Шмалько И. С. Непрерывное дизайн-образование: история создания

Образец ссылки на эту статью: Шмалько И. С. Непрерывное дизайн-образование: история создания // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 2 (14). С. 15.

УДК 372.874

НЕПРЕРЫВНОЕ ДИЗАЙН – ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

 Шмалько Игорь Сергеевич

 АНО ВО «Институт Бизнеса и Дизайна», Москва, Россия (129010, г. Москва, Протопоповский переулок, дом 9), доцент кафедры графического дизайна, ecoshi@yandexl.ru, +7-916-146-3102.

Аннотация. Автор рассматривает возможность создания модели непрерывного дизайн-образования в современных условиях и необходимость формирования образовательных систем в государственных учреждениях и частных школах дизайна. Главный результат – автор показал, что процесс развития индустрии изобразительного и промышленного искусства не утратил своей актуальности, а только ускорил движение благодаря новым ресурсам и возможностям цифровых технологий. 

Ключевые слова: изобразительное и предметное творчество; дизайн; промышленное искусство; проектирование художественного образа; творческая личность; массовое производство; эргономика; комбинаторика; техническая эстетика.

CONTINUOUS DESIGN - EDUCATION: THE HISTORY OF CREATION

Shmalko Igor Sergeevich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129010, Moscow Protopopovskiy lane, 9), associate Professor of graphic design, ecoshi@yandexl.ru, +7-916-146-3102. 

Abstract. The author considers the possibility of creating a model of continuous design of education in modern conditions and the need for the formation of educational systems in public institutions and private design schools. The main result – the author showed that the process of development of the industry of fine and industrial art has not lost its relevance, but only accelerated the movement due to new resources and opportunities of digital technologies.

Keywords: fine and substantial creativity; design; industrial art; design art image; creative identity; mass production; ergonomics; combinatory; technical aesthetics.

Среди людей, занимающихся изобразительным и предметным дизайном существует мнение о том, что окружающая действительность в широком смысле, её осмысление при помощи графического или любого другого изображения. Есть основная цель для активной личности дизайнера. Как отмечают многие исследователи, дизайнер сталкивается с двумя категориями. Первая – освоение пространства как материальную осязаемую конкретность и вторая – осмысление создаваемого образа.

Выяснилось, что эти категории выражают наиболее существенные отношения окружающей и изобразительной действительности, что и положено в образовательные программы всех школ предметного и изобразительного искусства [1, с. 7-8].

Создание школ или обучающих моделей дизайн – образования, было заложено еще до появления самого промышленного дизайна. В середине XIX в. идея соединить искусство и ремесло возникла по причине развития индустриального производства в наиболее развитых государствах Европы. Были отредактированы положения, теории и принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.

В обществе возникла необходимость появления новой профессии и соответственно школ, обучающих этой дипломированной специальности, например, Баухауз в Германии (1919), ВХУТЕМАС в Советской России (1920) и многие другие. Пути выхода из экономического кризиса в США в 1930 гг. напрямую были связаны с развитием в производстве и торговле деятельности, направленной на создание нового образа компаний, их идентификации и политики получения из бизнеса максимальной прибыли.

С этого времени подготовка кадров для реализации поставленных задач и целей стала достаточно актуальна на интернациональном уровне. Индустриальные технологии коснулись всех и каждого именно из-за специфики формообразования изделий массового производства. Вторая история касается исторических и национальных особенностей, как регионального дизайна, так и индивидуального стиля конкретного дизайнера.

Хронология истории развития предметного и изобразительного дизайна уходит вглубь веков. Известны трактаты о соотношении пользы предметного мира и его красоты философами и учеными античных времен. Работы о принципах формообразования, таких как комбинаторика, эргономика, соединение машины и человека, исследования о природе эмоций и принципах функционирования органов чувств, органической пластики, практической эстетике.

Как видно из тем или названий трактатов многие темы касаются не только чисто специальных и профессиональных понятий, таких как форма, цвет, композиция – расположение изобразительных объектов в пространстве, но и понятий из разделов психологии восприятия, пластической анатомии и механики, философии, технической эстетики, математики, химии и физики.

Поэтому понимание правил формирования смысловых образов, которые базируется на конкретных и обобщенный понятиях - представлениях, миропонимании, воображении очень важный и необходимый навык дизайнера. Это символ, идея или имидж – представление о предмете. У процессов восприятия, мышления, воображения есть свое содержание – это процесс преобразования реальности или представлений о ней.

При изучении вопросов о дизайн – образовании, выявились два подхода определения времени о его возникновении. Во-первых, появление первых школ промышленного дизайна считают начальной точкой отсчета. Во-вторых, дизайнерская деятельность интерпретируется шире, обнаруживая связь с многовековой историей [см. подробнее: 6, 7].

Как известно, в прежние времена любое ремесло передавалось от мастера к ученику. Основным методом обучения было копирование готовых образцов изделий, однако процесс формообразования не был самоцелью мастера. Более важным этапом возникновения дизайн – образования стала эпоха Возрождения, так как в это время происходит разделение процесса производства на стадии: эскизы, подготовка и реализация проекта. Так, постепенно проектирование выделяется как самостоятельный вид деятельности и в этот период формируется система обучения художников.

Известны некоторые итальянские учебно-художественные мастерские, такие как Поллайоло и Верроккьо, набиравшие наиболее одаренных учеников. Со временем появились первые государственные художественные академии, в которых разрабатывали академическую методику образования. Однако академические художники не приобретали профессиональных навыков промышленных художников, так как проектирование промышленных изделий не получало статуса специальной квалификационной дисциплины. Определение целей и формирование методов подготовки художников для промышленности началось в результате обращения внимания к формообразованию и проектированию именно как учебных дисциплин, требующих специальной подготовки.

В 1919 г. в Германии состоялось открытие Баухауза (Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшей школы строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus). После отказа от привычной академической системы преподавания и творческих экспериментов педагоги разработали образовательные модели и концепции. Пропедевтические курсы стали одними из важных нововведений. Их целью стало обучение студентов основным закономерностям или принципам структурирования формы, применения фактур, цвета и организации пространственной композиции. Обучение начиналось с упражнений на проработку контрастов, которые направлены на выявление характеристик: градаций света, свойств материала, фактур, цвета, ритма.

И. Иттен и П. Клее большое внимание уделяли развитию интуиции у учеников [3, 4, 5] на курсе В. Кандинского главной задачей было развитие аналитического мышления студентов. Л. Мохоль-Надь на своем курсе соединял формообразование и проектирование промышленных изделий. Главными заданиями его курса были разработка пространственной конструкции предмета с учетом физических законов и работа над сочетанием разных материалов.

Выпускник Баухауза и один из последних ее директоров Джозеф (Йозеф) Альберс собрал в единое целое опыт предшественников в «практическом формообразовании» соединил пропедевтический курс и проектирование, методика приобрела практический смысл и завершенность [2]. Многие школы промышленного дизайна, используют эту систему и сегодня.

В нашей стране программу ВХУТЕМАСА разрабатывали художники и педагоги: Н. Ладовский, А. Лавинский, Б. Королев, Л. Попова, А. Веснина, А. Родченко. По началу учеников не разделяли на специальности, их обучали в основном отделении и изучали все дисциплины (пространство, графика, цвет, объем). Методики и программы обучения, которые разработали педагоги разных стран и школ, внесли огромнейший вклад в дизайн – образование во всем мире.

Так, У. Крейн создал первую методику подготовки специалистов, направленную на развитие навыков художественно промышленного проектирования и общих закономерностей формообразования. Создание первых дизайнерских школ считается рождением дизайна как профессиональной деятельности.

Однако со временем выяснилась существенная проблема с подготовкой квалифицированных специалистов из-за быстрого изменения условий производства и изменений технологий, когда приобретенные студентами знания стареют раньше, чем они вступают в профессиональную деятельность.

Дизайнер практик и теоретик А. Пулос из США разработал новую систему профессиональной подготовки дизайнеров, направленную на подготовку специалистов широкого профиля, которые обладали навыками решать неординарные проблемы. Они должны были уметь исследовать работу, соединить технологии, проектирование и маркетинг.

В это же время привлекла к себе внимание итальянская модель дизайн – образования, которая отличилась отсутствием общепринятого подхода к целям, средствам и методам обучения. Авторские педагогические методы в ней основаны на творческих экспериментах и проектных поисках.

В Европе, чтобы решить эту проблему, образовательная система усилила роль художественного воспитания в школах. Например, в конце 1970-х гг. Королевский колледж искусства в Великобритании ввел новую программу «Дизайн в системе общего образования». В это же время, теоретиками дизайна вводится понятие проектная культура, включающая в себя функциональные методы познания, которые необходимы для любой деятельности. Так была разработана стратегия реорганизации общего образования с целью включения дизайна в учебные программы.

Таким образом, в Великобритании выработали новую образовательную систему, в которой обучали дизайну с детского сада и на протяжении всей жизни. Детей обучали основам дизайна для того, чтобы развить творческие способности. Создавались кружки и мероприятия с целью становления дизайна частью общеобразовательной системы.

В Великобритании учебная программа по изучению искусству и дизайну состоит из трех этапов и для каждого сформулированы цели и навыки, которые учащийся должен приобрести в процессе обучения: развить умение, необходимое для самовыражения, развить навыки рисования, понимание цвета и его использование в живописи, применение принципов формообразования и художественного конструирования.

Изучая различные изобразительные техники, ученик развивает процессы опосредованного восприятия, образного и абстрактного мышления, долгосрочной памяти, внимания и активного воображения.

На втором этапе ученик повышает навыки владения материалами и техниками искусства, расширяет познания об истории искусств, культуры и дизайна.

На третьем этапе студент развивает свой творческий потенциал, изучает художественные произведения. Он должен уметь анализировать собственные произведения, исследуя развитие изобразительного и предметного искусства, техники в работах различных художников, дизайнеров и архитекторов.

Надо сказать, что художественное образование является обязательным в начальных школах и в средней школе, кроме таких стран как Португалия, Испания, Дания, Ирландия. В этих странах художественные предметы можно изучать по выбору. Но все же развиваются инициативы для широкого включения учеников в мир искусства: посещение музеев, внеклассные мероприятия, фестивали. В Испании, Великобритании, Словении, Норвегии уделяют особое внимание развитию творчества учеников со стороны «предпринимательского духа» и путем приобщения их к сотрудничеству.

Европейские дизайнерские школы получили широкое развитие в дизайн – образовании Японии, куда в 1960-х гг. прибыл Вальтер Гропиус, чтобы продвинуть идею Баухауза. Система образования в Японии находится под контролем государства, поэтому учебные программы ориентируются на промышленность. Особенность японской школы – взгляды на представление о движении и прогрессе, которые отличались от Европы. Новое, возникает не за счет старого, а восстанавливает старое в новом времени. В Японии обучение дизайну является важной частью всей образовательной системы. В школах Японии воспитание личности с широким кругозором в мировой культуре и искусстве является главной целью.

Предметы эстетического плана преподают так же как математику и языки, уделяя не меньше часов на изучение. В японских школах обучают теоретическим знаниям и практическим навыкам разных видов искусства: живопись, гравюра, каллиграфия. Самый распространенный метод – это синтетическое обучение, когда художественный образ переносится из одного вида искусства в другой. Так же распространен игровой метод, который позволяет раскрыть творческие навыки, используются деятельности разных направлений и проведение праздников и фестивалей, в организации которых дети принимают активное участие.

В российском дизайн – образовании с 1983 г. были попытки внедрить систему непрерывного дизайн – образования, которые заключались в разработке теоретических программ в отделе образования ВНИИТЭ, под руководством профессора С. Ф. Сидоренко.

Министерство высшего и средне – специального образования в СССР утвердило квалификационную характеристику дизайнеров для некоторых специальностей, таких как художественное конструирование в промышленном искусстве, градостроительстве и архитектуре, изделий культурно-бытового назначения. Дизайн внедрялся в учебно-воспитательный процесс, начиная с дошкольного возраста, заканчивая высшей школы для подготовки дизайнеров. Для закрепления знаний и развития творческого мышления проводилась специальная производственная практика.

Проект «Модель начальной подготовки в системе непрерывного дизайн – образования» был актуален, но не воплощен в жизнь, несмотря на подготовленные диссертационные исследования на эту тему, например, первым аспирантом ХХПИ (Харьковский художественно-промышленный институт) И. С. Шмалько 1989-1993 гг. Из-за известных политических событий в 1990-х гг. программа была не реализована и забыта. Спустя десяток лет союз дизайнеров России и Национальный институт Дизайна, под руководством Ю. В. Назарова и руководителя кафедры Графического дизайна В. А. Цыганкова удачно воплотили часть проекта. Сегодня модель начальной подготовки дизайнеров широко применяется в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» [8, с. 10-15].

Ремесло дизайнера становится актуальным не только как профессиональная необходимость, но и как средство управления многими процессами в производстве, политике продаж, брендировании большинства товаров и услуг. Индустрия рекламы продуктов требует все больше новых, ярких и привлекающих внимание потребителя образов. В командах, которые реализуют задачи рекламных кампаний, важную роль играют дизайнеры и от их творческих и профессиональных способностей зависит визуализация идеи и конечный продукт – образ, влияющий на сознание потенциального потребителя или массовые социальные группы населения.

Всемирная конференция по художественному образованию отметила повышение уровня художественного образования и воспитания молодежи. Было отмечено, что любые специалисты, которые имеют художественную подготовку, значительно отличаются от тех, кто прошел только узкопрофильную подготовку в техническом и гуманитарном учебном заведении.

Вопрос напрашивается сам по себе, где взять такое количество специалистов дизайнеров и более важный вопрос как подготовить культуру восприятия, адекватный вкус и активную мотивацию массового потребителя. Вывод достаточно очевиден, создание системы или модели непрерывного дизайн-образования на глобальном уровне, уровне государственного, всеобщего образования – начальная школа, среднее образование, бакалавриат и магистратура. Идея о непрерывности процесса дизайн образования развивается и сегодня. Реализовать эту идею можно и нужно, используя весь опыт, накопленный столетиями поиска и материализации разных культур и индивидуальных авторов.

Список литературы 

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Б.: БКГ им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 392 с.
  2. Аронов В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992. 122 с.
  3. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. / Пер с немецкого. М.: Издатель Д. Аронов, 2013. 96 с.
  4. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с немецкого. М.: Издатель Д. Аронов, 2001. 96 с.
  5. Клее Пауль. Педагогические эскизы. М.: Д. Аронов, 2005. 72 с.
  6. Лесняк В. И. Графический дизайн (основы профессии). М.: ИндексМаркет, 2011. 416 с.
  7. Устин В. Б. Учебник дизайна. М.: АСТ, Астрель, 2009. 254 с.
  8. Шмалько И. С., Цыганков В. А., Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт бизнеса и дизайна». Основы композиции в графическом дизайне. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2013. 76 с.

References

  1. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. B.: BKG im. I. A. Boduena de Kurtene, 2000. 392 p.
  2. Aronov V. R. Teoreticheskie koncepcii zarubezhnogo dizayna. M.: VNIITE, 1992. 122 p.
  3. Itten I. Iskusstvo formy. Moy forkurs v Baukhauze i drugikh shkolakh. / Per s nemeckogo. M.: Izdatel D. Aronov, 2013. 96 p.
  4. Itten I. Iskusstvo cveta / Per. s nemeckogo. M.: Izdatel D. Aronov, 2001. 96 p.
  5. Klee Paul. Pedagogicheskie eskizy. M.: D. Aronov, 2005. 72 p.
  6. Lesnyak V. I. Graficheskiy dizayn (osnovy professii). M.: IndeksMarket, 2011. 416 p.
  7. Ustin V. B. Uchebnik dizayna. M.: AST, Astrel, 2009. 254 p.
  8. Shmalko I. S., Cygankov V. A., Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya vysshego obrazovaniya «Institut biznesa i dizayna». Osnovy kompozicii v graficheskom dizayne. M.: OOO «Sam Poligrafist», 2013. 76 p. 

Рецензенты:

Козырева Н. Е. – кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом АНО ВО  «Институт бизнеса и дизайна».

Уваров В. Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».

Работа поступила в редакцию: 12.04.2019 г.



 

 

наверх