Сысоев С.В. Первобытный стиль: жажда ясности и простоты
Сысоев С.В. Первобытный стиль: жажда ясности и простоты
Образец ссылки на  эту статью: Сысоев С.В. Первобытный стиль: жажда ясности и простоты // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 11.
УДК 746
ПЕРВОБЫТНЫЙ СТИЛЬ: ЖАЖДА ЯСНОСТИ И ПРОСТОТЫ
Сысоев Сергей Викторович
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент, руководитель профиля «Дизайн костюма», член Ассоциации Высокой Моды и прет-а-порте России, член Международной Ассоциации «Союз дизайнеров», лауреат премий Fashion TV, +7-916-620-29-93.
Версий происхождения одежды существует достаточно много. Они рассматриваются исключительно как основа дизайнерского вдохновения, трансформируемого в первобытный стиль. Первобытный стиль актуален вне времени и перманентно будоражит дизайнерское сознание, апеллируя к экологичности мышления, визуальной брутальности и прозрачной ясности гендерных ролей в обществе.
Главный вывод: стилистика в динамике трендов отражает глубокие социальные и исторические процессы, происходящие в обществе. Владение навыками анализа этих процессов позволяет оперировать стилями на уровне трендов, разогревая или охлаждая градус социальной активности потребителя.
Ключевые слова: микростили; инвестиции; тренды; тенденции; гендерные роли; принты; идентификация; аксессуары; экологичность.
PRIMITIVE STYLE: THIRST FOR CLARITY AND SIMPLICITY
Sysoev Sergey Viktorovich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Associate Professor, head of the profile "costume design", a member of the Association of Haute Couture and prêt-à-Porter of Russia, Member of International Association «Union of designers ", winner Fashion TV Awards, sergeysysoev@mail.ru, +7-916-620-29-93.
Versions of the origin of clothing there is quite a lot. They are considered exclusively as the basis of design inspiration, transformed into a primitive style. Primitive style is relevant at all times. It excites the designer consciousness. He refers to the ecological thinking, visual brutality and transparent clarity of gender roles in society.
The main conclusion: the style in the dynamics of trends reflects the deep social and historical processes taking place in society. Knowledge of the skills of analysis of these processes allows you to operate styles at the level of trends, warming up or cooling the degree of social activity of the consumer.
Keywords: mikrostili; investment trends; trends; gender roles; prints; identification; accessories; eco-friendliness.
Библейская версия происхождения одежды. Когда женщина была женщиной. Из этой версии вытекает целый ряд микростилей.
Бельевой микростиль
Принцип фрагментарной скрытости или открытости тела является константой модной индустрии и индикатором социальной и гендерной активности [3, 8]. Корни этого принципа адресуют нас в библейскую историю, знакомую всем с детства.
Книга Бытия Ветхого Завета повествует нам о том, что первая одежда возникла после грехопадения Адама и Евы, которые познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и  узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, ст. 7).
В 1994 г. в Париже Вивьен Вествуд выводит на подиум Карлу Бруни в меховых бикини. Первобытная фактура меха ассоциативно уводит сознание потребителя в палеолитную эпоху, когда охота была основным промыслом населения. Такая ассоциация, безусловно, шокирует: ведь 1990–е гг. для Европы - это время активной экспансии, когда 80% посвящено работе и наращиванию капитала. Дизайнер напоминает о первоначальных, практически первобытных ценностях общества – семье, природе и любви. Этот прием вписан в историю мировой моды.
1998 г. Солистка группы «No Doubt» Гвен Стефани задает модную тенденцию, окрашивая волосы в ярко-голубой цвет, сочетающийся с меховым бюстгальтером в тон волосам. Такая телесная открытость возводиться в тренд на пороге двухтысячных. Этому способствует образ жизни социума, в который активно интегрируется наличие посещения спортклуба в плотном жизненном графике. Ключевой принцип образа жизни – инвестиции должны демонстрироваться. Инвестиции в спортивный образ жизни подкреплены демонстрацией проработанных участков тела. Это становится массовым активным трендом. Кроме того, в жизнь активно интегрируются социальные сети, которые позволяют демонстрировать образ жизни селебрити, в котором присутствует спорт, фастфуд и домашняя одежда.
Развитие бельевого тренда на рубеже второго тысячелетия движется от демонстрации того, что должно быть скрытым - (ключевой принцип 1990-х гг.), до кокетства с тем, что должно быть открыто - ключевой принцип второго десятилетия ХХI века. Заигрывание с чувством стыда – макротенд 2010-х гг. Дизайнерское решение - бюстгальтеры поверх рубашек, водолазок, футболок и даже пальто. Белье напоказ. Парадокс двухтысячных: используя этот ход, дизайнеры скорее одевают женщину, чем раздевают.
PRADA spring/summer 2014. Модели дефилируют по подиуму в бра поверх пальто и платьев. Общество снова переосмысливает первичные гендерные роли, когда Женщина есть Женщина, а Мужчина – Мужчина. Прием срабатывает. Общество готово это носить, о чем свидетельствуют и фото в социальных сетях и комментарии в блогах: «В бра для верхней одежды что-то есть! И уже сейчас это что-то хочется попробовать одеть... Где вот только его взять… Впрочем, вполне может подойти лиф от костюма для танцев живота» [10].
Ноябрь 2012 г. Модный дом Maison Martin Margiela выпускает боди телесного цвета с черным принтом, имитирующим бюстгальтер. Эта позиция была выпущена в коллаборации с массовым брендом H&M. Боди можно было купить в магазинах H&M по всему миру. Покупательницы выстраивались в очередь перед магазинами еще за ночь до появления коллекции. Коллекция была раскуплена за несколько часов с момента старта продаж. Телесный цвет боди имитирует нюд. Человеческому глазу требуется дополнительное усилие, чтобы понять, бра в этом случае – это принт, а не белье. Ирония дизайнера адресована к нудистским чувствам.
Весна-лето 2016 г. Этот прием становится уже активным трендом согласно аналитике L`Officiel (№150. Апрель 2015). Он активно используется дизайнерами в коллекциях, представленных на подиумах J.W. Anderson, Dries Van Noten, Tod`s by Алессандра Факкинетти (см. фото).
Библейская версия возникновения одежды из чувства стыда прорабатывается не только через бельевой стиль. Демонстрация открытых фрагментов тела так же уходит корнями в первобытные времена, когда исторически одежда лишь частично прикрывала голое тело [1].
В разные периоды на первый план выходят разные детали женского тела: плечи, ноги, пресс живота, лодыжки, спина. Активные части тела в трендах зависят от образа жизни, влияющего на возникновение трендов. Например, мода, открывающая ноги в 1960-е годы. И вернувшийся из 1960-х гг. тренд в коллекциях Moschino, Prada, Dolce Gabanna spring/summer 2013.
Флоральный микростиль
Библейская тема стыда в моде представлена так же и во флоральном стиле: принты, фактуры, аппликации, вышивки с цветами отсылают ассоциативно к Эдемскому саду [5].
Любое изделие с изображением цветов имеет подтекст обнаженной фигуры из цветника Эдема. Этот постулат объясняет перманентную актуальностьфлоральных трендов. Начиная с того момента, когда человечество начало наносить рисунок на ткань. И кстати, первый рисунок, безусловно, был связан с растительностью [9].
Магическая версия происхождения одежды. Аксессуары и тату
Согласно магической версии первой одеждой были… татуировки и амулеты, а также раскраска на обнаженном человеческом теле. Именно набор этих украшений защищал от угрозы извне и индейцев Огненной Земли, и обитателей древних северных поселений, и жителей первобытных южных племен. Считалась, что магическая сила, присущая изделиям, сделанным руками человека, придает силу и смелость, способствует удаче и защищает от врага [4].
В принципе, с древних времен мало что изменилось. И по сей день тренды на тату и амулеты – это не просто мода, но также и попытка социума сделать себя могущественнее и влиятельнее, контролировать собственную жизнь и усиливать развитие собственных слабых черт, визуализируя их в образ.
Микростиль тату
К каким только технологиям не прибегают дизайнеры сегодня, чтобы создать имитацию татуировок: флэштату, роспись по телу, перенесенный узор тату на сетку, использование сплавов для создания ажура татуировки… Впрочем, переносить узор татуировки на ткань научился еще древний человек. Например, клетка-шотландка – это не что иное, как разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов.
За цель оградить себя от нежелательных воздействий были ответственны амулеты. На протяжении всей истории человечество старалось создать собственными руками артефакт, а затем наделить его могуществом. Этот прием лежит в основе почти всех религий. Найденные артефакты эпохи палеолита демонстрируют нам древнюю одежду, расшитую бусами из кости мамонта - до 10 тысяч штук бусин!
Ученые предполагают, что первобытное декорирование одежды служило частью ритуалов «охотничьей магии» и должно было, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Также археологи, проанализировав найденные артефакты, установили, что значительная часть из них сделана руками женщин.
Первобытный человек, овладев искусством создания бусин и адаптации их к одежде, не просто задал вектор развития ремесленных искусств, но заложил основание luxury индустрии.
Микростиль Artizan
Эпоха романтизма – первая половина ХIХ в. подарила миру моду на расшитые бисером аксессуары для мужчин. Образцы вышивки гарусом на мужских аксессуарах - очечниках, записных книжках, бумажниках, кисетах - печатали в домашних журналах [2]. Этот прием автоматически возводил аксессуар в фетиш мужской романтики и демонстрировал отменный вкус обладателя.
Чуть меньше, чем через век в 1929 г. на мир обрушится Великая депрессия. Многие состоятельные люди потеряют свое состояние. Представители среднего класса с целью экономии начнут шить. И вспомнят об универсальном способе декорирования одежды, повышающем ее стоимость – вышивке бисером. В моду войдут сумки, расшитые бисером – универсальный аксессуар, сочетающийся с разными платьями [7].
Еще чуть меньше, чем через сто лет дизайнеры будут вдохновляться историей первобытного декорирования и трансформировать ее в новые тренды. Это всколыхнет новую вспышку интереса к ручному труду, что характерно для экономических кризисов и напомнит обществу о первобытных примитивных ценностях.
Микростиль – наскальная живопись
Еще один подстиль первобытного стиля, связанный с магической версией происхождения, уносит нашу фантазию в эпоху палеолита, когда люди жили сообществами, пользовались каменными орудиями труда или выполненными из кости, кожи и дерева. Однако жажда визуализации добычи, или придания добытчикам дополнительных черт характера, изображаемого животного наглядно представлена в технике пещерной живописи. Зоркие орлы, быстрые львы, бизоны, олени, лошади – вот главные герои декораторов раннего палеолита [6]. Монохромная и полихромная, созданная минеральными красителями, наскальная живопись изображала раненных, с торчащими из них стрелами, животных, что стало также константой fashion индустрии.
Приоритет выбора животного зависит от разных обстоятельств. Это может быть связано с выходом культового фильма с ярким героем. Так, например, тренд СОВА связан с популярностью выхода фильмов про Гарри Поттера, что отображено в дизайнерских коллекциях 2012-2014 гг. Или с адресацией к определенной актуальной эпохе (как, например, тренд ФЛАМИНГО в 2013-2014 годы, когда 1960-е годы жили в коллекциях домов моды – трендсеттерах .
Функциональная версия происхождения одежды. Защита от холода
В памятниках позднего палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды были растительные волокна (листья, трава, древесная кора) и  шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Надевание на себя шкуру через прорезь для головы – так родилась плечевая одежда – впоследствии из нее возникли нарамник, тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. Накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка, которая стала прототипом плаща.
Обматывание меха вокруг торса, прикрепление к поясу давало хорошее укрытие для таза и ног. Так родилась поясная одежда (передник, юбка, штаны).
В последствии человек стал усложнять одежду и на ней стали появляться различные крепежные элементы и дополнения. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных. Так появилась первая возможность социальной и профессиональной идентификации человека по одежде.
Одежда как средство древней профессиональной идентификации
Все люди в первобытную эпоху были либо охотниками, либо собирателями. Например, охотника легко было вычислить по использованию шкур и перьев в одежде. Рыболова легко было узнать по рыбьей коже, и даже по использованию внутренностей морских животных.
В эпоху неолита появились кочевые скотоводы. Они носили широкие штаны и халаты. К этому времени человек разумный уже освоил технологию прядения и ткачества, используя волокна дикорастущих растений (льна, конопли, хлопка).
Использование моржового клыка в классическом дафлкоте – модели полупальто из верблюжье шерсти, используемой британским военно-морским флотом, своими корнями уходит именно в первобытные тренды, несмотря на то, что первый год выпуска данной модели 1890.
Жажда первобытности
Орудия труда, безусловно, влияющий фактор на культуру доисторической эпохи. Топор, бумеранг и металлические дощечки являются прямым ассоциативным фактором, переселяющим сознание в экоэпоху, где не было синтетических запахов и звуков, экология была не модной тенденцией, а образом жизни, и ноги человека были такими сильными, а тело мускулистым, что не было потребности в автомобилях. Согласно аналитическим исследованиям мирового тренда агентства WGSN – ключевая тенденция потребительского поведения, спрогнозированная на 2015 г. – это Первобытная Несовершенная Красота. Жажда первобытности в современном обществе, живущем у экранов, настолько остра, что эта тенденция проникает во не только в одежду, но и все области дизайна. Один из ярких коммерческих примеров демонстрирует интеграцию первобытного стиля в экосистему дизайна не только одежды. Похожие тенденции можно наблюдать и в музыке, и в фотографии, и в архитектуре.
Дизайнер из Бухареста Dragos Motica в 2014 г. разработал уникальную модель светильника, которая позволяет самостоятельно создать дизайн при помощи минимальных усилий и камня. В буквальном смысле - небольшой камень входит в комплект вместе с самой лампой и соединительными электрическими кабелями. Абажур «Slash Lamp» представляет собой тонкостенный бетонный цилиндр-плафон с металлической проволочной сеткой внутри, достаточно хрупкий, чтобы его можно было разбить самостоятельно самым причудливым образом, придав светильнику неповторимые очертания.
Социальная дифференциация одежды
Так же уходит корнями в позднюю первобытную среду. Постепенно, по мере развития профессиональной дифференциации одежды, и по мере развития общества одежда начала дифференцироваться по семейному положению, а также по кэжуальному принципу: возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная одежда… Одежда стала отражать этнические особенности – родовые, племенные, а в дальнейшем и социальные ступени внутри межэтнических групп.
Можно сказать, что обращение общества к первобытному стилю напрямую связано с развитием инновационного процесса. Первобытный стиль – самый чистый, внятный и понятный с точки зрения гендерной ясности и  экологичности. Выше мы рассмотрели достаточно константные и общие визуальные коды первобытного стиля, которые достаточно часто используются потребителем.
Таким образом, на сегодняшний день мы можем констатировать, что стилистика в динамике трендов отражает глубокие социальные и исторические процессы, происходящие в обществе. Владение навыками анализа этих процессов позволяет оперировать стилями на уровне трендов, разогревая или охлаждая градус социальной активности потребителя. Так, например, актуальность первобытного стиля сигнализирует о потребности общества владеть примитивной ясностью в социальных вопросах гендерных ролей общества, жажду экологического мышления и возвращения к простым человеческим ценностям.
Список литературы
1. Блохина Ирина. Всемирная история костюма, моды и стиля. М.: Харвест, 2009. 400 с.
2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 397 с.
3. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: В. Шевчук, 2009. 344 с.
4. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовил
И.Е. Бабанов. СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж», 2000. 770 с.
5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Том 1. СПб.: Лита, 1998. 672 с.
6. Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль. М.: Художественная
литература, 1980. 514 с.
7. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. M.: OOO «РАО Говорящая Книга», 2010.
655 с.
8. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М.: Литература, 1998. 336 с.
9. Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств / Пер. с немецкого. М.:
Сварог и К, 2000. 217 с.
10. URL: http://shopogolik-nusy.livejournal.com).
References
Рецензенты:
Соркин М.М. - член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Работа поступила в редакцию: 13.12.2017 г.
УДК 746
ПЕРВОБЫТНЫЙ СТИЛЬ: ЖАЖДА ЯСНОСТИ И ПРОСТОТЫ
Сысоев Сергей Викторович
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент, руководитель профиля «Дизайн костюма», член Ассоциации Высокой Моды и прет-а-порте России, член Международной Ассоциации «Союз дизайнеров», лауреат премий Fashion TV, +7-916-620-29-93.
Версий происхождения одежды существует достаточно много. Они рассматриваются исключительно как основа дизайнерского вдохновения, трансформируемого в первобытный стиль. Первобытный стиль актуален вне времени и перманентно будоражит дизайнерское сознание, апеллируя к экологичности мышления, визуальной брутальности и прозрачной ясности гендерных ролей в обществе.
Главный вывод: стилистика в динамике трендов отражает глубокие социальные и исторические процессы, происходящие в обществе. Владение навыками анализа этих процессов позволяет оперировать стилями на уровне трендов, разогревая или охлаждая градус социальной активности потребителя.
Ключевые слова: микростили; инвестиции; тренды; тенденции; гендерные роли; принты; идентификация; аксессуары; экологичность.
PRIMITIVE STYLE: THIRST FOR CLARITY AND SIMPLICITY
Sysoev Sergey Viktorovich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Associate Professor, head of the profile "costume design", a member of the Association of Haute Couture and prêt-à-Porter of Russia, Member of International Association «Union of designers ", winner Fashion TV Awards, sergeysysoev@mail.ru, +7-916-620-29-93.
Versions of the origin of clothing there is quite a lot. They are considered exclusively as the basis of design inspiration, transformed into a primitive style. Primitive style is relevant at all times. It excites the designer consciousness. He refers to the ecological thinking, visual brutality and transparent clarity of gender roles in society.
The main conclusion: the style in the dynamics of trends reflects the deep social and historical processes taking place in society. Knowledge of the skills of analysis of these processes allows you to operate styles at the level of trends, warming up or cooling the degree of social activity of the consumer.
Keywords: mikrostili; investment trends; trends; gender roles; prints; identification; accessories; eco-friendliness.
Библейская версия происхождения одежды. Когда женщина была женщиной. Из этой версии вытекает целый ряд микростилей.
Бельевой микростиль
Принцип фрагментарной скрытости или открытости тела является константой модной индустрии и индикатором социальной и гендерной активности [3, 8]. Корни этого принципа адресуют нас в библейскую историю, знакомую всем с детства.
Книга Бытия Ветхого Завета повествует нам о том, что первая одежда возникла после грехопадения Адама и Евы, которые познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и  узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, ст. 7).
В 1994 г. в Париже Вивьен Вествуд выводит на подиум Карлу Бруни в меховых бикини. Первобытная фактура меха ассоциативно уводит сознание потребителя в палеолитную эпоху, когда охота была основным промыслом населения. Такая ассоциация, безусловно, шокирует: ведь 1990–е гг. для Европы - это время активной экспансии, когда 80% посвящено работе и наращиванию капитала. Дизайнер напоминает о первоначальных, практически первобытных ценностях общества – семье, природе и любви. Этот прием вписан в историю мировой моды.
1998 г. Солистка группы «No Doubt» Гвен Стефани задает модную тенденцию, окрашивая волосы в ярко-голубой цвет, сочетающийся с меховым бюстгальтером в тон волосам. Такая телесная открытость возводиться в тренд на пороге двухтысячных. Этому способствует образ жизни социума, в который активно интегрируется наличие посещения спортклуба в плотном жизненном графике. Ключевой принцип образа жизни – инвестиции должны демонстрироваться. Инвестиции в спортивный образ жизни подкреплены демонстрацией проработанных участков тела. Это становится массовым активным трендом. Кроме того, в жизнь активно интегрируются социальные сети, которые позволяют демонстрировать образ жизни селебрити, в котором присутствует спорт, фастфуд и домашняя одежда.
Развитие бельевого тренда на рубеже второго тысячелетия движется от демонстрации того, что должно быть скрытым - (ключевой принцип 1990-х гг.), до кокетства с тем, что должно быть открыто - ключевой принцип второго десятилетия ХХI века. Заигрывание с чувством стыда – макротенд 2010-х гг. Дизайнерское решение - бюстгальтеры поверх рубашек, водолазок, футболок и даже пальто. Белье напоказ. Парадокс двухтысячных: используя этот ход, дизайнеры скорее одевают женщину, чем раздевают.
PRADA spring/summer 2014. Модели дефилируют по подиуму в бра поверх пальто и платьев. Общество снова переосмысливает первичные гендерные роли, когда Женщина есть Женщина, а Мужчина – Мужчина. Прием срабатывает. Общество готово это носить, о чем свидетельствуют и фото в социальных сетях и комментарии в блогах: «В бра для верхней одежды что-то есть! И уже сейчас это что-то хочется попробовать одеть... Где вот только его взять… Впрочем, вполне может подойти лиф от костюма для танцев живота» [10].
Ноябрь 2012 г. Модный дом Maison Martin Margiela выпускает боди телесного цвета с черным принтом, имитирующим бюстгальтер. Эта позиция была выпущена в коллаборации с массовым брендом H&M. Боди можно было купить в магазинах H&M по всему миру. Покупательницы выстраивались в очередь перед магазинами еще за ночь до появления коллекции. Коллекция была раскуплена за несколько часов с момента старта продаж. Телесный цвет боди имитирует нюд. Человеческому глазу требуется дополнительное усилие, чтобы понять, бра в этом случае – это принт, а не белье. Ирония дизайнера адресована к нудистским чувствам.
Весна-лето 2016 г. Этот прием становится уже активным трендом согласно аналитике L`Officiel (№150. Апрель 2015). Он активно используется дизайнерами в коллекциях, представленных на подиумах J.W. Anderson, Dries Van Noten, Tod`s by Алессандра Факкинетти (см. фото).
Библейская версия возникновения одежды из чувства стыда прорабатывается не только через бельевой стиль. Демонстрация открытых фрагментов тела так же уходит корнями в первобытные времена, когда исторически одежда лишь частично прикрывала голое тело [1].
В разные периоды на первый план выходят разные детали женского тела: плечи, ноги, пресс живота, лодыжки, спина. Активные части тела в трендах зависят от образа жизни, влияющего на возникновение трендов. Например, мода, открывающая ноги в 1960-е годы. И вернувшийся из 1960-х гг. тренд в коллекциях Moschino, Prada, Dolce Gabanna spring/summer 2013.
Флоральный микростиль
Библейская тема стыда в моде представлена так же и во флоральном стиле: принты, фактуры, аппликации, вышивки с цветами отсылают ассоциативно к Эдемскому саду [5].
Любое изделие с изображением цветов имеет подтекст обнаженной фигуры из цветника Эдема. Этот постулат объясняет перманентную актуальностьфлоральных трендов. Начиная с того момента, когда человечество начало наносить рисунок на ткань. И кстати, первый рисунок, безусловно, был связан с растительностью [9].
Магическая версия происхождения одежды. Аксессуары и тату
Согласно магической версии первой одеждой были… татуировки и амулеты, а также раскраска на обнаженном человеческом теле. Именно набор этих украшений защищал от угрозы извне и индейцев Огненной Земли, и обитателей древних северных поселений, и жителей первобытных южных племен. Считалась, что магическая сила, присущая изделиям, сделанным руками человека, придает силу и смелость, способствует удаче и защищает от врага [4].
В принципе, с древних времен мало что изменилось. И по сей день тренды на тату и амулеты – это не просто мода, но также и попытка социума сделать себя могущественнее и влиятельнее, контролировать собственную жизнь и усиливать развитие собственных слабых черт, визуализируя их в образ.
Микростиль тату
К каким только технологиям не прибегают дизайнеры сегодня, чтобы создать имитацию татуировок: флэштату, роспись по телу, перенесенный узор тату на сетку, использование сплавов для создания ажура татуировки… Впрочем, переносить узор татуировки на ткань научился еще древний человек. Например, клетка-шотландка – это не что иное, как разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов.
За цель оградить себя от нежелательных воздействий были ответственны амулеты. На протяжении всей истории человечество старалось создать собственными руками артефакт, а затем наделить его могуществом. Этот прием лежит в основе почти всех религий. Найденные артефакты эпохи палеолита демонстрируют нам древнюю одежду, расшитую бусами из кости мамонта - до 10 тысяч штук бусин!
Ученые предполагают, что первобытное декорирование одежды служило частью ритуалов «охотничьей магии» и должно было, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Также археологи, проанализировав найденные артефакты, установили, что значительная часть из них сделана руками женщин.
Первобытный человек, овладев искусством создания бусин и адаптации их к одежде, не просто задал вектор развития ремесленных искусств, но заложил основание luxury индустрии.
Микростиль Artizan
Эпоха романтизма – первая половина ХIХ в. подарила миру моду на расшитые бисером аксессуары для мужчин. Образцы вышивки гарусом на мужских аксессуарах - очечниках, записных книжках, бумажниках, кисетах - печатали в домашних журналах [2]. Этот прием автоматически возводил аксессуар в фетиш мужской романтики и демонстрировал отменный вкус обладателя.
Чуть меньше, чем через век в 1929 г. на мир обрушится Великая депрессия. Многие состоятельные люди потеряют свое состояние. Представители среднего класса с целью экономии начнут шить. И вспомнят об универсальном способе декорирования одежды, повышающем ее стоимость – вышивке бисером. В моду войдут сумки, расшитые бисером – универсальный аксессуар, сочетающийся с разными платьями [7].
Еще чуть меньше, чем через сто лет дизайнеры будут вдохновляться историей первобытного декорирования и трансформировать ее в новые тренды. Это всколыхнет новую вспышку интереса к ручному труду, что характерно для экономических кризисов и напомнит обществу о первобытных примитивных ценностях.
Микростиль – наскальная живопись
Еще один подстиль первобытного стиля, связанный с магической версией происхождения, уносит нашу фантазию в эпоху палеолита, когда люди жили сообществами, пользовались каменными орудиями труда или выполненными из кости, кожи и дерева. Однако жажда визуализации добычи, или придания добытчикам дополнительных черт характера, изображаемого животного наглядно представлена в технике пещерной живописи. Зоркие орлы, быстрые львы, бизоны, олени, лошади – вот главные герои декораторов раннего палеолита [6]. Монохромная и полихромная, созданная минеральными красителями, наскальная живопись изображала раненных, с торчащими из них стрелами, животных, что стало также константой fashion индустрии.
Приоритет выбора животного зависит от разных обстоятельств. Это может быть связано с выходом культового фильма с ярким героем. Так, например, тренд СОВА связан с популярностью выхода фильмов про Гарри Поттера, что отображено в дизайнерских коллекциях 2012-2014 гг. Или с адресацией к определенной актуальной эпохе (как, например, тренд ФЛАМИНГО в 2013-2014 годы, когда 1960-е годы жили в коллекциях домов моды – трендсеттерах .
Функциональная версия происхождения одежды. Защита от холода
В памятниках позднего палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды были растительные волокна (листья, трава, древесная кора) и  шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Надевание на себя шкуру через прорезь для головы – так родилась плечевая одежда – впоследствии из нее возникли нарамник, тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. Накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка, которая стала прототипом плаща.
Обматывание меха вокруг торса, прикрепление к поясу давало хорошее укрытие для таза и ног. Так родилась поясная одежда (передник, юбка, штаны).
В последствии человек стал усложнять одежду и на ней стали появляться различные крепежные элементы и дополнения. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных. Так появилась первая возможность социальной и профессиональной идентификации человека по одежде.
Одежда как средство древней профессиональной идентификации
Все люди в первобытную эпоху были либо охотниками, либо собирателями. Например, охотника легко было вычислить по использованию шкур и перьев в одежде. Рыболова легко было узнать по рыбьей коже, и даже по использованию внутренностей морских животных.
В эпоху неолита появились кочевые скотоводы. Они носили широкие штаны и халаты. К этому времени человек разумный уже освоил технологию прядения и ткачества, используя волокна дикорастущих растений (льна, конопли, хлопка).
Использование моржового клыка в классическом дафлкоте – модели полупальто из верблюжье шерсти, используемой британским военно-морским флотом, своими корнями уходит именно в первобытные тренды, несмотря на то, что первый год выпуска данной модели 1890.
Жажда первобытности
Орудия труда, безусловно, влияющий фактор на культуру доисторической эпохи. Топор, бумеранг и металлические дощечки являются прямым ассоциативным фактором, переселяющим сознание в экоэпоху, где не было синтетических запахов и звуков, экология была не модной тенденцией, а образом жизни, и ноги человека были такими сильными, а тело мускулистым, что не было потребности в автомобилях. Согласно аналитическим исследованиям мирового тренда агентства WGSN – ключевая тенденция потребительского поведения, спрогнозированная на 2015 г. – это Первобытная Несовершенная Красота. Жажда первобытности в современном обществе, живущем у экранов, настолько остра, что эта тенденция проникает во не только в одежду, но и все области дизайна. Один из ярких коммерческих примеров демонстрирует интеграцию первобытного стиля в экосистему дизайна не только одежды. Похожие тенденции можно наблюдать и в музыке, и в фотографии, и в архитектуре.
Дизайнер из Бухареста Dragos Motica в 2014 г. разработал уникальную модель светильника, которая позволяет самостоятельно создать дизайн при помощи минимальных усилий и камня. В буквальном смысле - небольшой камень входит в комплект вместе с самой лампой и соединительными электрическими кабелями. Абажур «Slash Lamp» представляет собой тонкостенный бетонный цилиндр-плафон с металлической проволочной сеткой внутри, достаточно хрупкий, чтобы его можно было разбить самостоятельно самым причудливым образом, придав светильнику неповторимые очертания.
Социальная дифференциация одежды
Так же уходит корнями в позднюю первобытную среду. Постепенно, по мере развития профессиональной дифференциации одежды, и по мере развития общества одежда начала дифференцироваться по семейному положению, а также по кэжуальному принципу: возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная одежда… Одежда стала отражать этнические особенности – родовые, племенные, а в дальнейшем и социальные ступени внутри межэтнических групп.
Можно сказать, что обращение общества к первобытному стилю напрямую связано с развитием инновационного процесса. Первобытный стиль – самый чистый, внятный и понятный с точки зрения гендерной ясности и  экологичности. Выше мы рассмотрели достаточно константные и общие визуальные коды первобытного стиля, которые достаточно часто используются потребителем.
Таким образом, на сегодняшний день мы можем констатировать, что стилистика в динамике трендов отражает глубокие социальные и исторические процессы, происходящие в обществе. Владение навыками анализа этих процессов позволяет оперировать стилями на уровне трендов, разогревая или охлаждая градус социальной активности потребителя. Так, например, актуальность первобытного стиля сигнализирует о потребности общества владеть примитивной ясностью в социальных вопросах гендерных ролей общества, жажду экологического мышления и возвращения к простым человеческим ценностям.
Список литературы
1. Блохина Ирина. Всемирная история костюма, моды и стиля. М.: Харвест, 2009. 400 с.
2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 397 с.
3. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: В. Шевчук, 2009. 344 с.
4. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовил
И.Е. Бабанов. СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж», 2000. 770 с.
5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Том 1. СПб.: Лита, 1998. 672 с.
6. Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль. М.: Художественная
литература, 1980. 514 с.
7. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. M.: OOO «РАО Говорящая Книга», 2010.
655 с.
8. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М.: Литература, 1998. 336 с.
9. Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств / Пер. с немецкого. М.:
Сварог и К, 2000. 217 с.
10. URL: http://shopogolik-nusy.livejournal.com).
References
- Blokhina Irina. Vsemirnaya istoriya kostyuma, mody i stilya. M.: Kharvest, 2009. 400 p.
- Vanslov V.V. Estetika romantizma. M.: Iskusstvo, 1966. 397 p.
- Velflin G. Osnovnye ponyatiya istorii iskusstv. M.: V. Shevchuk, 2009. 344 p.
- Vinkelman I.I. Istoriya iskusstva drevnosti. Malye sochineniya / Izd. podgotovil I.E. Babanov. SPb.: Aleteyya, Gosudarstvennyy Ermitazh», 2000. 770 p.
- Vlasov V.G. Stili v iskusstve. Slovar. Tom 1. SPb.: Lita, 1998. 672 p.
- Gete I.V. Prostoe podrazhanie prirode, manera, stil. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1980. 514 p.
- Ioffe I.I. Sinteticheskaya istoriya iskusstv. M.: OOO «RAO Govoryaschaya Kniga», 2010. 655 p.
- Komissarzhevskiy F.F. Istoriya kostyuma. M.: Literatura, 1998. 336 p.
- Kon-Viner E. Istoriya stiley izobrazitelnykh iskusstv / Per. s nemetskogo. M.: Svarog i K, 2000. 217 p.
- URL: http://shopogolik-nusy.livejournal.com).
Рецензенты:
Соркин М.М. - член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Работа поступила в редакцию: 13.12.2017 г.