Соркин М. М. Основные особенности обучения дизайнеров выполнению академического рисунка

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

Образец ссылки на эту статью: Соркин М. М. Основные особенности обучения дизайнеров выполнению академического рисунка // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 2 (14). С. 13.

УДК 747.012

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ ВЫПОЛНЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА

Соркин Михаил Михайлович

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Московского Союза художников, +7(916)-702-50-03, sorkin-studio@mail.ru.

Аннотация. Важнейшей составляющей в процессе становления молодых дизайнеров является освоение необходимых компетенций в рамках учебной дисциплины «Академический рисунок». Современный дизайнер – это специалист, который занимает уникальное положение между образами различный идей и их воплощением в реальную действительность. Чтобы достичь успеха в этой креативной профессии необходимо пройти ряд этапов. В статье рассматриваются основополагающие методические и организационные принципы выполнения академических рисунков. Обосновывается необходимость и обязательность их освоения в профессионально-художественной подготовке студентов-дизайнеров. Автор раскрывает особенности организации учебного процесса в Институте бизнеса и дизайна по направлению подготовки «дизайн». Приводятся методические и организационные рекомендации по изучению курса дисциплины «Академический рисунок» и выполнению практических заданий.

Ключевые слова: художественный образ; академический рисунок; методические принципы; аналитическое рисование; методическая последовательность; процесс преподавания; геометрические формы.

THE MAIN FEATURES OF TEACHING DESIGNERS TO IMPLEMENT ACADEMIC DRAWING

Sorkin Mikhail Mikhaylovich

 Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, мember of Moscow Union of artists, +7-985-233-27-93, sorkin-studio@mail.ru.

Abstract: The most important component in the process of becoming young designers is the development of the necessary competencies within the academic discipline "Academic drawing". A modern designer is a specialist who occupies a unique position between different images of ideas and their realization in reality. To achieve success in this creative profession you must go through a series of stages. This article discusses the basic methodological and organizational principles run academic figures. The necessity of and becoming bound to their development in vocational and artistic training of students. The author reveals the features of the organization of the educational process at the Institute of Business and Design in the direction of preparing the «design». Also provides methodological and organizational recommendations for the study course of discipline «and» academic drawing implement practical tasks.

Keywords:  artistic image; academic figure; methodical principles; analytical; methodical drawing sequence; the process of teaching geometric shapes.

Уникальное положение между миром замысла образа и его воплощением занимает дизайнер. В основе его профессиональной подготовки находится приобретение компетенций по исполнению академического рисунка. Следовательно, целью изучения дисциплины «Академический рисунок» является овладение методами изобразительного языка академического рисунка и формирования у студентов профессиональных понятий, приемов и навыков [2]. Достигается эта цель путем решения конкретных профессиональных задач.

Назовем эти задачи:

  • изучить методы воспроизведения трехмерного пространства средствами линейно-конструктивного и тонального рисунка (объектом изучения является предметный мир, средовое пространство, фигура человек);
  • сформировать навыки использования максимально-широкого диапазона графических материалов и инструментария, позволяющих образно и лаконично визуализировать идею проекта;
  • «развить композиционное мышление и художественный вкус, формировать пространственное видение предметов» [9, с. 81];
  • развить умения рисовать по памяти и представлению;
  • понимать и следовать фундаментальному профессиональному базису «Задача-Время-Средства».

В данной рефлексии академический рисунок рассматривается как средство максимального развития способностей студентов в процессе графического анализа окружающего материального мира и воплощения впечатлений о нем.

В аспекте дизайнерской, архитекторской деятельности в понятие «владеть рисунком» включены важные умения аналитически и художественно осмысливать форму и графическими средствами пространственного изображения построить ее конструкцию. Не менее важно выразить форму, пластику, структуру, тектонику и расположение в среде. Поэтому процесс изучения дисциплины «Академический рисунок» дополняется решением следующих учебно-воспитательных задач:

  • овладеть основами академического рисунка;
  • развить зрительное восприятие, постичь принципы и методы реалистического изображения и объемной моделировки формы средствами рисунка;
  • изучить общие понятия и теоретические представления о построении, перспективе, тональному рисованию;
  • овладеть особенностями восприятия трёхмерного пространства предмета и общими принципами передачи его на плоском листе бумаги;
  • научить самостоятельно мыслить и решать творческие задачи; раскрыть эстетическую сущность академического рисунка;
  • сформировать основополагающие профессиональные компетенции.

При обучении академическому рисунку необходимы упражнения по формированию активной мыслительной и графической деятельности в виде набросков (в частности, эскизов и зарисовок). Как известно, набросок представляет собой быструю, лаконичную зарисовку натуры. А эскиз, в свою очередь – это предварительный набросок, задача которого сфокусировать замысел произведения художника.

Задание выполнить краткосрочный набросок направляет студентов к предварительному мысленному набрасыванию изображения. Развитие быстроты мыслительных действий активизирует у них психические процессы восприятия, памяти, воображения.

Наброски по памяти, когда студенты наблюдают натуру, и только потом выполняют ее изображение, вообще невозможны без активизации мыслительной деятельности рисующего. При этом важно нацелить бакалавров именно на осмысление графических действий. Кроме того, именно быстрое рисование для современного дизайнера больше всего необходимо в его профессиональной деятельности. Поэтому студентам необходимо освоить разные техники скетча. В первую очередь технику рисунка карандашом и мягкими материалами, а также технику рисунка маркерами (это могут быть Copic или аналогичные модели), технику рисунка с использованием графического планшета. Также назовем технику штриха «по форме» и изображение «палитры штриха» [6, с. 64-65].

Таким образом, преподавание академического рисунка с учетом особенностей подготовки дизайнеров и освоение основных методических принципов выполнения рисунка дают возможность найти компромисс между критерием лаконичности изображения и требованием показать различные аспекты объекта, выразить его различные качества: пространственные, пропорциональные, структурные, конструктивные, ритмические, тональные.

При аналитическом рисовании с натуры необходимо внимательно наблюдать за предметом, подмечая характерные особенности формы, пропорций, освещения и фактуры. Однако, чтобы нарисовать предмет правильно, одного поверхностного наблюдения недостаточно. Надо знать его строение, внутреннюю, скрытую от глаз, основу формы. Внешняя форма предмета определяется его конструктивными особенностями. На первом курсе начинается изучение простых форм — геометрических тел (куб, шар, цилиндр и т.д.). Студентам важно понять, что каждый предмет имеет свою структуру. Уметь видеть натуру — это значит уметь анализировать ее строение. Поэтому рисовать следует всегда сознательно, а не копировать механически то, что видят глаза [см. подробнее: 1].

При работе над рисунками следует придерживаться следующих принципов:

  1. Каждый сложный комплекс работы над рисунком должен быть расчленен на этапы работы, которые усваиваются студентами в определенной последовательности.
  2. Последовательность этапов работы над рисунком должна быть логично построенной и обеспечивающей цельность представления всего процесса.
  3. Всякий комплекс работ над рисунком содержат в себе такие методы как анализ и синтез.

При обучении академическому рисунку серьезную помощь оказывает использование метода линейно-конструктивного построения рисунка. Это может способствовать развитию технических навыков, заставляет постоянно думать о форме и накладывать тон по направлению поверхностей предмета. Каждая линия, штрих, тон рисуют форму, т. е. тени и полутени не представляют собой бессмысленные пятна, а определенные плоскости предмета, выражающие его объем. Подчеркивая направление поверхности формы, рисовальщик уже не способен хаотично наносить тона на бумажную поверхность. Он будет показывать направлением штриха характер формы. И это важный момент, на который следует обратить внимание всем, кто постигает азы рисовального мастерства.

Обучение академическому рисунку целесообразно начинать с изучения простых геометрических форм. Для того, чтобы овладеть навыком видения натуры, необходимо выработать умения анализировать ее строение. Следует рисовать всегда сознательно. Типичная ошибка, когда начинающий рисовальщик начинает механически копировать то, что видят глаза. Например, при изображении куба следует прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке линейно-конструктивную основу, иными словами показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, как образуется их объемы. Сложными по форме предметами являются те, которые при конструктивном анализе разлагаются на простейшие геометрические формы (например, капитель и т. д.)

Кроме того, важным является единство и собранность рисунков, которых добиваются в тех случаях, если общая тональность передается через промежуточные нюансы, от самых светлых до самых темных в тенях. Используется белый цвет бумаги и сила тона карандашей. И рисовальщик изображает не только формы и объемы предметов, но и фактуру их (материальность). Светотеневые отношения (сила света, теней, полутеней) в рисунке должны быть гармоничными. Это одно из важных требований к этому процессу. Каждый полутон, свет, рефлекс и блик дополняют и поддерживают друг друга. Как результат, они создают впечатление единого целого. Тон может выражаться пропорциональными отношениями. Так, свет в рисунке можно взять несколько темнее, чем в реальной жизни. И тогда можно сравнить свет, который выражается в рисунке, с тем светом, как например, на гипсовой модели. И первый окажется значительно темнее. Между тем при правильных отношениях света и тени (в окружении темных поверхностей) он станет явно выделяться своей светлотой. Обратите внимание: яркой будет казаться та поверхность, которая светлее находящейся рядом. Этот эффект хорошо знаком всем рисовальщикам.

Наблюдения ученых показали [см., например: 7], что свет имеет свои законы распределения в пространстве и на поверхности предметов, которые художники должны использовать в своей практической работе:

  • тень, падающая от предмета, будет сильнее тени самого предмета;
  • по мере удаления поверхностей от источника света освещенность их будет ослабевать;
  • контраст света и тени на предметах, расположенных ближе к источнику света, резче, чем на предметах, удаленных от него.

При передаче формы в пространстве большую роль играет оптический закон контрастности. Когда мы видим на рисунке художника фон, решенный по-разному — в одном месте светлее, в другом темнее, — это не случайные недоделки, а сознательное решение тональной задачи. Создать фон в рисунке — это значит насытить окружение предметов воздушной средой.

Необходимо понимать, что и в сравнительно статичных композициях присутствует эффект движения, о чем свидетельствует напряженность форм и переходов между ними, движение осей форм, прослеживание как бы внутренней линии движения целого, ритм движения линий силуэта и т.д.

Теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты поднимаются в книге Николоя Ли [3, с. 3]. Действительно, в обучении рисованию большое значение имеют наброски. Они способствуют развитию глаза, наблюдательности, обостряют чувство характера, пропорций, вырабатывают технику и индивидуальный графический язык, что уже является первым важным шагом к творчеству. Осуществляя наброски, следует приучать себя не замечать излишних деталей, а уметь схватить самое основное, характеризующую данную модель, выявить ее «стержень», прочитать ее.

В процессе обучения на направлении «дизайн» студенты из АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» выполняют наброски по памяти и представлению, развивая профессиональные навыки. Главная задача при обучении рисунку в вузе – научиться правильно видеть объемные формы предметов и уметь их логически и последовательно изображать на плоскости бумаги. Учитывая, что форма любых предметов в своей основе понимается или рассматривается как их геометрическая сущность, следует уделять самое серьезное внимание изучению конструктивного строения геометрических гипсовых моделей. Среди них куб, шар, цилиндр, призма, конус. Как известно, любая форма состоит из плоских фигур. Это: прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция и т. д. Задача рисовальщика заключается в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности могут сочетаться между собой, как они образуют форму. Для основательного изучения студентам Института бизнеса и дизайна предлагается рассмотреть геометрические формы в виде прозрачных каркасных моделей. Это позволит лучше проследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкций и перспективного сокращения форм геометрических тел. Среди них ранее указанные куб, пирамида, цилиндр, шар, конус и призма.

Правильно понятые и усвоенные закономерности при изображении простых форм должны способствовать более осознанному подходу к рисованию сложных форм в последующем.

Закрепление навыков академического рисунка целесообразно осуществлять в процессе лабораторных занятий в мастерской в форме практикумов на основе глубокого анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты, которые сообщаются студентам в процессе рисования, дополнительного самостоятельного чтения специальной учебной литературы и копирования мировых шедевров рисунка. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти, представлению и воображению.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому законченность рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач.

Продуктивность усвоения учебного материала во многом определяется интенсивностью и качеством самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа предполагает формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний; закрепление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий; подготовку к предстоящим занятиям, экзаменам.

Практические занятия, работы с натуры являются основным видом работы по дисциплине (модулю) «Академический рисунок». В целях углубления образовательного цикла используются различные формы, обогащающие учебный процесс, такие как посещение музеев, выставок; подготовка докладов по разнообразным проблемам изобразительного искусства. Ведутся беседы с использованием книг, наглядных пособий, интернет – ресурсов. Составляется план работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. В этом плане студентам очень полезно познакомиться с имеющейся на эту тему литературой, представляющей различные школы и направления в изобразительном искусстве [4, с. 86; 5; 7].

Составление плана дисциплинирует и повышает организованность учебного процесса. Очень важна непосредственная подготовка студента-дизайнера к занятиям. Следует помнить, что на практических занятиях обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы студента. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. В процессе этой работы студенты Института бизнеса и дизайна должны стремиться понять и запомнить основные положения изучаемого материала, конкретные примеры, поясняющие его. Это также позволит разобраться в иллюстративном материале.

В процессе подготовки к занятиям рекомендуется выполнять заданный преподавателем объем практических заданий, прежде всего в дисциплине «Академический рисунок». Речь идет о набросках с натуры, которые являются приоритетом в данном предмете. Обратим внимание, что умение делать наброски способствует более интенсивному процессу освоения рисунка. Поэтому наброски следует делать очень быстро: не более двух-трех минут.

Начинать делать набросок следует с мгновенной и конструктивной оценки позы объекта. Студент может схематично изобразить скелет в представленной позе. Однако будет более правильно просто вообразить его. После такой оценки следует сканировать карандашом силуэт фигуры. При необходимости можно обращаться за консультацией к преподавателю. Отправляясь на консультацию, важно хорошо подготовить материал, по которому есть вопросы, требующие разъяснений.

В начале занятия студенты Института бизнеса и дизайна под руководством преподавателя по «Академическому рисунку» более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, литературу, классические и современные публикации по данной теме, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссий приобретаются знания, затем в творческом процессе вырабатываются умения и навыки, необходимые ля решения практических задач. Как результат, студенты овладевают соответствующими компетенциями.

Для учебного процесса важно материально-техническое обеспечение. С целью поддержания имущества в надлежащем состоянии для его эффективного использования ведется работа по модернизации материально-технической базы, осуществляется капитальный ремонт аудиторий, лабораторий, мастерских. Большое внимание уделяется улучшению условий труда преподавателей и студентов.

Учебные занятия проводятся в учебных аудиториях для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, в студии рисунка и академической живописи. Данные аудитории, а также помещения для самостоятельной работы студентов, укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения. Аудитории для проведения занятий лекционного типа оборудованы наборами демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий. Аудитории для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой, подключенной к сети Интернет и с обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». В конечном счете это и обеспечивает качественную подготовку студентов-дизайнеров в данном вузе.

Список литературы

  1. Академический рисунок: методические указания/ составитель М.Б. Похлебаева. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. 20 с.
  2. Горелов М. В. Рисунок как инструмент проектного мышления: на примере МГХПУ им. С. Г. Строганова: дис. … канд. искусствоведения. М., 2006.  168 с.
  3. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. М.: Эксмо, 2005. 480 с.
  4. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: учеб. пособие для студентов художественных графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986.  159 с.
  5. Могилевцев В. А. Наброски и учебный рисунок: Учеб. пособие. СПб.: Арт, 2011. 168 с.
  6. Павлинов П. Я. Для тех, кто рисует: советы художника. М.: Советский художник, 1965. 71 с.
  7. Розанова Н. Н. Рисунок: историко-теоретический и методический аспекты: Учебное пособие: М.: МГУП, 2000. 127 с.
  8. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов художественно графических факультетов пединститутов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1995. 239 с.
  9. Савинов А. М. Особенности обучения академическому рисунку при подготовке дизайнеров // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: психология и педагогика. 2011. № 3 (3). С. 81-85.

References

  1. Akademicheskiy risunok: metodicheskie ukazaniya/ sostavitel M.B. Pokhlebaeva. Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t, 2017. 20 s.
  2. Gorelov M. V. Risunok kak instrument proektnogo myshleniya: na primere MGHPU im. S. G. Stroganova: dis. … kand. iskusstvovedeniya. , 2006. 168 p.
  3. Li N. G. Risunok. Osnovy uchebnogo akademicheskogo risunka: Uchebnik. M.: Eksmo, 2005. 480 p.
  4. Medvedev L. G. Formirovanie graficheskogo hudozhestvennogo obraza na zanyatiyah po risunku: ucheb. posobie dlya studentov hudozhestvennyh graficheskih fakultetov pedagogicheskih institutov. : Prosveshchenie, 1986. 159 p.
  5. Mogilevtsev V. A.      Nabroski i uchebnyy risunok: Ucheb. posobie. SPb.: Art, 2011. 168 s.
  6. Pavlinov P. Ya. Dlya tekh, kto risuet: sovety hudozhnika. : Sovetskiy hudozhnik, 1965. 71 p.
  7. Rozanova N. N. Risunok: istoriko-teoreticheskiy i metodicheskiy aspekty: Uchebnoe posobie: M.: MGUP, 2000. 127 p.
  8. Rostovtsev N. N. Akademicheskiy risunok: Ucheb. dlya studentov hudozhestvenno graficheskih fakultetov pedinstitutov. 3-e izd., dop. i pererab. M.: Prosveshchenie, 1995. 239 p.
  9. Savinov A. M. Osobennosti obucheniya akademicheskomu risunku pri podgotovke dizaynerov - Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta: psihologiya i pedagogika. no 3 (3). pp. 81-85. 

Рецензенты:

Рымшина Т.А. — кандидат искусствоведения; Член союза художников России, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».

Работа поступила в редакцию: 08.05.2019 г.
наверх