Громова М. В. Международные программы обучения и психологические особенности взрослых слушателей при изучении делового английского языка

Образец ссылки на эту статью: Громова М. В. Международные программы обучения и психологические особенности взрослых слушателей при изучении делового английского языка // Бизнес и дизайн ревю. 2019.  № 1 (13). С. 15.

УДК 372.881.111.1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Громова Маргарита Викторовна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), преподаватель английского языка, mylang4u@gmail.com, +7-977-986-20-98.

Аннотация. Автор рассматривает реалии изучения делового английского языка в современном мире, а также психологические особенности взрослых слушателей при обучении этой дисциплине. Дается общее представление о всемирно признанных организациях, отвечающих на запросы современного делового мира путем разработки программ в сфере обучения деловому английскому языку. В данной статье автор объясняет, почему специфика преподавания делового английского языка должна отвечать запросам взрослых слушателей и может быть тесно связана с теми сферами профессиональной деятельности, из-за которых обучающиеся решили овладеть деловым английским языком.

Ключевые слова: деловой английский язык; психология взрослых слушателей; обучение деловому английскому языку; международные сертификаты.

INTERNATIONAL PROGRAMS OF TEACHING AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADULT LEARNERS IN THE CONTEXT OF THE BUSINESS ENGLISH LANGUAGE LEARNING

Gromova Margarita Viktorovna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), Teacher of the English language, mylang4u@gmail.com, +7-977-986-20-98.

Abstract. The author examines the realities of learning the Business English language in today’s world as well as analyzes psychological characteristics of adult learners. The article gives a general idea of internationally recognized organizations that comply with demand of the contemporary business world by designing teaching programs in the field of the Business English language.The author explains why the process of teaching Business English has to meet adult learners’ needs and may be closely related to those professional spheres which have affected the learners’ decisions to master the Business English language.

Keywords: Business English; the psychology of adult learners; teaching the Business English language; international certificates.

Обучение взрослых людей иностранным языкам проходило с древних времен, но стихийно, и оно не носило массовый характер в виду отсутствия таких потребностей в обществе. Лишь в XIX в. эту деятельность представил как науку под названием андрагогика немецкий историк педагогики Александр Капп.

Андрагогика представляет собой раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Андрагогика как отрасль науки носит междисциплинарный характер, будучи тесно связанной с педагогикой, психологией и теорией образования взрослых [1, с. 5-12].

Изучение английского языка с целью его применения в деловой среде, как правило, является сознательным решением взрослого человека, столкнувшегося с такой необходимостью, либо планирующего в будущем использовать свои языковые навыки для достижения неких целей в профессиональной сфере.

Чтобы определить особенности взрослых при изучении иностранного языка, необходимо разобраться, что такое взрослость. Взрослый человек может определяться разными категориями в контексте физиологии, психологии, религии, юриспруденции, и т.д. В психофизиологии существуют понятия биологического и хронологического возраста. В различных религиозных общинах человек считается взрослым с выполнением определенных ритуалов при наступлении определенного возраста. Так, по религиозным обычаям иудаизма, мальчики становятся совершеннолетними в 13 лет. В юриспруденции наступление совершеннолетия также соотносится со взрослостью. В европейских странах люди становятся совершеннолетними в 18 лет. Самый поздний возраст достижения совершеннолетия – 21 год, который принят в Бахрейне, Египте, Мадагаскаре, Сингапуре, США и в некоторых других государствах [8]. Среди ученых также существует мнение, что характеристика взрослого человека определяется не возрастным периодом, а состоянием осознанности своей жизни, осмыслением своего места в природном и социальном мире и способностью нести ответственность за свои действия. Другими словами, речь идет о психологической зрелости личности. Именно такая характеристика, наравне с хронологическим возрастом, будет главным мерилом взрослости человека при обучении людей деловому иностранному языку.

Во второй половине XX в. науку об обучении взрослых А. Каппа позаимствовал и стал развивать американский андрагог Малколм Ноулс. В 1973 г. он сформулировал шесть особенностей при обучении взрослых людей в отличие от детей, которые кратко приведены ниже [2, с. 7-11].

Взрослым сначала необходимо понять, почему им нужно узнать что-то, перед тем, как посвятить свое время изучению этого предмета.

Большинство взрослых полностью сформировали образ себя, и они зачастую испытывают досаду, когда этот образ не ценится в ситуации, когда чему-то нужно обучиться.

Взрослым нужно почувствовать, что их жизненный опыт важен, так как это ощущение помогает им провести связь между старыми и новыми знаниями.

В целом, взрослые будут больше готовиться к ситуации, в которой они являются учащимися.

Взрослые хотят научиться решать конкретную проблему и более удовлетворены своим обучением, если ежедневно они используют новые знания на практике.

По сути, взрослые имеют большую мотивацию к обучению, чем дети. Они оказываются в положении учащегося по собственному выбору и не требуют дополнительных наград, как того желают дети.

Что касается обучения взрослых слушателей именно английскому языку, то они изучают его для того, чтобы использовать в практической жизнедеятельности. Среди целей изучения английского языка чаще всего встречается необходимость использовать его в работе. Это может быть как устное, так и письменное общение с коллегами или партнерами по бизнесу, необходимость знать язык с целью продвижения бизнеса или трудоустройства за рубежом. Также это может быть необходимость иметь навыки перевода устной и письменной речи для работы переводчиком, либо знать язык для работы в сфере обороны и разведки.

Взрослые слушатели могут изучать английский язык с нуля или с какого-либо этапа, они могут изучать общий английский (General English) или отдельные его сферы (чаще всего деловую – Business English). Однако, какой бы этап или сферу они бы ни выбрали, обучение должно проводиться таким образом, чтобы с первых занятий учащимся было ясно, как они могут применить новые знания на практике. Важную роль играет длительность обучения той или иной теме: взрослые слушатели будут посвящать больше времени и вкладывать больше усилий в те темы, которые для них актуальны в соответствии с поставленными целями. В связи с этим, преподавателю важно знать, с какой конкретной целью учащийся осваивает английский язык.

В соответствии с возрастными и психологическими особенностями взрослых, изучающих деловой английский язык, были разработаны и всемирно признаны программы обучения, в которых уделяется основное внимание некоторым темам общения, используемым в деловой сфере. Институты, занимающиеся разработкой и усовершенствованием преподавания делового английского языка как иностранного, существуют по всему миру, однако лишь некоторые из них всемирно признаны и являются лидерами в сфере разработки обучения и тестирования по дисциплине делового английского языка. К таковым относятся Educational Testing Service (США) [6, 9], Cambridge Assessment (Великобритания) [4] и Oxford University Press (Великобритания) [10].

Эти же организации занимаются тестированием желающих на знание делового английского языка, а также они сотрудничают с другими образовательными организациями по всему миру, в которых можно сдать экзамены на знание этой дисциплины. Эти экзамены, как и программы обучения, разработаны вышеупомянутыми образовательными организациями, они регулярно обновляются и усовершенствуются. К ним относится серия экзаменов BEC – (Cambridge English: Business) [3], которая состоит из трех уровней тестирования [5]: Preliminary (уровень В1), Vantage (уровень В2) и Higher (уровень С1). К другим международно признанным экзаменам на знание делового английского языка относятся Euroexam Pro (с уровнями B1, B2, C1) [7], BULATS (организация Business Language Testing Services) и TOEIC (Test of English for International Communication) [6, 11].

Важно заметить, что сдача экзаменов и получение сертификатов об уровне владения деловым английским языком – довольно распространенное явление. Среди основных причин, по которым взрослые люди в наши дни изучают деловой английский язык, можно назвать построение карьеры в международных компаниях и работа на должностях, предусматривающих общение с экспатами. Некоторые компании, офисы которых расположены в англоговорящих странах, нанимают работников, у которых английский язык не является родным. В этом случае трудоустройство, как правило, происходит после того, как кандидат на должность представит официальное подтверждение знания делового английского языка. К компаниям, принимающим на работу специалистов с сертификатами о владении деловым английским языком, относятся Procter & Gamble, Eurostar, Casio [3]. Сертификаты об уровне владения деловым английским языком также принимаются большинством учебных заведений англоговорящих стран, включая Гарвард, Оксфорд и Колумбийский университет [3].

Несмотря на популярность сертификатов в сфере делового английского языка, в них нет строгой необходимости. Человек, желающий овладеть бизнес-общением на английском языке и преуспеть в этой сфере, может подготовиться самостоятельно, либо обратиться к профессионалам, тренирующим взрослых слушателей на овладение деловым английским языком и успешным его применением в разных профессиональных областях.

Что касается преподавателей, обучающих взрослых слушателей бизнес-английскому, то, безусловно, помимо знаний лексики и специфики делового английского языка, им нужно будет учитывать особенности взрослых слушателей и организовать обучение языку определенным образом.

Мотивация взрослых слушателей, которые пришли обучиться деловому английскому, как правило, уже достаточно сильная сама по себе, по крайнем мере, на начальном этапе обучения. Но порой необходима дополнительная мотивация, потому что процесс овладения иностранным языком – достаточно длительный. В некоторых темах курса, которые кажутся незначимыми или могут показаться сложными и неинтересными для учащегося, необходимо дополнительное поощрение со стороны преподавателя. Для того, чтобы мотивировать взрослых слушателей изучить ту или иную тему курса, преподаватель должен уметь преподнести ее в определенном контексте. Например, многие учащиеся не желают выучить правильное название букв в английском алфавите и предпочитают называть буквы так, как им удобно (например, букву i они называют «и с точкой»). Это связано с тем, что учащиеся не представляют, где и как они смогут применить свои знания названий букв иностранного языка. В этом случае преподаватель может объяснить учащимся, что они не смогут правильно записать со слуха или продиктовать иностранцу имена людей, адреса электронной почты или сайтов.

Среди положительных особенностей взрослых слушателей при обучении английскому языку можно отметить то, что эти учащиеся с большой долей вероятности будут гораздо быстрее усваивать новые знания и навыки, чем дети, потому что у взрослых слушателей есть объективные мотивы и цели для скорейшего овладения языком, и они сознательно выбрали этот предмет для изучения. Что касается именно делового общения на английском языке, то взрослые слушатели, которые хотят сразу начать использовать свои знания на работе, будут еще более активно изучать деловую лексику, которая сразу может им пригодиться. Таким образом, в процессе обучения взрослые слушатели получают одновременно краткосрочный и долгосрочный результат.

Обучение взрослых людей деловому английскому языку – обширная тема. В данной статье мы постарались охватить лишь отношение взрослых к обучению этой дисциплине, связанное с их психологическими возрастными особенностями, а также мотивацию взрослых и общие перспективы в результате прохождения курса делового английского языка.

Подводя итоги о психологии обучения взрослых людей этой дисциплине, важно сообщить, что они видят в своем обучении практически направленный процесс, намерены освоить предмет углубленно, а не поверхностно, в отличие от детей, поэтому и привычки в обучении иностранному языку у взрослых другие. В связи с этим, эффективное обучение будет основано на создании правильного контекста, подходящего взрослым слушателям, который поможет установить связь между темой обучения и практическим ее применением в их жизнедеятельности.

Список литературы 

  1. Колесникова И. А. Основы андрагогики. М.: Академия, 2003. 240 с.
  2. Teaching across generations. MI: Baker College, 2004. 31
  3. URL: https://www.cambridgeenglish.org (дата обращения 10.09.2018).
  4. URL: http://www.cambridgeassessment.org.uk/about-us (дата обращения 11.09.2018).
  5. URL: https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference (дата обращения 10.09.2018).
  6. URL: https://www.ets.org (дата обращения 07.10.2018).
  7. URL: http://www.euroexam.com/the-exams/professional-and-business-english-exams (дата обращения 10.09.2018).
  8. URL: https://www.wikipedia.org (дата обращения 10.09.2018).
  9. URL:https://en.wikipedia.org/wiki/Educational_Testing_Service (дата обращения 13.09.2018).
  10. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Oxford_University_Press (дата обращения 14.09.2018).
  11. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/TOEIC (дата обращения 21.09.2018). 

References

  1. Kolesnikova I. A. Osnovy andragogiki. M.: Akademiya, 2003. 240 s.
  2. Teaching across generations. MI: Baker College, 2004. 31 p.
  3. URL: https://www.cambridgeenglish.org (data obrashcheniya 10.09.2018).
  4. URL: http://www.cambridgeassessment.org.uk/about-us (data obrashcheniya 11.09.2018).
  5. URL: https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference (data obrashcheniya 10.09.2018).
  6. URL: https://www.ets.org (data obrashcheniya 07.10.2018).
  7. URL: http://www.euroexam.com/the-exams/professional-and-business-english-exams (data obrashcheniya 10.09.2018).
  8. URL: https://www.wikipedia.org (data obrashcheniya 10.09.2018).
  9. URL:https://en.wikipedia.org/wiki/Educational_Testing_Service (data obrashcheniya 13.09.2018).
  10. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Oxford_University_Press (data obrashcheniya 14.09.2018).
  11. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/TOEIC (data obrashcheniya 21.09.2018).

Рецензенты:

Козырева Н.Е. – кандидат педагогических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Ильченко С.В. – кандидат педагогических наук, доцент, НОЧУ ВО «Московский экономический институт».

Работа поступила в редакцию: 11.11.2018 г.