Уваров В.Д., Корочкина А.Л. Таписсерия и фрески как неотъемлемый элемент убранства итальянских палаццо

Образец ссылки на эту статью: Уваров В.Д., Корочкина А.Л. Таписсерия и фрески как неотъемлемый элемент убранства итальянских палаццо // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 12.

УДК 745.52



Уваров Виктор Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», (117997, Москва, ул. Садовническая 33, стр.1), доктор искусствоведения, профессор, artuwaroff@yandex.ru, 8- 909-155-63-25.

Корочкина Александра Леонидовна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», (117997, Москва, ул. Садовническая 33, стр.1), магистрант, Korochkina.sasha@yandex.ru, 8-965-198-28-62.

С давних времен и по сей день человек стремился создать удобное и уютное жилище. Декоративное украшение интерьера возникло еще в доисторические века: полы устилались шкурами, а на стены наносились примитивные рисунки. Поэтому проблемы формирования убранства жилого интерьера всегда привлекали к себе внимание.
Тема жилища и истории его интерьера очень обширная, в данной статье будет рассмотрена история развития жилых интерьеров Италии с XIVв. по XVIII в.
Главный вывод автора: настенные росписи и таписсерия не только придавали интерьеру роскошный вид в итальянских палаццо, но и предоставляли возможность публично засвидетельствовать перед современниками свой социальный статус.
Ключевые слова: таписсерия; фрески; палаццо; орнамент.

TAPISSIERA AND FRESCIA AS AN IMMEDIATE ELEMENT OF ELIMINATION OF ITALIAN PALACES

Uvarov Viktor Dmitrievich

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training «Moscow State University of Design and Technology», (117997, Moscow, Sadovnicheskaya street, 33, building 1), Doctor of Science (Art History) Ph.D. (Design), Professor, artuwaroff@yandex.ru, 8-909-155-63-25.

Korochkina Aleksandra Leonidovna

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training «Moscow State University of Design and Technology», (117997, Moscow, Sadovnicheskaya street, 33, building 1), undergraduate, Korochkina.sasha@yandex.ru; 8-965-198-28-62.

From ancient times to this day, people have sought to create a comfortable and cozy home. Decorative decoration of the interior arose in prehistoric times: the floors were covered with skins, and primitive drawings were applied to the walls. Therefore, the problems of shaping the decoration of a residential interior have always attracted attention.
The theme of the dwelling and the history of its interior is very extensive. In this article will be considered the history of the development of residential interiors in Italy from the XIV century on the XVIII century.
The main conclusions of the author: mural paintings and tapestries gave the interior a luxurious look in the Italian palazzi. They provided an opportunity to publicly testify before their contemporaries their social status.
Key words: tapsiseries; frescos; palazzo; ornament.

К XIV в. вымышленный идеализированный мир, созданный литературой двух прошлых столетий, начинает подчеркиваться также и в реальной жизни знатных господ, что сказывалось и на оформлении интерьера высшего слоя общества. Яркость и пышность этого времени отражается во многих предметах интерьера, в оформлении домов, богатых и роскошных церемониях и празднествах, которые так полюбились знатным людям. Кроме того парадные помещения украшались различными предметами, имеющими отношение к их владельцу. Например, в парадном зале сэра Джона Фэстолфа в Кейстере были развешаны пики, арбалеты, мечи, копье и щит. Все это отражало славное прошлое рыцаря. Потолки и стены покрывались различными украшениями и росписями, включая росписи связанные с личностью владельца. Например, парадное полотнище герцога Беррийского было расшито золотыми лилиями и изображениями медведей и белых лебедей, что указывало на любовь герцога к некой даме Урсиле.
К концу XIV в. и на протяжении XV в. частная жизнь и личные удобства хозяина дворца и его семейства стали более важны, чем его общественные деяния. Парадные залы стали использоваться исключительно для торжественных церемоний и украшались наиболее пышно и роскошно, а центром повседневной жизни стали личные покои. Архитектор Л.Б. Альберти в трактате «О семье» писал: «Частный дом, бесспорно, должен строиться ради семьи, чтобы она в нем находила полный покой» [3]. Палаццо Даванцети был построен в 1370 г. семьёй Давицци (Davizzi), затем был продан семье Бартолини (Bartolini), после чего уже был куплен экономистом Бернардо Даванцети. Здание принадлежало семье Даванцети до 1838 г.
Наиболее важной особенностью палаццо Даванцети являются его интерьеры и архитектура в точности передающие стиль и декоративное убранство шикарного и дорогого особняка XIV в. и показывающие переход от средневековых домов к ренессансному дворцу. Палаццо представляет собой комплекс средневековых домов, объединенных общим фасадом [5]. Фасад палаццо уникален тем, что изначально, в эпоху позднего средневековья, состоял из трех арок, которые были переоформлены в лоджии с стиле Ренессанс. Интерьер Дворца Даванцети (Davanzati) спланирован по этажам. На верхних этажах здания, где находятся личные покои, хозяева проводили большую часть своего времени. Интерьер верхних этажей поражал своей роскошью, богатой отделкой и росписями, терракотовыми полами, а также высокими потолками, отделанными деревом. На втором и третьем этажах располагались спальные покои невероятной красоты. Стены спальных комнат были богато украшены орнаментальными и сюжетными росписями (в одной из спален замка росписи стен включали в себя гербы флорентийских семей). Оконные проемы в спальных комнатах дворца очень маленькие, сюда не должно было проникать много света. Центральным объектом спальни была большая кровать, часто украшенная тяжелыми занавесями, а вокруг располагались стулья и кассоне. Рядом с кроватью стоит резная деревянная детская люлька. В некоторых спальнях дворца можно также увидеть угловые камины. Дворец имеет несколько ванных комнат, помещения которых очень малы. Стены этих малометражных пространств тоже расписаны.
Самые богато украшенные интерьеры дома - это залы, предназначенные для приема гостей и проведения различных мероприятий. Благодаря большому количеству окон, обрамленных многостворчатыми ставнями, в залы проникает много света. Стены украшены росписями, также на стены могли вешаться ткани, о чем свидетельствуют кронштейны на стенах залов. Художественная роспись отражала предназначение помещения и указывала на статус владельца дома, именно поэтому все стены значимых помещений дома активно декорировались. Также в залах располагались красивые резные деревянные столы и стулья. Пол устлан ромбовидной плиткой.
Беднее всех были обставлены хозяйственные помещения: на стенах этих комнат не было никаких росписей. Например, на кухне находилась только кухонная утварь, а также камин с подвесным котлом. Интерьер палаццо Даванцети был спланирован очень грамотно и включал в себя все необходимые помещения: залы, спальни, студиоло, столовые, ванные комнаты, а также туалеты и брачные комнаты, которые были большой редкостью и находились только в домах очень знатных особ. Все стены этих помещений были богато декорированы росписями и, вполне вероятно, ткаными полотнами.
Росписи носили в основном орнаментальный характер. В настенных фресках дворца очень много геральдических и растительных мотивов, а также птиц. Жилые дома, в которых жили знатные господа того времени, с конца эпохи Средневековья постепенно росли вверх, преображаясь в башни, что показывала всю силу, мощь и тщеславие влиятельных владельцев этих домов.
В эпоху Ренессанса изменилось представление о жилом доме, и стал возможен другой вид жилья - загородная неукрепленная вилла. В качестве подлинного искусства жизни Ренессанс стал уделять внимание, как дворцу знатного магната, так и жилищу состоятельного бюргера [6]. Для чиновников, художников и ученых строились дома с богатым, а иногда и с простым убранством. Также много внимания уделялось отделке больших залов, комнатам для приемов, жилым помещениям. В настенных росписях стало появляться больше сюжетных композиций. Очень выразительно украшались входы и подступы к ним. Так как жилые покои господ находились на верхних этажах домов, особое внимание стало уделяться лестницам.
В эпоху Ренессанса были созданы новые типы лестниц, почти не имевшие прообразов. Просторные внутренние прямые лестничные проемы, часто с площадками для отдыха и низкими ступенями. Богато также декорировались стены: живописные росписи величайшей художественной ценности покрывали практически все плоские поверхности замков, будь то стены или потолки. В декорировании стен часто стали использоваться тканые полотна.
Таписсерия и художественные фрески дома, наглядно демонстрировали гостям, насколько богат и влиятелен владелец. Поэтому в жилых помещениях представителей власти стены практически сплошь завешивались таписсериями или кожей, а также оклеивались бумагой с рукописными или печатными рисунками [4, с. 13].
В эпоху Ренессанса особое внимание стало уделяться каминам. Они представляли собой огромные монументальные конструкции с богатейшей отделкой. В имении банкира Жака Кёра в Бурже было построено громадное каминное сооружение с завершением в виде башни, украшенное фризом, на котором были вырезаны изображения участников турнира рыцарей и охотников, восседающих верхом на обезьянах. Ж. Кёр был банкиром многих знатных господ.
В декорировании стен и потолков жилых интерьеров аристократического общества помимо таписсерии и росписей широко стали использоваться скульптура и штукатурная лепка. Типичным примером жилого интерьера эпохи позднего Ренессанса является роскошное жилище дворцового типа семьи кардинала Фарнезе Капрарола близ Витербо (1559 – 1573). Замок, весь украшенный фресками с сюжетными линиями, орнаментальными композициями, а также мотивами садов, растений и птиц, отличает присущее данной эпохе величие. 12 парадных комнат виллы прославлены своими фресками работы братьев Таддео и Федерико Зуккари. Росписи покрывают все пространство стены от потолка до пола. Сюжетные композиции фресок изображают подвиги Геракла и Александра Великого, а также представителей самой семьи Фарнезе. Например, в зале исторических хроник Фарнезе росписи повествуют о самых славных моментах знатной семьи владельцев. В создании фресок замка семьи Фарнезе свое участие приняли многие художники. Например, Джакомо Цангуиди (иль Бертойе), Рафаэлино да Регио, Антонио Темпеста, Джакомо дель Дука и Джованни Де Веччи. Таким образом, великолепные художники, которые трудились над фресками дворца, придавали этим росписям еще большую значимость и ценность. Стоит также отметить эффектную винтовую лестницу для подъема на второй этаж, размещенную в одном из углов замка. В её композиции великолепно выражена барочная идея вечного движения. Импозантный замок Фарнезе Капрарола пример глубокого интереса к античной классике и введение протобарочных архитектурных приемов. А в оформлении внутреннего пространства замка во многом сказывается сильная склонность к живописному в духе барокко.
Эпоха, следующая за поздним ренессансом - эпоха барокко. Стилю этой эпохи присущи утрированные формы, перегрузка причудливыми украшениями и лепниной, порой доходящая до абсурда, что также повлияло на декорирование стен. Сэр Генри Уоттон писал: «У каждого человека должны быть дом и жилище, которые могли бы служить Театром его гостеприимства, местом для услаждения самого, источником удобства в его частной жизни, лучшим и значительнейшим из того, что унаследуют его дети, в общем, дом - это своего рода отдельное княжество» [3]. Таким образом, в эпоху барокко у знатных господ особенно возросла страсть к поддерживанию на высоком уровне своего социального статуса, что, несомненно, отражалось в архитектуре и интерьерном убранстве жилищ. Прежде всего, интерьер аристократии этой эпохи стал позиционироваться, как величественное обрамление различных общественных действий. Именно поэтому богатейшие господа того времени старались отразить свой политический имидж и социальный статус в украшении интерьера: роскошные фрески, чрезмерное украшение золотом и лепниной, интерьер перегружался скульптурными и живописными украшениями, а также красочным блеском.
Особенно стоит отметить фрески и таписсерии. Фрески и таписсерии сюжетного (мифологического, аллегорического и исторического) характера богато декорировались орнаментом. Также все чаще в жилых домах богатых людей можно было заметить таписсерии-вердюры (тканые полотна с пейзажными и растительными мотивами). Стиль «барокко» усилил, еще важные в эпоху Ренессанса, элементы парадности. Итальянские интерьеры дворцов знатных людей, в особенности господ, приближенных к правительству, не были похожи на помещения для частной жизни. Это были помещения кричащие роскошью и похожие на театры для торжественных приемов, балов, банкетов и представлений. Ярким примером жилого дома влиятельного человека эпохи итальянского барокко является Королевский дворец (Палаццо Реале - Palazzo Reale) - главная резиденция правителей Савойской династии в Турине [2]. Первой хозяйкой дворца, возведённого в 1646-60 гг. по барочному проекту отца и сына ди Кастеллмонте, была Кристина Французская - принцесса из дома Бурбонов, урождённая принцесса Французская и Наваррская, дочь короля Франции Генриха IV, жена герцога Виктора Амадея I. Парадную лестницу дворца спроектировал в XVIII в. Филиппо Юварра. Дворцовая капелла соединяется переходом с Туринским собором, где находится Туринская плащаница.
За фасадом, спроектированным Амедео ди Кастелламонте, скрываются богато декорированные апартаменты. Потолочные росписи выполнены Морелло, Миелем и Сейтером в XVII в. Во дворце сохранились многие предметы обстановки, таписсерии и декор XVII-XIX столетий, а также Китайский кабинет, Альков, пышно декорированный Тронный зал и необычная Скала делле Форбичи (Лестница Ножниц), созданная Юваррой в 1720 г.
Особого внимания во дворце также требуют Красный зал и Синий зал аудиенций. Внутреннее убранство дворца отделано с особым великолепием. Многочисленные залы, спальни, галереи, коридоры, лестницы и другие помещения этого здания отделаны золотом, зеркалами и обставлено витиеватой мебелью. Практически все стены дворца расписаны фресками и завешаны великолепными таписсериями. Таким образом, оказавшись во дворце, гости понимали, что владельцы этого дома очень знатные и богатые люди. Тронный зал палаццо с расписными потолками оформлен с особым лоском: высокие потолки, украшены пышной золотой лепниной, стены покрыты богатыми тканями красных оттенков с золотым орнаментом. Центральное место тронного зала занимает сам трон - изящное резное кресло обитое дорогим бархатом с вышивкой. Место за троном завешено тяжелыми тканями, чтобы подчеркнуть всю важность и статус данного места. В интерьере дворца особо примечательной является пышная парадная лестница (лестница ножниц), построенная по проекту Филиппо Юварра. Лестница имеет широкий средний марш и представляет, своего рода, сценическую площадку. Пока гости знатного дома неспешно поднимались по лестнице, они могли разглядеть все богатство настенных и потолочных росписей.
Почти во всех приличных дворцах тех эпох обязательно присутствовала китайская или восточная комната. Проект этого кабинета был разработан известным архитектором Ф. Юварра и украшен оригинальными фресками Клаудио Франческо ди Беймонта. Китайский кабинет богато декорирован фарфоровыми статуэтками и дорогими расписными вазами. На потолке располагается роспись с сюжетной композицией. Стены глубокого красного оттенка украшены золотой лепниной и золотым орнаментом с вставками росписей в китайском стиле «цветы и птицы». Вся «китайская комната» увешана огромными зеркалами. Изобилие зеркал в жилых помещениях было очень модно в эпоху барокко - рококо. В центре комнаты находится огромная люстра с канделябрами.
Конечно же, нельзя обойти стороной и личные покои хозяев. К примеру, апартаменты принца Пьемонта (Appartamenti del Principe di Piemonte) и герцога Аосты (Appartamenti del Duca dAosta) на втором этаже дворца. Роскошная мебель, выполненная самыми искусными умельцами XVIII в., среди которых главный краснодеревщик Сардинского королевства Пьетро Пиффетти, прославившийся своей парадной мебелью, и признанный мастер Луиджи Принотто. Художественные полотна и таписсерии XVII в. с сюжетами из мифологии, сотканные на мануфактуре в Бове (Manufacture de Beauvais), во Франции (Ж-Б. Кольбер в 1664 г. специально создал производство по изготовлению таписсерий, не уступающих фламандским образцам). В родовых апартаментах королевы, в самом центре, где ранее стояло ложе, на котором королева разрешалась от бремени, стены украшены золотыми барельефами, по бокам от постели находились две резные покрытые золотом колонны. В апартаментах на стенах висят портреты женщин и детей этого знатного рода. Как и в большинстве комнат дворца, в столовой доминируют красный и золотые тона. По центру зала поставлен длинный стол, где королевская знать принимала гостей и устраивала банкеты, зал расписан фресками и увешан таписсериями [1].
В эпоху барокко таписсерии присутствовали на стенах почти каждого богатого дома, что демонстрировало особый социальный статус хозяина. В палаццо реале тканые полотна присутствуют во многих залах. Большой бальный салон оформлен уже в стиле «рококо». Тяжелые красные тона здесь больше не присутствуют, зал оформлен в светлых тонах, но также отделан золотом, лепниной и фресками. Белый мрамор, позолота и зеркала, увеличивают пространство. Зал освещен множеством люстр. Во дворце можно увидеть помещение, оформленное в стиле «неоклассицизма», - это библиотека Biblioteca Reale, находящаяся в правом крыле. Её помещение было отреставрировано в 1832 г. Карлом Алберто. В ней находится более 180 тысяч томов, 4300 книг, рукописи, пергаменты, 2000 рисунков. Дворец королевской знати в полной мере показывает всю роскошь и изобилие декора эпохи итальянского барокко и рококо.
Изучив дворцы Италии данного периода, можно сделать вывод, что знатные господа того времени стремились продемонстрировать свое жилище в самом лучшем свете, тем самым показав свой высокий социальный статус. Особенно это отражалось на декоре стен. Покрывающие все пространство стен великолепные росписи и тканые полотна воплощали всю роскошь и величие жилого интерьера, а также демонстрировали посетителям дома изысканный вкус владельца. Таким образом, настенные росписи и таписсерия не только придавали интерьеру роскошный вид, но и предоставляли возможность публично засвидетельствовать перед современниками свой социальный статус. Мода убранства интерьера менялась, но роскошь и парадность дворцов оставалось на протяжении веков нетронутой.

Список литературы

1. Бхаскаран Л. Дизайн и время. М.: Арт-Родник, 2007.
2. Гартман К.О. История архитектуры. Т. 2. М.: ОГИС, ИЗОГИС, 1938.
3. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера. М.: Искусство, 1990.
4. Уваров В.Д., Середина А.А. Таписсерия в интерьерах зданий, построенных в стиле «функционализм» // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 1 (5). С. 13.
5. Berti L. Palazzo Davanzati. Firenze: Arnaud, 1958.
6. Thornton P. The Italian Renaissance Interior 1400–1600. London and New York, 1991.

References

1. Bhaskaran L. Dizayn i vremya. M.: Art-Rodnik, 2007.
2. Gartman K.O. Istoriya arhitektury. T. 2. M.: OGIS, IZOGIS, 1938.
3. Mak-Korkodeyl Ch. Ubranstvo zhilogo interera. M.: Iskusstvo, 1990.
4. Uvarov V.D., Seredina A.A. Tapisseriya v intererah zdaniy, postroennyih v stile «funktsionalizm» - Biznes i dizayn revyu. 2017. T. 1. no 1 (5). p. 13.
5. Berti L. Palazzo Davanzati. Firenze: Arnaud, 1958.
6. Thornton P. The Italian Renaissance Interior 1400–1600. London and New York, 1991.

Рецензенты:

Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Соркин М.М. - член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Работа поступила в редакцию: 03.03.2017 г.