Дубоносова Е. А. Анализ символического значения оттенков цвета в костюме в разные исторические периоды

Образец ссылки на эту статью: Дубоносова Е. А. Анализ символического значения оттенков цвета в костюме в разные исторические периоды // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 1 (13). С. 8.

УДК 7.03

АНАЛИЗ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ОТТЕНКОВ ЦВЕТА В КОСТЮМЕ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

Дубоносова Елена Александровна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, popadko73@inbox.ru, +7-495-684-25-30.

Аннотация. Автор статьи делает попытку определить место и роль символики цвета в костюме в разные исторические периоды. Проведенные анализ и сравнения позволяют утверждать, что содержание цветового символа определенным образом меняется в зависимости от историко-культурного контекста. Автор показывает, что с развитием цивилизации цвета теряют сакральный смысл и обретают символическое значение. Постепенно цвет начинает выражать социальный статус. Костюм приобретает ярко выраженные социальные черты: резко обозначились различия в одежде людей, определяя принадлежность человека к той или иной профессии. Главный вывод заключается в том, что цвета используются в качестве связующего звена между объектом и природой, между природой и человеком, между человеком и Вселенной. Поэтому при определении смысла и значения цвета всегда учитываются исторические и религиозные условия.

Ключевые слова: символика цвета; типы культур; христианство; хроматические оттенки; серый цвет; красный цвет; природные красители; французская мода; холст.

ANALYSIS OF SYMBOLIC VALUES OF COLORS IN COSTUMES IN DIFFERENT HISTORICAL PERIODS 

Dubonosova Elena Alexksandrovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), сandidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Design, popadko73@inbox.ru, +7-495-684-25-30. 

Abstract. The author of the article makes an attempt to determine the place and role of the symbolism of color in a suit in different historical periods. The analysis and comparisons made suggest that the content of a color symbol varies in a certain way depending on the historical and cultural context. The author shows that with the development of civilization, colors lose their sacred meaning and acquire a symbolic meaning. Gradually, the color begins to express social status. The costume acquires pronounced social features: the differences in the clothes of people are sharply marked, determining the person’s belonging to a particular profession. The main conclusion is that colors are used as a link between the object and nature, between nature and man, between man and the Universe. Therefore, when determining the meaning and meaning of color, historical and religious conditions are always taken into account.

Keywords: color symbolism; types of cultures; Christianity; chromatic shades; gray; red; natural dyes; French fashion; canvas.

Одним из самых актуальных вопросов, связанных с символикой цвета в культурологическом осмыслении, остается вопрос о том, почему один и тот же цвет на разных этапах одной культуры и в разных типах культур может означать разное [4, с. 36]. Осмыслить, почему различные культурные системы могут придавать одному и тому же цвету различное значение, особенно важно на примере костюма как наиболее мобильного и чуткого к изменениям феномена предметной культуры.

Наше описание начнем с серого цвета. Значение серого цвета в психологии воспринимается, как успокоительное средство, способное вызывать сон. Серый состоит из трех основных цветов - синего, зеленого и красного - в равных долях. Психологи определяют его как спокойный и нейтральный [1, с. 267-268; 3, с. 22-27] (см. рис. 1).



В древние времена на протяжении долгих лет, серый считался цветом простолюдинов. В христианстве серый цвет символизирует духовное бессмертие и смерть тела. Из того же символизма выходят траурные одежды Востока, сделанные из неотбеленного холста. Ислам считает серый цвет как цвет несчастий и зла. Мусульмане противопоставляют ему цвет зеленый [5,  с. 302-303].

И, тем не менее, серый цвет присутствовал не только в крестьянской одежде, он постепенно продвигается всё выше, пробираясь в костюмы аристократов. Сохранилось предание, что когда король Иоанн после гибели своего брата, знаменитого Ричарда Львиное сердце, занял английский трон, то заказал для своей королевы серую, очень дорогую тунику, отделанную мехом.

В Средние века серый цвет применялся лишь в качестве дополнения. Европейская цивилизация быстро усвоила уважительное к нему отношение и придала благородное звучание серому цвету. Серый с вкраплениями черного получил название «цвет Маренго» (по названию деревушки, в северной части Италии, где жители носили домотканую одежду такого цвета. Цвет Маренго также любила носить королева Ирландии и Англии Елизавета I (см. рисунок 2).

Начиная с эпохи Возрождения и до Рококо, серый цвет в одежде считался самым элегантным и аристократическим цветом - серыми были парча, атлас, бархат. В XVIII в. серый популярен как никогда. В нарядах, париках и аксессуарах серый цвет воздушен, как сама эпоха рококо. Самые изысканные и тонкие оттенки серого цвета казались еще нежнее в сочетании с зеленым, розовым, бежевым, персиковым и голубым.



История свидетельствует, что серо-пепельный цвет вошёл в моду благодаря Марии-Антуанетты, поскольку волосы французской королевы, были серого оттенка, и она отправляла пряди своих волос на фабрики, где по образцам ее волос создавали особый оттенок серого для окраски тканей (см. рисунок 3).



В ХVIII в. изысканность цвета особенно оценили во времена расцвета живописи. На картинах Франческо Сальвиати все краски как бы выцвели и стали более серыми, у Эль Греко серый занял почти всё поле картины, создавая оправу хроматических оттенков. Серый цвет прошёл эволюцию от скучного и тоскливого до роскошного и элегантного. Серый цвет стал цветом изящества, элегантности, благородства. Парики, стенные обои, гобелены и шпалеры — везде можно было заметить множество оттенков серого — серо-голубые, нежно-перламутровые, жемчужные, «цвет голубиной шейки» и т.д.

В ХІХ в. серый цвет в одежде и в интерьере прочно вошел в моду и  не сдавал своих позиций. Для серого цвета создавались новые интересные названия, которые хотелось носить, и это было модным: серебристо-серого цвета было платье нежной, красивой и скромной Джен Эйр - героини знаменитого романа английской писательницы Шарлотты Бронте. В нежном оттенке серо-жемчужного платья она собиралась выходить замуж за мистера Рочестера (см. рисунок 4).



Двум оттенкам серого цвета присвоили названия в честь старейших английских университетов – «Кембридж» и «Оксфорд». Серый цвет, который мог быть и элегантным, романтичным, прочно вошёл в моду и уже никогда не сдавал своих позиций. В его неброской красоте был заложен смысл - привлекать внимание должна не одежда, а лицо (см. рисунок 5).



Красный цвет сопровождал человека ещё с древнейших времен. Его применяли даже в пещерной живописи ледникового периода. Являясь цветом крови, он везде воспринимался агрессивным цветом, родственным огню, символизирующим как любовь, так и борьбу. Красный обозначает также величие и власть. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

В Древнем Египте красный цвет был связан с дьявольским богом Сетом и враждебным змеем Апопом. В папирусах эти имена писались красными чернилами [4, с. 100, 158]. В традиционном христианском искусстве красный был цветом жертвенной крови Христа и мученика, ревностной любви и пламени, Святого Духа. Но красный цвет являлся также цветом ада и дьявола так же, как относящиеся к этой сфере животные, например, лис и белка. В народной символике красный цвет — цвет любви, а также жизни и гнева. Он имеет множество оттенков (см. рисунок 6).



К примеру, оттенок «кардинал» получил своё название из-за того, что в данный цвет были окрашены рясы кардиналов, а в дальнейшем послужил именем для рода птиц. Некоторые из оттенков получили своё название от растений, цветов и плодов, например: «бегония», «малиновый», «арбузный», «томатный». «Фалунская красная» названа в честь медного родника в городе Фалун, который находится в Швеции. Этот цвет хорошо известен своим использованием в наружной покраске деревянных домов и хозяйственных построек в Скандинавии.

Красный является основным геральдическим цветом. Красный цвет в геральдике традиционно символизирует храбрость, смелость, мужество, неустрашимость, право, огонь, теплоту, любовь, великодушие. Красное поле — кровь, пролитая за религиозные или политические идеалы. Часто он символизирует бунт, революцию, борьбу. А у многих племён Африки, Америки и Австралии перед схваткой воины раскрашивали тело и лицо в красный цвет. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

Искусство окрашивать ткани пришло к нам из глубины веков. Примерно за четыре тысячи лет до нашей эры люди уже умели добывать природные красители растительного и животного происхождения (см. рисунок 7).

Ремесленники древнейшей финикийской цивилизации научились получать красный пигмент для окраски ткани из насекомых кермес (разновидность тли), обитавших на листьях дубов. Древние египтяне получали алую краску из головок красно-оранжевых цветов подсолнуха. Древние ацтеки добывали краситель из кошенильного жука, паразитирующего на листьях кактуса. Для ацтеков эта краска имела большую ценность, чем золото, ведь чтобы получить 300 г водостойкого экстракта, была необходима кровь одного миллиона самок этих жучков. Чтобы закрепить цвет, ацтеки смешивали кровь жучков с оловом или алюминиевыми квасцами, иначе краситель не был стойким - ткань линяла после первой же стирки. История моды в красном цвете началась, собственно, с появления первых костюмов.



Только самые знатные и богатые граждане Древней Греции и Древнего Рима (не только из-за достатка, чаще из-за статуса) могли себе позволить носить красные туники и тоги. Античная Греция наделяла бога войны Ареса и бога виноделия Диониса красным цветом. Воины одевали короткие хитоны красного цвета.  Древний Рим наделял своих божеств теми же цветами, что и Греция. Сенаторы носили белую тунику с вертикальной красной полосой, что символизировало статус и власть (см. рисунок 8). В Древней Индии красный символизировал разрушение - Шива-разрушитель наделялся красными тонами.



В Традиционном Китае одежды характеризовались дуалистической системой категорий Инь-Ян. При этом женственная Инь обладала белым, черным, желтым, голубым и пурпурными цветами, тогда как Ян - красным, зеленым и фиолетовым. Также в Китае свадебным цветом является красный. У этого торжества есть и другое название – «красный праздник».

В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, а также трон был именно пурпурного цвета, что вновь говорит нам о красном цвете, как о символе власти, ведь парадные мантии королей чаще всего оказываются ярко-красного цвета в подтверждение статуса. Таким образом, царское облачение способно психологически подавить окружающих. Динамика цветов буквально кричит о могуществе восседающего на троне.

В России X–XIII вв. отмечается белый, красный и сине-голубой цвета женского платья и мужские рубахи белого, красного, синего и зеленого цветов. На Руси красный цвет традиционно являлся цветом свадебной церемонии. Неотъемлемыми деталями наряда был красный букет и красные цветы в венке и фате (см. рисунок 9).

Московская Русь XV–XVII вв. характеризуется белыми одеждами и красным платком женщин. В XVIII в. при Петре I вводятся определенные цвета мундиров для различных родов русских войск: зеленые - пехота, синие - кавалерия и красные - артиллерия.



Европа раннего Средневековья (IX–XI вв.) характеризуется так называемым романским стилем. Мужчины носили красные чулки. Красным цветом одежды наделялся и палач, красный как символ крови и агрессии (см. рисунок 10). В средневековой Европе ткань окрашивали красителем, полученным из марены. Он давал коричневый оттенок и, к тому же, довольно быстро выцветал. Поэтому данный вариант подходил только для одежды простолюдинов. Но красную ткань «скарлетт», что означало «алая», окрашенную дорогим испанским красителем, ценили очень высоко. Короли, кардиналы и богатые европейцы готовы были платить за неё любые деньги.

Эпоха Возрождения в Италии (Флоренция и Венеция XIV-XVI вв.) характеризуется пышными драпировками и тяжелыми тканями красных тонов с весьма частым сочетанием женских плащей пурпурно-красного и голубого цветов, а мужских - винно-красных и изумрудных [6, с. 334] (см. рисунок 11).







В 1500-е гг. испанские конкистадоры привезли драгоценную ацтекскую краску в Европу. И начался самый успешный «красный» экспорт в истории. Несколько столетий испанцы ревниво хранили происхождение красителя в секрете. Это было своего рода финансовой алхимией - хранить тайну, как превратить краску в золото. Алый цвет высоко ценился во всем мире.

В Испании XVI в. нередко можно встретить красный кафтан, черный плащ и белые сапоги. В первой половине XVII в. во французскую моду входят такие парадные цвета барокко как голубой, красный, розовый, желтый и белый у женщин с их дополнением белыми кружевами и рубашкой, а также светло-серым в мужском костюме.

Конец XVIII в. во Франции связан с обновлением всего и вся. В годы революции 1789–1794 гг. происходит постоянная смена мод. Аристократы носят белые одежды, революционеры - красный фригийский колпак. После казни роялистки Шарлотты Корде, убившей Марата, многие женщины-аристократки в знак солидарности с казненной стали носить на шее красное ожерелье или узкую полоску красной материи, которая должна была «напоминать» след от ножа гильотины.

В современной трактовке красный цвет в одежде обязывает к определённому поведению и манере держаться, ведь цвет этот — царственный. Осанка должна быть безупречна, а походка грациозна и величава, иначе в облике будет присутствовать некий диссонанс. Красный цвет – доминирующий, поэтому не следует одеваться в красное, если предстоит доверительная беседа или необходимо расположить кого-то к себе. Красный может утомлять окружающих. Этот аспект следует учитывать при подготовке деловых переговоров [2, с. 33-35].

Таким образом, история цивилизации показывает, что цвета имеют символическое значение. Они используются в качестве связующего звена между объектом и природой, между природой и человеком, между человеком и Вселенной. Поэтому при определении смысла и значения цвета всегда учитываются исторические и религиозные условия.

Список литературы 

  1. Ахмеджанова У. Б. Психология цвета в рекламе // Евразийский научный журнал. 2017. № 6. С. 267-268.
  2. Ильченко С. В., Кивит Е. А., Оришев А. Б. Деловые и научные коммуникации. М.: ООО «Самполиграфист», 2014. 142 с.
  3. Матюшкин В. С. Психология стимулирования потребителей // Маркетинговые коммуникации. 2004. № 1. С. 22-27.
  4. Оришев А. Б. Культурология. Б.м.: ООО «Издательские решения» (Екатеринбург), 2016. 222 с.
  5. Оришев А. Б., Мамедов А. А. О. Ислам в Европе: к истории проникновения // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 6. С. 302-312.
  6. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия XVI век. Сер. Новая история искусства. Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2007.  640 с. 

References

  1. Akhmedzhanova U. B. Psikhologiya tsveta v reklame - Evraziyskiy nauchnyy zhurnal. 2017. no 6. pp. 267-268.
  2. Ilchenko S. V., Kivit E. A., Orishev A. B. Delovye i nauchnye kommunikatsii. M.: OOO «Sampoligrafist», 2014. 142 p.
  3. Matyushkin V. S. Psikhologiya stimulirovaniya potrebiteley - Marketingovye kommunikatsii. 2004. no 1. pp. 22-27.
  4. Orishev A. B. Kulturologiya. B.m.: OOO «Izdatelskie resheniya» (Ekaterinburg), 2016. 222 p.
  5. Orishev A. B., Mamedov A. A. O. Islam v Evrope: k istorii proniknoveniya - Sotsialno-gumanitarnye znaniya. 2014. no 6. pp. 302-312.
  6. Stepanov A. V. Iskusstvo epokhi Vozrozhdeniya. Italiya XVI vek. Ser. Novaya istoriya iskusstva. Sankt-Peterburg: Azbuka-Klassika, 2007.  640 p.

Рецензенты:

Соркин М.М. —  член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».

Работа поступила в редакцию: 25.01.2019 г.