Ильченко С. В., Юров С. С. Развитие эмоциональной саморегуляции руководителя как условие достижения продуктивной профессиональной деятельности

Образец ссылки на эту статью: Ильченко С. В., Юров С. С. Развитие эмоциональной саморегуляции руководителя как условие достижения продуктивной профессиональной деятельности // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 2 (14). С. 8.

УДК 658.3

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ильченко Светлана Владимировна

НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390,  Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru.

Аннотация. Цель статьи – раскрыть основные механизмы саморегуляции руководителя как условие достижения им профессиональной деятельности. В статье описана структура эмоциональной саморегуляции личности. Раскрыты функции эмоциональной саморегуляции руководителя. Раскрыта роль эмоциональной саморегуляции как внутреннего условия непрерывного развития личности руководителя и достижения им продуктивной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: саморегуляция; эмоциональная саморегуляция; продуктивная профессиональная деятельность руководителя.

Юров Сергей Серафимович

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), ректор, главный редактор журнала «Бизнес и дизайн ревю», +7 (495) 684 2526, inobe@obe.ru.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL SELF-REGULATION OF THE HEAD AS A CONDITION OF ACHIEVEMENT OF PRODUCTIVE PROFESSIONAL ACTIVITY

Ilchenko Svetlana Vladimirovna

NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of pedagogical sciences, associate Professor, strelec200763@mail.ru.

Yurov Sergey Serafimovich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), rector, Chief Editor of the magazine «Business and design review»,+7 (495) 684 2526, inobe@obe.ru.

Abstract: The purpose of the article is to reveal the main mechanisms of self-regulation of a manager as a condition for achieving professional activity. The article describes the structure of emotional self-regulation of personality. The functions of emotional self-regulation of the head are disclosed. The role of emotional self-regulation as an internal condition for the continuous development of the personality of a manager and the achievement of productive professional activity is revealed.

Keywords: self-regulation; emotional self-regulation; productive professional activity of a manager.

Вопрос о развитии жизнеспособности человека как умения конструктивно управлять своими ресурсами в реализации своего смысла жизни и пользоваться достижениями научно-технического прогресса в структуре конструктивных взаимоотношений и самоотношения ставился многими выдающимися учеными (В. И. Вернадский, А. Д. Сахаров, С. Д. Капица, К. Роджерс, Э. Фром, З. Фрейд) и сегодня является одним из центральных в созидательном обустройстве современной жизни человечества. В таком контексте проблема разработки механизмов развития эмоциональной саморегуляции является важным условием достижения руководителем продуктивной профессиональной деятельности [4].

Таким образом, предметом управленческой практики в современных социально-экономических условиях развития общества становится не столько поведенческие аспекты личности, сколько потребностно-смысловая позиция, выражающаяся в мотивах, помыслах и моделях самореализации индивида. Следовательно, ведущей задачей современного образования в сфере управления становится развитие эмоциональной компетентности как динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов (Выготский Л.С., 1982).

Социальный смысл эмоций подчеркивал еще К. Д. Ушинский, отмечая, что общество, заботящееся только об образовании ума, совершает большую ошибку, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает.

Эмоциональная компетентность как понимание своих состояний, потребностей, мотивов, субъективная аргументированность своих действий обусловливают развитие адаптационного потенциала индивида. Между тем в современной управленческой практике адаптационный потенциал у большей части персонала значительно ослаблен, т. к. опыт осознания эмоций в регуляции своей активности у каждого индивида чрезвычайно ограничен, а определение целесообразности своей деятельности субъект осуществляет только при условии, что ее достижение не будет противоречить другим, более значимым для него потребностям.

Другими словами, процесс самопознания и познания окружающего мира значительно нарушен из-за того, что большая часть индивидов вынуждена разрешать проблемы внутриличностных и межличностных отношений, конфликтов. При этом большая часть эмоциональной энергии уходит на преодоление этих внутриличностных и межличностных барьеров (конфликтов) в достижении эмоциональной устойчивости и уравновешенности связей и отношений с одними и психологическую защиту от потенциально ощущаемых опасностей в отношениях с другими.

«Психологический барьер» как состояние, препятствующее достижению взаимопонимания, вслед за этим – и познания, оказывается причиной неадекватного представления о себе, порождая внутренний конфликт как несоответствие между высокой самооценкой и притязаниями индивида, с одной стороны, и низкой оценкой окружающих и неадекватными условиями среды для удовлетворения потребностей индивида – с другой. В итоге траектория развития индивида деформируется: либо принимает навязанные извне, но ущербные для личностного развития (то есть неактуальные, личностно незначимые) способы жизнедеятельности, либо настойчиво и упорно добивается реализации своих индивидуальных потребностей, но в ущерб окружающим, действуя, по сути, асоциально.

Доминирование отрицательных эмоций и/или запрет на искреннее выражение эмоций ведет к их вытеснению из сферы сознания, что в свою очередь обусловливает невозможность психологической переработки, преобразования эмоций и способствует разрастанию их физиологического компонента [1]. Поэтому в современном цивилизованном обществе растет число людей, страдающих неврозами и психосоматическими заболеваниями.

И напротив, наблюдательность к проявлениям своих чувств и характера, рефлексивная способность моделирования внутреннего мира, «душеведческая направленность ума» позволяют человеку сохранять эмоциональную устойчивость, что в свою очередь создает благоприятные условия для развития эмоциональной саморегуляции.

Невербально-экспрессивное самовыражение передает не только то, что человек хотел бы выразить, но и выдает то, что он хотел бы скрыть. Способность адекватно выражать свои переживания зависит от сформированности навыков рефлексии различных подструктур экспрессивного поведения, от установки на него как специфическую знаковую систему, меняющую свои характеристики в соответствии с изменением ситуации социального взаимодействия.

Главными особенностями эмоциональной устойчивости руководителя принято считать степень произвольного контроля эмоций за распределением энергии в своей реактивности, то есть степени интенсивности функционирования психических процессов. Таким образом, достаточный индивидуальный опыт эмоциональной устойчивости позволяет руководителю проявить эмоциональную саморегуляцию как такое целесообразное распределение своей энергии, которое позволяет не только сохранять, но и быстро восстанавливать растраченную энергию в экстремальных, т. е. неблагоприятных для него ситуациях в целях обеспечения собственной работоспособности и активного самоуправления управленческой деятельностью.

Структура эмоциональной саморегуляции включает два взаимодополняющих психоэмоциональных интеграла способности индивида: эмоциональную отзывчивость и инициативную активность.

Первая – эмоциональная отзывчивость – обеспечивает понимание своих потребностей как осознанный выбор мотивов деятельности в структуре конструктивных отношений с ближними, когда моделирование своих деяний обусловлено нравственным выбором способов их реализации как своего достижения, ибо, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему.

Вторая же способность (инициативная активность) включает в себя также «два в одном» эмоциональных интеграла. Это нетрадиционно понимаемая активность субъекта как энергичное деятельное состояние, вызванное извне, чьей-то акцией. Это проявление собственной инициативы, т. е. по собственной воле способность принятия конгруэнтного решения на основе эмоционально отзывчивого самоанализа, построение произвольно созидательной модели разрешения противоречия на основе самостоятельного определения места и времени ее востребованности в социальной среде.

Инициативная активность – это способность быть конструктивным лидером, самоактуализируя и активируя свою энергию там и тогда, где и когда она ситуативно востребована, но никем не позиционируется.

Таким образом, эмоциональная саморегуляция как внутренний механизм обеспечения самостоятельности руководителя включает в себя (как «матрешка») ряд базовых врожденных или приобретенных свойств: инициативную активность как конструктивно волевую регуляцию своих мыслеобразов и способов их реализации в социальной среде, которая в свою очередь обеспечивается эмоциональной отзывчивостью как механизмом чуткой рефлексивной восприимчивости собственных психофизиологических процессов, так и понимания состояний организма ближнего субъекта (эмоционально перцептивной экспрессии).

Эмоциональная отзывчивость – это способность к смысловой рефлексии конгруэнтных переживаний содержания воздействий, проявляющаяся как эмоционально-перцептивное осмысление своих переживаний и потребностей при действии внутренних и воздействии внешних раздражителей на органы чувств индивида. Эмоциональная отзывчивость позволяет самостоятельно осознать потребности и направленность своих действий в реализации планов по удовлетворению своих притязаний в соотнесении и с учетом притязаний ближних.

Эмоционально отзывчивый человек отличается широтой спектра и глубиной динамики эмоциональных нюансов в контексте мгновенной рефлексии происходящего в каждой ситуации жизнедеятельности, что является существенной составляющей эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта в целом.

Эмоциона́льный интелле́кт (EQ) — это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту). Иными словами, эмоциональный интеллект – это «ментальная способность, при помощи которой, однако, осуществляется переработка особого типа информации — информации эмоциональной» [5, p. 772].

Эмоциональный интеллект рассматривается современной психологией как подструктура социального интеллекта (И. Н. Андреева, Е. П. Ильин, Дж. Мейер, П. Саловей, А. И. Чеботарь, М. Люшер и др.), которая включает в себя способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать в управлении мышлением и поведением. В таком понимании в структуре эмоционального интеллекта ведущим компонентом рождения моделей жизнеспособности и ее проявления оказывается  эмоциональная саморегуляция как способность понимать внутриличностные и межличностные отношения, репрезентируемые в эмоциях и осуществлять поиск нравственных способов и моделей осуществления возникающих потребностей индивидов данного сообщества, что и определяет истинное (а не формальное) управление эмоциональной сферой на основе духовно-интеллектуального анализа и синтеза. Осознанная регуляция эмоций выполняет функцию самоуправления, т. е. своевременного обнаружения возникающих противоречий и самостоятельного целесообразно-адекватного их разрешения.

В качестве основных признаков эмоциональной компетентности как отражения эмоционального интеллекта, согласно социально ориентированной концепции эмоционального ума П. Саловей и Дж. Майер (Salovey P., Mayer J. D., 1990), выступают такие индивидуальные свойства как эмоциональная экспрессия, эмоциональная перцепция и способность к сопереживанию (эмпатии).

При этом отметим, что именно врожденные особенности высокой чувствительности индивида обусловливают естественное проявление эмоционального отклика как базовой характеристики эмоциональной отзывчивости личности, ее потенциальной способности понимать себя и ближних, свой внутренний и окружающий мир.

Эмоциональная саморегуляция выполняет следующие функции актуализации энергетических процессов субъекта:

- развитие эмоционального интеллекта – экстралингвистических способов понимания своих эмоций и переживаний ближних как проявление эмоциональной компетентности, развития невербального общения и мышления на основе субъективного эмпирического восприятия и продуктивного соотношения конкретных свойств окружающих индивидов, а также предметов, объектов, явлений;

- формирование коммуникативно-доброжелательного опыта как способности к конструктивному невербальному (экстралингвистическому) взаимодействию на основе позитивно-аналитического чувственного опыта общения;

- развитие творческости как инициативной активности в накоплении оригинальных, новых способов удовлетворения своих притязаний в изменяющейся системе конструктивно-паритетных отношений и притязаний окружающих субъектов [2, с. 8].

Поэтому эмоциональная саморегуляция как центральный синергетический механизм и внутреннее условие непрерывного развития личности является целью компетентной деятельности руководителя и условием достижения им продуктивной профессиональной деятельности [3, с. 11-18]. Фокусировка профессиональной компетентности руководителя концентрируется на эмоциональной сфере личности.

Список литературы 

  1. Гонина О. О. Психические состояния и свойства личности. Монография. Тверь: ООО «Психолого-педагогическая академия», 2018. 113 с.
  2. Гонина О. О., Ильченко С. В. Актуальные аспекты эффективной системы адаптации персонала // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 3 (11). С. 8.
  3. Ильченко С. В. Разработка содержания компетенций руководителя в системе управления человеческими ресурсами компании // Актуальные вопросы теории и практики экономики, управления и психологии Материалы международной(заочной)научно-практической конференции. 2014. С. 11-19.
  4. Сурат И. Л., Борщева А. В., Ильченко С. В. Стратегическое управление человеческими ресурсами. Монография. Москва, 2019. 183 с.
  5. Mayer J. D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence // J. Pers. Assessment. 1990. V. 54. N 3,4. P. 772–781.

References

  1. Gonina O. O. Mental states and personality traits. Monograph. Tver: Psychology and Pedagogical Academy, LLC, 2018. 113 p.
  2. Gonina O. O. Ilchenko S.V. Actual aspects of an effective staff adaptation system. Business and design review. 2018. no. 3 (11). P. 8.
  3. Ilchenko S.V. Development of the content of the manager’s competencies in the company's human resources management system. In the collection: Actual problems of the theory and practice of economics, management and psychology Materials of the international (correspondence) scientific-practical conference. 2014. pp. 11-19.
  4. Surat I. L., Borshcheva A. V., Ilchenko S. V. Strategic human resource management. Monograph. Moscow, 2019. 183 p.
  5. Mayer J. D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence - J. Pers. Assessment. 1990. V. 54. no 3,4. pp. 772–781.

Рецензенты:

Дымова С.С. – кандидат экономических наук, первый проректор АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».



Работа поступила в редакцию: 20.03.2019 г.









наверх