскую типографику возникает яркий, эмоциональный дизайн. Так как развиваются технологии, начинает свое существование и digital design, и огромная часть графического дизайна теперь создается при помощи возможностей техники и специальных программ. Постепенно развивается деконструктивизм — опять же как реакция. Для него характерны такие черты, как искаженность форм, противоречивость, путаница. То, что происходит в современном дизайне, его вариативность - отражает социальные тенденции: в мире происходят глобализация, взаимовлияние культур, воздействие гипертекста на то, как мы обрабатываем информацию. Происходит возрождение простоты и функционализма как ответ на плохую навигацию многих Интернет-сайтов и их забитость неструктурированным контентом. Также можно предположит, что это ответ на страх современного человека перед неупорядоченностью и неустойчивостью современности.
В дизайне в наши дни нельзя говорить доминировании какого-то конкретного стиля. Книга о графическом дизайне Элис Туэмлоу сообщает нам, что графический дизайн — это особый вид языка, используемый для общения [3]. Здесь мы опять наблюдаем понятие коммуникации, накрепко связанное с графическим дизайном. Автор книги также пишет о пользе и смысле существования графического дизайна. Она упоминает как очевидные и малозначительные такие причины как зарабатывание денег и достижение политических целей, но более существенно выделяет возможность спасти чью-то жизнь, освещение вещей более ясно, украшение и обогащение повседневной жизни, добавление в нее больше тонких и сложных деталей, также она упоминает помощь в усвоении людьми какой-то информации, но также обращает внимание и на способность современного графического дизайна запутывать людей во множестве новой информации. Элис Туэмлоу пишет, что графический дизайн прочно связан со всеми сферами жизни общества, это выражается на каждом шагу: дорожные знаки для водителя, этикетки на еде для потребителя, титры фильма для зрителя — графический дизайн сопровождает нас в любом действии.
Во времена оформления существования дизайна (начало ХХ в.), дизайнеры видели в своей работе конкретную общественную пользу для  прогресса социума. Дизайнеры прошлого столетия создавали шрифты для того, чтобы способствовать международным связям, межличностным коммуникациям, делая их более понятными и читаемыми, а дизайнеры столетия нынешнего заняты уже совершенно другим. Во время и после войны дизайн также имел четкую цель — пропаганда, улучшение общественной жизни, восстановление (плакаты Т. Эккерсли, А. Геймса). Прежде дизайнер был своеобразным рупором, передававшим идеи правительства, которые публика должна была молча воспринимать, но сегодня все гораздо сложнее, и социальная ответственность лежит на разных группах. Современный дизайн сам обращен к разным группам и существует в обществе глобально-ориентированной экономики. Дизайнеры вынуждены как можно оперативнее адаптировать свои бренды к новым культурам, в то же время те, кто имеют влияние на дизайн, живут в совершенно разных точках планеты, и могут никогда не встречаться друг с другом. В этих непростых условиях и приходиться работать современному дизайнеру.
Практическое исследование
Рассмотрев понятия графического дизайна и лэнд-арта, мы приступаем к эмпирической части исследования — описанию практики применения лэнд-арта в графическом дизайне для рекламы дизайн-студии.
Студия ООО «ИМПАРСУЛА Дизайн» заказала рекламу своего логотипа с использованием возможностей спутниковой съемки. Автор данной статьи принимала участие в реализации данного проекта как опыта получения первичных профессиональных навыков.
Работа проводилась с использованием современной системы спутниковой съемки поверхности земли со сверхвысоким разрешением при непосредственном участии ГУП НИИР, которые предоставили информацию, благодаря которой стало возможным рассчитать время и направление пролета спутника. Полученные данные легли в основу выбора места проведения основной работы. Работа состояла в создании графической композиции, включающей в себя логотип компании «ИМПАРСУЛА Дизайн» и геометрические объекты, составляющие метроритмические ряды. Задача была показать графическую композицию, включающую логотип компании на новейшей отечественной спутниковой карте мира сверхвысокого разрешения, составляемую научно-исследовательским институтом. В первой стадии работы «Э» был составлен эскизный вариант проекта. Для этого из предоставленных ГУП НИИР данных был выбран участок для проведения работы — пять сельскохозяйственных полей, расположенных вдоль реки Истра, напротив деревни Аносино, протяженностью 4 км. 200 метров и шириной от 350 до 500 метров.
По задумке арт-директора необходимо было удачно использовать текущее время года, то есть зиму и воспользоваться снежной погодой. Композицию на полосе белого снега можно было показать наиболее выразительно. На готовой топографической карте местности была составлена графическая композиция с надписью логотипа компании. Затем на стадии «П» был составлен подробный проект построения композиции. На стадии «Р» основной задачей было составление плана, согласно которому люди и техника (квадроциклы) должны были осуществить выполнение рисунка спроектированной композиции прямыми линиями (до 300 метров), окружностями, эллипсами и буквами названия компании максимально точно — с использованием колышков, веревок, лазерных дальномеров. Для тонирования некоторых элементов композиции было разрешено использовать только песок, чтобы не нанести вред полям, задействованным в процессе. Сроки реализации проекта были максимально сжатыми — надо было успеть сделать композицию максимально быстро, непосредственно перед пролетом спутника, чтобы её не могло занести внезапно пошедшим снегопадом — то есть на выполнение было выделено 6 часов - с 8 часов утра до 14:00. Спутник пролетал над этим районом в 14:19.
Композиция была успешно выполнена при помощи 28 человек и двух единиц техники (два квадроцикла). В настоящее время данные со спутников обрабатываются и склеиваются в НИИ группой специалистов, полностью работа (прецизионная отечественная карта мира, снятая с российских спутников) будет закончена в ближайшее время. Также композиция была снята на видео с помощью квадрокоптеров для создания рекламных роликов компании, а основную часть — спутниковую съёмку планируется использовать как часть крупномасштабной вирусной маркетинговой кампании. Таким образом, мы можем видеть практическое применение лэнд-арта в графическом дизайне и в рекламе, в частности.
Заключение
Во время теоретического анализа исследования, то есть библиографического обзора — было выяснено, чем является лэнд-арт, каковы его характеристики и концептуальный замысел, была рассмотрена его история и положение на данный момент в России. Далее была рассмотрена вкратце история графического дизайна, которая позволила наглядно понять, что графический — как и любой другой дизайн зависит от социальных и политических внешних факторов и отвечает запросам своего времени.
Лэнд-арт — как показало изучение информации, предоставленной в Интернете — это сотворчество с природой, зачастую создание больших объектов в среде, нередко, далекой от цивилизации или даже в труднодоступной местности. Пользуясь тем, что предоставляет ему природа, художник лэнд-арта, добавляя лишь небольшое количество искусственных элементов, создает некий арт-объект, который имеет возможность полностью раскрыться только на лоне природы или благодаря ей, как, например, группа громоотводов Вальтера де Марии, которые демонстрируют свою мощь и красоту полностью лишь во время грозы, когда молнии притягиваются к ним и осуществляют этим красивую световую игру.
Было также выяснено, что лэнд-арт — очень современное по своей сути направление, так как оно отвечает насущным требованиям. Некоторые лэнд-арт композиции можно увидеть только на внушительном расстоянии, например, из космоса. Возможность увидеть какую-то композицию лишь со спутниковой съемки — очень вдохновляет современного человека, так как обращается к его любви к высоким технологиям.
Лэнд-арт также затрагивает важную тему — человек как жертва большого города. Он позволяет запутавшемуся в границах мегаполиса человеку выйти за барьеры большого города, сковывающие его, соприкоснуться с природой, слиться с ней в едином процессе творчества. Будучи экологичным, это искусство также отвечает запросам современности. Также данная практика часто связана с глобальными проектами, масштабными в своих размерах — это очень близко современному человеку в глобализирующемся мире. Помимо этого, работы лэнд-арта нередко бывают недолговечны. Экспонированные на природе, они подвергаются ее воздействию и легко деформируются. В этом есть особенная философская игра художника со своим творчеством. Помимо того, что это интересно как глубокая тема, так это еще и отвечает быстротечности и стремительности современного мира, где происходит быстрая смена одного другим.
Изучив историю графического дизайна, мы увидели, что он возник давно и развивался соответственно эпохе как ответ на происходящие социальные и политические события. Сейчас мы живем в эпоху постмодерна, что отражается также и в дизайне, однако при этом нельзя говорить о доминировании какого-либо отдельного стиля.
Лэнд-арт, в свою очередь, очень актуален: он затрагивает глобальные вопросы, высвобождает человека от уз цивилизации, идет вразрез с капиталистической рыночной системой, соотносится с эко-тематикой, примиряет человека и природу — в общем, отвечает на запросы современного человека.
Во второй, эмпирической части исследования автор описал выполняемое индивидуальное задание, которое было дано в рамках прохождения профессиональной практики. Данное задание было напрямую связано с лэнд-артом и графическим дизайном, и тем самым позволило на практике понять, что это за искусство, как оно создается, как воспринимается.
Процесс был непростым, но так как осуществлялся в составе команды из 28 человек, то стал увлекательным и запоминающимся занятием. Создание объекта потребовало усилий пары недель работы, результат был эфемерным — так как было ясно, что возможно уже через несколько часов работу занесет снегом, но в этом и заключалась прелесть этого творческого процесса, затрагивающего тему мимолетности всего сущего. В этой работе на природе была своя магия, и можно с уверенностью сказать, что в случае с лэнд-артом — сам процесс создания стоит того, чтобы его пережить. В этом смысле можно предположить, что в будущем для создания лэнд-арт объектов можно будет привлекать просто желающих, необязательно художников, художник будет лишь руководить процессом создания объекта, в то время как для создающих сам процесс создания будет познанием арт-объекта изнутри, сотворчеством с другими и природой. В этом есть многое от практик древних цивилизаций и имеет смысл возродить это вновь.
Совмещение графического дизайна и лэнд-арта имеет крайне удачные перспективы. Графические композиции, выполненные с помощью естественных материалов — примиряют нас с природой, соединяют настоящее, прошлое и будущее, возвращают нас к древности, но в то же время демонстрируют возможности современности, отражают ту глобальность и тот масштаб, который свойственен современности, помогают человеку почувствовать себя свободным от четырех стен своего жилища, а художнику дают возможность ощутить, что вся планета и есть его мастерская, где он может творить совместно с природой. Именно такая подача графического проекта — это особенное и интересное решение. Всем известны загадочные круги на полях, авторство которых приписывается инопланетянам или каким-то высшим силам. Такие композиции являются масштабным посланием и всегда привлекают общественное внимание, а современному человеку нравится все масштабное и значительное. Поэтому такой ход имеет большие перспективы в дизайне. Кроме того, подобные проекты очень близки по духу нашему стремительному времени, где одно сменяет другое в одночасье. В современном мире искусство долго не задерживается, и такой «временный» проект отражает эту тенденцию.
В качестве рекомендации автор данной статьи хочет предположить, что особенно данное направление было бы интересно воплотить в России, так богатой природными ресурсами и имеющей такие огромные масштабы. На огромных полях, в широких лесах, на заснеженных и поросших травою равнинах могли бы возникнуть гигантские художественные композиции, поражающие своим масштабом и красотою. Наша страна вмещает в себя и разные климатические зоны и природные полосы — отчего вариативность композиций могла бы быть очень богатой. В России уже проходит ежегодный фестиваль лэнд-арта, можно было бы развивать и дальше этот проект, перенося место проведения фестиваля в другие области страны.
Список литературы
- Крупнейший вРоссии фестиваль лэнд-арта//Fishki.net [Электронный ресурс]. URL: https://fishki.net/1480139-krupnejshij-v-rossii-festival-ljend-arta.html (дата обращения: 23.01.2018).
- Марина Шум.Лэнд-арт – гармоничный тандем искусства с природой [Электронный ресурс]. URL: http://eco-boom.com/lend-art-garmonichnyj-tandem-iskusstva-s-prirodoj/ (дата обращения: 23.01.2018).
- Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль. М.: Астрель, АСТ, 2006. 256 с.
- Land Art // Art Encyclopedia [Электронный ресурс]. URL: http://www.visual-arts-cork.com/land-art.htm (дата обращения: 23.01.2018).
References
- Krupneyshiy v Rossii festival lend-arta//Fishki.net [Elektronnyy resurs]. URL: https://fishki.net/1480139-krupnejshij-v-rossii-festival-ljend-arta.html (data obrashcheniya: 23.01.2018).
- Marina Shum. Lend-art – garmonichnyy tandem iskusstva s prirodoy [Elektronnyy resurs]. URL: http://eco-boom.com/lend-art-garmonichnyj-tandem-iskusstva-s-prirodoj/ (data obrashcheniya: 23.01.2018).
- Tuemlou E. Graficheskiy dizayn. Firmennyy stil. M.: Astrel, AST, 2006. 256 p.
- Earth Art // The Art Story. Modern Art Insight [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.theartstory.org/movement-earth-art.htm (data obrashcheniya: 23.01.2018).
- Land Art // Art Encyclopedia [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.visual-arts-cork.com/land-art.htm (data obrashcheniya: 23.01.2018).
Рецензенты:
Соркин М. М. - член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Работа поступила в редакцию: 10.09.2018 г.