Лисовская А.И. Зарубежная реклама как двигатель экономики начала XX века
Лисовская А.И. Зарубежная реклама как двигатель экономики начала XX века
ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Образец ссылки на эту статью: Лисовская А.И. Зарубежная реклама как двигатель экономики начала XX века // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 3 (15). С. 1.
УДК 659.1.
ЗАРУБЕЖНАЯ РЕКЛАМА КАК ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА
Лисовская Анастасия Игоревна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), бакалавр, Факультет управления бизнесом. alisovskaya@my.com.
Аннотация. Реклама как основной инструмент привлечения внимания к человеку или к продукту известен миру еще с древних времен. Несмотря на свою неоформленность и бессистемность, она просуществовала в таком виде до того как потребовалась действительная необходимость в изучении этой сферы и  в её серьезном восприятии. Автор рассматривает рекламу XX в. как основной двигатель экономики в годы Первой мировой войны и в послевоенное время. Она анализирует основные стили и направления развития рекламной деятельности и становления её как науки.
Ключевые слова: зарубежная реклама; история рекламы; рекламные агентства ХХ в.
FOREIGN ADVERTISING AS THE ENGINE OF THE ECONOMY OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Lisovskaya Anastasiya Igorevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), bachelor, Faculty of Business Administration, alisovskaya@my.com.
Abstract. Advertising as the main tool for attracting attention to a person or to a product has been known to the world since ancient times. Despite its lack of formality and unsystematic nature, it existed in this form before the real need was needed in the study of this sphere and in its serious perception. The author considers advertising in the 20th century. as the main engine of the economy during the First World War and in the postwar period. She analyzes the main styles and directions of development of advertising activity and its formation as a science.
Key words: foreign advertisement; the history of advertisement; advertising agencies of the 20th century.
XX в. - время становления информационного общества, которое поддерживалось техническим и цифровым прогрессом. В это время реклама формируется как наука, которую необходимо изучать для экономического развития общества. Марк Твен, знаменитый американский писатель, уже в конце XIX в. подчеркивал, что «многие мелочи стали важными вещами благодаря правильной рекламе». Реклама - сложное искусство, но настолько интересное обществу, что буквально за столетие достигло невероятных масштабов в своем развитии, и продолжает развиваться по сей день.
Реклама ХХ в. стала основным двигателем экономики в военные годы и годы Великой депрессии, получив сильнейший толчок к развитию в США. Достаточно сказать, что ни одно европейское агентство не могло превзойти американское по объему заказов в начале и середине ХХ в. Первое рекламное агентство «с полным обслуживанием» было основано Джорджем Баттеном в Нью-Йорке в 1891 г. Его агентство не только предлагало своим клиентам поместить рекламу, но и составляло ее текст, художественно оформляло и подготавливало к печати [1]. Рекламные агентства в Америке, безусловно, имели большой успех, их становилось всё больше, а известные рекламисты, такие как Альберт Ласкер, Стейнли Ризор, Раймонд Рубикейм, Лео Бернетт, Билл Бернбах и Дэвид Огилви, стали гигантами рекламы, знавшими все её тонкости. Они предпочитали сами обучать своих сотрудников, поэтому их агентства были не только направлены на коммерцию и сотрудничество с фирмами, но и стали школами рекламы.
Рост рекламных агентств происходил параллельно с ростом фирм, предприятий, брендов, появлением новых продуктов на рынке. Возникали корпорации нового типа, которые начали успешно конкурировать на рынке с ведущими американскими товаропроизводителями. Это были такие компании, как Nike и Microsoft, позднее — как Tommy Hilfiger и Intel. Эти пионеры утверждали, что производство товаров является лишь незначительной частью их деятельности, и, благодаря недавним изменениям — либерализации торговли и реформе трудового законодательства, — они способны перекладывать заботы о производстве конечного продукта на своих подрядчиков, многие из которых находились за границей. В основном эти компании производили, по их словам, — не товары, а образы, идеи, ценности и стиль жизни, отражавшие бренды. Их главной задачей было не производство, а маркетинг [3, с. 5, 6].
Рекламные агентства стали обращать все меньше внимания на конкретные продукты и их атрибуты и занялись изучением психологических и антропологических аспектов влияния брендов на культуру и жизнь людей. Эти проблемы представлялись крайне важными, и, хотя корпорации по-прежнему продолжали выпускать именно товары, потребители покупали уже не товары, а бренды. Уделяя особое внимание бренду, началось построение долгосрочных и доверительных отношений с покупателями, а ценности бренда должны были передаваться в рекламных слоганах. Каждая компания завоевывала свое место на рынке рекламы путем выбора одной концепции и стиля. Это могла быть гедонистическая реклама, когда при покупке продукта клиент получал максимум удовольствия, или реклама, направленная на престиж и статус, поэтому рекламы разных брендов, с разным позиционированием, сильно отличались уже в XX в.
До XX в. рекламные сообщения сводились в основном к тому, чтобы сообщить потребителю сухую информацию: что за товар, сколько стоит и где его можно приобрести. Переворот в сознание рекламистов внес Альберт Ласкер. Он предлагал убеждать потребителя, что этот товар действительно ему нужен и он лучше остальных ярко и при этом лаконично [4, с. 51]. Рекламисты понимали, что рекламные послания должны быть не просто рациональными, они должны быть и духовно наполненными с эмоциональной составляющей. Бренды способны взывать к чувствам людей, но не только сами бренды — целые корпорации могли олицетворять собой некую созданную ими идею, воплощать некий образ, представление о самих себе. В начале 20-х гг. прошлого века Брюс Бартон, легенда рекламного бизнеса, превратил General Motors в метафору для каждой американской семьи, во что-то «очень личное, теплое и человечное», а аббревиатура GE стала не столько именем безликой компании General Electric, сколько, по словам Бартона, «инициалами друга». В 1923 г. Бартон сказал, что роль рекламы состоит в том, чтобы «помочь корпорациям найти свою душу» [3].
Любая мода цикличная и повторятся из раза в раз, так же происходило и с модой на стиль рекламы. В ХХ в. на смену прямому стилю, появляется тренд на завуалированность в рекламе, товар перестали восхвалять, стали даже недоговаривать о его достоинствах, ставка делалась именно на эмоциональное восприятие, атмосферу и художественный образ, а не на логически принципы. В двадцатых годах Теодор Макманус ввел новый стиль – «атмосферы» или «образа», и прославился как «Клод Хопкинс вкрадчивой рекламы». Его самая знаменитая реклама, выполненная по заказу корпорации «Дженерал моторс», была напечатана всего один раз. Осенью 1914 г. развернулась рекламная кампания конкурентов против самого дорогого автомобиля фирмы «Дженерал Моторс» - «Кадиллака», новый 8-цилиндровый мотор которого еще не работал безукоризненно. Т. Макманус парировал эту кампанию объявлением без иллюстраций, только текстом, озаглавленным «Расплата за лидерство». В нем ни разу не упоминались, ни «Кадиллак», ни другие автомобили [1]. Оно лишь создавало ореол, который сразу цеплял аудиторию. Такие броские высказывания всегда производили фурор на рынке. В годы, когда экономика была расшатана военным временем, эмоции стали самым верным путем увеличения продаж.
От торговли, где главной считалась только прибыль, реклама позволила посмотреть на торговлю под другим ракурсом. Теперь стал важен бренд, его ценности и взаимоотношения с покупателями, которые выстраивались годами. Сдержанность и лаконичность – две основные черты присущие стилю рекламы первой половины XX в. Но это вовсе не означает, что реклама была скучной и простой, она превратилась в образную и легкую для восприятия, но всегда со смыслом и тайным посланием. К примеру, Лео Бернетт придерживался принципа сдержанной рекламы с вымышленными героями, такими, как поваренок фирмы «Пилсбери» - пузатенький паренек, сделанный из рекламируемого теста, рычащий тигренок Тони, который одобряет достоинства кукурузных хлопьев, или «Веселый зеленый гигант», рекламирующий консервированные и замороженные овощи.
Одним из примеров рекламы начала XX в., перевернувшим отрасль пищевых продуктов, стало печенье Uneeda, так как именно оно дало потребителям то, что не давал ни один производитель. Производитель бисквитных печений National Biscuit Co, сотрудничая с рекламным агентством NW Ayer And Son, создал такую рекламу, которая до сих пор входит в списки самых лучших рекламных кампаний мира, хотя ей уже более ста лет. Рекламная стратегия была настолько революционной, что прежним остался только рецепт печенья, всё остальное - кардинально новым. Отдельно стоит обратить внимание на название самого печенья, оно интересное и легко запоминающееся, а главное имеет подсознательное влияние на покупателя, так как является соединением слов You Need A, что в переводе означает «Вам нужно». Так же ловко, как и название, был создан слоган нового продукта: «Чтобы вы не забыли, мы скажем это еще раз - бисквиты Uneeda».
Печенье «Uneeda» привлекало и своей упаковкой, ведь оно продавалось в плотных картонных коробках, в отличие от большинства других сладостей, которые в то время чаще всего продавались на развес. Картонная упаковка позволяла печенью дольше сохранять свою форму, не ломаться и не крошиться. Приходя в магазин, невозможно было не обратить внимание на яркую, красивую коробку с печеньем среди ничем непримечательных изделий на развес. Но всё-таки самое важное, благодаря чему рекламная кампания стала такой успешной – это образ мальчика Uneeda. В рекламе его представили как обаятельного, озорного парнишку, который очень любит сладкое. На одних рекламных постерах он нёс огромную коробку бисквитного печенья сквозь дождь, на других – просто стоял с упаковкой печенья в руках, любовно прижимая к себе желанные сладости. Реклама показывает не только, как удобно печенье в транспортировке, что даже дождь ему не подвластен, но и то, насколько действительно необходимо печенье Uneeda, что ради него можно преодолевать расстояние с коробкой печенья на спине в дождь. Реклама бисквитов Uneeda – первая в мире реклама, которая имела бюджет в миллион долларов [6].
Рекламу в XX в. начали воспринимать как сферу, которую надо изучать и знать тонкости работы в рекламной сфере. В связи с этим стали применяться научные методы и подходы. Клод Хопкинс и Джон Кеплс первыми начали считать, что реклама – это сочетание науки и искусства. В 1930-1940-е гг. были созданы специализированные исследовательские организации, деятельность которых заключалась в изучении проблем эффективности рекламы. Следовательно, формировался научный подход к созданию рекламы. Художественные круги также были озабочены обликом современной рекламы. В 1936 г. в Германии впервые был поставлен вопрос о необходимости целенаправленной работы по художественной организации городской рекламы и открытии специальной школы, ориентированной на подготовку специалистов в данной области. Это стало большим шагом к тому, что реклама в наши дни включает множество маркетинговых исследований и психологию потребностей, ориентируясь и на экономические, социальные, культурные, духовные и психологические факторы. В качестве примера назовем одно из исследований В. С. Матюшкина – известного специалиста в области психологии рекламы [2, с. 3]. А. Б. Оришевым, например, поднимается вопрос об использовании 25 кадра с целью манипуляции избирателями и потребителями [5, с. 99]. Интерес вызывают отдельные рекламные сектора, такие как внутренняя или Indoor-реклама. Заметим, что данные исследования проводились преподавателями Института бизнеса и дизайна, а их результаты были внедрены в учебный процесс по соответствующим дисциплинам.
Таким образом, реклама в XX в. стала двигателем торговли, верным помощником в продажах и создании успешной торговой марки, притягивая к себе лояльных клиентов. США стали центром продвижения рекламы, который дал толчок для ее развития по всему миру. Только во второй половине века Европа с многочисленными крупными успешно развивающимися центрами, оправляющимися после военных лет, стала догонять США по темпам открытия рекламных агентств и создания брендов, известных до сих пор. Сейчас рекламный бизнес - быстроразвивающаяся и меняющаяся сфера, которая должна уметь адаптироваться под клиента, тренды и ситуацию в мире, отражая это в рекламных роликах, слоганах и баннерах. Несмотря на усовершенствование рекламы сейчас, из-за многочисленных исследований и тщательно продуманной рекламной стратегии с выверенной статистикой, рисками и вероятностью, легендарные примеры рекламы XX в. во многом дают пример, как сделать легко, понятно и доступно, и при этом продаваемо, ведь в этом и заключается искусство.
Список литературы
References
Рецензент:
Толкачев А. Н. – кандидат юридических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». Повышение квалификации по программе: «Директор по маркетингу и рекламе» (2015).
Работа поступила в редакцию: 20.02.2018 г.
Образец ссылки на эту статью: Лисовская А.И. Зарубежная реклама как двигатель экономики начала XX века // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 3 (15). С. 1.
УДК 659.1.
ЗАРУБЕЖНАЯ РЕКЛАМА КАК ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА
Лисовская Анастасия Игоревна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), бакалавр, Факультет управления бизнесом. alisovskaya@my.com.
Аннотация. Реклама как основной инструмент привлечения внимания к человеку или к продукту известен миру еще с древних времен. Несмотря на свою неоформленность и бессистемность, она просуществовала в таком виде до того как потребовалась действительная необходимость в изучении этой сферы и  в её серьезном восприятии. Автор рассматривает рекламу XX в. как основной двигатель экономики в годы Первой мировой войны и в послевоенное время. Она анализирует основные стили и направления развития рекламной деятельности и становления её как науки.
Ключевые слова: зарубежная реклама; история рекламы; рекламные агентства ХХ в.
FOREIGN ADVERTISING AS THE ENGINE OF THE ECONOMY OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Lisovskaya Anastasiya Igorevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), bachelor, Faculty of Business Administration, alisovskaya@my.com.
Abstract. Advertising as the main tool for attracting attention to a person or to a product has been known to the world since ancient times. Despite its lack of formality and unsystematic nature, it existed in this form before the real need was needed in the study of this sphere and in its serious perception. The author considers advertising in the 20th century. as the main engine of the economy during the First World War and in the postwar period. She analyzes the main styles and directions of development of advertising activity and its formation as a science.
Key words: foreign advertisement; the history of advertisement; advertising agencies of the 20th century.
XX в. - время становления информационного общества, которое поддерживалось техническим и цифровым прогрессом. В это время реклама формируется как наука, которую необходимо изучать для экономического развития общества. Марк Твен, знаменитый американский писатель, уже в конце XIX в. подчеркивал, что «многие мелочи стали важными вещами благодаря правильной рекламе». Реклама - сложное искусство, но настолько интересное обществу, что буквально за столетие достигло невероятных масштабов в своем развитии, и продолжает развиваться по сей день.
Реклама ХХ в. стала основным двигателем экономики в военные годы и годы Великой депрессии, получив сильнейший толчок к развитию в США. Достаточно сказать, что ни одно европейское агентство не могло превзойти американское по объему заказов в начале и середине ХХ в. Первое рекламное агентство «с полным обслуживанием» было основано Джорджем Баттеном в Нью-Йорке в 1891 г. Его агентство не только предлагало своим клиентам поместить рекламу, но и составляло ее текст, художественно оформляло и подготавливало к печати [1]. Рекламные агентства в Америке, безусловно, имели большой успех, их становилось всё больше, а известные рекламисты, такие как Альберт Ласкер, Стейнли Ризор, Раймонд Рубикейм, Лео Бернетт, Билл Бернбах и Дэвид Огилви, стали гигантами рекламы, знавшими все её тонкости. Они предпочитали сами обучать своих сотрудников, поэтому их агентства были не только направлены на коммерцию и сотрудничество с фирмами, но и стали школами рекламы.
Рост рекламных агентств происходил параллельно с ростом фирм, предприятий, брендов, появлением новых продуктов на рынке. Возникали корпорации нового типа, которые начали успешно конкурировать на рынке с ведущими американскими товаропроизводителями. Это были такие компании, как Nike и Microsoft, позднее — как Tommy Hilfiger и Intel. Эти пионеры утверждали, что производство товаров является лишь незначительной частью их деятельности, и, благодаря недавним изменениям — либерализации торговли и реформе трудового законодательства, — они способны перекладывать заботы о производстве конечного продукта на своих подрядчиков, многие из которых находились за границей. В основном эти компании производили, по их словам, — не товары, а образы, идеи, ценности и стиль жизни, отражавшие бренды. Их главной задачей было не производство, а маркетинг [3, с. 5, 6].
Рекламные агентства стали обращать все меньше внимания на конкретные продукты и их атрибуты и занялись изучением психологических и антропологических аспектов влияния брендов на культуру и жизнь людей. Эти проблемы представлялись крайне важными, и, хотя корпорации по-прежнему продолжали выпускать именно товары, потребители покупали уже не товары, а бренды. Уделяя особое внимание бренду, началось построение долгосрочных и доверительных отношений с покупателями, а ценности бренда должны были передаваться в рекламных слоганах. Каждая компания завоевывала свое место на рынке рекламы путем выбора одной концепции и стиля. Это могла быть гедонистическая реклама, когда при покупке продукта клиент получал максимум удовольствия, или реклама, направленная на престиж и статус, поэтому рекламы разных брендов, с разным позиционированием, сильно отличались уже в XX в.
До XX в. рекламные сообщения сводились в основном к тому, чтобы сообщить потребителю сухую информацию: что за товар, сколько стоит и где его можно приобрести. Переворот в сознание рекламистов внес Альберт Ласкер. Он предлагал убеждать потребителя, что этот товар действительно ему нужен и он лучше остальных ярко и при этом лаконично [4, с. 51]. Рекламисты понимали, что рекламные послания должны быть не просто рациональными, они должны быть и духовно наполненными с эмоциональной составляющей. Бренды способны взывать к чувствам людей, но не только сами бренды — целые корпорации могли олицетворять собой некую созданную ими идею, воплощать некий образ, представление о самих себе. В начале 20-х гг. прошлого века Брюс Бартон, легенда рекламного бизнеса, превратил General Motors в метафору для каждой американской семьи, во что-то «очень личное, теплое и человечное», а аббревиатура GE стала не столько именем безликой компании General Electric, сколько, по словам Бартона, «инициалами друга». В 1923 г. Бартон сказал, что роль рекламы состоит в том, чтобы «помочь корпорациям найти свою душу» [3].
Любая мода цикличная и повторятся из раза в раз, так же происходило и с модой на стиль рекламы. В ХХ в. на смену прямому стилю, появляется тренд на завуалированность в рекламе, товар перестали восхвалять, стали даже недоговаривать о его достоинствах, ставка делалась именно на эмоциональное восприятие, атмосферу и художественный образ, а не на логически принципы. В двадцатых годах Теодор Макманус ввел новый стиль – «атмосферы» или «образа», и прославился как «Клод Хопкинс вкрадчивой рекламы». Его самая знаменитая реклама, выполненная по заказу корпорации «Дженерал моторс», была напечатана всего один раз. Осенью 1914 г. развернулась рекламная кампания конкурентов против самого дорогого автомобиля фирмы «Дженерал Моторс» - «Кадиллака», новый 8-цилиндровый мотор которого еще не работал безукоризненно. Т. Макманус парировал эту кампанию объявлением без иллюстраций, только текстом, озаглавленным «Расплата за лидерство». В нем ни разу не упоминались, ни «Кадиллак», ни другие автомобили [1]. Оно лишь создавало ореол, который сразу цеплял аудиторию. Такие броские высказывания всегда производили фурор на рынке. В годы, когда экономика была расшатана военным временем, эмоции стали самым верным путем увеличения продаж.
От торговли, где главной считалась только прибыль, реклама позволила посмотреть на торговлю под другим ракурсом. Теперь стал важен бренд, его ценности и взаимоотношения с покупателями, которые выстраивались годами. Сдержанность и лаконичность – две основные черты присущие стилю рекламы первой половины XX в. Но это вовсе не означает, что реклама была скучной и простой, она превратилась в образную и легкую для восприятия, но всегда со смыслом и тайным посланием. К примеру, Лео Бернетт придерживался принципа сдержанной рекламы с вымышленными героями, такими, как поваренок фирмы «Пилсбери» - пузатенький паренек, сделанный из рекламируемого теста, рычащий тигренок Тони, который одобряет достоинства кукурузных хлопьев, или «Веселый зеленый гигант», рекламирующий консервированные и замороженные овощи.
Одним из примеров рекламы начала XX в., перевернувшим отрасль пищевых продуктов, стало печенье Uneeda, так как именно оно дало потребителям то, что не давал ни один производитель. Производитель бисквитных печений National Biscuit Co, сотрудничая с рекламным агентством NW Ayer And Son, создал такую рекламу, которая до сих пор входит в списки самых лучших рекламных кампаний мира, хотя ей уже более ста лет. Рекламная стратегия была настолько революционной, что прежним остался только рецепт печенья, всё остальное - кардинально новым. Отдельно стоит обратить внимание на название самого печенья, оно интересное и легко запоминающееся, а главное имеет подсознательное влияние на покупателя, так как является соединением слов You Need A, что в переводе означает «Вам нужно». Так же ловко, как и название, был создан слоган нового продукта: «Чтобы вы не забыли, мы скажем это еще раз - бисквиты Uneeda».
Печенье «Uneeda» привлекало и своей упаковкой, ведь оно продавалось в плотных картонных коробках, в отличие от большинства других сладостей, которые в то время чаще всего продавались на развес. Картонная упаковка позволяла печенью дольше сохранять свою форму, не ломаться и не крошиться. Приходя в магазин, невозможно было не обратить внимание на яркую, красивую коробку с печеньем среди ничем непримечательных изделий на развес. Но всё-таки самое важное, благодаря чему рекламная кампания стала такой успешной – это образ мальчика Uneeda. В рекламе его представили как обаятельного, озорного парнишку, который очень любит сладкое. На одних рекламных постерах он нёс огромную коробку бисквитного печенья сквозь дождь, на других – просто стоял с упаковкой печенья в руках, любовно прижимая к себе желанные сладости. Реклама показывает не только, как удобно печенье в транспортировке, что даже дождь ему не подвластен, но и то, насколько действительно необходимо печенье Uneeda, что ради него можно преодолевать расстояние с коробкой печенья на спине в дождь. Реклама бисквитов Uneeda – первая в мире реклама, которая имела бюджет в миллион долларов [6].
Рекламу в XX в. начали воспринимать как сферу, которую надо изучать и знать тонкости работы в рекламной сфере. В связи с этим стали применяться научные методы и подходы. Клод Хопкинс и Джон Кеплс первыми начали считать, что реклама – это сочетание науки и искусства. В 1930-1940-е гг. были созданы специализированные исследовательские организации, деятельность которых заключалась в изучении проблем эффективности рекламы. Следовательно, формировался научный подход к созданию рекламы. Художественные круги также были озабочены обликом современной рекламы. В 1936 г. в Германии впервые был поставлен вопрос о необходимости целенаправленной работы по художественной организации городской рекламы и открытии специальной школы, ориентированной на подготовку специалистов в данной области. Это стало большим шагом к тому, что реклама в наши дни включает множество маркетинговых исследований и психологию потребностей, ориентируясь и на экономические, социальные, культурные, духовные и психологические факторы. В качестве примера назовем одно из исследований В. С. Матюшкина – известного специалиста в области психологии рекламы [2, с. 3]. А. Б. Оришевым, например, поднимается вопрос об использовании 25 кадра с целью манипуляции избирателями и потребителями [5, с. 99]. Интерес вызывают отдельные рекламные сектора, такие как внутренняя или Indoor-реклама. Заметим, что данные исследования проводились преподавателями Института бизнеса и дизайна, а их результаты были внедрены в учебный процесс по соответствующим дисциплинам.
Таким образом, реклама в XX в. стала двигателем торговли, верным помощником в продажах и создании успешной торговой марки, притягивая к себе лояльных клиентов. США стали центром продвижения рекламы, который дал толчок для ее развития по всему миру. Только во второй половине века Европа с многочисленными крупными успешно развивающимися центрами, оправляющимися после военных лет, стала догонять США по темпам открытия рекламных агентств и создания брендов, известных до сих пор. Сейчас рекламный бизнес - быстроразвивающаяся и меняющаяся сфера, которая должна уметь адаптироваться под клиента, тренды и ситуацию в мире, отражая это в рекламных роликах, слоганах и баннерах. Несмотря на усовершенствование рекламы сейчас, из-за многочисленных исследований и тщательно продуманной рекламной стратегии с выверенной статистикой, рисками и вероятностью, легендарные примеры рекламы XX в. во многом дают пример, как сделать легко, понятно и доступно, и при этом продаваемо, ведь в этом и заключается искусство.
Список литературы
- Краткая история рекламы. URL: https://www.siteedit.ru/reklama22/ (дата обращения 10.10.2018).
- Матюшкин В. С. Психологические школы и модели потребителей // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 4 (12). С. 3.
- Найоми Кляйн. No logo. Люди против брендов. М.: Добрая книга, 2012. 624 с.
- Оришев А. Б. Социология рекламной деятельности. М.: РИОР, 2012. 230 с.
- Оришев А. Б. Технология 25-го кадра в политической рекламе // Успехи современного естествознания. 2014. № 11-2. С. 99.
- URL: https://dengodel.com/interesting/114-velichayshie-reklamnye-kampanii-xx-veka.html (дата обращения 11.11.2018).
References
- Kratkaya istoriya reklamy. URL: https://www.siteedit.ru/reklama22/ (data obrascheniya 10.10.2018).
- Matyushkin V. S. Psikhologicheskie shkoly i modeli potrebiteley - Biznes i dizayn revyu. 2018. no 4 (12). p. 3.
- Nayomi Klyayn. No logo. Lyudi protiv brendov. M.: Dobraya kniga, 2012. 624 p.
- Orishev A. B. Sotsiologiya reklamnoy deyatelnosti. M.: RIOR, 2012. 230 p.
- Orishev A. B. Tekhnologiya 25-go kadra v politicheskoy reklame - Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2014. no 11-2. p. 99.
- URL: https://dengodel.com/interesting/114-velichayshie-reklamnye-kampanii-xx-veka.html (data obrascheniya 11.11.2018).
Рецензент:
Толкачев А. Н. – кандидат юридических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». Повышение квалификации по программе: «Директор по маркетингу и рекламе» (2015).
Работа поступила в редакцию: 20.02.2018 г.