Андреева В.В. Методы взаимодействия теоретических и практических дисциплин при разработке проектов в области дизайна одежды

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Образец ссылки  на  эту  статью:  Андреева В.В. Методы взаимодействия теоретических и практических дисциплин при разработке проектов в области дизайна одежды // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 12.


УДК 746


МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ


Андреева Варвара Владимировна


АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9),  доцент   кафедры  «Дизайн  костюма


Особенно важным моментом при  подготовке дизайнера одежды является комплексный подход к образовательному процессу, с акцентом на междисциплинарные связи преподаваемых дисциплин. В данной статье предлагается проследить и понять, как теоретическая дисциплина «История искусств» влияет на практическую разработку авторских коллекций одежды на дисциплинах «Проектирование» и «Выполнение проекта в материале».
Автор рассматривает принципы и методы использования междисциплинарных связей теоретических и практических дисциплин в процессе обучения  бакалавров  по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Дизайн костюма».


 Ключевые слова: междисциплинарные связи; художественное произведение; ассоциативное мышление; современные технологии; теоретические знания; проектирование; коллекции современной одежды; авторский декор.


METHODS OF INTERACTION BETWEEN THEORETICAL AND PRACTICAL DISCIPLINES IN THE DEVELOPMENT OF PROJECTS IN THE FIELD OF FASHION DESIGN


Andreeva Varvara Vladimirovna


Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Assistant Professor of costume desig.


A particularly important point in the preparation of the fashion designer is a comprehensive approach to the educational process, with an emphasis on interdisciplinary connections taught disciplines. In this article it is proposed to trace and understand how the theoretical discipline "History of arts" affects the practical development of author's clothing collections in the disciplines "Design" and "Project implementation in the material".


The author examines the principles and methods of use of interdisciplinary links theoretical and practical disciplines in the process of teaching Bachelors to direction of preparation of 54.03.01 design profile «costume design».


 Keywords: interdisciplinary communication; artwork; associative thinking; advanced technology; theoretical knowledge; design; modern clothing collections; architectural décor.


В настоящее время в мире происходят мощнейшие процессы глобализации, которые оказывают существенное влияние на все стороны жизни общества и отдельного человека.  Возникла необходимость в поиске   новых подходов к образовательному процессу, чтобы получить конкурентоспособных специалистов мирового уровня [5, с. 619]. Повсеместно разрабатываются новые технологии, которые требуют нового взгляда на дизайн – проектирование. Современному специалисту, чтобы научиться мыслить дизайнерскими категориями быстро и продуктивно, необходимо прибегать к методам, которые помогут находить новые идеи, когда это необходимо.  Для решения этих сложных задач  на помощь приходит преподавательское творчество, нацеленное на оригинальное решение  учебных задач и  разработку творческих проектов [4].


Студентам старшего курса, которые в течение двух лет изучали  дисциплину «История искусств», по ее завершении был предложен  проект «Репродукция».  Задачей данного проекта стало применение теоретических знаний  в конкретной проектной разработке. Это позволило привнести в учебный процесс «свежую струю» и дать возможность студенту, основываясь на знании теории, раскрыть в себе новые возможности творчества и расширить свои перспективы. Группе студентов было предложено  разработать авторские коллекции одежды, которые бы явились своего рода репродукциями произведений мастеров живописи и графики, при этом выражали свои личные концепции. Главным принципом проекта  было выбрать художественное произведение из курса «История искусств» и предложить именно свою проектную разработку, при этом уйти от прямого  цитирования произведения.


Для достижения этой цели был разработан комплекс заданий, позволяющих  студентам работать с источником  в несколько этапов, что дает возможность его воспринимать с разных точек зрения и помогает избегать  прямых  цитат.


Дизайнеры - законодатели моды часто черпают вдохновение для своих коллекций, обращаясь к произведениям изобразительного искусства. Знаменитые модельеры часто переносят творческую идею и колористическое решение картин в свои коллекции одежды. Образы, созданные художниками на полотнах, несут в себе особый смысл для дизайнера. Живопись и графика могут подтолкнуть к попытке воссоздания в реальности интерпретированного образа, новых форм, цветовых соотношений.


Целью данной разработки  было  проектирование современной модной коллекции  одежды, подтверждающей взаимовыгодное существование изобразительного искусства и моды. Основными задачами выполнения  проекта стали: изучение и анализ актуальных стилевых направлений и творческого источника, в  процессе  этого синтеза проектирование коллекции одежды, отвечающей современным потребительским требованиям.


На начальном этапе работы над проектом «Репродукция» была поставлена задача выбора художественного произведения.  Обязательным условием было обоснование выбора и подробный анализ источника. При этом требовалось осуществить следующие действия:




  • подобрать высокого качества репродукцию произведения;
  • исследовать пластические особенности данного произведения (линия, пятно, форма);
  • определить характер колористического решения и на этой основе сделать раскладку общей цветовой гаммы;
  • изучить используемые фактуры.

        Параллельно с анализом и определением цветовой гаммы произведения, необходимо было выяснить новые модные тренды в цвете и фактурах материалов. Далее следовало сделать отбор приоритетных цветовых сочетаний, которые отражают основной колорит картины и соответствуют модным тенденциям. Также необходимо сделать выборку аналогов современных материалов и принципов их обработок, подобных фактурам, использованных в произведении – источнике.


На основе произведенного анализа было предложено использовать метод ассоциативного мышления. Этот метод заключается в установлении ассоциативных связей между источником и личностным восприятием конкретного студента. Например, при разборе картины Яна ван Эйка «Человек в красном тюрбане» (1433), студентом была проведена параллель между морщинами на лице и структурой дерева [1], глиной, и фактурой сухой земли [3]. Это было использовано при выборе фактуры материалов с эффектами плетения, наслоения, кружева. Также была проанализирована форма самого тюрбана с применением компьютерных технологий. Для этого были вычленены необходимые фрагменты и обработаны в компьютерной программе с помощью фильтров. Все это позволило студенту увидеть и воспринять форму тюрбана совершенно другим образом. В итоге студент смог найти много разных вариантов формообразования моделей коллекции (рисунок 1).


Другой студент, при анализе картины Сальвадора Дали «Странности» (1935) выявил ассоциативную связь между прототипом знаменитого дивана в форме губ Мэй Вест и необычного кресла-цветка от современного дизайнера Кеннета Кобонпю [2]. Именно эта ассоциация легла в основу формообразования коллекции одежды, воплотившись в прием авторской стежки, который дал возможность эксперимента с формой (рисунок 2).


Еще один студент, работавший с графикой «Мелодия» современного немецкого иллюстратора Олафа Хайека, открыл для себя ассоциацию фрагментов графического произведения с бокалами из цветного стекла и леденцами. Впоследствии это выразилось в геометрическом декоре одежды из яркого листового пластика (рисунок 3).


Данный метод ассоциативный связей помогает студенту посмотреть на источник с разных точек зрения и предложить новое, подчас очень неожиданное прочтение известной темы.


Следующим этапом был поиск формообразующих принципов   одежды.   Их   также   следовало   найти    в    художественном произведении путем переложения пластической структуры на методы формообразования    в   одежде    с   учетом   использования    современных технологий.  При этом студентам необходимо предложить несколько разных вариантов получения нужной пластической формы.


Можно привести пример работы студента над формообразованием нарядной коллекции женской одежды, творческим источником которого явилась гравюра  М.К. Эшера «Тетраэдрический Планетоид» (1954). Так форма тетраэдра [6] натолкнула студента на идею создания жестких, ниспадающих, структурированных объемных воланов различной формы и длины, комбинацию прозрачных тканей с более плотными, что дает легкую конструкцию, пронизанную светом и цветом. Был найден новый принцип декора, который ощущается не орнаментом, а фактурой, которая насыщена объемными дополнениями и увеличивает общую массу изделий и одновременно придает изделию легкость, пластичность и зрительно уменьшает объем. Также возникла идея сравнить многоступенчатую пластическую организацию тетраэдра с фактурой меха.


«Современный» мех может быть выражен пластиковыми трубочками, что придает легкость, воздушность и объемность, а играя с цветом и длиной трубочек,  можно достичь необходимого визуального результата. Следствием такого мышления возникла идея использования пластиковых трубочек для коктейля в качестве формообразующей фактуры коллекции (рисунок 4).


Исследование манеры письма художника в произведении и поиск аналогов в приемах декорирования текстильных изделий, является еще одним методом, позволяющим найти новое использование фактуры. Показательным примером работы этого метода может служить разработка студентом платьев для коктейля на основе картины М.А. Врубеля «Сирень» (1900).  Таинственность произведения, в котором сказочное рождается из фактурной общей живописной гаммы. Кристаллические, пастозные мазки в изображении цветущей сирени [3] вызвали у студента аналогию с объемной вышивкой  шерстяными нитями на полупрозрачных тканях. Сочетание  невесомых  объемов   с  глубиной  вышивки  шерстяными нитями по тонкой сетке дает получение 3D эффекта в одежде (рис. 5).


Мода и искусство во все времена были тесно переплетены. Искусство оказывает большое влияние на эстетическую культуру эпохи, вкусы людей, развивает их чувство прекрасного.


Дизайнер одежды, как творческая личность, должен обладать определенными взглядами на гармонию вещей, красоту их пластики, на место творческой интуиции в различных сферах деятельности, отношением к духовному наследию, социальным и эстетическим ценностям. Поэтому так важно изучение мирового наследия, но в комплексе с внедрением современных мировых тенденций и технологий.


Данная методика позволяет дать возможность студентам работать комплексно -  изучить источник мировой культуры и проанализировать его с учетом  возможностей современного дизайн - проектирования. Такой подход позволяет мотивировать молодое поколение дизайнеров опираться на художественные традиции, которые обязан знать каждый.


В итоге работы над проектом «Репродукция» студенты выполнили проектные разработки авторских коллекций одежды на основе произведений изобразительного искусства. Коллекции были воплощены в материале и впоследствии представлены на конкурсах молодых дизайнеров: «Адмиралтейская игла» (Санкт-Петербург, 2014 г.) и «Международная ассамблея моды» (Москва, 2014 г.).


Список литературы




  1. Борхерт Тилль-Хольгер. Ван Эйк / Редактор: Т. И. Хлебнова. М.: Арт-родник, 2009. 96 c.
  2. Дешарн Робер, Нере  Жиль. Сальвадор Дали. 1904-1989. Живопись.  В 2-х томах. М.:  Арт-родник, 2009. 400 c.
  3. Ефремова Л. Врубель. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 127 c.
  4. Инновационные информационные технологии: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.У. Увайсова.   М.: МИЭМ, 2012.
  5. Панарин А.С. Глобализация как вызов жизненному миру // Вестник Российской Академии наук. 2004. Т. 74. № 7. С. 619.
  6. Эшер Мауриц. Графика / Переводчик: Ильф Александра. М.:  Арт-родник, 2009. 78 с.

References 




  1. Borkhert Till-Kholger. Van Eyk / Redaktor: T. I. Khlebnova. M.: Art-rodnik, 2009. 96 p.
  2. Desharn Rober, Nere  Zhil. Salvador Dali. 1904-1989. Zhivopis. V 2-kh tomakh. M.:  Art-rodnik, 2009. 400 p.
  3. Efremova L. Vrubel. M.: OLMA-PRESS, 2005. 127 p.
  4. Innovatsionnye informatsionnye tekhnologii: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Pod red. S.U. Uvaysova.   M.: MIEM, 2012.
  5. Panarin A.S. Globalizatsiya kak vyzov zhiznennomu miru - Vestnik Rossiyskoy Akademii nauk. 2004. T. 74. no 7. 619 p.
  6. Esher Maurits. Grafika / Perevodchik: Ilf Aleksandra. M.:  Art-rodnik, 2009. 78 p.

Рецензенты:


Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»


Соркин М.М. -  член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»


Работа поступила в редакцию: 14.11.2017 г.