Гуров С. А., Алексеенко М. А. Инновации в экскурсионном бизнесе

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Образец ссылки на эту статью: Гуров С. А., Алексеенко М. А. Инновации в экскурсионном бизнесе // Бизнес и дизайн ревю. 2019.  № 2 (14).  С. 1.

УДК 338.48-32:001.895

ИННОВАЦИИ В ЭКСКУРСИОННОМ БИЗНЕСЕ

Гуров Сергей Александрович

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского – Таврическая академия», Симферополь, Республика Крым, Россия (295007, г. Симферополь, проспект академика Вернадского, 4), кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, gurrov@mail.ru, +7-978-846-29-21.

Алексеенко Мария Александровна

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского – Таврическая академия», Симферополь, Республика Крым, Россия (295007, г. Симферополь, пр-кт. академика Вернадского, 4), магистрант, mary-aleks@ya.ru, +7-978-862-34-37.

Аннотация. Авторы рассматривают различные виды нововведений в сфере экскурсионного туризма. Введено понятие «инновационный экскурсионный продукт», разработана типизация инноваций в экскурсионном бизнесе. Детально рассмотрены технологические, материально-технические, продуктовые, маркетинговые и организационно-управленческие инновации в экскурсионном туризме.  В результате исследования авторы приходят к выводу о том, что главными технологическими инновациям в сфере экскурсионного туризма являются такие как прием интерактивности в экскурсиях, разработка виртуальных экскурсионных туров, квест-экскурсий, а также экскурсионных туров дополнительной реальности. Среди материально-технических инноваций экскурсионного бизнеса рассмотрено использование QR-кодирования, GPS-экскурсоводов, радиогидов в музеях, программных аудиогидов, создание интерактивных и виртуальных музеев. Изучены продуктовые инновации экскурсионной сферы, в частности экспедиционные, тюремные, подводные, рудеральные экскурсии. Среди маркетинговых и организационно-управленческих инноваций экскурсионных фирм в статье рассмотрено внедрение системы продаж на основе CRM, специальные музейные акции, подбор экскурсионных кадров на основе соционического подхода.

Ключевые слова: инновации; экскурсии; инновационный экскурсионный продукт; нововведения; инновационные технологии в туризме.

INNOVATIONS IN EXCURSION BUSINESS

Gurov Sergey Aleksandrovich

V. I. Vernadsky Crimean Federal University – Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russia (295007, Simferopol, prospect of academician Vernadsky, 4), candidate of geographical Sciences, associate Professor of tourism, gurrov@mail.ru, +7-978-846-29-21.

Alekseenko Mariya Alexandrovna

V. I. Vernadsky Crimean Federal University – Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russia (295007, Simferopol, prospect of academician Vernadsky, 4), master course student, mary-aleks@ya.ru, +7-978-862-34-37.

Abstract. The authors consider various types of innovations in the field of excursion tourism. Introduced the concept of "innovative excursion product", developed a typification of innovation in the tour business. Technological, material and technical, product, marketing and organizational and managerial innovations in excursion tourism are considered in detail. As a result of the study, the authors come to the conclusion that the main technological innovations in the field of excursion tourism are such as the reception of interactivity in excursions, the development of virtual excursion tours, quest tours, as well as excursion tours of additional reality. Among the material and technical innovations of the excursion business, the use of QR-coding, GPS-guides, radio guides in museums, software audio guides, the creation of interactive and virtual museums are considered. Product innovations of the excursion sphere, in particular expedition, prison, underwater, ruderal excursions are studied. Among the marketing and organizational and managerial innovations of tour companies, the article considers the introduction of a sales system based on CRM, special Museum events, selection of excursion personnel on the basis of a socionic approach.

Keywords: innovations, excursions, innovative excursion product, innovations, innovative technologies in tourism.   

Введение. Российская Федерация в настоящее время постепенно переходит к инновационному типу развития. Одним из главных фокусов интереса инноваторов является сфера услуг, в частности туристская отрасль. Экскурсионно-познавательный туризм представляет собой популярнейший сегмент туристского рынка, что предопределяет поиск новых форм и подходов к его организации. Создание инноваций является необходимым условием длительного существования любого предприятия, реализующего экскурсионные услуги. Нововведения в сфере экскурсионно-познавательного туризма стимулируют продвижение экскурсионных услуг, обуславливают преимущества одних экскурсий над другими. При этом значимую роль играет и подготовка кадров данной сферы, и высококачественная разработка экскурсионных туров, применение новых методик их организации, внедрение в них новых экскурсионных объектов.

Большой туристско-рекреационный ресурсный потенциал Российской Федерации предопределяет нелимитированные возможности развития экскурсионной сферы. Туристские фирмы, которые создают экскурсионный продукт, должны иметь свой уникальный бренд, принимать во внимание особенности рекреационного спроса и множество других динамических факторов. Создание инновационных туров приводит к появлению новых объектов экскурсионного показа, дифференциации услуг, различным формам их подачи. Инноваторские изыскания экскурсионной работы могут проявляться во всевозможных формах и оказывать очень сильное воздействие на конкурентоспособность туристского продукта.

В. В. Лиханова, О. А. Лях под инновациями в экскурсионной деятельности понимают «новые по тематике и качеству маршруты и экскурсионные разработки» [6]. Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова  отмечают, что «инновационными могут быть и усовершенствованные классические, и внедренные новые экскурсии и услуги» [7]. Инновационность экскурсионных продуктов определяется использованием новых подходов к их разработке и внедрению, использованием новых технологий. В создании экскурсионных нововведений принимают участие сами экскурсоводы и гиды, маркетологи, эксперты по менеджменту, методисты, ученые (историки, географы, культурологи, этнографы, биологи и многие другие).

Под инновационным экскурсионным продуктом, на наш взгляд, следует понимать комплекс новых экскурсионных услуг, который сформирован на основе освоенных новаций и технологий и направленный на удовлетворение рекреационного спроса потенциальных потребителей.

Согласно В. С. Новикову, инновации в экскурсионной сфере разделяются на пять видов:

  • инновации экскурсионного продукта;
  • нововведения в технологии разработки и проведения экскурсии;
  • технические нововведения в экскурсии;
  • инновации в управлении и маркетинге;
  • персональные инновации (стиль, внешний вид экскурсовода и др.) [9].

Мы предлагаем типизацию инноваций в экскурсионном бизнесе по нескольким критериям (таблица 1).

Технологические инновации в экскурсионном бизнесе. Новые технологии экскурсионной работы включают, в первую очередь, новые методики ее организации, в частности, новые приемы. Пока очень немногие экскурсии проводятся с применением приема интерактивности (непосредственное вовлечение экскурсантов в мероприятие), наряду с общеизвестными приемами показа и рассказа. Интерактивность может заключаться в том, чтобы примерить костюмы какого-либо народа, определенной эпохи, взять в руки утварь или оружие, поучаствовать в небольшом театрализованном представлении.

Прием интерактивности, который замечательно подходит для исторических и детских экскурсий, вполне может получить значительное распространение как в других видах экскурсий, так и комплексных турах познавательной направленности. Целесообразно соединение в экскурсионном туре трех элементов: познавательной составляющей, ролевой игры и театрального представления.

Таблица 1.

Типы и примеры экскурсионных инноваций

Источник: составлено авторами.

Новой технологией проведения экскурсий являются также виртуальные экскурсионные туры на сайтах экскурсионных учреждений и музеев. По приблизительным подсчетам М. В. Вершининой, в среднем около 70% музейных предметов находится в фондохранилищах, а собственные сайты имеют меньше 1/3 музеев [2]. Разработав и продвинув свой сайт, музей может не только заявить о себе, но и принимать интернет-экскурсантов, а также открыть все свои фонды. Веб-музей сможет позволить экскурсантам отправиться в виртуальный тур, подробно рассмотреть любой экспонат. В настоящее время виртуальные туры возможны в таких крупных музеях как Лувр в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, музей Шевченко Т. Г. в Киеве, Метрополитен музей в Нью-Йорке.

Кроме того, интересны виртуальные экскурсионные туры не только в музеи, но по целым регионам. Например, компания РЖД совместно с Google предлагают путешествие по маршруту Москва-Владивосток, проходящему через 87 городов, 12 областей и 2 части света.

Посещение музеев в XXI в. подразумевает реализацию не только познавательной, но и развлекательной их функции. Последняя функция вполне может реализовываться через создание в музеях залов для организации фестивалей, праздников, концертов, обустройство игровых площадок для детей. Кроме того, в музеях в последние годы активно стали осуществлять коммерческую деятельность кафетерии и сувенирные магазины.

Одной из новых технологий экскурсионной деятельности являются квест-экскурсии. Они пользуются популярностью в европейской части России. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Сергиев Посад разработаны и введены на туристский рынок десятки квест-экскурсий для взрослых и детей.

В результате организации квест-экскурсий как инновационного экскурсионного продукта повышается конкурентоспособность и качество экскурсионных услуг, обеспечивается получение дополнительного дохода на туристском рынке. Данное направление нуждается в активной пропаганде со стороны туристских предприятий и учебных заведений.

В экскурсионной деятельности в настоящее время стали применяться интерактивные туристские игры. В пределах одного и того же игрового поля (например, туристской дестинации в целом, отдельных достопримечательностей, объектов экскурсионного показа и пр.) могут существовать как геймифицированные продукты, так и продукты, частично использующие электронные игровые технологии виртуальной реальности (AR-туры и VR-туры).

В целом, применение интерактивных электронных и игровых технологий в индустрии туризма идет по следующим направлениям:

  1. Дополненная (дополнительная) туристская реальность (Augment realty, экскурсионные AR-туры). Данный туристско-экскурсионный продукт представляет собой тур по населенному пункту (дестинации) с планшетом или смартфоном, выполняющим функции интерактивного путеводителя и, посредством установленных программных продуктов, транслирует дополнения к существующей реальности. Такими дополнениями могут быть как справочная информация об экскурсионных объектах, так и составные части туристского продукта. В случае с игровым экскурсионным туром (AR-тур) такими объектами дополненной реальности может выступать либо исторический персонаж, рассказывающий историю и проводящий экскурсию, или отдельные объекты, тематически связанные с туром. Например, по улицам Праги экскурсанты могут пройти путь с 13 пражскими привидениями, которые можно видеть посредством Google StreetView [1]. В настоящее время существуют голографические очки, представляющие собой компьютер небольшого размера, который надевается на голову и не требует привязки к внешним приспособлениям. В этом устройстве кроме голографического процессора, встроены две пары камер – две обычных и две инфракрасных. Они позволяют считывать окружающую среду для дальнейшего выстраивания в ней голограмм. Возле ушей экскурсанта смонтированы динамики, которые обеспечивают реалистичный звук от нереалистичных объектов. Это изобретение можно применять как путеводитель в музеях, дворцах и домах, где проживали известные личности, проходили исторические события. При этом экскурсанты не будут смотреть только на предметы быта, а при помощи голограмм увидят, как протекала их жизнь, как происходили заседания государственных деятелей, понаблюдают за тем как вершилась история. Экскурсанты смогут не только услышать информацию, но и увидеть, как все происходило в формате дополненной реальности.
  2. Виртуальные экскурсионные туры (VR-туры), которые могут проходить как в реальном времени, так и в определенную историческую эпоху. В настоящее время несколько городов по всему миру предлагают VR-туры по всему городу. Первыми из них стали Париж, Севилья и Амстердам. Для туриста, планирующего самостоятельное путешествие, виртуальный тур может являться дополнением или альтернативой к традиционному путеводителю. Ознакомившись с экскурсионными объектами, турист может выбрать наиболее интересные для осмотра или выбрать одну из нескольких предполагаемых дестинаций для путешествия. VR-туры, местом проведения которых является дестинация или определенный объект культурного наследия в определенную историческую эпоху, в основном, преследуют образовательные научные цели или же цели популяризации культурно-исторического наследия определенной территории. Такие туры могут представлять большой интерес для определенных категорий экскурсантов, например, исторических сообществ и школьных групп.
  3. Геймифициванные продукты в экскурсионных дестинациях. Ярким примером этой технологии является популярная во многих странах многопользовательская игра «Pokemon go», которая использует технологии геолокации и дополненной реальности. В данной игре участник получает информацию о нахождении объекта охоты в определенной точке игрового поля, после чего пытается через камеру смартфона отыскать объект и сфотографировать его, за что получает бонусные баллы. Геймифицированные турпродукты обязательно имеют направленную на потребителя систему мотивации к завершению тура. Следовательно, даже при условии, что турист будет начинать такой игровой тур виртуально (т. е. как VR-тур), для успешного прохождения игры турист будет вынужден приехать в указанную дестинацию и далее продолжать игру в формате AR-тура, набирая необходимые баллы, достигая требуемых уровней игровых навыков и приближаясь к достижению цели игры.
  4. Трансмедийный сторителлинг в туристско-экскурсионной деятельности. Для организаций, управляющих дестинациями (таких, например, как национальные туристские администрации и др.) важно быть привлекательными для туристов еще до их приезда, а также во время и после их визита. Игра, как универсальная технология, может быть успешно скомбинирована с трансмедийным сторителлингом. Игроки вовлекаются в создание своей собственной истории в реальном времени на «игровом поле», не зависимо от того, находятся ли они еще у себя дома, или в самой дестинации. Создатели игры ведут игроков от одного задания к другому и одновременно взаимодействуют с игроками. В данном продукте используются разные медийные платформы для наилучшей передачи истории, например, видео, изображения и интерактивность.

Появляются и будут активно расширяться возможности виртуального посещения любого экскурсионного объекта Земного шара.  Подходы неогеографии (термин ввел ГИС-технолог Э. Тернер в 2006 г.) позволяют продемонстрировать в трехмерном изображении любой пространственный объект в самых мелких деталях, привязанной к единой для нашей планеты системе координат [10]. Инновационные принципы представления геоинформации способны кардинальным образом поменять не только человеческое мировосприятие: экскурсант, готовясь к путешествию, сможет получить полнейшее представление о территории посещения и специфике нахождения в ней, что, безусловно, скажется на особенностях организации туристско-экскурсионной деятельности. Это приведет к повышению требований к качеству экскурсионного обслуживания.  Отдельные люди вообще не захотят покидать постоянное место жительства, а станут использовать систему неогеографии. Нужны будут дополнительные усилия, чтобы мотивировать такой сегмент посетить увиденную ими дестинацию.

Материально-технические инновации в экскурсионном бизнесе. В настоящее время происходит «бум» в сфере материально-технических инноваций, что распространилось и на сферу туризма. Для проведения экскурсий в настоящее время начинают использоваться устройства, которые наделены «чувством места» и позволяют использовать абсолютно весь аккумулированный в сети Интернет массив геоинформации. Специальные «экскурсоводы» оборудуются модулем спутниковой системы навигации – GPS или ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система). Первая в мире машина, проводящая экскурсии, была создана американской компанией GoCarRental. Это 3-колесный 2-местный мопед, оборудованный модулем GPS и компьютером. Он дает инструкции о том, как проехать к экскурсионным объектам города Сан-Франциско, может рассказать о достопримечательностях на 5 языках. Данный мопед может проехать по территориям, которые недоступны для экскурсионных автобусов. Машина способна прервать экскурсионную программу в любой точке, чтобы экскурсант смог осмотреть понравившуюся аттракцию, посетить кафе или магазин.

Для пешеходных городских экскурсий используется карманный компьютер-гид, который оборудован GPS-навигатором. Отдельные фирмы предоставляют пользователям возможности создания интересующих их экскурсионных маршрутов на базе собственной информации и загрузки в программы автоматических гидов.

Компанией РФ «Радиогид» была разработана система аппаратов цифровой связи, которая позволяет проводить музейные экскурсии, вне зависимости от местоположения экскурсантов, не мешая другим посетителям музея. Для внедрения радиогида нужна однократная инвестиция. Полный комплект на 20 экскурсантов стоит от 60000 до 150000 рублей [15].  Данную систему можно также сдавать в аренду. Систему может купить как туристская фирма, так и экскурсовод. В первом случае предприятие значительно поднимет уровень конкурентоспособности своих услуг, во втором – экскурсовод повысить профессионализм и востребованность на рынке экскурсионных услуг региона.

Аудиогидами называются фонограммы, содержащие информацию для самостоятельного ознакомления с экспозицией музея, выставки или иной достопримечательности, либо само устройство для воспроизводства данной информации. Современные аудиогиды бывают двух видов: аппаратные и программные. Аппаратные аудиогиды широко распространены в музеях, экскурсионных учреждениях и сдаются туристам на временное пользование за определенную цену. Внешне аппаратный аудиогид похож на пульт дистанционного управления, он легок и удобен для длительного ношения. Базовые составляющие аппаратного аудиогида: дисплей, кнопки управления, разъем для наушников и сами наушники. На дисплее отображается, какой аудиотрек проигрывается в момент использования. Кнопки нужны для регулирования громкости звука, а кнопки с цифрами предназначены для переключения записей, в инструкции аудиогида указано, какому залу музея соответствует номер на устройстве. Нередко и в конце аудиофрагмента экскурсантам дается инструкция нажать определенный номер для продолжения экскурсии. Разъема для наушников в аудиогиде два, это позволяет двум туристам пользоваться одним аппаратом, не переплачивая за второе устройство. Наушники подходят как односторонние, стандартные вставные или накладные. Если ситуация позволяет туристу не использовать наушники, он может прослушивать экскурсию через встроенный динамик.

Программные аудиогиды – это разработанные приложения для мобильных телефонов и других гаджетов с интернет-подключением. Они вмещают в себя фотографии объектов, аудиозаписи и видеозаписи, что избавляет экскурсантов от громоздких путеводителей. Данные приложения бывают как бесплатными, так и требующими оплаты. В платных аудиогидах часто помимо экскурсионной информации прилагаются карты с указанием полезных для экскурсантов заведений: места общественного питания, развлекательные заведения, средства размещения и др. Приложения доступны в App Store и Play Market. Преимущество программных аудиогидов заключается в их разнообразии. Туристы, в зависимости от цели и продолжительности своей поездки, способны подобрать оптимальный вариант аудиогида. Например, потенциальным посетителям Эрмитажа предлагается краткий обзор основных
достопримечательностей или экскурсия на два и более часа с расширенной программой и количеством представленных экспонатов. Аудиогиды призваны облегчить труд экскурсоводов и сделать экскурсионные услуги все
более доступными. Понятно, что аудиогиды, тем более, аппаратные, не способны подстраивать экскурсию под контингент туристов. Это один из спорных аспектов внедрения аудиогидов в экскурсионную сферу, что доказывает актуальность его разностороннего изучения.

Все активнее в экскурсионном туризме стали использоваться QR-коды. Они имеют форму квадрата. Элементы кода (линии и квадраты) содержат информацию, хранящуюся в модулях. Количество данных зависит от объема информации, который можно сохранить.  Преимуществом внедрения QR-кодов является то, что для их создания не нужно получать лицензию. Данная технология доступна любому человеку, а использовать ее можно бесплатно в любой сфере, в том числе и в экскурсионной деятельности.

Технология QR-кодирования возникла благодаря фирме Denso Wale Inc. в 1994 г. Был создан двухмерный шрих-код матричного типа, который получил название Quick Response (QR). Использование QR-кода в экскурсионной сфере является чрезвычайно разнообразным. Мы считаем, что данным нововведением необходимо оснащать, в первую очередь, городские экскурсионные объекты. В то же время, QR-коды можно применять и в организации квест-экскурсий, потому как данный вид экскурсии подразумевает самостоятельный поиск информации и соревновательность. QR-код будет в таких мероприятиях простейшим способом получения данных.

Нужно понимать, что внедрение и разработка QR-кодов в пространство города находится в компетенции городских администраций, а общее желание туристских фирм, гидов и экскурсоводов, является лишь дополнительным движущим фактором в материализации данных идей. В Российской Федерации, как и во многих государствах, появляются таблички с QR-кодом на исторических зданиях, в музеях, архитектурных ансамблях, но по состоянию на 2019 г., по нашим наблюдениям, данная тенденция прослеживается в меньшинстве городских населенных пунктов.

QR-кодирование и другие информационные технологии все активнее используются в музейной практике, а в экскурсионном деле все чаще используют понятия «интерактивный музей» и «виртуальный музей». Интерактивными музеями первоначально называли музеи, использующие как минимум одну технологию из указанных выше. В настоящее время для того, чтобы в экскурсионных путеводителях перед названием музея стояло слово «интерактивный», обязательно выполнение одного из следующих условий:

  1. Более 50% экспозиции должно быть оснащено интерактивными цифровыми технологиями. Яркими примерами являются музей Медиа в г. Брэдфорте (Великобритания) и музей инноваций Самсунг в г. Сеуле (Республика Корея) [11].
  2. Интерактивный музей должен представлять собой пространство, наполненное более чем на 90% тактильными механическими экспонатами. Наибольшая часть должна быть доступна для взаимодействия даже с детьми от одного года. Примерами являются московские музеи «Лунариум» в Планетарии, Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и
    Музей советских игровых автоматов.

Кроме интерактивного музея, в экскурсионном деле в настоящее время часто используется термин «виртуальный музей». И. Н. Красюк и Е. М. Феоктистова дают два варианта дефиниции «виртуальный музей» [5]:

  1. Электронные публикации, объединённые по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу; подборки артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций.
  2. Созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве, воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозиций» и т. д. Как правило, оно отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, наличием трёхмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже её самостоятельного моделирования. На сайте Культура.РФ размещено 115 виртуальных музеев.

В музеях используются следующие виды информационных технологий:

  1. Интерактивные мультитач-столы с разным содержанием – от тематических игр до справочно-информационных приложений.
  2. Информационные киоски и жидкокристаллические дисплеи с показом фильмов и слайдов.
  3. 3D-дисплеи Dreamoc (тривизор, промовизор) позволяют показывать изображения в 3D-формате, сочетая его с реальными предметами. В 3-сторонней пирамиде создается цифровое виртуальное окружение определенного предмета с углом обзора 1200 на черном фоне, который становится прозрачным, создавая иллюзию парения проекции в воздухе.
  4. Видеомэппинг и мультипроекции – это технологии проецирования изображений на предметы и поверхности внутри помещений.
  5. Зоны 3D и 4D фильмов.
  6. Голографические проекции и голографические театры.
  7. Звуковой душ или индивидуальные аудиоэтикетки-наушники.
  8. Visualbox – альтернатива обыкновенным музейным витринам. Вместо стекла используется прозрачная панель, позволяющая выводить при приближении экскурсанта информацию прямо на поверхность витрины, в интересном анимированном виде или в форме инфографики.
  9. Мобильные приложения, основанные

- на QR-кодах – информационные справки, аудиогиды;

- на технологии iBeacon – экскурсант получает на экран смартфона информацию о выставке и экспонатах в форме текста, фотографий, видеозаписей, передающихся через расставленные в залах bluetooth-маячки.

  1. Интерактивные книги с анимационными иллюстрациями:

- Virtualbook – сенсорный киоск с компьютерной программой-книгой. Его преимущество — нелимитированное число страниц – максимум для RealBook 30 страниц (15 разворотов). В связи с этим VirtualBook больше подходит для показа оцифрованных изданий.

- Realbook. На подставке устанавливается книга с плотными листами формата А3, в которой переплет сделан так, чтобы страницы на развороте представляли собой ровную поверхность. Выключают и включают книгу дистанционно с помощью радиобрелка. На каждый разворот проецируется соответствующая анимация или изображение. Книга поддерживает большую часть форматов видеозаписей. Кроме того, в эту книгу включена звуковая HD-карта, за счет которой книжные истории получают аудио оформление.

  1. Дополненная реальность, позволяющая совмещать реальные и виртуальные объекты:

- Виртуальные исторические примерочные.

- Бинокуляры NOON – стационарные очки виртуальной реальности, сделанные российскими разработчиками и используемые в Московском музее археологии.

- Мобильные приложения. Имеют множество применений. При направлении современного мобильного телефона на скульптуру, экскурсанты видят, как она выглядела до разрушения. Британский музей (г. Лондон) запустил электронную страницу, с помощью которой посетители могут исследовать кабинет XVII века, взаимодействуя с предметами в режиме реального времени. В Коломенском (г. Москва) экскурсанты могут сфотографироваться через мобильную программу «Узнай Москву. Фото» с императором Петром I.

  1. Интерактивная система визуализации Inside Explorer. Она была внедрена в Британском музее (г. Лондон) и Шведском музее древностей (г. Стокгольм). Система позволяет экскурсантам проникать внутрь древних саркофагов при использовании системы медицинского сканирования.

Продуктовые инновации в экскурсионном бизнесе. К ним в первую очередь относится разработка новых, ранее неизвестных на рынке экскурсионных туров. Относительно недавно в их качестве фигурировали туры «зеленого» и приключенческого экскурсионного туризма, которые в настоящее время, конечно, инновациями уже не являются. В инновациях последних лет отмечены предложения других видов экскурсионного туризма.

Экспедиционный экскурсионный туризм развивается, в первую очередь, благодаря крупнейшему туроператору в данном сегменте – Poseidon Expeditions. Фирма предлагает экскурсионные туры по Северному Ледовитому океану и северным морям России. Средняя продолжительность таких туров – 11 дней. Один из самых популярных туров организуется на Чукотку [15]. Экскурсанты осматривают «Аллею китовых скелетов», остров Аракамчечен, на котором объектами экскурсионного показа являются многочисленные лежбища моржей, архипелаг мыса Дежнёва с высадкой в селении Уэлен, где экскурсанты посещают музей предметов национального промысла. Кроме того, пользуется спросом экскурсионной тур на Курильские острова. Туристы посещают Южно-Сахалинск, достопримечательности крупнейших Курильских островов (Кунашир, Уруп, Итуруп, Симушир, Онекотан, Парамушир), остров Атласова, где осматривают самый высокий на Курилах вулкан Алаид (2334 м).

Пенитенциарный (тюремный) экскурсионный туризм стал развиваться с 1990-х гг. и в настоящее время набирает обороты. Основоположником данного направления выступил Таиланд (мужская тюрьма Банг Кванг). Во Вьетнаме экскурсанты посещают Ханой Хилтон. В бывшей средневековой тюрьме Шри-Ланки экскурсанты носят тюремную робу. В Германии посещают женскую тюрьму для диссиденток и несогласных Хохенэк в Штольберге (Саксония). Наиболее популярной тюрьмой США является Алькатрац в Сан-Франциско. Ее посещаемость – 1,5 млн. экскурсантов в год [12]. В Великобритании наиболее популярны Лондонский Тауэр и тюремный музей Клинк, во Франции – замок Иф на одноименном острове. В России одной из наиболее посещаемых экскурсантами тюрем является  Владимирский централ. Сначала экскурсанты посещают обзорную экскурсию по городу Владимир, затем выезжают на спецавтобусе для заключенных, изолированно друг от друга, в тюрьму Владимирский централ. После этого переодеваются в тюремные робы, которые остаются на память, у них снимают отпечатки пальцев и фотографируют с номером. Главное условие – экскурсант не должен отдаляться от экскурсовода дальше, чем на 1 метр. Туристы посещают музей тюремного искусства, обедают в тюремной столовой. В Санкт-Петербурге организуют экскурсии в самую крупную тюрьму РФ «Кресты» – памятник архитектуры XIX в. Экскурсия длится один час. Выручка уходит на нужды музея.

Субмариновый (подводный) экскурсионный туризм стал активно развиваться в 2000-е гг. В последнее время получили распространение туристские подводные лодки, вмещающие 24-64 человека, предназначенные для экскурсий. Экскурсанты в них могут осматривать подводный мир на глубинах до 100 м через большие акриловые иллюминаторы по бортам и большие панорамные окна в оконечностях лодки. К таким субмаринам относится бельгийская подлодка «Синдбад» на египетском курорте Хургада. Российская лодка «Садко», спущенная на воду в 1997 г. активно использовалась в Карибском, а позже – Средиземном море. Уровень эксплуатации таких судов очень высок: в среднем они 320 дней в году совершают по 10-12 спусков в день.

Рудеральный экскурсионный туризм предусматривает экскурсии на  крупные свалки. В настоящее время такие экскурсии проводятся на свалку самолетов в Тусоне (Аризона, США), свалку поездов в юго-западной части Боливии в Андах на высоте 3670 м в пустынной местности, свалку суден в городе Нуадибу в Мавритании, свалку советских танков в предместье Кабула (Афганистан), свалку якорей на португальском острове Тавира у курорта Тавира на юге страны, свалку торговых автоматов в поселке Тамамура в Японии, военную свалку техники в столице Эритреи – г. Асмэра, свалку советских автомобилей в Черноусово (Тульская область, РФ), свалку компьютеров в Гуанчжоу (Китай) – крупнейшую в мире свалку электронной техники, свалку военной техники рядом с Чернобылем. Есть и более оригинальные предложения. Так, в Сиэтле бомж предлагает людям экскурсию бездомного образа жизни. В его турпакет входит полное преображение клиента в анонимного бомжа, после чего он показывает ему все любимые места бездомных людей в городе.

«Мрачный» экскурсионный туризм (танатуризм или некротуризм) также распространяется в последнее время. Он нацелен на посещение объектов, связанных со смертью, погребением и упокоением человека, в места массовой гибели людей, к известным захоронениям. Наиболее посещаемым объектом данного вида туризма является кладбище Парижа «Пер-Лашез».  Его посещаемость составляет более 2 млн экскурсантов в год. Кроме того, популярностью пользуются Хайгейтское кладбище в Лондоне и крупнейшее кладбище Европы – Централфриенхоф в Вене (более 3 млн. захоронений). Неизменным спросом пользуются катакомбы в Париже и Риме, «Весёлое» кладбище (Сэпынца, Румыния), каждый из 800 памятников которого является уникальным творением художника Стана Иона Пэтраша, благодаря чему внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме мест захоронений, экскурсанты посещают такие мрачные места как бывший концентрационный лагерь Освенцим (Польша), музей пыток на Мальте, замок графа Дракула (Румыния) и другие.

Атомный экскурсионный туризм как отдельное направление рекреационной деятельности появился с возникновением атомной эпохи. Экскурсанты посещают важнейшие в истории атомной эры места, где произошли глобальные инциденты, связанные с ядерной энергией. В настоящее время в мире функционирует множество музеев, экспонирующих ядерное оружие, но экскурсанты тяготеют к посещению именно тех территорий, куда были сброшены атомные бомбы. Наиболее посещаемыми местами атомного экскурсионного туризма являются Хиросима и Нагасаки. Известными в кругу «атомных» туристов являются музей Чернобыля в г. Киев, музей «Звезда-полынь» в г. Евпатория.

Литературный экскурсионный туризм стал пользоваться большой популярностью в мире и России, в частности. Самым значительным сдвигом в последние годы в области литературного туризма стало то, что он постепенно переходит из нишевой формы в форму массового туризма [4]. В рамках данного направления особо выделился толкиенический экскурсионный туризм (толкиен-туризм), возникший благодаря успеху книг и фильмов «Властелин колец», которые имеют множество поклонников в различных странах. Главной дестинацией толкиен-туризма является Новая Зеландия, где Питером Джексоном были организованы съемки знаменитого фильма [8].

Одной из инновационных разновидностей экскурсионного туризма в XXI в. стал гетто-туризм, в частности туры по известным гетто американских городов-миллионников, в первую очередь, Нью-Йорку (боро Бронкс).

Кроме того, в настоящее время распространяются такие нишевые направления экскурсионного туризма как анахротуризм – экскурсионные туры с использованием вышедшего из употребления транспорта или старинных путеводителей, каунтертуризм – фотографирование мест, расположенных напротив знаменитых экскурсионных объектов, кьюнитуризм – посещение только тех объектов, которые рекомендуют местные жители, меланотуризм – посещение объектов, связанных со словом «чёрный», монопольный туризм – выбор экскурсионного маршрута наугад, к примеру, посредством метания дротика.

Маркетинговые и организационно-управленческие инновации в экскурсионном бизнесе. На государственном и региональном уровне министерства и туристские администрации должны постоянно заниматься поддержанием интереса потенциальных клиентов к экскурсионному продукту и достопримечательностям дестинации. Так, правительство нашей страны новыми приоритетными направлениями развития туризма в РФ выделило:

  1. Создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;
  2. Создание банка информационных материалов по туристским ресурсам РФ и обеспечение доступа к нему потенциальных туристов.

Решению данных задач способствует создание единого национального туристского портала Russia.travel с информацией о внутреннем и въездном туризме.  Russia.travel станет важным инструментом мониторинга, сбора и анализа данных о потребительском спросе на туристско-экскурсионные услуги и отзывами об их качестве, образовательным и культурно-развлекательным ресурсом [13].

Новые управленческие методы развития экскурсионной сферы в России должны сводиться к следующему:

  • создание экскурсионных маршрутов однодневного, выходного (2 дня), праздничного (3 дня) и новогоднего формата (7 – 10 дней);
  • привлечение экскурсоводов не только из числа профессионалов, но и из числа студентов;
  • формирование и издание брошюр о каждом районном центре и сельском поселении с описанием памятников архитектуры и исторических мест;
  • привлечение спонсоров;
  • запуск рекламы по местному телевидению и радио, в социальных сетях и газетах, в учебных заведениях, учреждениях культуры региона.

Новым направлением в маркетинговой деятельности является продвижение экскурсионного продукта в различных социальных медиа. В современных условиях конкурентоспособность любого предприятия, в том числе, экскурсионного, зависит от рационального использования интернет-ресурсов. В настоящее время в России особой популярностью пользуются социальные сети «ВКонтакте» и «Instagram», поэтому, на наш взгляд, целесообразно использовать, в первую очередь, эти два ресурса. Однако недостаточно просто создать страницу в социальной сети, необходимо постоянно повышать интерес к ней, привлекать новых подписчиков и делиться с ними свежими новостями о достопримечательностях, экскурсионных услугах, скидках на них, инновациях в их предоставлении. В конечном итоге правильное маркетинговое продвижение экскурсионного продукта в социальных сетях активизирует вирусную рекламу.

Основным фактором успеха любого предприятия, функционирующего в туристско-экскурсионной сфере, являются хорошие взаимоотношения с клиентами. По этой причине назрела необходимость внедрения системы управления продажами в турбизнесе на основе CRM (Customer Relationship
Management). CRM отслеживает развитие взаимоотношений с потенциальными экскурсантами, координирует разносторонние связи с постоянными клиентами и управляет маркетингом туристско-экскурсионного учреждения. Данная система управления не просто автоматизирует взаимодействие с клиентами компании, а выстраивает их работу таким образом, чтобы получить максимальный эффект, дает возможность привлечь и удержать самых ценных клиентов. Директору предприятия экскурсионной сферы часто очень сложно отслеживать работу менеджеров, экскурсоводов и прочих работников. Имеется риск, что они совершат ошибку в общении с экскурсантами и потенциальными клиентами, которая может сорвать продажу экскурсионных туров, нанести ущерб репутации компании. При использовании CRM таких проблем не возникает.

К организационно-управленческим и маркетинговым инновациям в экскурсионной сфере относится организация конкурсов, посвященных инновациям в данной отрасли. С 2003 г. в России ежегодно проводится популярный конкурс, посвященный инновациям в музейном деле. Он называется «Меняющийся музей в меняющемся мире». Данный конкурс способствует продвижению и популяризации нововведений в музейной сфере, в частности дизайн-проектов, новых музейных профилей, коллекций, концепций организации музейного дела. Среди победителей конкурса в 2018 г. «Био-арт-лаб: музей-прогноз» (Нижний Новгород), «Музей фабрик: новая ткань города» (Ярославль), «Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского» (Москва) и многие другие.

Большим ежегодным мероприятием экскурсионной сферы также стал фестиваль «Интермузей», который длится четыре дня в Москве и объединяет более трехсот отечественных и зарубежных музеев. Главной целью фестиваля является профессиональное развитие музейной сферы в нашей стране, а также формирование представлений об инновациях и новых тенденциях музейного дела. Организатором является Министерство культуры РФ.

Одной из новых форм продвижения экскурсионных услуг в музеях являются специальные музейные акции. По мнению И. Н. Красюка, Е. М. Феоктистовой, акции «Ночь в музее» и «В музей всей семьей» доказали наличие большого сегмента экскурсантов, потребности которого может удовлетворить комбинация классических музейных экскурсионных услуг и интерактивно-инновационных технологий [5].

Маркетинговые и управленческие инновации в сфере экскурсионного туризма также должны касаться кадровых вопросов. Подготовка современных специалистов в экскурсионной сфере требует оперативного реагирования на потребность образовательного рынка, что предполагает коренную перестройку содержания подготовки экскурсоводов в системе туристического образования. Кроме того, при подборе кадров в экскурсионной сфере, важно использование соционического подхода, который стал своеобразной инновацией в данном секторе [3]. В экскурсионном рекрутинге необходимо учитывать не только профессиональный опыт, квалификационные характеристики претендента на ставку экскурсовода, но и его соционический тип. Зная его, можно с большой вероятностью прогнозировать насколько эффективным экскурсоводом или гидом будет конкретный человек.

Заключение.  В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что к основным технологическим инновациям в сфере экскурсионного туризма следует отнести внедрение приема интерактивности в экскурсии, разработку виртуальных экскурсионных туров, распространение квест-экскурсий, индивидуализацию подхода к каждому экскурсанту, появление экскурсионных туров дополнительной реальности. Главными материально-техническими инновациями экскурсионного бизнеса являются GPS-экскурсоводы, радиогиды в музеях, программные аудиогиды, использование QR-кодирования, создание интерактивных и виртуальных музеев. Продуктовыми инновациями экскурсионной сферы стали экспедиционные, тюремные, подводные экскурсии; рудеральный, «мрачный», атомный, толкиенический экскурсионный туризм и многие другие новые нишевые виды экскурсионной деятельности. Маркетинговыми и организационно-управленческими инновациями экскурсионных фирм является внедрение системы продаж на основе CRM, специальные музейные акции, подбор экскурсионных кадров на основе соционического подхода. С одной стороны, инновационная деятельность в экскурсионной сфере Российской Федерации задерживается в своем развитии. А с другой стороны, дороговизной внедрения большинства инноваций, с другой стороны, отсутствием значительных экскурсионных потоков в большинстве регионов страны.

Список литературы

  1. Антонова А. Б., Иванов Е. А., Дубинина К. О. Интерактивные информационные технологии как ключевой тренд развития индустрии туризма // Инновационное развитие экономики. 2016. № 1 (31). С. 95-100.
  2. Вершинина М. В. Внедрение инноваций в туристическое музейное обслуживание // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма. Орел: Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс. 2015. С. 181-185.
  3. Гуров С. А. Соционика как инструмент подбора кадров в туристской отрасли // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. Материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции. Симферополь: Ариал, С. 119 – 122.
  4. Гуров С. А., Страчкова Н. В., Алексеенко М. А. Литературный туризм: систематика и географические тенденции развития // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. Т. 4 (70). № 1. С. 14-23.
  5. Красюк И. Н., Феоктистова Е. М. Инновационные технологии в социально-культурной сфере // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11. С. 105-109.
  6. Лях О. А., Лиханова В. В. Инновации в экскурсионной деятельности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. № 3. С. 160-168.
  7. Матюхина Ю. А., Мигунова Е. Ю. Экскурсионная деятельность: учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://spisok-literaturi.ru/books/ekskursionnaya-deyatelnost_15845016.html (дата обращения: 30.01.2019).
  8. Михайлова К. Ю. Инновационные направления развития мировой туристской индустрии // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 1 (21). С. 260-264.
  9. Новиков В. С. Инновации в туризме. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 207 с.
  10. Новиков В. С. Инновации и эволюция туристской деятельности // Мир (Модернизация.  Инновации.  Развитие). 2012. № С. 73-78.
  11. Степановская Г. В. Использование инновационных технологий в развитии познавательного туризма // Социально-экономический ежегодник 2016. С. 82-88.
  12. Тюремный туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.org/1-72748.html (дата обращения: 30.01.2019).
  13. Шмелева Л. А. Развитие внутреннего туризма в Российской Федерации на инновационной основе // Инновационная экономика и общество. 2016. № 1 (11). С. 73-80.
  14. Экспомир. Инновации в экскурсионной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.expomir.ru/cms/pages/view/TOUR-GUIDE (дата обращения: 30.01.2019).
  15. Poseidon expeditions [Электронный ресурс]. – URL: https://poseidonexpeditions.ru/ (дата обращения: 30.01.2019). 

References

  1. Antonova A. B., Ivanov E. A., Dubinina K. O. Interaktivnye informatsionnye tekhnologii kak klyuchevoy trend razvitiya industrii turizma - Innovatsionnoe razvitie ekonomiki. 2016. no 1 (31). pp. 95-100.
  2. Vershinina M. V. Vnedrenie innovatsiy v turisticheskoe muzeynoe obsluzhivanie - Strategiya razvitiya industrii gostepriimstva i turizma. Orel: Gosudarstvennyy universitet – uchebno-nauchno-proizvodstvennyy kompleks. 2015. pp. 181-185.
  3. Gurov S. A. Sotsionika kak instrument podbora kadrov v turistskoy otrasli - Prioritetnye napravleniya i problemy razvitiya vnutrennego i mezhdunarodnogo turizma v Rossii. Materialy I Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoy konferentsii. Simferopol: Arial, 2018. pp. 119 – 122.
  4. Gurov S. A., Strachkova N. V., Alekseenko M. A. Literaturnyy turizm: sistematika i geograficheskie tendentsii razvitiya - Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. 2018. T. 4 (70). no 1. pp. 14-23.
  5. Krasyuk I. N., Feoktistova E. M. Innovatsionnye tekhnologii v sotsialno-kulturnoy sfere - Aktualnye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk. 2017. no 11. pp. 105-109.
  6. Lyakh O. A., Likhanova V. V. Innovatsii v ekskursionnoy deyatelnosti - Uchenye zapiski Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. no 3. pp. 160-168.
  7. Matyukhina YU. A., Migunova E. YU. Ekskursionnaya deyatelnost: uchebnoe posobie [Elektronnyy resurs]. – URL: http://spisok-literaturi.ru/books/ekskursionnaya-deyatelnost_15845016.html (data obrascheniya: 30.01.2019).
  8. Mikhaylova K. Yu. Innovatsionnye napravleniya razvitiya mirovoy turistskoy industrii - Vestnik APK Stavropolya. 2016. no 1 (21). pp. 260-264.
  9. Novikov V. S. Innovatsii v turizme. M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2007. 207 p.
  10. Novikov S.  Innovatsii i evolyutsiya turistskoy deyatelnosti - Mir (Modernizatsiya.  Innovatsii.  Razvitie). 2012. no 9. pp. 73-78.
  11. Stepanovskaya G. V. Ispolzovanie innovatsionnykh tekhnologiy v razvitii poznavatelnogo turizma - Sotsialno-ekonomicheskiy ezhegodnik 2016. pp. 82-88.
  12. Tyuremnyy turizm [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://studopedia.org/1-72748.html (data obrascheniya: 30.01.2019).
  13. Shmeleva L. A. Razvitie vnutrennego turizma v Rossiyskoy Federatsii na innovatsionnoy osnove - Innovatsionnaya ekonomika i obschestvo. 2016. no 1 (11). 73-80.
  14. Innovatsii v ekskursionnoy deyatelnosti [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.expomir.ru/cms/pages/view/TOUR-GUIDE (data obrascheniya: 30.01.2019).
  15. Poseidon expeditions [Elektronnyy resurs]. – URL: https://poseidonexpeditions.ru/ (data obrascheniya: 30.01.2019).

Рецензенты:

Мальцева Е. С. – кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Здоров М. А. – кандидат экономических наук, Институт искусств и информационных технологий.

Работа поступила в редакцию: 20.02.2019 г.

наверх