Воробьева Т.А. Деятельность центра дополнительного образования в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Образец ссылки на эту статью: Воробьева Т.А. Деятельность центра дополнительного образования в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 14.

УДК 377.018.42

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНО ВО «ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА»

Воробьева Татьяна Александровна

АНО ВО «Институт Бизнеса и Дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, дом 9, стр. 1), кандидат технических наук, руководитель Школы искусств и дизайна, +7(495) 684-25-30, designschool@obe.ru.

Система общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования ― расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Точное понимание качеств, свойств и следствий непрерывного образования формирует подходы к разработке концепции построения образовательной системы, которая способна реализовать такую функцию образовательного процесса, как непрерывное образование. Этой актуальной теме и посвящена данная статья.
Ключевые слова: дополнительное образование; непрерывное образование; Институт бизнеса и дизайна.

THE ACTIVITIES OF THE CENTRE OF ADDITIONAL EDUCATION IN ANO "INSTITUTE OF BUSINESS AND DESIGN

Vorobeva Tatyana Aleksandrovna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Candidate of Technical Sciences, Head of the School of Art and Design, +7(495) 684-25-30.

The system of general education provides for individualization, orientation to practical skills and fundamental skills, expansion of the sphere of additional education. The development of the vocational education system implies the expansion of the participation of employers at all stages of the educational process. An accurate understanding of the qualities, properties and consequences of continuous education forms approaches to the development of the concept of building an educational system. It is able to realize such a function of the educational process as continuous education. This article is devoted to this topic.
Keywords: additional education; Continuous education; Institute of Business and Design.

Содержание непрерывного образования ориентировано на опережение развития общества, на развитие профессиональной карьеры, личных навыков, качеств и иной социальной практики. Помимо знаний, умений, навыков в основу входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразование и личностный опыт как компонент содержания образования [1].
Образовательная организация должна понимать, каких специалистов ждут на рынке труда сегодня и какие будут нужны завтра. Необходимо подстраивать систему образования под текущий и перспективный спрос на подготовленные кадры. Это относится не только к системе основного образования, но и к повышению квалификации, переподготовке, а также всем формам дополнительного образования [1].
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [2] в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» реализуются следующие уровни образования:
― высшее образование ― бакалавриат,
― высшее образование ― магистратура,
― дополнительное профессиональное образование,
― дополнительное образование детей и взрослых.
Следуя стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [3], для развития непрерывного образования были включены следующие пункты:
― актуализация программ бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования по профильным направлениям, заявление об уникальности программ;
― усовершенствование профессиональной ориентации преподавателей, в том числе за счет привлечения к педагогической работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать в образовательной сфере и готовые поделиться своим опытом и знаниями;
― разработка новых методик обучения, представление современных форм подачи материала и инновационные подходы к образовательному процессу, тем самым обеспечивая конкурентоспособность обучения.
Была налажена работа над расширением участия представителей бизнеса в формировании и реализации образовательных программ. Включены в состав наблюдательного (попечительского) совета института представителей инновационного бизнеса и предприятий высокоразвитых отраслей экономики, активно внедряющих инновации. Кафедрами налажена работа с предприятиями и организациями, осуществляющих обучение студентов и слушателей, а также организованы производственные лаборатории.
Для достижения стратегической цели Институтом бизнеса и дизайна поставлены и успешно решаются следующие задачи:
― стремление соответствовать глобальным трендам, требованиям международной конкурентоспособности образовательного процесса;
― совершенствование и реализация образовательных программ по направлениям бизнеса и дизайна, соответствующих лучшим мировым практикам;
― разработка и внедрение новых конкурентоспособных образовательных технологий, расширение межпрофильных направлений взаимодействия при разработке проектов;
― постоянное совершенствование образовательной среды для раскрытия творческого потенциала обучающихся;
― оказание консультационных, информационно-аналитических, научно-методических и экспертных услуг организациям, в т.ч. малому бизнесу;
― соответствие требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого члена общества;
― реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования по профилям направлений «Дизайн» и «Менеджмент»;
― подготовка по общеобразовательным общеразвивающим программам для детей и взрослых, профессиональная переподготовка, повышение квалификации кадров в сфере дизайна, маркетинга и менеджмента;
― непрерывное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, творческое содружество обучающихся и преподавателей в процессе образовательной деятельности;
― профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных учреждений и профильных образовательных организаций среднего профессионального образования с целью формирования контингента для обучения по образовательным программам, реализуемым в Институте [4].
Реализация программ дополнительного профессионального образования (далее ― ДПО) и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей и взрослых (далее ― ДООП) Института бизнеса и дизайна осуществляется центром дополнительного образования на основе новейших достижений науки, культуры и техники, с применением современных образовательных технологий и, учитывая потребности конкретного заказчика.
Основными видами обучения дополнительного образования АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» являются:
― тематические семинары, лекции и мастер-классы по актуальным проблемам и направлениям;
― курсы по общеобразовательным общеразвивающим программам для детей и взрослых;
― курсы повышение квалификации, объемом учебных программ свыше 16 академических часов;
― профессиональная переподготовка специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности - по программам свыше 250 академических часов.
За последние шесть лет центром дополнительного образования были разработаны и внедрены:
― ДООП для детей, соответствующие требованиям при поступлении на высшее образование и успешного обучения в институте;
― программы ДПО с использованием модульно-компетентностного подхода, предполагающего переподготовку и повышение квалификации специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации на рынке труда;
― современные ДООП для взрослых (краткосрочные и авторские курсы) с учетом актуальности и потребности развития необходимых навыков, умений и знаний у взрослых.
Ведется серьезная работа по: обеспечению качества подготовки слушателей по программам дополнительного образования; совершенствованию системы дополнительного образования в институте, путем введения в процесс новых технологий, оборудования и методов работы; непрерывному мониторингу качества дополнительного образования в институте и разработке мероприятий по его улучшению.
Управление центром дополнительного образования сопровождается отчетной работой по набору, движению контингента, наглядно демонстрирующей результаты работы Школы искусств и дизайна. На рисунке 1 представлена общая картина периода с 2011-2017 гг., где можно проследить движение общего контингента слушателей в течение учебного года. Графа «Текущие» означает, что эти слушатели продолжают обучение с прошлого учебного года.



Сравнительный анализ показывает ежегодный рост числа слушателей [5]. Однако с февраля 2017 года показатели снизились. Найти причину можно на рисунке 2. Картина набора показывает рост по программам довузовской подготовки – ДООП для детей, ДПО; снижение – по программам ДООП для взрослых, а именно на краткосрочных и авторских курсах.
Особое внимание в Школе искусств и дизайна уделяется программам профессиональной переподготовки и подготовительным курсом (довузовской подготовки). Они являются важными ступенями в непрерывном образовании и в развитии вуза. Также экономическая эффективность от данных курсов очевидна (рисунок 3).



Рисунок 2. Общий годовой набор слушателей Школы искусств и дизайна в течения учебного года за период 2011-2017 гг.


ДООП для взрослых являются второстепенными, дополняющими непрерывное образование взрослых людей, помогающие улучшить профессиональные компетенции.
Несмотря на то, что количество контингента в 2016-2017 уч. году снизилось по сравнению с 2015-2016 уч. г., доход от курсов выше за счет ежегодного повышения стоимости курсов. При этом ценовая политика Института бизнеса и дизайна демократична и лояльна.
За отчетный период 2011-2017 гг. был проведен ряд мероприятий по улучшению работы центра дополнительного образования:
― внедрены модульные программы, которые являются уникальными на сегодняшний день и имеют популярность среди обучающихся. Программы ежегодно обновляются и меняются в соответствии с требованиями современной индустрии;
― собран высококвалифицированный профессиональный состав преподавателей, который работает в единой и слаженной команде над каждой программой отдельно;
― организуются тематические мероприятия по каждому направлению, которые являются дополнением к основной программе;
― налажена работа с компаниями, заинтересованными в выпускниках и развитии своей деятельности за счет привлечения новых специалистов;
― институт сотрудничает с выставочными компаниями, представителями теле-индустрии, организаторами международных конкурсов и т.д.;
― ведется активная работа с выпускниками: анонсируются их успехи, привлекаются на мероприятия, создаются для них новые программы обучения, подбираются вакансии, лучшие привлекаются в состав преподавателей и сотрудников института;
― проводится работа по лояльности обучающихся ― система скидок, выбор отдельных дисциплин и преподавателей, открытые занятия и защиты, участие в общеинститутских мероприятий, конкурсах и многое другое.
Честный подход, четкое планирование и здравый риск помогают развивать вуз. Совместная работа над совершенствованием программ и развитием вуза административного и преподавательского состава дает свои результаты, делает вуз ведущим в направлении дизайна не только в России, но и за рубежом.

Список литературы

1. Федеральное Собрание Российской Федерации. Аппарат Государственной Думы. Аналитическое управление. Комитет Государственной Думы по образованию «О концепции непрерывного образования в Российской Федерации» Серия: Законодательное обеспечение развития науки, образования, здравоохранения, культуры. / Аналитический вестник Выпуск 14. Москва, 2009. [Электронный ресурс] / Сайт Федеральное собрание РФ Государственная Дума. Электрон. дан. Москва: 2008. URL: http://iam.duma.gov.ru/, свободный.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. 183 с.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. 136 с.
4. Отчет о результатах самообследования 2016 г. АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». М.: АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», 2017. 40 с.
5. Отчет «Итоговые показатели по контингенту Школы искусств и дизайна за 2016-2017 учебный год». АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». М.: АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», 2017. 17 с.

References

1. Federalnoe Sobranie Rossiyskoy Federatsii. Apparat Gosudarstvennoy Dumy. Analiticheskoe upravlenie. Komitet Gosudarstvennoy Dumy po obrazovaniyu «O kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» Seriya: Zakonodatelnoe obespechenie razvitiya nauki, obrazovaniya, zdravookhraneniya, kultury. / Analiticheskiy vestnik Vypusk 14. Moskva, 2009. [Elektronnyy resurs] / Sayt Federalnoe sobranie RF Gosudarstvennaya Duma. Elektron. dan. Moskva: 2008. URL: http://iam.duma.gov.ru/, svobodnyy.
2. Federalnyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. 183 p.
3. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r. 136 p.
4. Otchet o rezultatakh samoobsledovaniya 2016 g. ANO VO «Institut biznesa i dizayna». M.: ANO VO «Institut biznesa i dizayna», 2017. 40 p.
5. Otchet «Itogovye pokazateli po kontingentu Shkoly iskusstv i dizayna za 2016-2017 uchebnyy god». ANO VO «Institut biznesa i dizayna». M.: ANO VO «Institut biznesa i dizayna», 2017. 17 p.

Рецензенты:

Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Ильченко С.В. – кандидат педагогических наук, НОЧУ ВО «Московский экономический институт».

Работа поступила в редакцию: 27.12.2017 г.
наверх