Леденева Г.Л., Воронов В.В. Люмобетон и метод естественной спектакулярности

Образец ссылки на эту статью: Леденева Г.Л., Воронов В.В. Люмобетон и метод естественной спектакулярности // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 3 (15). С. 10.

УДК 401.712

ЛЮМОБЕТОН И МЕТОД ЕСТЕСТВЕННОЙ СПЕКТАКУЛЯРНОСТИ

Леденёва Галина Леонидовна

ФБГОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Тамбов, Россия (392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106), к.арх.н., профессор кафедры «Архитектура и строительство зданий», ledeneva27@yandex.ru.

Воронов Виктор Владимирович

ФБГОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Тамбов, Россия (392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106), магистр кафедры «Архитектура и строительство зданий», morles@inbox.ru, +7-960-663-77-22.

Аннотация. В статье рассматривается архитектурный метод естественной спектакулярности на примере использования материала люмобетона. Анализируются условия и возможности применения метода и дается оценка применения рассматриваемого материала в поставленных границах. Даётся описание метода и предполагается область его применения. Приводится научное обоснование для областей развития метода естественной спектакулярности. Даётся описание материала и история применения. Демонстрируется графический пример использования люмобетона на примере общественного объекта и жилого здания. Главный результат – автор показал, что использование метода естественной спектакулярности применим в архитектурной практике с использованием природных материалов, таких как люмобетон. И это положительно отразится на социально – экологическом аспекте социальной культуры общества.

Ключевые слова: спектакулярность; люмобетон; люминесцентный материал; экологическое проектирование; природная доминанта; визуальное акцентирование.

LUMI-CONCRETE AND METHOD OF NATURAL SPECTACULARITY

Ledenyeva Galina Leonidovna

Tambov State Technical University, Tambov, Russia (Russia, 392000, Tambov, Sovetskaya str., 106.), Ph.D., Professor of the Department of Architecture and Building Construction, Tambov, ledeneva27@yandex.ru.

Voronov Viktor Vladimirovich

Tambov State Technical University, Tambov, Russia (Russia, 392000, Tambov, Sovetskaya str., 106.), master of the Department of Architecture and Building Construction, Tambov, morles@inbox.ru, +7-960-663-77-22.

Abstract. The article discusses the architectural method of natural performance on the example of using the material of luminescent concrete. The condition and the possibilities of applying the method are analyzed and an assessment is made of the application of the material under consideration in the set limits. A description of the method is given and its scope is assumed. The scientific justification for the areas of development of the method of natural spectacularity is given. A description of the material and the history of the application. A graphical example of the use of lumi-concrete is demonstrated by the example of a public facility and a residential building. The main result - the author showed that the use of the method of natural spectacularity is applicable in architectural practice using natural materials such as lyumobeton, which will positively affect the socio - ecological aspect of the social culture of society.

Keywords: spectacularity; lumi-concrete; luminescent material; environmental design; natural dominant; visual emphasis.

Социально – экологический пласт для архитектуры сформирован в комплексном развитии факторов природных и социальных культур и формирующийся на потребностях общества, обладает центральной значимостью в эстетическом формировании жизни социума, окружающей среды, обязан отвечать устойчивостью по отношению к новым тенденциям, подходам, порождая архитектуру такую, какой создавала бы её сама природа.

Современный город имеет основы формирования похожей среды, в которой актуальна задача создания полностью удовлетворяющей экологически обоснованной потребности жителей, в том числе создание необходимого жизненного пространства для приспособления к материальному и духовному совершенствованию места, в целях укрепления идейности на развитии тесного взаимодействия природы и человека на языке архитектурных возможностей. Таким целям отвечает метод использования естественной спектакулярности.

Условия создания естественной спектакулярности в архитектуре сопровождается стремлением к экологическим методам акцентирования внимания зрителя на объектах доминантного свойства. Естественная спектакулярность выражается в сглаживании конфликтности между урбанизационными формами и природой, отдавая предпочтение решать зрителю, но визуально закладывая принципы экологического акцентирования внимания зрителя на объекте. Таким образом, методика естественной спектакулярности работает на постоянный визуальный захват, который зависит от растущего спроса на спектакулярную архитектуру, методов и материалов её реализации. На сегодняшний день спрос на экологические решения обуславливается доступностью и ростом популяризации этического подхода в выборе метода со значительным использованием природного компонента среды.

Метод естественной спектакулярности позволяет создавать иллюзию присутствия абсолютно естественной среды с использованием природных компонентов как для задач ландшафтного урбанизированного дизайна, так и для интегрирования в архитектурную массу в виде доминантной фактурной или текстурной поверхности.

Данный метод позволяет применять на доминанте имитацию природного архитектурного объёма, тем самым создавая оптическую иллюзию, принимаемую зрителем за естественную форму. Такой визуальный обман не может доминировать в композиционном решении из-за экологической подосновы, лежащей в основе метода. Создание визуальной природной притягательности в концепте простых геометрических форм обязует автора к нарушению структурного подхода при намерении использования метода естественной спектакулярности.

Озеленение может выступать в качестве самостоятельного объекта (группа деревьев), как средства обеспечения взаимодействия объектов (зелень на опорах) или визуального обособления (зонирование с помощью зеленых оград), связей (аллеи), природной организации окружения (вертикальное озеленение, частные участки с выходом непосредственно с первого этажа, кустарники), как описано в одной из работ по теории и практике дизайна [4, с. 9]. Такое визуальное обособление способствует возникновению внутренних естественных доминант.

Согласно методу, использование сторонних композиционных приёмов может дополнять и раскрывать комплексную идею по взаимодействию подчиняемых элементов. Следует учесть, что создание природной доминанты по принципу упорядоченности в среде, также может восприниматься расфокусно по отношению к главному элементу, если учитывать стремление природы к целостному восприятию. Это наводит на смещение акцентного решения в пользу одной из сторон.

Разрешить эту проблему выполнив оба условия возможно используя материал, обладающий особым акцентирующим свойством или не конфликтующий визуально с элементами общего замысла. Одним из таких материалов выступает люмобетон, выполняемый на основе люминесцентного пигмента люминофора ТАТ 33. Получаемый материал позволяет аккумулировать солнечную радиацию и излучать до 12 часов в зависимости от соотношения компонентов и размера частиц микрон порошка.

Материалы по созданию естественной спектакулярности обретают новый смысл, когда проявляют себя в ночном свете, выходя за грань дневного архитектурного восприятия. Технология использования люмобетона способна акцентировать на воображение посредством оптического контроля над зрителем на конкретной архитектурной доминанте или в общественной зоне. Данный материал позволяет ассоциировать себя с естественным природным компонентом для архитектурного дизайна и ландшафта и оказывает влияние на ощущение комфорта, ранее недоступное в ночное время.

Архитектура в ночном восприятии не существует для человека, пока он её не видит, поэтому только с использованием источника света можно создавать зримые акценты элементов здания, воспринимающиеся днём в объёмной целостности, а ночью в акцентированных углах восприятия. К имеющимся способам акцентирования принадлежит развивающийся метод естественной спектакулярности с применением технологии люмобетона. Это говорит о том, что здания и объекты окружающей среды, попадающие в спектр ориентирования человека, должны служить путеводным образом, но экономических способов выделения доминант без использования электроэнергии в ночное время не существует в широкой практике.

Изделие, изначально ориентированное и производимое для использования в декоративных целях интерьера, придомовых частных пространств и ландшафтном дизайне, может быть рассмотрено и адаптировано к применению в массовом строительстве на нормативных условиях. Это подчёркивание архитектурных элементов и читаемых завершений реконструируемых зданий, выявление силуэтов и контуров линейных объектов, организация транзитного направления в тёмное время суток. Простое вкрапление элементов люмобетона без труда позволяет задавать ритм, динамику, создавая архитектурную иллюзию с фактурным движением образа.

На примере практического развития применения технологии люмобетона выступает выявление границ дорожного покрытия в ночное время. Растворный состав люмобетона может содержать соотношение различных элементов, определяющих его физические характеристики. Можно добиться яркости свечения достаточной для определения дорожных границ на расстоянии до 100 метров в тёмное время суток, однако данной яркости недостаточно для освещения больших общественных пространств. Если исходить из того, что яркость свечения бетона на данный момент без использования сторонних технологий не регулируема и является постоянной, то можно определить границы использования материала в строительстве. Люмобетон уже может быть использован в строительстве парков, скверов, общественных городских пространств, на спортивных сооружениях и магистралях.

Следует отметить, что технология люмобетона по использованию метода естественной спектакулярности подводит архитектурную светологию к функциональному освоению бетона в том, что как материал применяемый массово, подобно пластмассе, может быть абсолютно любым, в том числе по составу и характеристике.

Под определенные функции существуют разные типы пространств [1]. Осмысление социально-культурного и пространственного контекста поведения людей в городской среде позволяет корректировать решения в области городского дизайна, планировки территории, территориального планирования [2, с. 1-13]. Метод естественной спектакулярности ориентирован на такие градостроительные проблемы, а также на поставленные задачи перед сохранением и поддержанием культурной ценности разрабатываемой территории.

По мере роста и расширения потребностей граждан появлялись и постепенно развивались городские пространства [5, с. 20-25]. В основе такого развития лежат точки фокусирования внимания и подчинения пространств, спектакулярные объекты гражданского строительства и площади визуально доминируют посредством архитектурных и материальных решений.

Учитывая потребности жителей, следует найти методы преобразования городской среды, выявить особенности материально-физических форм организации среды с включением общественно-коммуникативных узлов различной степени активности, провести анализ механизмов взаимодействия между людьми и объектами пространства, учесть социальные процессы, природные особенности. При этом важным условием является вовлечение жителей в процесс проектирования для выявления истинных проблем и потребностей людей и поиска оптимальных сбалансированных решений [6, с.70-73].

По сути своей такие пространства не только отвечают требованиям комфортной среды, но и притягивают к себе внимание жителей, вовлекают в процесс взаимодействия с объектами среды [3, с. 104]. На рисунке 1 представлен вариант применения материала люминесцентного бетона в контексте поддержания внутригородской доминанты экологическим материалом. Данный объект становится объектом притяжения для глаз в вечернее и ночное время без использования электрического освещения, однако в дневное время объект перестанет выделяться в окружающей застройке и обретён более природный оттенок (рисунок 2).





На рисунке 3 представлен вариант применения люмобетона на фасаде многоэтажного жилого здания. Здание получает спектакулярное значение и обретает визуальное качество в городской застройке. Сочетание фасадного кирпича и люминесцентного камня позволяет достичь высокой степени выразительности и для будущей инфраструктурной привлекательности.





На рисунке 4 представлен вид дворовой территории с придомовым освещением подъездов. Размещение придомовой подсветки может быть частично снижено из-за компенсирующей яркости свечения люминесцентного камня. Раскрытие материала в рамках рассмотренного метода проектирования свидетельствует не только о сохранении объёма и естественной формы объекта, но и о формировании архитектурной иллюзии, работающей в разное время суток.

 Список литературы 

  1. Библиотека образцов благоустройства и озеленения / Минстрой России, 2017. / Электрон, дан. URL: http://www.gorodsreda.ru (дата обращения: 05.12.2018).
  2. Крашенинников А.В. Мезо-пространства городской среды // «Архитектура и современные информационные технологии» (AMIT). 2015. Т. 4 (33). С. 1-13.
  3. Кузнецова Н.В., Яковлева К.Е. Проблемы организации общественно-коммуникативных точек в сложившейся жилой застройке города // Творчество и современность. 2018. № 1 (5). С. 102–107.
  4. Кузнецова Н.В., Яковлева К.Е. Проектирование структурных составляющих локальных общественных пространств массовой жилой застройки // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 1 (13). С. 9.
  5. Лисина О.А. Исторические предпосылки формирования многоуровневых пешеходных пространств // Академический вестник   УралНИИпроект РААСН. 2016. № 2.  С. 20–25.
  6. Пучков М.В. Интерфейсная модель архитектуры // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 2. С. 70–73.

 References 

  1. Biblioteka obraztsov blagoustroystva i ozeleneniya / Minstroy Rossii, 2017. / Elektron, dan. URL: http://www.gorodsreda.ru (data obrascheniya: 05.12.2018).
  2. Krasheninnikov A.V. Mezo-prostranstva gorodskoy sredy - «Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii» (AMIT). 2015. T. 4 (33). pp. 1-13.
  3. Kuznetsova N.V., YAkovleva K.E. Problemy organizatsii obschestvenno-kommunikativnykh tochek v slozhivsheysya zhiloy zastroyke goroda - Tvorchestvo i sovremennost. 2018. no 1 (5). pp. 102–107.
  4. Kuznetsova N.V., Yakovleva K.E. Proektirovanie strukturnykh sostavlyayuschikh lokalnykh obschestvennykh prostranstv massovoy zhiloy zastroyki - Biznes i dizayn revyu. 2019. no 1 (13). p. 9.
  5. Lisina O.A. Istoricheskie predposylki formirovaniya mnogourovnevykh peshekhodnykh prostranstv - Akademicheskiy vestnik   UralNIIproekt RAASN. 2016. no 2.  pp. 20–25.
  6. Puchkov M.V. Interfeysnaya model arkhitektury - Akademicheskiy vestnik UralNIIproekt RAASN. 2011. no 2. pp. 70–73.

Работа поступила в редакцию: 20.05.2019 г.

Рецензент: Савинкин Владислав Владимирович – лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, доцент кафедры дизайна АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
наверх