Мальцева Е.С., Дымова С.С. Трудовая миграция: потери и приобретения

Образец ссылки на эту статью: Мальцева Е.С., Дымова С.С. Трудовая миграция: потери и приобретения // Бизнес и дизайн ревю. 2019.  № 3 (15). С. 2.

УДК 331.556.4

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ

Мальцева Елена Сергеевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга, Maltsevs1@mail.ru, +7 (495) 684-25-26, доб. 109.

 Дымова Светлана Сергеевна

 АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), первый проректор, кандидат экономических наук,  +7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru.

 Аннотация. Авторы анализируют объем и направления трудовой миграции как объективного явления развития мирового и национального рынков труда. Приводятся факторы трудовой миграции, аргументируются ее положительные и отрицательные стороны, как для принимающего региона, так и для трудового мигранта. Главный научный результат: трудовая миграция требует системного подхода к ее регулированию, взаимодействию национальных и международных институтов, направленных на снижение отрицательного и усиление положительного эффекта от этого процесса.

Ключевые слова: рынок труда; трудовая миграция; социально-экономические последствия; государственное регулирование.

LABOR MIGRATION: PROBLEMS AND BENEFITS

Maltseva Elena Sergeevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), candidate of economic Sciences, The Head of the Department of Management and Marketing, Maltsevs1@mail.ru, +7(495) 684-25-26, 109.

Dymova Svetlana Sergeevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), First Vice-Rector, +7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru.

Abstract. The authors analyze the volume and directions of labor migration as an objective phenomenon in the development of world and national labor markets. The factors of labor migration are given, its positive and negative sides, both for the host region and for the labor migrant, are argued. Labor migration requires a systematic approach to its regulation, the interaction of national and international institutions aimed at reducing the negative and enhancing the positive effect of this process.

Key words: labor market; labor migration; socio-economic consequences; state regulation.

Согласно глобальным оценкам Международной организации труда  в 2017 г. на трудовых мигрантов приходилось 164 млн из примерно 258 миллионов международных мигрантов в мире, что составляет более 63%. Общее число трудовых мигрантов в численности мировой рабочей силы составляет 4,4% [1].

Удельный вес российских трудовых мигрантов, работающих вне места постоянного проживания в других субъектах РФ по данным официальной статистики, по состоянию на 2018 г. составлял 3,9%. К этому следует прибавить трудовых мигрантов, прибывающих в Россию из стран ближнего зарубежья, численность которых существенно превышает официальные статистические показатели.

По официальным данным, полученным в результате обследования рабочей силы, приведенных Росстатом, численность занятых, работавших за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают (далее - своего субъекта), составила в среднем за 2018 г.: 3,0 млн человек – на территории другого региона, 83,3тыс. человек, - на территории другого государства, 69,4 – на территории региона проживания.

Центрами притяжения трудовых мигрантов, как и десятки лет назад, по-прежнему являются экономически развитые страны, «благополучные» регионы, крупные города и областные центры.



Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, являются г. Москва (1,6 млн. человек, или 22,9% к численности занятого населения данного региона), Тюменская область (с автономными округами) (352 тыс. человек, или 18,6%), г. Санкт-Петербург (221 тыс. человек, или 7,3%), Московская область (206 тыс. человек, или 5,1%), Краснодарский край (66 тыс. человек, или 2,5%). Кроме того, выше среднероссийского уровня (4,1%) доля трудовых мигрантов в общей численности занятого населения наблюдалась в Республиках Саха (Якутия) (6,7%) и Коми (4,3%), в Магаданской области (6,9%) [2].

В данном случае речь идет как о трудовой маятниковой миграции населения, предполагающей ежедневные возвращения в место постоянного проживания, так и о регулярной трудовой миграции, с периодичностью возвращения от одной недели до нескольких месяцев.





Миграция сегодня прямо или косвенно связана с поиском возможностей для достойной работы. Основной причиной трудовой мобильности является отсутствие вакансий в местах постоянного проживания или существенные различия в уровне оплаты труда. Неразвитость социальной инфраструктуры и другие факторы, как правило, не являются в данном случае определяющими.

Из числа внутрироссийских трудовых мигрантов, выезжающих за пределы своего субъекта, 634 тыс. человек (21,1%) – заняты в строительстве, 354 тыс. человек (11,8%) – в торговле, 412 тыс. человек (13,7%) – в транспортировке и хранении, 263 тыс. человек (8,8%) – в добыче полезных ископаемых, 250 тыс. человек (8,3%) – в обрабатывающей промышленности.

Трудовая миграция приносит пользу трудящимся-мигрантам и их семьям. Более высокие доходы маятниковых трудовых мигрантов, а также денежные переводы трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, работающих в России, являются важным источником для обеспечения более высокого уровня образования, повышения общего уровня жизни и сокращения бедности.  По данным Всемирного банка, доходы граждан, полученные за рубежом, в Таджикистане составляют 42% ВВП, в Кыргызстане – 30% ВВП, а в республике Молдова этот показатель составляет 26% [3].

Однако трудовые мигранты способствуют не только росту ВВП своей страны, но и экономическому росту принимающих регионов, предоставляющих им рабочие места. По оценке всемирного банка, в большинстве стран, где заняты трудовые мигранты, они платят больше налогов и социальных взносов, чем получают, тем самым ослабляя нагрузку на пенсионные системы, а рост числа высококвалифицированных трудовых мигрантов  имеет большое значение для роста производительности труда, инноваций и предпринимательства. Являясь потребителями товаров и услуг, они также повышают спрос на внутреннем рынке.

Как показывают исследования, трудовые мигранты не оказывают существенной нагрузки на рынок труда принимающих регионов, так как занимают, как правило, вакантные рабочие места, на которые местные жители не претендуют в силу недостаточного уровня оплаты в сравнении с трудозатратами, непрестижности или по иным причинам. Как правило, трудовые мигранты предлагают свой труд для критически важных профессий и секторов, таких как сельское хозяйство, строительство, домашняя работа, гостиничный бизнес, здравоохранение, инженерия и информационные технологии [4].

Наряду с преимуществами трудовой миграции, существует и значительное число издержек, которые несут как сами трудовые мигранты, так и общество в целом.  Они носят не только экономический, но и социальный характер.

В первую очередь, трудовые мигранты несут значительно большие транспортные расходы, по сравнению с гражданами, работающими в местах постоянного проживания. Значительные средства необходимы на аренду жилья и проживание (за исключением маятниковых ежедневных трудовых мигрантов). Трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья несут издержки, связанные с оформлением документов, разрешающим осуществлять трудовую деятельность в местах прибытия, изучением языка, адаптацией к традициям и новому образу жизни. Невозможность постоянного общения с семьей нередко приводит к проблемам во взаимоотношениях и воспитании детей.

Трудовые мигранты, имеющие низкую квалификацию, зачастую набираются по схемам временной миграции вербовщикам трудовых ресурсов и подвергаются дискриминации, выражающейся в более низкой оплате труда, незащищенности гражданских прав и свобод, в том числе отсутствии доступа к образованию и медицинскому обслуживанию. Они также сталкиваются с препятствиями для защиты своих трудовых прав из-за опасений депортации и других последствий.

В то же время ограничения мобильности на внутреннем рынке труда не только препятствуют защите прав трудящихся-мигрантов, но и приводят к неэффективным рынкам труда и повышают затраты на набор персонала, что усугубляется неспособностью предприятий быстро получить работников с соответствующими навыками из числа трудовых ресурсов своего региона.

Практически во всех странах и регионах существует значительный разрыв в заработной плате между трудящимися-мигрантами, прибывшими из других стран  и гражданами, что лишь частично объясняется различиями в опыте и образовании (включая знание языка), профессии, уровне квалификации и других характеристиках. Однако это и делает труд мигрантов более привлекательным для работодателя,  прежде всего, с точки зрения  снижения издержек производства.

Предотвращение эксплуатации трудящихся-мигрантов и обеспечение их позитивного вклада в принимающее и домашнее общество требует справедливого и эффективного управления трудовой миграцией на всех уровнях, и важную роль должны сыграть национальные институты рынка труда. Система управления наиболее эффективна, когда государственные службы занятости, министерства труда, бизнеса, а также организации работодателей и работников сильны, а все заинтересованные стороны имеют возможность внести свой вклад в национальный диалог. Это само по себе может повысить общественное доверие и поддержку политики трудовой миграции.

Важным направлением является разработка и реализация согласованной активной политики на рынке труда, которая согласуется с миграционной политикой в ​​отношении усиления роли государственных служб занятости, оценки фактических и будущих потребностей в навыках, а также профессиональной подготовки и образования, создании условий для снижения уровня маятниковой и межрегиональной трудовой миграции.

Таким образом, трудовая миграция является объективным сложным и динамичным явлением, происходящим внутри и между всеми регионами мира. Временная трудовая миграция, особенно низкоквалифицированных работников, превышает постоянные потоки, и это представляет собой серьезную проблему управления с точки зрения обеспечения достойного труда и снижения затрат на миграцию для этой категории трудящихся-мигрантов.

Список литературы 

  1. Глобальные оценки МОТ по международным трудящимся-мигрантам - результаты и методология. Отчет. 2018 г. 5 декабря. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ilo.org/global/publications/books/WCMS_652001/lang--en/index.htm (дата обращения 21.08.2019).
  2. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения // Социальный Бюллетень. 2018. № 11. С. 2-48.
  3. Миграция населения. Росстат. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/migr1_bd.htm, (дата обращения 21.08.2019).
  4. Региональная трудовая миграция: современное состояние и проблемы регулирования: Монография. Орел: ОФ РАНХиГС, 2013. 256 с.

References

  1. Globalnye otsenki MOT po mezhdunarodnym trudyaschimsya-migrantam - rezultaty i metodologiya. Otchet. 2018 g. 5 dekabrya. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: https://www.ilo.org/global/publications/books/WCMS_652001/lang--en/index.htm (data obrascheniya 21.08.2019).
  2. Migratsiya naseleniya v Rossii: tendentsii, problemy, puti resheniya - Sotsialnyy Byulleten. 2018. no 11. pp. 2-48.
  3. Migratsiya naseleniya. Rosstat. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/migr1_bd.htm, (data obrascheniya 21.08.2019).
  4. Regionalnaya trudovaya migratsiya: sovremennoe sostoyanie i problemy regulirovaniya: Monografiya. Orel: OF RANKHiGS, 2013. 256 p.

Рецензент:

Проданова Н.А. - доктор экономических наук, профессор базовой кафедры финансового контроля ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

Работа поступила в редакцию: 02.08.2019 г.



 
наверх