Уваров В.Д., Чираева К.С. Организация искусства таписсерии в городской среде

Образец ссылки на эту статью: Уваров В.Д., Чираева К.С. Организация искусства таписсерии в городской среде // Бизнес и дизайн ревю. 2018.  № 3 (11). С. 11.

УДК 72+745.52

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ТАПИССЕРИИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Уваров Виктор Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», (117997,​ Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36), доктор искусствоведения, профессор, artuwaroff@yandex.ru, 8-909 155-63-25.

Чираева Кристина Сергеевна

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Россия (119071, г. Москва, ул. Малая Калужская, 1), магистр,

Данная статья посвящена проблеме использования искусства таписсерии в организации городской среды. Искусство таписсерии многогранно и рассматривается не только для оформления интерьера, но и для организации в ландшафте и архитектуре города. Основные вопросы данного материала: «Как и какие приемы применяются для организации объекта таписсерии в пространстве города?!». Для поиска решения данной проблемы проведен анализ аналогов работ искусства таписсерии в архитектуре и выявлены общие параметры организации объекта таписсерии в пространственной среде.

Ключевые слова: искусство; таписсерия; арт-объект; способы; техники; материал; архитектура; среда.

ORGANIZATION OF ART OF TAPESTRY IN THE CITY ENVIRONMENT

Uvarov Viktor Dmitrievich

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of arts, Professor, artuwaroff@yandex.ru, 8 909 155-63-25.  

Chiraeva Kristina Sergeevna

Russian State University named after A.N. Kosygina, Moscow, Russia (119071, Moscow Malaya Kaluzhskaya Str., 1), master, kristofin14042014@yandex.ru.

This article is devoted to the problem of the use of the art of the tapestry in the organization of the urban environment. The art of the story is multifaceted and is considered not only for interior decoration, but also for organization in the landscape and architecture of the city. The main questions of this material: "How and what methods are used to organize the object of the tapestry in the city space?". To find a solution to this problem, an analysis of the analogs of the works of the art of the tapestry in architecture has been made and general parameters of the organization of the object of the tapestry in the spatial environment have been revealed.

Keywords: art; tapestry; art object; methods; techniques; material; architecture; environment.

Искусство стенного ковра - область художественного творчества, уходящая своими корнями в Древний Египет и получившая широкое распространение в средневековье, в последние десятилетия XX в. значительно обогатилась новыми средствами выражения, нетрадиционными приемами формообразования, новаторским художественно-образным, философским содержанием. Существует три основных вида таписсерии: плоскостная, объемно – пространственная и энвайронмент. К плоскостной таписсерии относятся ковры, декоративные панно, гобелены и любые другие плоскостные изделия, выполненные в традиционной технике ткачества. Объемная - пространственная таписсерия наиболее обширна, в нее входят не только плоскостные предметы и декоративные изделия, но и функциональные объемные объекты, формы и инсталляции в пространстве [2, с. 4].

В настоящий момент искусство таписсерии развивается и продолжается на новом витке развития. В современной таписсерии мастера художественного ткачества стали применять свое мастерство не только для оформления интерьера. Сейчас, в связи с появлением и развитием новых технологий и материалов, таписсерия все больше трансформируется и эволюционирует в организации городской среды. Городская среда состоит из разных сфер: скульптура, ландшафт, малые архитектурные формы, в том числе и архитектура. Архитектура проектирует и конструирует не только здания и сооружения, но и художественные объекты. Синтез архитектурных объектов и искусства таписсерии являются одним из методов организации городской среды, который создает эстетический вид, единый художественный образ и целостную композицию всего пространства. Такое объединение двух направлений способствует возникновению не только новых средств; техник, способов и методов плетения, но и формирует различные виды и течения в искусстве [1, с. 991].

Использование таписсерии в городской среде многие таписьеры применяют по-разному. Однако все объекты таписсерии создаются по определенным общим параметрам. Для выявления этих специфик искусства таписсерии были исследованы аналоги архитектурных арт-объектов, форм и сооружений, применение искусства таписсерии в пространстве. Проведен анализ следующих работ: серпантинский павильон «Селгаскано»; «лесной павильон», Тайвань; «эфемерные павильоны», Лакосте; исследовательский проект «Архитектура будущего». Творческие работы анализировались по следующим особенностям: идея, структура работы; применяемый материал; техники и способы плетения таписсерии; формообразование объекта; образование объекта в городской среде.

Серпантинский павильон «Селгаскано». Серпантинский павильон Селгаскано представляет собой разноцветное пластиковое убежище. Павильон с двойным покрытием и секретными коридорами создает впечатление пространственного света, в котором совершается кругосветное путешествие и, где туннели обеспечивают доступ во внутреннее пространство. «Мы искали способ дать общественности возможность испытать архитектуру с помощью простейших элементов: структура, свет, прозрачность, тени, легкость, форма, чувствительность, изменения, цвет и материалы», - объяснили архитекторы, когда они представили серпантинский павильон в Гайд-парке [3, с. 28].

В данной работе применяется искусственный материал, что способствует существованию материала при воздействии на него внешних воздействий окружающей среды. В работе используются такие материалы, как железо (основание и корпус конструкции), пленка ПВХ (поливинилхлорид), лента (прозрачная полиэфирная).

Рассматривается три способа таписсерии: первый способ «плетения» основан на «двустороннем» переплетении цветных лент, без основания; второй способ «синтеза» выполняется наложением и переплетением лент и пленки вместе; третий способ «симбиоз» ориентирован на наложении двух слоев друг на друга: слой «плетения» ленты и слой пленочного покрытия.

Структура конструкции объекта состоит из четырех коридоров, основания и корпуса конструкции. Вся конструкция установлена на одной несущей плоскости в пространстве городской среды.

Колористика всего объекта играет на контрастах теплых и холодных тонов. В одной части конструкции смешиваются оттенки желтого, лимонного, персикового, оранжевого и красного оттенка, в другом оттенки холодного зеленого и синего.

«Лесной павильон», Бруклин. Лесной павильон - это затененная встреча и место для выступлений для посетителей леса Да Нонг Да Фу и Эко-Парк в Хуаляне. Павильон организован в двух кольцах вокруг небольшого открытого театра, с петлей деревянного настила, служащего местом для сидения или круговой сценой, состоит из одиннадцати сводов. Своды установлены во внутреннем и внешнем кольце павильона, и выполнены способом «плетения» таписсерии, в технике «наложения» [4].

Павильон построен из основного материала – дерево (бамбук), который обладает натуральным «бежевым» оттенком дерева. Конструкция имеет основной модуль «арочной» формы и образует ее за счет «механических» свойств бамбукового материала: «прочность», «эластичность», «упругость». Земля является основной несущей плоскостью образовании конструкции «лесного павильона» в ландшафтной среде.

Эфемерные павильоны, Лакосте. Павильоны эфемерной структуры, заказаны Колледжем Искусств и Дизайна в качестве места проведения мероприятий возле их кампуса в Лакосте во Франции. Павильоны, построенные архитекторами и группой учеников, стали основным местом для публичных собраний небольшого города, где были организованы концерты, выставки и церемонии [5].

Структурная сеть из белых пластиковых труб, соединенных друг с другом и растянутых алюминиевыми ошейниками треугольной формы, вышла из стен известняка и террас холма Лакоста. 50 километров струны прорезали через решетку, чтобы создать качающиеся корпуса, изменяя степень натяжения струны. Различная степень натяжения струны создана, чтобы реагировать на ветер несколькими способами: от ритмических колебаний до быстрой ряби на его поверхности, издававшие звуки. Таким образом, местные ветры придавали форму постоянно мутирующим структурам [5].

Эфемерные павильоны выполнены из материалов: пластик (полипропиленовые трубы), металл (алюминий), нихромовые струны. Рассматривается два способа таписсерии: «симбиоз» и «плетение». Способ «симбиоза» таписсерии выполняется имитации «плетения» струн, за счет наложения слоев друг на друга. Другой способ «плетение» выражается в технике «шов вперед иголкой», где вышивка выполняется струной на пластиковой трубе. В работе используется основной белый цвет. Вся конструкция установлена на одной плоскости, без основания.

Исследовательский проект «Архитектура будущего». Исследовательский проект демонстрирует архитектурный потенциал нового метода строительства. Архитекторы и инженеры Штутгартского университета в сотрудничестве с членами отделов Института вычислительного проектирования и Института структурного строительства и конструктивного проектирования сотрудничают с биологами и палеонтологами в данной исследовательской программе, ориентированной на главный вопрос: как можно воссоздать световые структуры природы через архитектуру? Вдохновленные в основном в виде определенных животных и поддерживаемые такими инструментами, как робототехника, члены этого института построили архитектурные павильоны, которые копируют операцию и принципы различных природных систем [6].

Один из исследовательских павильонов, основан на экзоскелете омара, который состоит из слоев хитина, азотсодержащего углевода, покрытых белками. Самые последние павильоны являются из материала углеродного волокна, основанные на структуре оболочки жука. Структура павильона жука производится роботизированной системой, предназначенной для измерения, чтобы создать серию модульных волокон, имитирующих крылья и живот насекомого. Это морфологическое исследование строения и формы животного перетекает в структуру построения и принципы дизайна павильона. Исследовательский проект рассматривает способ «плетения» таписсерии в технике «полотняного» переплетения из углеродного волокна (белый, черный оттенок). Все конструкции состоят из основания и металлического (железо) каркаса. Результат впечатляюще прост, а этот процесс является примером биомимики, применяемой к архитектуре.

Проанализировав работы зарубежных и отечественных архитекторов и дизайнеров, выявлены: этапы разработки объекта таписсерии: разработка концепции, изготовление эскизов, выбор техники изготовления искусства таписсерии, выбор материала, изготовление объекта таписсерии в материале (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Этапы разработки арт-объекта искусства таписсерии

Основные способы изготовления искусства таписсерии: плетение, симбиоз, синтез (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Способы изготовления искусства таписсерии

Специфика организации объекта таписсерии в ландшафте городской среды: объект среды, материал объекта среды, изготовление искусства таписсерии, организация объекта среды (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Специфика организации арт-объекта таписсерии в ландшафте

городской среды

Обращаясь к одному из видов искусств текстиля (fiberarts) к искусству таписсерии (taрestrу), мы рассмотрели его как многокомпонентную структуру, синтезирующую в себе воздействия других видов художественной деятельности, связанных как с традиционными средствами выражения образа, так и новыми методами, и художественными приемами. Нам представляется, что интеграция с другими видами творчества является принципиально значимой для современной теории и практики этого вида искусства потому, что значительно обогатила таписсерию новыми средствами выражения, нетрадиционными структурно-пластическими приемами, неординарным художественно-образным и философским содержанием. Тем не менее искусство таписсерии несет в себе не только различные способы и техники изготовления «гобелена», но и включает в себя разные сферы науки и направлений искусств, поэтому симбиоз архитектуры и искусства таписсерии может выступать как «целое» течение, основанное на конструировании и проектировании объектов в городской среде.

Список литературы 

  1. Газинова А.Т. История развития ткачества от гобелена до таписсерий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1(4). С. 991.
  2. Уваров В.Д. Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 22 с.
  3. Уваров В.Д. Таписсерия как «модель» общих закономерностей развития мирового искусства // Дизайн и технологии. 2017. № 59 (101). С. 28.
  4. Серпантинский павильон «Селгаскано».
  5.  

References 

  1. Gazinova A.T. Istoriya razvitiya tkachestva ot gobelena do tapisseriy - Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2015. T. 17. № 1(4). p. 991.
  2. Uvarov V.D. Avtorskaya tapisseriya v kontekste mirovogo khudozhestvennogo protsessa. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora iskusstvovedeniya. M., 2000. 22 p.
  3. Uvarov V.D. Tapisseriya kak «model» obschikh zakonomernostey razvitiya mirovogo iskustva - Dizain i tekhnologii, 2017, no. 59 (101), p. 28.
  4. Serpantinskii pavilon "Selgaskano", URL: https: www.archdaily.com/644498/first-images-revealed-of-selgascano-s-serpentine-pavilion-in-progress (data obrascheniya: 21.02.2018).
  5. Lesnoi pavilon, URL: http: www.architectmagazine.com/awards/annual-design-review/forest-pavilion_o, (data obrascheniya: 02.03.2018).
  6. Efemernaya arkhitektura, URL: https: www.archdaily.com/4608/windshape-narchitects - Referral (data obrascheniya: 03.03.2018).

Рецензенты:

Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств Института бизнеса и дизайна.

Соркин М.М. -  член Московского союза художников,  АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Работа поступила в редакцию: 28.05.2018 г.