Мальцева Е. С. Экономический рост и проблема бедности в России

Образец ссылки на эту статью: Мальцева Е. С. Экономический рост и проблема бедности в России // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 2 (14). С.  2.

УДК 332.1

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В РОССИИ

Мальцева Елена Сергеевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга, Maltsevs1@mail.ru, +7 (495) 684-25-26, доб. 109.

Аннотация. В статье раскрывается взаимозависимость экономического роста и проблемы бедности в России, анализируется возможность решения проблемы бедности и повышения уровня жизни населения. Главный научный результат: автор анализирует предложения правительства по решению проблемы бедности, в том числе использование государством инструментов налогово-бюджетной политики, направленной на перераспределение доходов от высокодоходных слоев населения к малообеспеченным гражданам, используя прогрессивную систему налогообложения. Делается вывод о неоднозначности для экономики страны перехода от пропорциональной к прогрессивной шкале налогообложения.

Ключевые слова: экономический рост; бедность; уровень жизни; совокупный спрос.

ECONOMIC GROWTH AND THE PROBLEM OF POVERTY IN RUSSIA

Maltseva Elena Sergeevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), candidate of economic Sciences, The Head of the Department of Management and Marketing, Maltsevs1@mail.ru, +7(495) 684-25-26, 109.

Abstract. The article reveals the interdependence of economic growth and the problem of poverty in Russia, analyzes the possibility of solving the problem of poverty and raising the standard of living of the population. The main scientific result: the author analyzes the government's proposals for solving the problem of poverty, including the use of fiscal policy tools by the state aimed at the redistribution of income from high-income segments of the population to low-income citizens using the progressive tax system. It is concluded that ambiguity for the economy of the country of transition from a proportional to a progressive scale of taxation.

Keywords: economic growth; poverty; standard of living; aggregate demand.

В последние годы экономика развитых стран характеризуется замедлением темпов роста. В 2018 г. рост экономики в еврозоне, по оценкам всемирного банка, замедлился по сравнению с предыдущим годом, и в настоящее время его темпы снижаются.  В Соединенных Штатах темп экономического роста составил 2,2%, что ниже показателя 2015 г., составлявшего 2,9%. В России темп экономического роста в реальных показателях (с учетом уровня инфляции) составил 1,5% по отношению к 2017 г. Учитывая, что в 2016 г. в стране наблюдался спад, составлявший 0,2%, а в 2015 г. этот показатель был равен -2,5%, ситуация начала стабилизироваться и давать надежду на сохранение существующего темпа экономического роста.  В 2017 г. немного вырос и ВВП на душу населения и составил $ 27900, что на $400 выше относительно 2016 г. По данному показателю Россия занимает 74 место в мире. Бывшие социалистические страны и союзные республики, пережившие те же проблемы в экономике, что и Россия в переходный период имеют более высокие показатели и меньший процент населения, находящегося за чертой бедности. Например, ВНП на душу населения в Польше и Венгрии составляет $29600, в Чехии - $35 500, а в Эстонии  - $31700 [1].

Рост экономики обусловлен множеством факторов, одним из которых является совокупный спрос на производимые в стране товары и услуги. Согласно кейнсианской теории наибольшей склонностью к потреблению обладают слои с относительно невысоким уровнем дохода. Однако покупая товары повседневного пользования, продукты питания, оплачивая услуги ЖКХ, они вряд ли могут стимулировать производителя к увеличению объемов производства.  Согласно данным, опубликованным в отчете РАНХиГС от 21 ноября 2018 г,  22% россиян попадают в «зону бедности», что означает, что они не могут купить ничего, кроме основных продуктов, необходимых для существования [3].

Октябрьское исследование поместило почти 36% россиян в «зону риска потребителей», с доходами, которые позволяют им покупать приличные продукты питания и одежду, но мало или совсем не располагают доходом, что делает покупку «предметов для более длительного использования ... чрезвычайно трудным». Для людей в этой группе перспективы улучшения их финансового состояния в ближайшее время неясны, в то время как 14% попадают в «зону возможных изменений» и могут увидеть увеличение своего благосостояния. Остальные 28% населения находятся в том, что исследование определяет как «зону комфорта». Эти люди могут обеспечить себя достойной пищей, одеждой и вещами для более длительного использования, и вряд ли их финансовое положение значительно ухудшится в будущем.

Следует заметить, что это менее трети от общей численности населения России. Этой части населения свойственно иметь сбережения, которые, как известно, могут быть инвестированы в реальный сектор экономики и в совокупности с потребительским спросом рассматриваться как один из факторов роста ВВП. Важным фактором роста является увеличение числа занятых в экономике, сокращение безработицы. Однако если мы обратимся к уровню оплаты труда работников, то несложно заметить, что далеко не каждому работнику по найму, трудящемуся в течение полного рабочего дня удается выйти на уровень «зоны комфортного потребления» (рисунок 1).



Источник: Росстат

При сохранении существующего тепа роста российской экономики на 1,5% уровень бедности может быть снижен на 10,2%, что не соответствует целевому показателю, определенному вышеназванным Указом. Следовательно, Россия должна использовать новые факторы экономического роста.

Стремясь к достижению цели, правительство уже увеличило расходы на образование, здравоохранение, инфраструктуру, социальную политику, цифровую экономику, поддержку малых и средних предприятий и экспорта начиная с 2019 г. Для этого в федеральном бюджете будет предусмотрено 12 национальных проектов и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Как ожидается, дополнительные расходы по этим направлениям составят около 8 триллионов рублей в течение шести лет (или в среднем около 1,1% ВВП в год). В результате общий объем расходов федерального бюджета должен составить 17,0% ВВП в 2019 г., 17,2% ВВП в 2020 г. и 16,9% ВВП в 2021 г. [2]. К числу наиболее важных мер по мобилизации средств для выполнения целей «майского указа» можно отнести следующее:

  • повышение ставки НДС с 18% до 20%;
  • оптимизация налогообложения нефтяной отрасли к 2024 г. (предполагается мобилизация доходов в размере от 0,2% до 0,4% ВВП в 2020 и 2021 гг.);
  • повышение пенсионного возраста обеспечит мобилизацию доходов в долгосрочной перспективе.

Кроме того, правительство планирует временное смягчение бюджетного правила в 2019 – 2024 гг. В течение этого периода вместо установления в качестве целевого ориентира нулевого первичного дефицита федерального бюджета (при базовой цене на нефть в 40 долларов США за баррель в ценах 2017 г.) бюджетное правило будет предусматривать в качестве целевого ориентира дефицит в 0,5% ВВП. Такое повышение расходов бюджета (на 0,5% ВВП) будет профинансировано в основном за счёт эмиссии долга на внутреннем рынке [2].

Еще одним направлением решения данной проблемы является использование государством инструментов налогово-бюджетной политики, направленной на перераспределение доходов от высокодоходных слоев населения к малообеспеченным гражданам, используя прогрессивную систему налогообложения. Однако, вопрос о переходе от пропорциональной к прогрессивной шкале налогообложения, пока так и остается дискуссионным. Снижение уровня бедности и рост покупательной способности населения может быть обеспечено увеличением трансфертов, пособий на детей и расширением социальных программ.

Список литературы


References 

  1. The World Factbook. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html (Data obrashcheniya 24.05.2019).
  2. Kak sokhranit stabilnost, udvoit tempy rosta i napolovinu sokratit bednost? Doklad ob ekonomike Rossii № 40 Gruppa vsemirnogo banka. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa http://pubdocs.worldbank.org/en/970371543924414355/RER-40-Russian.pdf (Data obrashcheniya 24.05.2019).
  3. Nalbandyan A. A. Problema bednosti v Rossii v usloviyakh mnogofaktornogo ekonomicheskogo krizisa - Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika. 2017. T. 25. N. 3. pp. 343—353.

Рецензенты:

Горлов В. В. – доктор экономических наук, профессор, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина.

Бронникова Е. М. – кандидат экономических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 09.05.2019 г.