Шамшина Л.М. Метод проекта как технология интерактивного обучения студентов по направлению «Дизайн костюма»

Образец ссылки на эту статью: Шамшина Л.М. Метод проекта как технология интерактивного обучения студентов по направлению «Дизайн костюма» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 14.


УДК 687.1


МЕТОД ПРОЕКТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН КОСТЮМА»


Шамшина Любовь Михайловна


АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент   кафедры «Дизайн костюма», luba-sha79@yandex.ru, +7-903-584-88-04.


 Автор раскрывает актуальное понимание метода проекта на интерактивных занятиях по дисциплинам «Проектирование» и «Выполнение проекта в материале» по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Дизайн костюма», квалификация:  бакалавр. Он дает свое видение применения данной технологии в обучении студентов, подтвержденное опытом преподавания в вузе.


Ключевые слова: метод проекта; интерактивное обучение; методические инновации; проектирование; выполнение проекта в материале; дизайн костюма; практический опыт; профессиональная деятельность.


 METHOD OF PROJECT AS TECHNOLOGY OFINTERACTIVE EDUCATING OF STUDENTS TO DIRECTION «DESIGN of SUIT»


Shamshina Lyubov Mikhaylovna


Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9, p. 1), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, luba-sha79@yandex.ru, +7-903-584-88-04.


An author exposes the actual understanding of method of project on interactive employments on disciplines «Planning» and «Implementation of project in material» to direction of preparation 54.03.01 «Design», a type is «Design of suit», qualification:  bachelor. An author gives the vision of application of this technology in teaching of students, confirmed teaching experience in the institute of higher.


Keywords: method of project, interactive teaching, methodical innovations, planning, implementation of project in material, design of suit, practical experience, professional activity.


Внедрение интерактивных форм обучения сегодня становится одним из важнейших путей совершенствования подготовки бакалавров по направлению 54.03.01«Дизайн», профиль «Дизайн костюма» в Институте бизнеса и дизайна [2, с. 66-67]. Замечено, что студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучили посредством активного вовлечения в учебный процесс. Интерактивное обучение дает возможность погружать учащихся в реальную атмосферу профессионального сотрудничества: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются собранной информацией, совместно решают проблемы, корректируют актуальную ситуацию, дают оценку общим действиям. Исходя из этого, основные методические инновации в образовании связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения [3].


Также подчеркнем, что проектная деятельность является важным инструментом для построения деловых и научных коммуникаций [2, с. 11-15]. Одна из целей интерактивных занятий на дисциплинах «Проектирование» и «Выполнение проекта в материале» состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых будущий дизайнер уже сейчас чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Отсюда чрезвычайно важно показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности. Для этого выбирается проблема, значимая для них, взятая из реальной жизни, для решения которой необходимо приложить полученные знания. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает черты проектного метода обучения.


Ярким примером интерактивных занятий на кафедре является технология группового проектного обучения, которая реализуется не только во время плановых занятий, но и стимулирует самостоятельную работу студентов и взаимодействие участников проекта. Метод проекта как интерактивное обучение ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Такой метод всегда предполагает решение определенной проблемы, а результаты выполненных проектов должны быть практическими, готовыми к использованию на дизайнерских выставках, конкурсах или показах.


Проектная деятельность, организованная подобным образом, имеет множество преимуществ: практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают; высокий уровень взаимодействия; эмоциональное, духовное единение участников. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми [6].


Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности студентов и стимулируют их к исследовательской работе. Метод проекта как интерактивная технология обучения выстраивается преподавателем по следующему плану [5]:




  1. Определение целей и задач проекта.
  2. Ретроспектива существующих объектов.
  3. Обозначение требований к объекту проектирования.
  4. Разработка первоначальных идей.
  5. Анализ идей.
  6. Выбор одной, главной идеи.
  7. Планирование выполнения объекта.
  8. Изготовление объекта в материале.
  9. Презентация объекта.
  10. Вывод (рефлексия).

В качестве практического опыта подобного рода обучения в Институте бизнеса и дизайна можно рассмотреть проект, созданный студентами кафедры «Дизайн костюма» в 2015 г. к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне и посвященный такой величайшей реликвии военных лет, как фронтовые письма.


Прежде всего, были определены цели и задачи работы - создание объёмной формы условной модели из набора плоско сложенных деталей-треугольников различных  размеров.   Перед  началом  проектных  работ студенты, объединившись парами, выбрали свою тематику, связанную с символами Великой Отечественной войны. Так появились пять тем: «Птицы войны», «Женщины на войне», «Жизнь после смерти», «Цветы войны», «Награды».  В ходе выполнения этого проекта на занятиях отмечалась творческая активность учащихся, увлеченность работой, оригинальность предлагаемых идей.


Реализация метода проекта как технологии на практике ведет и к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых решений он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности группы. Педагог теперь не даёт готовых знаний, а побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию консультанта, помощника в работе.


Презентация проекта «Письма войны» (2015) прошла на выставке, посвященной 70-летию Победы. Студенты испытывали гордость за свои успехи, чувствовали себя  полноправными участниками этого процесса, их новый опыт служил основным источником учебного познания.


Практическое выполнение такого рода работ в рамках освоения дисциплин «Проектирование» и «Выполнение в материале» является исходной базой формирования профессиональных навыков образно-пространственного мышления студентов; помогает им овладеть тонким композиционно-образующим чувством гармонии, системной целостностью, художественной выразительностью, пластическим и стилевым единством.


Участники проекта познакомились с особенностями трансформативного формообразования, которое способствует развитию комбинаторного мышления и обогащает палитру креативных поисков и инновационных решений [4]. Следует заметить, что важнейшее условие для положительного результата интерактивного обучения — личный опыт преподавателя в проектном  методе.  Здесь  важна  не  только  хорошо продуманная структура проекта, но и организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных действий, подготовка презентаций полученных результатов для демонстрации, а также организации внешней оценки проекта.


  


В настоящее время необходимо вести подготовку специалистов по дизайну костюма на основе единства базового образования и инновационных технологий обучения. Практический опыт и анализ основных направлений и проблем в дизайн-образовании убеждает нас в том, что метод проекта дает возможность целенаправленного формирование профессиональных компетенций и творческого потенциала студентов.


Список литературы




  1. Ильченко С.В., Кивит Е.Я., Оришев А.Б. Деловые и научные коммуникации. М.: ООО «Самполиграфист», 2014. 142 с.
  2. Оришев А.Б. B&D: Бизнес-образование в негосударственных вузах России. [Б.м.]: Издательские решения, 2017. 198 с.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
  4. Петушкова Г.И. Трансформативное формообразование в дизайне костюма: Дизайн костюма: Теоретические и экспериментальные основы. М.: Ленанд, 2015. 464 с.
  5. Полат Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2.  / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. Минск: РИВШ БГУ, 2003. С. 39-47.
  6. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.

References




  1. Il'chenko S.V., Kivit E.YA., Orishev A.B. Delovye i nauchnye kommunikatsii. M.: OOO «Sampoligrafist», 2014. 142 p.
  2. Orishev A.B. B&D: Biznes-obrazovanie v negosudarstvennykh vuzakh Rossii. [B.m.]: Izdatel'skie resheniya, 2017. 198 p.
  3. Panfilova A.P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Aktivnoe obuchenie: uchebnoe posobie / A.P. Panfilova. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2009. 192 p.
  4. Petushkova G.I. Transformativnoe formoobrazovanie v dizayne kostyuma: Dizayn kostyuma: Teoreticheskie i eksperimental'nye osnovy. M.: Lenand, 2015. 464 p.
  5. Polat E.S. Metod proektov / E.S. Polat // Metod proektov. Seriya «Sovremennye tekhnologii universitetskogo obrazovaniya». Vyp. 2.  / Belorusskiy gosudarstvennyy universitet. TSentr problem razvitiya obrazovaniya. Respublikanskiy institut vysshey shkoly BGU. Minsk: RIVSH BGU, 2003. p. 39-47.
  6. Stupina S.B. Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vysshey shkole: uchebno-metodicheskoe posobie / S.B. Stupina. Saratov: Izdatel'skiy tsentr «Nauka», 2009. 52 p.

Рецензенты:


Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»


Соркин М.М. -  член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»


Работа поступила в редакцию: 14.11.2017 г.