Янькова К.В., Фоменкова А.В. Методология преподавания макетирования: от кубика до архитектурной ели
Янькова К.В., Фоменкова А.В. Методология преподавания макетирования: от кубика до архитектурной ели
Образец ссылки на эту статью: Янькова К.В., Фоменкова А.В. Методология преподавания макетирования: от кубика до архитектурной ели // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 15.
УДК 372.874
МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МАКЕТИРОВАНИЯ: ОТ КУБИКА ДО АРХИТЕКТУРНОЙ ЕЛИ
Янькова Ксения Владимировна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129010, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры Дизайн архитектурной сред
В статье рассматривается опыт внедрения новой экспериментальной программы по макетированию в работу со студентами I курса. Принципиальная основа программы – работа с модульными элементами из одинакового материала. Освоение типов композиции в разных масштабах из модульных элементов позволяет познакомиться со свойствами разных материалов и понять взаимосвязь и различие плоскостной, объемной и пространственной структуры. В самом начале курса предлагается плоскостное разминочное задание, затем студенты работают с объемными моделями. Методика предусматривает пошаговое усложнение задач: начало – абстрактный макет «Архитектон» на тему горизонтали и вертикали, затем добавляется тематическое разделение работ студентов, следующий шаг – макет функционального изделия, например стеллажа, который влечет за собой изучение эргономики, технологий и материалов для реализации. В завершение семестрового курса из готовых стеллажей усилиями всех студентов группы собирается один гипер-объект, средовая скульптура. Результатом программы, с учётом всех сложностей работы с первым курсом, должна стать возможность каждого студента создать архитектурное высказывание из любого материала – из картона, из найденных объектов, например, из пластиковых ящиков, театральный пластический этюд из группы студентов-первокурсников. Жесткие ограничения, заданные преподавателем в самом начале каждого задания (одинаковый для всех материал, количество элементов, размеры и даже образ-тема) позволяют точнее сориентироваться в реализации задания – при кажущемся единообразии возможных решений каждый студент находит свой способ проектного высказывания, что помогает ему постепенно формулировать свой авторский язык. В качестве рекомендаций для внедрения методики стоит добавить: необходимо расширять палитру навыков, которые преподносятся студенту во время занятий макетированием. Умение представить свою работу, изучение опыта предшественников мировой архитектуры и дизайна, параллельный просчёт промышленного изготовления объекта и знакомство с производством – виртуальное или реальное – всё это не менее важно для будущего специалиста в области средового дизайна, чем композиция, понимание функции и изучение свойств материала.
Ключевые слова: макетирование; модульные элементы; модуль; архитектон; супрематизм; реализация; скульптура.
MODELING TEACHING METHODOLOGY: FROM CUBE TO ARCHITECTURAL CHRISTMAS TREE
Yankova Ksenia Vladimirovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129010, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), the teacher of the department Design of the architectural environm
1st year students. Work with single-material modular elements is the principal basis of the program. While making models in different scales from modular elements students get acquainted with the types of composition, explore the properties of different materials and interrelation and difference between the planar, three-dimensional and spatial structures. The method provides step-by-step complication of tasks. At the very beginning of the course, a warm-up task with planar elements is proposed. Then students work on volumetric models: starting with an abstract layout of “Architecton” – based on “architectural formula” by K. Malevich fixed in his cardboard, gypsum and wooden sculptures on the horizontal and vertical theme. Afterwards the thematic division of students' works is added. Next task is the model of the functional product as a shelving unit, which entails studying ergonomics, technologies and materials for implementation. The course ends with a hyper-object: an environmental sculpture made of the finished shelving units by the whole students group. The course goal is to get every student able to create an expressive architectural or sculptural object in any material – as cardboard, as found objects e.g. plastic boxes, as 1st year students theatre sketch. Specific requirements set by the teacher at the very beginning of each task (the same material for all students, the number of elements, the size and even the image-theme of the model) provide the students with more precisely production of the task. With the seeming uniformity of possible solutions, each student finds his own technique, which helps to formulate author's personal language. It is worth noting that while introducing the course it is necessary to expand the range of skills of a student during the Modeling course. The ability to present your work, studying the experience of the world architecture and design masters, calculation of production costs of an object and virtual or real acquaintance with fabrication – all this is no less important for a future professional of environmental design than composition, understanding of function and study of material properties.
Keywords: modeling; modular elements; modular; suprematism; Architecton; realization; production; sculpture.
В работе со студентами первого курса есть ряд ожидаемых трудностей: разный уровень подготовки студентов и общий минимальный уровень умений, который невозможно преодолеть единовременным рывком. При этом разработанная программа по курсу «Макетирование» изначально направлена на реализацию конкретного проектного и макетного результата.
Макетирование развивает навык работы руками, обучает студента работе с разным материалом, развивает пространственное мышление и чувство объема, необходимое средовому дизайнеру, знакомит с композицией. Для учебных заданий в разных учебных заведениях традиционно используются бумага и картон разного типа: финский, пивной, гофрированный, пенокартон. От материала, попавшего в руки, зависит приём, с помощью которого будет решена задача: плотная бумага позволяет легко создавать криволинейную поверхность или благодаря разнообразию форматов учиться созданию объемных моделей из одного листа. Толщина пивного картона инициирует использование приёма макетирования на врезках, что в целом создаёт необходимую конструктивную прочность, но требует определённых навыков расчета пространственной модели, аккуратного реза и склеивания встык [6].
За один учебный семестр сложно научить и научиться сразу всем приемам макетирования, поэтому в начале обучения мы предлагаем использовать готовые модульные элементы для создания макета. Освоение типов композиции в разных масштабах из модульных элементов позволяет познакомиться со свойствами разных материалов.
В самом начале курса предлагается разминочное задание – плоскостная комбинаторика, работа с цветной бумагой на белом листе формата А3, создание композиций из черных квадратов. Модульность, единый размер используемого элемента позволяет сконцентрироваться на узкой задаче композиционного приема: познакомиться с метром и ритмом, освоить способы заполнения плоскости листа. Упражнения всегда немного усложняются, но охватывают всю типологию базовых элементов композиции: «линия равномерная» – «линия живая» – «форма замкнутая» – «сплошное заполнение» и т.д. Следующим шагом становится ряд упражнений из объемного конструктора. Та же последовательность комбинаторики «линия – плоскость – объем – пространство» дает наглядное понимание базовых понятий, которыми оперирует дизайнер. Каждый элемент конструктора изучается в сравнении двух качеств: «регулярный» («стройный, строгий») и «нерегулярный» («спонтанный, хаотичный»). Визуализируя элементы на подложках одинакового размера, студенты учатся обращению с пространством «листа», выстраивают композицию внутри заданных границ.
Материал для объёмных заданий может быть любым – от привычного картона или деревянных детских кубиков до готовых промышленных изделий, важна модульность используемых элементов, возможность их комбинирования и доступность способа соединения друг с другом. В рамках внедрения методики в Институте бизнеса и дизайна студентам был предложен сбор готовых «кубиков» из гофрокартона – такие можно найти, например, среди упаковочного материала в магазине ИКЕА или, при невозможности найти готовые элементы, склеить их из нескольких слоёв картона самостоятельно. За две недели подготовки были найдены несколько сотен картонных параллелепипедов трёх разных модулей – от 30х30х60 мм до 50х100х200 мм. Коллективный поиск материала, как показывает практика, укрепляет командный дух, сближая студентов во время совместных поездок в мебельный магазин в выходные или заставляя поделиться с соседом, испытывающим недостаток в «кубиках».
Выполнение упражнений из кубиков одного размера и нейтрального материала постепенно очищает студента от стремления к излишней декоративности, от привычки украсить, заставляя пользоваться иными критериями – чистота формы, использование минимальных средств для решения задачи, ясность устройства, максимальная проявленность замысла и точность проектного высказывания.
Ортогональные модульные параллелепипеды, кажущиеся сперва скучными, постепенно обнаруживаются вокруг – сначала у себя дома и в интерьере аудитории (модульная мебель для жилых и общественных пространств, например, всё того же магазина ИКЕА), а затем в работах архитекторов и дизайнеров. От мегалитических памятников – менгиров и дольменов, знаменующих начало истории архитектуры, от древних египетских пирамид, сложенных из прямоугольных каменных блоков, через римские акведуки к супрематистам и конструктивистам – Казимиру Малевичу, Илье Чашнику, Александру Родченко, Константину Мельникову, воспевшим чистоту и самодостаточность простых геометрических форм в своих живописных и скульптурных работах, в архитектурных проектах и даже в концепции аппаратов для космических завоеваний человечества.
Именно культурное явление авангарда дало заряд и толчок дальнейшему развитию архитектуры и дизайна ХХ в. и даже XXI в. [7]. Американские небоскребы первой половины ХХ в., посёлок Вайсенхоф (Штутгарт, 1927 г.) и отдельные проекты домов авторства европейцев Ле Корбюзье и Геррита Ритвельда, индивидуальные дома художников 1960-х гг. в Калифорнии – все они удивительным образом созвучны проектным поискам русских архитекторов К. Мельникова, И. Леонидова и братьев Весниных. Работы современных архитектурных звёзд – С. Холла, Р. Коолхаса, Э. ван Эгераата, проектной группы MVRDV, даже нелинейная архитектура З. Хадид – все базируются на ортогональной геометрии супрематистов [5]. В интервью журналу AD от 2013 г. Стивен Холл (р. 1947) говорит о К. Малевиче: «Это же мой любимый художник, он повлиял на все мое творчество». Дипломный проект Захи Хадид под руководством Рема Коолхаса (оба – лауреаты Притцкеровскойпремии – в 2004 г. и 2000 г. соответственно) в лондонской школе Архитектурной Ассоциации был вдохновлён художественными и теоретическими работами супрематиста и назывался «Тектоник Малевича» [1].
Как можно приблизить первокурсника к этим именам-ориентирам? Заставить его обратиться к первоисточнику, именно поэтому для подробного изучения студентам были предложены графические и скульптурные модели Казимира Малевича – архитектон и планита. Оба слова придуманы К. Малевичем и обозначают абсолютно новые для его времени типы объемно-пространственных моделей. Планиты – это графические трёхмерные композиции прямоугольных форм, модели домов будущего для жителей планеты «землянитов». Объемные модели новой художественной системы – горизонтальные и вертикальные «архитектурные формулы» из картона, гипса и дерева получили у К. Малевича название архитектонов [4].
Эти объекты как нельзя лучше подходят для методических занятий в качестве иллюстрации линейной объёмной композиции из модульных элементов. Базовые принципы архитектуры – осевое развитие сооружения по вертикали и горизонтали – доведены в них до абсолютной формулы, до лаконичного геометрического высказывания. Результатом изучения моделей К. Малевича становятся вертикальные и горизонтальные архитектоны XXI в., склеенные студентами из разноразмерныхмодульных параллелепипедов. Кроме темы задания важно определить дополнительные ограничения, которые оставят возможность вариативности пластического решения, но позволят оценивать качество работ по одинаковым критериям [2]. Таким ограничением может стать одинаковый для всех материал, число используемых элементов, максимальный габаритный размер макета, унификация подосновы по материалу и размеру.
В 2016 г. реализация данной программы совпала с проведением ежегодного архитектурного фестиваля «Зодчество 2016», в образовательном секторе которого расположилась экспозиция Института. Выставочный блок представлял студенческие работы, в том числе архитектоны из гофрокартона. Были использованы те же элементы, что и при работе с конструктором. Габаритные размеры были заданы: длина оси не более 60 см и размер основания 30х40 см, различалось лишь направление оси – вертикальное или горизонтальное. При этом все макеты получились разными, каждый со своим пластическим духом: более брутальный или более изящный, летящий или устойчивый, устремленный или монументальный.
С первых учебных занятий параллельно с заданиями непосредственно по макетированию важно тренировать умение представления своей работы: анализ пройденного пути, полученных навыков, открытий в работе с материалом и формой. Поэтому в процессе подготовки к выставке кроме изготовления макета каждый студент формулирует речь для выступления – сколько элементов использовано, какое качество архитектона проявлено в макете, с какими трудностями пришлось столкнуться. Каждый макет был представлен автором на фестивале – и это всего лишь после полутора месяцев обучения! Дополнил экспозицию лекционный «амфитеатр» B&D. В рамках развития методики было проведено открытое занятие преподавателя К. Яньковой, на котором кроме студентов мог присутствовать любой посетитель выставки. Слайд-шоу с изображениями исторических знаковых памятников искусства, архитектуры и дизайна ( ), показанное на лекции, помогло проиллюстрировать связь между традиционной архитектурой, авангардом и современностью и проследить логику анализа, которая легла в основу студенческих макетов, делая её очевидной и для стороннего слушателя.
Методика предусматривает пошаговое усложнение задач, адекватное процессу развития навыков у студентов. Следующий после ортогональных вертикалей и горизонталей шаг предусматривает добавление ещё одного ограничения – тематического. Из одинаковых модульных параллелепипедов заданного количества каждый студент делает макет, иллюстрирующий уникальную художественно-пластическую образную характеристику: геометрически понятную –«ось», «ортогональ», «крест», «периметр», «зиг-заг», «дублирование», «пересечение», художественную – «облако», «звезда», «букет», «поп-арт», «полёт», или метафизическую «лёгкость», «столкновение», «спонтанность», «рассредоточение», «молчание». С расширением палитры образов в работе усложняется технология – появляется необходимость дополнительного обдумывания, проектирования конструкции с учётом возможностей материала (как реализовать соединение наклонных элементов, как создать промежуток в плотном теле макета, не нарушая его жесткости, и т.д.). Дополнительной задачей становится заданный для всех способ экспонирования готового макета: должны ли это быть самостоящие объекты, монтируются ли они на стену или подвешиваются в пространстве. Любое из этих условий влияет на процесс изготовления и общий вид макета, так как в одном случае предусматривает наличие устойчивого основания, во втором – плоской поверхности с одной стороны, в третьем – устройство подвеса (бечевки или лески), скрытого за элементами в процессе сборки и склеивания.
Кроме способности проявления художественного образа будущему архитектору-дизайнеру необходимо понимание реальности в целом и «реализуемости» своей идеи. После создания макетов-скульптур предлагается добавить к проектным задачам ещё один слой – функцию. Наиболее удобным объектом для итоговой реализации представляется ёмкость для хранения, стеллаж: его назначение понятно каждому студенту, для изучения его устройства легко доступны аналоги – работы коллег (в литературе, виртуальных каталогах, на сайтах фабрик-производителей и дизайнеров, а также в любом интерьере вокруг себя). Для наибольшей вовлечённости студентов в работу предлагается придумывание объекта для себя – например, с последующей установкой стеллажа в учебной аудитории, в интерьере учебного заведения, у себя дома.
Макетирование предваряет анализ – какие предметы необходимы студенту в институте, сколько места они занимают и какого размера должна быть каждая ячейка, какое пространство нужно для стеллажа на одну группу или для всех студентов кафедры, рассматриваются возможные места для установки. Намерение использовать готовый объект заставляет прикоснуться к изучению эргономики: сколько свободного места необходимо для пользования стеллажом, какое расстояние должно оставаться между ними при разных способах их блокировки. На занятиях можно проводить замеры антропометрических параметров: рост, длина вытянутой руки, ширина плеч. Отсыл к Витрувианскому человеку Леонардо да Винчи и модулору Ле Корбюзье помогают освоить систему размеров типовой мебели.
Весь блок работы над объектом разделён на несколько этапов: создание базового макета объекта в масштабе, разработка макета, сочетающего функциональность и художественный образ, реализация итогового объекта в натуральную величину. Базовый макет, упомянутый в первом этапе, необходим для закрепления предпроектного анализа. Также это упражнение для освоения нового материала и приёма макетирования: чтобы показать соотношение толщины материала с размером ёмкости нужен тонкий, но достаточно жёсткий лист – например, пивного картона толщиной 1-2 мм [3]. Приём сборки макета на врезках или склеивание встык развивает умение раскраивать материал, рассчитывать его расход и придумывать пространственную модель из плоского листа. Для тренировки этих навыков первый макет все студенты делают одинаковым или делятся на две группы по двум типоразмерам ячеек. Опыт показывает, что такое упражнение необходимо для отработки технических навыков – далеко не всегда с первого раза удаётся добиться необходимой жёсткости каркаса и аккуратного обращения с материалом.
Второе задание – образный макет – также выполняется из пивного листового картона – в масштабе 1:10 можно спрогнозировать основные конструктивные сложности и найти решение, а также проявить художественный образ. В продолжение изучения творчества мастеров авангарда студентам предлагаются созвучные с предыдущими, но более конкретные «геометрические» темы задания: «круг», «квадрат», «прямоугольник», «крест», «пирамида», «диагональ», «луч-сегмент», «спираль», «дуга», «скоба», «рама», «горизонталь», «плотное тело».
Как и в предыдущем блоке заданий из «кубиков»-модулей, для сборки стеллажа предлагается использовать типовые элементы – доступные предметы, изготовленные промышленным образом. Это могут быть ёмкости, ящики, продукты столярного производства, элементы или объекты мебели. При переходе от макета к реализации стеллажа в натуральную величину возникают сложности даже при точном по размерам выполнении макета, так как материалы ведут себя по-разному и отличаются способы соединения элементов: склейка картона в макете более равномерна и устойчива, чем соединение металлическими крепежами или хомутами деревянных, или пластиковых элементов. Независимо от типа и материала выбранных модулей перед сборкой необходимо провести инструктаж – как пользоваться инструментами, для чего нужны рабочие перчатки, когда можно и нужно обратиться за помощью к коллеге или руководителю, в чём нужно быть осторожными при сборке крупногабаритных объектов.
В завершение семестрового курса из готовых стеллажей усилиями всех студентов группы собирается один гипер-объект, средовая скульптура. Это уже знакомый архитектон, который приобретает новый масштаб – интерьерный или, может быть, городской. С увеличением размеров требуются новые конструктивные приёмы и технологические решения с использованием уже имеющихся крепёжных элементов. Слаженная коллективная работа здесь должна проявиться наилучшим образом, так как авторские стеллажи могут и, скорее всего, будут претерпевать изменения для наилучшего соединения друг с другом; проект становится общим, и для достижения результата необходима согласованность действий команды – так как в одиночку такую скульптуру собрать невозможно.
В процессе реализации методики в Институте бизнеса и дизайна для стеллажей из модульных элементов были использованы пластиковые ящики-корзинки для хранения. За первую половину семестра вся группа искала и собирала ящики в магазинах и на складах. Все ящики были предварительно проверены на целостность и прочность, очищены от наклеек; всего студенты собрали 306 ящиков 16 типоразмеров (в среднем 300х400х150 мм) и 9 цветов (черный, серый, белый, синий, голубой, красный, темно-красный, зеленый, салатовый). Большая часть ящиков оказалась черного цвета и послужила нейтральной основой для цветных вкраплений, что в некотором смысле при изготовлении стеллажей усилило художественный образ объектов. Металлические изделия для соединения элементов (болты, шайбы, гайки, штанги резьбовые) с одной стороны достаточно жёстко скрепляли конструкцию, с другой не позволяли на первый взгляд реализовать некоторые формообразующие идеи (скругление всего объекта по радиусу, консольный вылет элемента). Ввиду ограниченного количества крепежей родились (хотя и не сразу) нестандартные решения, ёмкие, конструктивные, экономичные, эффективные. В итоге получилось 16 стеллажей, в среднем на каждый было использовано 18-20 пластиковых ящиков. Сборка завершилась фотосессией: студенты учились взаимодействию со своим объектом, разыгрывая в кадре композиционную, средовую ситуацию, основанную на характерах самих объектов.
Из пластиковых ящиков впоследствии была собрана «Новогодняя Арх-ель» – скульптура высотой 4,5 м и шириной основания, достаточной для окружности хоровода одной студенческой группы. Большинство цветных ящиков стало остовом Ели, скрытой от зрителя за внешним слоем черных ящиков. Несколько цветных корзинок – «новогодних шаров» – и украшение верхушки красным ящиком самого большого размера придали скульптуре черты настоящего праздничного атрибута при общей лаконичности получившейся формы. Кроме своей знаковой функции, Ель стала полноценным функциональным объектом, гипер-стеллажом – при проведении фотосъемки мероприятий в чёрных лицевых ящиках были спрятаны сумки и вещи участников. Завершил аттестационную презентацию скульптуры пластический театральный этюд – композиция на изученную тему «вертикаль» и «горизонталь».
Несмотря на то, что 90 % собирающих – девушки, большинство из которых впервые познакомились с инструментами, спицами и гайками при проведении техники безопасности на занятии, скульптура оказалась устойчивой и простояла 49 дней. Кроме того, несмотря на внушительные размеры, её удалось передвинуть, не разбирая. Это говорит об удачном конструктивном решении. Скульптура, тем не менее, получилась сборно-разборной: модульность составных элементов оставляет возможность для повторного использования пластиковых ящиков в другом проекте и в новой форме, но на основе уже известных принципов композиционного и конструктивного соединения.
Результатом программы, с учётом всех сложностей работы с первым курсом, должна стать возможность каждого студента создать архитектурное высказывание из любого материала – из картона, из пластиковых ящиков, из группы студентов-первокурсников. Поступательное движение от плоскостных работ к объемным, от анонимного конструктора к созданию объекта с выраженным художественным образом закрепляет теоретическую базу и помогает освоить навыки технологии, приёма создания макета. Жесткие ограничения, заданные преподавателем в самом начале каждого задания (одинаковый для всех материал, количество элементов, размеры и даже образ-тема) позволяют точнее сориентироваться в реализации задания – при кажущемся единообразии возможных решений каждый студент находит свой способ проектного высказывания, что помогает ему постепенно формулировать свой авторский язык. Основываясь на практике, можно заключить, что найденный объект, несмотря на нюансы обращения с готовым предметом, может стать модулем конструктора и при качественном проектировании позволяет сократить общее время работы.
В качестве рекомендаций для внедрения методики стоит добавить: необходимо расширять палитру навыков, которые преподносятся студенту во время занятий макетированием. Умение представить свою работу – как в письменной или устной, так и в театральной форме, изучение опыта предшественников и звёзд мировой архитектуры и дизайна, параллельный с творческим поиском просчёт промышленного изготовления объекта и возможное знакомство с производством – виртуальное или реальное – всё это не менее важно для будущего специалиста в области средового дизайна, чем композиция, понимание функции и изучение свойств материала.
Список литературы
References
Рецензенты:
Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Соркин М.М. - член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Работа поступила в редакцию: 12.04.2018 г.
УДК 372.874
МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МАКЕТИРОВАНИЯ: ОТ КУБИКА ДО АРХИТЕКТУРНОЙ ЕЛИ
Янькова Ксения Владимировна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129010, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель кафедры Дизайн архитектурной сред
В статье рассматривается опыт внедрения новой экспериментальной программы по макетированию в работу со студентами I курса. Принципиальная основа программы – работа с модульными элементами из одинакового материала. Освоение типов композиции в разных масштабах из модульных элементов позволяет познакомиться со свойствами разных материалов и понять взаимосвязь и различие плоскостной, объемной и пространственной структуры. В самом начале курса предлагается плоскостное разминочное задание, затем студенты работают с объемными моделями. Методика предусматривает пошаговое усложнение задач: начало – абстрактный макет «Архитектон» на тему горизонтали и вертикали, затем добавляется тематическое разделение работ студентов, следующий шаг – макет функционального изделия, например стеллажа, который влечет за собой изучение эргономики, технологий и материалов для реализации. В завершение семестрового курса из готовых стеллажей усилиями всех студентов группы собирается один гипер-объект, средовая скульптура. Результатом программы, с учётом всех сложностей работы с первым курсом, должна стать возможность каждого студента создать архитектурное высказывание из любого материала – из картона, из найденных объектов, например, из пластиковых ящиков, театральный пластический этюд из группы студентов-первокурсников. Жесткие ограничения, заданные преподавателем в самом начале каждого задания (одинаковый для всех материал, количество элементов, размеры и даже образ-тема) позволяют точнее сориентироваться в реализации задания – при кажущемся единообразии возможных решений каждый студент находит свой способ проектного высказывания, что помогает ему постепенно формулировать свой авторский язык. В качестве рекомендаций для внедрения методики стоит добавить: необходимо расширять палитру навыков, которые преподносятся студенту во время занятий макетированием. Умение представить свою работу, изучение опыта предшественников мировой архитектуры и дизайна, параллельный просчёт промышленного изготовления объекта и знакомство с производством – виртуальное или реальное – всё это не менее важно для будущего специалиста в области средового дизайна, чем композиция, понимание функции и изучение свойств материала.
Ключевые слова: макетирование; модульные элементы; модуль; архитектон; супрематизм; реализация; скульптура.
MODELING TEACHING METHODOLOGY: FROM CUBE TO ARCHITECTURAL CHRISTMAS TREE
Yankova Ksenia Vladimirovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129010, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), the teacher of the department Design of the architectural environm
1st year students. Work with single-material modular elements is the principal basis of the program. While making models in different scales from modular elements students get acquainted with the types of composition, explore the properties of different materials and interrelation and difference between the planar, three-dimensional and spatial structures. The method provides step-by-step complication of tasks. At the very beginning of the course, a warm-up task with planar elements is proposed. Then students work on volumetric models: starting with an abstract layout of “Architecton” – based on “architectural formula” by K. Malevich fixed in his cardboard, gypsum and wooden sculptures on the horizontal and vertical theme. Afterwards the thematic division of students' works is added. Next task is the model of the functional product as a shelving unit, which entails studying ergonomics, technologies and materials for implementation. The course ends with a hyper-object: an environmental sculpture made of the finished shelving units by the whole students group. The course goal is to get every student able to create an expressive architectural or sculptural object in any material – as cardboard, as found objects e.g. plastic boxes, as 1st year students theatre sketch. Specific requirements set by the teacher at the very beginning of each task (the same material for all students, the number of elements, the size and even the image-theme of the model) provide the students with more precisely production of the task. With the seeming uniformity of possible solutions, each student finds his own technique, which helps to formulate author's personal language. It is worth noting that while introducing the course it is necessary to expand the range of skills of a student during the Modeling course. The ability to present your work, studying the experience of the world architecture and design masters, calculation of production costs of an object and virtual or real acquaintance with fabrication – all this is no less important for a future professional of environmental design than composition, understanding of function and study of material properties.
Keywords: modeling; modular elements; modular; suprematism; Architecton; realization; production; sculpture.
В работе со студентами первого курса есть ряд ожидаемых трудностей: разный уровень подготовки студентов и общий минимальный уровень умений, который невозможно преодолеть единовременным рывком. При этом разработанная программа по курсу «Макетирование» изначально направлена на реализацию конкретного проектного и макетного результата.
Макетирование развивает навык работы руками, обучает студента работе с разным материалом, развивает пространственное мышление и чувство объема, необходимое средовому дизайнеру, знакомит с композицией. Для учебных заданий в разных учебных заведениях традиционно используются бумага и картон разного типа: финский, пивной, гофрированный, пенокартон. От материала, попавшего в руки, зависит приём, с помощью которого будет решена задача: плотная бумага позволяет легко создавать криволинейную поверхность или благодаря разнообразию форматов учиться созданию объемных моделей из одного листа. Толщина пивного картона инициирует использование приёма макетирования на врезках, что в целом создаёт необходимую конструктивную прочность, но требует определённых навыков расчета пространственной модели, аккуратного реза и склеивания встык [6].
За один учебный семестр сложно научить и научиться сразу всем приемам макетирования, поэтому в начале обучения мы предлагаем использовать готовые модульные элементы для создания макета. Освоение типов композиции в разных масштабах из модульных элементов позволяет познакомиться со свойствами разных материалов.
В самом начале курса предлагается разминочное задание – плоскостная комбинаторика, работа с цветной бумагой на белом листе формата А3, создание композиций из черных квадратов. Модульность, единый размер используемого элемента позволяет сконцентрироваться на узкой задаче композиционного приема: познакомиться с метром и ритмом, освоить способы заполнения плоскости листа. Упражнения всегда немного усложняются, но охватывают всю типологию базовых элементов композиции: «линия равномерная» – «линия живая» – «форма замкнутая» – «сплошное заполнение» и т.д. Следующим шагом становится ряд упражнений из объемного конструктора. Та же последовательность комбинаторики «линия – плоскость – объем – пространство» дает наглядное понимание базовых понятий, которыми оперирует дизайнер. Каждый элемент конструктора изучается в сравнении двух качеств: «регулярный» («стройный, строгий») и «нерегулярный» («спонтанный, хаотичный»). Визуализируя элементы на подложках одинакового размера, студенты учатся обращению с пространством «листа», выстраивают композицию внутри заданных границ.
Материал для объёмных заданий может быть любым – от привычного картона или деревянных детских кубиков до готовых промышленных изделий, важна модульность используемых элементов, возможность их комбинирования и доступность способа соединения друг с другом. В рамках внедрения методики в Институте бизнеса и дизайна студентам был предложен сбор готовых «кубиков» из гофрокартона – такие можно найти, например, среди упаковочного материала в магазине ИКЕА или, при невозможности найти готовые элементы, склеить их из нескольких слоёв картона самостоятельно. За две недели подготовки были найдены несколько сотен картонных параллелепипедов трёх разных модулей – от 30х30х60 мм до 50х100х200 мм. Коллективный поиск материала, как показывает практика, укрепляет командный дух, сближая студентов во время совместных поездок в мебельный магазин в выходные или заставляя поделиться с соседом, испытывающим недостаток в «кубиках».
Выполнение упражнений из кубиков одного размера и нейтрального материала постепенно очищает студента от стремления к излишней декоративности, от привычки украсить, заставляя пользоваться иными критериями – чистота формы, использование минимальных средств для решения задачи, ясность устройства, максимальная проявленность замысла и точность проектного высказывания.
Ортогональные модульные параллелепипеды, кажущиеся сперва скучными, постепенно обнаруживаются вокруг – сначала у себя дома и в интерьере аудитории (модульная мебель для жилых и общественных пространств, например, всё того же магазина ИКЕА), а затем в работах архитекторов и дизайнеров. От мегалитических памятников – менгиров и дольменов, знаменующих начало истории архитектуры, от древних египетских пирамид, сложенных из прямоугольных каменных блоков, через римские акведуки к супрематистам и конструктивистам – Казимиру Малевичу, Илье Чашнику, Александру Родченко, Константину Мельникову, воспевшим чистоту и самодостаточность простых геометрических форм в своих живописных и скульптурных работах, в архитектурных проектах и даже в концепции аппаратов для космических завоеваний человечества.
Именно культурное явление авангарда дало заряд и толчок дальнейшему развитию архитектуры и дизайна ХХ в. и даже XXI в. [7]. Американские небоскребы первой половины ХХ в., посёлок Вайсенхоф (Штутгарт, 1927 г.) и отдельные проекты домов авторства европейцев Ле Корбюзье и Геррита Ритвельда, индивидуальные дома художников 1960-х гг. в Калифорнии – все они удивительным образом созвучны проектным поискам русских архитекторов К. Мельникова, И. Леонидова и братьев Весниных. Работы современных архитектурных звёзд – С. Холла, Р. Коолхаса, Э. ван Эгераата, проектной группы MVRDV, даже нелинейная архитектура З. Хадид – все базируются на ортогональной геометрии супрематистов [5]. В интервью журналу AD от 2013 г. Стивен Холл (р. 1947) говорит о К. Малевиче: «Это же мой любимый художник, он повлиял на все мое творчество». Дипломный проект Захи Хадид под руководством Рема Коолхаса (оба – лауреаты Притцкеровскойпремии – в 2004 г. и 2000 г. соответственно) в лондонской школе Архитектурной Ассоциации был вдохновлён художественными и теоретическими работами супрематиста и назывался «Тектоник Малевича» [1].
Как можно приблизить первокурсника к этим именам-ориентирам? Заставить его обратиться к первоисточнику, именно поэтому для подробного изучения студентам были предложены графические и скульптурные модели Казимира Малевича – архитектон и планита. Оба слова придуманы К. Малевичем и обозначают абсолютно новые для его времени типы объемно-пространственных моделей. Планиты – это графические трёхмерные композиции прямоугольных форм, модели домов будущего для жителей планеты «землянитов». Объемные модели новой художественной системы – горизонтальные и вертикальные «архитектурные формулы» из картона, гипса и дерева получили у К. Малевича название архитектонов [4].
Эти объекты как нельзя лучше подходят для методических занятий в качестве иллюстрации линейной объёмной композиции из модульных элементов. Базовые принципы архитектуры – осевое развитие сооружения по вертикали и горизонтали – доведены в них до абсолютной формулы, до лаконичного геометрического высказывания. Результатом изучения моделей К. Малевича становятся вертикальные и горизонтальные архитектоны XXI в., склеенные студентами из разноразмерныхмодульных параллелепипедов. Кроме темы задания важно определить дополнительные ограничения, которые оставят возможность вариативности пластического решения, но позволят оценивать качество работ по одинаковым критериям [2]. Таким ограничением может стать одинаковый для всех материал, число используемых элементов, максимальный габаритный размер макета, унификация подосновы по материалу и размеру.
В 2016 г. реализация данной программы совпала с проведением ежегодного архитектурного фестиваля «Зодчество 2016», в образовательном секторе которого расположилась экспозиция Института. Выставочный блок представлял студенческие работы, в том числе архитектоны из гофрокартона. Были использованы те же элементы, что и при работе с конструктором. Габаритные размеры были заданы: длина оси не более 60 см и размер основания 30х40 см, различалось лишь направление оси – вертикальное или горизонтальное. При этом все макеты получились разными, каждый со своим пластическим духом: более брутальный или более изящный, летящий или устойчивый, устремленный или монументальный.
С первых учебных занятий параллельно с заданиями непосредственно по макетированию важно тренировать умение представления своей работы: анализ пройденного пути, полученных навыков, открытий в работе с материалом и формой. Поэтому в процессе подготовки к выставке кроме изготовления макета каждый студент формулирует речь для выступления – сколько элементов использовано, какое качество архитектона проявлено в макете, с какими трудностями пришлось столкнуться. Каждый макет был представлен автором на фестивале – и это всего лишь после полутора месяцев обучения! Дополнил экспозицию лекционный «амфитеатр» B&D. В рамках развития методики было проведено открытое занятие преподавателя К. Яньковой, на котором кроме студентов мог присутствовать любой посетитель выставки. Слайд-шоу с изображениями исторических знаковых памятников искусства, архитектуры и дизайна ( ), показанное на лекции, помогло проиллюстрировать связь между традиционной архитектурой, авангардом и современностью и проследить логику анализа, которая легла в основу студенческих макетов, делая её очевидной и для стороннего слушателя.
Методика предусматривает пошаговое усложнение задач, адекватное процессу развития навыков у студентов. Следующий после ортогональных вертикалей и горизонталей шаг предусматривает добавление ещё одного ограничения – тематического. Из одинаковых модульных параллелепипедов заданного количества каждый студент делает макет, иллюстрирующий уникальную художественно-пластическую образную характеристику: геометрически понятную –«ось», «ортогональ», «крест», «периметр», «зиг-заг», «дублирование», «пересечение», художественную – «облако», «звезда», «букет», «поп-арт», «полёт», или метафизическую «лёгкость», «столкновение», «спонтанность», «рассредоточение», «молчание». С расширением палитры образов в работе усложняется технология – появляется необходимость дополнительного обдумывания, проектирования конструкции с учётом возможностей материала (как реализовать соединение наклонных элементов, как создать промежуток в плотном теле макета, не нарушая его жесткости, и т.д.). Дополнительной задачей становится заданный для всех способ экспонирования готового макета: должны ли это быть самостоящие объекты, монтируются ли они на стену или подвешиваются в пространстве. Любое из этих условий влияет на процесс изготовления и общий вид макета, так как в одном случае предусматривает наличие устойчивого основания, во втором – плоской поверхности с одной стороны, в третьем – устройство подвеса (бечевки или лески), скрытого за элементами в процессе сборки и склеивания.
Кроме способности проявления художественного образа будущему архитектору-дизайнеру необходимо понимание реальности в целом и «реализуемости» своей идеи. После создания макетов-скульптур предлагается добавить к проектным задачам ещё один слой – функцию. Наиболее удобным объектом для итоговой реализации представляется ёмкость для хранения, стеллаж: его назначение понятно каждому студенту, для изучения его устройства легко доступны аналоги – работы коллег (в литературе, виртуальных каталогах, на сайтах фабрик-производителей и дизайнеров, а также в любом интерьере вокруг себя). Для наибольшей вовлечённости студентов в работу предлагается придумывание объекта для себя – например, с последующей установкой стеллажа в учебной аудитории, в интерьере учебного заведения, у себя дома.
Макетирование предваряет анализ – какие предметы необходимы студенту в институте, сколько места они занимают и какого размера должна быть каждая ячейка, какое пространство нужно для стеллажа на одну группу или для всех студентов кафедры, рассматриваются возможные места для установки. Намерение использовать готовый объект заставляет прикоснуться к изучению эргономики: сколько свободного места необходимо для пользования стеллажом, какое расстояние должно оставаться между ними при разных способах их блокировки. На занятиях можно проводить замеры антропометрических параметров: рост, длина вытянутой руки, ширина плеч. Отсыл к Витрувианскому человеку Леонардо да Винчи и модулору Ле Корбюзье помогают освоить систему размеров типовой мебели.
Весь блок работы над объектом разделён на несколько этапов: создание базового макета объекта в масштабе, разработка макета, сочетающего функциональность и художественный образ, реализация итогового объекта в натуральную величину. Базовый макет, упомянутый в первом этапе, необходим для закрепления предпроектного анализа. Также это упражнение для освоения нового материала и приёма макетирования: чтобы показать соотношение толщины материала с размером ёмкости нужен тонкий, но достаточно жёсткий лист – например, пивного картона толщиной 1-2 мм [3]. Приём сборки макета на врезках или склеивание встык развивает умение раскраивать материал, рассчитывать его расход и придумывать пространственную модель из плоского листа. Для тренировки этих навыков первый макет все студенты делают одинаковым или делятся на две группы по двум типоразмерам ячеек. Опыт показывает, что такое упражнение необходимо для отработки технических навыков – далеко не всегда с первого раза удаётся добиться необходимой жёсткости каркаса и аккуратного обращения с материалом.
Второе задание – образный макет – также выполняется из пивного листового картона – в масштабе 1:10 можно спрогнозировать основные конструктивные сложности и найти решение, а также проявить художественный образ. В продолжение изучения творчества мастеров авангарда студентам предлагаются созвучные с предыдущими, но более конкретные «геометрические» темы задания: «круг», «квадрат», «прямоугольник», «крест», «пирамида», «диагональ», «луч-сегмент», «спираль», «дуга», «скоба», «рама», «горизонталь», «плотное тело».
Как и в предыдущем блоке заданий из «кубиков»-модулей, для сборки стеллажа предлагается использовать типовые элементы – доступные предметы, изготовленные промышленным образом. Это могут быть ёмкости, ящики, продукты столярного производства, элементы или объекты мебели. При переходе от макета к реализации стеллажа в натуральную величину возникают сложности даже при точном по размерам выполнении макета, так как материалы ведут себя по-разному и отличаются способы соединения элементов: склейка картона в макете более равномерна и устойчива, чем соединение металлическими крепежами или хомутами деревянных, или пластиковых элементов. Независимо от типа и материала выбранных модулей перед сборкой необходимо провести инструктаж – как пользоваться инструментами, для чего нужны рабочие перчатки, когда можно и нужно обратиться за помощью к коллеге или руководителю, в чём нужно быть осторожными при сборке крупногабаритных объектов.
В завершение семестрового курса из готовых стеллажей усилиями всех студентов группы собирается один гипер-объект, средовая скульптура. Это уже знакомый архитектон, который приобретает новый масштаб – интерьерный или, может быть, городской. С увеличением размеров требуются новые конструктивные приёмы и технологические решения с использованием уже имеющихся крепёжных элементов. Слаженная коллективная работа здесь должна проявиться наилучшим образом, так как авторские стеллажи могут и, скорее всего, будут претерпевать изменения для наилучшего соединения друг с другом; проект становится общим, и для достижения результата необходима согласованность действий команды – так как в одиночку такую скульптуру собрать невозможно.
В процессе реализации методики в Институте бизнеса и дизайна для стеллажей из модульных элементов были использованы пластиковые ящики-корзинки для хранения. За первую половину семестра вся группа искала и собирала ящики в магазинах и на складах. Все ящики были предварительно проверены на целостность и прочность, очищены от наклеек; всего студенты собрали 306 ящиков 16 типоразмеров (в среднем 300х400х150 мм) и 9 цветов (черный, серый, белый, синий, голубой, красный, темно-красный, зеленый, салатовый). Большая часть ящиков оказалась черного цвета и послужила нейтральной основой для цветных вкраплений, что в некотором смысле при изготовлении стеллажей усилило художественный образ объектов. Металлические изделия для соединения элементов (болты, шайбы, гайки, штанги резьбовые) с одной стороны достаточно жёстко скрепляли конструкцию, с другой не позволяли на первый взгляд реализовать некоторые формообразующие идеи (скругление всего объекта по радиусу, консольный вылет элемента). Ввиду ограниченного количества крепежей родились (хотя и не сразу) нестандартные решения, ёмкие, конструктивные, экономичные, эффективные. В итоге получилось 16 стеллажей, в среднем на каждый было использовано 18-20 пластиковых ящиков. Сборка завершилась фотосессией: студенты учились взаимодействию со своим объектом, разыгрывая в кадре композиционную, средовую ситуацию, основанную на характерах самих объектов.
Из пластиковых ящиков впоследствии была собрана «Новогодняя Арх-ель» – скульптура высотой 4,5 м и шириной основания, достаточной для окружности хоровода одной студенческой группы. Большинство цветных ящиков стало остовом Ели, скрытой от зрителя за внешним слоем черных ящиков. Несколько цветных корзинок – «новогодних шаров» – и украшение верхушки красным ящиком самого большого размера придали скульптуре черты настоящего праздничного атрибута при общей лаконичности получившейся формы. Кроме своей знаковой функции, Ель стала полноценным функциональным объектом, гипер-стеллажом – при проведении фотосъемки мероприятий в чёрных лицевых ящиках были спрятаны сумки и вещи участников. Завершил аттестационную презентацию скульптуры пластический театральный этюд – композиция на изученную тему «вертикаль» и «горизонталь».
Несмотря на то, что 90 % собирающих – девушки, большинство из которых впервые познакомились с инструментами, спицами и гайками при проведении техники безопасности на занятии, скульптура оказалась устойчивой и простояла 49 дней. Кроме того, несмотря на внушительные размеры, её удалось передвинуть, не разбирая. Это говорит об удачном конструктивном решении. Скульптура, тем не менее, получилась сборно-разборной: модульность составных элементов оставляет возможность для повторного использования пластиковых ящиков в другом проекте и в новой форме, но на основе уже известных принципов композиционного и конструктивного соединения.
Результатом программы, с учётом всех сложностей работы с первым курсом, должна стать возможность каждого студента создать архитектурное высказывание из любого материала – из картона, из пластиковых ящиков, из группы студентов-первокурсников. Поступательное движение от плоскостных работ к объемным, от анонимного конструктора к созданию объекта с выраженным художественным образом закрепляет теоретическую базу и помогает освоить навыки технологии, приёма создания макета. Жесткие ограничения, заданные преподавателем в самом начале каждого задания (одинаковый для всех материал, количество элементов, размеры и даже образ-тема) позволяют точнее сориентироваться в реализации задания – при кажущемся единообразии возможных решений каждый студент находит свой способ проектного высказывания, что помогает ему постепенно формулировать свой авторский язык. Основываясь на практике, можно заключить, что найденный объект, несмотря на нюансы обращения с готовым предметом, может стать модулем конструктора и при качественном проектировании позволяет сократить общее время работы.
В качестве рекомендаций для внедрения методики стоит добавить: необходимо расширять палитру навыков, которые преподносятся студенту во время занятий макетированием. Умение представить свою работу – как в письменной или устной, так и в театральной форме, изучение опыта предшественников и звёзд мировой архитектуры и дизайна, параллельный с творческим поиском просчёт промышленного изготовления объекта и возможное знакомство с производством – виртуальное или реальное – всё это не менее важно для будущего специалиста в области средового дизайна, чем композиция, понимание функции и изучение свойств материала.
Список литературы
References
- Baryshnikov V. Narushitelnitsa printsipov Zakha Khadid. Radio Svoboda. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.svoboda.org/a/27651191.html (data obrascheniya 08.01.2018).
- Ermolaev A.P., Shulika T.O., Sokolova M.A. Osnovy plasticheskoy kultury arkhitektora-dizaynera. M.: Arkhitektura–S, 2005. 464 p.
- Maketirovanie / Pod red. I.V. Topchiy, N.V. Kalmykovoy. M.: MARKhI, 2006. 220 p.
- Malevich i predmetnoe. Portal Artkhiv. [Elektronnyy resurs]. URL: https://artchive.ru/publications/2103~Malevich_i_predmetnoe (data obrascheniya 17.01.2018).
- Papernyy V. Intervyu so Stivenom Khollom. Arkhitekturnyy daydzhest. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.admagazine.ru/arch/26195_interview-with-stiven-hall.php (data obrascheniya02.02.2018).
- Stepanov A.V. (red.), Malygin V.I., Ivanova G.I. Obemno-prostranstvennaya kompozitsiya. M.: Arkhitektura–S, 2007. 256 p.
- Khan-Magomedov S.O. Arkhitektura sovetskogo avangarda: Kniga pervaya. Problemy formoobrazovaniya. Mastera i techeniya. M.: Stroyizdat, 1996. 709 p.
Рецензенты:
Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Соркин М.М. - член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Работа поступила в редакцию: 12.04.2018 г.