Ряполов В.В. Возникновение средневековых университетов: содержание и формы обучения
Ряполов В.В. Возникновение средневековых университетов: содержание и формы обучения
Образец ссылки на эту статью: Ряполов В.В. Возникновение средневековых университетов: содержание и формы обучения // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 15.
УДК 378.4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Ряполов Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия (399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28.1.), кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и историко-культурного наследия, ryapol_77.ist@mail.ru, 8-905-681-01-04.
Построить динамично развивающееся общество могут только образованные люди, способные гибко реагировать на изменения и отвечать вызовам современной эпохи. В наше время кузницей таких кадров по-прежнему выступают университеты, дающие классическое образование. В связи с этим важно обратиться к истокам университетов, к временам Средневековья, когда университеты только появились в Европе. Несмотря на общее представление о Средних веках как времени мракобесия и отсталости, культурное наследие Средних веков в истории человечества чрезвычайно богато. Важнейшим культурным образованием этого периода стали корпорации и университеты, возникшие в XIII в.
В статье автор рассматривает проблемы организации и деятельности средневековых университетов. Он показывает, как им удалось отстоять свою автономию от светских и епископских властей. Автор отмечает, что университетская организация XIII в. была признаком интеграции интеллектуальной жизни в жизнь города. При этом рекрутирование и горизонты университета далеко выходили за городские пределы. Взлет университетов был подкреплен эволюцией книжной техники и письменности.
Серьезное внимание в статье уделяется анализу внутренней структуры университетов, взаимоотношению между преподавателями и студентами.
Автор делает вывод о том, что именно в университетах был выработан тип высокообразованного ученого, который овладевал знаниями не только для самосовершенствования, но и для пополнения их в интересах самой науки.
Ключевые слова: Средние века; университеты; высшее образование; обучение; искусство.
THE EMERGENCE OF MEDIEVAL UNIVERSITIES: CONTENT AND FORMS OF EDUCATION
Ryapolov Vladimir Vasilevich
State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training “Yelets State Bunin University” (399770 Yelets, Lipetsk Region, Kommunarov str. 28), candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of General history and the historical and cultural heritage, ryapol_77.ist@mail.ru, 8-905-681-01-04.
To build a dynamic society can only educated people who are able to respond flexibly to changes and meet the challenges of the modern era. In our time, forge these frames continue to favor universities with classical education. In this regard, it is important to refer to the origins of universities, the middle Ages, when the universities appeared in Europe. Despite the General idea about the Middle ages as a time of obscurantism and backwardness, cultural heritage of the Middle ages in human history is extremely rich. The most important cultural education of this period were corporations and universities, which arose in the XIII century.
In the article the author considers the problems of organization and activities of medieval universities. It shows how they managed to defend their autonomy from the secular and Episcopal authorities. The author notes that University organization XIII century was a sign of integration of intellectual life in the city life. The recruitment and horizons University far out beyond the city limits. The rise of the universities was reinforced by the evolution of book technology and writing.
Serious attention is paid to the analysis of the internal structure of universities, the relationship between teachers and students.
The author concludes that universities have been developed the type of highly educated scientist who possessed the knowledge not only for self-improvement, but also to Supplement them in the interests of science itself.
Keywords: The middle ages; universities; higher education; learning; art.
На рубеже XII – XIII вв. радикальным образом изменилась система образования в Западной Европе: на основе старых школ возникли новые образовательные учреждения – университеты. К числу самых первых западноевропейских университетов можно отнести Парижский, Болонский и Оксфордский.
Сам термин universitas не употреблялся в Средние века как название учебных учреждений. Именовались они тогда «Studium»: это слово означает учебное заведение с программой университета. Термин universitas обозначал корпорацию преподавателей и студентов, т. е. строго регламентированное объединение людей по поводу получения и передачи образования.
Средневековое образование Studium generale прилагалось к школе, пользовавшейся широкой известностью и привлекавшей обучающихся издалека и способной обеспечить не только преподавание «семи свободных искусств» но и, по крайней мере, одной специальной дисциплины: гражданского или канонического права, богословия и медицины. Одни из этих школ признавались университетами по обычаю, как высшее учебное заведение, постепенно сложившееся и приобретшее известность. Другие возникали в результате пожалования привилегий римским папой, императором, в ряде случаев королем [3, с. 159-160]. Две привилегии связывались в представлении современников с университетами начиная с XIII в. Во-первых, клирики, обучавшиеся в них богословию, сохраняли на пять лет свои церковные доходы (бенефиции). Во-вторых, окончившие университет получали право преподавать в любой школе.
Университеты в средневековой Европе возникли с XII в. в непосредственной связи с ростом городов, т.е. с урбанизацией западноевропейского общества. Это стало принципиально новым явлением в европейской социокультурной жизни. Он не было связанно ни с античными высшими учебными заведениями, ни с Константинопольской высшей школой.
Каждый из средневековых университетов был по-своему уникален. Парижский отличился в сфере богословия, Болонский прославился преподаванием права. Формировавшиеся одновременно, они вместе с тем значительно отличались по своей структуре. Каждый из них олицетворял два основных типа университетов средневековой Европы [1, с. 309-310]. Университет в Болонье, например, представлял собой организацию студентов, которая возникла для защиты интересов приезжавших в город студентов – юристов.
С середины XIII в. в Болонье существовали две конфедерации: universitas utremontanorum - гильдия учащихся из Италии и universitas uetramontanorum - гильдия, объединявшая приезжих из неитальянских городов. Болонские студенты не входили в эти гильдии. Несмотря на протесты преподавателей и городских властей, гильдии студентов постепенно присвоили себе руководство всей жизнью в университете. Преподаватели были не только лишены права голосовать на университетских собраниях, но и сам учебный процесс протекал под строгим надзором студентов. За нарушение его профессора подвергались штрафам. Переносясь в новейшее время, можно сказать, что такая ситуация стала складываться в России в некоторых вузах после прихода к власти большевиков. В Петровской академии (в будущем Тимирязевской), например, была создана «тройка», фактически управлявшая вузом [4, с. 9-12; 5, 44-47].
Парижский университет имел свою специфику. Он создавался как организация преподавателей. Причина кроется в том, что в Париже наблюдалось количественное преобладание подготовительного факультета искусств. Его студенты были молодыми и менее зрелыми, чем болонские юристы – люди подчас 30-летнего возраста с большим жизненным опытом. В отличие от болонских конфедераций в Парижском университете были четыре «нации» факультета искусств (французская, пикардийская, нормандская и англо-германская). Студенты здесь не имели права голоса. Они также были лишены возможности принимать участие в дискуссиях на университетских собраниях. «Старшие» факультеты (богословия, права и медицины) не подразделялись на «нации». Обучавшиеся в них студенты примыкали к своим «нациям», пока не получали докторской степени, которая давала им право стать членами старшего факультета. Проректорами были руководители парижских «наций». Они обладали значительной властью, но то обстоятельство, что они часто сменялись и были ответственны перед собранием «нации», придавало парижским преподавательским гильдиям демократический оттенок.
Некоторые итальянские университеты (в Пизе, Флоренции, Павии и других городах) представляли собой переходные формы: властные полномочия распределялась в них между студенчеством, преподавательским корпусом и муниципальными властями. Участие студентов в управлении было закреплено уставами также некоторых университетов Испании [7, с. 106-108]. В некоторых университетах на юге Франции (Монпелье, Анжер, Орлеан) студенты, выступая против церковных властей, действовали в союзе с профессорами.
По парижскому типу строились английские университеты. Оксфорд, например, перенял в общем парижскую систему организации. Основное отличие состояло в том, что Оксфорд, как и Кембридж, возникли не в епископальных городах, и соответственно их подчинение епископальным властям было гораздо менее значительным, чем в университетах Франции. История Парижского университета – это фактически история его борьбы за освобождение из-под власти епископа и за ограничение прав епископского канцлера, контролировавшего деятельность учебного заведения и, в частности, выдачу документов об окончании обучения. Напротив, оксфордский концерн рано перестал быть епископским должностным лицом, его избирали преподаватели, а епископ обладал только правом утверждения.
К концу XIV в. Оксфорд полностью освободился от юрисдикции епископата. Выборное лицо университетских преподавателей – концерн – в Оксфорде обладал широкими правами, сосредоточивая в своих руках духовную и гражданскую власть.
Особенностью ранних английских университетов стало сравнительно слабое развитие «наций». Это объяснялось следующими причинами:
1) островной замкнутый характер английской высшей школы;
2) относительно высокий уровень преподавания математики и наук о природе;
3) меньшая затронутость богословскими и политическими дискуссиями, превратившими Парижский университет, по выражению британского историка А. Кобна, в «академический микрокосм Европы» [Цит. по: 7, с. 108-110].
Именно в английских университетах нашла свое преимущественное развитие система колледжей, которая зародилась в Париже в конце XII в. Первые парижские колледжи представляли собой благотворительные организации, создававшиеся как правило, при госпиталях в качестве общежитий для бедных клириков, учившихся в парижских школах. В 1257 – 1258 гг. Роберт де Сорбон, капеллан Людовика IX, основал колледж нового типа – общежитие для магистров, изучавших богословие. По типу Сорбонского колледжа создавались колледжи магистров в Оксфорде и Кембридже. Однако в Англии порожденная колледжами децентрализация университетской жизни оказалась более последовательной: местные колледжи являлись демократическими управляющимися ячейками, имевшими право выбора руководства.
Развитие образования в XII – XV вв. находилось в тесной связи и взаимодействии с общественно-экономической и социокультурной жизнью этого периода. Содержание и формы обучения вырабатывались и совершенствовались по мере развития средневековых городов, роста общественной активности горожан, их интеллектуальных запросов и интересов. Развитие в средневековых городах товарно-денежных отношений вызвало потребность в образованных людях, в опытных знаниях. Это способствовало выработке рационального типа мышления, усиливало стремление к светскому образованию.
Что касается структуры, то Парижский университет делился на факультеты: теологический факультет, юридический факультет, медицинский факультет, факультет искусств. Факультет искусств в соответствии с характером и спецификой обучения по существу был общеобразовательным. Формально его программу составляли так называемы «семь свободных искусств». В 1340 г. преподаватели юридического факультета Парижского университета выступили с инициативой о том, чтобы любой студент начинал свое обучение в стенах вуза с постижения «свободных искусств». В постановлении докторов Сорбонны говорилось: «Мы полагаем, что там, где отсутствует фундамент, нельзя производить надстройку и что не через нарушение последовательности степеней, а постепенно и своевременно должно восходить к более высоким должностям в науке… никто не должен допускаться к степени бакалавра канонического права на юридическом факультете в Париже, сколько бы он ни слушал декретов декреталий, если он сначала не будет достаточно тверд в начальных знаниях» [6, с. 16].
Что касается общеобразовательного факультета, то здесь доминировали философские дисциплины. Поэтому этот факультет уже в XIII – XIV вв. вполне заслуживал названия или статуса философского факультета. Для обучения на других факультетах – теологии, права и медицины – необходимо было предварительно пройти курс обучения на общеобразовательном факультете и получить степень магистра искусств.
Функции факультетов заключались в организации лекций, диспутов – публичный испытаний и в присуждении ученых степеней, которые давали право на преподавание. Лекции и диспуты были основным способом обучения. Лекции представляли собой чтение преподавателями предписанных авторов и пояснении текста соответствующими комментариями.
На факультете искусств большую часть изучаемого материала составляли произведения древнегреческого философа Аристотеля. На факультете теологии зачитывали Священное Писание и сочинение известного теолога XII в. Петра Ломбардского «Сентенции», в котором автор пытался представить систематическое изложение доктрины христианства, с приведением рациональных аргументов в пользу догматов католической церкви [2, с. 113-115]. Комментарии зачастую сводились к элементарному разбору отдельных вопросов, относящихся к тематике излагаемого текста.
Важное место в практике обучения занимали диспуты – обсуждения какого-либо избранного тезиса. Защищал этот тезис тот, кто организовывал диспут, а возражать, приводя какие-либо аргументы и доводы, мог любой из слушателей. Подобные методики получили точное отражение в схоластических композициях, а практика обсуждения вопросов и диспутов отражалась в общей структуре рассуждения, характерной для сочинений схоластов.
Факультет права. В Средние века различались две системы права: гражданская и каноническая. Гражданская была основана на законах Римской империи и местных традициях (как правило, сборниках законов конкретного королевства). Высшим авторитетом здесь был кодекс императора Византии Юстиниана. Каноническое право было законом католической церкви. Решения соборов и римских пап являлись в данном случае основными источниками. Отдельные слои населения, прежде всего священники и служители культа, подчинялись исключительно церковному суду, в котором действовало каноническое право. Также заметим, что каноническое право играло большую роль и в жизни мирян, регулируя вопросы брака и семьи.
Факультет медицины. Здесь большую роль играли такие авторитеты как Гален, Гиппократ и Цельс. Основой крепкого здоровья считалось соотношение четырех жидкостей в организме – крови, желчи, слизи и черной желчи. Для лечения широко применялись кровопускание и клизмы. Единственным средством от гангрены являлась ампутация. Также использовались различные благовония, которые привозили из стран Востока.
Факультет богословия. Здесь с опорой на различные источники, в первую очередь Библию, разбирались фундаментальные вопросы о человеке, его отношение с природой и т.д. Естественно, что все это шло через религию. Человек того времени стремился понять себя и свое место в мире через понимание Бога и его создания. Здесь же поднимались и разрешались все философские вопросы.
Таким образом, начиная с XII в. на территории Западной Европы появились первые высшие учебные заведения - университеты. Они стали важным явлением городской культурной жизни. Рамки организации образования в них были значительно расширены. В результате был создан образ высокообразованного ученого, овладевшего знаниями не только для самосовершенствования, но и для пополнения их в интересах самой науки. Подобный образ жив и сейчас.
Список литературы
1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. (Великие цивилизации). Екатеринбург: У – Фактория, 2005.
4. Оришев А.Б. Петровская (Тимирязевская) академия: становление аграрной науки и образования в СССР (1917-1932). М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014.
5. Оришев А.Б. РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева: университетские легенды: Монография. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016.
6. Семенихин С. Абеляр: из истории средневековой мысли // ПС. Ист. 2000. № 38 (окт.). С. 16.
7. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIV вв. М.: Искусство, 1978.
References
1. Gurevich A.Ya. Problemy srednevekovoy narodnoy kultury. M.: Iskusstvo, 1981.
2. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do kontsa XX v. / Pod red. A.I. Piskunova. 2-e izd. M.: TTs Sfera, 2005.
3. Le Goff Zh. Tsivilizatsiya srednevekovogo Zapada. (Velikie tsivilizatsii). Ekaterinburg: U – Faktoriya, 2005.
4. Orishev A.B. Petrovskaya (Timiryazevskaya) akademiya: stanovlenie agrarnoy nauki i obrazovaniya v SSSR (1917-1932). M.: RGAU-MSHA im. K.A. Timiryazeva, 2014.
5. Orishev A.B. RGAU-MSHA imeni K.A. Timiryazeva: universitetskie legendy: Monografiya. M.: Izdatelstvo RGAU-MSHA, 2016.
6. Semenikhin S. Abelyar: iz istorii srednevekovoy mysli // PS. Ist. 2000. № 38 (okt.). S. 16.
7. Yastrebitskaya A.L. Zapadnaya Evropa XI – XIV vv. M.: Iskusstvo, 1978.
Рецензенты:
Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Грачев А.Б. – кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА» имени К.А. Тимирязева
Работа поступила в редакцию: 05.01.2018 г.
УДК 378.4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Ряполов Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия (399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28.1.), кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и историко-культурного наследия, ryapol_77.ist@mail.ru, 8-905-681-01-04.
Построить динамично развивающееся общество могут только образованные люди, способные гибко реагировать на изменения и отвечать вызовам современной эпохи. В наше время кузницей таких кадров по-прежнему выступают университеты, дающие классическое образование. В связи с этим важно обратиться к истокам университетов, к временам Средневековья, когда университеты только появились в Европе. Несмотря на общее представление о Средних веках как времени мракобесия и отсталости, культурное наследие Средних веков в истории человечества чрезвычайно богато. Важнейшим культурным образованием этого периода стали корпорации и университеты, возникшие в XIII в.
В статье автор рассматривает проблемы организации и деятельности средневековых университетов. Он показывает, как им удалось отстоять свою автономию от светских и епископских властей. Автор отмечает, что университетская организация XIII в. была признаком интеграции интеллектуальной жизни в жизнь города. При этом рекрутирование и горизонты университета далеко выходили за городские пределы. Взлет университетов был подкреплен эволюцией книжной техники и письменности.
Серьезное внимание в статье уделяется анализу внутренней структуры университетов, взаимоотношению между преподавателями и студентами.
Автор делает вывод о том, что именно в университетах был выработан тип высокообразованного ученого, который овладевал знаниями не только для самосовершенствования, но и для пополнения их в интересах самой науки.
Ключевые слова: Средние века; университеты; высшее образование; обучение; искусство.
THE EMERGENCE OF MEDIEVAL UNIVERSITIES: CONTENT AND FORMS OF EDUCATION
Ryapolov Vladimir Vasilevich
State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training “Yelets State Bunin University” (399770 Yelets, Lipetsk Region, Kommunarov str. 28), candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of General history and the historical and cultural heritage, ryapol_77.ist@mail.ru, 8-905-681-01-04.
To build a dynamic society can only educated people who are able to respond flexibly to changes and meet the challenges of the modern era. In our time, forge these frames continue to favor universities with classical education. In this regard, it is important to refer to the origins of universities, the middle Ages, when the universities appeared in Europe. Despite the General idea about the Middle ages as a time of obscurantism and backwardness, cultural heritage of the Middle ages in human history is extremely rich. The most important cultural education of this period were corporations and universities, which arose in the XIII century.
In the article the author considers the problems of organization and activities of medieval universities. It shows how they managed to defend their autonomy from the secular and Episcopal authorities. The author notes that University organization XIII century was a sign of integration of intellectual life in the city life. The recruitment and horizons University far out beyond the city limits. The rise of the universities was reinforced by the evolution of book technology and writing.
Serious attention is paid to the analysis of the internal structure of universities, the relationship between teachers and students.
The author concludes that universities have been developed the type of highly educated scientist who possessed the knowledge not only for self-improvement, but also to Supplement them in the interests of science itself.
Keywords: The middle ages; universities; higher education; learning; art.
На рубеже XII – XIII вв. радикальным образом изменилась система образования в Западной Европе: на основе старых школ возникли новые образовательные учреждения – университеты. К числу самых первых западноевропейских университетов можно отнести Парижский, Болонский и Оксфордский.
Сам термин universitas не употреблялся в Средние века как название учебных учреждений. Именовались они тогда «Studium»: это слово означает учебное заведение с программой университета. Термин universitas обозначал корпорацию преподавателей и студентов, т. е. строго регламентированное объединение людей по поводу получения и передачи образования.
Средневековое образование Studium generale прилагалось к школе, пользовавшейся широкой известностью и привлекавшей обучающихся издалека и способной обеспечить не только преподавание «семи свободных искусств» но и, по крайней мере, одной специальной дисциплины: гражданского или канонического права, богословия и медицины. Одни из этих школ признавались университетами по обычаю, как высшее учебное заведение, постепенно сложившееся и приобретшее известность. Другие возникали в результате пожалования привилегий римским папой, императором, в ряде случаев королем [3, с. 159-160]. Две привилегии связывались в представлении современников с университетами начиная с XIII в. Во-первых, клирики, обучавшиеся в них богословию, сохраняли на пять лет свои церковные доходы (бенефиции). Во-вторых, окончившие университет получали право преподавать в любой школе.
Университеты в средневековой Европе возникли с XII в. в непосредственной связи с ростом городов, т.е. с урбанизацией западноевропейского общества. Это стало принципиально новым явлением в европейской социокультурной жизни. Он не было связанно ни с античными высшими учебными заведениями, ни с Константинопольской высшей школой.
Каждый из средневековых университетов был по-своему уникален. Парижский отличился в сфере богословия, Болонский прославился преподаванием права. Формировавшиеся одновременно, они вместе с тем значительно отличались по своей структуре. Каждый из них олицетворял два основных типа университетов средневековой Европы [1, с. 309-310]. Университет в Болонье, например, представлял собой организацию студентов, которая возникла для защиты интересов приезжавших в город студентов – юристов.
С середины XIII в. в Болонье существовали две конфедерации: universitas utremontanorum - гильдия учащихся из Италии и universitas uetramontanorum - гильдия, объединявшая приезжих из неитальянских городов. Болонские студенты не входили в эти гильдии. Несмотря на протесты преподавателей и городских властей, гильдии студентов постепенно присвоили себе руководство всей жизнью в университете. Преподаватели были не только лишены права голосовать на университетских собраниях, но и сам учебный процесс протекал под строгим надзором студентов. За нарушение его профессора подвергались штрафам. Переносясь в новейшее время, можно сказать, что такая ситуация стала складываться в России в некоторых вузах после прихода к власти большевиков. В Петровской академии (в будущем Тимирязевской), например, была создана «тройка», фактически управлявшая вузом [4, с. 9-12; 5, 44-47].
Парижский университет имел свою специфику. Он создавался как организация преподавателей. Причина кроется в том, что в Париже наблюдалось количественное преобладание подготовительного факультета искусств. Его студенты были молодыми и менее зрелыми, чем болонские юристы – люди подчас 30-летнего возраста с большим жизненным опытом. В отличие от болонских конфедераций в Парижском университете были четыре «нации» факультета искусств (французская, пикардийская, нормандская и англо-германская). Студенты здесь не имели права голоса. Они также были лишены возможности принимать участие в дискуссиях на университетских собраниях. «Старшие» факультеты (богословия, права и медицины) не подразделялись на «нации». Обучавшиеся в них студенты примыкали к своим «нациям», пока не получали докторской степени, которая давала им право стать членами старшего факультета. Проректорами были руководители парижских «наций». Они обладали значительной властью, но то обстоятельство, что они часто сменялись и были ответственны перед собранием «нации», придавало парижским преподавательским гильдиям демократический оттенок.
Некоторые итальянские университеты (в Пизе, Флоренции, Павии и других городах) представляли собой переходные формы: властные полномочия распределялась в них между студенчеством, преподавательским корпусом и муниципальными властями. Участие студентов в управлении было закреплено уставами также некоторых университетов Испании [7, с. 106-108]. В некоторых университетах на юге Франции (Монпелье, Анжер, Орлеан) студенты, выступая против церковных властей, действовали в союзе с профессорами.
По парижскому типу строились английские университеты. Оксфорд, например, перенял в общем парижскую систему организации. Основное отличие состояло в том, что Оксфорд, как и Кембридж, возникли не в епископальных городах, и соответственно их подчинение епископальным властям было гораздо менее значительным, чем в университетах Франции. История Парижского университета – это фактически история его борьбы за освобождение из-под власти епископа и за ограничение прав епископского канцлера, контролировавшего деятельность учебного заведения и, в частности, выдачу документов об окончании обучения. Напротив, оксфордский концерн рано перестал быть епископским должностным лицом, его избирали преподаватели, а епископ обладал только правом утверждения.
К концу XIV в. Оксфорд полностью освободился от юрисдикции епископата. Выборное лицо университетских преподавателей – концерн – в Оксфорде обладал широкими правами, сосредоточивая в своих руках духовную и гражданскую власть.
Особенностью ранних английских университетов стало сравнительно слабое развитие «наций». Это объяснялось следующими причинами:
1) островной замкнутый характер английской высшей школы;
2) относительно высокий уровень преподавания математики и наук о природе;
3) меньшая затронутость богословскими и политическими дискуссиями, превратившими Парижский университет, по выражению британского историка А. Кобна, в «академический микрокосм Европы» [Цит. по: 7, с. 108-110].
Именно в английских университетах нашла свое преимущественное развитие система колледжей, которая зародилась в Париже в конце XII в. Первые парижские колледжи представляли собой благотворительные организации, создававшиеся как правило, при госпиталях в качестве общежитий для бедных клириков, учившихся в парижских школах. В 1257 – 1258 гг. Роберт де Сорбон, капеллан Людовика IX, основал колледж нового типа – общежитие для магистров, изучавших богословие. По типу Сорбонского колледжа создавались колледжи магистров в Оксфорде и Кембридже. Однако в Англии порожденная колледжами децентрализация университетской жизни оказалась более последовательной: местные колледжи являлись демократическими управляющимися ячейками, имевшими право выбора руководства.
Развитие образования в XII – XV вв. находилось в тесной связи и взаимодействии с общественно-экономической и социокультурной жизнью этого периода. Содержание и формы обучения вырабатывались и совершенствовались по мере развития средневековых городов, роста общественной активности горожан, их интеллектуальных запросов и интересов. Развитие в средневековых городах товарно-денежных отношений вызвало потребность в образованных людях, в опытных знаниях. Это способствовало выработке рационального типа мышления, усиливало стремление к светскому образованию.
Что касается структуры, то Парижский университет делился на факультеты: теологический факультет, юридический факультет, медицинский факультет, факультет искусств. Факультет искусств в соответствии с характером и спецификой обучения по существу был общеобразовательным. Формально его программу составляли так называемы «семь свободных искусств». В 1340 г. преподаватели юридического факультета Парижского университета выступили с инициативой о том, чтобы любой студент начинал свое обучение в стенах вуза с постижения «свободных искусств». В постановлении докторов Сорбонны говорилось: «Мы полагаем, что там, где отсутствует фундамент, нельзя производить надстройку и что не через нарушение последовательности степеней, а постепенно и своевременно должно восходить к более высоким должностям в науке… никто не должен допускаться к степени бакалавра канонического права на юридическом факультете в Париже, сколько бы он ни слушал декретов декреталий, если он сначала не будет достаточно тверд в начальных знаниях» [6, с. 16].
Что касается общеобразовательного факультета, то здесь доминировали философские дисциплины. Поэтому этот факультет уже в XIII – XIV вв. вполне заслуживал названия или статуса философского факультета. Для обучения на других факультетах – теологии, права и медицины – необходимо было предварительно пройти курс обучения на общеобразовательном факультете и получить степень магистра искусств.
Функции факультетов заключались в организации лекций, диспутов – публичный испытаний и в присуждении ученых степеней, которые давали право на преподавание. Лекции и диспуты были основным способом обучения. Лекции представляли собой чтение преподавателями предписанных авторов и пояснении текста соответствующими комментариями.
На факультете искусств большую часть изучаемого материала составляли произведения древнегреческого философа Аристотеля. На факультете теологии зачитывали Священное Писание и сочинение известного теолога XII в. Петра Ломбардского «Сентенции», в котором автор пытался представить систематическое изложение доктрины христианства, с приведением рациональных аргументов в пользу догматов католической церкви [2, с. 113-115]. Комментарии зачастую сводились к элементарному разбору отдельных вопросов, относящихся к тематике излагаемого текста.
Важное место в практике обучения занимали диспуты – обсуждения какого-либо избранного тезиса. Защищал этот тезис тот, кто организовывал диспут, а возражать, приводя какие-либо аргументы и доводы, мог любой из слушателей. Подобные методики получили точное отражение в схоластических композициях, а практика обсуждения вопросов и диспутов отражалась в общей структуре рассуждения, характерной для сочинений схоластов.
Факультет права. В Средние века различались две системы права: гражданская и каноническая. Гражданская была основана на законах Римской империи и местных традициях (как правило, сборниках законов конкретного королевства). Высшим авторитетом здесь был кодекс императора Византии Юстиниана. Каноническое право было законом католической церкви. Решения соборов и римских пап являлись в данном случае основными источниками. Отдельные слои населения, прежде всего священники и служители культа, подчинялись исключительно церковному суду, в котором действовало каноническое право. Также заметим, что каноническое право играло большую роль и в жизни мирян, регулируя вопросы брака и семьи.
Факультет медицины. Здесь большую роль играли такие авторитеты как Гален, Гиппократ и Цельс. Основой крепкого здоровья считалось соотношение четырех жидкостей в организме – крови, желчи, слизи и черной желчи. Для лечения широко применялись кровопускание и клизмы. Единственным средством от гангрены являлась ампутация. Также использовались различные благовония, которые привозили из стран Востока.
Факультет богословия. Здесь с опорой на различные источники, в первую очередь Библию, разбирались фундаментальные вопросы о человеке, его отношение с природой и т.д. Естественно, что все это шло через религию. Человек того времени стремился понять себя и свое место в мире через понимание Бога и его создания. Здесь же поднимались и разрешались все философские вопросы.
Таким образом, начиная с XII в. на территории Западной Европы появились первые высшие учебные заведения - университеты. Они стали важным явлением городской культурной жизни. Рамки организации образования в них были значительно расширены. В результате был создан образ высокообразованного ученого, овладевшего знаниями не только для самосовершенствования, но и для пополнения их в интересах самой науки. Подобный образ жив и сейчас.
Список литературы
1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. (Великие цивилизации). Екатеринбург: У – Фактория, 2005.
4. Оришев А.Б. Петровская (Тимирязевская) академия: становление аграрной науки и образования в СССР (1917-1932). М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014.
5. Оришев А.Б. РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева: университетские легенды: Монография. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016.
6. Семенихин С. Абеляр: из истории средневековой мысли // ПС. Ист. 2000. № 38 (окт.). С. 16.
7. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIV вв. М.: Искусство, 1978.
References
1. Gurevich A.Ya. Problemy srednevekovoy narodnoy kultury. M.: Iskusstvo, 1981.
2. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do kontsa XX v. / Pod red. A.I. Piskunova. 2-e izd. M.: TTs Sfera, 2005.
3. Le Goff Zh. Tsivilizatsiya srednevekovogo Zapada. (Velikie tsivilizatsii). Ekaterinburg: U – Faktoriya, 2005.
4. Orishev A.B. Petrovskaya (Timiryazevskaya) akademiya: stanovlenie agrarnoy nauki i obrazovaniya v SSSR (1917-1932). M.: RGAU-MSHA im. K.A. Timiryazeva, 2014.
5. Orishev A.B. RGAU-MSHA imeni K.A. Timiryazeva: universitetskie legendy: Monografiya. M.: Izdatelstvo RGAU-MSHA, 2016.
6. Semenikhin S. Abelyar: iz istorii srednevekovoy mysli // PS. Ist. 2000. № 38 (okt.). S. 16.
7. Yastrebitskaya A.L. Zapadnaya Evropa XI – XIV vv. M.: Iskusstvo, 1978.
Рецензенты:
Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Грачев А.Б. – кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА» имени К.А. Тимирязева
Работа поступила в редакцию: 05.01.2018 г.