Асс А. Ю. Живопись архитектора как часть проектного языка

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Асс А. Ю. Живопись архитектора как часть проектного языка // Бизнес и дизайн ревю. 2019.  № 2 (14).  С. 12.

 УДК 75.05

ЖИВОПИСЬ АРХИТЕКТОРА КАК ЧАСТЬ ПРОЕКТНОГО ЯЗЫКА

 Асс Андрей Юрьевич

 АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), архитектор, член ТСХР, доцент кафедры архитектурной среды и дизайна, asse-a@mail.ru, +7-985-767-51-15.

 Аннотация. Дисциплина «спецживопись» рассматривается как неотъемлемая часть подготовки студентов в рамках программы бакалавриата «дизайн среды» («графический дизайн»). Студенты знакомятся с особенностями различных техник живописи применительно к проектной практике,  развивают творческий потенциал, умение применять живописную технику как один из инструментов проектного языка.     Целью является приобретение необходимых теоретических знаний и практических навыков различных техник  масляной, акварельной, темперной и гуашевой живописи, формирования и выражения проектных идей разнообразными живописными техниками, как средствами профессионального проектного языка.

Ключевые слова: живопись; живопись архитектора; проектный язык; проектная графика.

 PAINTING ARCHITECTURE AS PART OF DESIGN LANGUAGE

Ass Andrey Yurevich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), architect, member of creative Union of Russian artists, associate Professor in the Department of architectural environment and design, asse-a@mail.ru, +7-985-767-51-15.

Abstract. In the framework of the bachelor’s program «Environmental Design» («graphic design») the discipline «special painting» is considered an integral part of the students’ preparation.           Students get acquainted with the specifics of various painting techniques applied to design process, develop creative potential, the ability to apply painting technique as one of the tools of the design language. The goal is to acquire the necessary theoretical knowledge and practical skills of various techniques of oil, watercolor, tempera and gouache painting; the formation and expression of project ideas by a variety of painting techniques as tools of a professional design language.

Keywords: painting; painting architect; design language; design graphics.

«В справедливых жалобах сетует живопись, что она изгнана из числа свободных искусств, ибо она - подлинная дочь природы и осуществляется наиболее достойным чувством. Поэтому, о, писатели, вы не правы, что оставили ее вне числа этих свободных искусств, ибо она занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа не создавала», - говорил Леонардо Да Винчи

Действительно, архитектура есть и искусство и наука одновременно. Без знания основ физики, математики, геометрии и других точных наук невозможно стать архитектором. Но архитектор является и художником в том числе. Без умения рисовать невозможно выразить свой замысел на бумаге. Так в чем же разница? Чем взгляд архитектора отличается от взгляда художника?

Обладая основами знаний выше перечисленных наук, архитектор пытается найти причины возникновения увиденного, а не просто наслаждаться и передавать увиденное на бумагу или холст. Попытка разобраться, проследить истоки происходящего, увидеть закономерность, сделать выводы и дать свою оценку - это и есть архитектурный взгляд на существующее окружение.

Рисование с натуры формирует и укрепляет навыки, «ставит руку», оттачивает технику рисунка. Это необходимый элемент обучения (натюрморт, интерьер, пейзаж, городская среда), что и отмечают ведущие зарубежные дизайнеры [см. подробнее: 2, 4, 5]. Но очень важно будущего архитектора научить рисовать по-памяти, научить изображать собственную придуманную композицию из представленных предметов, с объяснением, какова была поставленная цель, и какой композиционный прием был использован. Итогом этого является рисование того, чего нет в натуре, то есть рисование своего будущего творения, проекта - освоение проектного языка.

Проектный язык в современном мире многогранен: от первого эскиза на клочке бумаги до суперреалистичной визуализации, которую невозможно отличить от фотографии. А еще это эскизы карандашом, фломастером, маркером, чертежи от руки тушью и на компьютере, использование огромного количества программ, таких как AutoCad, и ArchiCad, 3DMax, Revit и SketchUp. Есть и макетная подача, начиная с черновых макетов из бумаги и картона, заканчивая тщательно проработанными моделями из любых других материалов. Все это далеко неполный список вариантов выражения идеи для дальнейшего  воплощения.

Живопись, многообразие ее техник и приемов, так же является частью проектного языка архитектора. Причем живописный язык является самым эмоциональным, раскрывая именно эмоциональную, эстетическую сторону проекта.

Вместе с тем живописное полотно на проектную тему обладает рядом преимуществ перед любой другой проектной графикой. Во-первых, это выражение эмоции, в том числе в абстрактной форме, где каждый может найти для себя что-то свое. «Моими лучшими учениками я считаю тех, которые сумели, доверяя своей интуиции, открыть для себя свой собственный путь в искусстве. Только внешнее подражание и копирование того, что дает учитель, не позволяет проявить себя в полную силу», - говорил Иоханнес Иттен [3, с. 4]. И с ним трудно не согласиться.

Во-вторых, это серийность, когда мы прослеживаем проектную идею в ее развитии по эскизам, прорабатывая их и, создавая серию живописных холстов. Так, например, после изучения творчества Марка Ротко, студенты создали серии полотен «Времена года» для проекта музея П. И. Чайковского. Основываясь на художественных особенностях, и манере изученного мастера, в технике пастели и масляной живописи были сделаны четыре работы: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Наконец,  качественно написанный холст может занять свое достойное место на стене и в квартире, и в офисном пространстве. При этом проектная живопись зачастую выигрывает перед привычной станковой, так как, находясь в интерьере, раскрывает историю его создания.

Цель учебного задания – как проектную идею воплотить в живописное полотно. Здесь  решаются две задачи - техническая и творческая.

Первая отвечают на вопрос «КАК»: как собрать подрамник; как натянуть холст; как его проклеить и загрунтовать; как создать качественный левкас и, самое главное, какую технику живописи использовать. Это может быть сделано за один раз:  эскизно, пастозно или тонким слоем, или послойно, с высыханием каждого слоя с последующим нанесением лессировок. Еще одна техника - применение мастихина, которым наносят краску крупными плоскостями и пятнами. В каждую из техник можно вносить последующие уточнения и добавлять детали применительно к выражению идеи.

Вторые отвечают на вопрос «ЧТО», а именно, что рисовать.

На кафедре архитектурной среды и дизайна Института бизнеса и дизайна группа студентов 4 курса выполняла проект комплексного благоустройства территории фестиваля «Куст-Арт» на Бежином Лугу в Тульской области. Две команды студентов 3 курса выполняли проект комплексного благоустройства городской территории и проект квартиры под аренду. Живописное задание у всех было одинаковое: создать художественное полотно, отражающее эмоциональную часть проекта.

На холсте 90 на 140 сантиметров студенты 4 курса должны были создать живописную композицию на тему проектного задания. Начиная с маленьких эскизов (рисунок 1), они должны были отработать композицию и цветовое решение для максимальной передачи идеи, постепенно увеличивая масштаб эскиза, разобраться в степени проработки деталей изображения в зависимости от размера исходного холста (рисунок 2), и избавиться от психологического страха перед большим полотном, и воплотить по мысли А. В. Ефимова и «цвет и форму» [1].

Заданием для студентов 3 курса было создание работы в технике масляной живописи размером 60 на 80 сантиметров (рисунки 3-5). Самостоятельно был собран подрамник, натянут, проклеен и загрунтован холст. Предварительные эскизы выполнялись в технике масляной пастели от малого формата А5, постепенно увеличиваясь до формата А3 (рисунки 6-8). Сложность и интерес задачи заключалась в переводе изображения из одной техники в другую. В итоге были получены эскизы масляной пастелью и холсты, написанные масляными красками.

В рамках дисциплины «Проектирование» в 2017 г. студенты 3 курса выполнили проектную работу по комплексному благоустройству городского квартала в районе Алексеевский. Еще одна дисциплина «Спецживопись» предусматривала создание двух художественных полотен в технике акварельной отмывки и масляной живописи на проектную тему. Стилистически в данной работе студенты должны были опираться на творчество художника Пауля Клее. Цель задания - почувствовать особенности и различия возможностей акварельных и масляных красок.

В итоге, благодаря тому, что студенты использовали разные художественные материалы и техники живописи их работы получились нестандартными, неповторимыми, а значит авторскими.















Список литературы 

  1. Ефимов А. В. Цвет + форма. Искусство XX-XXI веков (живопись, скульптура, инсталляция, лэнд-арт, дигитал-арт). М.: БуксМАрт, 2014. 616 с.
  2. Живопись маслом. М.: Parramon Ediciones,2011. 128 c.
  3. Иттен Иоханнес. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. М.: Издатель Д. Аронов, 2001. 136 с.
  4. Палласмаа Юхани. Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия. М.: Классика XXI, 2013. 176 с.
  5. Мур Роберт. Масляная живопись. М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2012. 852 с.

References

  1. Efimov A. V. Tsvet + forma. Iskusstvo XX-XXI vekov (zhivopis, skulptura, installyatsiya, lend-art, digital-art): M.: BuksMArt, 2014. 616 p.
  2. Zhivopis maslom. M.: Parramon Ediciones, 2011. 128 p.
  3. Itten Iokhannes. Iskusstvo formy. Moy forkurs v Baukhauze i drugikh shkolakh. M.: Izdatel D. Aronov, 2001. 136 p.
  4. Pallasmaa Yukhani. Myslyaschaya ruka. Arkhitektura i ekzistentsialnaya mudrost bytiya. M.: Klassika XXI, 2013, 176 p.
  5. Mur Robert. Maslyanaya zhivopis. M.: AST, Astrel, Kladez, 2012. 852 p.

Рецензенты:

Рымшина Т. А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Соркин М. М. -  член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 11.02.2019 г.